Поискала информацию для тех, кто по каким-то причинам хочет поменять свою поликлинику. Оказывается по закону никаких конкретных причин для смены поликлиники не требуется. Одного желания гражданина вполне достаточно.
Статьей 21 Закона № 323-ФЗ в ч. 1 определено, что пациент имеет право на выбор медорганизации и врача с учетом согласия врача. Однако уже в ч. 2 той же статьи право пациента выбрать терапевта, педиатра или врача общей практики никак не связывается с согласием медработника.
Судебная практика исходит из того, что пациенту в принципе нельзя отказать в прикреплении к поликлинике. Даже если врачи откажутся оказывать медпомощь лицу, не проживающему на их участке. Это подтверждают апелляционные определения Волгоградского областного суда от 19.02.2014 по делу № 33–2095/2014 и Самарского областного суда от 26.01.2016 № 33–1002/2016.
Суть спора в обоих случаях заключалась в том, что поликлиники отказали пациенту в прикреплении, т. к. гражданин не проживал на территории обслуживания медорганизации. Отказы они мотивировали обязанностью соблюдать территориально-участковый принцип оказания первичной медико-санитарной помощи.
Суды первой инстанции встали на сторону медицинских организаций и отказали гражданам в удовлетворении исковых требований. Но вышестоящие суды заняли позицию пациентов и иски удовлетворили, а первоначальные решения отменили.
Во-первых, суды апелляционной инстанции исходили из того, что закон не предусматривает получение согласия выбранного медучреждения на прикрепление гражданина. Во-вторых, суды в своих определениях подчеркивали, что территориально-участковый принцип прикрепления не обязателен. В-третьих, они делали вывод о том, что закон не требует согласия врача для прикрепления на медицинское обслуживание.
Примечательно, что Самарский областной суд не принял во внимание довод поликлиники о том, что численность пациентов, закрепленных за каждым участковым терапевтом, превышает установленные нормативы. Суд фактически посчитал, что врач не вправе отказаться от дополнительного пациента, даже если нагрузка уже превышает норматив на 23%.
Таким образом, суды возводят принцип интересов пациента в абсолют, хотя ст. 6 Закона № 323-ФЗ содержит закрытый перечень прав пациента. Статья не предусматривает, что пациент вправе диктовать медорганизации свою волю относительно выбора конкретного врача. Однако на практике суды заставляют медорганизации прикреплять граждан, да еще выплачивать им компенсацию за моральный вред.

Апелляционное определение № 33-1002/2016 от 26 января 2016 г. по делу № 33-1002/2016 Судья: Бобылева Е.В. № 33-1002/2016


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2016 года г. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Акининой О.А.
судей Сафоновой Л.А., Гороховика А.С.
при секретаре Татариновой Г.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой М.М. к ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника №15 Промышленного района» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе Осиповой М.М. на решение Промышленного районного суда г.о. Самара от 19 ноября 2015 года
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., объяснения Осиповой М.М., возражения на жалобу представителя ответчика – Кондауровой Ж.Н., действующей на основании доверенности,
У С Т А Н О В И Л А:
Осипова М.М. обратилась с иском к ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая поликлиника №15 Промышленного района», в котором просила признать незаконными действия ответчика в лице главного врача ФИО1, выразившиеся в отказе оказания истцу первичной медико-санитарной помощи, и в выборе данной медицинской организации, прикреплении полиса обязательного медицинского страхования №, выданного ЗАО «Страховая компания «<данные изъяты>». Так же просила обязать ГБУЗ СО СГКП №15 принять Осипову М.М. на медицинское обслуживание в данном учреждении, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
Заявленные требования мотивированы следующим. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании полиса обязательного медицинского страхования, выданного ЗАО «<данные изъяты>», истице оказывалась первичная медико-санитарная помощь в ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая поликлиника №15 Промышленного района».
ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой полиса ОМС выдано временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса ОМС № ЗАО «Страховая компания «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ в целях получения первичной медико-санитарной помощи (получения талонов к врачам эндокринологу и гинекологу) истица обратилась в ГБУЗ СО СГКП №15, где ей пояснили, что необходимо зарегистрировать в ГБУЗ СО СГКП №15 временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса ОМС от ДД.ММ.ГГГГ. В устном порядке ей отказали в регистрации временного свидетельства в связи с тем, что она сменила адрес регистрации. При этом истец не просила открепить её от обслуживания в ГБУЗ СО СГКП №15, не выбирала иное медицинское учреждение, а желала продолжить получение медицинской помощи в той же организации.
Не согласившись с данным отказом, истец обратилась к Главному врачу ГБУЗ СО СГКП №15 с письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ вх.№ и дополнительным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о прикреплении ее к ГБУЗ СО СГКП №15 и оказании ей в дальнейшем первичной медико-санитарной помощи.
Письмом Главного врача ГБУЗ СО СГКП №15 от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнением к нему от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано вследствие невозможности обслуживания Осиповой М.М. по месту проживания, а также в отсутствии согласия участкового врача-терапевта.
Истец считает данный отказ Главного врача ГБУЗ СО СГКП №15 противоречащим нормам действующего законодательства и нарушающим ее права на доступность и качество медицинской помощи.
Решением Промышленного районного суда г.о.Самара от 19 ноября 2015 года постановлено: «В удовлетворении исковых заявления Осиновой М.М. к ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая поликлиника № 15 Промышленного района» о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда отказать в полном объеме».
В апелляционной жалобе истец просила отменить решение суда, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления, так же указала, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.
Истец в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции, удовлетворив её исковые требования.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции возражала против доводов жалобы, полагая их необоснованными, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушением норм материального права.
Материалами дела установлено, что Осипова М.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>4. В связи с этим, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получала первичную медицинскую помощь в ГБУЗ СО СГКП №15 на основании полиса обязательного медицинского страхования №, выданного ЗАО «Страховая компания «<данные изъяты>».
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Осипова М.М. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ, в связи со сменой полиса ОМС, истице выдано временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса ОМС от ДД.ММ.ГГГГ № ЗАО «Страховая компания <данные изъяты>», в котором указан новый адрес регистрации и проживания: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Осипова М.М. обратилась в регистратуру ГБУЗ СО СГКП №15 в целях получения медицинской помощи, где ей пояснили, что необходимо зарегистрировать временное свидетельство. Однако сделать это не представилось возможным, поскольку Осипова М.М. сменила адрес регистрации и проживания на <адрес>.
Не согласившись с данным отказом, Осипова М.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к Главному врачу ГБУЗ СО СГКП № 15, а также дополнительным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просила в соответствии с нормами действующего законодательства прикрепить ее медицинский полис к ГБУЗ СО СГКП №15 или предоставить письменный обоснованный отказ.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Главный врач ГБУЗ СО СГКП №15 отказала Осиповой М.М. в прикреплении ее полиса обязательного медицинского страхования для обслуживания к ГБУЗ СО СГКП № 15, поскольку врачи участковой службы отказываются от прикрепления пациентов, проживающих вне территории обслуживания поликлиникой.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку прикрепление истицы для получения первичной медицинской помощи к ГБУЗ СО СГКП №15 будет означать дальнейшее превышение нагрузки для медицинского учреждения в противовес принципу распределения населения по врачебным участкам в целях максимального обеспечения доступности медицинской помощи и соблюдения прав иных граждан. При этом, приоритет интересов пациента при оказании ему медицинской помощи реализуется способами, перечисленными в ст. 6 Закона № 323-ФЗ в закрытом перечне. Данный перечень не содержит приоритет желания пациента о прикреплении вне зоны обслуживания перед возможностями медицинской организации.

С данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Статьей 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Согласно ч.2 ст.21 данного Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ, для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
В силу ст.16 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 N 406н утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Согласно пунктам 3, 4 указанного Порядка выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия путем обращения в медицинскую организацию лично или через своего представителя с письменным заявлением о выборе медицинской организации. При подаче заявления предъявляются оригиналы следующих документов для граждан Российской Федерации в возрасте четырнадцати лет и старше: паспорт гражданина Российской Федерации и полис обязательного медицинского страхования.
Осипова М.М. воспользовалась своим правом выбора медицинского учреждения еще в ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени она получала первичную медицинскую помощь в ГБУЗ СО СГКП №15 и не желала менять данную организацию. Выдача нового полисам ОМС не является основанием для открепления истицы от выбранного ею медицинского учреждения.
Судебная коллегия полагает, что исковые требования о признании незаконными действий ГБУЗ СО СГКП №15, выразившихся в отказе истице в выборе названной медицинской организации, подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданин вправе выбрать медицинскую организацию для получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе для получения первичной медико-санитарной помощи, и при этом, законом не предусмотрено получение согласия выбранного медицинского учреждения для прикрепления гражданина к учреждению.
Осипова М.М. проживает по адресу: <адрес> Данный адрес не относится к обслуживаемому участку ГБУЗ СО СГКП № 15
Доводы представителя ответчика о том, что истец должен быть прикреплен на медицинское обслуживание в медицинском учреждении по месту своего жительства, судебной коллегией не принимается, поскольку указанные доводы противоречат нормам закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», территориально-участковый принцип прикрепления на медико-санитарное обслуживание к медицинскому учреждению не является обязательным.
В соответствии с действующим Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 г. N. 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (пункты 12 -15), первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу.
Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.
Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.
В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан, установленной пунктом 18 настоящего Положения.
Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет на терапевтическом участке -1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше.

Из анализа статей 19, 21, 33 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что не является обязательным территориально-участковый принцип прикрепления на медико-санитарное обслуживание к медицинскому учреждению, каждый гражданин (независимо от имеющегося заболевания) имеет право на выбор медицинской организации, при этом получение согласия выбранного медицинского учреждения для прикрепления гражданина к учреждению не требуется.
Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденное Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 543н от 15 мая 2012 года, не содержит нормы об отказе гражданину в выборе медицинской организации не по территориальному принципу.
Доводы представителя ответчика о том, что проведение установленного законом комплекса мероприятий в данном случае потребует значительных временных затрат для посещений на дому (плановые, по вызову), автотранспорт для доставки участкового врача не предусмотрен, поэтому будут ущемлены права других пациентов, подлежащих обслуживанию в ГБУЗ СО СГКП № 15 — не принимаются судебной коллегией, так как в силу ст.16 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законом не предусмотрены такие основания для отказа в прикреплении на медицинское обслуживание.
Суд первой инстанции указал, что согласно сводной статистической справке № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ СО СГКП № 15, в настоящее время превышение нагрузки на одного врача ГБУЗ СО СГКП №15 уже составляет 23,2% от нормативной численности, а именно на одного врача в среднем приходится медицинское обслуживание <данные изъяты> пациентов. Согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ Главного врача ГБУЗ СО СГКП № 15, ни один из врачей не дал своего согласия на дополнительное (к обязательному территориально-участковому) постоянное медицинское обслуживание заявительницы Осиповой М.М. Между тем, наличие данного согласия является обязательным условием прикрепления на медицинское обслуживание.
Судебная коллегия находит данный вывод необоснованным, поскольку указание суда первой инстанции на то обстоятельство, что наличие согласия врача является обязательным условием для прикрепления на медицинское обслуживание, также не соответствует действующему законодательству. Согласие врача предусмотрено при выборе гражданином врача, а не медицинского учреждения. Кроме того, истец с заявлением о выборе врача-терапевта не обращалась, следовательно, ссылка в решении суда на отсутствие согласия участковых врачей-терапевтов на медицинское обслуживание, также не может быть признана законной.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями как в рамках добровольного, так и обязательного медицинского страхования.
Статьей 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, реализуют конституционные гарантии в сфере охраны здоровья и не вправе в силу положений статьи 11 Федерального закона N 323-ФЗ отказать в оказании такой медицинской помощи застрахованному лицу.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Согласно пункта 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку незаконный отказ в медицинском обслуживании повлек нарушение личных неимущественных благ Осиповой М.М., судебная коллегия полагает возможным взыскать с ГБУЗ СО СГКП №15 в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., которой отвечает требованиям разумности и справедливости.
Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере <данные изъяты> рублей.
Судебная коллегия полагает, что при определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с ГБУЗ СО СГКП №15 необходимо руководствоваться размером государственной пошлины, установленной подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением в суд.
Согласно ст.328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, кроме того, выводы суда первой инстанции изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 1, п.п. 2 и 3 ч. 2 ст.330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке. В соответствии с п. 2 ст.328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и постановить новое решение об удовлетворении иска частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.о.Самара от 19 ноября 2015 года — отменить. Постановить по делу новое решение, которым:
«Признать незаконными действия ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника №15 Промышленного района» в лице главного врача, выразившиеся в отказе Осиповой М.М. в выборе данной медицинской организации и прикреплении на основании полиса обязательного медицинского страхования №, выданного ЗАО «Страховая компания «<данные изъяты>».
Обязать ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника №15 Промышленного района» принять Осипову М.М. на медицинское обслуживание в данном учреждении для оказания первичной медико-санитарной помощи.
Взыскать с ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника №15 Промышленного района» в пользу Осиповой М.М. в счет компенсации морального вреда денежную сумму <данные изъяты> руб.
Взыскать с ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника №15 Промышленного района» в доход местного бюджета госпошлину в сумме <данные изъяты> руб.»
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:

Суд:

Самарский областной суд (Самарская область)

Истцы:

Осипова М.М.

Ответчики:

ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая поликлиника №15 Промышленного района»

Отказ в прикреплении к поликлинике возможен, но законных оснований для этого не много. Поэтому перед обращением в учреждение здравоохранения следует узнать порядок прикрепления, возможность смены организации, оказывающей поликлиническую помощь, возможные причины отказа, а также что делать, если поликлиника отказывает пациенту безосновательно и как добиться прикрепления к поликлинике. Всю эту информацию вы найдете в нашей статье.

Порядок прикрепления к поликлинике

Обслуживание граждан медицинскими учреждениями осуществляются в основном по территориальному принципу и если гражданин не выразил желания обслуживаться в определенной поликлинике, то обычно он прикрепляется к учреждению, которое находится по месту его жительства. Уточнить к какой именно организации вы прикреплены можно обратившись в поликлинику, обслуживающую участок проживания, или узнать на портале Госуслуг.

Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.04.2012 № 406н предусмотрено право пациентов выбирать медицинскую организацию, в которой он будет наблюдаться и получать медицинскую помощь. Также это право подкрепляет наличие у гражданина полиса обязательного медицинского страхования (ОМС).

Для того, чтобы сменить учреждение здравоохранения гражданину необходимо подать в выбранную им поликлинику заявление и предоставить следующие документы:

  • паспорт гражданина;
  • полис ОМС;
  • документ, подтверждающий место жительства в случае его изменения – временная или постоянная прописка, договор аренды.

Если к поликлинике прикрепляется ребенок, то необходимы:

  • свидетельство о рождении или паспорт несовершеннолетнего;
  • паспорт родителя или лица его заменяющего (опекуна, попечителя);
  • медицинский полис ребенка.

Когда выбор организации сделан, и гражданин успешно прикрепился к поликлинике изменить свое решение и выбрать другое учреждение он может не чаще, чем 1 раз в течение года, не объясняя причины такого решения. В качестве исключения принимаются лишь случаи переезда на новое место жительства.

После подачи заявления открепление от прежней организации осуществляется без участия гражданина автоматически. Поликлиника должна в течение 4 дней проверить представленную гражданином информацию и прикрепить его на участок. Однако в поликлинике следует уточнить вопрос передачи медицинской карты. Учреждения могут самостоятельно осуществить ее передачу либо выдать на руки гражданину, если об этом имеется соответствующее заявление.

Выбирая для облуживания поликлинику не по прописке следует понимать, что это влечет за собой определенные трудности. Так, вызывая врача на дом не стоит рассчитывать на то, что к пациенту приедет врач из поликлиники, не обслуживающей данную территориальную зону. Медицинская помощь при вызове врача на дом будет оказана тем учреждением, которое обслуживает именно этот участок.

Кроме того, врач, направленный на вызов к гражданину сможет лишь провести осмотр, назначить необходимые препараты, открыть при необходимости листок нетрудоспособности и передать информацию в поликлинику по месту прикрепления для дальнейшего лечения и обследования пациента. Ознакомиться с амбулаторной картой больного или сделать в нее соответствующие записи о его состоянии здоровья у него не будет возможности.

Также нередки случаи, когда поликлиника не имеет в своей структуре какого-либо отделения, например, стоматологического и гинекологического. В этом случае гражданину придется также прикрепляться к специализированным поликлиникам и консультациям.

Читайте также «Как вернуть деньги по ОМС за платные услуги»

Может ли поликлиника отказать в прикреплении?

Предоставленная на законодательном уровне возможность для граждан выбирать медицинскую организацию для обслуживания, в том числе поликлинику, вне зависимости от наличия прописки на данном участке, обязывает руководителей таких учреждений принимать все меры для удовлетворения желания пациента.

Причины, по которым граждане принимают решение сменить место медицинского обслуживания могут быть разные. Одни не довольны работой врачей своей поликлиники, другие желают наблюдаться у определенного доктора, третьи просто сменили место своего жительства или другая поликлиника им удобнее территориально. При этом гражданину достаточно лишь изъявить такое желание, объяснять мотивы своего решения он не обязан.

Законная причина отказа гражданину может быть лишь одна – если нормативы загрузки поликлиники предельны или превышены. То есть врачи-терапевты перегружены работой.

Решение об отказе должно быть выдано гражданину в письменном виде с четким указанием причин. Если мотивом отказа послужило отсутствие у заявителя постоянной или временной прописки на участке, который обслуживает поликлиника знайте, что такой отказ является неправомерным. Прикрепление к поликлинике допускается при отсутствии любой прописки по месту фактического проживания.

Если гражданин длительное время проживает в другом городе в связи с исполнением должностных обязанностей или по любым другим причинам, то прикрепление к медицинскому учреждению для него актуально. При кратковременном проживании на другой территории смена поликлиники не обязательна, так как оказать разовую экстренную помощь при необходимости обязано любое учреждение, в которое обратиться пациент. Для этого необходимо лишь предоставить паспорт и полис ОМС.

Читайте также «Как лечь в больницу на обследование в 2020 году»

Куда обращаться в случае отказа: порядок действий

Отказ поликлиники может быть обжалован, но для этого гражданин должен потребовать его в письменном виде за подписью главного врача медицинского учреждения. Устный отказ является неправомерным.

Имея на руках письменный ответ у гражданина будет несколько вариантов дальнейших действий:

  • обратиться в страховую медицинскую организацию, которая выдала ему полис ОМС;
  • написать жалобу в районное управление здравоохранением;
  • обратиться на горячую линию государственного органа, осуществляющего контроль за деятельностью медицинских организаций (министерство или департамент здравоохранения);
  • подать письменную жалобу в государственный орган субъекта.

В любом из этих случаев, организация, в которую поступила жалоба гражданина, должна проверить правомерность отказа, выданного поликлиникой и, в случае выявления нарушений, принять меры по защите его прав.

Процедура прикрепления к поликлинике достаточно проста и понятно, самое главное знать и отстаивать свои права. Даже если получен отказ, возможность его обжалования у гражданина есть. Если вы не уверены в своих силах и вам нужна юридическая поддержка, обратитесь за консультацией к грамотному юристу.

Разделы:

  • История вопроса
  • Переход от прописки к регистрации
  • Регистрация по месту жительства
  • Регистрация по месту пребывания
  • Снятие с регистрационного учета
  • Инструкция по противодействию нарушениям прав граждан, не имеющих возможности оформить регистрацию по месту жительства (пребывания)
    • Нарушения права на свободу передвижения и выбор места жительства
    • Нарушение права на образование
    • Нарушение права на получение медицинской помощи

Еще одним из массовых нарушений прав граждан, не имеющих возможность оформить регистрацию по месту своего проживания, является незаконный отказ им и их детям в предоставлении медицинской помощи. Мы не рассматриваем здесь вопрос отсутствия самого полиса ОМС, поскольку с его получением проблем обычно не возникает. Также не рассматриваем вопрос желания «прикрепиться» к поликлинике не по месту фактического проживания, поскольку в этом случае действительно возникает реальная проблема – как к вам в случае необходимости доберется участковый врач при вызове на дом? А вот если вы действительно проживаете на территории этой поликлиники, пусть даже и без регистрации, то вас обязаны к ней прикрепить и оказывать медицинскую помощь.

Следует отметить, что возникновение проблем с оказанием медицинской помощи зависит, в основном, от позиции главного врача медицинского учреждения и связано, как правило, с нежеланием проходить более сложную процедуру с получением оплаты за медицинскую помощь со страховой компании, расположенной в другом регионе. В действительности, никаких проблем с оплатой по полисам обязательного медицинского страхования, выданным в других регионах, не существует и люди страдают из-за банальной лени медицинских работников, привыкших работать со «своей» страховой компанией.

Поэтому можно пойти разными путями: либо обратиться в другое медицинское учреждение в надежде на то, что там окажется более вменяемый персонал, либо идти на обострение конфликта, спорить с заведующим или главным врачом и добиваться оказания медицинской помощи в выбранном учреждении. Иногда помогает звонок в департамент здравоохранения города или области с жалобой на отказ в оказании медицинской помощи.

Следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

  • на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
  • на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Кроме того, в соответствии с п.п. 4-5 ст. 16 того же закона, застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации и врача (так называемое «прикрепление» к поликлинике), а в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 того же закона, медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.

    ИЗ ДОКУМЕНТА

    «Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств».

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

    ИЗ ДОКУМЕНТА

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Статья 41 Конституции РФ

    В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, которую имеют право использовать граждане на всей территории России, оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи), специализированная медицинская помощь в следующих случаях:

    • инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;
    • новообразования;
    • болезни эндокринной системы;
    • расстройства питания и нарушения обмена веществ;
    • болезни нервной системы;
    • болезни крови, кроветворных органов;
    • отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
    • болезни глаза и его придаточного аппарата;
    • болезни уха и сосцевидного отростка;
    • болезни системы кровообращения;
    • болезни органов дыхания;
    • болезни органов пищеварения;
    • болезни мочеполовой системы;
    • болезни кожи и подкожной клетчатки;
    • болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
    • травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин;
    • врожденные аномалии (пороки развития);
    • деформации и хромосомные нарушения;
    • беременность, роды, послеродовой период и аборты;
    • отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

    Часть 6 ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Таким образом, независимо от того, в каком регионе выдан ваш полис обязательного медицинского страхования, вы имеете право получать все основные базовые виды медицинской помощи в любой точке России.

Документы по теме:

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
  • Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

Новости по теме:

  • Прибывающих в Россию иностранцев могут обязать иметь полисы медицинского страхования – ИА «ГАРАНТ», 8 августа 2013 г.
  • С 1 мая в России начали выдавать страховые полисы нового образца – ИА «ГАРАНТ», 4 марта 2011 г.

Добрый день, Андрей Евгеньевич!

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. No 323-ФЗ, регулирующим
отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в
статье 21 установлено, что при оказании гражданину медицинской помощи в
рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в
порядке, утверждённом уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, и на выбор врача с учётом согласия врача (часть 1).

Согласно части 2 статьи 21 названного закона для получения первичной
медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в
том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в
год (за исключением случаев изменения места жительства или места
пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин
осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев
замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта
участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей
практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или
через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

В силу статьи 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. No 326-ФЗ «Об
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из
медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной
программы обязательного медицинского страхования в соответствии с
законодательством в сфере охраны здоровья.

Таким образом, гражданин имеет право на выбор медицинской
организации в порядке, утверждённом уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти. При этом возможность выбора медицинской
организации и врача, предусмотренная приведёнными нормами
законодательства, не является безусловной свободой граждан на выбор
медицинского учреждения, а выступает одной из мер обеспечения доступности
и качества медицинской помощи и является правом гражданина. Каких-либо
положений о том, что гражданин наделён правом выбора одновременно двух
или более медицинских организаций для получения такой помощи, указанные
положения не содержат.

Исходя из изложенного, тказ медицинской организации будет правомерным, если Вы хотите прикрепиться (т.е.сменить поликлинику) второй раз за год.

С уважением,

А. Грошев

Отказали в прикреплении к поликлинике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *