Содержание

Давайте сначала разберемся.

Декретный отпуск (декрет) – народное название отпуска по беременности и родам и официально писать это слово в различных документах (в заявлении, приказе) нельзя.

Сам отпуск по беременности и родам (декрет) оформляется приказом работодателя на основании листка нетрудоспособности по беременности и родам и письменного заявления работницы (ст. 255 ТК РФ).

После отпуска по беременности и родам обычно идет отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой пособия по уходу до исполнения ребенку полутора лет (ст. 256 ТК РФ).

Ежегодный оплачиваемый отпуск перед декретом

Согласно статье 260 ТК РФ, женщина имеет право взять ежегодный оплачиваемый отпуск в независимости от стажа работы в организации:

  • перед отпуском по беременности и родам;
  • после отпуска по беременности и родам;
  • после отпуска по уходу за ребенком.

Работодатель отказать в предоставлении такого отпуска не вправе, даже если с момента приема работницы прошло несколько месяцев, т.е. на полный отпуск она еще «не заработала». Т.е. эта статья предусматривает абсолютное право женщины получить ежегодный оплачиваемый отпуск за свой рабочий год, даже если этот отпуск будет авансом, или отпуск был запланирован на другое время согласно графику отпусков.

Но здесь стоит учитывать важный момент. Если рабочий год сотрудницы, за который она хочет получить отпуск, еще даже не начался, то работодатель имеет право отказать в предоставлении отпуска, это, кстати, подтверждается судебной практикой. Основные тезисы заключаются в том, что право на отпуск по статье 260 ТК РФ, у работницы возникнет только после начала рабочего года, за который предоставляется отпуск, не раньше. К тому же действующим законодательством не предусматривается предоставление отпуска ранее рабочего года, это видно при внимательном прочтении статей 122, 123 ТК РФ (общих) во взаимосвязи со статьей 260 ТК РФ (специальной).

Что же за зверь такой, рабочий год? А это, уважаемые читатели сайта 2kk.info, год, который начинается с даты приема на работу и идет подряд, т.е. у всех работников он разный.

Рассмотрим несколько ситуаций:

  • Рабочий год еще не начался, отпуска за прошлые периоды отгуляны;
  • Рабочий год еще не начался, за прошлый период отгуляно только половина отпуска.
  • Рабочий год начался, в отпуск работница не ходила.
  • Рабочий год начался, в отпуск работница не ходила, есть не отгулянные отпуска за прошлые года.

Пример № 1 (рабочий год еще не начался, отпуска за прошлые периоды отгуляны):

Дата приема женщины: 01.07.2013 г.

Отпуск по беременности и родам: 02.03.2015-19.07.2015 (140 к.д.).

Перед ним работница хочет взять ежегодный отпуск в количестве 28 календарных дней в соответствии со статьей 260 ТК РФ.

01.07.2013-30.06.2014 – (отпуск 28 к.д. отгуляла ранее);

01.07.2014-30.06.2015 – (отпуск 28 к.д. отгуляла ранее).

01.07.2015-30.06.2016 – (рабочий год еще не начался).

Работодатель может отказать в предоставлении отпуска, т.к. рабочий год сотрудницы еще не начался. Но он может пойти ей навстречу, хотя действующим законодательством это не предусмотрено. Стоит иметь в виду, что вернуть отпускные, которые были выплачены авансом, в случае увольнения работницы не представляется возможным даже через суд.

Пример № 2 (рабочий год еще не начался, за прошлый период отгуляно только половина отпуска):

Дата приема женщины: 01.07.2013 г.

Отпуск по беременности и родам: 02.03.2015-19.07.2015 (140 к.д.).

Перед ним работница хочет взять ежегодный отпуск в количестве 28 календарных дней в соответствии со статьей 260 ТК РФ, о чем написала заявление.

01.07.2013-30.06.2014 – (отпуск 28 к.д. отгуляла ранее);

01.07.2014-30.06.2015 – (отпуск 14 к.д. отгуляла ранее, остаток 14 к.д.).

01.07.2015-30.06.2016 – (рабочий год еще не начался, просит 14 дней).

Работодатель обязан предоставить беременной женщине отпуск в количестве 14 к.д., в остальных 14 может отказать, т.к. рабочий год за эти дни еще не начался.

К слову, делить отпуск можно только по соглашению сторон, поэтому в случае написания работницей заявления на 28 к.д., работодатель должен заручиться подтверждением, что им сделано все возможное, чтобы работница была в курсе отказа в предоставлении 14 дней за будущий период.

А так, если беременная, несмотря на отказ работодателя предоставить дни за будущий период самовольно не выйдет на работу, то уволить ее за прогул нельзя (ст. 261 ТК РФ), но и получить деньги за дни «прогула» она тоже не сможет.

Кстати говоря, если уж совсем честно, то исходя из примера, к первым 14 к.д. вполне можно добавить еще 2 дня за период отпуска по беременности и родам, хотя он и будет выходить за будущий рабочий период.

Пример № 3 (рабочий год начался, в отпуск работница не ходила):

Дата приема женщины: 01.07.2013 г.

Отпуск по беременности и родам: 04.08.2014-21.12.2014 (140 к.д.)

Перед ним работница хочет взять ежегодный отпуск в количестве 28 календарных дней с 07.07.2014 г. в соответствии со статьей 260 ТК РФ.

01.07.2013-30.06.2014 – (отпуск 28 к.д. отгуляла ранее);

01.07.2014-30.06.2015 – (отпуск не отгулян).

В независимости от того, что рабочий год сотрудницы только начался с 01.07.2014, и по факту она еще не «заработала» свой отпуск, работодатель обязан предоставить отпуск в полном объеме 28 к.д., т.е. авансом.

Пример № 4 (рабочий год начался, в отпуск работница не ходила, есть не отгулянные отпуска за прошлые года):

Дата приема женщины: 01.07.2013 г.

Отпуск по беременности и родам: 18.08.2014-04.01.2015 (140 к.д.)

Перед ним работница хочет взять ежегодный отпуск в количестве 28 календарных дней с 07.07.2014 г. в соответствии со статьей 260 ТК РФ и остаток 14 дней за прошлый год, т.е. в общей сложности 42 к.д. Может ли работодатель отказать?

01.07.2013-30.06.2014 – (отгулено 14 к.д, остаток 14 дней);

01.07.2014-30.06.2015 – (не отгулено 28 дней).

28 дней отпуска работодатель предоставить обязан, а вот остаток в количестве 14 дней за прошлый год беременная может получить только с согласия работодателя, т.к. эти дни вполне могут быть запланированы в графике отпусков на другое время.

Это в идеале, хотя зачастую задолженность по отпускам за прошлые года формируется из-за работодателя, причем согласия на разделение или перенос отпуска не берутся, тем самым в случае разногласий уменьшаются шансы на безболезненный выход из конфликтной ситуации.

Стоит заметить, что нарушение трудового законодательства влечет административную ответственность по статье 5.27 КоАП (а штрафы там немаленькие), поэтому прежде чем отказывать беременной в предоставлении дней отпуска за прошлые года, работодателю следует оценить свои шансы, в случае подачи жалобы беременной в соответствующие инстанции (помним про правильный перенос отпуска по ст. 124 ТК РФ).

Удержание за неотработанные дни отпуска

Чаще всего на практике работодатель предоставляет отпуск пропорционально отработанному времени, исходя из рабочего года сотрудницы и отгулянных отпусков.

Это связано с тем, что в случае увольнения декретницы сразу после отпуска по уходу за ребёнком, вернуть выплаченные отпускные не получится, т.к. не будет заработной платы, из которой можно произвести удержание.

Тем более, согласно сегодняшней позиции Верховного суда РФ, взыскать с уволившегося работника за использованные, но не отработанные дни отпуска нельзя, т.к. это не предусмотрено действующим трудовым законодательством (ч. 4 ст. 137), но уволенный работник может возместить выплаченные отпускные в добровольном порядке.

Зарегистрировано в НРПА РБ 19 декабря 2002 г. N 1/4234

В целях усиления государственного контроля за производством, оборотом и потреблением табачного сырья и табачных изделий, защиты прав граждан, экономических интересов государства и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий.

1-1. Для целей настоящего Декрета и иных актов законодательства, регулирующих производство, оборот и потребление табачного сырья и табачных изделий, используемые термины имеют следующие значения:

оборот — хранение, импорт, экспорт табачного сырья, оптовая торговля им, а также хранение, импорт, экспорт табачных изделий, оптовая и (или) розничная торговля ими;

табачное сырье — табак с неотделенной средней жилкой, с частично или полностью отделенной средней жилкой, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, табак «гомогенизированный» или «восстановленный», табачные экстракты и эссенции;

табачные изделия — продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую тару (упаковку) для розничной торговли;

вид табачного изделия — совокупность курительных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу потребления;

курительные табачные изделия — табачные изделия, предназначенные для курения (сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак трубочный и курительный, махорка-крупка курительная и другие);

некурительные табачные изделия — табачные изделия, предназначенные для сосания (снюс, насвай и другие), жевания или нюханья (табак сосательный, табак жевательный, табак нюхательный);

организация — производитель табачных изделий — юридическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее предпринимательскую деятельность по производству табачных изделий на территории Республики Беларусь, в том числе по лицензионным договорам, для их реализации, а также выполняющее заказы на производство табачных изделий с последующей их передачей организации — заказчику табачных изделий;

организация — заказчик табачных изделий — юридическое лицо, владелец товарного знака (товарных знаков), размещающее у организаций — производителей табачных изделий заказы на производство табачных изделий под этим товарным знаком и приобретающее право собственности на изготовленные табачные изделия;

контрактное производство табачных изделий — производство табачных изделий, осуществляемое организацией — производителем табачных изделий на основном технологическом оборудовании, находящемся в ее собственности, хозяйственном ведении, в рамках утвержденной квоты на их производство с использованием собственного табачного сырья и вспомогательных материалов, а также вспомогательных материалов заказчика с последующей передачей организации — заказчику табачных изделий;

юридические лица — юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь.

2. Ввести с 1 января 2003 г.:

маркировку табачных изделий, выпускаемых республиканским производственным унитарным предприятием «Гродненская табачная фабрика «Неман», акцизными марками;

обязательное указание на потребительской таре (упаковке) табачных изделий сведений, предусмотренных настоящим Декретом.

3. Установить, что:

3.1. исключен;

3.2. запрещается:

оптовая продажа (мена) табачных изделий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не имеющим права на осуществление оптовой и (или) розничной торговли;

оптовая покупка табачных изделий у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не имеющих права на осуществление производства этих изделий, либо оптовой торговли данными изделиями, либо их импорта;

производство и оборот некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания, изготовленных из табака, извести и другого нетабачного сырья либо частично или полностью изготовленных из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов;

оптовая продажа табачного сырья, за исключением продажи такого сырья юридическими лицами, реализующими исключительное право государства на осуществление импорта табачного сырья;

оптовая покупка табачного сырья, за исключением покупки этого сырья юридическими лицами, реализующими исключительное право государства на осуществление импорта табачного сырья;

переработка на давальческих условиях табачного сырья для производства табачных изделий, за исключением переработки, осуществляемой по решению Совета Министров Республики Беларусь;

3.3. утратил силу;

3.3-1. утратил силу;

3.4. утратил силу;

3.5. утратил силу;

3.6. утратил силу;

3.7. утратил силу;

3.8. утратил силу;

3.9. утратил силу;

3.10. утратил силу;

3.11. утратил силу;

3.12. утратил силу;

3.13. утратил силу;

3.14. утратил силу;

3.15. утратил силу;

3.16. утратил силу;

3.17. утратил силу;

3.18. утратил силу;

3.19. выданные до вступления в силу настоящего Декрета специальные разрешения (лицензии) на право производства, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовой и розничной торговли ими действуют до окончания срока их действия.

4. Утратил силу.

5. Ввести с 1 января 2003 г. Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими. Ведение этого реестра возложить на Министерство по налогам и сборам.

5-1. Контрактное производство табачных изделий, а также оборот и потребление табачных изделий, произведенных в рамках контрактного производства, осуществляется с учетом требований настоящего Декрета.

6. Утратил силу.

7. Утратил силу.

8. Совету Министров Республики Беларусь:

8.1. в 2-месячный срок утвердить:

положение о порядке изготовления, оборота, учета, хранения, реализации, уничтожения акцизных марок и контроля за их использованием;

порядок выдачи специальных разрешений (лицензий) на право производства, импорта, хранения (как вида предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовой и розничной торговли ими;

положение о Государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, импорт, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими;

8.2. в 3-месячный срок:

утвердить положение о порядке размещения рекламы табачных изделий в средствах массовой информации, а также их наружной рекламы;

разработать и представить Президенту Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь», предусматривающий установление ответственности за подделку акцизных марок;

утвердить положения о государственном надзоре за производством табачных изделий, нормированием расхода сырья, а также за соблюдением утвержденных (согласованных) рецептур указанных изделий и требований технологической документации на их производство, о государственном надзоре за оборотом табачного сырья и табачных изделий;

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом;

принять иные меры, направленные на реализацию положений настоящего Декрета.

9. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2003 г. (за исключением пункта 8, который вступает в силу со дня официального опубликования Декрета), является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

УТВЕРЖДЕНО Декрет Президента Республики Беларусь 17.12.2002 N 28

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Производство, розничная и оптовая торговля табачными изделиями, а также их хранение (как вид предпринимательской деятельности) осуществляются:

на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в установленном законодательством порядке (за исключением оптовой торговли табачными изделиями собственного производства, осуществляемой организациями — производителями таких табачных изделий);

с учетом требований настоящего Положения.

2. Оптовая, розничная торговля табачными изделиями, их хранение (как вид предпринимательской деятельности) осуществляются при обязательном наличии разрешенных к применению и исправных приборов для проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь (далее — акцизная марка) и (или) специальных марок.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю табачными изделиями, обязаны обеспечивать проверку подлинности акцизных и (или) специальных марок на табачных изделиях, реализуемых ими в принадлежащих им торговых объектах и (или) объектах общественного питания, и несут ответственность за подлинность этих марок.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют розничную торговлю табачными изделиями при обязательном наличии у них, в том числе в принадлежащих им торговых объектах и (или) объектах общественного питания, кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, если иное не установлено законодательством.

4. Юридические лица, осуществляющие производство табачных изделий, оптовую торговлю ими, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю табачными изделиями, в сопроводительных документах на покупку (поставку) этих изделий указывают номер специального разрешения (лицензии) на право осуществления ими такой деятельности, а также номер соответствующего специального разрешения (лицензии), выданного юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, являющимся получателями табачных изделий.

5. Юридические лица, осуществляющие производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую, розничную торговлю ими, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую, розничную торговлю ими, подлежат внесению в Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими.

Ведение Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, возлагается на Министерство по налогам и сборам в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

6. Исключен.

7. Исключен.

8. Исключен.

9. Исключен.

10. Исключен.

11. Исключен.

Требования, предъявляемые к оборудованию для производства табачных изделий

11-1. Основное технологическое оборудование для производства табачных изделий, находящееся в собственности, хозяйственном ведении юридических лиц, подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Основное технологическое оборудование для производства табачных изделий должно быть оснащено исправными и поверенными приборами учета готовой продукции, прошедшими государственные испытания (включенными в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь) или метрологическую аттестацию.

Указанные приборы должны иметь установленные средства контроля, фискальную память, обеспечивающую долговременное хранение и защиту от несанкционированного изменения учетных данных, возможность подключения и совместной работы с IBM-совместимым компьютером.

Ведение Государственного реестра средств измерений Республики Беларусь осуществляется Государственным комитетом по стандартизации.

Декларирование и регулирование объемов производства и оборота табачного сырья и табачных изделий

12. Юридические лица, осуществляющие импорт табачного сырья, производство, импорт табачных изделий, оптовую торговлю ими, обязаны представлять декларации об объемах производства табачных изделий, а также об объемах оборота табачного сырья и табачных изделий, индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю табачными изделиями, — декларации об объемах оборота табачных изделий.

В декларациях, названных в части первой настоящего пункта, указываются объемы импортированного, поступившего, реализованного, нереализованного и неиспользованного табачного сырья, объемы произведенных, импортированных, поступивших, реализованных и нереализованных табачных изделий, а также суммы уплаченных акцизов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели заполняют декларации, указанные в части первой настоящего пункта, по результатам работы за квартал нарастающим итогом с начала года и в целом за год и до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют эти декларации в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту постановки их на учет.

Формы деклараций утверждаются Министерством по налогам и сборам.

12-1. Юридические лица, осуществляющие производство и импорт табачного сырья и табачных изделий, обязаны представлять балансы их производства и оборота в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Балансы составляются ежемесячно нарастающим итогом с начала года. В них указываются объемы импортированного, реализованного, нереализованного и неиспользованного табачного сырья, объемы произведенных, импортированных, реализованных и нереализованных табачных изделий, а также их потери в процессе производства.

Формы балансов утверждаются Министерством по налогам и сборам.

13. Производство юридическими лицами Республики Беларусь табачных изделий, предназначенных для реализации на территории Республики Беларусь, осуществляется в пределах квот, устанавливаемых в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

Маркировка табачных изделий акцизными и (или) специальными марками

14. Маркировке акцизными марками подлежат ввозимые на территорию Республики Беларусь, в том числе с территории государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, табачные изделия (кроме изделий, указанных в пункте 18 настоящего Положения), а также произведенные в Республике Беларусь и предназначенные для оборота на ее территории табачные изделия.

Табачные изделия, обращенные в доход государства, подлежат маркировке специальными марками. Маркировка осуществляется организациями, реализующими такие изделия.

Табачные изделия, произведенные в Республике Беларусь и предназначенные для вывоза с территории Республики Беларусь, должны быть промаркированы их производителем в соответствии с требованиями законодательства страны назначения до отгрузки с места производства.

Производитель табачных изделий обязан обеспечить раздельный учет и хранение табачных изделий, не маркированных акцизными марками и предназначенных для реализации за пределы Республики Беларусь.

15. Советом Министров Республики Беларусь утверждаются:

образцы акцизных марок для маркировки табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь, а также порядок их изготовления и реализации, маркировки ими табачных изделий, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, порядок и срок представления отчетов об их использовании;

образцы акцизных марок для маркировки табачных изделий, произведенных на территории Республики Беларусь, а также порядок их изготовления и реализации, маркировки ими табачных изделий, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием;

образцы специальных марок, а также порядок изготовления, выдачи, использования, учета, хранения, уничтожения этих марок.

16. Ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории и (или) хранение на ней табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными и (или) специальными марками, торговля ими без нанесенных акцизных и (или) специальных марок запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением и иными законодательными актами.

Акцизные марки наносятся на потребительскую тару (упаковку) ввозимых табачных изделий за пределами территории Республики Беларусь.

17. За правильность маркировки табачных изделий акцизными марками и подлинность этих марок несет ответственность собственник данных изделий, а также лицо, обладающее правами владения и распоряжения табачными изделиями (кроме лиц, приобретших табачные изделия в розничной торговой сети для собственного потребления) в соответствии с законодательством.

18. Маркировке акцизными марками не подлежат табачные изделия:

ввезенные организаторами и участниками международных выставок, ярмарок в качестве образцов и экспонатов, а также ввезенные в качестве образцов для сертификационных испытаний, осуществления контроля качества, безопасности, подлинности табачных изделий в количестве, установленном нормативными документами;

предназначенные для собственного потребления должностными лицами иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, приравненными к ним по объему привилегий сотрудниками органов и миссий международных организаций, а также членами их семей;

предназначенные для реализации в магазинах беспошлинной торговли, на воздушных, морских и речных судах, выполняющих рейсы в иностранные государства;

перемещаемые через территорию Республики Беларусь транзитом;

ввозимые гражданами в пределах норм, установленных законодательством;

произведенные в Республике Беларусь и предназначенные для вывоза за пределы Республики Беларусь.

19. Акцизная марка, в том числе для импортируемых табачных изделий, является бланком строгой отчетности, ее стоимость устанавливается Министерством экономики, относится на себестоимость табачных изделий и не может превышать половины максимальной ставки акциза, исчисленного согласно законодательству для одной единицы соответствующего табачного изделия.

Юридические лица, осуществляющие производство и маркировку табачных изделий, а также юридическое лицо, реализующее исключительное право государства на осуществление импорта табачных изделий (далее — импортер), оплачивают стоимость акцизных марок в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Стоимость акцизных марок, не использованных и возвращенных органам, реализующим эти марки, возмещается юридическим лицам, осуществляющим производство и маркировку табачных изделий, импортеру.

Стоимость поврежденных акцизных марок возмещению не подлежит.

20. Исключен.

21. Приобретенные юридическими лицами, осуществляющими производство и маркировку табачных изделий, импортером акцизные марки не подлежат отчуждению или передаче в других формах иным лицам, за исключением передачи их в установленном порядке для нанесения на табачные изделия, а также возврата неиспользованных акцизных марок.

Требования к информации, указываемой на потребительской таре (упаковке) табачных изделий

22. На потребительской таре (упаковке) табачных изделий, произведенных в Республике Беларусь или импортированных на ее территорию, должны быть указаны сведения на русском или белорусском языке, предупреждающие о вреде курения, о запрете продажи этих изделий гражданам в возрасте до 18 лет.

22-1. На каждой единице потребительской тары (упаковки) табачных изделий, произведенных в Республике Беларусь, должна содержаться информация, позволяющая идентифицировать указанные изделия.

23. Каждая единица потребительской тары (упаковки) табачных изделий, ввозимых на территорию Республики Беларусь и предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли, должна иметь маркировку «Для продажи в магазинах беспошлинной торговли».

Государственное регулирование импорта, экспорта и перемещения транзитом через территорию Республики Беларусь табачного сырья и табачных изделий

24. Исключен.

25. Табачные изделия экспортируются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без лицензий.

26. Импортер обязан обеспечивать выполнение требований по:

приобретению и нанесению акцизных марок на табачные изделия, подлежащие маркировке акцизными марками, в установленном порядке за пределами территории Республики Беларусь;

представлению таможенным органам в установленные сроки табачных изделий с нанесенными акцизными марками, а также предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном законодательством;

наличию у него разрешенных к применению и исправных приборов для проверки подлинности акцизных марок;

проверке подлинности акцизных марок на табачных изделиях, им реализуемых.

При непредставлении импортером отчета об использовании акцизных марок таможенные органы в пределах предоставленного обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов за счет такого обеспечения взыскивают суммы, которые подлежали бы уплате, если бы табачные изделия были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, пропорционально количеству утраченных акцизных марок либо акцизных марок, по которым не представлен отчет.

26-1. Перемещаемые транзитом через территорию Республики Беларусь табачное сырье и табачные изделия подлежат обязательному сопровождению в установленном законодательством порядке подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел (при перемещении автомобильным транспортом) и военизированной охраной Белорусской железной дороги (при перемещении железнодорожным транспортом).

Документы, оформляемые в установленном порядке подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел (при перемещении табачного сырья и табачных изделий автомобильным транспортом) и военизированной охраной Белорусской железной дороги (при перемещении табачного сырья и табачных изделий железнодорожным транспортом), относятся к документам, подтверждающим легальность ввоза табачного сырья и табачных изделий в целях их транзита через территорию Республики Беларусь.

Государственный контроль и надзор за производством и оборотом табачного сырья и табачных изделий

27. На объектах (территории, здания, сооружения) юридических лиц, их структурных подразделений, осуществляющих производство табачных изделий, по решению Совета Министров Республики Беларусь могут вводиться государственные налоговые посты для государственного контроля и надзора за оборотом табачного сырья, а также за производством и оборотом табачных изделий.

Государственный налоговый пост является одной из форм контрольной деятельности налоговых органов и действует в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

28. Государственный надзор за:

оборотом табачного сырья, нормированием его расхода, производством табачных изделий, а также за соблюдением порядка утверждения (согласования) рецептур указанных изделий и технологической документации на их производство осуществляется Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром»;

оборотом табачных изделий производится Министерством по налогам и сборам и Министерством торговли.

Министерство по налогам и сборам в пределах своих полномочий контролирует осуществление Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром» государственного надзора за оборотом табачного сырья, а также за производством и оборотом табачных изделий.

Порядок государственного надзора определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Государственное регулирование цен на табачные изделия

29. Розничные цены на табачные изделия устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством.

Государственное регулирование оптовой торговли табачным сырьем и табачными изделиями

30. При оптовой торговле табачным сырьем и табачными изделиями расчеты осуществляются в безналичном порядке на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок, за исключением сделок, при которых за поставленные табачное сырье и табачные изделия рассчитываются со счетов банков и других небанковских кредитно-финансовых организаций, на которых находятся денежные средства, предоставленные ими в качестве кредита покупателю этих сырья и изделий.

В отношении сырья и изделий, указанных в части первой настоящего пункта, запрещаются сделки, предусматривающие уступку требования, перевод долга, мену, оплату посредством выдачи или передачи (индоссамента) векселя, за исключением сделок мены, которые осуществляются производителями данных изделий в счет оплаты поставок сырья по согласованию с Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром».

Государственное регулирование розничной торговли табачными изделиями

31. Запрещена розничная торговля табачными изделиями:

из разносных мелкорозничных средств;

с использованием торговых автоматов, иных электронных устройств;

без акцизных и (или) специальных марок установленного образца;

без нанесенных на потребительскую тару (упаковку) этих изделий сведений, предусмотренных пунктом 22 настоящего Положения;

в спортивных сооружениях и на их территориях;

в диетических столовых и детских кафе;

в организациях торговли, их отделах и секциях, продающих товары для детей;

в учебных заведениях, лечебных, детских культурно-зрелищных и воспитательных учреждениях;

в зданиях (помещениях) учреждений (организаций) здравоохранения, культуры, образования, спорта;

без документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством Республики Беларусь для подтверждения качества данных изделий;

из открытых потребительских упаковок этих изделий, на вес, поштучно, за исключением торговли сигарами и сигариллами в индивидуальной упаковке;

с применением интернет-технологий.

32. Запрещается продажа табачных изделий гражданам (гражданами) Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в возрасте до 18 лет.

Государственное регулирование рекламы табачных изделий (пункты 33 — 37). Раздел исключен.

Государственное регулирование потребления табачных изделий

38. Запрещается курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;

на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;

в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;

на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;

во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

39. Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), указанные в пункте 38 настоящего Положения, создают (выделяют) на этих объектах специально предназначенные для курения места и оборудуют их в соответствии с требованиями, установленными Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения.

Государственное регулирование ввоза табачного сырья в качестве образцов

40. Действие настоящего Положения не распространяется на табачное сырье, ввозимое на территорию Республики Беларусь производителями табачных изделий в качестве образцов для проведения оценки качества (испытаний) и органолептических показателей в количестве не более 3 килограммов в отношении каждого образца.

Одна из наших работнику уходит в декрет с 19 июня 2012 года. Просим перед декретом предоставить ей очередной отпуск на все 24 календарных дня. Но пропорционально отработанному ею времени на конец декрета получается только 17 полных дней (если округлять в большую сторону). Отпуск какой продолжительности мы ей должны предоставить?

Ответ:

Трудовое законодательство РК не обязывает работодателя беременным женщинам предоставлять в полном объеме оплачиваемый трудовой отпуск перед декретом.

Согласно статье 192 Трудового кодекса оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск женщине по ее желанию предоставляется перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком….

Извините, но продолжение документа доступно только подписчикам

Документ доступен только подписчикам портала Учёт с тарифом: ЭКСПЕРТ, МАСТЕР, ПРОФ, ЭКОНОМ, ДЕМО ДОСТУП
Авторизуйтесь под своим электронным ключом (логин, пароль)

Документ показан не полностью. Оформите подписку

Рассказать друзьям:

Многим женщинам известно, что на 30 неделе беременности они вправе получить в женской консультации больничный лист и уйти в отпуск по беременности и родам. Продолжительность такого отпуска составляет 140 дней. Но возможно ли выйти перед декретом в ежегодный оплачиваемый отпуск?

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Можно ли взять ежегодный отпуск перед декретным отпуском

Законодательство содержит четкий ответ на указанный вопрос. Для этого необходимо обратиться к действующей редакции Трудового кодекса. Согласно ст. 260 Трудового кодекса, беременной женщине предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск до декретного отпуска или после него. Предоставление такого отпуска – это не право, а прямая обязанность работодателя.

Согласно разъяснениям Пленума ВС от 2014 года №1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин…», право на предоставление такого отпуска возникает независимо от трудового стажа у указанного работодателя. Это значит, что шестимесячный период работы (как при оформлении стандартного отпуска) у данного работодателя необязателен.

Отпуск перед декретом: плюсы и минусы

Преимущества оформления отпуска перед декретом следующие:

  1. Увеличивается продолжительность отдыха перед предстоящими родами.
  2. Отпускные, которые выплачиваются женщине, выплачиваются в размере ее среднего заработка (т. е. она практически не теряет в заработке).

Но многие женщины предпочитают оставить часть отпуска про запас. Например, дополнительные дни отдыха могут понадобится ей, чтобы забирать ребенка из детского сада при его закрытии и при возникновении других непредвиденных обстоятельств.

В этом и состоит основной минус получения отпуска до декрета: ведь после окончания отпуска по уходу за ребенком женщина уже не сможет претендовать на получение нового отпуска.

Поэтому решение о необходимости оформления отпуска перед декретом стоит принимать в индивидуальном порядке с учетом самочувствия женщины.

Порядок действий по оформлению

Ежегодный оплачиваемый отпуск перед декретом не предоставляется по умолчанию. Для этого необходимо волеизъявление сотрудницы. Она должна написать на имя работодателя заявление на предоставление ей ежегодного отпуска перед декретом.

К заявлению на отпуск нужно приложить справку из женской консультации, в которой состоит на учете женщина, которая бы подтвердила факт беременности или иной документ, который бы подтвердил указанный факт.

Порядок действий сотрудницы при оформлении отпуска непосредственно перед декретом такой:

  1. Обратиться к работодателю и устно согласовать предстоящий отпуск. Если же начальник против предоставления отпуска, то стоит сослаться на ст. 260 ТК РФ и возможность сотрудницы пожаловаться на работодателя в трудовую инспекцию.
  2. Написать заявление на предоставление отпуска. Сделать это желательно за 2 недели до начала отпуска.
  3. Получить приказ о предоставлении отпуска.
  4. Получить отпускные, начисленные в бухгалтерии. Отпуск перед декретом оплачивается в полном размере по общим правилам.

Заявление на предоставление отпуска перед декретом мало чем будет отличаться от заявления на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска. В нем необходимо отобразить следующие аспекты:

  1. Наименование руководителя организации, на имя которого оно подается.
  2. Сведения о заявителе и его должность.
  3. Просьба предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск.
  4. Желаемая продолжительность отпуска (указывается в календарных днях).
  5. Просьба предоставить материальную помощь и иные выплаты.
  6. Дата и подпись заявителя.

Образец заявления на отпуск перед декретом можно посмотреть поссылке.

Единственное отличие подаваемого заявления будет состоять в том, что в нем должна быть указана ссылка на ст. 260 ТК, гарантирующую право работницы на отпуск перед декретом.

Сколько дней можно взять

В действующем законодательстве четко регламентирован вопрос сроков декретного отпуска. Он разделяется на период до родов и после. Сроки декретного отпуска зависят от течения беременности.

При нормальной беременности сотруднице полагается отпуск продолжительностью в 140 дней. Из них на дородовой период приходится 70 дней. Обычно декретный отпуск оформляется при достижении женщиной 30 недели беременности. При многоплодной беременности период декретного отпуска увеличивается до 194 дней. Это 84 дня до родов и 110 – после. В этом случае отпуск оформляется на 28 неделе.

Указанные сроки необходимо учитывать для получения ежегодного оплачиваемого отпуска. Его нужно оформить заблаговременно.

Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в общем случае составляет 28 календарных дней. Для отдельных категорий работников предусмотрены расширенные сроки отпускных. Например, для педагогических работников это 52 календарных дня.

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливается так: если женщина не использовала в этом году право на отпуск, то работодатель обязан предоставить ей отпуск авансом на все 28 дней. Если же она уже отдыхала, то ей предоставляется отпуск в размере неиспользованных дней за текущий календарный год.

При этом нужно учесть, что отпуск перед декретом предоставляется независимо от действующего графика отпусков. В случае если по закону или нормам коллективного договора предприятия женщине полагается дополнительный отпуск, то она вправе рассчитывать и на него перед декретом.

Отпуск не предоставляется только в том случае, если женщина полностью его отгуляла в текущем году. При этом она наделена правом запросить такой отпуск авансом. При таком варианте женщине следует учесть, что после выхода из декрета она сможет претендовать на ежегодный отпуск только в следующем рабочем году. Если же она решит уволиться, то работодатель должен будет удержать с нее компенсацию за выплаченные отпускные.

Чтобы не брать отпуск авансом и взять его за фактически отработанное время, женщине следует учесть, что за каждый отработанный месяц в году ей полагается 2,33 дня отпуска.

Работодатель не вправе отзывать женщину из отпуска перед декретом ни при каких обстоятельствах.

Привязка начала ежегодного оплачиваемого отпуска к началу декретного является категорически неверной.

Таким образом, все беременные сотрудницы независимо от их трудового стажа могут рассчитывать на очередной оплачиваемый отпуск перед декретным отпуском. Это право закреплено за ними в ст. 260 Трудового кодекса.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

По общему правилу ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работнику за каждый его рабочий год. Один рабочий год состоит из 12 месяцев. Но в отличие от календарного года рабочий год исчисляется не с 1 января, а с даты приема на работу и заканчивается предыдущей датой следующего года. Например, женщина приступила к работе 20 сентября 2014 года, тогда её рабочий год начинается 20.09.2014 г. и заканчивается 19.09.2015 г.

Таким образом ежегодный отпуск не должен начинаться раньше, чем рабочий год за который он предоставляется. Так, если у беременной наступило право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за следующий рабочий год, то работодатель обязан его предоставить женщине авансом. В том случае, если у беременной не наступило такое право (за текущий год отпуск отгулян, а новый рабочий год не наступил), то обязанности работодателя предоставлять отпуск за следующий рабочий год не имеется.

Стаж для получения ежегодного отпуска должен быть непрерывным. Это означает, что ежегодный отпуск предоставляется только за время работы у данного работодателя. Поэтому, если женщина увольняется и устраивается к новому работодателю, то на прошлой работе она должна получить денежную компенсацию за неиспользованные дни отпуска, а с первого дня работы у нового работодателя начинает заново «зарабатывать» отпускной стаж.

Ежегодный оплачиваемый отпуск за первый год работы предоставляется по истечении 6 месяцев непрерывной работы у данного работодателя. Но беременной согласно ст. 122 Трудового кодекса РФ работодатель обязан по её заявлению предоставить ежегодный основной оплачиваемый отпуск на первом году работы до истечения шести месяцев перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него. Причем какой-либо минимальной продолжительности работы в данной организации закон не устанавливает, это может быть и 2 и 3 месяца работы.

Оплачиваемый отпуск включает в себя как ежегодный основной оплачиваемый отпуск, так и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, например, предоставляемый в связи с вредными и опасными условиями труда. На основании заявления беременной оформляется приказ о предоставлении отпуска.

Предоставляя очередной оплачиваемый отпуск беременной, работодатель должен помнить, что не допускается её отзыв из очередного отпуска, а также замена ей отпуска денежной компенсацией, даже с согласия самой работницы (статья 126 ТК РФ).

Образец заявления о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска:

Генеральному директору
ООО «Золотой Олимпик»
С.А. Петрову
от секретаря административного отдела
Т.А. Ивановой
ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас предоставить мне ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с 07.10.2014 г.1

«03» октября 2014 года Подпись /Т.А. Иванова/ 1В заявлении пишется дата начала отпуска и количество календарных дней. Дату окончания отпуска рассчитывает отдел кадров и отражает в приказе.

Отпуск по беременности и родам включается в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Однако если женщина рассчитывает использовать ежегодный оплачиваемый отпуск после окончания отпуска по уходу за ребенком, то она должна знать, что время отпуска по уходу за ребенком, в соответствии со ст. 121 ТК РФ, НЕ включается в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Поэтому, если Вы воспользовались своим правом по ст. 260 ТК РФ на использование ежегодного отпуска до отпуска по беременности и родам (декрета), то, находясь в отпуске по уходу за ребенком один год и более, вы «не зарабатываете» право на следующий ежегодный отпуск. В этом случае время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в соответствии с ч. 2 ст. 121 ТК не включается в стаж работы для оплачиваемого отпуска и окончание рабочего года отодвигается (смещается) на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

При исчислении стажа работы, дающего право на основной ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность рабочего дня и рабочей недели значения не имеет. Женщины, занятые неполное рабочее время, получают ежегодный основной оплачиваемый отпуск на тех же условиях, что и выполняющие аналогичную работу с нормальной продолжительностью рабочего времени.

Выводы:

  1. Беременная может взять ежегодный отпуск, даже если проработала в организации меньше 6 месяцев.
  2. Беременная имеет право уйти в ежегодный отпуск перед декретом или сразу после декрета, а НЕ в соответствии с графиком отпусков.
  3. Беременная НЕ может требовать отпуск, если за текущий рабочий год она его полностью отгуляла, а следующий рабочий год еще не наступил.
  4. При наступлении нового рабочего года женщина имеет право взять отпуск перед декретом полностью (28 дней). При этом отпуск будет ей предоставлен авансом.
  5. Заменить беременной дни отпуска денежной компенсацией не допустимо.
  6. Декрет включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, а время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста – нет.

Когда выгоднее взять отпуск – перед декретом или после

Многих женщин интересует вопрос, когда же лучше взять ежегодный оплачиваемый отпуск перед декретным отпуском или после, и не уменьшится ли размер отпускных в этом случае.

1. Ежегодный оплачиваемый отпуск ДО отпуска по беременности и родам.

Если у женщины беременность протекает с осложнениями, она не хочет и/или не может работать, то в этом случае лучше взять отпуск до ухода в декрет. В данном случае необходимо заранее выяснить когда уходить в декрет (дату начала отпуска по беременности и родам), чтобы очередной отпуск не наложился на декретный. При этом беременная имеет возможность больше отдохнуть, набраться сил перед родами, но теряет в получении дополнительных денег (получает отпускные, вместо заработной платы). Расчет выплаты отпускных будет происходить исходя из фактически отработанного времени за 12 месяцев. Так, если очередной отпуск начнется в октябре 2014, то среднедневной заработок для его оплаты нужно рассчитывать за период с октября 2013 года по сентябрь 2014 года включительно.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск ПОСЛЕ отпуска по беременности и родам.

Если женщина полна сил и хочет работать до ухода в декрет, то она может воспользоваться правом уйти в ежегодный оплачиваемый отпуск после отпуска по беременности и родам. Расчет среднего заработка будет производиться исходя из фактически начисленной ей заработной платы. Период нахождения в отпуске по беременности и родам (дни и начисленные суммы) в расчетный период не входит, и, следовательно, на сумму «отпускных» не повлияет. Но если взять оплачиваемый отпуск после декрета, то женщина не сможет за это время получать пособие по уходу. Брать ежегодный отпуск после декрета выгодно тем женщинам, у которых отпуск по беременности и родам заканчивается в декабре, но в материальном плане (для получения большего пособия) отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет должен начаться в новом году (в январе).

3. Ежегодный оплачиваемый отпуск ПОСЛЕ отпуска по уходу за ребенком.

Если у молодой мамы сохранился ранее неиспользованный оплачиваемый отпуск, то она может по окончании отпуска по уходу за ребенком перед выходом на работу взять этот отпуск. Расчет суммы отпускных в данном случае будет произведен в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 24.12.07 г. №922 «В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному».

Ранее неиспользованные ежегодные отпуска не сгорают, а неотгулянные дни отпуска переносятся на следующий период или при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Отпуск 28 дней перед декретом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *