С 1 июня 2016 г вступил в силу закон «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
В приказе приведены новые особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников образовательных организаций.
Это вызвано принятием нового Закона об образовании. Так, расширен перечень показателей, учитываемых при установлении режима. Это в т. ч. продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты), время, необходимое для выполнения дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора, объемы учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы). Правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего дня (смены) должен предусматриваться перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Пересмотрен ряд специальных положений. Ранее утвержденные особенности признаны утратившими силу.
Что качается работы педагога-психолога, то распределение осталось прежним:
Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.
Источник: Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2016 г. Регистрационный N 42388.
Скачать документ: prikaz
В соответствии с «Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования России от 01.03.2004г. № 945 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки при пятидневной рабочей недели составляет 36 часов в неделю. Таким образом, рабочий день психолога с учетом 30 минутного перерыва на обед составляет 7 часов 42 минуты.
В пункте 8.1 данного Положения прописано, что «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени, т.е. 18 часов. Остальное рабочее время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку и анализ полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также для повышения своей квалификации». И далее «Выполнение указанной работы (подготовка, анализ и пр.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами по согласованию с администрацией».
Согласно постановлению № 65 Минтруда России 29.12.92г., количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности.
Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности
ВИДЫ РАБОТ |
||||
Время на один прием (мероприятие) |
Общее время в месяц |
Время на подготовку или анализ |
Общее время в месяц |
|
Индивидуальное психологическое обследование |
1-1,5 часа |
15 часов |
0,5-1 час |
10 часов |
Групповое психологическое (скрининговое) обследование |
1-1,5 часа |
3 часа |
3-3,5 часа |
7 часов |
Индивидуальная консультация |
1-1,5 часа |
15 часов |
0,3 часа |
3 часа |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие |
0,5-1,5 часа |
15 часов |
0,3 часа |
3 часа |
Групповое развивающее и коррекционное занятие |
1-1,5 час |
20 часов |
1 час |
20 часов |
Просветительская работа |
0,5-1,5 час |
4 часа |
0,5 часа |
2 часа |
Экспертная работа |
2,5-3 часа |
3 часа |
2 часа |
|
Организационно-методическая работа |
7 часов в неделю |
28 часов |
||
ВСЕГО |
75 часов |
75 часов |
При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).
В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.
В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:
- анализ и планирование деятельности в целом;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
- оформление кабинета.
Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.
Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.
Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.
По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):
- Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;
- Диагностика групповая: 20 групп;
- Консультирование: 150-170 приемов;
- Развивающие и коррекционные занятия
индивидуальные: 150 – 170 занятий;
групповые: 200 – 240 занятий. - Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;
- Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
Такова реально осуществимая нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении, дающая эффективные результаты при работе со 150- 170 учащимися, в зависимости от наполняемости это 5-8 классов.
О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений Рекомендации Минобразования РФ профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г № 20-58-196/20-5/ Об отпусках работников общеобразовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций Постановление Правительства РФ от 13.09.94 №1052, введено в действие приказом №360 Минобразования РФ. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений Приказ Минобразования РФ от 27 марта 2006 г. N 69.
Шмырёва Елена
План-график работы педагога-психолога в ДОУ на неделю
В практической работе педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет правильное планирование работы и распределение рабочего времени. Именно правильное и оптимальное распределение рабочего времени с учетом установленных норм, как правило, вызывает наибольшие трудности при планировании деятельности педагога-психолога.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.
Нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, при этом работу педагога-психолога можно разделить на две группы видов деятельности:
• к I группе видов деятельности педагога-психолога относится непосредственная индивидуальная, групповая, профилактическая, диагностическая, коррекционная, развивающая, учебно-воспитательная, культурно-просветительная, профилактическая, экспертно-консультационная работа.
• ко II группе видов деятельности педагога-психолога относится подготовка к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, обработка, анализ, обобщение полученных результатов, подготовка к профилактической и экспертно-консультационная работе, заполнение аналитической и отчётной документации, организационно-методическая работа, повышение квалификации, самообразование.
На каждую из указанных групп деятельности отводится по 18 часов рабочего времени в неделю соответственно.
Ниже приводится примерный План-график работы педагога-психолога в ДОУ на неделю.
План-график составлен с учетом норм:
1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированного в Минюсте РФ 1 июня 2016 г., регистрационный N 42388.
2. Письма Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
План-график составлен с учетом режима дня:
• Обед обучающихся: 12.00-13.00
• Сон обучающихся: 13.00-15.00
• Обед педагога-психолога: 13.00-14.00
План-график работы педагога-психолога на неделю
Понедельник
9.00-10.00 (1 час)
Подготовка к занятиям.
Подготовка к психологическим обследованиям.
Группа вида деятельности II
10.00-11.00 (1 час)
Групповое коррекционно-развивающее занятие с обучающимися младшей группы.
Группа вида деятельности I.
11.00-12.00 (1 час)
Индивидуальное психологическое обследование.
Группа вида деятельности I.
12.00-13.00 (1 час)
Анализ результатов обследования.
Заполнение документации.
Группа вида деятельности II.
14.00-15.00 (1 час)
Организационно-методическая работа.
Группа вида деятельности II.
15.00-16.30 (1,5 часа)
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Группа вида деятельности I.
16.30- 17.30 (1 час)
Организационно-методическая работа.
Повышение квалификации. Самообразование.
Группа вида деятельности II.
Итого: 7,5 часа
По группе I – 3,5 ч.
По группе II – 4 ч.
Вторник
9.00-10.00 (1 час)
Подготовка к занятиям.
Подготовка к психологическим обследованиям.
Группа вида деятельности II.
10.00-11.00 (1 час)
Групповое психологическое (скрининговое) обследование.
Группа вида деятельности I.
11.00-12.00 (1 час)
Групповое коррекционно-развивающее занятие с обучающимися средней группы.
Группа вида деятельности I.
12.00-13.00 (1 час)
Анализ результатов обследования.
Заполнение документации.
Группа вида деятельности II.
14.00-15.00 (1 час)
Индивидуальные консультации для педагогов.
Просветительская работа
Группа вида деятельности I.
15.00-15.30 (0,5 часа)
Психолого-профилактическая работа
Группа вида деятельности I.
15.30-16.30 (1 час)
Индивидуальное психологическое обследование.
Группа вида деятельности I.
16.30-17.30 (1 час)
Анализ результатов обследования.
Организационно-методическая работа.
Группа вида деятельности II.
Итого: 7,5 часа
По группе I – 4,5 ч.
По группе II – 3 ч.
Среда
8.00-9.00 (1 час)
Подготовка к занятиям.
Подготовка к психологическим обследованиям.
Группа вида деятельности II.
9.00-10.30 (1,5 часа)
Групповое коррекционно-развивающее занятие с обучающимися старшей группы.
Группа вида деятельности I.
10.30-11.30 (1 час)
Индивидуальное психологическое обследование.
Группа вида деятельности I.
11.30-12.00 (0,5 часа)
Анализ результатов обследования.
Заполнение документации.
Группа вида деятельности II.
12.00-13.00 (1 часа)
Организационно-методическая работа.
Группа вида деятельности II.
14.00-15.00 (1 час)
Индивидуальные консультации для педагогов.
Профилактическая работа.
Группа вида деятельности I.
15.00-16.00 (1 час)
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Группа вида деятельности I.
16.00-16.30 (0,5 часа)
Повышение квалификации.
Самообразование.
Группа вида деятельности II.
Итого: 7,5 часа
По группе I – 4,5 ч.
По группе II – 3 ч.
Четверг
9.30-10.30 (1 час)
Подготовка к занятиям.
Подготовка к психологическим обследованиям.
Группа вида деятельности II.
10.30-12.00 (1,5 часа)
Групповое коррекционно-развивающее занятие с обучающимися подготовительной группы.
Группа вида деятельности I.
12.00-13.00 (1 час)
Организационно-методическая работа.
Заполнение документации
Группа вида деятельности II.
14.00-15.00 (1 час)
Подготовка к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами, родителями.
Группа вида деятельности II.
15.00-16.00 (1 час)
Индивидуальное психологическое обследование.
Группа вида деятельности I.
16.00-17.00 (1 час)
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Группа вида деятельности I.
17.00-18.00 (1 час)
Индивидуальные консультации для родителей
Группа вида деятельности I.
Итого: 7,5 часа
По группе I – 4,5 ч.
По группе II – 3 ч.
Пятница
8.00-9.00 (1 час)
Подготовка к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами, родителями.
Группа вида деятельности II.
9.00-10.00 (1 час)
Экспертная работа
Группа вида деятельности I.