Семейное обучение на Среднем Урале – дело уже обычное. К этой форме обучения привыкли и образовательные учреждения, и родители, по тем или иным причинам решившие отмежеваться от школ. А вот заочная форма обучения, декларированная законом » Об образовании в Российской Федерации» ещё в 2012 году, – это скорее экзотика. Семьи, которые пытаются её распробовать, чаще всего сталкиваются с глухой обороной администраций школ.

Как перейти на заочку?

В прошлом учебном году после школьного конфликта мой ребёнок, подавленный несправедливостью, наотрез отказался ходить в школу. В поисках альтернативного способа получения образования я перелопатила огромное количество информации и открыла для себя заочную форму обучения, гарантированную законодательно с 2012 года. В отличие от семейной формы, при которой ребёнок получает образование вне школы и ответственность за освоение программы целиком и полностью ложится на родителей, заочка подразумевает нахождение ребёнка в контингенте школы. За этим следуют «печеньки» в виде: обеспечения учебниками, организации консультаций педагогов, составления индивидуального учебного плана, промежуточных аттестаций и так далее. И за качество образования, полученного заочником, несёт ответственность школа. Взвесив все за и против, я решила, что заочное обучение – это то, что нам «доктор прописал».

В отличие от семейной формы, при которой ребёнок получает образование вне школы и ответственность за освоение программы целиком и полностью ложится на родителей, заочка подразумевает нахождение ребёнка в контингенте школы. Фото: .com

Однако администрация гимназии так не посчитала. В ответе на моё письменное заявление директор сослался на то, что уставом образовательного учреждения заочная форма не предусмотрена, а значит, нет. В качестве компромисса предложил индивидуальный график обучения. То, что устав в таком случае противоречил федеральному законодательству (или как минимум не был приведён в соответствие), его, видимо, не смущало. На этом наше общение с администрацией гимназии и завершилось, поскольку возник вариант перехода в другую школу, устроившую нас по всем статьям. Но, как говорится, осадочек остался…

Для школы заочное обучение хлопотно

В этом учебном году выяснилось, что в попытках перевести ребёнка на заочную форму обучения я не одинока. Более того, есть люди, которым это удалось. Но большинство родителей-альтернативщиков сталкиваются с нежеланием администраций образовательных учреждений реализовывать права ребёнка, закреплённые в федеральном законе. Вот что они рассказывают на условиях анонимности (процесс переговоров продолжается, и они опасаются лишних конфликтов).

«В конце первой четверти я написала заявление о переводе ребёнка на заочное обучение, – рассказывает мама семиклассника из Екатеринбурга. – Мой сын застенчивый, ему трудно взаимодействовать с классом, отвечать на уроках. При этом учиться он любит. Знакомые посоветовали заочку, что нас вполне устроило. Но не школу! Директор заявила, что впервые слышит о такой форме обучения. Я выслала ей информацию. Изучив её, она сказала, что для школы это очень хлопотно, но и письменный отказ не предоставила. «Посовещаюсь с коллегами», – сказала она. Совещается до сих пор, и думаю, надеется, что всё утрясётся».

«Нам никак не удаётся разрешить конфликты ребёнка и учителей, мы с мужем уже устали приходить в школу по вызову, – рассказывает мама шестиклассницы. – Решение перевестись на заочное обучение – осознанное. Заявление мы написали. Ответа «нет» не получили, но и конкретики никакой. Директор школы заверила, что решение будет принято, но какое – неизвестно. Поскольку, по её словам, им придётся проделать титаническую работу. Понимаю, что заочка – головная боль для школы, но ведь и неплохой опыт, который, вполне возможно, ещё пригодится. Ведь родители пока просто не знают о возможности обучаться заочно. В том числе те, которые поспешили перевестись на семейное обучение, взвалив на себя бремя ответственности».

Пусть эксклюзив им и остаётся

Август Белкин, заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук:

– Альтернативные формы обучения – это всё-таки эксклюзив. Массовая школа была, есть и будет. И слава Богу. Пристрастие родителей к альтернативным очной формам обучения – это катастрофа! Школа – это не только изучение определённых дисциплин, это школа самой жизни. В стенах образовательного учреждения ребёнок становится гражданином, осознаёт самого себя частью общества. Именно в школе формируется личность, то есть человек со своими взглядами, отношением к окружающему миру, людям, со своими претензиями на будущее. Именно в школе дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми. Что будет, если лишить ребёнка всего этого, если поместить его в вакуум? Предвижу – глубоко несчастный человек. Обучение вне школьных стен, думаю, показано только детям с серьёзными проблемами в здоровье. А во всех остальных случаях проблемы должны решаться с позиции педагогической мудрости. И речь в данном случае не только об учителях, но и о родителях.

Наверное, есть «не­удобные» дети, которые отличаются сложным характером, но при этом нет безнадёжных детей! Задача родителей и педагогов – переключить внимание ребёнка на то, что его может заинтересовать, направить его энергию в мирное, приносящее ему удовлетворение и дающее возможность реализоваться русло. Это возможно. Я всегда любил охламонов. Помню, в бытность директором школы был у меня очень активный мальчишка. Вёл он себя, прямо скажем, без какого-либо контроля над самим собой. Но в пятом классе учитель математики увлёк его своим предметом настолько, что парнишке уже было не до хулиганств. А потом и преподаватель литературы, которая увлекалась театром, смогла заманить его в свои сети. Окончив школу, он поступил в Театральный институт, стал ведущим артистом театра, получил звания. Я был на спектакле с его участием и поразился, насколько глубоко он чувствовал роль. Так что педагогическая мудрость творит чудеса. А альтернативные формы обучения пусть эксклюзивом и остаются.

Читаем закон

«Каждый родитель должен иметь возможность воспользоваться своим правом выбора формы получения школьного образования», – уверена мама семиклассницы Мария Бубенцова.

Со школой, где учится её дочь, жительница Екатеринбурга Мария Бубенцова привыкла общаться по букве закона. «Да, школа мной уже натренирована, – смеётся Мария. – Мне приходилось отстаивать права своего ребёнка, борясь с необоснованными запретами, касающимися, например, организации питания. Причём я всегда действую в рамках правовых норм. Перевод дочери на заочную форму обучения не стал исключением».

По словам Марии, её дочка отличается сильным характером и волей, но при этом она ярко выраженный интроверт. Поэтому в школе ребёнку было неуютно, она там просто-напросто не прижилась. Мария неоднократно задумывалась о том, как создать дочке комфортные условия для обучения, а толчком к активным действиям послужил переезд. «Наше новое место жительства находилось в полутора часах езды от школы, поэтому первое, что я сделала, – начала искать образовательное учреждение поближе к дому, – рассказывает Мария. – На сайтах школ, замечу, как правило, в разделе «образование» значится – «очная форма», и в редких случаях обозначены другие формы. Но в одной из школ, куда я пришла поговорить о переводе ребёнка, директор мне подсказала, что существует заочная форма обучения и что школы обязаны её реализовывать».

Мария тщательно изучила всю имеющуюся в открытом доступе информацию по этому вопросу и пришла в «родную» школу дочери с заявлением о переводе ребёнка на заочную форму. «У нас такой формы нет», – отрезала завуч. «Читаем закон», – парировала Мария.

Пусть не с восторгом и не сразу, но администрация образовательного учреждения пошла Бубенцовой навстречу, и с четвёртой четверти прошлого учебного года её дочь – заочница. Никаких проблем с обучением у девочки нет. Задания она получает от учителей в электронный дневник, ответственно их выполняет, при необходимости получает консультации педагогов по скайпу, новый материал осваивает с помощью многочисленных образовательных интернет-ресурсов (учебники, впрочем, тоже никто не отменял), задания контрольных работ также получает от учителей в электронном виде. Но девочка может и воспользоваться правом подготовиться к контрольной работе вместе с классом, ведь, согласно закону, она числится в его рядах.

Решение за семьёй

Тем временем Мария, съевшая собаку на этой теме, консультирует родителей, желающих перевести ребёнка на заочку, с удовольствием предоставляет свои наработки и делится опытом. «Получение образования в заочной форме – это наше с дочерью совместное решение, – говорит Мария. – И я не хочу обсуждать правильность выбора. Речь о другом. Я столкнулась с тем, что 90% родителей, с которыми я общаюсь, понятия не имеют о том, что существует такая форма получения школьного образования. И, соответственно, о том, что решение о переходе на такую форму принимает родитель (законный представитель) ребёнка, а не какие-то другие органы. Уже в который раз, консультируя родителей, желающих перейти именно на заочную форму, я сталкиваюсь с тем, что администрации школ прибегают к различным мерам, чтобы скрыть эти формы, прописанные в законе. Или убеждают перевести ребёнка на семейную форму, при которой ответственность за качество образования несёт родитель».

Если система буксует

Елена Алексеева, консультант оперативно-правового отдела аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области:

– Безусловно, школы должны создавать условия для реализации прав ребёнка на получение образования в формах обучения, предусмотренных законом «Об образовании в РФ». Сегодня, помимо традиционной очной формы (то есть в стенах школы), родители чаще всего делают выбор в пользу семейного образования и самообразования (когда речь идёт об учениках старше 15 лет). И, насколько я знаю, проблем с этим не возникает – школы к этому готовы. Заочная форма не так распространена, во всяком случае, к нам жалоб от родителей по этому поводу не поступало. Если система перевода ребёнка с очной на другую форму обучения буксует и на заявление родителей в образовательном учреждении ответили письменным отказом, рекомендую обратиться в районное управление образования. Если же и там решить вопрос не получается – в департамент образования Екатеринбурга. Но в большинстве случаев проблема решается на уровне района. Безусловно, и мы никогда не откажем родителям в консультации, а в случае необходимости проведём дополнительную проверку по факту нарушения прав ребёнка.

Какие существуют формы образования?

Фото: «АиФ-Урал»

  • Очное обучение. Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. Вариантом очного обучения является надомное (домашнее) обучение. Его организуют для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья.
  • Очно-заочное обучение. Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю, чтобы сдать и получить домашнее задание, а также консультацию педагогов. При этом аттестовываться он должен вместе с классом, то есть присутствие на контрольных, например, обязательно.
  • Заочное обучение. Ребёнок не ходит в школу, осваивает программу своими силами, с помощью онлайн-ресурсов или репетиторов. Но он находится в контингенте школы, а значит, обучается по программе и придерживается графика аттестаций. Контрольные при этой форме можно сдавать дистанционно, через сайт школы или по скайпу.
  • Семейное образование. Родители вправе выбрать любую программу и по своему усмотрению организовать учебный процесс. Аттестации сдаются экстерном.
  • Самообразование – та же семейная форма, только для учащихся старше 15 лет.

Мнение власти

Мы обратились с рядом вопросов, касающихся заочной формы обучения, в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, и получили ответ, который публикуем полностью:

«Сегодня школы Свердловской области готовы предоставить возможность обучения в любой из форм, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в РФ», в том числе и заочно. Однако наиболее востребованными формами являются традиционное обучение в школе либо форма семейного образования (самообразования).

Для того чтобы перевести ребенка на заочное обучение, прежде всего необходимо установить соответствующую договорённость с администрацией учебного заведения, поскольку в случае с переходом на такую форму образования ребёнок фактически числится в школе. Родителям ребёнка необходимо написать заявление на имя директора школы, после чего будет издан приказ о смене формы обучения.

Действующий Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» дает возможность детям и их родителям выбирать различные форм получения образования. Формами обучения в образовательных организациях являются: очная, очно-заочная, заочная. Основное различие между этими формами заключается в различном объеме обязательных занятий педагогического работника с обучающимися. Наиболее распространенной формой получения образования является получение образования в образовательных организациях. Но у родителей и обучающихся есть возможность получить образование в очно-заочной форме. Очно-заочное обучение представляет собой форму обучения в рамках которой обучающийся осваивает часть общеобразовательных программ самостоятельно, а часть в школе. Очно-заочная форма обучения предполагает освоение учеником федерального государственного образовательного стандарта в полном объеме. Школа в свою очередь осуществляет контроль за освоением программы.

Помимо Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.20012 № 273-ФФ вопросы получения образования в очно-заочной форме следующие нормативные документы.

  • СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября2009 г. № 373 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1879 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Нередко именно родители являются инициаторами перехода на очно-заочную форму обучения в связи с различными семейными обстоятельствами, состоянием здоровья, особенностями физического или психического здоровья ребенка, профессиональным занятием спортом, различными видами искусств и т. д. Предусмотрено сочетание различных форм получения образования. Федеральные государственные образовательные стандартны всех уровней общего образования предусматривают возможность обучения по очно-заочной форме.

Ребенок может не систематически посещать школу, но должен в рамках любой формы образования сдавать все необходимые экзамены и получить аттестат. Альтернативой очно-заочному обучению служат семейное обучение, самообразование или обучение по индивидуальному плану.

Для того, чтобы перевестись на очно-заочное обучение, необходимо письменное заявление родителей. В соответствии с Федеральным законом выбор формы получения образования до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка осуществляют родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Такой выбор родители (законные представители) вправе сделать в любой момент, в том числе, при возникновении неликвидированной академической задолженности. Таким образом, обучающийся по заявлению родителей (законных представителей) обучающего и при наличии педагогической необходимости может быть переведен на очно-заочную форму обучения. Необходимо помнить о том, что перевод обучающегося на очно-заочную форму обучения не может быть применен как карательная мера в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Очно-заочное обучение предполагает, что большую часть работы ученик будет делать дома самостоятельно. У ребенка должны быть хорошо развиты навыки самоконтроля и саморегуляции. Родители должны взвесить все возможности ребенка и сделать правильный выбор при переходе с очного обучения.

Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который должен быть согласован администрацией с родителями, учителями и детьми.

Нормативные сроки освоения программы в рамках очно-заочной формы обучения следующие:

  • начальное образование — 4 года;
  • основное общее образование — 5 лет;
  • среднее общее образование — 2 года.

Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки могут быть продлены или сокращены.

Прием на обучение по очно-заочной (заочной) форме осуществляется в соответствии с порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы в форме очно-заочного обучения, включаются в контингент обучающихся ОО. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по очно-заочной (заочной) форме с календарным учебным графиком, учебным планом, в котором указываются виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения домашних контрольных работ и сроках проведения промежуточной аттестации под роспись.

Документация по обучающимся в очно-заочной (заочной) форме обучения выделяется в отдельное делопроизводство и содержит:

  • учебный план очно-заочного (заочного) обучения;
  • журналы успеваемости;
  • календарный учебный график очно-заочного (заочного) обучения;
  • расписание учебных занятий.

Очно-заочная (заочная) форма обучения предполагает формирование отдельного учебного плана, отличного от учебного плана очной формы обучения.

Образовательная организация может указать процессуальные особенности обучения в рамках очно-заочной формы в соответствующем локальном акте. Сроки начала и окончания каникул определяются ОО самостоятельно. Образовательная организация самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, начала учебного года по очно-заочной или заочной формам обучения также может переноситься варьироваться. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяются ОО самостоятельно. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяются ОО самостоятельно. Промежуточная аттестация проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образовательной программы.

Перевод учащегося в следующий класс производится по решению педагогического совета школы по результатам промежуточной аттестации. Родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения учащимся общеобразовательных программ.

В календарном учебном графике на завершающем этапе освоения образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования дополнительно указывается период государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования соответственно.

Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки при очно-заочной (заочной) форме обучения определяется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 для очного обучения и в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;
  • для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;
  • для обучающихся 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Лицам, обучающимся в очно-заочной (заочной) форме и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдаются соответствующие документы об образовании в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.05.2019
  • Все консультации автора

В умах людей прочно закрепился стереотип о том, что образование нужно обязательно получать в школе. Однако это не так. Есть несколько способов получения аттестата о среднем образовании и для этого совсем не обязательно ходить в школу, по крайней мере, ежедневно.

Закон об образовании дал родителям детей возможность выбирать форму обучения своих детей. Давайте коротко коснёмся каждой и оценим плюсы, минусы и усилия, которые нужно сделать родителям, чтобы достичь определённых результатов.

Очная форма обучения

Это та самая, стандартная. Именно её использует большинство родителей и детей. Родители пишут заявление о приёме в школу. Сейчас к школам приписаны определённые улицы и дома, поэтому выбрать школу можно, но это требует усилий со стороны родителей, вплоть до того, что ребёнку делают регистрацию или прописку именно в том районе, который прикреплён к желанной школе. Школа, проверив прописку, зачисляет ребёнка на очное обучение и информирует местные органы образования о том, что конкретный ребёнок приступил к обучению в такой-то школе.
Далее школа составляет расписание и пять-шесть дней в неделю (в зависимости от того, учатся дети по субботам или нет) ребёнок ходит в школу, проводя там от 3-4 часов в день в первом классе до 8-9 часов в выпускных.
Кроме обязательных предметов сейчас в школе появились дополнительные, которые тоже детям посещать нужно. Дополнительные могут быть интересными и увлекать детей, а могут быть формальными, тогда школьникам везёт меньше и они просто отсиживают положенное время.
Промежуточная аттестация проводится в школе. Выставляются четвертные и годовые оценки по всем предметам. Итоговые оценки складываются из текущих, полученных ребёнком на уроках, тех, что получены за контрольные и самостоятельные работы, выполненные проекты и написанные рефераты.
При положительной оценке дети переводятся в следующий класс. После 9 и 11 класса сдают ГИА и получают документы о получении среднего образования.

Заочная форма обучения

При заочной форме обучения ребёнок прикреплён к определённой школе. Родители пишут заявление о зачислении ребёнка. Школа подаёт сведения о нем в департамент образования. Ребёнок может быть прикреплён как к своей «дворовой» школе или любой в пешей (ездовой) доступности, так и к той, что располагается даже в другом регионе.
При этом задания по школьным предметам родители получают письменно — лично от учителя, по скайпу или посредством электронной почты. Ребёнок выполняет задания, составленные учителями в соответствии со школьной программой и сдаёт их. Если школа рядом, то он может являться раз в неделю или в месяц, но не реже чем раз в четверть, чтобы сдать выполненные работы и пройти промежуточную аттестацию. Если школа далеко, то можно проходить лишь итоговую аттестацию за год.
Допускается заочное прохождение аттестации.
К заочной форме обучения относится и дистанционная. Когда занятия проводятся по скайпу или с использованием других видов интернет-связи.
Аттестации проводятся очно и дистанционно. Ребёнок имеет право получать очные консультации перед сдачей аттестации. Сдача текущих аттестаций проходит не реже чем раз в год, по итогам учебного года.
Итоговые аттестации после 9 и 11 класса (ГИА) проводятся только очно. Если ребёнок сдал их положительно, то он получает документ стандартного образца о получении школьного образования в полном объёме.

Очно-заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения представляет собой смесь очной и заочной форм. То есть, часть предметов ребёнок проходит в школе, вместе со своими одноклассниками, а часть — дома в заочной форме. При этом родители пишут заявление о приёме в школу. Школа должна соответствовать прописке ребёнка. Школа подаёт сведения об ученике в департамент образования.
Заочно ребёнок может проходить предметы:

  • которые он изучает в центрах дополнительного образования или специализированных школах (музыку, рисование, физкультуру и т. д.);
  • те, на которых ребёнок конфликтует с учителем;
  • те, по которым он сильно опережает одноклассников или значительно отстаёт от них;
  • те, на которые он не успевает приходить в связи с объективными причинами.

Аттестовывается ребёнок следующим образом:

  • предметы, которые он посещает очно, сдаёт вместе с классом;
  • предметы, которые он изучает заочно, сдаёт в индивидуальном порядке в форме промежуточных аттестаций.

Итоговые аттестации после 9 и 11 класса ребёнок проходит в школе, получая аттестат по итогам прохождения.

Семейная форма обучения

Семейная форма обучения предполагает обучения ребёнка в семье. В школу при этом можно не ходить. Главное — подать заявление в местные органы управления образованием, встать там на учёт. Однако совсем избежать контактов со школой не получится, если родители всё же хотят, чтобы ребёнок был аттестован и получил документы об образовании. В контингент школы ребёнок зачисляется только для сдачи аттестаций. Как часто сдавать аттестации решают родители. Обычно это происходит 1-2 раза в год. Так проверяется, всё ли правильно делают родители, усваивается ли материал. Дополнительные консультации не предусмотрены. О том, что будет спрашиваться у ребёнка, родителей не предупреждают. Родители имеют право присутствовать во время аттестации ребёнка, являясь его законным представителем.
Сейчас существует несколько интернет-школ, к которым родители прикрепляют ребёнка. Тогда он проходит всё по плану, без риска что-то упустить и сдаёт итоговую аттестацию там.
ГИА после 9 и 11 классов ребёнок на семейном обучении обязательно сдаёт очно, на базе школы, к которой он прикреплён. При успешной сдаче — получает аттестат.

Самообразование

Эта форма обучения доступна детям, достигшим 15 лет, то есть — старшеклассникам. По сути, это то же самое семейное обучение при котором ребёнок учится дома самостоятельно, а в школу приходит только сдавать аттестации, в том числе и ГИА, чтобы получить аттестат.

Другие формы получения образования

Перечисленные выше формы обучения — официальные. Но часто встречаются названия других форм. Как к ним относиться? Что они обозначают?

Надомное обучение — это вид обучения при котором ребёнок обучается на дому. При этом занятия проводят не родители, а приходящие учителя из школы. Ребёнок занимается индивидуально или в малой группе. Аттестации проходят так же, как и при очном обучении в школе — на основании текущих отметок и результатов проверочных и контрольных работ. Чтобы оформить надомное обучение, нужно предоставить медицинскую справку, оформленную по всем правилам, согласно которой обучение ребёнка в школе невозможно. Обычно так учатся тяжелобольные дети и дети-инвалиды, с ограниченными возможностями здоровья.

Экстернат ранее был одной из форм обучения, однако с 2013 года таковым больше не считается. Он остался лишь как форма аттестации для тех обучающихся, которые получают знания вне стен образовательного учреждения. Фактически, дети на семейном обучении или самообразовании прикрепляются к школе на время сдачи аттестаций.

Дистанционное обучение также не является юридически верной формой обучения. Это просто форма передачи информации. Дети могут учиться дистанционно на заочной, очно-заочной, семейной формах обучения, использовать её и при самообразовании. Самое главное при этом — использование дистанционных образовательных технологий. В некоторых случаях зачёты, контрольные и аттестации также проводятся дистанционно. Однако ГИА, как всегда, сдавать надо лишь очно.

Домашнее обучение (homeschooling) — просто констатация того факта, что ребёнок получает знания вне стен школы. Форма обучения при этом может быть заочной, семейной или в качестве самообразования.

Анскулинг (unschooling) — это форма семейного обучения, когда ребёнок не придерживается никакой образовательной программы. Родители предоставляют ему право заниматься тем, что ему интересно в данный момент. Сторонники метода говорят, что любознательность детей побеждает и они легко усваивают даже сложные знаний в короткие промежутки времени. В этом случае дети не сдают никаких аттестаций, кроме ГИА. Да и то лишь тогда, когда они решают продолжить образование или устроиться на работу.

Аттестация — вид проверки уровня знаний школьников. Различают текущие (промежуточные) аттестации и итоговые.

  • Промежуточная аттестация оценивает знания ребёнка за текущий класс. Проводится при любой форме обучения. По её итогам ребёнок либо переводится в следующий класс, либо не переводится. Если дети на семейном обучении, они сдают аттестацию по желанию родителей. Но если вдруг сдают аттестацию на неудовлетворительную оценку, то возвращаются на очное обучение в школу.
  • Итоговая государственная аттестация (ГИА) проводится после окончания 9 и 11 классов в форме ОГЭ и ЕГЭ. Это обязательная процедура для получения аттестата о школьном образовании. Кстати, допускаются к ГИА дети после прохождения промежуточной аттестации за текущий класс.

Как выбрать форму получения образования ребёнком?

Родители и только они (то есть, законные представители) имеют право выбрать любую форму получения образования своим ребёнком.

  • Большинство выбирает очную. Это проще в организации, результат прогнозируем. Ответственность за обучение ребёнка несут педагоги. Родители играют вспомогательную роль.
  • Заочная форма хороша для тех детей, которые хотят учиться по программе школы, но по каким-то причинам школу посещать не могут.
  • Очно-заочная форма подходит тем, кто часть предметов изучает в других, узкоспециализированных, школах — спортивной, музыкальной, художественной. Или для тех, кто опережает своих сверстников по какому-либо предмету или занимается с репетитором.
  • Семейную форму выбирают родители, желающие сами обучать своих детей и не быть связанными со школьной программой. Они сами подбирают учебники и учебные материалы, сами составляют план обучения. Дают ребёнку знания в том объёме, в котором именно ему они нужны.

Что ещё нужно знать родителям?

Школьники обладают академическими и социальными правами и льготами.
Академические права заключаются в том, что дети пользуются библиотекой, занимаются в кружках и секциях, участвуют в конкурсах и олимпиадах.
Социальные льготы — это компенсации детям за проезд в транспорте, питание, билеты в музеи и т. д., которые предоставляются лишь по предъявлению справки из школы.

Дети на очном и очно-заочном и даже заочном обучении пользуются всем списком льгот и возможностей.
А вот дети на семейном обучении и занимающиеся самообразованием к школьному контингенту не относятся и поэтому не имеют права пользоваться всеми социальными льготами и частично — академическими. Обычно за ними сохраняется право на получение учебников и пользование библиотекой. Остальные права появляются лишь в момент зачисления в школу для аттестации.

Очно заочное обучение в школе это как

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *