Автор: Загоскина Татьяна Викторовна, заместитель директора БОУ ВО «Областной центр ПМСС» г. Вологды

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень».

Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательного учреждения, что, в конечном счете, определяет качество образования детей как основной параметр государственно – общественного заказа  учреждению. 

Основной целью повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения  является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, формирование структурной целостности  педагогической деятельности каждого работника, что в совокупности  обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.

Задачами повышения квалификации являются:

  • формирование педагога инновационного типа, cсовершенствование педагогического мастерства через внедрение современных  информационных, педагогических технологий и передовых методик;
  •  поддержка и совершенствование профессионального мастерства всех педагогов с учетом новейших достижений науки и практики;
  • создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности;
  • апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения управленческих и педагогических кадров;
  • переориентация целевых установок при планировании и реализации повышения квалификации с совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков на развитие профессиональной компетентности;
  • активизация профессионального творчества, духа состязательности в педагогическом мастерстве,
  • предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов;
  • удовлетворение потребностей в поиске и освоении передового педагогического опыта, педагогических инноваций и научных достижений;
  • освоение всеми педагогическими работниками ИКТ до уровня свободного самостоятельного использования их в качестве, как современного средства информационного обмена, так и эффективного педагогического средства;
  • изучение, обобщение и распространение инновационного  педагогического опыта.

Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) установлено ст. 197 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

В отношении педагогических работников право на ДПО конкретизировано Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — N 273-ФЗ).

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ педагогические работники получат право на получение ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47). ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее — ДПП): программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (ч. 2 с. 76 N 273-ФЗ).

Программы повышения квалификации наряду с программами профессиональной переподготовки относятся к видам дополнительных профессиональных программ, реализуемых по виду дополнительное профессиональное образование.

Что надо знать про повышение квалификации педагогических работников

Организация предоставления ДПО в государственных образовательных организациях Федеральным законом № 273- ФЗ отнесена к полномочиям органов государственной власти федерального и регионального уровней (п. 3 ч. 1 ст. 6, п. 9 ч. 1 ст. 8). 

Создание условий и организация ДПО работников отнесена к компетенции образовательной организации (п. 5 ч. 3 с. 28 N 273-ФЗ), фактически — к компетенции работодателя.

К созданию условий для ДПО работников относится урегулирование не только организационных, но и финансовых вопросов, непосредственно связанных с ДПО работников, в том числе:

  • предоставление гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;
  • направление работника на обучение (как в субъекте Российской Федерации, так и за его пределами) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации либо оплата обучения работника, зачисляемого на обучение, за счет средств организации, предусмотренных на эти цели, включая средства, доведенные до организации в структуре нормативных затрат на оказание услуг в сфере образования, а также полученные от приносящей доход деятельности.

Работодателю на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ), предоставлено право определять необходимость ДПО работников для собственных нужд. Формы подготовки и ДПО работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

В случае если право работника на подготовку и ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между работником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, работник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО.

Если работник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то работник вправе отказаться от получения ДПО.

Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

При выполнении работодателем условий договора, связанного с ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы.

Отказ педагогического работника от прохождения ДПО в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей.

За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ.

В то же время при аттестации педагогических работников следует учитывать, что неполучение ими ДПО не может служить основанием для отказа в установлении педагогическим работникам квалификационной категории либо для признания их не соответствующими занимаемой должности.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо получающие образование по данному уровню (ч. 3 ст. 76). Дополнительные профессиональные программы могут быть реализованы в организациях ДПО (в качестве основной цели деятельности), в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (за рамками основной цели деятельности). Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76). 

Квалификационные требования по должностям работников образования содержатся в соответствующих квалификационных характеристиках в разделах «Должен знать» и «Требования к квалификации». Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н (с последующими изменениями).

Требования к уровню квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, и требования к непрерывности их профессионального развития установлены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС). 

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76). 

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (ч. 11 ст. 76). При реализации образовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии (дистанционные, электронное обучение и др., ч. 2 ст. 13). Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с образовательной 55 программой и (или) договором об образовании (см. ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ), заключаемым с обучающимся (слушателем) либо направляющей его организацией (ч. 5 ст. 17, ч. 13 ст. 76).

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 14, 15 ст. 76). Эти документы входят в группу документов о квалификации (ч. 10 ст. 60). 

Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или ДПО с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Возмещение расходов, связанных со служебными командировками, регулируется ст. 168 ТК РФ, в соответствии с которой в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или с ведома работодателя.

Во все времена человечество стремилось к получению новых знаний и приобретению различных навыков. Так и сейчас, чтобы быть «на плаву» и иметь хорошую работу, нужно обязательно совершенствовать и дополнять свое образование. Ведь просто обладать дипломом недостаточно. Полученные знания еще нужно уметь применять и постоянно обновлять .

Для чего нужны курсы повышения квалификации

Для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и не переживать, что в случае сокращения штата можно потерять свое рабочее место, очень нужны курсы повышения квалификации. Ведь если сотрудник заинтересован в повышении образовательного уровня, постоянно усовершенствуется и идет в ногу с прогрессом, то он автоматически становится ценным кадром. Зачастую фирмы не стоят на месте и расширяются, переходят на высший уровень и тогда им требуются высококвалифицированные работники.

Периодичность повышения квалификации для педагогического работника

Вот здесь и могут пригодиться дополнительные знания.

Какие профессии необходимо усовершенствовать

Среди основных профессий, нуждающихся в постоянном повышении профессионального уровня, находятся:

  • Врачи, милиционеры, работники МЧС;
  • Учителя, профессора, кандидаты наук;
  • Руководители разных направлений,
  • Инженеры, архитекторы, строители;
  • Юристы и психологи;

Преимущества и результаты получения новых знаний

Как правило, процесс повышения образования происходит по собственной инициативе и за свой счет. Но бывают ситуации, когда предприятие само дает направление и освобождает временно от работы с сохранением заработной платы и оплачивает весь курс.

В современном мире курсы повышения квалификации очень актуальны. Они обуславливают укрепление профессиональной мотивации и подготовки. Пройдя курс обучения, сотрудник повышает не только свой уровень знаний, а и свою ценность как достойный кадр, который не засиделся на месте и может взглянуть на ту или иную проблему нестандартно, а значит быстрее и качественнее выполнит поставленные задачи. Очень уместно заняться совершенствованием знаний после длительного перерыва или после декретного отпуска. Ведь пока вас не было на рабочем месте, многое могло измениться.

И, наконец, такой род занятий очень полезен для расширения кругозора. Это действенный способ не только повысить свой уровень, но и получить новые знания в совершенно другой отрасли, тем самым стать универсальным работником и, возможно продвинуться по карьерной лестнице. Даже прибавку к зарплате можно просить заслуженно. И хотя, это может занять некоторое время, поверьте, оно будет потрачено не зря. Как говорят: «Знания за спиной не носить!».

«Данная статья подготовлена специально для сайта www.sgqconsulting.ru. Копирование статьи разрешается только с указанием активной ссылки на наш сайт».

2014-05-22 07:56:03

Повышение квалификации работников

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

Повышение квалификации педагогических работников

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, — в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, — в области кадастровой деятельности.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ часть 7 статьи 76 дополняется новым пунктом 3. См. текст в будущей .

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

(часть 17 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ)

Учеба на протяжении всей жизни сегодня воспринимается не как дополнительная возможность, а как необходимость. Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, специалисты нуждаются в регулярной актуализации своих знаний, как теоретических, так и практических. С этой целью существуют специальные курсы повышения квалификации. Посещение данных занятий может быть как собственной инициативой работника, так и требованием организации в соответствии со спецификой ее деятельности. К примеру, педагоги обязаны проходить такие курсы каждые три года.

Актуальность повышения квалификации

Законодательно определена обязанность прохождения таких занятий только для некоторых категорий специалистов.

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога

Несмотря на это, многие компании требуют от своих сотрудников актуализации знаний с периодичностью 1-5 лет. Такая необходимость существует для специалистов самых разных профессий: инженеров, врачей, учителей, техников СТО и т.д. Важным моментом повышение квалификации является также для кадровых работников. Так, посещая институт кадровика, они смогут освоить новые методики подбора персонала, современные способы мотивации, оценки и управления, расширят свои знания по грамотному ведению кадровой документации и т.д.

Чаще всего, посещение курсов происходит после работы, к примеру, в вечернее время или в выходные. Однако многие организации самостоятельно отправляют специалистов на повышение квалификации, сохраняя за ними зарплату на протяжении всего периода обучения. По итогам прохождения курсов могут проводиться тестирования или экзамен. В этом случае специалистам выдаются дипломы или сертификаты об успешном освоении новой программы.

Преимущества для работника и организации

Повышение квалификации персонала необходимо как самим работникам, так и компании. Если говорить о специалисте, то такие курсы дают ему следующие преимущества:

  • новые возможности для профессионального и личностного роста;
  • актуализация знаний согласно новым технологиям;
  • повышение конкурентоспособности на рынке труда;
  • возможность наладить новые бизнес-связи;
  • получение необходимых в каждодневной деятельности знаний и навыков;
  • возможность ускорить свой карьерный рост и претендовать на повышение заработной платы.

Особенно необходимо проходить такие курсы после длительных перерывов в работе, при изменении компанией направления своей деятельности, модернизации или расширении производства. Кроме того, с помощью таких дополнительных занятий специалист может освоить смежные области и претендовать на другие, более высокооплачиваемые должности.

С другой стороны, немалые выгоды имеет и сама компания. Прежде всего, она получает более квалифицированного специалиста, который владеет знаниями и навыками, соответствующими последним современным разработкам. Благодаря этому после повышения квалификации, работник сможет справляться с более сложными задачами, а также может помочь фирме открыть для себя новые сферы деятельности и пути улучшения производительности труда.

Смотрите также:

Предыдущая новостьСледующая новость

Другие матералы рубрики:

Периодичность повышения квалификации педагогических работников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *