Вопрос: Несет ли за ДТП ответственность собственник автомобиля, если аварию совершил водитель, ездивший просто вписанный в страховку? Я дал автомобиль родственнику, а тот мало того, что разбил мою машину, но еще и оказался виновным в аварии. Страховых денег пострадавшему не хватило, он начал требовать почему-то с меня, а не с водителя. Как отбиться от этих требований?

Ответ: Действовать придется через суд, а мы приведем правовые нормы, на основании которых вам удастся, как вы говорите, отбиться.

Хозяин машины — ни при чем

Но потрудиться придется.

Статья 1079 Гражданского кодекса РФ содержит формулировку, что такое ответственность за вред, причиненный в результате деятельности, представляющей опасность, и кто должен возмещать соответствующий ущерб.

В первой части статьи говорится, что ответственность лежит на владельце источника повышенной опасности. Если понимать эту норму буквально, то, казалось бы, требовать возмещения в результате все ДТП должны исключительно с собственников транспортных средств.

Но вот далее в этой же статье ГК РФ есть уточнение. Оказывается, возмещать вред должны не только владельцы автомобилей, но и те, кто водит его по доверенности. В нынешнее время доверенности используются в ограниченном числе случаев, для того чтобы на законном основании водить авто достаточно быть вписанным в полис по ОСАГО. Такая запись — тоже, по сути, доверенность. Как раз ваш случай.

То есть нести ответственность и возмещать ущерб должно лицо, которое в момент ДТП сидело за рулем автомобиля. Так в большинстве случаев и происходит.

К собственнику же могут предъявить претензии только в том случае, если настоящий виновник аварии не имел права водить данный автомобиль (не был вписан в полис ОСАГО, не имел водительского удостоверения, страховой полис вообще не оформлялся или недействителен и проч.). При наличии нарушений со стороны и владельца (в оформлении документов), и водителя (нарушившего ПДД), а также, если пострадавший водитель подберет хороших юристов, заплатить могут заставить обоих.

Но в вашем случае следует подготовиться к судебной тяжбе. В качестве аргументов для ответа на суде придется использовать уже упомянутую норму Гражданского кодекса. Судебная практика говорит, что на уровне городов и районов дело иногда решается не в пользу собственников транспортных средств. И только следующие инстанции готовы принять реальные доводы.

Конечно, это подразумевает, что вам надо:

  • хорошо подготовиться для выступления на судебном процессе;
  • знать сроки подачи апелляции (если решение будет принято не вашу пользу);
  • обладать навыками подготовки текста апелляции и документального подтверждения своих доводов;
  • уметь составлять исковое заявление (на водителя, который вас подвел под суд).

Если такие навыки у вас отсутствуют, то лучше воспользоваться услугами стороннего юриста из хорошей уверенной в себе фирмы. Стоимость таких услуг не высока, но можно быть уверенным, что дело будет решено в нужном вам направлении.

Иногда возникает такая ситуация, когда виновный в ДТП водитель, не является собственником транспортного средства, и его ответственность не застрахована. Обязан ли в этом случае он возмещать стоимость ремонта, если законность его владения ТС, и информация о противоправности его действий отсутствует, а собственником ТС был заключен договор ОСАГО. Автоинструкторы помогут разобраться в этой ситуации.

Общие положения

Согласно общих правил, ответственность за вред, который причиняет средство повышенной опасности, которым и считается автомобиль, несет его хозяин (собственник). В судебной практике это правило используют и при взаимодействии двух источников повышенной опасности. Возможность признать владельца законным при отсутствии надлежавшим образом оформленных документов является спорной.

Законным владельцем может считаться лицо, которое владеет ТС на праве собственности, на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, либо на другом законном основании.

Если источник повышенной опасности на законных основаниях находится во владении иного лица, а не собственника, то ответственность за принесенный вред несет то лицо, которое фактически владело ТС.

Можно ли взыскать не с виновника ДТП, а с собственника ТС

Законом не определен круг лиц, которых возможно рассматривать в качестве законных владельцев. В каждом случае все зависит от обстоятельств.

Обязательно нужно отметить, что законным владельцем не может считаться лицо, которое управляет ТС, этим исполняя свои должностные обязанности, согласно гражданско-правовому или трудовому договору.

Любую ответственность за действия подобных лиц несет владелец или собственник ТС.

Кто несет ответственность?

Остается открытым вопрос о том, кто отвечает за вред, причиненный источником повышенной опасности, если его собственник передал его другому лицу, без оформления каких-либо документов. Иногда судьи исходят из того, что отсутствие необходимого документа не является основанием для освобождения владельца от ответственности, если управление ТС проходило в присутствии собственника. В некоторых случаях суды принимают иные доказательства, кроме свидетельских.

Иногда в подобных ситуациях суды возлагают ответственность и на собственника, за то, что он передал источник повышенной опасности в посторонние руки без оформления необходимых документов (доверенности).

Если собственник сможет доказать, что транспортным средством завладели в результате неких противоправных действий, то вина будет возложена на лицо, которое незаконно завладело источником повышенной опасности.

Заплатят ли ОСАГО?

Однако стоит учитывать, что договор ОСАГО распространяется на всех законных владельцев ТС, вне зависимости от того, кто выступает страхователем, и указанно ли то или иное лицо в качестве допущенного к управлению ТС.

В большинстве случаев, для получения необходимой выплаты потерпевший не обязан доказывать, законно или нет владел причинитель вреда автомобилем.

Это обязанность (правомерно или нет владение ТС) ложится на страховщика. В данном случае незаконным считается такое владение, которое было совершенно в результате противоправного завладения транспортным средством.

Посмотрим видеосюжет:

Удачного вам вождения и не попадайте в ДТП!

В статье использовано изображение с сайта www.audi200-club.com

24 апреля, Плехов Константин

Теги: Вождение, ДТП, ОСАГО, Регистрация ТС

Ответственность за ущерб, причиненный транспортным средством, возлагается законом (ст. 1079 ГК РФ) на его владельца, то есть собственника, а также на организации, владеющие транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статус владельца приобретают те, кому транспортное средство передано на любом законном основании: на праве аренды, по доверенности, в силу распоряжения соответствующего органа и т. п.

     Если транспортное средство принадлежит предприятию, а за рулем находится его работник, то ущерб потерпевшему возмещает предприятие (ст. 1068 ГК РФ). Работники могут нести материальную ответственность уже непосредственно перед предприятием по нормам трудового законодательства. Владелец транспортного средства не отвечает за вред, причиненный этим транспортным средством, если докажет, что средство выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. В таких случаях вред возмещается фактическим его причинителем.

Ответственность владельца транспортного средства при ДТП

Однако если противоправному выбытию транспортного средства способствовал сам владелец (покинув машину и оставив в ней ключ зажигания), то к ответственности в случае причинения вреда могут быть привлечены и похититель транспортного средства, совершивший аварию, и его владелец, не обеспечивший надлежащую охрану (ч. 2 ст. 1079 ГК РФ).

     Владелец транспортного средства (источника повышенной опасности) может быть освобожден от ответственности, если вред возник вследствие непреодолимой силы (наводнение, землетрясение, военные действия и т. п.) или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). При грубой неосторожности потерпевшего и при отсутствии вины водителя размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано. Если вред причинен жизни или здоровью гражданина, отказ в возмещении вреда не допускается (ч. 2 п. 2 ст. 1083 ГК РФ). Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, размер возмещения должен быть уменьшен в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда (ч.1 п. 2 ст. 1083 ГК РФ). Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен умышленно (п. 3 ст. 1083 ГК РФ).

Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине лица, управлявшего им на основании доверенности

     Передача владения транспортным средством означает устранение контроля над ним прежнего владельца и установление полного контроля, а следовательно, и ответственности нового владельца в случаях причинения вреда. Поэтому вред возмещается лицом, владеющим транспортным средством на основании доверенности. Вред возмещается доверенным лицом даже в том случае, когда рядом с ним во время аварии находился собственник. При этом собственник автомобиля, если он пострадал при аварии и имеет имущественные потери, вправе требовать их возмещения доверенным лицом.

Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине лица, которому транспортное средство передано без доверенности

     Правилами дорожного движения разрешается передача управления транспортным средством без оформления доверенности другому лицу в присутствии законного владельца. Нередки случаи, когда транспортное средство передается без доверенности близкому человеку и используется в отсутствие самого владельца. Фактическая передача транспортного средства без юридического оформления не влечет за собой изменения юридического владельца. В этом случае юридический владелец несет ответственность за вред, причиненный при использовании транспортного средства фактическим владельцем.

Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине лица, взявшего автомобиль взят на прокат

     При заключении договора проката наниматель транспортного средства считается владельцем автомобиля и полностью отвечает за причиненный вред, в том числе если вред окружающим был следствием предоставления некачественного транспортного средства. В этом случае наниматель может требовать возмещения понесенных им убытков у прокатной организации на основании соответствующих договоров.

Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине лица, управляющего транспортным средством по договору безвозмездного пользования

     В соответствии со ст. 697 ГК РФ ответственность за вред возлагается на ссудодателя – гражданина или организацию, предоставивших транспортное средство в безвозмездное пользование другому лицу. Они освобождаются от ответственности только в случае, если сумеют доказать, что вред был причинен вследствие умысла или грубой неосторожности лица, использующего транспортное средство по договору безвозмездного пользования, или другого лица, использующего транспортное средство с согласия ссудодателя.

Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине лица, управляющего транспортным средством по договору аренды

     Существуют две разновидности договора аренды транспортного средства: договор аренды с экипажем и договор аренды без экипажа. По договору аренды с экипажем арендодатель предоставляет транспортное средство арендатору и оказывает услуги по управлению им и его технической эксплуатации. Ответственным за вред в случае причинения вреда арендованным транспортным средством третьим лицам возлагается на арендодателя, продолжающего обслуживать транспортное средство (ст. 649 ГК РФ). При аренде транспортного средства без экипажа арендодатель свободен от исполнения обязанностей по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. Эту обязанность осуществляет своими силами арендатор. Ответственность за вред, причинный транспортным средством, несет арендатор (ст. 648 ГК РФ).

Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине сотрудника милиции, использующего чужое транспортное средство

     В соответствии с Правилами дорожного движения, Законом РСФСР «О милиции», Положением о Государственной автомобильной инспекции сотрудникам милиции предоставлено право в предусмотренных законодательством случаях использовать транспортные средства, принадлежащие гражданам и организациям. Сотрудник милиции действует в качестве представителя той организации, где он работает. Законным основанием для владения транспортным средством являются соответствующие нормативные акты, обязывающие водителей предоставлять транспортные средства сотрудникам милиции для правомерной служебной деятельности. Возмещать вред должна организация, где работает милиционер. Собственник автомобиля к ответственности не привлекается.

Владелец транспортного средства, виновный в дорожно-транспортном происшествии, погиб

     Причиненный ущерб возмещается его наследниками, обязанными в соответствии со ст. 553 ГК РСФСР отвечать по долгам наследодателя в пределах действительной стоимости перешедшего к ним наследства.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса, вред, который был причинен имуществу или личности, возмещается причинителем при наличии в его действиях вины. Однако из этого правила имеется ряд исключений, когда вина не является необходимым условием для наступления ответственности. Это прежде всего касается вреда, причиненного источником повышенной опасности.

Повышенная опасность и ее источники

В самом тексте ст. 1079 ГК РФ определения, что собой представляет источник повышенной опасности, нет. В научных кругах также нет единого мнения по данному вопросу. Сложившаяся судебная практика, а также сам смысл текста статьи ГК РФ указывают на то, что это либо материальный объект, либо определённые виды деятельности. Их примерный перечень приведен в тексте закона.

К объектам повышенной опасности ст. 1079 относит:

  • транспортные средства и другие механизмы;
  • электроэнергия высокого напряжения;
  • взрывчатые вещества;
  • сильнодействующие яды и т.

    Ответственность собственника транспортного средства при дтп

    д.

Интересной особенностью является то, что в недействующем состоянии такие объекты опасными не считаются.

К источникам повышенной опасности относится и деятельность, связанная с использованием таких объектов, например, строительные работы. Логично предположить, что сельскохозяйственные мероприятия, дорожное движение и прочие виды деятельности, где используются механизмы, яды и пр. также подпадают под действие ст. 1079 ГК РФ.

Главным критерием отнесения того или иного материального объекта и вида человеческой деятельности к источникам повышенной опасности, используемом в судебной практике, является невозможность полного контроля над ними. Решение выносится по каждому конкретному случаю индивидуально, с учетом результатов различных экспертиз.

Животные как источник опасности

Если по приведенным в тексте закона источникам повышенной опасности сомнений в судебной практике не возникает, то по поводу неприведенных среди правоведов до сих пор ведутся споры. В частности, интересна позиция многих ученых по отнесению к опасным объектам животных.

Поводом служат иски, адресованные к владельцам домашних или прирученных диких животных о возмещении морального вреда из-за нанесенных их питомцами травм. В особо тяжелых случаях гражданские иски выдвигаются параллельно с уголовным обвинением. У судей, как и у ученых-правоведов, нет единой позиции по данному вопросу.

Доводы сторонников отнесения некоторых животных, а также их содержания и разведения к источникам повышенной опасности для окружающих достаточно логичны. Они основаны на том, что многие из зверей обладают такими опасными элементами, как когти, зубы, яд, рога хищнические инстинкты и т.д. К тому же полный контроль человека над животным практически невозможен.

Впрочем, такая позиция порождает довольно много вопросов. Например, о том, каковы критерии отнесения животных к опасным. Или же о том, кто будет нести ответственность за вред, причиненный безнадзорными или случайно попавшими в населенный пункт дикими животными. В судебной практике пока нет однозначного подхода и четких рекомендаций по применению положений ст. 1079 ГК РФ применительно к владельцам животных.

Кто отвечает за вред

Главным отличием от общего правила является и то, что ответственность за вред, который причинил источник повышенной опасности, наступает всегда у его законного (титульного) владельца. Это предусмотрено ч. 1 ст. 1079 ГК РФ. При этом под владельцем понимается не только собственник, но и тот, кому опасный объект был передан на праве оперативного управления, аренды и т. д. Но всегда на законном основании.

К таким основаниям не относится передача управления источником повышенной опасности тому, кто связан с владельцем трудовыми отношениями. То есть капитан судна, машинист электропоезда или водитель транспортной компании владельцами являться не будут, за их действия отвечает работодатель. А вот арендатор автомобиля или же управляющий им по доверенности гражданин сами несут ответственность за причиненный вред.

При этом совершенно не важно, был ли вред причинен действиями самого владельца или же того, кому был доверен данный механизм или поручено проведение работ. Компенсировать материальный ущерб и моральный вред в любом случае будет владелец. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Например, если залив квартиры произошел по вине мастера, производившего ремонт водопроводной системы, отвечать будет ЖЭК.

Не следует однако думать, что действительный виновник останется безнаказанным. Собственник или арендатор, на которого возложена ответственность за причинение вреда (включая моральный), согласно ст. 1081 ГК РФ получает право регресса (обратного требования) к тому, чьими действиями вред был причинен.

Условия, при которых наступает ответственность

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, возникает на основании высокой степени риска, который принимает на себя владелец такого объекта. Сам факт наличия опасности для окружающих вполне достаточен для возникновения повышенной ответственности у лица, контролирующего данный фактор.

Вина, то есть отношение владельца источника повышенной опасности к произошедшему причинению материального или морального вреда, не учитывается. Согласно статье 1079 ГК РФ возмещение происходит независимо от наличия или отсутствия вины. То есть достаточными условиями для возложения ответственности будут:

  • причиненный вред;
  • противоправность действий;
  • связь между первым и вторым.

Однако на практике суд всегда выясняет наличие и степень вины причинителя. Это позволяет в ряде случаев уменьшить размер возмещения морального и материального ущерба, учитывая финансовое положение причинителя. Но только в ситуациях, когда речь не идет о причинении вреда жизни и здоровью. Они всегда возмещаются в полном размере.

Когда ответственность не наступает

Только в трех случаях владелец источника повышенной опасности не несет материальной ответственности за действия других лиц:

  • если причинение вреда было умышленно спланировано пострадавшим;
  • если источник повышенной опасности в момент причинения вреда был в руках лица, незаконно им завладевшего;
  • вред был причинен непреодолимой силой.

При этом владельцу придется доказать, что эти факты действительно имели место. Особенно это касается умысла пострадавшей стороны. Для того, чтобы доказать, что имело место злоупотребление правом, придется представить убедительные доводы. Но при их наличии суд возложит ответственность за вред на самого пострадавшего.

Как показывает судебная практика, выбытие из владения техники или опасных веществ незаконным путем не всегда освобождает от ответственности за причиненный моральный и материальный вред. Если законный владелец не предпринял мер для защиты своей собственности, то отвечать ему скорее всего придется. Особенно если причинитель скроется с места происшествия.

Самый частый пример из судебной практики — причинение вреда угнанным автомобилем. Согласно статье 1079 ГК РФ отвечать в этом случае будет лицо, находившееся за рулем в момент совершения ДТП, то есть угонщик. Но только если не окажется, что владелец автомобиля виновен в том, что лишился своей собственности. Впрочем, даже в этом случае у него сохраняется право регрессного требования к угонщику, причинившему вред.

Взаимодействие источников повышенной опасности

В случае взаимодействия источников повышенной опасности, например, при ДТП вина каждого из участников имеет значение. Именно она определяет их ответственность друг перед другом. Варианты возможны следующие:

  • виновный владелец возмещает вред, нанесенный им другой стороне;
  • если вред причинен только виновнику, он ничего не получает и не возмещает;
  • когда виновны оба, то размер возмещения зависит от степени вины;
  • если оба невиновны, то никто никому ничего не возмещает.

Статьи 1079 и 1080 ГК РФ устанавливают солидарную ответственность, если при взаимодействии источников повышенной опасности пострадали посторонние люди (например, в том же ДТП). Или же, если потерпевший завит такое требование, в долях. Естественность перед третьими лицами возникает независимо от вины у обоих причинителей.

Кто и в каком размере получает возмещение

Право требовать возмещения вреда имеет тот гражданин, чьему имуществу или здоровью он был нанесен. В том случае, если вред причинен жизни, право на возмещение имеют наследники пострадавшего. Именно они будут подавать иск к владельцу источника повышенной опасности.

Размер возмещения определяется, исходя из положений статей 15 и 1064 ГК РФ. Согласно закону пострадавший вправе потребовать от причинителя вреда компенсировать:

  • реальный ущерб;
  • упущенную выгоду;
  • моральный вред (физические и нравственные страдания).

Согласно ст. 1100 ГК РФ моральный вред при возмещении ущерба, причиненного жизни и здоровью источником повышенной опасности, компенсируется независимо от наличия вины причинителя. Но в судебной практике редко можно встретить присуждение сумм, выходящих за рамки стоимости лечения и реабилитации пострадавших.

Особенности возмещения вреда, причиненного транспортным средством

Возмещение вреда, причиненного при ДТП, как самим владельцам транспортных средств, так и третьим лицам, регулируется, помимо ГК РФ, законом об ОСАГО. Согласно его статьям пострадавший вправе предъявить иск непосредственно к автовладельцу, который в свою очередь извещает об этом страховщика. За уклонение от исполнения судебного решения юридическое лицо — владелец источника повышенной опасности, а также страховая компания несут ответственность согласно ст. 315 УК РФ.

Страховая компания возмещает только прямой ущерб. Причиненный же моральный вред взыскивается только с владельца транспортного средства по иску пострадавшего лица. Но если сумма страховой выплаты меньше заявленных требований, то разницу будет выплачивать автовладелец.

Ответственность владельца транспортного средства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *