Вклады российских граждан в Сбербанке СССР и их вложения в советские облигации будут компенсироваться по новой схеме. Превращение остатков всех советских вкладов в ценные бумаги (что предусматривалось законом 1995 года) признано слишком обременительным для бюджета, а держателям облигаций выпуска 1982 года Минфин больше платить не намерен.

Межведомственная комиссия по вопросам дореформенных сбережений граждан, созданная приказом Минфина, разработала законопроект о порядке выплат компенсаций гражданам, державшим деньги в Сбербанке СССР и РСФСР, а также в государственных облигациях, сообщил «Интерфакс». Ранее все гарантированные сбережения планировалось переоформить в государственные ценные бумаги. Но авторы нового законопроекта подсчитали, что это привело бы к возникновению дополнительного внутреннего госдолга только в 2013 году в 29,6 трлн руб., или 40% ВВП. Такие последствия применения закона от 1995 года о компенсациях советским вкладчикам авторы нового законопроекта называют «катастрофическими» для государственных финансов. В 2013–2015 годах в бюджете на эти цели заложено всего 150 млрд рублей. Для того чтобы уложиться в эту сумму, авторы нового законопроекта предлагают признать закон 1995 года утратившим силу и утвердить другую схему выплаты компенсаций — без обращения всего остатка советского внутреннего госдолга в ценные бумаги.

Все выплаты предлагается завершить до 25 декабря 2020 года, к этому времени планируется выплатить компенсации по дореформенным вкладам граждан в Сбербанке (315,3 млрд «советских» рублей), взносам в «Росгосстрахе» (29,4 млрд рублей) и выкупить государственные казначейские обязательства СССР и РСФСР и сертификаты Сбербанка СССР и РСФСР (840 млн рублей). В целом гарантированные сбережения граждан составляют 345,54 млрд рублей. Номинал сбережений в Сбербанке и «Росгосстрахе» при выплате компенсаций предлагается увеличить в четыре раза (остатки на 20 июня 1991 года и 1 января 1992 года соответственно), при выплате будут применяться различные понижающие коэффициенты в зависимости от того, в каком году был закрыт вклад.

Что же касается облигаций государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, то авторы законопроекта предлагают считать государственные обязательства по ним исполненными в полном объеме и прекратить выкуп этих бумаг. Как подсчитали в Минфине, притом что, по данным Сбербанка, сумма облигаций 1982 года, реализованных на территории РФ, составляла на 1 января 1992 года 9 млрд рублей, в течение 1992–1994 годов объем этих бумаг, предъявленных к погашению или обмену на гособлигации других выпусков, уже составил 12,1 млрд рублей (Сбербанк выкупал облигации из расчета 160 рублей за 100 рублей номинала). Приток бумаг, предъявляемых к погашению российским властям, осуществляется из бывших советских республик, которые, став самостоятельными государствами, должны сами решать эту проблему, сочли в Минфине.

Кроме того, как уже сообщал «Ъ”, в Минфине обеспокоены тем, что в интернете в последнее время развернулась активная вторичная торговля ОГВВЗ-1982, притом что подлинность предлагаемых к продаже облигаций (как удалось выяснить «Ъ”, один из пакетов выставлялся на продажу с территории Грузии) зачастую вызывает сомнения.

Решение Минфина признать выпуск гособлигаций 1982 года погашенным должно поставить точку, по крайней мере, в одном громком деле — о банкротстве Витас-банка. Как сообщал «Ъ”, руководство этого банка, процедура банкротства в котором была запущена летом прошлого года, пыталось доказать, что облигации выигрышного займа 1982 года на его балансе стоят миллиарды рублей и являются нормальным активом. Агентство по страхованию вкладов в качестве конкурсного управляющего доказывало обратное — что эти бумаги не стоят практически ничего (несколько тысяч). Так как выкуп бумаг не проводится несколько лет (еще до принятия нового закона Минфина он был приостановлен до 2015 года), определить их реальную рыночную стоимость было невозможно, и АСВ даже пошло на то, чтобы выставить пакет облигаций на тендер по цене, близкой к той, которую давало за них руководство Витас-банка (около 1 млрд рублей), чтобы доказать, что эта цена нереальна и покупателей не найдется. Признание Минфина, что ОГВВЗ-1982 выкупу не подлежат, делает исход этого эксперимента предрешенным, а основания для банкротства Витас-банка — незыблемыми.

Любовь Теплова

В нашу компанию поступил интересный вопрос, ответ на который возможно заинтересует многих.

Возможно ли использование ОГВВЗ 1982 г., в качестве оплаты акции при создании акционерного общества и необходима ли в данной ситуации оценка ОГВВЗ 1982г.?

Напоминаем ОГВВЗ 1982г. — это облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года.

В соответствии с абз.6 ст.2 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», облигация является эмиссионной ценной бумагой…, а в силу п.2 ст.130 ГК РФ, ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Согласно абз.2 п.2 ст. 66.2 Гражданский кодекс Российской Федерации, денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком.

Аналогичная норма содержится в абз.3 п.3 ст. 34 Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться оценщик, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п.1 ст.66 ГК РФ, хозяйственными обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом…, а в силу п.4 той же ст.66 ГК РФ, хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Таким образом, оценка ОГВВЗ 1982 г. при оплате ими акций акционерного общества обязательна!

Начинать действия по оплате акций ОГВВЗ 1982 г. необходимо с их рыночной оценки, но здесь, тоже есть ряд своих нюансов…

Проблема в оценке ОГВВЗ 1982 г., заключается в том, что в настоящий момент они не имеют рыночной стоимости.

На наши запросы Банк России и Минфин РФ, сообщили, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992г. № 549 «Вопросы выпуска Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года» с 1 октября 1992 года по 1 октября 1993 года учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации осуществлялся выкуп облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года или обмен на облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года. После установленного срока все операции по указанным ценным бумагам на территории Российской Федерации прекращены.

В соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ (ст. 12) приняты Федеральные законы от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» и от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации». В соответствии со статьями Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ имеющиеся в наличии у граждан Российской Федерации облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., размещение которых производилось на территории РСФСР (восстанавливаемые ценные бумаги), относятся к гарантированным сбережениям граждан, определённым Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации, перевод которых в целевые долговые обязательства Российской Федерации производится путём нанесения непосредственно на восстанавливаемые ценные бумаги специальных отметок, удостоверяющих факт их перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом видов, номиналов и доходов (причитающихся по данным целевым долговым обязательствам Российской Федерации).

Существующая судебная практика российских судов сводится к тому, что гражданина обязывают удостоверить факт приобретения ОГВВЗ 1982 г. на территории РСФСР и предоставить специальную отметку, удостоверяющую факт ихперевода в целевые долговые обязательства РФ, без таких доказательств суды отказывают истцам в их праве на погашение данных облигаций. Но есть несколько решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в которых Европейский суд признаёт право истца на выплату долгового займа и обязывает Российскую Федерацию удовлетворить данные требования. Тем самым ЕСПЧ подтверждает факт того, что данные облигации являются действующими. В ноябре 2018 г. в своем ответе Минфин РФ сообщил, что все операции с ОГВВЗ 1982 г. заморожены до 2021г., что так же подтверждает легитимность данных ценных бумаг и возможность их использования в гражданском обороте.

Таким образом, де-юро данные облигации из гражданского оборота не выводились, это означает, что при рыночной оценке облигаций, их можно вносить в уставный капитал хозяйственного общества (АО, ООО). Де-факто, практика отсутствует, следовательно, нужно пробовать и нарабатывать юридическую практику применения.

Следите за нашими публикациями, в которых мы будем освещать данную тематику!

В 1982 году граждане РСФСР, на тот момент являющейся республикой СССР, активно помогали государству, в том числе приобретая облигации. Многие думают, что на данный момент эти ценные бумаги не имеют никакого смысла, хотя на самом деле их можно обменять на реальные средства. Несмотря на то, что государственный внутренний выигрышный заем 1982 года был взят давно, все еще имеется возможность вернуть свои средства, тем более что Российская Федерация является правопреемницей СССР.

Основная информация

Облигационный заем — это вид спонсирования деятельности государственных структур, а во времена Советского Союза за счет таких выигрышных займов достаточно ощутимо финансировали госбюджет. Сама облигация предполагает долговой документ, который выдается властями в обмен на деньги гражданина, и впоследствии именно эта бумага выступает доказательством наличия вклада.

По программе облигационного займа государство берет у клиента денег, но при этом кроме номинала выплачивает еще и процентный доход, который является регулярным. За счет вложенных в облигацию средств государство может получить дополнительный приток финансов, а гражданин при этом будет получать стабильный доход, пропорциональный объему его вложений.

Ценные бумаги в своем большинстве выпускаются государством для финансирования бюджета в целом, при этом существуют и внешние бумаги, рассчитанные на спонсорство людей, проживающих за рубежом. Также в СССР пользовались популярностью облигации госпредприятий, которые распространялись преимущественно среди рабочего коллектива и служили источником финансов для пополнения бюджета предприятия или ведомства.

В каком виде выдавались займы

Госзаем предоставлялся гражданами под долговую расписку, которая у государства имела документарный вид, причем стоять на бумагах могло три номинала: 25, 50 и 75 руб. Они выдавались не лично, а на предъявителя. Это означает, что погасить облигационные документы мог любой, кто получил доступ к ним. Ежегодно можно было заработать 3% от номинала имеющихся у человека бумаг. При этом выплаты постоянно переносились, а при продаже владелец получал гораздо меньше, чем вложил изначально.

Ценные бумаги, выпущенные в 1982 году, распространялись крупными тиражами, и поэтому даже считались дополнительной валютой. В народе данный выпуск назывался «брежневским», и из-за широкого распространения, именно этот долг перерос во внушительную статью расходов уже современной России, как правопреемницы Советского Союза.

Займы выдавались различной ценности

Причины приобретения

На тот момент граждане покупали билеты облигационного займа, чтобы помочь государству и благодаря патриотическому воспитанию бюджет постоянно пополнялся на приличные суммы. Но не последним аспектом при передаче денег взаймы государству являлся и процент, который начислялся человеку. К тому же, граждане понимали, что ценные бумаги могут продаваться другим людям, если такая необходимость возникнет.

Учитывая, что в то время никто не мог спрогнозировать поведение облигаций и их стоимость на момент погашения, они выбирались народом не из-за того, что они видели потенциал, а банально по причине добровольно-принудительной системы распространения. При этом никто не подозревал, что СССР ожидает развал, и вернуть деньги, выданные взаймы государству, станет проблематично, а специалисты не смогут сказать, сколько они будут стоить.

Каждый выпуск облигаций сопровождался массированной рекламной кампанией, основными тезисами которой была польза бумаг государственного займа:

  • укрепление рубля на внутренней и международной арене;
  • предоставление гражданам возможности заработать в эпоху запрета банковских вкладов;
  • бюджет получал дополнительные деньги, которые мог тратить на улучшение различных сфер экономики.

Под влиянием такой агитации в сочетании с привлекательной процентной ставкой многие люди вкладывали средства в государство, при этом не надеясь на высокие прибыли. Основные проблемы возникли у тех людей, которые не распрощались с облигациями до развала Союза и перспектива получения собственных денег стала по-настоящему туманной. Кроме процентов, каждый гражданин мог выиграть до 10 тысяч рублей или новый автомобиль Волга, который был главным призом в своеобразной лотерее, второй выигрыш предполагался в виде «Жигулей».

Кроме того, не было возможности положить деньги на депозит, поскольку такой услуги банки СССР не предлагали. Существовал вариант положить средства на сберкнижку, но процент по ней был очень небольшим. Поэтому единственным способом заработать считались гособлигации, а купить можно было только в госбанке, поскольку фондовые биржи запретили в СССР еще в 1917 году.

Покупка государственных ценных бумаг давала возможность получить проценты и немного заработать

Кем выплачивались долги

Изначально при выпуске облигаций средства заемщиков должны были возвращаться Министерством финансов СССР, которое и являлось эмитентом ценных бумаг. Но учитывая, что во времена Союза выплат не производилось, то эта роль перешла к Минфину Российской Федерации, которая, в свою очередь, стала полной правопреемницей не только СССР, но и его обязательств.

Поэтому сразу после развала СССР Россия получила крупный внутренний долг перед гражданами, у которых были облигации, и сразу же приняла меры по его стабилизации. Поэтому в данный момент продать облигации 1982 года в Сбербанке допускается, но этот процесс не отличается скоростью.

Периоды обналичивания облигаций

Несмотря на развал СССР, обязательства государства по выплате долгов никуда не пропали, поскольку их взяла на себя РФ. Уже в 1992 году правительство созданной Федерации выпустило постановление, которое устанавливало возможность обменять облигационные бумаги 1982 года на современные — выпущенные в 1992 году. Также был вариант выкупа долговых бумаг государством, где за каждые 100 рублей номинала которых давали 160 рублей. При этом инфляция сделала современную на то время валюту неравноценной советской, и многие люди обменивали облигации на бумаги нового образца.

Обмен или выкуп бумаг производился только по желанию владельцев, но они могли и оставить их, или вообще выбросить, в надежде на разрешение ситуации в будущем. Выкупали таким образом облигации до конца 1994 года, при этом новые акции могли быть погашены до 1 октября 2004 года, хотя в дальнейшем этот период продлили до конца 2005 года. Выкупали облигации с учетом проведенной деноминации, и за заем в 500 рублей можно было получить 50 копеек. 1000 и 10 000 рублей, которые были вложены в ценные бумаги, превращались в рубль и 10 рублей соответственно.

Текущее состояние

В 2018 году облигации, выпущенные в 1982 году, до сих пор могут быть полезными, учитывая, что у многих людей они остались, и в надежде получить обещанную прибыль бумаги не обменивались.

Госсаймы прошлых лет все также можно реализовать различными способами и получить деньги

Сбербанк постоянно сообщает об интересе к продаже этих долговых бумаг, а в государственной корпорации АСВ, осуществляющей страхование вкладов, на старые облигации государственного займа 1982 года действует следующая цена, по которой их можно продать:

  • сторублевые облигации — около 50 тысяч рублей;
  • пятидесятирублевые бумаги — приблизительно 25 000 рублей;
  • при большом объеме облигаций агентство вполне может предлагать иные варианты оценивания.

По сути, агентство по страховым вкладам оценивает каждый рубль, вложенный в облигации 1982 года в тысячу рублей, при этом есть и другие варианты продажи. Менее выгодным будет реализация облигаций в порядке скупки специализированными фирмами, но вряд ли цена в таком случае превысит 500-рублевую отметку. Также можно сдать их в Сбербанк, и когда бюджет будет готов к погашению долгов, компенсация будет выплачена по очереди. Проверять статус подобных решений можно по средствам массовой информации, которые быстро реагируют на изменения.

В законе 162-ФЗ предусмотрено, что советские облигации могут быть переведены в долговые бумаги современной Российской Федерации, но законодательно решение еще не принято. Если же подобный исход будет предусмотрен и Правительство утвердит решение об обмене бумаг 1982 года, это можно будет сделать в короткие сроки. Но на данный момент стоимость облигации 1982 года номиналом 50 рублей составляет 25 тыс. рублей, хотя и эта сумма не устраивает многих займодателей.

Также одним из способов, который доказал свою эффективность, является обращение в судебные инстанции. Пенсионер из Ивановской области Юрий Лобанов, у которого сохранялись старые облигации, решил обратиться в суд, и когда российские инстанции оказались бессильными, он подал иск в Страсбург. Европейские судьи одобрили его иск, и оценили имевшиеся на тот момент документы в полтора миллиона рублей.

Облигации, выпущенные в 1982 году, предполагали, что государство берет у граждан взаймы определенные суммы денег, а взамен выплачивает проценты и позволяет участвовать в розыгрыше крупных сумм и автомобилей. На деле средства так и не были выплачены, и те, кто не успел поменять старые облигации на новые в период 1992-1994 годов, могут либо сдать бумаги по низкой цене, либо вынуждены ждать, пока Россия не начнет погашать долги, а это может произойти и в 2019 году.

О советских облигациях пойдет речь в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

Облигации СССР 1982

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *