Содержание
Письмо-требование – это документ, относящийся к деловой переписке, который применяется в случае необходимости высказать требования по поводу исполнения обязательств, ранее взятых на себя адресатом. Письмо-требование составляется также в случае, когда необходимо довести получателю документа необходимость исправления нарушений данных ранее обязательств. В таких случаях письмо выступает инструментом досудебного разрешения споров между сторонами.
К составлению письма-требования нужно подходить с наибольшей внимательностью. Требование, как таковое, должно быть изложено кратко и доступно, а проблему, в результате которой возникла необходимость составления данного документа, следует изложить максимально конкретно. Если требование исходит из обязательств, взятых сторонами на себя согласно ранее заключенному договору, то необходимо указать ссылки на пункты соглашения, из которых эти обязательства вытекают. Форма письма должна быть корректной и основываться только на реальных фактах. Также необходимо упомянуть о мерах, которые будут приняты, если контрагент не исполнить обязательства, относительно которых выдвинуты требования. Ключевыми фразами при составлении письма-требования являются:
- Срочно требуем выполнить (выслать, предоставить, перечислить)….;
- Требуем незамедлительно выполнить…;
- Требуем выполнит взятые на себя обязательства…;
- В противном случае дело будет передано в Административный суд…;
- В противном случае Вам будут предъявлены штрафные санкции…
Письмо-требование должно быть подписано лицом, составившим его или руководителем организации (предприятия), если требование выдвинуто юридическим лицом. Отправитель также может потребовать от контрагента ответное письмо-подтверждение, как факт получения и ознакомления с его требованиями.
Деловое письмо является неотъемлемым элементов поддержания партнерских отношений между клиентами, поставщиками и заказчиками.
Грамотный текст, корректное оформление и соблюдение этики деловой переписки позволяет наладить не только взаимовыгодное сотрудничество, но и повысить имидж компании.
Прежде, чем приступить к оформлению делового письма, стоит определиться с основной целью. Это может быть выражение благодарности, приглашение, поздравление или предложение сотрудничества. Деловое письмо должно максимально четко выражать основную мысль и составлено с учетом требований деловой переписки.
Основные требования, предъявляемые к оформлению делового письма
- Наличие фирменного бланка с наименованием организации, адресом, логотипом и печати;
- Обязательно наличие полей: слева — 3 см, справа –1,5 см;
- В шапке делового письма обязательно указывается получатель (ФИО, должность);
- В соответствии с требованиями делопроизводства, в левом верхнем углу указывается дата отправки письма и его регистрационный номер;
- Деловое письмо подписывается отправителем (ФИО, должность);
- Традиционно, деловое письмо составляется с использованием шрифта Times New Roman с 12-м размером и одинарным интервалом.
Яркими примерами писем деловой переписки являются оферта, гарантийные или сопроводительные письма, которые отличаются рядом характеристик.
- Оферта представляет собой деловое предложение о сотрудничестве с указанием деталей договора и является предварительным этапом заключения основного договора;
- Основная цель сопроводительного письма – предоставление дополнительной информации, сведений или фактов, которые могут заинтересовать потенциального клиента или работодателя. Такие виды писем могут прекрасно дополнить резюме, оферту или коммерческое предложение;
- Гарантийное письмо относится к виду некоммерческой документации и представляет собой обязательство выполните те или иные действия (оплату, прием на работу или поставку товаров).
Чтобы корректно донести информацию до получателя, за основу можно взять образец делового письма, структура которого легко адаптируется для каждого из видов переписки.
- Вступление, содержащее обращение, заголовок и основную цель;
- Главная часть, в которой излагается суть письма и необходимые детали;
- В заключении указывается ФИО отправителя, должность и пожелания, если таковые уместны.
Образцы деловых писем
Образцы благодарственных писем:
Благодарственное письмо – это деловое письмо, которое содержит слова благодарности по какому-то поводу: за профессиональную работу, качественно оказанные услуги и т.п. Письмо-благодарность может быть адресовано организации в целом либо какому-то конкретному человеку. Оно может являться письмом-ответом на инициативное письмо: письмо-поздравление, письмо-приглашение либо инициативным письмом, написанным по собственной инициативе составителя.
Образец благодарственного письма за сотрудничество (.doc)
Образец благодарственного письма организации (.doc)
Образец благодарственного письма сотруднику (.doc)
Образцы гарантийных писем:
Гарантийное письмо – это некоммерческое деловое письмо, которое содержит в себе подтверждение (гарантию) выполнения каких-то действий или соблюдение определенных условий: сроков и факта оплаты за полученную продукцию, выполненную работу либо оказанные услуги, гарантии качества и прочее. Иными словами, гарантийное письмо является способом обеспечения исполнения обязательства стороной сделки. Гарантийное письмо может составляться в ответ на письмо-претензию.
Образец гарантийного письма о выполнении работ (.doc)
Образец гарантийного письма на оплату (.doc)
Образец гарантийного письма о предоставлении юридического адреса (.doc)
Информационные письма
Информационное письмо – некоммерческое деловое письмо, основной целью которого является информирование, реклама, извещение о дальнейшем сотрудничестве, о сроке действия договора, об аспектах деятельности компании, продукции компании и т.п. Информационное письмо может выступать в качестве маркетингового инструмента на пути продвижения продукции компании, привлечения новых клиентов и увеличения продаж.
Образец информационного письма о смене директора (.doc)
Образец информационного письма о выставке (.doc)
Оферта. Образцы писем-предложений
Оферта (договор оферты) — это предложение о заключении договора о сотрудничестве с указанием основных деталей сделки: наименования, количества, качества, цены товара, условий и срока поставки, оплаты, способа доставки. Она является предварительной стадией заключения договора. Лицо, делающее предложение, называют оферентом, принимающее – акцептантом. Предложение, сделанное неопределенному кругу людей, называется публичной офертой.
Образец письма — коммерческого предложения о сотрудничестве (.doc)
Образец письма-предложения (оферты) о заключении договора (.doc)
Образец оферты (письма-предложения) о поставке продукции (.doc)
Рекламация. Образец рекламации (письма-претензии)
Рекламация — это претензия, которая составляется при совершении сделки в случае неудовлетворенности одной стороной качеством, количеством, ассортиментом полученного товара, сроками поставки и т.п. Письмо-претензия (рекламация) содержит претензии к стороне, нарушившей свои обязательства по договору и требования о возмещении убытков: о замене некачественного товара, устранении дефектов, снижении цены и прочее.
Пример / образец рекламации (письма-претензии) о замене товара (.doc)
Бланк рекламации (письма-претензии) по факту брака (недостачи) товара (.doc)
Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо — это вид делового письма, которое составляется при отправке документов, коммерческого предложения, резюме и т.п.
Образец сопроводительного письма к резюме (.doc)
Образец сопроводительного письма к коммерческому предложению (.doc)
Образец сопроводительного письма в налоговую (.doc)
Образец сопроводительного письма к договору (.doc)
Образец сопроводительного письма к документам (.doc)
Рекомендательные письма
Рекомендательное письмо – это документ, который представляет собой отзыв о соискателе со стороны его бывшего руководителя либо сотрудника с профессиональной точки зрения.
Рекомендательное письмо содержит в себе краткую характеристику профессиональных навыков, достижений человека, его основных успехов во время учебы либо работы, сильных сторон. С помощью рекомендаций работодатель может увидеть более четкую картину профессиональной деятельности кандидата, узнать мнение о нем как о сотруднике со стороны людей, которые с ним работали либо учились. Рекомендательное письмо требуют не все работодатели, но при поиске новой работы лучше все-таки позаботиться о его наличии и, как и сопроводительное письмо, приложить к резюме — это придаст большую солидность кандидатуре соискателя.
Образец рекомендательного письма сотруднику (.doc)
Образец рекомендательного письма компании (.doc)
Образец рекомендательного письма бухгалтеру (.doc)
Образец рекомендательного письма водителю (.doc)
Письмо-напоминание. Образец письма-напоминания
Письмо-напоминание — это побуждения получателя к какому-то еще невыполненному обязательному действию и меры, которые будут приняты в случае невыполнения обязательств. Такое письмо может содержать напоминание об оплате, о долге, может отправляться в случае отсутствия ответа на письмо, отправленное ранее и т.п. Составляют письмо-напоминание в том случае, если не удается с помощью переговоров добиться желаемого результата. Часто напоминание является одновременно просьбой.
Образец письма-напоминания об условиях акции (.doc)
Образец письма-напоминания о выполнении условий договора (.doc)
Письмо-подтверждение. Образец письма-подтверждения
Письмо-подтверждение – это некоммерческое деловое письмо, которое составляется с целью подтверждения о получении переданных материалов, информации, документации, достигнутых ранее договоренностей и т.п. Оно может заканчиваться просьбой, пожеланием, предложением. Письмо-подтверждение является знаком глубокого внимания и уважения к получателю.
Образец письма-подтверждения (о сотрудничестве) (.doc)
Образец письма-подтверждения (о получении товара) (.doc)
Письмо-поздравление. Образец письма-поздравления
Письмо-поздравление – это некоммерческое деловое письмо, которое составляется с целью поздравления человека либо организации по какому-то поводу: личному празднику либо достижению, государственному, корпоративному празднику и т.п.
Образец письма-поздравления (.doc)
Письмо-приглашение. Образец письма-приглашения
Деловое письмо-приглашение — это приглашение на какое-то мероприятие: конференцию, работу, собеседование, выставку, встречу, концерт, благотворительный вечер, семинар, совещание и т.п.
Текст приглашения должен содержать четкую и конкретную информацию о дате и месте проведения торжества. Письмо может быть адресовано как одному лицу, так и нескольким одновременно.
Отправляется письмо-приглашение, как правило, за несколько дней или даже недель до проведения мероприятия, чтобы приглашенный человек имел время и возможность принять решение и собраться на торжество.
Желательно отправлять письмо-ответ на предложение, даже в случае отказа от предложения. Отказ необходимо сформулировать вежливо, указать причину отказа, пусть даже выдуманную. Оформление письма-приглашения осуществляется согласно правил, установленных для делового письма.
Образец письма-приглашения (.doc)
Письмо-просьба. Образец письма-просьбы
Письмо-просьба — это просьба о получении необходимой информации, товаров, услуг, документов, о предоставлении рекомендаций, об организации встречи и др. При его составлении нужно обосновать необходимость выполнения просьбы. Оно может быть адресовано какому-то конкретному физическому лицу либо юридическому лицу — организации. Данный вид письма может содержать в себе не одну просьбу.
Образец письма-просьбы (.doc)
Требование – это документ вспомогательного характера, нужный для отправки каких-либо официальных требований. Представляет собой вид служебного письма.
Функции письма-требования
Документ фиксирует 2 ключевых положения:
- Требование отправителя (к примеру, о возврате задолженности).
- Меры, которые будут приняты при невыполнении требований.
То есть, документ имеет сразу несколько функций. Он служит инструментом для предъявления требований, а также является предупреждением получателя о будущих мерах воздействия.
Это официальный документ, который можно будет предъявить в суде для доказательства своей позиции. К примеру, он может доказывать, что отправитель предпринимал попытки договориться, урегулировать вопрос в досудебном порядке.
Особенности составления
Бумага составляется в свободной форме. Она может отличаться различной структурой и содержанием. Однако есть общие правила заполнения:
- Деловой стиль и лаконичность.
- Отсутствие двусмысленностей.
- Исключена нецензурная лексика, излишняя эмоциональность, угрозы.
- Приветствуется сжатое изложение информации.
- Возможно ссылаться на документы, которые раскрывают суть дела (к примеру, договор, на основании которого предоставлялся займ).
- Если составляется требование о возврате долга, нужно зафиксировать размер задолженности и реквизиты для возврата средств.
Требование отличается стандартной для деловых писем структурой:
- Реквизиты документа.
- Причина заполнения документа (к примеру, наличие задолженности).
- Ссылки на законы, на основании которых сформировано требование.
- Требование к получателю документа (к примеру, можно написать так: «требуем предоставить реквизиты»).
- Срок исполнения требований.
- Меры, предпринимаемые в случае игнорирования положений документа.
- Подпись составителя и руководителя.
Если получатель не исполнит официально предъявленных требований, к нему предъявляются меры. Они могут быть самыми разными. Примеры: наложение штрафа в определенном размере, наложение ареста на имущество, обращение в суд, прекращение деловых отношений.
Письмо-требование обычно дополняется сопроводительной документацией. Это могут быть бумаги, являющиеся доказательством обоснованности требований. К примеру, договор займа. Текст письма можно сократить. В частности, допускается отсутствие преамбулы.
В одном письме должно быть одно требование. Если к одному лицу нужно предъявить несколько требований, составляется несколько писем.
Требование об уплате задолженности
Письма-требования могут составляться в самых разных обстоятельствах. Но самое распространенная ситуация – необходимость в возврате задолженности. Если дебитор не возвращает деньги, нужно напомнить о наличии долга. Рекомендуется использовать для этого именно официальный порядок. Письмо-требование, в отличие от обычной неофициальной переписки, можно будет предъявить в суде в качестве доказательства наличия попыток досудебного разбирательства.
Письмо-требование о возврате задолженности решает эти задачи:
- Сохранение нормальных отношений с контрагентом.
- Уточнение сроков возврата долга.
- Эффективное досудебное разбирательство, избежание судебного разбирательства.
- Возврат долга с наименьшими расходами.
- Корректное уведомление должника о размере долга и сроках его возврата.
- Эффективное взаимодействие с дебиторами организации.
Ответом на письмо-требование могут быть следующие меры дебитора:
- Выплата задолженности.
- Составление гарантийного письма с указанием точных сроков возврата.
- Письмо с сообщением о том, что дебитор не может вернуть долг в указанные сроки.
К письму-требованию можно приложить расчет пени, которые начислены за период просрочки.
К СВЕДЕНИЮ! Требование рекомендуется отправлять ценным письмом. Потребуется отметка о вручении и опись вложения. Эти дополнения нужны для подтверждения того, что документ на самом деле был отправлен дебитору.
ВАЖНО! Требование должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Этот срок отсчитывается с момента получения документа. Если в течение этого времени дебитор не рассмотрел письмо, кредитор может отправляться в суд.