Почему у нас так плохо прижилось безотметочное обучение, которое могло бы оградить детей от излишних стрессов?

Марьяна Безруких:

«Этот вопрос обсуждается много лет, а отметки даже в первом классе все равно ставятся, пусть и в форме символов. К сожалению, наша школа – карательный институт и отметки чаще всего носят отрицательный характер.

Во-первых, мы боимся ребенка избаловать, во-вторых, мы не даем ему права на ошибку, снижая оценку даже за исправленную ошибку. А учиться без ошибок нельзя. И нельзя ругать за ошибку, особенно за исправленную. Наш мозг устроен таким образом, что он формирует негативную реакцию.

А потом мы упрекаем ребенка в том, что он ничем не интересуется, ему ничего не нравится, а на самом деле он просто боится сделать ошибку, за которую его осудят и унизят его достоинство. Я не говорю о более жестких мерах воздействия, которые у нас используют и школа, и родители».

Читайте по теме:

  • Советы учителю начальной школы: как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям
  • Советы учителю начальной школы: гаджет — это не игрушка, а средство получения информации
  • Советы учителю начальной школы: не тупое повторение, а творческая деятельность

Наталья Виноградова:

«Вопрос сложный и противоречивый. Если речь идет о первом классе, то, в соответствии с законодательством РФ (нормы СанПиНа), ставить отметки первоклассникам запрещено. Нарушение этого закона идет по двум причинам: во-первых, от убежденности учителя в том, что отметка стимулирует ответственность и старание ученика (это миф!), во-вторых, есть просьба родителей ставить эти отметки, чтобы ребенок быстрее привык к школе (еще один миф!). Дело в том, что запрет на выставление отметок в первом классе связан с тем, что пока у ребенка не развита самооценка, то есть понимание того, за что ему ее поставили (это формируется во втором классе), то первоклассник воспринимает цифровую или любую другую отметку (солнышко, звездочку, домик, фасолинку и пр.) как отношение учителя к нему (поставил учитель хорошую отметку – любит меня, поставил плохую – не любит). Кстати, такое нерефлексивное отношение к отметке держится у школьников очень долго и присутствует даже у старшеклассников – «мне физичка никогда не поставит 4, она меня не терпит…».

Чтобы не формировалось такое противоречивое отношение к оценке, уже в первом классе и должна проводиться работа по формированию самоконтроля и самооценки. И опять в методике обучения это сегодня представлено хорошо.

Советуем учителю: категорически отказаться от любой «вещественной» оценки, только хвалить (!) за любую удавшуюся мелочь и вместе с ребенком (!), без всяких репрессий и осуждений, рассматривать причины того, что не удалось. И на первом собрании объяснить родителям, чтобы они не задавали «традиционные» вопросы «Что получил?», «Почему у Пети есть отметки, а у тебя нет? Наверное, ты не старался…», а спрашивали о том, чему учились, чему научился…

Теперь о безотметочном обучении – вообще о проблеме. Она долгое время витала в воздухе, широко обсуждалась. В настоящее время несколько затихла по двум причинам. Кроме оценки в баллах, никаких других критериев оценочной деятельности нет. Но, во-первых, учитель часто не знает, за что поставить 3 или 4, и этот процесс весьма необъективный, а мы хотим, чтобы он самостоятельно разобрался, за что поставить 73 или 74. Во-вторых, привыкнув к балльной оценке (повторяю, даже если учитель в этом разбирается), ученик не может перейти к цифровой отметке, которая действует (и от нее не отказываются) в основной школе, да и в вузе.

Но самое главное – безотметочного обучения не существует. Любой критерий принимает функции и значение отметки. Полученные на ЕГЭ баллы преспокойно все переводят в отметки…

Да, конечно, нужно совершенствовать критериальные основания любого оценивания, усиливать объективность, развивать самоконтроль и самооценку ученика. Но прямого отношения к стратегии оценочной деятельности безотметочное обучение, на мой взгляд, не имеет».

Ольга ДАШКОВСКАЯ

БОУ «Репинская СОШ», с/п «Воскресенская ООШ»

Учитель начальных классов: Чеснакова А.И.

«Система оценивания учебных достижений первоклассников в

условиях ФГОС»

В первом классе дети не получают оценки. Это весьма сложно для родителей, привыкших к старой системе оценивания, является некомфортно для первоклассника, ведь его дома уже запрограммировали, что он будет или должен получать в школе пятёрки, а получить их не удаётся целый год. Как всякий человек, ребёнок хочет быть замеченным и оценённым. Как же учителю стимулировать деятельность первоклассника при безотметочной системе?

Современная система оценки должна быть ориентирована на результаты и включать новые методы оценивания, отражающие достижения и индивидуальный прогресс ребёнка. Такая система не может ограничиваться проверкой усвоения знаний учеником и выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у ребенка умение критически оценивать свою деятельность, проверять и контролировать себя, находить и устранять ошибки.

В связи с этим принятый Стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям (критерии и эталон приобретают содержательный смысл оценки и отметки).

  3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогу, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.

  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Также важно помнить, что стратегии оценивания – это не краткое завершение урока, а его центральная часть. Главная цель оценки – стимулировать и направлять учебную деятельность школьника.

При внедрении безотметочной системы оценивания важно учитывать советы Г.А.Цукермана:

  • не скупитесь на похвалу;

  • хвалите исполнителя, критикуйте только исполнение;

  • ставьте перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи;

  • стремитесь не применять выражения: «не думал», «не старался», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других».

Следование этим принципам содействует формированию таких качеств личности ребенка, как уверенность в своих силах, адекватная оценка возможностей, вырабатывается истинный познавательный интерес к учению.

Работая третий год по программе ФГОС «Школа России» и первый раз в 1 классе я использовала приёмы, которые помогают сделать оценивание естественным элементом динамики урока в 1 классе.

Первый приём: «Молодец» с первых дней учёбы в школе я давала детям возможность проявить свою самооценку. Например, после выполнения письменной работы в тетради (рисование фигур, начертание элементов цифр и букв) всегда просила ребят обвести лучшую букву (цифру).

Второй приём: Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после ее выполнения и показать свой результат учителю, был введен прием «Светофорчик» (карандаши соответствующих цветов). Другими словами, «Светофорчик» даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. С помощью «Светофорчика» на уроках ученики показывают цветные сигналы, которые отражают само- , взаимооценку, а также уровень понимания, усвоения или выполнения задания поднятием карандаша определённого цвета.

А) Зелёный огонёк – высокий уровень выполнения задания («Выполнил правильно, доволен собой»);

жёлтый огонёк – средний уровень выполнения задания (1-2 ошибки, «Надо быть внимательнее»);

красный огонёк – низкий уровень выполнения задания (3 и более ошибок, «Мне (Тебе) нужна помощь»)

Б) Эти же цветные сигналы мы использовали и для рефлексии учебной деятельности на уроке:

зелёный огонёк –работа понравилась, хочу выполнить еще;

желтый огонёк – работа понравилась;

красный огонёк – работа не понравилась, потому что…

С помощью цветных сигналов дети могут рассказать:

-комфортно они чувствовали себя на уроке или некомфортно;

-успели они выполнить работу или не успели; и т.п.

— показать уровень понимания нового материала (понял, понял недостаточно хорошо, не понял) и т.п.

Третий приём: «Аплодисменты» очень нравился ребятам в начале учебного года, направлен на формирование взаимооценки, на умение слушать и слышать своего товарища, ждать реакции на свои ответы. Позднее ввели карточки со знаками «+»,»-«. Введенными знаками учащиеся пользуются на всех уроках для оценки ответов своих товарищей:

«+» — «Я согласен с ответом!» (хлопаем)

«-» — «Я не согласен» (не хлопаем)

Научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников.

Четвёртый приём: «Взаимопроверка». Для этого предлагаю поменяться тетрадями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте. Во время взаимопроверки я нацеливаю учеников видеть друг в друге хорошее, положительное, поддерживать тех ребят, у которых не все еще получается. И при этом не спрашиваю комментариев детей, чтобы не получать негативных отзывов.

Пятый приём: «Оцени товарища» направлен на организацию коллективной оценочной деятельности школьников. Например, коллективная оценка результатов учебного труда можно организовать так: выслушав ответ товарища, учащиеся под руководством учителя высказывают свои соображения и замечания. Сначала отмечают положительное – что понравилось в ответе и почему. Затем дают критические замечания. Формируя взаимоконтроль, на первых этапах предлагаю детям проанализировать ответ товарища, используя памятку для анализа ответа товарища, например, оценивание сообщения:

Соответствует ли ответ теме сообщения (заданному вопросу)?

Рассказывает?

Хорошо знает текст?

Выразительный рассказ?

Какие советы вы могли бы дать?

Причём не забываем, что критерии, выделенные для оценивания, обязательно оговариваются, обсуждаются в классе. Например, почему важнее рассказывать, чем читать сообщение? Почему важно хорошо знать текст? ( Если хорошо знаешь текст , не делаешь больших пауз. Рассказ с большими паузами делает его трудным для восприятия ) и т.д.

На следующем этапе формирования самооценки, когда вводится основной материал, дети начинают понимать, что приоритетным критерием оценивания становится правильность выполнения задания. Критерии оценивания заданий вырабатываются совместно с учащимися.

Например: при проверке решения задачи приоритетным является ход решения и вычислительные навыки, при решении уравнения – правильность определения алгоритма решения и вычисления, в геометрических задачах – знание формулы и её применение. Понимание приоритетных критериев в том или ином задании приводит к пониманию и правильному оцениванию разноуровневых заданий.

Очень важно, чтобы ребёнок понимал, что оценка складывается из количества правильно выполненных заданий. Осознанное понимание критериев оценки приводит к тому, что ребёнок чётко понимает, что ему не хватает до «идеалов»: каких знаний, умений.

Шестой приём: «Дневник успехов» — ещё один способ оценки и фиксации деятельности обучающихся. На каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся рисуют фигуры разных цветов и формы прямо в дневниках. Например, круги – на математике, квадраты – на русском языке , треугольники – на окружающем мире, прямоугольники – на литературном чтении, звездочки – на технологии и т. д.

Цвета: зелёный – правильно выполнил задание;

жёлтый – активно работал на уроке;

розовый – умело сотрудничал с товарищами.

Каждую неделю ученики рассматривают узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализируют свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель. Это мы делаем в пятницу на классном часе.

Каждый месяц, собирая дневники, учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Анализ этих показателей позволят мне понять, над какими вопросами следует поработать, а показатели итогового балла учащихся позволяют выявить детей, не справившихся с работой, с кем нужно поработать индивидуально. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года. Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.

В ходе анализа можно определить:

  • на каких уроках ребёнок в большей степени активен;

  • какой предмет ребёнку интереснее других;

  • какова результативность учебной деятельности учащегося;

  • каково качество усвоения отдельных тем;

  • какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;

  • каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

Седьмой приём «Алгоритм самооценки» для оценивания устных ответов.

В первом классе алгоритм состоит лишь из четырех вопросов:

а)1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).

В последующих классах к алгоритму можно добавить новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.

б) Ещё один вид рефлексии – приём «Закончи фразу»:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ…

— я научился…

— было интересно…

— понравилось больше всего..

— мне показалось важным…

— я понял, что

Или

УРОК …

— привлек меня тем…

— показался интересным

— заставил задуматься …

На этапах рефлексии также использую различные приемы оценочной деятельности.

Например, в конце урока можно задать следующие вопросы:

— За что ты можешь себя похвалить?

— За что ты можешь похвалить одноклассников?

— Кому скажем особое спасибо за работу на уроке и за что?

— Что тебя удивило?

— Что удалось на уроке? Что не удалось?

— Зачем нам нужен этот урок?

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

— Что вы считаете нужным запомнить?

— Над чем еще надо поработать?

Вторым шагом в моей работе было развитие эмоциональной рефлексии – основы для последующей адекватной оценки своих учебных успехов.

Восьмой приём:

а) «Солнышко» в конце каждого урока я предлагала каждому ученику вспомнить, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. Каждый выбирал себе и рисовал в тетради:
– если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй солнышко;
– если тебе на уроке было временами не просто, не все получалось, то рисуем солнышко прикрытое тучкой;

– если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй тучку. Мы тебе обязательно поможем, в следующий раз будет лучше!

б) «Полянка с цветами» помогает мне проверить эмоциональный настрой детей до урока и по окончании его ( фиолетовый – грустное или плохое настроение , красный – уверен в себе, жёлтый – настроен на урок). Такую полянку мы украшаем цветами в начале урока и в конце. Как правило, к концу урока настроение детей меняется и фиолетовые цветы появляются редко.

Итоговый уровень индивидуальных достижений учащихся буду определять и фиксировать в конце учебного года, оформляя «Листы достижений» по каждому учебному предмету. Такие «Листы» можно взять из пособия «Портфолио ученика начальной школы», которые были подарены первоклассникам на 1 сентября. Сначала учащиеся оценивают свои достижения сами, после этого рядом ставит свою оценку учитель.

Для фиксирования и накопления индивидуальных достижений в разнообразных видах деятельности каждый ученик начинает составлять и собирать свой «Портфель достижений» или «Портфолио». Это специальная папка, куда собираются самые важные работы ученика с 1 класса: прописи, контрольные работы, творческие работы, рисунки, грамоты, благодарности. Дети сами решают, что положить в эту папку, т.е. от них требуется самооценка в процессе учения. В один из разделов «Портфолио» поместим листы учебных достижений учащихся, лист-диаграмму «Я учусь читать», который заполняется в течение года по результатам проверки техники чтения.

В конце учебного года мы планируем устроить мероприятие под названием «Защита портфолио», где дети представят себя и свои достижения за прошедший учебный год и поставят цели на предстоящий учебный год. Ребята дома совместно с родителями подготовят презентации.

Кроме того, все результаты участия классного коллектива в жизни школы и внутри класса мы собираем в » Классный портфель достижений». В него входят лучшие коллективные работы, творческие проекты, дипломы, грамоты, полученные за участие в школьных мероприятиях.

Я считаю, что адекватной самооценке нужно обучать и, оценивая с первых дней деятельность детей, я всегда комментирую свою оценку (почему «хорошо», почему «не очень»), поскольку именно она является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Только в этом случае ребёнок осознает, в чем он был прав, а в чем неправ. Необходимо подобрать такие слова, чтобы ребёнок понял свою ошибку, и чтобы эти слова не были бы унизительными для него. Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. В процессе самопроверки и оценки своей работы, несомненно, у ученика формируется объективная самооценка, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что существенно влияет на развитие личности в целом, на воспитание социально активной, нравственной личности.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности, необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Ни в коем случае не сравниваю одного ученика с другим. Сравнение достижений идёт только по отношению к самому себе.

Таким образом, я представила способы и приёмы оценивания и его фиксации, которые применяю на уроках. Причём, нужно отметить, что на одном уроке обычно используется несколько приёмов оценивания. Это позволяет сделать процесс оценивания постоянным, направленным на включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность, что позволяет детям приобретать навыки и привычку к самооценке, что соответствует требованиям ФГОС.

Вопросы отметок регулируются актами школы, ищите на сайте школы или у директора требуйте их, например, Положение о текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации.

Пример положения одной из школ:

Цитата: Положение о текущем контроле, промежуточной и итоговой аттестации

1.4. Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативности инструментария оценки. В школе используется пятибалльная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 2; максимальный балл – 5).

1.6. В настоящем Положении использованы следующие определения:

Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Оценка – учебных достижений – это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

3.3. Принципы выставления школьной отметки:

3.3.1. Справедливость и объективность – это единые критерии оценивания учебных достижений обучающихся, известные участникам учебного процесса заранее.

3.3.2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

3.3.3. Гласность и прозрачность – это доступность и понятность информации об учебных достижениях обучающихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

3.3.4. Незыблемость – выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон. В случае возникновения спорной ситуации, вопрос об отметке решается конфликтной комиссией, которая назначается приказом директора школы.

3.3.5. Своевременность – оценка выставляется:

— после устного ответа в течение того же урока;

— в течение 1-2-х последующих уроков после проведения письменного контроля;

— в течение 10 дней после проведения творческих работ.

3.4. Критерии выставления отметок

3.4.1. Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания – полнота знаний, их обобщенность и системность:

— полнота, правильность, логичность изложения – это правильный, полный ответ;

— правильный, но неполный или неточный ответ;

— неправильный ответ;

— нет ответа.

3.5.5. Отметку «2» (неудовлетворительно) получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, но имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем знаний, умений, навыков учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ)

4.1. Ученик имеет право на публичное или индивидуальное обоснование отметки.

4.2. В случае неудовлетворённости учащихся или их родителей выставленной отметкой они могут предварительно обсудить сложившуюся ситуацию с учителем, а затем имеют право заявить об этом письменно администрации школы в срок не позднее трёх дней с момента сообщения об отметке.

5.3. Программа деятельности учителя:

5.3.10. учитель-предметник не должен снижать отметку обучающемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика.

6.4. Под текущим контролем понимаются различные виды проверочных работ, как письменных, так и устных, — которые проводятся непосредственно в учебное время и имеют целью оценить ход и качество работы учащегося по освоению учебного материала.

6.6.Педагогический работник обязан ознакомить обучающихся с системой текущего контроля по своему предмету на начало учебного года.

6.7. Педагогический работник обязан своевременно довести до обучающихся отметку текущего контроля, обосновав её в присутствии всего класса и выставить её в классный журнал и дневник обучающегося.

В законе об образовании только: Цитата:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Я занимался оспариванием отметок. Составляли жалобу директору.

У меня есть много полезных советов и реальная помощь для Вас.

Оценки в первом классе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *