Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлениях от 31 июля 2015 года по делу № А21-8156/2014 и по делу № А21-8158/2014  сформулировал правовую позицию, согласно которой изменение участником запроса котировок формы котировочной заявки (в том числе нумерации и последовательности пунктов заявки) не является основанием для отклонения заявки участника котировочной комиссией, если котировочная заявка участника содержит всю необходимую информацию, предусмотренную частью 3 статьи 73 Закона   № 44-ФЗ о контрактной системе.

Указанная правовая позиция  имеет важное значение в практике применения законодательства РФ о  контрактной системе (при рассмотрении и оценке заявок), а  также при осуществлении  контроля за соблюдением указанного законодательства со стороны контрольных органов в сфере закупок.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 июля 2015 года                                                                                                                                       Дело №А21-8156/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., рассмотрев 28.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства городского округа «Город Калининград» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.12.2014 (судья                      Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 (судьи Есипова О.И., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу                             № А21-8156/2014,

у с т а н о в и л:

Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства городского округа «Город Калининград», место нахождения: 236022, Калининград, ул. В. Котика, д. 4-10, ОГРН 1123926007831, ИНН 3906257628 (далее — Учреждение,  МКУ «УКС»), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, место нахождения: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д.

Желание заказчика – не закон. Отклонение котировочной заявки должно быть обосновано

4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее — Управление, УФАС), от 04.09.2014 № 253 и предписания УФАС от 04.09.2014                № 187-кс/2014.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости — Федеральное бюро технической инвентаризации», место нахождения: 119415, Москва, пр. Вернадского, д. 37, 2, ОГРН 1027739346502, ИНН 7701018922 (далее — Предприятие, ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»).

Решением суда первой инстанции от 15.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.04.2015, в удовлетворении заявленного требования Учреждению отказано.

В кассационной жалобе МКУ «УКС», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и принять новый — об удовлетворении заявленного требования. По мнению подателя жалобы, заявка Предприятия не соответствовала требованиям котировочной документации, ввиду чего была обоснованно отклонена Учреждением.

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Учреждение на официальном сайте в сети Интернет 12.08.2014 разместило извещение № 0835300000714000061 и соответствующую документацию о проведении запроса котировок для выполнения кадастровых работ на 4-х объектах недвижимого имущества (дорожная одежда) по объекту: «Строительство и реконструкция ул. Гайдара — ул. Челнокова — ул. Согласия — Советский проспект с устройством путепровода через железнодорожные пути, ул. Челнокова и автодороги «Северный обход г. Калининграда». Согласно протоколу от 22.08.2014 № 0835300000714000061-П подведения итогов запроса котировок заявка, поданная ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», была признана не соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, в связи с несоблюдением формы заявки на участие в запросе котировок, установленной приложением № 2 к извещению.

По результатам рассмотрения жалобы Предприятия на действия котировочной комиссии заказчика, УФАС приняло решение от 04.09.2014 №253 о признании Учреждения нарушившим требования части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Предписанием УФАС от 04.09.2014 № 187-кс/2014 заказчику предписано устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем отмены протокола от 22.08.2014          № 0835300000714000061-П и проведения повторной процедуры рассмотрения  поступивших котировочных заявок.

Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, МКУ «УКС» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали Учреждению в удовлетворении заявления, поскольку сделали вывод о наличии в действиях заявителя признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

В извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация соответствующая положениям статьи 73 Закона № 44-ФЗ. Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Закона № 44-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Из материалов дела следует, что основанием для признания заявки ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» не соответствующей требованиям, установленным в запросе котировок, послужило несоблюдение формы данной заявки форме, установленной приложением № 2 к извещению (участник самостоятельно внес изменения в котировочную заявку, исключив из нее пункты 3 и 4, в связи с чем была нарушена нумерация и последовательность пунктов заявки).

Суды первой и апелляционной инстанций проанализировали форму заявки на участие в запросе котировок и установили, что заявка Предприятия в полной мере соответствует требованиям котировочной документации, так как содержит всю необходимую информацию, предусмотренную частью 3 статьи 73 Закона            № 44-ФЗ.

При этом судебные инстанции правильно указали, что предметом запроса котировок являлось выполнение кадастровых работ, в связи с этим участник размещения заказа при заполнении формы заявки обоснованно не отразил пункт 4 формы заявки, в котором требовалось выразить свое согласие осуществить поставку товара в соответствии с условиями контракта, так как поставка товара не являлась предметом запроса котировок. Кроме этого, участник правомерно не отразил пункт 3 заявки, поскольку данный пункт был ориентирован на субъекты малого предпринимательства, которые по условиям аукциона участия в нем не принимали.

Таким образом, правовые основания для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали. Решение УФАС и выданное на его основании предписание соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.

Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу № А21-8156/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства городского округа «Город Калининград» — без удовлетворения.

Председательствующий                                                         Л.Б. Мунтян

Судьи                                                                                       А.Г. Кудин

Судьи                                                                                        И.Г. Савицкая

— постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2015 г. по делу № А21-8156/2014;

— постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2015 г. по делу № А21-8158/2014.

Автор:

Дон Виктор Викторович,  руководитель Центра консультаций по закупкам Балтийского тендерного центра, юрист-практик

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующие данные и документы:

  1. Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты;
  2. согласие участника на выполнение условий, указанных в извещении;
  3. ключевой момент – стоимость, которую предлагает потенциальный исполнитель;
  4. документы, в которых подтверждается право на получение преимуществ;
  5. ИНН учредителей, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (обычно, это Генеральный директор);
  6. документы, подтверждающие принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае, если такое ограничение установлено Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок.

Статья 78. рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок

Внимание

Если заказчик находится в другой области, вы теряете деньги, которые потратили на отправку заявки почтой, а новую скорей всего уже не успеете подать.В объявленный день заказчик вскрывает все конверты одновременно. К сожалению, ничто не мешает ему сделать это заранее, чтобы дать возможность нужному поставщику выиграть с минимальной ценой.

Инфо

Надеемся, с переходом на электронную подачу заявок, эта проблема исчезнет. Все участники запроса котировок вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч.

2 ст. 78 44-ФЗ), делать аудио- и видеозапись. Объявление результатов и заключение контракта Заказчик размещает в ЕИС протокол об итогах котировки, в котором прописывает информацию обо всех поданных заявках, включая отклоненные, с обоснованием отказа в участии. Отдельно экземпляр протокола высылается победителю.

См. текст в будущей редакции.

Основание отклонения в запроса котировок по 44 фз

2. Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса котировок, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или представителям этих участников присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) КонсультантПлюс: примечание.

С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ часть 3 статьи 78 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции. 3.

Отклонение заявки в запросе котировок

В случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. 12.

Запрос котировок

Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.

2.

Запрос котировок по 44-фз

Важно

Закона N 44-ФЗ).В рассматриваемой ситуации в извещении о проведении запроса котировок (пусть и по объективным причинам) требование об указании в заявке точных характеристик товара не установлено. При этом, из документов, предоставленных в составе заявки следует, что товар по характеристикам соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.

В такой ситуации, на наш взгляд, указание участником в форме заявки диапазона значений, а не точных характеристик товара, не свидетельствует о несоответствии заявки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, соответственно отклонение заявки по данной причине неправомерно.

Все о запросах котировок

Может ли она рассматривать такие заявки (одну из них)? — При заключении контракта участник закупки предлагает поставить товар, отличный от указанного в извещении о проведении запроса котировок и заявке. Правомерно ли признание такого участника уклонившимся от заключения контракта? КонсультантПлюс: примечание.
С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ часть 1 статьи 78 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции. 1. Котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок.

Отклонение котировочной заявки

9.

Статья 78 44-фз — рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок

Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий.

An error occurred.

В случае, если котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок или по результатам рассмотрения таких заявок только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, запрос котировок признается несостоявшимся. 10. Любой участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок вправе направить заказчику в письменной форме или в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

В течение двух рабочих дней с даты поступления данного запроса заказчик обязан предоставить указанному участнику соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа. 11.
Когда именно станет обязательным использование типовой формы котировки пока неизвестно. Этапы проведения запроса котировок Чтобы упростить восприятие процедуры проведения запроса котировок по 44-ФЗ разобьем его на 10 этапов.

  1. Извещение о закупке, если речь идет о сумме до 500 тысяч рублей, размещается в общем доступе за семь рабочих дней или более до истечения срока подачи заявок.


    В случае, если сумма закупки не превышает четверть миллиона, допустимый срок публикации сокращается до четырех рабочих дней.

  2. В обоих случаях вместе с извещением публикуется проект контракта, ради заключения которого проводится данный тендер.

Отклонение заявки в запросе котировок

В течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, котировочная комиссия рассматривает заявки на участие в таком запросе.

2. По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме котировочная комиссия принимает решение о признании заявки на участие в запросе котировок в электронной форме и участника такого запроса, подавшего данную заявку, соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо решение о несоответствии заявки и (или) участника требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и об отклонении заявки в случаях, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.

3. Заявка участника запроса котировок в электронной форме отклоняется котировочной комиссией в случае:

1) непредоставления документов и (или) информации, предусмотренных частью 9 статьи 82.3 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, за исключением информации и электронных документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 части 9 статьи 82.3 настоящего Федерального закона, кроме случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 9 статьи 82.3 настоящего Федерального закона, требованиям извещения о проведении такого запроса.

4. Отклонение заявки на участие в запросе котировок в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 3 настоящей статьи, не допускается.

5. Результаты рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими членами котировочной комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:

1) о месте, дате и времени рассмотрения данных заявок;

2) об идентификационных номерах заявок на участие в запросе котировок в электронной форме;

3) об отклоненных заявках на участие в запросе котировок в электронной форме с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок в электронной форме этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок в электронной форме, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок);

4) о решении каждого присутствующего члена котировочной комиссии в отношении каждой заявки участника такого запроса.

6. Указанный в части 5 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме направляется заказчиком оператору электронной площадки. Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая не была отклонена заказчиком, порядковый номер по мере увеличения предложенной в таких заявках цены контракта. Заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, содержащей предложение о наиболее низкой цене контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в запросе котировок в электронной форме содержатся одинаковые предложения о цене контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в таком запросе, в которых предложена такая же цена контракта.

7. Победителем запроса котировок в электронной форме признается участник запроса котировок в электронной форме, подавший заявку на участие в таком запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги и которой в протоколе присвоен первый порядковый номер. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок в электронной форме победителем такого запроса признается участник, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, в которых предложена такая же цена.

8. Оператор электронной площадки включает в протокол, указанный в части 5 настоящей статьи, информацию, предусмотренную частью 6 настоящей статьи, в том числе информацию о победителе запроса котировок в электронной форме, об участнике запроса котировок в электронной форме, предложившем в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок в электронной форме, или об участнике запроса котировок в электронной форме, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок в электронной форме условий, формирует протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме и размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке в течение одного часа с момента получения от заказчика протокола, указанного в части 5 настоящей статьи.

9. В случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме котировочная комиссия отклонила все поданные заявки на участие в запросе котировок в электронной форме или только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, запрос котировок в электронной форме признается несостоявшимся. Протокол, указанный в части 5 настоящей статьи, должен содержать информацию о признании запроса котировок в электронной форме несостоявшимся.

Статья 82.5. Заключение контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме

По результатам проведения запроса котировок в электронной форме контракт заключается с победителем такого запроса в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.



Основания для отклонения котировочной заявки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *