1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 37-ФЗ)

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:


1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Закон РФ «О полиции» содержит специальный раздел, посвященный вопросу применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (Раздел 4 статьи 12-16). Российские законодатели поступили в точном соответствии с Основными принципами применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые требуют от государств – членов ООН законодательного регулирования применения полицейскими силы и огнестрельного оружия и доведения соответствующих норм до сведения населения .
Статья 12 Закона РФ «О полиции» раскрывает условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Под условиями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.
Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к силе и оружию .
Полиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел – Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Сотрудники полиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
При применении физической силы, специальных средств или oгнестрельного оружия сотрудник полиции обязан:
– предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместньм или невозможньм;
– стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;
– обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;
– уведомить прокурора о случаях смерти или ранения.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.
Применение полицией физической силы. Физической силой в соответствии с законодательством о полиции следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудников полиции, направленные против воли людей, животных либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности людей, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими–либо предметами, а также в причинении боли или телесных повреждений, в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому–либо имущества в целях пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников полиции .
Применение полицией физической силы может причинить серьезные телесные повреждения правонарушителю и привести его к смерти. Поэтому законодатель регламентирует ограничение личной безопасности граждан указанным способом.
Основным нормативным актом, закрепляющим основания применения физической силы сотрудниками полиции, является закон РФ «О полиции». Эффективность использования физической силы при пресечении противоправного поведения зависит от двух условий:
– четкого правового регулирования ее применения;
– уровня специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, направленной на выработку у них стойких физических и тактико-психологических навыков владения приемами рукопашного боя.
Статья 13 Закона «О полиции» гласит: «Сотрудники полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей».
Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками полиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты. Например, применением физической силы является принудительное помещение (или перенос) пьяного в специальный автомобиль, извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому освидетельствованию, и извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором он пытается скрыться; доставление в дежурную часть органов внутренних дел лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда сотрудники полиции держат его «под руки» и т. д.
Боевые приемы борьбы как разновидности физической силы, применяемой сотрудниками полиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя – боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т. п. либо не входить не в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником полиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов была соразмерной характеру и степени общественной опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, то есть не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации. Лишь тогда сотрудник полиции, как это установлено ч. 3 ст. 23 Закона РФ «О полиции», не будет нести за это никакой ответственности.
Исходя из содержания статьи 13 Закона РФ «О полиции» физическая сила используется:
Во-первых, при пресечении преступлений и административных правонарушений. Необходимо отметить, что правомерным применением физической силы следует считать пресечение правонарушений и преступлений, которые совершаются путем действия;
Во-вторых, для задержания лиц, совершивших преступление или административное правонарушение.
В отношении некоторых категорий задерживаемых лиц, например, разыскиваемых, когда имеется информация о том, что они вооружены, в целях предотвращения попытки эффективного сопротивления с их стороны, задержание, а значит и физическая сила, может применяться неожиданно для задерживаемых, то есть без предупреждения.
По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудника полиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней проявляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудника полиции. В таком случае появляется еще и третье основание применения сотрудниками полиции физической силы – преодоление противодействия законным требованиям.
Для того, чтобы применение физической силы сотрудниками полиции соответствовало закону, необходимо, чтобы каждое из перечисленных оснований, было дополнено второй частью – если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей. Тем самым в законе еще раз подчеркивается, что сила может быть использована лишь в случае, когда ей предшествовало употребление мер убеждения, не приведшее к должному результату.
Специальные средства – это технические устройства (предметы), животные, которые предназначены для оказания непосредственного воздействия на человека или объект.
Согласно Перечню специальных средств сотрудниками органов внутренних дел применяются следующие специальные средства: резиновые палки и резиновые пули, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебные собаки, электрошоковые устройства и спирали.
Специальные средства применяются в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей. В статье 14 Закона РФ «О полиции» перечислены случаи применения специальных средств и какие средства и в каком случае применяются.

№ п/п
Случаи применения специальных средств
Виды специальных средств

1 отражение нападения на граждан и сотрудников полиции резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, служебные собаки, электрошоковые устройства

2 пресечение оказываемого сотруднику полиции сопротивления резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, служебные собаки, электрошоковые устройства

3 задержание лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться наручники, служебные собаки, электрошоковые устройства

4 задержание лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки, электрошоковые устройства
Продолжение таблици

5 доставление задерживаемых лиц в полицию, конвоирование и охрана задержанных или осужденных, а также лиц подвергнутых административному аресту или заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику полиции наручники, служебные собаки

6 освобождение насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки

7 пресечение массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, водометы и бронемашины

8 остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться средства принудительной остановки транспорта

9 выявление лиц, совершающих или совершивших преступление специальные окрашивающие средства, служебные собаки

10 проведение операций по задержанию преступников, блокированию путей движения групп правонарушителей и усиление защиты охраняемых объектов спирали

Все виды специальных средств, кроме того, могут применяться сотрудниками полиции лично или в составе подразделения для:
1) защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
2) отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергается опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
3) освобождения заложников;
4) задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающего скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
5) отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
6) пресечения побега из-под стражи:
– лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления;
– лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
– лиц, осужденных к лишению свободы;
– для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.
Право на применение специальных средств имеют сотрудники ОВД, прошедшие соответствующую специальную подготовку и выдержавшие ежегодную проверку на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением. Сотрудники, не сдавшие зачет по правилам использования специальных средств, аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности. Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законом ответственность.
В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, сотрудники ОВД обязаны проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.
При применении спецсредств должно быть обеспечено предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомление в возможно короткий срок их родственников. О фактах ранения или смерти, связанных с использованием спецсредств, немедленно уведомляется прокурор.
В случаях использования специальных средств для обеспечения крупномасштабных операций задействуются работники медицинской службы системы органов внутренних дел.
Разрешение на вооружение личного состава ОВД спецсредствами дают:
а) средствами индивидуальной защиты (защитными касками, шлемами, жилетами, бронещитами, противоударными щитами, пулезащитными куртками), палками резиновыми специальными (ПР-73 и ПР-89), наручниками (БР и БР-С), аэрозольной упаковкой «Черемухой-10» – дежурный ОВД;
б) спец. карабином «КС-23», насадкой к карабину, патронами с резиновой пулей «Волна-Р», патронами с газовыми гранатами «Черемуха-7» и «Сирена-7», пистолетом газовым с боеприпасами, ручными гранатами: «Черемуха-6», «Черемуха-12», «Сирень-6», «Сирень-12», светошумовой гранатой «Заря» и светошумовым устройством «Пламя», малогабаритными взрывными устройствами «Ключ» и «Импульс», устройствами остановки автотранспорта «Еж-Диана» – начальник органа внутренних дел или его заместитель;
в) бронемашинами (БМД-1, БТР-60 ПБ, БРНД-2), водометом (автоцистерной пожарной АЦ-40), ранцевым аппаратом «Облако» жидкостным – министр внутренних дел республик в составе РФ, начальник управления (главного управления) и ОВД края, области, автономной области и автономного округа, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, начальник управления (отдела) внутренних дел на транспорте.
Министр внутренних дел РФ и его заместители вправе давать разрешение на вооружение личного состава любыми видами перечисленных специальных средств.
Решение о непосредственном применении спецсредств принимает руководитель конкретной операции. Сотрудники ОВД, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно с последующим рапортом непосредственному начальнику.
Рассмотрим особенности применения отдельных видов специальных средств:
– резиновые палки. Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.
– наручники. Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков;
– слезоточивые вещества. Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения, в период действия этих веществ.
Специальные средства «Черемуха-12», «Сирень-12» и «Облако» применяются только на открытой местности; «Чсремуха-6, 7, 10», «Сирень -6, 7» и пистолеты газовые с боеприпасами – на открытой местности и в помещениях.
Запрещается забрасывать гранату «Черемуха-6» и «Сирень-6» в двойном исполнении в помещение, объем которого менее 60 куб. метров;
– патроны с резиновой пулей «Волна-Р». Отстреливаются на расстоянии не ближе 40 метров от человека и только по нижней части его ног;
– светозвуковые средства отвлекающего воздействия «Заря» и «Пламя» применяются на расстоянии не ближе 2 метров от людей;
– средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»). Запрещается применение в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе 2 метров от человека;
– устройства остановки автотранспорта. Запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий ;
– водометы. Используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации очагов пожара с помощью струи воды под давлением. Запрещается их применение при температуре ниже ОС;
– бронемашины. Применяются для проведения операции по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы;
– специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминисцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина и т. п.). Применяются для выявления лиц, совершивших преступления. На объектах собственности специальные окрашивающие средства устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.

СТ 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

1.1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Утратила силу.

4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

Комментарий к Ст. 19.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Неповиновение законным требованиям и распоряжениям представителей власти (полиции, органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральной службы безопасности и государственной охраны и др.) является серьезным правонарушением, подрывающим основы управления в государстве, правопорядок и общественную безопасность.

Важно то, что неповиновение законным требованиям представителей власти препятствует исполнению возложенных на них нормативными правовыми актами полномочий, а также предусмотренных законом обязанностей в отношении граждан, общества и государства. Существует прямая взаимосвязь между совершением лицом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, и последующих более общественно опасных деяний, квалифицируемых в качестве преступлений против представителей власти (ст. ст. 317, 318, 319 УК РФ).

Привлечение к административной ответственности за данное правонарушение происходит в связи с совершением лицом другого правонарушения (например, воспрепятствование в применении меры процессуального обеспечения по делу об административном правонарушении), проведением оперативных мероприятий по выявлению и пресечению административных правонарушений и преступлений (отказ предъявить документы или проследовать в отделение полиции), осуществлением других профилактических мероприятий, направленных на обеспечение общественной безопасности и правопорядка (отказ от прохождения личного досмотра).

2. Объектом правонарушения является порядок управления в сфере деятельности уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, а также выполнению иных служебных обязанностей.

Непосредственный объект — неповиновение законному распоряжению или требованию следующих уполномоченных должностных лиц:

— сотрудника полиции;

— военнослужащих;

— сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы;

— сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

— сотрудника органов федеральной службы безопасности;

— сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением указанными лицами служебных функций (служебных обязанностей).

3. При квалификации правонарушений, установленных комментируемой статьей, необходимо определить статус лица, которому оказывается неповиновение.

4. В соответствии с Законом о полиции полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел — МВД России. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (подразделения полиции).

Согласно ст. 25 указанного Закона сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание (рядовой состав — рядовой полиции; младший начальствующий состав — младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции; средний начальствующий состав — младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции; старший начальствующий состав — майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции; высший начальствующий состав — генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции РФ).

К сотрудникам полиции также приравниваются:

— лица, находящиеся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

— прикомандированные лица к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, которые установлены Президентом РФ;

— курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе. К военнослужащим относятся:

1) офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

2) сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Важнейшую роль для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств играют Внутренние войска МВД России. Комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления на военную службу по контракту, а также путем призыва на военную службу по экстерриториальному принципу.

В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя:

— учреждения, исполняющие наказания;

— территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (ФСИН России).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Согласно ст. 16 УИК РФ к учреждениям уголовно-исполнительной системы относятся: уголовно-исполнительная инспекция; исправительный центр; арестный дом; колония-поселение; воспитательная колония; лечебное исправительное учреждение; исправительная колония общего режима; исправительная колония строгого режима; исправительная колония особого режима; тюрьма; следственный изолятор.

К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющие наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Статус сотрудников уголовно-исполнительной системы регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1. Данное Положение действует до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста России.

Следует обратить внимание на Приказ ФСИН России от 19.12.2013 N 780, которым утвержден Перечень должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» определено, что сотрудниками органов наркоконтроля являются граждане, проходящие службу в органах наркоконтроля, которым в установленном порядке присвоены специальные звания. Сотрудники могут проходить службу не на должностях в ФСКН России и ее территориальных органах в случае: нахождения в распоряжении органов наркоконтроля; нахождения за штатом; прикомандирования к федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и организациям. Сотрудникам выдаются служебные удостоверения и служебные знаки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» уполномоченным государственным органом, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции, является ФМС России.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» государственный контроль осуществляется ФМС России и ее территориальными органами при участии МВД России и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией.

Таким образом, миграционный контроль (надзор) осуществляется должностными лицами подразделений ФМС России и органов внутренних дел РФ посредством проверки исполнения требований миграционного законодательства РФ гражданами и организациями.

В соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» этот орган исполнительной власти определен как единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

К органам федеральной службы безопасности относятся: федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ России); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы); другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности); авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации, военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Органы федеральной службы безопасности комплектуются военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, проходящие службу по контракту, а также федеральные государственные гражданские служащие органов федеральной службы безопасности и работники органов федеральной службы безопасности, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности (ст. 16 указанного Закона).

К органам государственной охраны относятся федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа, и военные образовательные учреждения профессионального образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны (ст. 12 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране»).

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» ФСО России является федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов государственной власти, а также функции по информационно-технологическому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов.

Сотрудники органов государственной охраны (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на воинские должности, являются сотрудниками органов государственной охраны.

6. Объективная сторона данного правонарушения имеет сложную структуру.

— Во-первых, необходимым элементом является совершение неповиновения уполномоченному должностному лицу. Неповиновение может выражаться в совершении как активных действий, так и бездействия. При этом не имеет значения наступление каких-либо последствий (формальный состав).

— Во-вторых, распоряжения и требования уполномоченных лиц должны быть законными. Это означает, что действия должностных лиц производятся в точном соответствии с законом, регламентирующим деятельность соответствующих государственных органов и их должностных лиц, а также иных государственных учреждений. Например, сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства (ст. 6 Закона о полиции). При этом всякое ограничение прав свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

— В-третьих, распоряжения и требования должны издаваться в рамках исполнения служебных функций (служебных обязанностей). Служебные функции, т.е. соответствующие права и обязанности уполномоченных должностных лиц, закрепляются в федеральных законах, подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих порядок реализации властных полномочий, в административных регламентах осуществления государственных функций и в служебных регламентах.

7. Субъектами данного административного правонарушения являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

9. В ч. 1 комментируемой статьи обязательным условием для привлечения к административной ответственности является неповиновение законному распоряжению или требованию, которое предъявляется сотрудником полиции, военнослужащим или сотрудником органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, исключительно в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Также состав правонарушения образуется, если происходит воспрепятствование исполнению должностными лицами служебных обязанностей в целом.

Под общественным порядком следует понимать совокупность установленных в обществе и государстве правил поведения между людьми, общепризнанных и закрепленных в нормативных правовых актах, а также являющихся обычаями, традициями и нравственными нормами.

Обеспечение общественного порядка подразумевает деятельность уполномоченных должностных лиц по охране прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также общества и государства, в том числе путем борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, установления режима законности в деятельности государственных и негосударственных структур.

Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 4 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 20 ноября 2013 г.).

Обеспечение общественной безопасности означает комплекс мероприятий, направленный на достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, а также повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно от террористических угроз.

В гл. 3 Закона о полиции закреплены основные обязанности и права полиции. Тем самым административное правонарушение будет считаться совершенным только в случае, если сотрудником полиции исполняются соответствующие обязанности и права, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Права и обязанности военнослужащих аналогичным образом закреплены в соответствующих федеральных законах.

Сотрудники органа или учреждения уголовно-исполнительной системы руководствуются в своей деятельности прежде всего УИК РФ и Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также другими нормативными правовыми актами.

10. В ч. 2 анализируемой статьи предусматривается административная ответственность за неповиновение гражданина законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

При этом данная норма не распространяется на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях.

Законные требования сотрудником могут предъявляться к гражданам с целью исполнения, например, Постановления Правительства РФ от 05.04.1999 N 366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу»; Приказа Минюста России от 03.09.2007 N 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы»; Приказа Минюста России от 25.01.1999 N 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

11. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.3 КоАП РФ, может характеризоваться двумя различными действиями: неповиновение законному распоряжению или требованию либо воспрепятствование исполнения служебных обязанностей сотрудника органов наркоконтроля или ФМС России (МВД России).

Исполнение служебных обязанностей (функций) сотрудников наркоконтроля регулируется различными нормативными правовыми актами, в том числе административными регламентами. Например, Приказом ФСКН России от 02.11.2011 N 468 утвержден Административный регламент Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Аналогичным образом регулируется исполнение служебных функций сотрудниками ФМС России и МВД России в сфере миграции. Например, порядок осуществления миграционного контроля (надзора) регулируется Постановлением Правительства РФ от 13.11.2012 N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции», также административными регламентами.

12. Часть 4 комментируемой статьи указывает на неисполнение законных распоряжений и требований сотрудника ФСБ России, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Основные права и обязанности сотрудников федеральной службы безопасности закреплены в Федеральном законе «О Федеральной службе безопасности». Кроме этого, необходимо учитывать административные регламенты, устанавливающие порядок исполнения функций государственного контроля и надзора в установленных сферах деятельности федеральной службы безопасности.

При этом положения данной части статьи (согласно примечанию) не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с названным Законом, таких как внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений (ст. 13.1 указанного Закона).

13. В ч. 5 ст. 19.3 КоАП РФ говорится о неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника федеральной службы охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей.

В соответствии с Федеральном законом «О государственной охране» государственная охрана — это деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации исполнения международных обязательств РФ, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер. При этом объекты государственной охраны — это лица, подлежащие государственной охране в соответствии с действующем законодательством.

Под охранным мероприятием понимается совокупность действий, направленных на обеспечение безопасности объекта государственной охраны и осуществляемых органами государственной охраны самостоятельно или с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности.

Основные обязанности сотрудников этой службы закреплены в Положении о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 07.08.2004 N 1013.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определен в главе 5 Закона о полиции.

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований.

В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Законом о полиции разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Закона о полиции;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
Справка подготовлена В.А. Шпановым,
аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.
Актуально по состоянию на 09.04.2020.

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Комментарий к ст. 19 Закона о Полиции

1. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция обязана уведомить близких родственников или близких лиц гражданина. Причем сначала принимаются меры к уведомлению близких родственников. И только если уведомить таковых нет возможности, к примеру, близких родственников у лица нет, уведомлению подлежит кто-либо из числа близких лиц гражданина, которому причинен физический вред.

2. Законодатель не требует уведомлять не являющихся близкими родственниками иных родственников. Последние могут быть уведомлены, если они являются близкими лицами лица, которому причинен вред здоровью.

3. Подробнее о понятиях «близкие родственники» и «близкие лица» см. также комментарий к п. 28 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

4. В ч. 5 комментируемой статьи отсутствует требование уведомления близких родственников или близких лиц гражданина, погибшего в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Между тем мы бы рекомендовали осуществление и данной разновидности уведомления.

5. Под прокурором в ч. 6 комментируемой статьи понимается надзирающий прокурор. Обычно таковым является прокурор обслуживаемого органом внутренних дел, в котором трудится сотрудник полиции, района (города).

6. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

Ограничения применения физической силы сотрудниками полиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *