Слыша обидные слова в адрес своего ребенка, родители задумываются: почему дети обзываются? Что такого сделал их сын/дочь, что заслужил прозвища и неприятные выражения?

Дети придумывают дразнилки со смыслом и без, стараются добиться рифм и наделить выражение как можно более обидным подтекстом.

Откуда берутся обидные обзывательства и как оградить от них малыша? Читайте в статье.

Что делать, если ребенка обзывают

Что делать, если ребенка обзывают в школе или детском саду? Для начала разобраться в причинах поведения сверстников в отношении вашего ребенка. То, что дети обзывают друг друга, нельзя назвать чертой современного поколения. Все поколения детей обзывались и сочиняли дразнилки. Вспомните свое детство, оно тоже не было исключением. Даже если вас лично не обзывали, вы наверняка были свидетелями обзывательств других. А, может, и участниками?

По имени, фамилии, внешности, характеру, поведению, походке, привычкам, телосложению, внешним дефектам – причин дразниться всегда было предостаточно.

Если малыш начал жаловаться, что другие дети регулярно обзывают его, следует поговорить и научить некоторым приемам, которые помогут по-другому относиться к обидчикам и плохим словам.

Ведь те, кто произносит обидные обзывательства, рассчитывают как раз на то, что адресат станет злиться, плакать, отвечать на обиду, тем самым вызовет новую волну насмешек.

Если же авторы дразнилок поймут, что на них не реагируют, быстро потеряют интерес и найдут другую жертву.

  • Поговорите с воспитателем или учителем, если процесс травли происходит в детском саду или школе. В отличие от родителей педагоги могут высказать недовольство перед всем классом или группой, сделать замечание тем, кто обзывается, и поговорить с теми, кого обзывают.

Такие публичные разговоры имеют как положительный эффект, так и отрицательное продолжение.

Положительный эффект заключается в том, что на какое-то время обиды прекратятся; отрицательный же — в том, что в ближайшее время обзывательства возобновятся уже с большей жестокостью и угрозами.

Дети, понимающие, что подобное дело не всегда имеет положительный конец, отказываются от публичных разбирательств. Поэтому правильнее будет научить ребенка способам отражения обид и нейтральному отношению к ним.

  • Учите малыша не проявлять реакцию на обзывательства. Объясните, что поначалу сделать это будет непросто, но эффект того стоит. Объясните ребенку, что откликаться, поворачиваться можно только, услышав свое имя, а не кличку, которую придумали обидчики. Во всех остальных случаях – нет. Вскоре те, кто выкрикивает обзывательства, потеряют интерес.
  • Если реагировать на обидные слова, то не гневом, не злостью, не агрессией. Проще всего согласиться, сказать «да, откуда ты знаешь, как меня называют дома?». Или придумать какую-то веселую историю, используя слово-обзывательство.
  • Жертва обзывательства может сохранить выдержку и прямо спросить у обидчика, в чем причина такого поведения и всех нелестных выражений. Можно предложить дружбу и забыть то, что произошло.
  • Ни в коем случае не позволять манипулировать собой и своими действиями. Иногда обидчики на то и рассчитывают: что тот, кого обозвали будет догонять, кидаться камнями или чем-то еще, при этом группа детей продолжит травлю и станет веселиться. Объясните ребенку, что как бы не было сложно держать себя в руках, это лучше, чем поддаться на провокацию и доставить удовольствие невоспитанным детям.
  • Определенные дразнилки допускают ответ на них. Обычно отговорки придумываются в рифму с дразнилкой и вторят по смыслу. Отговорки проговариваются спокойно, с улыбкой и уверенностью.

Нужно ли обращать внимание на обидные выражения

Некоторые всерьез задумываются, а нужно ли обращать внимание на обидные слова и фразы? Может, проигнорировать вовсе и выражение, и автора?

В каких-то случаях можно и не реагировать. Но если слова с каждым разом становятся все обиднее, а повторы «наездов» становятся чаще, следует обязательно показать свое отношение к происходящему.

Психологи помогают разобраться в причинах высказывания обзывательства.

Они могут быть разными, поэтому на какие-то просто необходимо отреагировать, а какие-то смело можно оставить без внимания:

  • Обзывательство как способ позвать играть. Например, ваш ребенок сидит и играет самостоятельно. На приглашения других ребят подойти к ним не реагирует.

Тогда дети придумывают какое-то слово, которое начинают периодически повторять, обращаясь к нему. Они рассчитывают, что обиженный побежит догонять обидчиков, подойдет разбираться, а там уж можно и дружбу завязать.

Дети не всегда осознают в полной мере, что слова могут сильно обидеть человека, нанести психологическую травму. В таком случае лучше подсказать ребенку, что с ним хотят подружиться и поиграть. Чем раньше начнутся добрые дружеские отношения, тем меньше расстройств придется пережить.

  • Перевод обзывательства в шутку. Тот, кто начинает обзывать другого на глазах у сверстников, хочет привлечь внимание к своей персоне, развеселив одних и разозлив других. В этом случае можно вовсе не реагировать. Тот, кто решил показать себя, себя же выставит посмешищем. Затея не удастся, если не произойдет ответной реакции.
  • Обзывательство как агрессия, произносится с целью обидеть и причинить боль. В этом случае нельзя делать вид, что ничего не произошло. Но отвечать нужно спокойно и рассудительно, чтобы не усугубить ситуацию и не довести до крайности конфликт.
  • Обидные слова в отместку за что-то. Того, кто начинает обзываться, могли обидеть другие дети. Он не может им отомстить, поэтому вымещает месть и злобу на другом малыше. Либо же мстить заставляет зависть.

Если все довольно примитивно, можно не реагировать или просто поставить обидчика на место, разъяснив ситуацию. Если же обида имеет другие проявления (злоба, агрессия, физический напор), следует вмешаться взрослым и усмирить обидчика.

  • Попытка спровоцировать ответную реакцию путем оскорблений: вызвать на диалог, разговор, драку, привлечь внимание и т.д. Реагировать или нет –зависит от конкретной ситуации и серьезности.
  • Обзывание как способ самоутвердиться используют люди, не гнушающиеся унижать других, обижать слабых. Как правило, они имеют низкую самооценку и жестко нуждаются в общественном одобрении. В таких случаях вмешательство взрослых в конфликт будет своевременным.
  • Фантазии или склонность к философии могут стать причиной высказывания обидных слов. Например, какая-то девочка вызывает у мальчика ассоциации с животным или птицей, он называет ее коровой, сорокой, не понимая, что слова обидны.
  • От нечего делать, от скуки некоторые дети выбирают жертву, начинают придумывать дразнилки. Чаще всего это происходит не со зла. Но лучше объяснить, чтобы не стало привычным делом обижать других.

Как избежать дразнилок?

Как избежать дразнилок и возможно ли это? Во-первых, дразнят детей, которые чем-то отличаются от других. Поэтому первый способ: не отличаться или не бросаться в глаза своими способностями, манерами, поведением.

Второй способ: отличаться, но уметь за себя постоять, быть уверенным и не бояться обзывательств.

Родителям также следует вести себя правильно. Ведь многие дети, глядя на взрослых, начинают обсуждать сверстников, друзей. Позже обсуждения выливаются в дразнилки и обзывательства.

Дети не всегда осознают важность сказанных слов и ответственность за них. Поэтому следует взрослым начать с себя и при детях избегать осуждений, сравнений, нелестных высказываний в адрес других людей.

Особенно малыши быстро понимают, что можно осуждать всех, даже тех, с кем находишься в дружеских отношениях. И это становится одной из самых плохих черт характера. Ребенок, который негативно отзывается о друзьях при них и наедине с другими, рискует когда-нибудь вовсе остаться без друзей.

Как отучить ребенка обзываться

Как отучить своего ребенка обзываться? Это довольно серьезная проблема для родителей, уличивших в подобном поведении собственное чадо. Если стало известно о случаях, когда автором дразнилок стал ваш ребенок, следует принять меры и постараться не допустить развития подобной ситуации.

Для начала с малышом нужно спокойно поговорить. Спросите, какие случаи и какие дети вызывают желание дразнить. Чем вызвано такое поведение?

Задайте вопрос, как бы он отреагировал, если б эти слова кто-то произнес в его адрес? Ваша задача – заставить ребенка почувствовать, что испытывает человек, которого обзывают и натолкнуть на мысль, что этого делать нельзя.

Расскажите, что существуют хорошие и обидные слова. Объясните смысл тех и других, расскажите о влиянии на настроение человека.

Поделитесь историей из своего детства, расскажите о переживаниях и чувствах, которые испытывали, когда стали жертвой дразнилок. Пусть ребенок прочувствует вашу обиду и боль, сравните себя с тем малышом, которому досталось от вашего сына/дочери.

Выясните, какая моральная обстановка царит в классе или детсадовской группе, что происходит между детьми, насколько дружен детский коллектив и важна вербальная связь. Если выявите разногласия и агрессию, поговорите с воспитателем или учителем, прибегните к помощи психолога.

Следите за тем, что говорите дома, как общаетесь с супругом, что рассказываете о друзьях, подругах, коллегах. Ребенок слышит все, и впитывает информацию быстро. Для него это взрослая жизнь, которая представляет особый интерес. Он будет подражать поведению родителей, повторять сказанные слова, ситуации.

Читайте правильные книги, смотрите вместе с ребенком обучающие программы и детские передачи. Обязательно обсуждайте прочитанное и просмотренное. Ваше мнение должно совпадать в мнением положительных героев, тем самым — учить ребенка добру.

5474 27 Октября 2018

Сегодня поговорим о том, как маме правильно реагировать на детские оскорбления и жестокие слова.

Ничто не делает маму такой уязвимой в отношениях с ребенком, как ее стремление быть для него хорошей, доброй, ласковой и понимающей. Ее добрые намерения иногда наталкиваются на внезапную реакцию ребенка — обидные слова. «Я тебя ненавижу!», «Ты плохая!», «Не люблю тебя!», «Не люблю тебя!» Для некоторых мам эти слова- как нож в сердце. Они недоумевают: «Чем я заслужила такое отношение?»

А ведь маленький ребенок меньше всего в этом мире хочет обидеть свою маму. Наоборот, он хотел бы как можно лучше выражать ей свою любовь! Тогда что на самом деле стоит за этими словесными выпадами?

Источник обидных слов

Слова, которые слышит мама- это выражение атакующей энергии, идущей изнутри ребенка. Обидные слова стоят в одном ряду с падениями ребенка на пол, дракой с мамой, укусами, поломкой игрушек. Все это- многоликая агрессия, источник которой часто непонятен для родителей. На сегодняшний день агрессия- самая насущная и ключевая из всех человеческих проблем.

Но если вернуться на пару шагов назад в инциденте, то там обязательно будет момент, когда мама своими словами или действиями вызвала у ребенка раздражение или тревогу, которую он чувствует, но не осознает. Проще говоря, у ребенка возникло напряжение от того, что он чего-то не получил, что-то пошло не так, не сработало, не вышло. Что-то его напрягло в ситуации, может быть встревожило.

И в ответ на это в мозге возник коктейль из эмоций, работа которых- побудить ребенка действовать, чтобы отреагировать на случившееся. Обязательно переварить то, что произошло. Выплеснуть наружу напряжение и возникшую агрессию. А мама как раз самый близкий, любимый и подходящий объект для атаки.

Итак, в основе обидных слов всегда лежит предшествующее им напряжение в мозге ребенка. Откуда возникает напряжение?

Причины напряжения, провоцирующие обидные слова

Рассмотрим следующие причины:

  • Внезапный отказ мамы что-то дать, разрешить, сделать.
  • Правило, которое не нравится, но его требуют соблюдать.
  • Ограничение, к которому ребенку никак не удается адаптироваться.
  • Разделение с мамой (наказание, угроза расставания, тайм- аут).

Вообще разделение с любимой привязанностью — это самый большой источник напряжения в жизни ребенка. Потому что для ребенка важно находится в контакте и близости с мамой все время. Чувствовать любовь мамы, принятие, преданность, принадлежность к маме, заботу, объятия. Словом, чувствовать от мамы теплое приглашение существовать в ее жизни. (с)

В этом смысле любая ситуация, реальная или только показавшаяся ребенку угрожающей близости с мамой, может считаться разделением с ней.

  • Разделение может быть на физическом уровне. От «мама не обнимает» до «мама физически наказала».

  • На эмоциональном уровне от «мама игнорирует меня» до «мама накричала, высмеяла мои чувства»

  • На психологическом уровне от «мама меня не знает, не понимает, не чувствует» до «мама рассказала всем мой секрет».

Часто бывает, что ребенок обиделся на замечание, приревновал к брату, разбросал игрушки, и его наказали, отправили в свою комнату «подумать». Мозг тут же преподносит ребенку сигнал о том, что раз мама наказала, значит она больше не приглашает меня быть в ее жизни, то есть мама больше не любит.

Мама отругала — «мама не любит», мама только грозится наказать- «мама не любит», мама отправляет от себя непослушного ребенка- «мама не любит». Причем, это может быть не столько реальным положением вещей, сколько в представлении мозга ребенка- такая у него сложилась картина мира. И чаще всего в таких ситуациях ребенок говорит фразу: «Мама плохая, меня никто не любит, мама уходи!» И все, у мамы сердце кровь обливается.

«Ну что я такого сделала, сказала? Я же только хотела…»- так думает каждая вторая мама в ситуации.

От обидных слов ребенка мама сама часто обижается и восклицает: «Ну иди, найди себе хорошую маму, раз я для тебя плохая». И тем самым мама еще больше разделяет себя с ребенком.

Ключ к пониманию такой реакции ребенка лежит в том, что для него оказывается слишком больно принимать ощущение, что его могут не любить. Мозг тут же строит защиту от этого болезненного чувства и охраняет ребенка от непереносимого разделения. Говорить маме обидные слова- это способ ребенка выдерживать сильное напряжение в ситуации.

Самое интересное, если мама говорит: «Я тебя люблю, но иди подумай о своем поведении в комнате и не подходи ко мне, пока не поймешь», то для ребенка это однозначный посыл «мама отсылает от себя- значит, не любит».

Две ошибки, которые делают родители

Некоторых родителей обидные выражения ребенка настолько потрясают, что они стараются избавить ребенка от желания впредь так себя вести.

И для этого обычно применяются 2 способа:

  1. Пристыдить ребенка.
  2. «Неблагодарный»- такой ярлык вешается на ребенка, который оскорбляет чувства родителей, обесценивает их вклад в его воспитание. Родители демонстрируют моральную боль, которую ребенок нанес. Они стыдят его вместе или по- отдельности. И ребенок проваливается в чувство вины, а заодно готов провалиться и сквозь землю от стыда. «Как ты мог так поступить со мной?»- спрашивают родители и не видят, кто на самом деле здесь маленький.

  3. Наказать ребенка!
  4. Для того, чтобы не повторялись подобные ситуации, родители приходят к выводу, что лучший способ- наказать ребенка. Так они видят его путь исправления от нежелательного поведения. Так им кажется, что ребенку впредь будет неповадно высказываться в адрес родителей. И кроме того, теперь он станет их уважать и ценить по достоинству. Но этот путь часто приводит к неврозам. Кто из детей может спокойно выдерживать, что мам обиделась, особенно, если мама игнорирует и молчит часами в наказание?

Родители не осознают, что наказания в краткосрочной перспективе будут эффективными. Но в долгосрочной- будут вести к разрушению близких, теплых отношений между ними и ребенком.

Правила бережного реагирования для родителей

Как только мама слышит в свой адрес обидные слова, первое, что нужно сделать- тут же пойти навстречу ребенку. А так же:

  • Не принимать на свой собственный счет обидные слова.

  • Отказаться от стремления преподать урок ребенку.

  • Учитывать контекст ситуации. Что произошло «до» обидных слов? Можно ли маме в следующий раз реагировать по- другому?

  • Сокращать разделяющую дистанцию: подходить, гладить, обнимать. Идти самой к ребенку, а не ждать, что он придет первый.

  • Не считать ребенка ответственным за отношения.

  • Согласиться с чувствами ребенка. Поговорить о них. «Ты раздражен, ты обижен, я понимаю».

  • Разрешить ребенку злиться на маму. Так и сказать: «Я разрешаю тебе на меня злиться. Разрешаю дуться. Разрешаю обижаться».

  • Объяснить ребенку, что злиться на маму можно, а бить, кусать, щипать, пинать маму нельзя!

  • Затевать игру в плохую маму — монстра. «Мама такая плохая, что сейчас возьмет и защекочет этого ребенка!» Игра лигитимизирует все чувства, эмоции, поведение. Такой способ мгновенно снизит тревогу ребенка по поводу того, что он сказал что-то не то.

  • Не ожидать от незрелого ребенка, чтобы он жалел, входил в положение, осознавал последствия, понимал, что так нельзя поступать и т.д.

  • Увидеть своего ребенка маленьким, психологически беспомощным, зависимым от мамы и ее реакций.

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 130

Часть 1 ст. 130 УК РФ определяет оскорбление как «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Данный состав оскорбления не ограничивает способы совершения преступления и охватывает все его возможные варианты. Оскорбление может быть совершено словесно, письменно, действием, путем магнитной записи, с использованием кино-, видеомонтажа, компьютеров через сеть Интернет и т.д.

Объектом преступления при совершении оскорбления являются честь и достоинство граждан, субъективное осознание человеком ценности своей личности.

Объективная сторона оскорбления представляет собой: 1) унижение (порочение) чести и достоинства другого лица, 2) выраженное в неприличной форме. Способы и формы унижения чести и достоинства личности многообразны. Словесно оскорбление может быть нанесено потерпевшему непосредственно в разговоре с ним по телефону, посредством радиосвязи, путем распространения аудио-, видеозаписи, компьютеров через сеть Интернет и т.д.

Словесное оскорбление может быть нанесено и путем рассказа третьим лицам, при предвидении передачи оскорбления потерпевшему. Письменная форма оскорбления предусматривает унижение чести и достоинства потерпевшего в неприличной форме посредством письма, телеграммы, рисунков, символов. Письменное оскорбление может предназначаться как для чтения самим потерпевшим, так и для чтения другими лицами. Оскорбление действием путем телодвижений без прикосновения может выражаться в непристойных жестах, плевках в сторону потерпевшего и т.д. Оскорбление действием путем телодвижений с прикосновением без причинения физической боли потерпевшему будет иметь место в толчках, облитии жидкостями, срывании одежды и т.д. Заочное оскорбление наказуемо должно быть только тогда, когда виновный предвидит передачу этого оскорбления потерпевшему.

При унижении чести и достоинства личности в любой из указанных форм происходит отрицательная оценка человека и для наличия состава оскорбления не имеет значения, является ли эта оценка ложной или правдивой. Важно, чтобы она выражалась в неприличной форме.

Неприличной следует считать циничную форму обращения с человеком, унижающую честь и умаляющую его достоинство, глубоко противоречащую нравственным нормам и правилам поведения в обществе. Неприличная форма оценки личности, как правило, заключается в высказываниях неприличного, нецензурного характера, что противоречит принятым в обществе правилам общежития и взаимоотношениям между людьми. Например, если о ком-то говорят, что он кретин, хотя бы и при низких его умственных способностях, это тем не менее уголовно наказуемое оскорбление. Также будет являться оскорблением и то, когда в неприличной форме высказываются о физических недостатках человека. Обязательным условием оскорбления в любом случае должна являться отрицательная оценка того или иного лица и умышленный характер этой оценки.

Моментом окончания данного преступления следует считать то, когда оскорбление сделалось известным потерпевшему. Состав оскорбления формален. Для данного состава преступления не имеет значения, наступили какие-либо вредные для потерпевшего последствия или нет. Осознание потерпевшим факта оскорбления является одним из последствий совершенного оскорбления.

Клевета и оскорбление имеют конкретные признаки, присущие только им и позволяющие по ним разграничить эти преступления:

1) клевета состоит в распространении о потерпевшем заведомо ложных, порочащих его фактов, а оскорбление выражается в унижающем потерпевшего обхождении с ним, его именем. При клевете, как правило, сообщается о каком-то вымышленном, порочащем человека действии, поступке конкретного характера. Например, «Петров взял взятку» или «Сидоров убил человека». При оскорблении же отрицательная оценка личности в неприличной форме заключается в высказываниях общего характера, например: «Иванов — кретин», «Петров — козел»;

2) при клевете распространяются порочащие личность сведения, то есть факты, события, не соответствующие действительности. Распространение же правдивых, хотя и порочащих потерпевшего сведений не образуют состава клеветы, тогда как при оскорблении правдивость оценок значения не имеет. Главное в данном случае — форма такого высказывания, которая должна носить неприличный, унижающий честь и умаляющий достоинство человека характер;

3) клевета не может касаться физических или умственных свойств личности, тогда как при оскорблении унизить человека можно и высказыванием в неприличной форме относительно этих его качеств;

4) оскорбление может совершаться как устно, письменно, так и действием. Клевета же действием невозможна.

Диспозиция ст. 130 УК РФ предусматривает, что оскорбление — это унижение чести и достоинства другого лица в неприличной форме. Данное преступление совершается только с прямым умыслом. Косвенный (эвентуальный) умысел исключен, так как данный вид умысла включает в себя предвидение общественно опасных последствий преступления и сознательное допущение наступления этих последствий. Кроме того, закон не связывает наличие оскорбления с какими-либо последствиями этого деяния. Умысел при клевете и оскорблении будет иметь место не только в том случае, когда виновный сознательно распространяет заведомо ложные, порочащие другое лицо сведения или сознательно унижает в неприличной форме честь и достоинство, но и тогда, когда он осознает, что в результате его действий потерпевший может быть оклеветан или оскорблен. Поэтому не может быть эвентуального умысла там, где необходим допускаемый результат.

В формальных составах косвенный умысел невозможен также ввиду того, что в этих составах психическое отношение виновного к наступившим общественно опасным последствиям устанавливать не нужно. В связи с этим невозможно совершение клеветы и оскорбления и по неосторожности, поскольку, если виновный совершает действие, значит, он желает его совершить, а не сознательно допускает свое действие. Отличие косвенного и прямого умысла заключается в волевом моменте. Совершение формального преступления возможно только с прямым умыслом. В субъективную сторону должны включаться мотив и цель. Мотив не только должен свидетельствовать о характере совершенного преступления, но и определять его волевое содержание, целевую направленность, и судебно-следственные органы должны его устанавливать.

Субъектом преступления может являться вменяемое физическое лицо шестнадцатилетнего возраста. В число этих лиц могут входить как граждане Российской Федерации, так и иностранцы и лица без гражданства, которые не обладают дипломатическим иммунитетом.

Более опасным видом оскорбления законодатель считает совершение этого преступления при квалифицирующих обстоятельствах, которые касаются прежде всего способа совершения деяния и обстоятельств, характеризующих субъекта, совершившего данное деяние. Оскорбление при квалифицирующих обстоятельствах обладает повышенной общественной опасностью в силу того, что в этих случаях потерпевшему причиняется больший моральный вред, чем при простом оскорблении. В определенных случаях повышенный вред причиняется и репутации, которой он пользуется в коллективе, обществе, где происходит его жизнедеятельность. Безусловно, что оскорбление, распространенное через средства массовой информации, обладает большей общественной опасностью, чем простое оскорбление. Последствия такого преступления для потерпевшего могут быть различными.

Под формулировкой «оскорбление в публичном выступлении и демонстрирующемся произведении, а также в СМИ» законодатель понимает причинение или возможность причинения потерпевшему вреда путем распространения оскорбительных сведений через их размножение среди большего количества людей. Произведением в данном случае будет все написанное, изображенное, напечатанное и т.д. с порочащим другое лицо содержанием.

В связи с широким развитием радио-, видеотехники таким произведением может быть аудио-, видеокассета с соответствующими записями оскорбительного характера. Оскорбительное произведение может быть размножено на множительных аппаратах, каковыми являются гектограф, ксерокс, факс, ротапринт, пишущая машинка, компьютеры с помощью сети Интернет и т.д. Размножение может происходить и путем написания от руки оскорбительного характера произведения в нескольких экземплярах или через копировальную бумагу, а также путем изготовления фотокопий текста или тиражированием аудио-, видеокассет и т.д. Этот процесс может происходить и путем печатания книг, статей в журналах, газетах и т.п.

Если произведение выставлено для публичного обозрения даже в единственном экземпляре (например, в стенной газете), то действия виновного содержат указанное квалифицирующее обстоятельство.

Мотив и цель совершения оскорбления имеют существенное значение для отграничения оскорбления от хулиганства, которое нередко вызывает определенные трудности в судебной практике. Причина этого заключается в сложном составе хулиганства, при котором хулиганские действия в определенных случаях чисто внешне могут выражаться как посягательство на честь и достоинство человека. Юридическая сложность хулиганства заключается в том, что хулиганская выходка по объективной стороне чаще всего соответствует составу какого-либо уже предусмотренного в Уголовном кодексе преступления: посягательства против личности, против имущества, общественного порядка и т.п., но в любом случае разграничение этих преступлений должно происходить в зависимости от содержания и направленности умысла виновного, мотивов, целей и обстоятельств совершенных им действий.

Различные действия против чести и достоинства личности, совершенные в кругу семьи, среди родственников, знакомых и т.д., вызванные личными неприязненными отношениями, неправильными действиями потерпевших, должны квалифицироваться по ст. 130 УК РФ. Как хулиганство такие действия могут квалифицироваться лишь в тех случаях, когда они одновременно были сопряжены с очевидным для виновного грубым нарушением общественного порядка и выражали явное неуважение к обществу. Если в процессе хулиганства наносятся оскорбления, то такие действия дополнительной квалификации не требуют, так как они полностью охватываются составом хулиганства.

Оскорбление может быть совершено и действием. По своему составу данное оскорбление близко такому преступлению, как побои. Разграничение этих посягательств следует проводить по их объекту и субъективной стороне. Если оскорбление действием посягает на честь и достоинство человека, то побои имеют объектом его телесную неприкосновенность, а иногда и здоровье этого человека. Но наиболее отличительным признаком данных преступлений является то, что действия виновного при побоях направлены именно на причинение потерпевшему физической боли.

Различия между покушением на изнасилование потерпевшей и оскорблением выражаются в том, с какой целью действовал виновный при совершении данного преступления. При изнасиловании потерпевшей умыслом виновного охватываются как конечная цель — половое сношение с женщиной вопреки ее воли и согласию, так и действия по достижению этой цели с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Изнасилование считается оконченным преступлением с момента начала полового акта, независимо от его последствий. Поэтому, если при покушении на изнасилование умысел виновного был направлен только на половое сношение с женщиной вопреки ее воли и согласию, то уголовная ответственность должна наступать за покушение на изнасилование. Если же умысел виновного был направлен только на унижение чести и достоинства потерпевшей, то действия виновного должны быть квалифицированы как оскорбление.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)

«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 27.10.1960)

ЗАКОН РФ от 18.10.1991 N 1761-1
«О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ»

ЗАКОН РФ от 02.07.1992 N 3185-1
«О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.08.1996 N 114-ФЗ
«О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ»
(принят ГД ФС РФ 18.07.1996)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.12.1996 N 150-ФЗ
«ОБ ОРУЖИИ»
(принят ГД ФС РФ 13.11.1996)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.02.1999 N 24-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 126 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 22.01.1999)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.2003 N 162-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 21.11.2003)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 22.03.1966 N 31
«О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ГРАБЕЖЕ И РАЗБОЕ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 04.05.1990 N 3
«О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ВЫМОГАТЕЛЬСТВЕ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29
«О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ, ГРАБЕЖЕ И РАЗБОЕ»

Любимые мамочки в накрахмаленных воротничках, с улыбкой на половину лица, с подносом персиков — стабильный образ в рекламных роликах вот уже много лет. В реальности, в которой мы все с вами живем, даже милые накрахмаленные мамочки имеют массу неудовлетворенных потребностей, нереализованных желаний, неисполненных мечт. И это чистейшая удача, если ваша мама действительно понимающая, добрая и принимающая женщина (хотя бы временами). А иногда мамочки и вовсе ненакрахмалены, у них нет подноса со спелыми персиками, а в глазах боль, надменность, обида и страх. Такие мамочки часто называются нарциссическими. Такие мамочки почти всегда — абьюзеры. О них мы и будет говорить.


Вспомним неологизм «абьюзер». Он обозначает человека, который эмоционально насилует других людей. Как можно эмоционально насиловать? Например, унижать, подавлять, вытравлять из коллектива, принижать достоинства, издеваться, обесценивать…и т.д. Теперь переведем фокус внимания на семью.

Мамы — абьюзеры — это нарциссичные женщины, или женщины с истерическими чертами. Или то и другое вместе. Они — властные (точнее, хотят ими быть), самодостаточные (точнее, хотят ими казаться), важные (хотят соответствовать этому).

«Ямать, я тебя вырастила, я лучше тебя знаю, я все делаю для тебя, я всю себя отдала тебе» и т.д… — частый спич матерей-абьюзеров в результате практически любого диалога со своими детьми.

Признаки матери-абьюзера:

Такая мама унижает, бьет, словесно оскорбляет своего ребенка (даже, если ему уже 40+).

«Я же тебя просила купить горошек. Снова забыла?! Сколько можно тебя учить одному и тому же?! Как была невнимательной дурой, так и осталась! Что мне с тобой делать? Убить тебя мало!»

Такая мама оскорбляет и сравнивает с другими детьми (да, теми самыми, которые родились у ее подруг).

«Что ты намазалась как макака? Думаешь это красиво? ВОн, посмотри на Наташку, она такая утонченная, женственная. А ты как рухлядь ходишь. Напялишь на себя балахон, намажешься как…» (подставь любое животное).

Такая мама проявляет гиперопеку, гипоопеку, сверхконтроль. Все это преподносит под соусом заботы.

Такая мама манипулирует.

«Почему ты не берешь трубку, когда я тебе звоню? Ты хочешь, чтобы мое сердце вообще остановилось? Тебе меня не жалко совсем?»

Такая мама любит воспитывать и приказывать.

«Я тысячу раз говорила, чтобы ребенок ходил в шапке. Я мать. Я знаю как надо делать, если вы оба дебилы, не соображаете, как воспитывать ребенка».

Такая мама сеет пророчества и панику.

«Не надо никуда лететь. Ты невнимательный, тебя обворуют и убьют. Жена твоя найдет там себе хахаля другого. Останешься один с кучей проблем».

Как определить, что ваша мама — абьюзер? Очень просто. Зеркалят все эти фразы? Значит, абьюзер. Вам с ней нестерпимо плохо, хочется сбежать, хочется сжаться, провалиться? Абьюзер. Что делать? Изменить маму не получится. Но можно изменить отношение к ней и к ее поведению. Об этом я попробую рассказать в следующей статье.

Отец оскорбляет дочь, что делать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *