Ответственность за нарушения в области строительства

Статьей 58 Градостроительного кодекса РФ установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц — от пяти до 10 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до 10 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

    Ответственность за нарушение санитарных норм и правил: административная или уголовная?

    или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

(См. Определение ВАС РФ от 25.03.2010 по делу N А32-26778/08-2009-59/30-17АЖ, Постановления ФАС Поволжского округа от 25.01.2010 по делу N А65-8339/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.2009 по делу N А43-30595/2008-43-489.)

Квалифицированный состав данного правонарушения содержится в ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ. Так, то же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — от двух до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 20 до 50 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

(См. Определение ВАС РФ от 24.12.2008 по делу N А56-5022/2008, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2009 по делу N А15-2018/2008.)

Для уяснения данной нормы рекомендую обратиться к Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ", Правилам выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 221, Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 и включенной в Систему нормативных документов в строительстве (СНиП 11-04-2003).

Согласно данным документам к обязательным требованиям нормативных документов в области строительства отнесены требования по безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

Органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере государственного строительного надзора, при установлении несоответствия продукции требованиям стандартов и технических условий и отсутствия на предприятии стройиндустрии условий, обеспечивающих выпуск стандартной продукции, выдают предприятию предписание о запрещении поставки продукции данного наименования до устранения отступлений, а также перечислении в доход государства прибыли, полученной от реализации нестандартной продукции, приостановлении действия лицензии на выпуск данной продукции или ее аннулировании.

Объектом правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, являются отношения, связанные с соблюдением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Статья 9.4 КоАП РФ направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды, эксплуатационной надежности возводимых зданий, строений и сооружений.

Субъектом ответственности в данном случае могут быть как граждане и должностные лица, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица.

С субъективной стороны правонарушения характеризуются только умышленной виной. При этом правонарушения, предусмотренные ст. 9.4 КоАП РФ, по своему составу являются формальными и, соответственно, не требуют наступления каких-либо вредных последствий.

Объективную сторону правонарушения ст. 9.5 КоАП составляют:

  • строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;
  • нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
  • продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
  • выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (ст.

    54 Градостроительного кодекса РФ);

  • эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, когда для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдачи разрешения на строительство.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Из правил, перечисленных выше, существуют некоторые исключения.

Так, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. Постановление Правительства РФ от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию").

Согласно ст. 52 Градостроительного кодекса в случае, если при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ извещение о начале таких работ, к которому прилагаются:

  • копия разрешения на строительство;
  • проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции — в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
  • копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
  • общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
  • положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе (см. ст. 49 Градостроительного кодекса).

(См. Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации".)

Статья 9.5.1 КоАП РФ определяет ответственность:

  • за выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным;
  • за несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
  • за повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно ст. 55.5 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность строительных работ. Она обязана также определить порядок контроля за деятельностью своих членов по исполнению требований, установленных в документах этой организации, в том числе стандартов (правил выполнения соответствующих работ в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании).

Помимо прочего саморегулируемая организация должна утвердить правила саморегулирования — документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов этой организации, за исключением требований, установленных законодательством РФ о техническом регулировании.

Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ (основные требования регламентированы ст. ст. 48 — 52 Градостроительного кодекса).

Субъектом административной ответственности согласно ст. 9.5.1 КоАП РФ может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, деятельность которых связана с капитальным строительством.

Особое внимание следует обратить на конкуренцию правовых норм. Составы административных правонарушений по ст. 9.5.1 КоАП РФ надо отличать от составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.5 КоАП РФ, рассмотренной выше. Разграничивать данные нормы необходимо по субъектам и, конечно, по объективной стороне.

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет на основании ст. 9.13 КоАП РФ наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от двух до трех тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 20 до 30 тыс. руб.

(См. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2010 по делу N А70-6242/2009.)

Безусловно, эта норма относится к рассматриваемой нами теме лишь косвенно. Однако подобные правила и требования должны закладываться уже на стадии проектирования или первоначальных этапах строительства.

Как усматривается из санкции этой нормы, административную ответственность в соответствии с ней несут юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также руководители названных организаций, иные должностные лица, ответственные за исполнение указанных требований. Целью указанной статьи является стимулирование при помощи средств административного воздействия деятельности государственных и муниципальных органов по обеспечению для инвалидов надлежащей жизненной среды.

Обратите внимание: с субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Замечу, что основные требования, обеспечивающие доступность указанных объектов для инвалидов, закреплены ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Так, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В.Колбасов

Юрист

КоАП РФ Статья 9.5.

Статьи по предмету Административное право

Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Нарушение направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, —

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Выдача на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача на строительство, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

<< КоАП РФ, Статья 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)

КоАП РФ, Статья 9.5.1. Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, или с нарушением требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение таких работ по соответствующему договору, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договоров >>

Ст. 9.5 КоАП РФ. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

Большинство тяжб с соседями связано с нарушением ими санитарных норм. Содержание в соседних квартирах большого количества животных, мусора может привести к неудовлетворительным (антисанитарным) условиям проживания. Это в дальнейшем может выразиться не только в инфекционные заболеваниях, но и в аллергические реакции. При данных обстоятельствах следует знать, как нужно и можно бороться с такими неблагоприятными соседями.

Все жильцы должны использовать жилые помещения с учётом соблюдения прав и интересов соседей, а также санитарно-гигиенических норм. Законодательством РФ предусмотрен ряд мер в целях защиты прав и интересов граждан от нарушений непорядочных соседей. Данными мерами являются административное наказание, в частности, предупреждение, административный штраф (например, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещенийпо ст. 6.4 КоАП РФ), выселение из жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма (ст. 91 ЖК РФ), либо лишение права собственности на жилое помещение(ст. 293 ГК РФ). Выселениеи лишение права собственности на жилое помещение являются исключительными мерами,используемыми только в случае, когда другие способы влияния на соседей оказались бесполезными.

Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.Правила содержания жилых помещений регламентируются СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В случае, когда содержание жилого помещения приводит к нарушению соответствующих санитарно-эпидемиологических норм, к лицам, проживающим в нём, могут быть применены санкции за административные правонарушения. Если же содержание жилого помещения причиняет имущественный ущерб соседям, то его владельцы несут перед ними гражданско-правовую ответственность. Жалобы за нарушение санитарных норм в жилых помещениях, в первую очередь, необходимо подать в соответствующие органы Санэпиднадзора.

Если квартиры, которые содержатся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии или используются не по назначению (для проживания), находятся в собственности, необходимо также обращаться в Государственную жилищную инспекцию, осуществляющую контроль за жилыми и нежилыми помещениями, расположенными в жилых домах. Если квартира является муниципальной собственностью и жильцы занимают её по договору найма, то жалобу также можно отправить в органы Департамента городского хозяйства.

При этом следует помнить, что в любое время можно воспользоваться своим конституционным правом на судебную защиту и через суд обязать соседей соблюдать установленные санитарные нормы. Одновременно в судебном порядке можно потребовать возмещения, компенсации имущественного и морального вреда. Общие правила действий при нарушении соседями санитарных норм:

  1. Попытаться мирным путём разрешить проблему (побеседовать с нарушителями покоя; для обозначения проблемы повесить объявление в подъезде и т. д.).

  2. По мере возможности привлечь всех жителей дома для борьбы с нарушителями порядка.

  3. Если не удалось мирным путём договоритьсяс соседями, следует привлечь ТСЖ или управляющую компанию.

  4. Следующим шагом является обращение в государственные организации, уполномоченные решать возникшие вопросы (санитарно-эпидемиологическую службу Роспотребнадзора, Государственную жилищную инспекцию, Департамент городского хозяйства, полицию, прокуратуру и др.).

  5. Обратиться за защитой своих прав и интересов в суд. При этом к исковому заявлению следует приложить документы, перечень которых установлен ст.

    санкции за нарушение СНИП

    132 ГПК РФ, в том числе документы, подтверждающие ваши предпринятые действия до обращения в суд (заявления, жалобы, полученные ответы на них и т. д.). Для подтверждения своих доводов можно привлечь других соседей в качестве свидетелей нарушения общественного порядка.

Жалобы и заявления могут составляться в произвольной форме при соблюдении основных правил написания заявления. В них нужно в обязательном порядке указать данные заявителя; данные нарушителя санитарных норм; какие права и интересы жильцов нарушаются; периодичность нарушения и другие важные сведения и обстоятельства.

Какие бы санитарные правила и нормы ни нарушали соседи, их всегда можно призвать к порядку или привлечь к ответственности, так как существует немало методов и мер воздействия на них. При этом нужно обязательно попробовать договориться с нарушителем порядка мирным путём, так как это поможет вам избежать лишних хлопот, нервов и затрат времени.

Составитель: методист Субботина Т.В.

Ответственность за нарушение СНиП

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *