Перечень льгот, предусмотренных для железнодорожников и их родственников, приведен в коллективном договоре (гражданин подписывает его при трудоустройстве в ОАО «РЖД»). Положения договора действуют до конца 2019 года, далее потребуется их пересмотр и составление нового списка преференций для сотрудников. В документе также приведены особые гарантии компании, на какие вправе рассчитывать почетный железнодорожник: льготы, надбавки, выплаты.

«Почетный железнодорожник»: льготы

Виды льгот работникам РЖД

Объем преференций, предоставляемый сотруднику, зависит от рабочего стажа, заслуг, трудовых условий, семейных обстоятельств. Договор учитывает риск возникновения таких ситуаций, как производственная травма, инвалидность или гибель железнодорожника. Категории преференций зависят от объема предоставляемых предприятием социальных гарантий.

Таблица 1. Виды льгот железнодорожникам

Виды Описание
Социальный пакет Затраты на преференции полностью несет предприятие, для сотрудников и их родных они предоставляются безвозмездно
Соцпакет с долевым участием Предоставляемые блага оплачиваются совместно: одну часть затрат покрывает организация, другую — их получатель
Компенсируемый соцпакет Расходы несет сотрудник или пенсионер, затем они полностью возмещаются за счет предприятия. При этом работник заранее «заказывает» услуги на будущий год в рамках обозначенного бюджета

Получателями льгот выступают:

  • железнодорожники;
  • их несовершеннолетние дети;
  • нетрудоустроенные пенсионеры.

ВНИМАНИЕ! Если человек уволен до назначения ему трудовой пенсии, он теряет право на преференции от РЖД.

Реализацию положений коллективного договора контролирует профсоюз — Роспрофжел.

Особенности льгот почетным железнодорожникам

Знак «Почетный железнодорожник» считается основным поощрением для работников данной отрасли. Он выдается лучшим сотрудникам за выдающиеся заслуги и достижения, внедрение новых технологий, повышение прибыльности предприятия, содействие безопасности движения и перевозок и так далее. При этом возможно неоднократное награждение знаком отличия.

Награда «Почетный железнодорожник»

Звание обеспечивает своих обладателей обширным списком преференций и привилегий. Стандартные льготы гарантируются отмеченным сотрудникам в увеличенном размере. Также предусмотрены дополнительные преференции работнику (или пенсионеру) и его родным:

  1. Ежегодные безвозмездные поездки в одну сторону и обратно в вагоне СВ. Преференция доступна, если почетный сотрудник трудится на ж/д, переведен в общественную организацию в составе данной отрасли. Правом на льготу также обладают пенсионеры-железнодорожники, если работают в иных сферах деятельности. Возможна замена льготы на безвозмездные поездки одного гражданина на протяжении года на пригородных и местных поездах до 200 км общего пути следования.
  2. Покупка билетов для себя и родных вне очереди. Также почетные сотрудники вправе быть первыми на обслуживание в различных отделениях вокзала: камерах хранения, сервисных центрах и так далее.
  3. Внеочередная установка телефона в квартирах, которые относятся к ж/д АТС.
  4. Почетным железнодорожникам первым положены блага, обозначенные в коллективном договоре (путевки на курорт, ремонт жилья из имущественного фонда предприятия, получение садового участка и так далее).
  5. Свободный доступ в учреждения железнодорожного транспорта в рабочее время при предъявлении удостоверения к награде.
  6. Увеличение выплат, по сравнению с другими сотрудниками. Предприятием предусмотрено единовременное вознаграждение за добросовестную работу, которое составляет от 3 до 6 окладов в месяц. Для почетных работников оно повышено в 2 раза. Корпоративная пенсия для этой категории сотрудников увеличена на 20%, дважды награжденных — на 40%.

ВНИМАНИЕ! На величину пенсионных выплат от государства знак почета не влияет.

При гибели сотрудника и присвоении ему звания посмертно, льготами наделяются его дети младше 18 лет.

Видео — О знаке «Почетный железнодорожник»

Социальная ответственность организации

Меры поддержки, разработанные организацией, направлены на защиту сотрудника и его родственников. РЖД опирается на Кодекс №2188р от 20.10.2008 года.

Пункт 3. Основные принципы корпоративной социальной ответственности (№2188р)

Обязательства организации перед сотрудниками:

  1. Если человек скончался от трагической случайности при выполнении служебных обязанностей, его детям до 24 лет оплачивается образование (первичное) в колледжах или ВУЗах. Также ребенку предоставляется возможность посещать детский сад предприятия. Родным оказывается поддержка при приобретении или строительстве жилплощади.
  2. Пострадавшим от теракта при осуществлении профессиональной деятельности оплачивается лечение и восстановление.
  3. Для сотрудников обеспечивается деятельность объектов соцсферы, здоровьеохранных учреждений и образования. Работникам этих заведений также полагаются преференции.
  4. Для поддержки и пополнения кадрового состава организацией предусмотрено строительство жилья для сотрудников.
  5. Для трудящихся в сложной климатической среде разрабатываются доплаты и льготы.
  6. Развитие физкультуры и спорта в организации, поддержка здорового и активного образа жизни. Для этого выделяется от 250 до 300 рублей в год на человека.
  7. Регулярные культурные, корпоративные мероприятия. Для этого выделяется 680 рублей на сотрудника в год.

Трудовые льготы

Гражданин при устройстве на любую должность в РЖД получает набор преференций и гарантий. При этом объем предоставляемых благ зависит от рабочих условий, стажа, личных заслуг и достижений. При длительном трудовом сотрудничестве и по мере продвижения по службе количество преференций от предприятия увеличивается.

По организации труда и развитию профессионального потенциала

Льготы направлены на создание оптимальных и эффективных рабочих условий, увеличение профессионализма сотрудников.

В список льгот входят:

  1. Оплата учебы в ВУЗе, колледжах, курсов подготовки и переквалификации. При этом человек может зачисляться на заочное отделение во избежание отрыва от профессиональной деятельности. Дважды в год предприятие покрывает затраты на поездки к месту обучения и назад (в плацкарте). При получении образования в рабочий период величина зарплаты сохраняется, в свободное время — устанавливается по тарифу за час обучения, как за профессиональную деятельность (часть оклада за час труда).
  2. При потребности сотрудника в жилье ему предоставляют площадь из имущественного фонда организации. Затраты по найму полностью компенсируются РЖД.
  3. При призыве в армию после ухода в запас работник заново зачисляется в штат (в срок до 3 месяцев). При этом ему начисляется помощь — 4600 рублей.
  4. Содействие и помощь молодежи при профдеятельности на Крайнем Севере. Для женского пола предусмотрена 36-часовая неделя работы. При этом оклад сохраняется в полном объеме. Укороченная рабочая неделя предоставляется всем сотрудникам, занятым сложными и рискованными видами деятельности.
  5. Недопустимы сверхурочные работы более 24 часов ежемесячно или 120 часов ежегодно.
  6. Недопустимо сократить обоих супругов, работающих в РЖД. Исключением выступает ликвидация филиала.
  7. Сотрудники, недоработавшие до пенсии 2 года и менее со стажем свыше 20 лет, имеют приоритет при кадровом сокращении.
  8. Командировки длительнее 40 дней возможны только с согласия железнодорожника.
  9. Ежегодно человеку гарантирован оплачиваемый отпуск сроком 28 дней. Для инвалидов период увеличивается до 30 дней, для молодежи до 18 лет — до 31 дня, при сложных рабочих условиях прибавляется 2 недели.

Предприятием предусмотрен отпуск 14 дней сверх положенной нормы для:

  • родителей 2 детей и свыше до 14 лет или ребенка-инвалида до его совершеннолетия;
  • одиноких матери или отца, воспитывающих малышей до 14 лет.

ВНИМАНИЕ! При неиспользовании времени междусменного отдыха при проведении летних работ на путях оно компенсируется предоставлением дополнительных дней отдыха. Отгулять их нужно до 31 декабря настоящего года либо этот период оплачивается, как сверхурочный труд.

Положения договора о трудовых обязательствах организации

По оплате труда

Социальные меры направлены на сохранение стабильного уровня зарплаты сотрудников с учетом изменения финансового положения в стране. Перечень льгот:

  1. Индексация дохода работника, основанная на показателях инфляции, представленных Центробанком РФ. Также предусматривается рост зарплаты при повышении финансовой эффективности деятельности предприятия.
  2. Выплата зарплаты дважды в месяц (по 50% каждые 2 недели).
  3. Обслуживание зарплатной карты банка осуществляется предприятием. При этом работник может сменить кредитное учреждение. Тогда он самостоятельно несет расходы по обслуживанию карты.
  4. При выполнении служебных обязанностей на Крайнем Севере предусмотрены доплаты, компенсации, районные коэффициенты.
  5. Во время праздников сотрудникам дополнительно начисляется по 75 рублей за каждый нерабочий день.
  6. Допускается организация дежурства сотрудника на дому (с возможностью выйти на службу) или в спецобустроенном помещении, в купе вагона. При этом сотрудник не имеет права отлучаться с места службы. При расчетах 1 час дежурства определяется как 0,25 часа рабочего периода (в спецоборудованной комнате) или как 0,75 часа в купе.

По охране труда

Предприятие заинтересовано в обеспечении оптимальных условий занятости для сотрудников с целью увеличения производительности их деятельности. Преференции по охране труда включают:

  1. Предоставление спецодежды, включая обувь, личные защитные средства.
  2. Регулярные медосмотры. При этом затраты на поездку и проживание несет предприятие.
  3. Для задействованных во вредных видах деятельности предоставляется молоко, иные продукты или выплачивается компенсация.
  4. Реализация программ по введению технических средств для сокращения риска травматизма, обеспечение сотрудников питьевой водой, особенно при увеличенной температуре окружающей среды.
  5. Безвозмездное горячее питание для трудящихся на путевых ремонтных, аварийных работах, на ликвидации ЧС, локомотивным бригадам.
  6. Проведение производственной физкультуры (по возможности и желанию человека).
  7. При приобретении инвалидности в результате работы предусмотрена разовый платеж.

ВНИМАНИЕ! Компенсация не предоставляется в случае пребывания сотрудника под действием алкоголя и наркотических препаратов.

Таблица 2. Размер выплат при получении инвалидности

Присвоенная группа Компенсация (в средних заработках за месяц)
1 9
2 6
3 3
  1. При гибели сотрудника разовая выплата семье составит 24 оклада. Если получателей несколько, компенсация делится на всех в равных частях.
  2. Каждому ребенку скончавшегося предусмотрены ежемесячные выплаты по 3500 рублей до 18 лет. Если дети учатся в заведениях ж/д транспорта, период увеличивается до 24 лет.

Социальные гарантии работникам и членам их семей

Льготы предприятия часто распространяются не только на самих железнодорожников, но и их близких. Преференции позволяют сэкономить на обширном списке затрат.

Льготы для почетных железнодорожников распространяются и на их семьи

В него входят:

  1. Персоналу и их детям до 18 лет (при учебе в ж/д учреждениях — до 24 лет) предоставляются безвозмездные ж/д поездки к образовательным заведениям, месту работы, проживания, лечения и обратно. Таким же правом наделен ребенок до 18 лет скончавшегося на службе родителя. Работник может оформить отказ от права безвозмездных поездок и передать его ребенку, учащемуся очно в железнодорожных заведениях. Студенты до 24 лет, обучающиеся на заочном отделении, могут 2 раза ежегодно безвозмездно ездить в место учебы и назад (плацкартом).
  2. Трудящимся на Крайнем Севере и их детям до 18 лет предлагается право безвозмездных поездок к месту отпуска и назад произвольным видом транспорта, кроме такси. При использовании личного автомобиля расходы покрываются по меньшим затратам (оценивается краткий путь).
  3. Бесплатная медпомощь в частных заведениях предприятия в соответствии с региональными программами ОМС.
  4. При согласовании отпуска возможно ежегодно претендовать на финансовую помощь. Ее величина устанавливается индивидуально.
  5. Молодоженам и гражданам, ставшим родителями, гарантируется 5 дней отпуска с оплатой. Если родственник сотрудника скончался, ему предоставляется 3 дня отдыха.
  6. Предоставление 1 дня отгула в День знаний (1 сентября), но без сохранения оплаты.
  7. При гибели гражданина на службе из-за трагической случайности или травмирования, его близким выплачивается сумма на погребение — 23 тысячи рублей.
  8. Помимо госпособия, положенного при рождении ребенка, предприятие дополнительно выплачивает 4600 рублей (в том числе при усыновлении).
  9. Женщинам в декрете полагаются платежи по беременности и родам сверх государственных, чтобы совокупный доход матери равнялся среднемесячной зарплате.
  10. В декрете мать получает выплату 4600 рублей на ребенка от 1,5 до 3 лет, даже при условии наличия старших детей. При рождении 2 и более малышей платежи осуществляются на каждого до их трехлетнего возраста.
  11. При увольнении работнику положена компенсация (за добросовестный труд), назначение и величина которой зависит от причины ухода, стажа, пола. Она составляет от 1 до 6 среднемесячного дохода, для почетных железнодорожников сумму увеличивают в 2 раза.

Соцпакет с долевым участием

Блага предоставляются на частично безвозмездной основе. Одну долю затрат несет предприятие, другую — работник. В список преференций входят:

  • возможность присоединения к НПФ «Благосостояние»;
  • лечение, курортно-оздоровительные мероприятия, отдых в филиалах предприятиях.
  • обучение детей сотрудников в частных учреждениях. Для оформления требуется заявление от родителей и направление от РЖД.
  • финансовая поддержка (займы, субсидии) на покупку или строительство жилья.
  • компенсация посещений физкультурных секций (300 руб. ежегодно), спорт и фитнес-клубов (до 20 тыс. в год).

Льготы неработающим пенсионерам

Проведенная пенсионная реформа не коснулась сроков выхода на заслуженный отдых железнодорожников-льготников. Увеличение возраста коснулось только тех категорий лиц, кому не положена досрочная пенсия.

Работники РЖД-льготники обладают преимуществом перед остальными в пределах 10 лет

Поскольку у многих сотрудников предприятия сложная и ответственная работа, требующая значительных затрат сил и здоровья, они имеют социальную привилегию — досрочный выход на пенсию.

ВНИМАНИЕ! Не все работники РЖД — льготники. Ранний уход на отдых доступен тем гражданам, кто попадает под положения ст. 30 ФЗ №400.

В этом же законе приведены критерии отправки железнодорожников на льготную пенсию. Показатели отличаются, исходя из пола сотрудника, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть не менее 30.

Таблица 3. Параметры оценки для назначения досрочной пенсии

Показатель Мужчины (лет) Женщины (лет)
Возраст 55 50
Общий стаж 25 20
Особый стаж (спецстаж) 12,5 10

Для назначения предприятием льгот неработающим пенсионерам, определения их количества и объема важен стаж работы в организации. Однако этот показатель не берется во внимание, если уход связан с присвоением инвалидности из-за травмирования при исполнении служебных обязанностей, с профпатологией или с иным обстоятельством, произошедшим не по вине работника. В перечень льгот входят:

  1. Бесплатный проезд пенсионера и его ребенка до 18 лет (одного) на ж/д транспорте (купе) до места назначения и обратно — стаж должен составлять от 20 лет.
  2. Медицинская помощь в частных учреждениях организации при условии прикрепления гражданина к этим заведениям. Также пенсионерам бесплатно изготавливаются и ремонтируются зубные протезы. При невозможности оказания таких услуг учреждениями компании их можно получить в муниципальных заведениях, при этом РЖД компенсирует затраты. Такие льготы возможны для пенсионеров со стажем от 10 лет (при выходе на пенсию до 01.01.2017) или от 20 лет (при уходе после 01.01.2017 года).
  3. Ежемесячная помощь гражданам Героям СССР, РФ, Социалистического Труда, награжденным орденом Славы, Трудовой Славы 3 степеней в размере 7500 рублей. Средства выделяет Благотворительный фонд «Почет».
  4. В случае смерти пенсионера предприятие выплачивает близким или иным лицам, занимающимся похоронами, компенсацию 6900 рублей.
  5. Курортно-оздоровительные услуги за счет организации (до 5% общего числа путевок).
  6. Компенсация приобретения бытового топлива (по потребности и согласованию с профсоюзом).
  7. Материальная помощь ветеранам ВОВ к празднику Победы. Величина определяется решением компании.
  8. Выплаты за преданность организации. Сумма устанавливается, исходя из стажа работы (до 5-кратного оклада).
  9. Вышедшие на пенсию до 01.01.08 и не получавшие государственные выплаты, ежемесячно получают финансовую поддержку, величина которой определяется организацией.

Льготы, предоставляемые железнодорожникам, выступают мерой сохранения и пополнения кадрового состава РЖД. Гарантии и системы поощрений предприятия привлекают молодежь, дают стимул к обучению и саморазвитию в профессии. Целевые программы и льготы позволяют продолжить трудовую династию поколений железнодорожников.

– Правда ли, что за задержку выплаты отпускных и расчета при увольнении положена компенсация?
Василий ДАНЬКО
Абакан

    – О времени начала отпуска работники извещаются не позднее чем за две недели (статья 123 Трудового кодекса РФ). Оплата отпуска должна производиться не позднее чем за три дня до его начала (статья 136 Трудового кодекса РФ). При нарушении работодателем установленного срока оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель согласно статье 236 Трудового кодекса РФ обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
    Яков КАРПЕЕВ,
    зав.юридическим отделом –
    главный правовой инспектор труда Роспрофжела

– Отработав 13 лет машинистом компрессорной установки, ушел на пенсию в 1990 году. До 2006 года мне как пенсионеру давали твердое топливо (уголь), а теперь отказали. Почему?
Владимир ШАНЬШИН
Алтайский край

    – Согласно п. 6.2.3. Правил выдачи бытового топлива, утвержденных в ОАО «РЖД» от 29.12.2005 г., и п. 7.2.1. Порядка обеспечения энергетическим углем структурных подразделений дороги бытовым топливом работников и неработающих пенсионеров, утвержденного приказом начальника Западно-Сибирской железной дороги от 18.07.2006 г. № 162-Н, право на получение бытового топлива имеют неработающие пенсионеры, ушедшие на пенсию из организаций федерального железнодорожного транспорта при стаже для мужчин не менее 15 лет.
    Александр КУРИЛЕНКО,
    зам.начальника ЗСЖД

– Мой отраслевой стаж – 21 год, но ушла на пенсию не из железнодорожной организации. Могу ли я рассчитывать на материальную помощь от дороги?
Мария ПАВЛОВА
Ростовская обл.

    – Обязательным условием для предоставления социальных гарантий неработающим пенсионерам, в том числе и оказания ежемесячной материальной помощь через Благотворительный фонд «Почет», кроме длительного стажа работы, является увольнение в связи с уходом на пенсию непосредственно из ОАО «РЖД» или организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал компании. Лицам, уволенным из организаций, ранее входивших в систему федерального железнодорожного транспорта, а впоследствии переданных в ведение других федеральных и территориальных органов исполнительной власти, муниципальным органам субъектов РФ, а также вышедшим из ведомственной структуры железнодорожного транспорта в связи с акционированием (приватизацией), либо преобразованных в хозяйствующие товарищества и общества, социальные гарантии по коллективному договору ОАО «РЖД» не предоставляются.
    Андрей БЫКОВ,
    начальник департамента
    социального развития ОАО «РЖД»

– Живем в дорожном общежитии. Кто и каким образом устанавливает плату за жилищно-коммунальные услуги?
Е.МЕРЕНКОВА,
Н.КУРЕЕВ,
всего 84 подписи
Липецкая обл.
– Руководством ОАО «РЖД» в апреле 2006 года принято решение установить ставки за пользование (наем) специализированным жилым помещением компании в размере ставок по договорам социального найма в соответствующем субъекте РФ или муниципальном образовании.
По фактическим затратам работники ОАО «РЖД» производят оплату за услуги и работы по управлению, содержанию и текущему ремонту, а также коммунальные услуги.
Наниматели такого жилья, не связанные трудовыми отношениями с железнодорожным транспортом, производят оплату за пользование жилым помещением, а также содержание и ремонт по фактическим затратам с установленной нормой рентабельности.
В соответствии со ст. 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года жилые помещения в общежитиях приватизации не подлежат.
Вячеслав ЛЕВШИН,
первый заместитель начальника Управления объектов технологического и коммунального назначения
ОАО «РЖД»
– Как должно компенсироваться сверхурочно отработанное время?
Петр КОВАЛЕНКО
Читинская обл.
– Оплата труда работников отрасли за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) осуществляется за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы – в двойном.
Для работников с суммированным учетом рабочего времени в полуторном размере оплачивается время сверхурочной работы, которое не превышает двух часов за каждую рабочую смену по графику сменности в данном учетном периоде, остальные часы – в двойном размере.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха.
Начисление премии производится на тарифную ставку за фактически отработанное время. На доплаты за сверхурочную работу премия не зачисляется.
При расчете средней заработной платы из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работнику предоставлялись отгулы в связи с работой за сверхурочную работу.
Сергей ЖЕЛЕЗНОВ,
заместитель председателя ЦК профсоюза

Знак «Почётный железнодорожник» даёт своим обладателям – работникам и пенсионерам ОАО «РЖД» – множество привилегий и льгот. Недаром эту награду труженики стальных магистралей считают главным поощрением. Положение о «Почётном железнодорожнике» появилось в 1934 году.
Изначально предполагалось, что награда не будет «формальностью» – значком, который дают всем без исключения за выслугу лет. Знак должен явиться особой наградой для лучших ударников железнодорожного транспорта. Права на получение его удостоится лишь тот, кто ударной работой, безукоризненной дисциплиной в течение ряда лет на каком-либо участке заслужит представление профорганизацией на получение знака.

Знак носится на правой стороне груди выше других наград ОАО «РЖД», МПС СССР и МПС России, таких как «За безупречный труд на железнодорожном транспорте» (различают знаки, вручаемые за 20, 30 и 40 лет работы), «За безопасность движения», «За заслуги в развитии ОАО «Российские железные дороги» 1-й и 2-й степени.

Первым почётным железнодорожником в 1934 году стал диспетчер Грозненского отделения Северо-Кавказской дороги Семён Кутафин, который разработал систему оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов.

Сегодня награда официально называется «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги». Чтобы претендовать на неё, работник компании должен, например, разработать или внедрить новую технологию, метод, устройство или придумать способ повысить прибыльность ОАО «РЖД». Знаком отмечаются также и самоотверженные действия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, сохранением жизни пассажиров и грузов.

Работники дочерних обществ РЖД также могут получить звание за особые заслуги. Знака могут удостоиться сотрудники, чей стаж работы в отрасли составляет не менее 25 лет или не менее 20 лет, из которых 10 и более лет кандидат трудится на должности, связанной с обеспечением безопасности движения. В дочерних обществах стаж должен быть не менее 25 лет.

Награждение знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» производится обычно не ранее чем через три года после награждения именными часами главы компании или одним из знаков «За безупречный труд на железнодорожном транспорте».

Знак «Почётный железнодорожник» можно получить не раз. Среди дважды «почётников» – старший советник президента компании Валентин Гапанович, генеральный директор АО «Институт экономики развития транспорта» Фёдор Пехтерев, начальники дорог Анатолий Володько, Виктор Попов, Анатолий Регер, Владимир Голоскоков. А трижды «почётников» за всю историю существования знака можно пересчитать по пальцам. В их числе инженер Виктор Балашенко (изобретатель первых путевых машин), машинист Иван Блинов (он внёс более 60 рационализаторских предложений, которые принесли годовую экономию более 100 млн руб.).

Знак «Почётный железнодорожник» всегда давал своему обладателю особые привилегии и льготы. Награждённые знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» имеют право на бесплатный проезд в вагоне СВ один раз в год (туда-обратно), РЖД могут заменить эту льготу на годовой бесплатный проезд в пригородных электричках на расстояние до 200 км по двум и более направлениям. Обладатели знака без очереди могут купить билеты для себя и своих близких в кассах, они без очереди обслуживаются в сервис-центрах, комнатах отдыха, камерах хранения и других подразделениях вокзалов.

Льготы связаны не только с проездом и обслуживанием. «Почётники» имеют право на первоочередную установку телефонов в жилых домах, которые обслуживают железнодорожные АТС. При прочих равных условиях именно им в первую очередь предоставляют льготы, предусмотренные действующим Коллективным договором. Например, это касается путёвок в санатории.

Размер единовременного поощрения за добросовестный труд (сумма зависит от стажа работы в компании и колеблется от трех до шести среднемесячных окладов) для почётных железнодорожников увеличен на 50%. Обладатели знака получают повышенную (на 20%) корпоративную пенсию. У дважды награждённых размер корпоративной пенсии увеличивается на 40%. Правда, на размер государственной пенсии отраслевая награда не влияет.

Если железнодорожник награждается знаком посмертно, то всеми перечисленными льготами пользуются все находившиеся на его иждивении дети в возрасте до 18 лет.

Знак «Почётный железнодорожник» сохранился и в странах СНГ. Однако льготы, которые получает «почётник» в России, не распространяются за пределы страны. Всего с 2003 года было награждено 5670 работников компании. А с 1934 года знак получили более 168 тыс. человек.

В 1934 году была утверждена новая ведомственная награда. Называлась она значок «Почётному железнодорожнику». Произошло это 13 мая 1934 года. Первым награждённым этой наградой стал поездной диспетчер Грозненского отделения Северо-Кавказской железной дороги Семён Васильевич Кутафин (1902-1987). Как гласил приказ НКПС Семён Васильевич был награждён » за разработку новой системы прицепления и отцепления вагонов, организацию труда кондукторов и дежурных по станции и другие новшества, внедрённые всеми железными дорогами СССР «. В том же 1934 году Семён Кутафин был награждён орденом Ленина. С 1937 по 1944 год Семён Кутафин был начальником Южной железной дороги. В 1943 году был удостоен звания Героя Социалистического труда, затем ещё двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Трудового Красного знамени и медалями. В 1946 году перешёл на работу в аппарат МПС.

С появлением значка «Почётному железнодорожнику» начался качественно новый этап в наградной системе отрасли. Значком (а затем, с 1964 года, знаком) награждали за наивысшие и стабильные результаты труда, разработку и внедрение достижений науки, техники и прогрессивной технологии. Отмечали также и за самоотверженные действия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, сохранением жизни пассажиров, целостности грузов, багажа и другого вверенного имущества.

Значок представлял собой овал, верхняя часть которого Красное знамя с надписью «Почётному». В центре значка изображён паровоз. Нижнюю часть значка опоясывала декоративная лента с надписью «железнодорожнику». Значок был покрыт красной и белой эмалями.

За первые 50 лет с момента учреждения знака «Почётному железнодорожнику» им были награждены 115835 человек. Имелись даже многократные награждения: несколько человек были дважды награждены, трижды награждены электромеханик Рубцовской дистанции сигнализации и связи Западно-Сибирской железной дороги Кузьменко, рационализатор депо Барабинск П. Мухин, машинист локомотивного депо Депальцево-Сортировочное Василий Яковлевич Дубина, инженер-путеец Виктор Харитонович Балашенко.

Со временем неоднократно менялся облик награды. Значок «Почетному железнодорожнику» № 1 был размера 22 х 33 мм, выполнен из серебра 916 пробы. Накладные части значка – паровоз, знамя, ленточка, колосья, звездочка – золотые. Затем знак стали делать только серебряный, оставив при этом первоначальный размер, так называемый фрачный вариант. Этот размер просуществовал всего до 1936 года, производили этот знак на фабрике ВСЕКОХУДОЖНИК. Знаков этого размера всего около 4300 шт. Затем, в 1936 году, эта же фабрика выпустила новый вариант знака с размером 45х30 мм, знак был из серебра 916 пробы, она стояла на самом знаке. Позже знаки из серебра стали делать на собственном производстве из серебра 875 и 916 пробы. Всего количество серебряных знаков около 12 тысяч, среди них есть много разновидностей они отличаются месторасположением клейм и написанием цифр.

Знаки из серебра перестали давать с началом Великой Отечественной, тогда сохранив размер, знаки стали делать из бронзы и жести. Отличительными признаками этих знаков является наличие ярко желтой эмали на колосьях, тираж этих знаков примерно 2500 шт. Затем знаки стали изготавливать из бронзы. В таком виде они сохранились до момента пересмотра положения о знаке и его видоизменения. Всего знаков винтового типа было выпущено около 112 тысяч.

В 1960 году на коллегии МПС было принято решение видоизменить внешний вид значка, так как железнодорожный транспорт ушёл далеко вперёд, появились на дорогах новые локомотивы. Вместо паровоза на лицевой части знака был помещен электровоз. Было также изменено крепление значка к одежде, он стал носиться на прямоугольной колодочке.

14 мая 2002 года министр путей сообщения России Геннадий Фадеев подписал приказ, согласно которому знак «Почётному железнодорожнику» стал именоваться знаком «Почётный железнодорожник».

Среди Почётных железнодорожников известны Николай Емельянович Аксёненко и Геннадий Матвеевич Фадеев, бывшие министрами путей сообщения, конструктор Лев Сергеевич Лебедянский, выдающийся инженер Виталий Александрович Раков, бывший начальником дороги Аман Тулеев.

Назвать всех Почётных железнодорожников Рязано-Уральской и Приволжской дорог просто невозможно. Их тысячи. Однако мы сделаем попытку по крупицам собрать достоверную информацию.

В 1926 году свой трудовой путь в паровозном депо Саратов начал Вячеслав Петрович Егоров. За свой трудовой путь Вячеслав Григорьевич был начальником Северо-Донецкой, Ленинской, Западной, Томской, Свердловской железных дорог.

  1. Козлов, Фёдор Максимович – диспетчер Ртищевского отделения дороги
  2. Миночкин, Геннадий Григорьевич (локомотивное депо Саратов)
  3. Моргунов, Александр Иванович (локомотивное депо Палласовка)
  4. Пронин, Алексей Фёдорович (локомотивное депо Аткарск)
  5. Фунякин, Николай Михайлович (локомотивное депо Саратов)

Copyright © 2000-2011 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются
Все представленные на сайте материалы не могут быть использованы для публикации на других страницах сети Internet, в СМИ, печатных изданиях любого рода без получения разрешения автора. Для получения разрешения обращайтесь по электронной почте.

Герои Социалистического Труда на сайте «Герои страны»

Литература

Герои Социалистического Труда
А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои • Трижды Герои

Списки Героев Социалистического Труда

По регионам России Башкортостан • Волгоградская область • Вологодская область • Кировская область • Ивановская область • Кировская область • Ленинградская область • Новгородская область • Новосибирская область • Оренбургская область • Приморский край • Рязанская область • Татарстан • Тверская область • Ульяновская область • Чувашия • Якутия
По регионам Украины Крым • Николаевская область • Ровенская область
По профессии Железнодорожники • Нефтяники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Список железнодорожников» в других словарях:

Список членов Оргбюро ЦК ВКП(б) — Список членов и кандидатов в члены Оргбюро ЦК ВКП(б). Члены Оргбюро ЦК ВКП(б) ФИО Вхождение Выбытие Занимаемые должности во время членства в оргбюро Акулов Иван Алексеевич 1930 07 1313 июля 1930 1932 10 022 октября 1932 заместитель наркома РКИ… … Википедия

Список памятников муниципия Бельцы — Список памятников археологии, архитектуры, искусства и истории муниципия Бельцы. Памятники национального значения № Название Датирование Адрес Тип Категория Изображение 1 Поселение Энеолит Новые Бельцы археол. N 2 Поселение II–IV вв. Бельцы I… … Википедия

Список улиц Первоуральска — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/26 июля 2012. Пока процесс обсуждения … Википедия

Список награждённых медалью «За развитие железных дорог» — Приложение к статье Медаль «За развитие железных дорог» Содержание 1 Республика Башкортостан … Википедия

Список деревянных памятников архитектуры Вологды — Основная статья: Вологодское деревянное зодчество Деревянные памятники архитектуры на схеме г. Вологды (состояние памятн … Википедия

Список улиц Волгограда — Содержание 1 Проспекты 2 Бульвары, аллеи, шоссе и другое … Википедия

Список улиц Набережных Челнов — Содержание 1 Проспекты 2 Набережные 3 Бульвары … Википедия

Список улиц Екатеринбурга — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Екатеринбург … Википедия

Список улиц Улан-Удэ — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/29 октября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

Пройдя гигантский путь развития, железные дороги, на сегодняшний день, являются самым надёжным, наиболее безопасным, экологически чистым видом транспорта, который к тому же отличается удивительной способностью модернизироваться под стать своему времени. Всё это плод труда учёных, инженеров, организаторов железнодорожного транспорта, передовиков и новаторов производства, о которых написано множество книг. В этом разделе нашего сайта мы собрали истории этих людей – биографии и яркие описания трудового пути выдающихся железнодорожников и деятелей железнодорожного транспорта России.

Биография железнодорожников
Аверьянов Казимир Михайлович Начальник Калининградской железной дороги
Айрапетов Константин Петрович Управляющий делами МПС России
Аксёненко Николай Емельянович Министр путей сообщения Российской Федерации
Амелин Степан Васильевич Почетный железнодорожник
Андреев Андрей Андреевич Народный комиссар путей сообщения СССР
Андриянов Николай Карпович Весопроверочный в мастерских
Аранов Василий Петрович Старший инженер
Аржанов Михаил Михайлович Начальник Центрального управления военных сообщений
Аркатов Виктор Степанович Начальник Главного управления сигнализации и связи МПС СССР
Архипов Алексей Денисович Машинист

Благотворительный фонд «Почет» в течение 19 лет активно участвует в реализации социальной политики и обеспечения социальных гарантий неработающих пенсионеров холдинга «РЖД».

Почетному железнодорожнику

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *