У некоммерческих организаций основной целью своей деятельности не является извлечение прибыли

Статьей 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, некоммерческая организация (далее НКО) это, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Формы НКО:
1. Общественные и религиозные (объединения)
2. Фонды
3. Некоммерческие партнерства
4. Частные учреждения
5. Автономная некоммерческая организация
6. Ассоциации (союзы)

Особенности НКО различных форм

Общественные и религиозные

Общественная — является добровольное объединение физических лиц, учрежденное на основе общности их интересов и преследующее целью удовлетворение нематериальных потребностей членов общества, а также представление и защиту общих интересов.

В общественных орг-ях обязательным условием является то, что их члены не сохраняют имущественное право на взносы, пожертвования и иное переданное в собственность этому лицу имущества. Также стоит отметить, что члены общественной орг-ции не несут ответственности по ее обязательствам, также, как и общественная орг-ция по обязательствам своих членов.

Законодательством предусмотрена территориальная классификация общественных НКО:

Региональные – которые, в соответствии с уставными целями, осуществляют деятельность на территории только одного субъекта Российской Федерации.

Межрегиональные – осуществляющие деятельность на территории от двух до половины субъектов Российской Федерации и имеющие на их территории свои структурные подразделения.

Общероссийские – осуществляющие уставную деятельность территории более половины субъектов Российской Федерации, имеющие на их территории структурные подразделения. Важной особенностью является возможность использовать в наименовании таких организаций слов «Россия», «Российская Федерация», их словоформ и образованных на их основе словосочетаний без разрешения специальных государственных органов.

Религиозные — являются объединением постоянно и на законных основаниях проживающих в России физических лиц, которое создается с целью совместного исповедания и распространения веры. Подобное объединение носит название местной религиозной орг-ции, объединение нескольких местных именуется централизованной религиозной организации.

Местная религиозная НКО учреждается не менее, чем 10 физическими лицами, централизованная должна включать не менее 3-х местных организаций. Порядок сохранения имущественных прав на переданное имущество и порядка несения ответственности по обязательствам идентичен порядку, предусмотренному для общественных НКО.

Важной отличительной особенностью является то, что религиозная НКО отвечает по обязательствам не всем своим имуществом: имущество богослужебного назначения не может быть обращено по требованиям кредиторов. Также религиозные НКО не могут быть преобразованы в юр лица других организационно-правовых форм.

Фонды

Фонды – унитарные НКО, не имеющие членства и учрежденные гражданами на основе добровольных имущественных взносов, которые аккумулируются и используются на социально полезные цели (благотворительность, культура, образование и т.д.).

В наименование подобной некоммерческой структуры обязательно должно включаться слово «фонд», фонды ежегодно представляют отчеты об использовании имущества. Имущество данного типа некоммерческой структуры формируется за счет взносов учредителей и его участников. Примерами могут служить Фонд культуры, Фонд Солженицына, инвестиционные фонды и т.д.

Некоммерческое партнерство

Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юр. лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.

НП является юр. лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. НП создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.

Одной из особенностей данной организационно-правовой формы такой струтктуры является то, что имущество, переданное НП его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. НП вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.

К обязательным правам членов НКО относится возможность участвовать в управлении делами НП, получать информацию о деятельности НП согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из НП и другие.

Высшим органом управления НП является общее собрание членов этой структуры. Участник НП может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из НП участник имеет право на получение части имущества этой структуры или стоимости этого имущества.

Частные учреждения

Частные учреждения представляют собой распространенный вид НКО, которые учреждают физические или юр лица и выполняют управленческие, социальные, культурные, образовательные или иные цели. К ним можно отнести разного частные учреждения образования (школы, сады), учреждения, оказывающие помощь уязвимым категориям населения, частные медицинские учреждения и т.д.

В отличие от иных видов НКО частные учреждения не являются собственником имущества – оно принадлежит учредителю и находится в учреждении на праве оперативного управления.

Автономные НКО

Автономные НКО представляют собой структуры, не основанные на членстве, которые учреждены физическими или юр лицами на основе добровольных взносов с целью предоставления образовательных, медицинских, культурных и иных видов услуг.

Данный тип НКО во многом схож с иными их видами, но имеет ряд существенных отличий:

В отличие от ассоциаций (союзов) и НП, автономные НКО не основаны на членстве, хоть и создаются для схожих целей.

В отличие от учреждений автономные НКО обладают правом собственности на имущество, полученное от участников и учредителей. Стоит отметить, что учредители при этом не несут ответственности по обязательствам данного типа организаций.

В отличие от фонда автономные НКО создаются с целью предоставления услуг граждан и юр лицам.

Автономные НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение их основных целей. Учредители имеют право осуществлять надзорную деятельность за этой автономной структурой, порядок которой определяется в уставных документах.

Ассоциации (союзы) и некоммерческие партнерства

Ассоциациями и союзами признаются добровольные объединения юр. и (или) физических лиц, которые учреждены для защиты общих интересов и достижения общих целей. Чаще всего подобные объединения носят профессиональный характер, в частности координацию предпринимательской деятельности отдельных субъектов хозяйствования, входящих в ассоциацию. Примеры: Круглый стол предпринимателей России, территориальные ассоциации предпринимателей, Ассоциация российских банков и т.д.

Одной из форм ассоциаций (союзов) признается НП – НКО, основанная на членстве и учреждаемая физическими и (или) юр. лицами с целью выполнения социальных, управленческих, культурных, образовательных и иных задач, удовлетворения нематериальных потребностей граждан, защиты прав и интересов физических и юр. лиц, разрешения спорных и конфликтных ситуаций и т.д. Имущество, переданное участниками и учредителями партнерству становится его собственностью, однако возвращается участнику при выходе из партнерства.

Отличительные черты НКО от коммерческих

Первая особенность — цели ее деятельности определяются ее учредителями (участниками), но они не могут быть направлены на извлечение прибыли. Цели должны фиксироваться в учредительном или ином документе, где определяется правовое положение данной структуры.

Второй важной особенностью является возможность осуществлять деятельность без приобретения статуса юр. лица.

В отличие от коммерческих структур, НКО может существовать и функционировать без статуса юр. лица, не обладая правоспособностью и дееспособностью. НКО может приобрести статус юр. лица, правоспособность и дееспособность, если будет создана в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом, и зарегистрирована в установленном порядке. Она признается юр. лицом с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее создании

Если это объединение осуществляет деятельность, которая приносит прибыль (доход), то материальные выгоды не должны разделяться между ее учредителями (участниками), а направляются на цели, на которые была создана эта структура.

Но данный критерий применяется не ко всему. Распределение материальных благ между членами НКО может осуществляться в виде заработной платы, премий, финансовой помощи, безвозмездного предоставления права пользования имуществом и др. Например, каждый член ассоциации (союза) вправе на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, разграничить коммерческие и некоммерческие организации по признаку наличия или отсутствия распределения между учредителями (участниками) прибыли, полученной некоммерческой организацией, весьма сложно.

В отличие от коммерческих структур не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.

В чем разница между зарегистрированным благотворительным фондом и движением горожан против точечной застройки? По каким критериям можно отличить некоммерческую организацию? В этих вопросах Теплице помогала разбираться директор по развитию Центра развития некоммерческих организаций Анна Клецина.

Зачастую люди, которые хотят изменить свою жизнь к лучшему и повлиять на решение реальной проблемы объединяются в инициативные группы или движения. Инициативные группы формируются спонтанно и добровольно: на публичных мероприятиях, собраниях или в социальных сетях. Их цель – защитить свои права и интересы. Такое объединение не является юридическим лицом, и вся работа участников не регулируется законодательно, а функционирует неформально.

В российском законодательстве нет понятия «инициативная группа». Однако статья 30 Конституции РФ гарантирует право граждан объединяться для защиты своих интересов, а также существует Федеральный закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

По закону «общественное объединение» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Если у какой-то инициативной группы есть устав и цели некоммерческого характера, ее можно считать общественным объединением. Оно вправе действовать без какой-либо государственной регистрации.

Например, «Диссернет» – это вольное сетевое сообщество, главной целью которого является проверка диссертаций на плагиат и иные нарушения. Оно не зарегистрировано. Другой пример: поисковый отряд «Лиза Алерт» – общественное объединение, которое состоит из добровольцев и занимается поиском пропавших без вести людей.

«Есть инициативные группы, которые принципиально продолжают действовать именно как незарегистрированная организация. Одни понимают, что могут подвергнуться меньшим проверкам, другие не хотят тратить силы и время на администрирование, кто-то опасается работать с деньгами или действует из соображений безопасности». Анна Клецина

В инициативной группе нет формальностей и бюрократии, нет необходимости составлять отчеты в госорганы. Однако при этом нельзя привлекать средства с помощью фандрайзинга (так как нет банковского счета).

По наблюдениям Анны Клециной, сначала появляется общественная инициатива, которая со временем вырастает и регистрируется как НКО. «Но так происходит не всегда. Некоторые инициативные группы стихийно зарождаются, решают задачу и расходятся, Например, движение горожан против уплотнительной застройки. И если проблема решается, движение прекращает существовать», – объясняет Анна Клецина.

Таким образом, главное отличие некоммерческой организации (НКО) от инициативной группы в том, что она подлежит государственной регистрации в органах юстиции. С момента государственной регистрации НКО получает права и наделяется обязанностями юридического лица. НКО регистрируются в различных правовых формах, которые описаны в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

В каких случаях нужна регистрация

1. Для получения частных и корпоративных пожертвований необходимо юридическое лицо. Образование юридического лица даст банковский счет, возможность заниматься фандрайзингом, участвовать в торгах, грантах и субсидиях, то есть законно осуществлять деятельность на территории государства.

Однако в этом случае необходимо отчитываться перед налоговыми органами. Также существуют транзакционные издержки на сбор средств – комиссия со стороны краудфандинговых платформ, платежных систем. Теплица рекомендует изучить раздел финансовой грамотности на сайте «Кухня НКО».

2. Для систематической и масштабной работы. «Неформальное движение заведомо более летучее образование, оно работает на низовом уровне и решает узкую задачу. Однако если есть цель развернуть масштабную деятельность и воздействовать широко, работать систематически, то стоит задуматься о том, чтобы создать НКО», – уточнила Анна Клецина. Специалист уверена, что в этом случае нужен «каркас».

Тогда организация будет действовать в законодательных и управленческих рамках, функции будут четко распределены, сотрудники смогут получать заработную плату, проводить митинги, шествия, собрания, у организации появится определенное публичное лицо, способность участвовать в долгосрочных программах и проектах, участники смогут вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Согласно статье 30 Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения.

  • 1 Формы общественных объединений
  • 2 Сфера деятельности
  • 3 Создание и регистрация общественных объединений
  • 4 Структура, организация деятельности общественных объединений
  • 5 Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений
  • 6 Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений
  • 7 См. также

Формы общественных объединений

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

  • общественная организация
  • общественное движение
  • общественный фонд
  • общественное учреждение
  • орган общественной самодеятельности
  • политическая партия

В соответствие с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).

Сфера деятельности

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

Создание и регистрация общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Деятельность общественных объединений регламентируется в Российской Федерации Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных федеральных законов: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах».

Структура, организация деятельности общественных объединений

Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

  • запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;
  • не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений

Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.

С усилением «вертикали власти» (с 2002 г.) изменился и порядок приостановления деятельности общественных объединений — теперь уже внесудебный (административно-прокурорский)либо на шесть месяцев, либо без явного определения этого срока.

См. также

  • Предпринимательские объединения
  • Гражданский кодекс Российской Федерации

Ссылки

Юридические лица

Коммерческие

Хозяйственные товарищества и общества (Полное • На вере) • Общество с ограниченной ответственностью • Общество с дополнительной ответственностью • Акционерное общество (Открытое • Закрытое) • Производственный кооператив • Унитарное предприятие

Некоммерческие

Потребительский кооператив • Общественное объединение (Организация • Движение • Фонд • Учреждение • Орган самодеятельности • Политическая партия) • Религиозная организация • Фонд • Учреждение

Государственная регистрация

Государственная регистрация • Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) • Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)

Прочее

Несостоятельность • Ассоциация (союз) • Индивидуальный предприниматель • Ограниченная ответственность • Учредитель

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.

Общественные движения следует отличить от общественных организаций . Общественные организации — это относительная автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели , реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил. Между общественными движениями и общественными организациями много общего: и то и другое являются массовыми, создаются добровольно для определенных целей. В то же время общественные движения могут быть структурно не оформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включить группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках.

Главное отличие общественных организаций от общественных движений состоит в том, что они располагают более или менее разветвленным аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централизованное руководство. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем.

Общественная организация — это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).

Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.

Общественные движения в зависимости от коренных своих целей имеют различное значение в обществе. Как правило, различают:

— общественные движения неполитического характера, то ость те, которые не участвуют в борьбе за власть и не ставят своей целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе;

— общественные движения политического характера, то есть те, которые пытаются изменить существующие условия, закрепить их путем оказания влияния на правительство, либо же путем борьбы за власть.

К общественным движениям неполитического характера относят движения пенсионеров, домохозяек, феминистское движение на начальных этапах его развития и др. Роль этих общественных движении в политической системе общества, как правило, невелика. В современных условиях всеобщей политизации общественной жизни ни одно общественное движение не может полностью устраниться от решения политических вопросов. Определять неполитический характер того или иного общественного движения можно только относительно. На определенных этапах своего функционирования, в связи с решением конкретных задач неполитического характера общественные движения могут носить не политический характер, в дальнейшем ситуация может меняться — меняется и характер движения.

Таким образом, в современных условиях любое общественное движение в большей или в меньшей степени носит политический характер.

Динамика развития общественной организации берет свое начало от общественного движения с последующим постепенным усилением организационных принципов. Следует отметить, что всегда существует опасность усиления централизации управления, на практике это приводит часто к перерастанию общественной организации в бюрократическую.

«Традиционными» общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д. Все они формировались на основе соответствующих общественных движений. Четких, определенных границ между общественными организациями и общественными движениями провести практически невозможно. В современных условиях, когда в деятельности общественных организаций как традиционных, так и вновь образованных, все более проявляется бюрократизм, они становятся менее привлекательными для широких слоев населения. В политической системе общества все большее значение имеют общественные движения политического характера. Отсутствие строгих организационных принципов, бюрократической машины управления способствует активному вовлечению граждан в политическую жизнь страны через их участие в различного рода общественных движениях. Тем более, что основными принципами деятельности общественных движений являются: добровольность, сочетание личных и общественных интересов, самоуправление, равноправие участников.

Внутренняя динамика развития общественных движений включает несколько этапов. Традиционно выделяют первый этап — этап создания предпосылок движения. Предпосылки создаются либо «сверху» — путем пропагандистского воздействия узкой группы на широкие массы, либо «снизу» — путем теоретического осмысления общего недовольства существующим положением. Следующий этап — стадия артикуляции стремлений — включает разработку и принятие более или менее развернутой программы, формулировку общих целей и стремлений. Затем следует стадия агитации; агитация выдвигается на первый план, главная ее цель — привлечение максимального числа сторонников. Наконец, наступает стадия развернутой политической деятельности, когда основное внимание концентрируется на проведении в жизнь программных требований путем борьбы за власть, оказания влияния на. правительство. Длительность этой стадии зависит от степени организованности движения. Завершается динамика развития общественных движений стадией затухания. Завершение этой стадии предполагает два возможных пути: либо полная ликвидация движений, либо возрождение на новой основе. Окончательное прекращение общественного движения возможно лишь с полным исчезновением социальных потребностей, приведших к его возникновению. Устранение общественного движения административными средствами не эффективно. Оно либо возрождается, если было достаточно сильным, либо трансформируется в другие общественные движения, но теперь уже занимающиеся деятельностью, которая не соответствуем действующим в обществе законам.

Общественная организация — это добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (п. 1 ст. 123.4 ГК).
Таким образом, общественные организации представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.
В зависимости от целей объединения граждан, вида интересов и потребностей, удовлетворения которых граждане хотят достичь таким объединением, к общественным организациям закон относит следующие виды объединений: политические партии, профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (п. 3 ст. 50 ГК). Перечень видов не является исчерпывающим.
В настоящее время деятельность различных видов общественных организаций, помимо норм ГК, регулируется рядом специальных законов. Им посвящены Закон об общественных объединениях, Закон о некоммерческих организациях, Закон о политических партиях, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», отдельные нормы Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части регулирования деятельности территориальных общественных самоуправлений).
Всякая общественная организация является собственником своего имущества, в том числе переданного ей учредителями (участниками, членами) в качестве вступительных и членских взносов и по другим основаниям.
Общественные организации по общему правилу создаются по инициативе не менее чем трех граждан. Другой количественный критерий для учредителей общественной организации может быть предусмотрен федеральными законами об отдельных видах общественных организаций.
Управление в общественной организации: высшим (волеобразующим) органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание членов, которые избирают его исполнительные (волеизъявляющие) органы и обладают исключительной компетенцией, определенной законом и уставом организации. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, которые решает высший орган любой корпорации, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.
Из числа своих членов общественные организации могут избирать постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, президиум, правление и пр.), при этом обязательно образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.).
Общественные организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) не имеют имущественных прав и не отвечают по обязательствам организации.

Общественное объединение: что это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *