Повод для этой статьи — мои исследования на тему обязательности положений СНиП в строительстве вообще и частного дома в частности. Наверное, нет такого человека, кто бы не озадачивался подобными вопросами, но наши СНиПы столь многочисленны и многословны, что выбрать из них то, что важно именно для тебя — задачка та еще.

И не занимался бы я этим делом, но в сети на различных форумах такой разнобой на эту тему, что диву даешься. Одни говорят, что все обязательно, другие, наоборот, утверждают рекомендательность. А как же на самом деле?

В своих поисках нашел я таки документ под названием Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Замечу: почти 20 лет этому указу, и его отмены я в сети не обнаружил. Он до сих пор действует.

С чего бы это вдруг и как оно относится к моей теме о СНиПах? А вот давай, Мастер, по порядку и пойдем.

Сначала приведу статью 10 означенного указа.

10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Вот так. Если какой-нить СНиП или СанПИН не зарегистрирован в Минюсте, то и соблюдать их, как бы, не обязательно. И в суде при разрешении споров положения этих нормативов не учитываются.

Интересно, правда? Не знаю, как ты, Мастер, а я вот до сего дня чесал себе репу: как меня могут наказать, ежели я чего-то не соблюл в своих строительных делах? Оказывается, зря трепетал, никто меня в турму сажать и не собирался.

А есть у нас СНиПы, зарегистрированые в Минюсте? Может быть, какие-то и есть, но я ни одного не нашел. Но идем, однако, дальше. Вот еще один важный документ, поважнее будет: Федеральный закон «О техническом регулировании», и в этом законе присутствет пункт 3 статьи 4:

3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9_1 настоящего Федерального закона.

А что это за статьи 5 и 9_1? Эти статьи частного застройщика не касаются, так что идем дальше. О чем говорил этот пункт? О том, что МинСтрой и другие, создающие СНиПы, вправе издавать только документы рекомендательные, то бишь, не обязательные к исполнению.

Зато в этом же законе есть глава 2, где говорится о технических регламентах. Эти регламенты принимаются практически исключительно в целях обеспечения безопасности. Для граждан, для строений, для имущества, для процессов строительства и т.п.

А вот и Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, нормами которого определен минимум требований к зданиям и сооружениям на всех этапах жизненного цикла. И в этом регламенте пункт 1 статьи 6 гласит:

1. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

И вот он, действующий перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521.

Постановление называется «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В этот перечень и входят некоторые (не все!) СНиП и их (не все!) пункты, соблюдать которые должен каждый в обязательном порядке.

Вот, например, в перечне присутствует СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Это так называемая актуализированная редакция одноименного СНиП 2.07.01-89*

В этом своде правил, опять же к примеру, имеется пункт 7.1, который, среди прочего, регламентирует расстояния до границ участка:

В районах усадебной и садово-дачной застройки ….. Расстояние от границы участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома — 3; до хозяйственных построек — 1.

Однако же, посмотрим на перечень обязательных пунктов этого свода. Нет там раздела 7. То бишь, этот раздел Технический регламент о безопасности зданий и сооружений не считает актуальным для целей безопасности. И потому вспоминаем статью 10 Указа президента, приведенную выше, ибо этот раздел остается рекомендательным.

А других СНиПов или сводов правил, где могли бы указываться эти расстояния, в утвержденном Перечне стандартов и сводов правил нет.

Занятно. Есть, правда, другие документы, где указываются расстояния. Например, свод правил СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства. И статья там соответствующая имеется:

5.3.2 Усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов — не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.

И еще одна:

5.3.4 До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно- двухквартирного и блокированного дома — 3 м с учетом требований п.4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы — 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) — 1 м; от стволов высокорослых деревьев — 4 м; среднерослых — 2 м; от кустарника — 1 м.

Статьи-то есть, только этот свод правил не зарегистрирован в Минюсте и на него не ссылается перечень национальных стандартов и сводов правил. И, следовательно, смотрим опять статью 10 Указа президента, что в начале этого текста приведена.

И вот еще. Смотрим Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Там тоже была статья «Статья 75. Противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков». Но она утратила силу с 12 июля 2012 года (Федеральный закон от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ).

PS: я был бы очень признателен, если меня обоснованно поправят более опытные в юриспруденции люди.

Так ли это? Есть ли правовой документ, подтверждающий это?

Виктория

Здравствуйте. В принципе девушка-геодезист права, только вопрос не в том, что данные правила отменены, а в том, что они необязательны для приминения.

Коллеги уже указали, что они не включены в перечень обязательных для приминения стандартов, только не совсем правильно указан данный документ.

Утвержден
приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 30 марта 2015 г. N 365

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ
ПРИМЕНЕНИЯ КОТОРЫХ НА ДОБРОВОЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ
СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ТЕХНИЧЕСКИЙ
РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
199. СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения».

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. N АКПИ16-560

В силу частей 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Согласно пункту 6 статьи 2 этого федерального закона объект стандартизации — это продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.
Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ). До 1 июля 2016 г. данный принцип был закреплен в статье 12 и абзаце втором пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.

Но тем не менее суды до сих пор применяют данный документ при рассмотрении споров.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 апреля 2017 г. N 11-КГ17-3
Сводом правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» СП 53.13330.2011, утвержденным приказом Минрегиона Российской Федерации от 30 декабря 2010 года N 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения (пункт 6.4). При этом в приложении Б «Термины и определения» к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом — здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.

В ПЗЗ Москвы не устанавливаются минимальные расстояния от здания до границ участка.

Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 28 марта 2017 г. N 120-ПП

ПРАВИЛА
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА МОСКВЫ
3.4.2. Минимальные отступы зданий, сооружений от границ земельных участков во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются.

14 июл. 2020 г. 09:00

  • Градостроительная политика

В результате отрасль получит инструмент для внедрения новых технологий проектирования и строительства, а также повысится вариативность применяемых проектных решений.

Цитата «Правительство перевело около трети действующих норм и требований в строительной отрасли в разряд рекомендаций. Поддерживаю, но хочу сказать, что такую расчистку обязательно нужно вести и дальше. Причем по всем направлениям экономической жизни», –Владимир Путин президент Российской Федерации

Документ вступит в силу уже с 1 августа. В нем будет приведен список из 78 СНиПов и ГОСТов, которые останутся обязательными.

Проектная документация или результаты инженерных изысканий, представленные на экспертизу до августа, будут проверяться по прежним правилам.

Цитата «Если Перечень-1521 содержал около 10 тыс. обязательных требований, то в новом документе их на 30% меньше. Это изменение позволит по ряду проектов на два-три месяца сократить сроки строительства и снизит количество разрабатываемых специальных технических условий», –Сергей Лёвкин Руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы

В актуализации перечня делался акцент на сокращение избыточных административных барьеров при безусловном сохранении минимальных требований безопасности.

Цитата «Была проведена большая работа и отменены только излишние и дублирующие друг друга нормы. При этом оставшихся требований достаточно, чтобы обеспечить полную безопасность в ходе строительства и эксплуатации объектов», –Андрей Бочкарев Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

В России уже существуют успешные примеры снижения административного регулирования в строительстве, а в частности – в столице. За последние годы Москва стала локомотивом по снижению админбарьеров, а ее опыт распространился на всю Россию.

Цитата «При работе над сокращением административных процедур мы, в том числе, опираемся на успешный опыт Москвы, где за последние 10 лет широкий перечень избыточных процедур был оптимизирован и почти все процедуры в сфере строительства были переведены в электронный вид», –Марат Хуснуллин Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Правительство Москвы перевело весь цикл процедур – от начала до конца строительства – в электронный вид. Застройщик получает государственные услуги на официальном портале мэра и Правительства Москвы, а все документы, которые необходимы для предоставления услуги и имеются в наличии у федеральных и московских органов власти, получаются посредством электронного межведомственного взаимодействия и не запрашиваются у заявителя.

Сейчас органы власти и организации Стройкомплекса Москвы предоставляют застройщикам 22 ключевые услуги, из них 18 – исключительно в электронном виде.

Мнения экспертов

Цитата «Развитие строительных технологий и разработка новых материалов опережают нормативное сопровождение. Поэтому требуется постоянная актуализация строительных норм и правил, ГОСТов. Перевод их части в статус рекомендательных не означает их отмены. Технологии и нормативы в строительстве должны соответствовать друг другу», –Валерий Теличенко президент Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), доктор технических наук, профессор Цитата «Для поддержки стройотрасли во время пандемии был принят ряд решений. Среди них – автоматическое продление разрешительной документации на один год с даты окончания срока ее действия, в дистанционный режим переведены некоторые важные процедуры по аттестации и экспертизе, создан ситуационный центр помощи застройщиков, а также определены возможности использования электронной подписи для заключения сделок», –Любовь Цветкова председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы

Таким образом, цифровизация помогла строительной отрасли пережить пандемию, а опыт работы в это непростое время станет хорошим кейсом для дальнейшего развития онлайн-возможностей для застройщиков.

Цитата «Снятие части нормативных требований не отразится на снижении качества девелоперского продукта. Во-первых, большинство из них уже морально устарели и являются не более чем бюрократическими анахронизмами. Они касаются соблюдения юридических формальностей прошлых лет, а не реального контроля над соблюдением ключевых параметров. Во-вторых, современные технологии проектирования, строительных материалов и технологий строительства обеспечивают высокую надежность строительных конструкций и надлежащее качество инженерной начинки», –Геннадий Щербина президент Группы «Эталон»

Сокращение техтребований ускорит возведение объектов

Обязательность снипов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *