Содержание

Как правильно – не нарушая закон проводить одиночный пикет?
Право на проведение пикетирования гарантируется ст. 31 Конституции РФ, где указано, что Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
I.Что такое одиночное пикетирование.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» – пикетированием является:
«Форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации». (ст.2, пункт 6).
Пикетирование является формой публичного мероприятия, которое Федеральным законом N 54 определяется как:
«Открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики». (ст.2, пункт 1).
Его основное отличие от иных форм публичных мероприятий в том, что данное мероприятие проводится без предварительных согласований кем бы то ни было.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Проведение публичного мероприятия, к которому относится и форма одиночного пикетирования, основывается на (статья 3):
Принципах законности – соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Принципе добровольности участия в публичном мероприятии.
Чтобы одиночный пикет достиг запланированных целей и участник не был привлечен к ответственности, необходимо знание основных положений закона и некоторых подзаконных актов устанавливающих требования к его проведению.
II.Важно знать, что одиночное пикетирование имеет отличительные признаки от других публичных мероприятий.
Участвует один совершеннолетний гражданин РФ – со своим паспортом гражданина РФ (статья 5, пункт 1).
Если на этой же территории осуществляется другое подобное одиночное пикетирование, необходимо чтобы пикетчики находились на достаточном расстоянии друг от друга (вне зоны видимости). Например, на углах здания, при условии того, чтобы участники не видели друг друга.
Рядом с пикетчиком не должно стоять людей, выражающих аналогичные мнения или поддерживающих ваши любым способом – например, общаться с участником пикетирования. Помните о возможных провокациях – к пикетчику подходит человек и начинает его активно и публично – словом или действием – поддерживать. С точки зрения полиции, это уже массовый пикет, для проведения которого необходимо уведомление органов власти;
Пикетчик выражает своё мнение (выражаемое мнение не должно нарушать закон);
Осуществляется без передвижения;
Осуществляется без использования звукоусиливающих технических средств;
Осуществляется путем размещения у пикетируемого объекта одного гражданина, использующего плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
При пикетировании рекомендуется иметь при себе паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность с вклеенной фотографией (водительское удостоверение, студенческий билет, служебное удостоверение и т. п.). Накануне и в день пикетирования не рекомендуется употреблять алкоголь, поскольку в случае возникновения какого-либо конфликта это будет свидетельствовать не в пользу участника пикета.
При пикетировании разрешается: стоять, сидеть у пикетируемого объекта, использовать средства наглядной агитации, раздавать проходящим прохожим листовки, давать интервью СМИ для объяснения цели и мотивов пикетирования и своей позиции по пикетируемому вопросу, с этой же целью отвечать на вопросы прохожих, выкрикивать краткие лозунги, слоганы по теме пикета с использованием возможностей своего голоса. Но по выкрикам мнения чиновников разошлись, некоторые считают, что надо молчать, но есть и такие которые считают, что можно выкрикивать краткие лозунги. Так что лучше, советуем проводить пикет молча.
При пикетировании запрещается: передвигаться по месту пикетирования, танцевать, делать акробатические трюки, использовать звукоусиливающие средства (свистки, дуделки, микрофоны, мегафоны и т. п.), музыку, иные звукозаписи, агитировать путем бесед с прохожими, произносить речи, петь песни, стучать чем либо по чему-либо, нарушать общественный порядок, мешать движению прохожих и транспорта, распивать спиртные напитки, мусорить, повреждать и уничтожать чужое имущество, не выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов, оказывать им сопротивление.
Стоит заметить, в связи с новыми поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” участники публичных мероприятий не вправе:
1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
2) иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
III.Что необходимо для организации и проведения
1.Наличие у пикетчика гражданства РФ, достижение 18 летнего возраста(ч. 1 ст. 5 ФЗ N 54);
2.Плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, должны содержать информацию не запрещённую законодательством:
НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!
— Ч.2.ст. 29 Конституции РФ. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
— Ст. 205.2. Уголовного кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.
— Ст. 280. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
— Ст. 282. Уголовного Кодекса РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.
— Ст. 354. Уголовного Кодекса РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
— Ст. 5.60. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Клевета
— Ст. 5.61. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оскорбление
— Ст. 5.62. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дискриминация
— Ст. 20.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Мелкое хулиганство
— Ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
— Ст. 20.29. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Производство и распространение экстремистских материалов
IV. Где можно проводить пикетирование (статья 8):
1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.
31. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль”, включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
V. Время проведения публичного мероприятия (статья 9):
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания. (статья 9 с поправками Федерального закона Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ)
VI.Также важно знание оснований приостановления и ли прекращения публичного мероприятия:
Статья 15. Основания и порядок приостановления публичного мероприятия
1. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.
2. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.
3. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 настоящего Федерального закона.
Статья 16. Основания прекращения публичного мероприятия
Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Статья 17. Порядок прекращения публичного мероприятия
1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:
1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;
2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.
2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Реализуйте своё право на протест!http://оккупайабай.рф/?p=1849
.
. Poll #1843542 Путин уходи — сработает?
Open to: All, detailed results viewable to: All. Participants: 357

Какая тактика в настоящее время эффективней для роста ПРОТЕСТА

Термин «одиночный пикет» часто встречается в РФ на фоне ограничений в проведении массовых митингов и других сборов людей для выражения несогласия. Это законная форма протеста, в которой принимает участие только один человек. По действующему законодательству для проведения одиночных пикетов разрешение не нужно. В зависимости от региона меняются требования к расстоянию между участниками. К примеру, в Москве это 50 м, в Приморском крае — 30 м и так далее. Ниже рассмотрим правовые особенности такой акции, а также приведем пример одиночного пикета с большим количество людей, как в случае с Голуновым.

Что говорит закон

В ФЗ №54, принятом 19.06.2004 года, указано определение и особенности массовых сборов людей (митингов, демонстраций и т. д.). В ФЗ прописано, что пикетирование — одна из форм выражения мнения, которая осуществляется без перемещения и применения звукоусиливающей аппаратуры. Участник пикета вправе использовать плакат, транспарант или другой способ выражения позиции.

Задайте вопрос сейчас! И получите бесплатную консультацию!

Иными словами, одиночный пикет — акция мирного характера, инициатором которой является гражданин или организация, где он состоит. Цель таких действий заключается в публичном выражении мнения для влияния на общество или конкретных его элементов. Пикетирование может иметь разную тематику — политика, экономика, культурная и социальная сфера, взаимодействие с другими странами и т. д.

По законам РФ согласование пикета не требуется. В остальных случаях организаторы акции обязаны письменно оповестить местную власть о шествии, демонстрации или других планах. Во время пикетирования должны соблюдаться принципы ФЗ, Конституции РФ, а также действующих законодательных актов. Чтобы избежать ответственности за одиночный пикет, человек должен знать его особенности и выполнять требования действующих законов.

В законодательстве четко разграничивается пикет и митинг. В первом случае запрещено перемещение и применение аппаратуры (магнитофона, усилителей). Что касается ситуации с митингом, использование техники разрешается, а также допускается перемещение участника.

Общие рекомендации и запреты

При проведении одиночного пикета важно соблюдать ряд правил, чтобы избежать конфликта с правоохранительными органами. Выделим главные моменты:

  1. Возьмите с собой паспорт или удостоверение личности. В документе должно быть фото, подтверждающее принадлежность документа пикетируемому лицу.
  2. Не принимайте алкоголь за сутки до акции или в день ее проведения. При возникновении конфликтных ситуаций наличие спиртного в крови может иметь негативные последствия.
  3. Во время пикета можно стоять или сидеть возле плата или транспаранта. Разрешается раздача листовок и общение с журналистами для пояснения причин своих действий. Кроме того, на вопросы или реплики прохожих можно выкрикивать лозунги с применением возможностей голоса. Но здесь имеются противоречия. В вопросе выкрикивания позиция представителей власти расходится. Одни утверждают, что одиночный пикет должен сопровождаться молчаниям, а другие допускают возможность высказывания своей позиции. Чтобы избежать проблем, лучше ничего не говорить.

В процессе одиночного пикетирования нельзя:

  • применять техническую аппаратуру
  • перемещаться
  • танцевать
  • показывать трюки
  • вести разъяснительные беседы с прохожими
  • мешать перемещению транспорта и прохожих
  • повреждать или уничтожать материальные ценности
  • отказываться от выполнения требований полиции
  • сопротивляться работникам правоохранительных структур
  • оставлять после себя мусор
  • распивать спиртное
  • стучать
  • произносить речи и т. д.

Кроме того, после внесения правок в ФЗ №65 во время одиночного пикета и других аналогичных мероприятий нельзя:

  • закрывать лицо или использовать предметы, усложняющие идентификацию гражданина представителями правоохранительных органов
  • приносить с собой оружие или предметы, которые могут использоваться в этом качестве (в том числе взрывчатку, горючие вещества и т. д.)
  • распространять и демонстрировать нацистскую атрибутику
  • озвучивать экстремистские лозунги
  • ложно обвинять представителей власти и т. д.

Нарушение указанных запретов может привести к задержанию участника одиночного пикета.

Вопрос согласования

Если в пикетировании участвует только один человек, согласовывать акцию не нужно. При этом группа лиц может провести одиночный пикет с привлечением большого количества людей при условии нахождения на определенном расстоянии. Для столицы и СПб этот параметр равен 50 метрам.

При участии в пикетировании более одного человека и применении разных конструкций, организатор обязан проинформировать уполномоченный орган о будущем мероприятии, количестве участников, особенностях проведения и других моментах. Ответственная структура рассматривает обращение и принимает решение о согласовании. По закону уполномоченный орган вправе отказать.

Место для проведения одиночного пикета

В ФЗ 54 (ст. сказано, что публичное мероприятие можно проводить в любом месте, где его организация не создаст какой-либо опасности для других людей или объектов. При этом точки проведения одиночных пикетов или других мероприятий могут ограничиваться действующим законодательством. Проведение пикетов и других акций запрещено в таких местах:

  • участки возле производственных объектов или сооружений, использование которых требует соблюдения правил ТБ
  • приграничные участки, где требуется одобрение уполномоченных органов
  • ж/д магистрали, путепроводы, различные полосы отвода и ЛЭП
  • зоны возле резиденции главы государства, судов, а также зданий, где люди отбывают наказание в виде лишения свободы.

В случае проведения мероприятия на объектах, относящихся к культурным и историческим памятникам, необходимо соблюдение требований ФЗ и особенностей эксплуатации таких зон. Это же касается и объектов транспортной инфраструктуры.

Время проведения

Одиночный пикет, как и мероприятия публичного характера, должны проводиться в период с 7.00 утра до 22.00 вечера. Исключением являются события, касающиеся памятных дней и проводимых на государственном уровне, а также согласованных событий культурного характера.

В каких случаях могут запретить пикет

Пикетирование может быть прекращено в любой момент в случае нарушения участником требований законодательства. Выделим главные причины:

  1. Нарушение порядка с риском для окружающих или участника, а также имущества граждан или компаний.
  2. Совершение противоправных деяний.
  3. Неисполнение требований уполномоченных органов об устранении нарушений, указанных в ФЗ №54 и этой статье. После устранения замечаний проведение мероприятия можно продолжить.

Если отклонение от требований законодательства не устранено, пикет прекращается по требованию правоохранительных органов.

В ситуации, когда решено прекратить пикетирование, органы власти РФ (на местном или региональном уровне) дают указание о прекращении мероприятия с последующим вручением соответствующего указания организатору. Также устанавливается временной промежуток, в течение которого необходимо выполнить предписание.

Если требование не выполнено, представители полиции принимают законные меры по прекращению такой деятельности. При организации беспорядков, погромов или других ситуаций, противоречащих нормам законодательства, мероприятие прекращается правоохранителями с учетом законов РФ. Неисполнение требований полиции или сопротивление влечет за собой последствия в административной и уголовной ответственности.

Когда полиция вправе задержать человека на одиночном пикете

Задержание во время пикетирования возможно в нескольких ситуациях. Выделим основные:

  1. Представители власти считают, что человек нарушает правила проведения пикета. К примеру, участник находится в запрещенном месте.
  2. Полиция нуждается в установлении личности. Чтобы предотвратить задержание, необходимо иметь при себе удостоверение (паспорт, права).
  3. При нападении противников. При появлении угрозы жизни пикетчику полиция вправе вмешаться и остановить акцию для защиты человека.

Важно помнить, что задержание во время пикета является нарушением закона. Чтобы защитить себя от произвола правоохранителей, важно знать права и уметь их отстаивать во время общения с полицией.

Примеры акций одиночного пикетирования

На практике существует много примеров, когда люди проводили акции одиночного пикетирования. Выделим основные:

  1. Антон Долин (кинокритик, журналист) в конце 2018-го провел одиночный пикет возле администрации главы государства в поддержку Сенцова. В дальнейшем к одиночному пикетированию присоединились и другие представители интеллигенции. Полиция в проведение мероприятия не вмешивалась.
  2. Алена Попова (общественный деятель, правозащитница) провела одиночный пикет, чтобы обратить внимание на неудовлетворительную работу Госдумы и ее неспособность найти нарушение этики в действиях Слуцкого (депутата Госдумы). Во время акции использовались изображения «виновника» на плакате. Представители правоохранительных органов подошли к женщине и потребовали от нее удалиться. Ей указали на нарушение ФЗ №54 и применение разборной конструкции. Через несколько часов ее освободили из-за отсутствия оснований для ареста.
  3. Ильдар Дадин (активист) провел одиночный пикет и был осужден по уголовной статье. В дальнейшем суд отменил приговор. Через некоторое время в 2017-м активист требовал отставки А. Тереха (руководителя УФС Карелии). Представители полиции потребовали у участника документы, которые тот не смог предоставить. В дальнейшем И. Дадин был арестован за пикетирование возле ФСБ, за что он получил штраф в размере 20 000 рублей.

Наибольший ажиотаж вызвала ситуация с задержанием Ивана Голунова (журналиста Медузы). По сведениям правоохранителей при нем были найдены наркотические средства, которые задержанный якобы хранил для дальнейшего распространения. На защиту журналиста вышло 50 коллег, которые стали на разрешенном расстоянии и раздавали листовки прохожим. Акция продолжалась около двух часов. Работники правоохранительных органов проверили документы участников, но никаких действий не предпринимали.

Кроме того, одиночные пикеты при участии около 400 человек проходили возле управления МВД на Петровке. До этого десять журналистов проводили аналогичную акцию возле здания полиции, но были задержаны. В дальнейшем их отпустили.

Итоги

Одиночный пикет — мирное выражение своей позиции, не требующее предварительного согласования. Но перед проведением такой акции важно учесть требования законодательства, чтобы не оказаться в полицейском участке.

Информирование юристов по поводу проведения одиночного пикета

Советы профессиональных юристов и адвокатов для проведения одиночного пикета можно получит у нас. Для этого заполните форму ниже и наш первый свободный консультант свяжется с Вам в ближайшее время.

В этой статье я не буду подробно останавливаться на различиях в формах проведения публичных мероприятий, перечисленных в ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ (в редакции от 07.02.2011) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а попытаюсь остановиться на юридически значимых этапах их подготовки и проведения.
Прежде всего, нужно понимать, что само базисное право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, прямо предусмотрено ст. 31 Конституции РФ, т.е. реализация этого права носит уведомительный, а не разрешительный характер, т.е. действует непосредственно, на основании ст. 18 Конституции РФ.
Ограничение этого конституционного права возможно только в соответствии с федеральным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Таким федеральным законом и является Закон № 54-ФЗ.

Подготовка публичного мероприятия:

На этом этапе прежде всего необходимо определиться с формой, местом, временем, предполагаемым количеством участников планируемого мероприятия, и определить организационные меры по соблюдению законности и порядка в ходе его проведения.
Для проведения любого публичного мероприятия, за исключением одиночного пикета (в этой статье не рассматривается), необходимо наличие как минимум одного, а лучше нескольких организаторов.
В соответствии со ст. 5 ФЗ № 54,
1. Организатором публичного мероприятия могут быть: один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
2. Не могут быть организатором публичного мероприятия:
1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Начиная подготовку публичного мероприятия, организаторы должны ответить самим себе, на следующие вопросы:
1. Каковы цели планируемого мероприятия?
2. Какая форма публичного мероприятия (митинг, пикет, собрание) предпочтительна?
3. Как будет называться это мероприятие?
4. Предполагаемое число участников и их социальная характеристика (возраст, профессии, образование, семейное положение и т.п.)?
5. Планируемая программа (этапы) публичного мероприятия?
6. Где возможно провести это мероприятие? Насколько это место доступно и безопасно, сколько человек может реально присутствовать в этом месте? Не будут ли созданы препятствия для движения транспорта и пешеходов?
7. В какое время предпочтительно провести это мероприятие?
8. Какое необходимо оборудование для звукоусиления и кто будет ответственным за его безопасное использование?
9. Нужны ли флаги, листовки, памятки, баннеры, плакаты и т.п. наглядная агитация? Кто, где, и за чей счет будет её изготавливать, устанавливать, раздавать и т.п.?
10. Как будет освещаться в СМИ это мероприятие, кого необходимо на него пригласить заранее, кто будет фиксировать (лучше с нескольких точек) все этапы проведения мероприятия?
11. Кто и как будет обеспечивать порядок во время проведения мероприятия? Кто будет улаживать вопросы с полицией и представителями властей?
12. Каким должен быть финал мероприятия (принятие общей резолюции, сбор подписей и т.п.)?
После определения целей публичного мероприятия и средств их достижения, а так же распределения обязанностей и ответственности между организаторами, необходимо направить уведомление о предстоящем публичном мероприятии в орган исполнительной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, и получить согласование его проведения.

Уведомление о проведении публичного мероприятия:

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ № 54, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия (ч. 3 ст. 7 Закона) указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Примерная форма уведомления размещена в приложении к статье.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона, Организатор(ы) публичного мероприятия имеет право:
1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;
2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;
4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона, организатор публичного мероприятия обязан:
1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;
2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;
5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Перечень мест, где в соответствии со ст. 8 Закона, проведение публичных мероприятий запрещено:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам (список таких объектов должен быть специально установлен) и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы). Здания, в которых расположены следственные изоляторы, в этот перечень не входят.
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Законами субъектов федерации, могут определяться и иные места, в которых запрещено проведение массовых мероприятий.

Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ст. 12 Закона № 54-ФЗ)

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

В случае отказа в согласовании публичного мероприятия, такой отказ может быть обжалован в суд на основании ст. 19 Закона и Определения КС РФ от 2 апреля 2009 г. № 484-О-П.
За нарушение порядка организации и/или проведения публичного мероприятия установлена административная ответственность по ст. 20.2 КОАП РФ.

При этом необходимо помнить, что для проведения одиночного пикета, никаких уведомлений и согласований не требуется.

При наличии оснований полагать, что властями могут быть предприняты попытки противодействия проведению публичного мероприятия, необходимо предпринимать меры по снижению рисков, в т.ч. путем формального разделения одного крупного мероприятия на несколько самостоятельных мелких, дублирования и резервирования, проведение отвлекающих акций и т.п. В разработке защитных мер, неоценимую помощь вам окажут профессионалы.
Сотрудники правоохранительных органов, часто препятствуют проведению протестных публичных мероприятий, квалифицируя действия их участников как мелкое хулиганство по ст. 20.1 КОАП РФ.
Однако, при своевременной и квалифицированной правовой поддержке, их собственные действия могут быть квалифицированы по ст. 5.38 КОАП РФ, либо по ст. 149 УК РФ.
В любом случае, в планировании, организации и проведении публичного мероприятия, необходимо участие (юридическое сопровождение) квалифицированного юриста. Это поможет избежать досадных ошибок и конфликтов с законом.

И в заключение, несколько «технических» советов:

При проведении мероприятий желательно наличие человека (двух, трех) с видеокамерой, который будет снимать мероприятие с неподалеку расположенной возвышенности. Нужно это для того, чтобы потом, при необходимости, наглядно показать, как и откуда среди митингующих появились провокаторы. Запись действий полицаев поможет оспорить их законность. Наличие у наблюдателя портативной радиостанции позволит предупредить участников мероприятия о возможной опасности. Радиостанции в данном случае лучше телефона. Говорящий по ней не идентифицируется по номеру, его могут слышать сразу все.
Кроме непосредственно участвующих в мероприятии, полезно иметь в отдалении пару-тройку проверенных людей, которые потом не побоятся выступить в качестве свидетелей. Неплохо, если они будут скрыто вести видеозапись (например, установив видеорегистратор в автомобиле).
Несколько человек, лучше молодых и симпатичных девушек, должны разговаривать с полицаями, объясняя доступным языком для них цели мероприятия. Достигаются две цели: хотя бы часть полицаев будет понимать, что перед ними не враги, а такие же люди, отстаивающие не непонятные цели, а борющиеся за права всех, и самих полицаев, в том числе. Кроме того, психологически тяжело будет бить дубиналом тех, кто только что разговаривал с тобой, как с товарищем. Глядишь, и даст потом полицай правдивые показания.
Для тех же целей можно добавить один-два плаката в защиту несправедливо обиженных властью ми(по)лиционеров.
Должны быть выделены специалисты «разговорного жанра», которые будут общаться с провокаторами, не давая им втягивать в дискуссию, а потом в конфликт, неподготовленных участников мероприятия. Вежливо отвечать на вопросы, типа: «А не торгуют ли участники наркотиками?», поясняя, что он ошибся, митинг рыхлых гомосексуалистов проходит в другом месте и т.д.
Желательно части участников закрывать лица очками, масками, шарфами, затрудняя последующую идентификацию участников по оперативным видеозаписям (а записывать будут однозначно).

Одиночные пикеты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *