Уплата НДФЛ военнослужащими

С 1 января 2001 г. в связи с вступлением в силу гл. 23 НК РФ значительная часть военнослужащих приобрела обязанность по уплате налога на доходы, получаемые вследствие исполнения обязанностей военной службы. Рассмотрим наиболее актуальные вопросы, связанные с начислением НДФЛ военнослужащим.

Уплата НДФЛ с некоторых выплат военнослужащим

Выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости. ФНС и Минфин рассмотрели вопрос налогообложения при осуществлении этих выплат и сообщили в Письмах от 17.05.2005 N ГИ-13-04/66 и от 27.02.2006 N 03-05-01-07/6 следующее.

По мнению ФНС, выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 НК РФ. Такой вывод налоговая служба сделала из следующих норм. Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Так как выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости предусмотрены п. 7 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон «О статусе военнослужащих»), они подпадают под норму п. 1 ст. 217 НК РФ: иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

Минфин также считает, что эти выплаты не облагаются НДФЛ, но на основании п. 3 ст. 217 НК РФ, так как они связаны с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Финансисты рассуждали следующим образом. Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что к освобождаемым от налогообложения доходам относятся все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах определенных норм), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Статьей 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, а время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы и стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Таким образом, единовременное пособие на обзаведение имуществом первой необходимости, выплачиваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может быть отнесено к компенсационным выплатам, установленным действующим законодательством РФ, связанным с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Следовательно, и финансовый, и налоговый органы пришли к единому мнению: выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости НДФЛ не облагаются.

Ежегодная денежная компенсация вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом. ФНС рассмотрела вопрос по обложению НДФЛ указанной компенсации и сообщила следующее в Письме от 27.01.2009 N 03-04-08-01/09.

Согласно п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых им также оказываются услуги этими организациями, предоставляемые за счет средств:

  • организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
  • бюджетов бюджетной системы РФ;
  • получаемых от деятельности, в отношении которой организации применяют специальные налоговые режимы.

Положения п. 9 ст. 217 НК РФ применяются только в случае, когда военнослужащему, супруге военнослужащего и его несовершеннолетним детям компенсируются (оплачиваются) расходы по приобретению вышеуказанных путевок.

Кроме того, в п. 3 ст. 217 НК РФ установлен перечень компенсационных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ.

Денежные компенсации вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом военнослужащим, выплачиваемые при убытии в основной отпуск, в вышеупомянутый перечень не включены.

Таким образом, ежегодная денежная компенсация в размере 600 руб. на самого военнослужащего и в размере 300 руб. на супруга военнослужащего — гражданина и каждого его несовершеннолетнего ребенка, установленная п.

Уплата НДФЛ военнослужащими

4 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не подпадает под действие положений ст. 217 НК РФ и подлежит включению в налоговую базу налогоплательщика для исчисления налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Одновременно ФНС сообщает, что денежные выплаты в виде материальной помощи, оказываемой военнослужащим, не подлежат налогообложению в сумме, не превышающей 4000 руб. за налоговый период, в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ.

Такая же позиция выражена в Письме Минфина России от 28.07.2008 N 3-5-03/314@.

Выплаты, производимые лицам во время прохождения военных сборов. В соответствии с п. 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности», финансовое обеспечение предусматривает, в частности, выплату минимального размера оплаты труда гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения.

Пунктом 29 ст. 217 НК РФ освобождены от налогообложения доходы лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов.

Таким образом, выплаты минимального размера оплаты труда гражданам, не работающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения во время прохождения военных сборов, получаемые по месту прохождения военных сборов, не облагаются налогом на доходы физических лиц на основании п. 29 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина России от 22.06.2007 N 04-1-02/000994@).

Обложение НДФЛ доходов военнослужащих, проходящих военную службу за границей. Минфин в Письме от 18.12.2008 N 03-04-05-01/461 рассмотрел такую ситуацию. Военнослужащий с ноября 2006 г. по ноябрь 2007 г. находился в командировке за пределами РФ. С денежного довольствия, начисленного по месту службы и по месту командировки, был удержан НДФЛ. Полагая, что он не является налоговым резидентом, а суммы довольствия являются доходами, полученными от источников за пределами РФ, военнослужащий обратился с заявлением о возврате налога. Правомерны ли его действия? Финансисты дали следующие разъяснения.

В соответствии со ст. 207 НК РФ физические лица — налоговые резиденты признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным ими от источников в РФ и иностранных государствах, а физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами, — только по доходам, полученным от источников в РФ.

Налоговыми резидентами считаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

С 1 января 2007 г. вступили в силу положения п. 3 ст. 207 НК РФ, введенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», предусматривающие, что налоговыми резидентами, независимо от фактического времени нахождения в РФ, признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Поскольку военнослужащие, проходящие военную службу за границей, с 1 января 2007 г. отнесены к налоговым резидентам, налогообложению в РФ подлежат их доходы, полученные как от источников в РФ, так и от источников в иностранных государствах.

Таким образом, с 1 января 2007 г. доходы военнослужащих, проходящих воинскую службу в иностранных государствах, подлежат налогообложению в РФ по ставке 13%.

Что касается вознаграждения (денежного довольствия) за службу на территории иностранного государства, полученного в 2006 г., то поскольку (как следует из вопроса) за пределами РФ военнослужащий находился только с ноября 2006 г., то есть менее 183 дней, в 2006 г. он также являлся налоговым резидентом и указанные доходы подлежали налогообложению по ставке 13%.

Надо ли сдавать отчетность по НДФЛ?

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц налогового периода и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

По данному вопросу сложились две точки зрения.

  1. Сведения о доходах физических лиц сдавать необходимо.

Не сдавая сведения в налоговую инспекцию, многие учреждения силовых министерств и ведомств ссылаются на то, что сведения о доходах военнослужащих, численности войск являются государственной тайной. Но налоговые инспекции не согласны с такой позицией и начисляют штраф за непредставление сведений. Некоторые суды поддерживают налоговиков.

Так, в Постановлении ФАС СЗО от 20.10.2003 N А42-2112/03-17 судьи разъяснили следующее. Согласно ст. 207 НК РФ военнослужащие войсковой части являются плательщиками НДФЛ, следовательно, войсковая часть как налоговый агент, удерживающий у своих сотрудников названный налог, обязана в соответствии с действующим налоговым законодательством представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах своих сотрудников.

Кроме того, суд указал на то, что Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон «О государственной тайне») не содержит положений, позволяющих воинским частям не представлять в налоговые органы по месту учета сведения о доходах физических лиц — налогоплательщиков. Сведения, составляющие государственную тайну, представляются в налоговые органы в особом порядке, обеспечивающем сохранность этой тайны.

Аналогичную позицию занимает ФАС ЦО в Постановлении от 15.06.2004 N А14-9099-03/249/33.

ФАС ВВО в Постановлении от 04.03.2003 N 1930/5/2145/5 по этому же вопросу отметил, что согласно ст. 2 Закона «О государственной тайне» государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. В перечень сведений, составляющих государственную тайну, входят сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности РФ. Налогоплательщик (ОВД УВД) не представил суду доказательств того, что данные о доходах его работников имеют отношение к военной тайне. Поэтому он был правомерно оштрафован за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Рассмотрим еще одно судебное дело, связанное с тем, что ОВД УВД не представлял сведения о доходах физических лиц на основании полученных им указаний от вышестоящей организации (МВД) о том, чтобы не сдавать такие сведения (Постановление ФАС СЗО от 02.10.2003 N А66-3244-03). Суд заметил, что МВД не может изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, а также давать какие-либо разъяснения по вопросам применения этого законодательства, поэтому его запрет на представление сведений о доходах физических лиц является незаконным. Налоговая инспекция правомерно привлекла учреждение к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ, так как указание вышестоящего органа не является обстоятельством, исключающим вину учреждения.

  1. Сведения представлять не надо.

Есть ряд судебных постановлений, в которых высказана противоположная точка зрения. ФАС УО в Постановлении от 30.09.2003 N Ф09-3157/03-АК сделал вывод, что сведения о доходах военнослужащих, проходящих военную службу, составляют государственную тайну, поскольку раскрывают количественный состав и организационную структуру войск. Судьи рассуждали следующим образом. Согласно Указу Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и ст. 5 Закона «О государственной тайне» сведения о дислокации, организационной структуре, численности войск относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. В соответствии со ст. 16 Закона «О государственной тайне» взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. В случае, который рассмотрел суд, орган исполнительной власти (вышестоящая организация по отношению к налогоплательщику) не дал разрешения на передачу сведений, составляющих гостайну, налоговому органу. Поэтому суд пришел к заключению, что материалы дела не содержат доказательств вины войсковой части, поскольку непредставление сведений обусловлено тем, что существует законодательно установленный порядок распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Подобную ситуацию рассмотрел ФАС ПО в Постановлении от 15.03.2005 N А57-8300/04-16. Судом было установлено, что налогоплательщику письмом от вышестоящей организации (МВД) предписано: сведения о доходах с аттестованных сотрудников в налоговые органы не направлять до особого распоряжения, поскольку данные сведения позволяют определить расходы на содержание органов внутренних дел, а также средства, выделяемые на оперативно-разыскную деятельность, что отнесено в перечень сведений, относящихся к государственной тайне.

В соответствии с Распоряжением Президента РФ от 17.01.2000 N 6-рп должностным лицом органов государственной власти, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, является в том числе и министр внутренних дел.

Примечание. В настоящее время Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден Распоряжением Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп.

В силу специфики уставной деятельности налогоплательщик (ответчик) обязан исполнять предписание министра внутренних дел.

Таким образом, суд отказал в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании налоговых санкций за непредставление налогоплательщиком справок о доходах физических лиц, поскольку запрашиваемые налоговым органом сведения были отнесены к государственной тайне, поэтому в действиях налогоплательщика отсутствует вина, следовательно, нет оснований для привлечения к уголовной ответственности.

Аналогичное мнение высказано в Постановлении ФАС МО от 09.06.2005 N КА-А41/4960-05.

Бухгалтерский учет расчетов по НДФЛ

Учет операций по выплате денежного довольствия военнослужащим, удержанию НДФЛ из него производится в соответствии с Инструкцией N 148н <1>. Аналитический учет расчетов по денежному довольствию ведется в журнале операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям.

<1> Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

Пример. Военнослужащему начислено денежное довольствие за февраль 2009 г. в сумме 15 000 руб. Он имеет двух детей в возрасте до 18 лет, поэтому у него есть право на стандартный налоговый вычет в сумме 2000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Вычет будет производиться до того месяца, в котором доход военнослужащего, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, не превысит 280 000 руб.

Силовое ведомство обслуживается в ОФК.

Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, составит 1690 руб. ((15 000 — 2000) руб. x 13%). Соответственно, военнослужащий получит на руки 13 310 руб. (15 000 — 1690).

В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Начислено денежное довольствие

1 401 01 211

1 302 01 730

15 000

Удержан НДФЛ с денежного довольствия

1 302 01 830

1 303 01 730

1 690

Перечислен НДФЛ в бюджет

1 303 01 830

1 304 05 211

1 690

Подана учреждением заявка в ОФК на

получение наличных денежных средств

для выплаты денежного довольствия

1 210 03 560

1 304 05 211

13 310

Получены денежные средства в кассу

1 201 04 510

1 210 03 660

13 310

Выдано из кассы денежное довольствие

1 302 01 830

1 201 04 610

13 310

О.Заболонкова

Редактор журнала

«Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

ПИСЬМО Минфина РФ от 18.12.2008 N 03-04-05-01/461

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности взимания налога на доходы физических лиц с военнослужащих, проходящих военную службу за пределами Российской Федерации, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии со ст. 207 Кодекса физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным ими от источников в Российской Федерации и иностранных государствах, а физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, — только по доходам от источников в Российской Федерации.

Налоговыми резидентами Российской Федерации считаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

С 1 января 2007 г. вступили в силу положения п.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

3 ст. 207 Кодекса, введенные Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», предусматривающие, что налоговыми резидентами независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Поскольку военнослужащие, проходящие военную службу за границей, с 1 января 2007 г. отнесены к налоговым резидентам, налогообложению в Российской Федерации подлежат их доходы как от источников в Российской Федерации, так и от источников в иностранных государствах.

Таким образом, с 1 января 2007 г. доходы военнослужащих, проходящих воинскую службу в иностранных государствах, подлежат налогообложению в Российской Федерации по ставке 13%.

Что касается вознаграждения (денежного довольствия) за службу на территории иностранного государства, полученного в 2006 г., то поскольку (как следует из письма) за пределами Российской Федерации военнослужащий находился только с ноября 2006 г., то есть менее 183 дней, в 2006 г. он также являлся налоговым резидентом Российской Федерации, и указанные доходы подлежали налогообложению по ставке 13%.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

Нужна помощь военного юриста?

Нужна профессиональная юридическая консультация на человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд, суде?

Нужно представление в военном суде?

Заходите: http://www.voensud-mo.ru/

Пишите: sud-mo@yandex.ru

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

— написав отзыв о нашей работе (например, на сайтах spr.ru или otzovik.com или yell.ru)

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ».

Платят ли военнослужащие ндфл в 2017 году

Платят ли военные подоходный налог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *