Похоронное дело в России регулируется целым рядом законов и нормативно-правовых актов. Они устанавливают как правила оказания ритуальных услуг, так и меры социальной поддержки граждан. Федеральное законодательство о погребении и льготах действуют по всей территории страны. Оно включает федеральные законы, постановления правительства России, ГОСТы, постановления отдельных ведомств.

Законодательные органы власти в регионах страны также принимают законы, уточняющие и адаптирующие федеральные законы применительно к местным реалиям. Из всех регионов страны наиболее похоронное законодательство лучше всего проработано в Москве.

Для людей, столкнувшихся с тяжелой задачей по организации похорон, важно четко понимать, свои права, какие гарантии и льготы предоставляет им государство, какие услуги они могут получить. Знание закона – надежный способ защитить себя от злоупотреблений и мошенничества.

Законы, действующие на всей территории Российской Федерации:

  1. Федеральный закон от 12.01.1996 №8-ФЗ
  2. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» вводит определения для основных понятий, используемых в похоронном деле, устанавливает: основы организации ритуальной сферы, гарантии погребения покойного и меры социальной поддержке для его семьи, требования к местам погребения экологического и санитарного характера.

  3. Постановление главного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84
  4. Постановление «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11» устанавливает правила по созданию и обслуживанию кладбищ и других зданий и сооружений похоронного назначения на территории Российской Федерации. В документе приведены нормы по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации и эксплуатации объектов ритуальной сферы.

  5. Постановление правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 № 460
  6. Постановление правительства «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих…» устанавливает меры социальной поддержки при погребении погибших военнослужащих, приравненных к ним сотрудников государственных военизированных организаций (МВД, МЧС, Росгвардия, ФСБ, ФСО и др.) и пенсионеров из числа уволенных в запас военных. В нем устанавливается право на компенсацию расходов на погребение и на установку надгробия. Сумма выплат проходит ежегодную индексацию.

  7. Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941
  8. Постановление «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу» устанавливает различные меры социальной поддержки для отставных военнослужащих и их родственников. В число указанных в законе мер социальной поддержки входит гарантия пособия на погребение военного пенсионера, равная трехмесячной пенсии усопшего. Также законе устанавливает дополнительные льготы и выплаты для семьи умершего военнослужащего.

  9. Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244
  10. Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» регулирует выплаты для людей, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, а также членов их семей. В число льгот также входит и повышенное пособие на погребение в размере 11 948 рублей 75 копеек (на 2019 год). Кроме этого, для семей чернобыльцев предусмотрены разовые и постоянные выплаты, например, за потерю кормильца.

  11. Федеральный закон от 12.05.1995 №5-ФЗ
  12. Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает, какие лица имеют право на статус ветерана Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, ветерана военной службы, ветерана труда. Также в законе указаны основные гарантии для ветеранов и меры их социальной поддержки, в частности, устанавливается гарантия компенсация расходов на погребение ветерана.

  13. ГОСТ Р 54611-2011
  14. В ГОСТе устанавливаются основные требования к услугам по организации и проведению похорон. В документе уточняются понятия похоронного дела: похороны, ритуальные услуги, услуги по организации похорон и др. ГОСТ вводит классификацию похорон на гражданские, воинские, по государственному или деловому протоколу, по религиозному обряду, устанавливает классификацию ритуальных услуг. В документе также содержатся требования к качеству ритуальных услуг и требования по безопасности.

  15. ГОСТ Р 53107-2008
  16. ГОСТ вводит термины и определения, используемые в похоронном деле: общие термины, документы, категории персонала, виды услуг, объектов похоронного назначения, мемориальных сооружений, похорон, похоронной продукции, типы кладбищ и др. Для удобства читателей в конце документа приведен алфавитный перечень используемых терминов со ссылки на разделы ГОСТа.

  17. ГОСТ Р 53999-2010
  18. ГОСТ устанавливает стандарты работы крематориев. Он вводит термины и определения, касающиеся работы крематориев, классификацию крематориев и их услуг по сжиганию человеческих останков и умерших животных. Также ГОСТ устанавливает общие требования к качеству услуг, к безопасности, необходимые меры по охране окружающие среды, а также методы контроля за работой крематориев.

Возможно, вам будет интересно:

  • Пособие на погребение
  • Права наследников
  • Необходимые документы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О погребении и похоронном деле

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:

1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;

2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;

3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;

4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Погребение

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. Места погребения

1. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

2. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:

о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;

о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;

быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;

быть подвергнутым кремации;

о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.

11. В случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей (статья 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации) приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании. (Пункт введен — Федеральный закон от 23.05.2018 № 117-ФЗ)

2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Глава II. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОГРЕБЕНИЯ

Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

1. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.

3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги. (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;

2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;

3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: (В редакции федеральных законов от 29.12.2006 № 263-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; (В редакции федеральных законов Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Федерального бюджета — на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом; (Абзац введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; в редакции федеральных законов от 10.01.2003 № 8-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Фонда социального страхования Российской Федерации — на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

бюджетов субъектов Российской Федерации — в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 28.07.2012 № 138-ФЗ)

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; в редакции федеральных законов от 07.08.2000 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 238-ФЗ; (в редакции Федерального закона от 19.12.2016 № 444-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента. (Абзац введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ; в редакции Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ)

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения. (Абзац введен — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

4. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

5. Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.

Статья 10. Социальное пособие на погребение

1. В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07.08.2000 № 122-ФЗ; от 03.12.2008 № 238-ФЗ; от 19.12.2016 № 444-ФЗ)

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента. (В редакции Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ)

2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности; (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 28.07.2012 № 138-ФЗ)

территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего. (Абзац введен — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

3. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). (В редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 8-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.1997 № 91-ФЗ)

4. Информация о выплате социального пособия на погребение размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (Пункт введен — Федеральный закон от 07.03.2018 № 56-ФЗ)

Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, участников войны

12 января 1996 года N 8-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле

Статья 3. Погребение

Статья 4. Места погребения

Статья 5. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти

Статья 6. Исполнители волеизъявления умершего

Глава II. Гарантии осуществления погребения

Статья 7. Исполнение волеизъявления умершего о погребении

Статья 8. Гарантии при осуществлении погребения умершего

Статья 9. Гарантированный перечень услуг по погребению

Статья 10. Социальное пособие на погребение

Статья 11. Гарантии погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, участников войны

Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего

Статья 13. Погребение умерших в период отбывания наказания в местах лишения свободы

Статья 14. Погребение умерших после приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни)

Статья 14.1. Погребение лиц, смерть которых наступила в результате пресечения их террористической акции

Глава III. Организация места погребения

Статья 15. Предложения по созданию мест погребения

Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения

Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения

Статья 18. Общественные кладбища

Статья 19. Вероисповедальные кладбища

Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища

Статья 21. Семейные (родовые) захоронения

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

Статья 23. Стены скорби

Статья 24. Крематории

Глава IV. Похоронное дело

Статья 25. Организация похоронного дела

Статья 26. Финансовое обеспечение похоронного дела

Статья 27. Попечительские (наблюдательные) советы по вопросам похоронного дела

Статья 28. Исключена

Статья 29. Специализированные службы по вопросам похоронного дела

Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Глава V. Заключительные и переходные положения

Статья 31. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов

Статья 32. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Статья 33. О признании утратившим силу ранее принятого правового акта

В июле 2011 года Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 16-П признал положения пункта 4 части 1 статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) неконституционными в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования позволяют прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) без согласия его близких родственников <1>.
———————————
<1> По делу о проверке конституционности положений пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 16-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2011. N 5.
Высказанную позицию Конституционный Суд РФ подтвердил в Определении N 354-О от 6 марта 2013 года, где указал, что вывод Конституционного Суда Российской Федерации об обязанности продолжить производство по уголовному делу — предварительное расследование либо судебное разбирательство — при заявлении возражения со стороны близких родственников подозреваемого (обвиняемого) против прекращения уголовного дела в связи с его смертью в равной степени распространяется и на случаи принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. В таких случаях близкие родственники могут требовать возбуждения уголовного дела, а органы предварительного расследования обязаны их требование удовлетворить <2>.
———————————
<2> По жалобе гражданки Тришкиной Татьяны Петровны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 4 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 354-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2013. N 6.
Возможность и даже необходимость продолжения производства по уголовному делу после смерти подозреваемого или обвиняемого не только для его реабилитации, но и для признания совершенного деяния преступлением на основании имеющейся доказательственной базы обосновывает в своей статье А.П. Фильченко <3>. Аргументами его позиции служат отсутствие в Уголовном кодексе Российской Федерации оснований освобождения от уголовной ответственности умершего и возможность применения к такому лицу других мер уголовно-правового характера.
———————————
<3> Фильченко А.П. Юридическое значение смерти лица, совершившего преступление, в механизме прекращения правоотношения уголовной ответственности // Адвокат. 2012. N 10. С. 25 — 32.
Следовательно, в настоящее время при принятии решения о прекращении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела следователь, дознаватель или суд должны выяснять позицию близких родственников подозреваемого, обвиняемого. В случае возражения этих лиц производство по уголовному делу должно быть начато или продолжено. Однако до сих пор законодатель не разработал механизм производства по уголовному делу, где фактически отсутствует лицо, привлекаемое к уголовной ответственности.
Внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности)» <4> содержит комплекс норм, которые бы устранили существующий пробел в уголовно-процессуальном законодательстве.
———————————
<4> О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части уточнения порядка производства по уголовному делу в случае смерти обвиняемого, подозреваемого, лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности): проект Федерального закона N 180771-6. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Согласно положениям проекта Федерального закона интересы умершего обвиняемого, подозреваемого или лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, отстаивают его представители, в качестве которых могут выступать близкие родственники либо их законные представители, родственники либо их законные представители, близкие лица либо их законные представители.
По мнению Ю.А. Ляхова, «максимально широкий охват лиц, которым законодатель предоставит рассматриваемые права, будет обоснованным и не вызовет затруднений при реализации такого правового положения на практике» <5>. Согласиться с высказанным суждением, пожалуй, можно лишь отчасти. Затруднения могут возникнуть, если в законе не предусмотреть четкую процедуру предоставления приоритета или урегулирования порядка предоставления права представлять интересы умершего подозреваемого (обвиняемого) разным лицам, которые одновременно заявляют такое желание.
———————————
<5> Ляхов Ю.А. Правовая неопределенность и права личности в уголовном процессе // Российская юстиция. 2012. N 6. С. 61.
Практически аналогичным образом решает УПК РФ вопрос о защите прав умершего потерпевшего (когда смерть данного лица явилась последствием преступления). Часть 8 статьи 42 УПК РФ наделяет правами потерпевшего одного из близких родственников и (или) близких лиц, а при их отсутствии или невозможности участия в уголовном судопроизводстве — родственников лица.
Однако УПК РФ не предусматривает прямой возможности представления интересов того потерпевшего, который умер не в результате совершенного против него преступления, а по иным причинам. Поскольку процедуры перехода прав такого потерпевшего к кому-то из близких родственников не закреплено, то презюмируется защита прав умершего потерпевшего государственным органами и должностными лицами, ведущими производство по уголовному делу.
Согласно УПК РФ интересы потерпевшего могут представлять законные представители и (или) представители. Случаи участия названных лиц можно условно разделить на обязательные и необязательные в зависимости от указания об этом в нормах УПК РФ. Обязательное участие законных представителей или представителей предусмотрено ч. 2 ст. 45 УПК РФ для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.
Совершеннолетним потерпевшим УПК РФ предоставляет право иметь представителя (п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК), которым может быть адвокат, а также иное лицо, в том числе близкий родственник, о допуске которого ходатайствует потерпевший (ч. 1 ст. 45 УПК) <6>. Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ полномочия таких лиц подтверждаются доверенностью, оформленной надлежащим образом <7>.
———————————
<6> По жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М. Григорьева и региональной общественной организации «Объединение вкладчиков «МММ» на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2003 г. N 446-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004. N 3.
<7> О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. N 17: по сост. на 9 февраля 2012 г. (пункт 7) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. N 9.
Описанные выше случаи участия законных представителей и представителей потерпевшего применяются, когда потерпевший жив и может самостоятельно выбрать способ защиты своих прав и законных интересов. Наряду с этим УПК РФ регулирует вопросы защиты интересов потерпевшего и в том случае, когда последствием преступления явилась смерть потерпевшего.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 29 июня 2010 г. N 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» разъяснил, что, если преступлением затрагиваются права и законные интересы сразу нескольких лиц, являющихся близкими родственниками погибшего, и они настаивают на предоставлении им прав потерпевшего, эти лица могут быть признаны потерпевшими с обязательным приведением мотивов такого решения <8>.
———————————
<8> Там же.
Однако следует отметить, что уголовно-процессуальный закон не регулирует случаи участия законных представителей или представителей потерпевшего, который умер не в результате совершенного в отношении его преступления, а по иным причинам. Нет также разъяснений по этому вопросу и в решениях высших судебных органов. Немногочисленны мнения ученых по этому вопросу. Так, например, И.М. Ибрагимов указывает, что редакция положения ч. 8 ст. 42 УПК РФ неправомерно сужает смысл и возможности защиты прав той категории потерпевших, которые умерли не только по причине совершения против них преступления, а по иным причинам. Он полагает, что необходимо изменить ч. 8 ст. 42 УПК РФ и предусмотреть возможность перехода прав потерпевшего к лицам, которым он оставил завещание, или одному из его близких родственников <9>.
———————————
<9> Ибрагимов И.М. Правомерные возможности защиты прав потерпевшего в российском уголовном процессе. М.: Юриспруденция, 2008. 424 с. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Сходную позицию занимает А.П. Рыжаков, который считает, что редакция ч. 8 ст. 42 УПК РФ, как и абз. 2 — 4 пункта 5 комментируемого им Постановления, ограничивает возможности защиты прав признанного потерпевшим лица, когда он умер не из-за совершения в отношении его преступления. Он отмечает, что в настоящее время близкий родственник умершего лица может обладать правами потерпевшего только в уголовном процессе по делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть его родственника. Между тем в отношении конкретного лица могло быть совершено несколько преступлений, а смерть наступить лишь от одного из них. Человек может умереть и не в связи с совершением в отношении его преступления. Думается, данные обстоятельства не должны мешать защите одним из близких родственников такого лица интересов последнего. Именно в этих целях близкий родственник умершего, думается, и наделен законодателем полномочиями потерпевшего. Поэтому, как полагает А.П. Рыжаков, последовательно было бы предоставить таковые одному из близких родственников умершего лица, которому преступлением причинен физический, имущественный и (или) моральный вред, вне зависимости от причин его смерти <10>.
———————————
<10> Рыжаков А.П. Практика применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном процессе: комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. N 17: подготовлен для СПС «КонсультантПлюс». 2010. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Следует согласиться с высказанными мнениями. Признание близкого родственника умершего потерпевшего именно потерпевшим, а не представителем, нам представляется более правильным. Во-первых, права представителя производны от прав потерпевшего. Если же такого участника уголовного судопроизводства нет, то фактически утрачивается и статус представителя. Во-вторых, постановка близких родственников в процессуальный статус потерпевшего в наибольшей степени позволит защитить права умершего лица.
Однако уточним обозначенную выше позицию ученых. Поскольку уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту лиц, потерпевших от преступления, и государство гарантирует достижение данной цели, а УПК РФ напрямую не закрепляет обязанности государственных органов и должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу, признавать близких родственников умершего лица потерпевшими (за исключением случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 42 УПК РФ), то такое признание можно осуществлять при поступлении ходатайства от соответствующих заинтересованных лиц. В иных случаях защита прав лица, потерпевшего от преступления, осуществляется следователем, дознавателем, прокурором и судом в ходе расследования и рассмотрения уголовного дела, исходя из требований статьи 21 УПК РФ, которая устанавливает обязанность установления события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в совершении преступления.
При этом в постановлении о признании близких родственников умершего лица потерпевшими следует ссылаться на ст. 52 Конституции РФ, которая устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; на ст. 6 и ч. 8 ст. 42 УПК РФ (используя ее по аналогии).
Отчасти подобный вывод подтверждается установлением порядка подачи заявления по делам частного обвинения. Часть 2 статьи 318 УПК РФ устанавливает, что в случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником или в порядке, установленном ч. 3 ст. 318 УПК РФ. В этом случае такой близкий родственник будет наделен правами частного обвинителя (как было бы с непосредственно потерпевшим от преступления). В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, уголовное дело может быть возбуждено следователем или с согласия прокурора дознавателем на основании заявления близкого родственника умершего потерпевшего.
Часть 2 статьи 318 УПК РФ не уточняет, по какой причине наступила смерть потерпевшего. Полагаем, что здесь законодатель не придает юридического значения причине смерти потерпевшего от преступления с целью наиболее эффективной защиты прав такого лица.
И, пожалуй, последним аргументом в поддержку мнения о возможности признания близких родственников потерпевшими в случае смерти лица, пострадавшего от преступления независимо от причин наступления смерти, является правовая позиция Конституционного Суда РФ. Так, обосновывая свои выводы по вопросу конституционности пункта 2 части первой статьи 24 и пункта 1 части 1 статьи 254 УПК РФ, Конституционный Суд РФ указал, что «из принципа юридического равенства применительно к реализации конституционного права на судебную защиту вытекает требование, в силу которого однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом (выделено мной. — И.Ч.); соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а для достижения этих целей используются соразмерные правовые средства» <11>.
———————————
<11> По делу о проверке конституционности положений пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 16-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2011. N 5.
Иными словами, исходя из принципа равенства, не может быть установлено каких-либо различий в процессуальном статусе лица, отстаивающего интересы умершего потерпевшего, независимо от причин смерти. Юридическим фактом перехода прав умершего лица к его близкому родственнику является смерть.
Таким образом, можно сделать вывод, что, исходя из принципа юридического равенства, в случае смерти лица, пострадавшего от преступления, к участию в производстве по уголовному делу в качестве потерпевшего допускаются близкие родственники, независимо от причин смерти пострадавшего лица. Они обладают правами потерпевшего, предусмотренными ст. 42 УПК РФ, в том числе правом иметь своего представителя.
Для наиболее эффективного обеспечения прав участников уголовного судопроизводства в случае смерти потерпевшего, умершего не в результате совершенного в отношении его преступления, его близким родственникам необходимо разъяснить возможность заявления ими ходатайства о признании их потерпевшими.
Если же близких родственников у умершего потерпевшего нет или данные о них органам предварительного расследования неизвестны, то интересы умершего потерпевшего будут обеспечиваться должностными лицами и органами, производящими расследование и рассмотрение уголовного дела. В этом случае считаем нецелесообразным розыск близких родственников умершего потерпевшего.
Исходя из вышеизложенных правовых позиций высших судебных органов, что сходные отношения должны регулироваться однородным образом, и, руководствуясь положением ч. 8 ст. 42 УПК РФ, считаем, что в случае смерти лица, который мог бы непосредственно выступать потерпевшим, такой статус может быть придан не только близким родственникам этого лица, но и близким лицам или родственникам умершего потерпевшего.
Литература
1. Ибрагимов И.М. Правомерные возможности защиты прав потерпевшего в российском уголовном процессе. М.: Юриспруденция, 2008. 424 с.
2. Ляхов Ю.А. Правовая неопределенность и права личности в уголовном процессе // Российская юстиция. 2012. N 6. С. 60 — 61.
3. Рыжаков А.П. Практика применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном процессе: комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17. М., 2010.
4. Фильченко А.П. Юридическое значение смерти лица, совершившего преступление, в механизме прекращения правоотношения уголовной ответственности // Адвокат. 2012. N 10. С. 25 — 32.

О похоронном деле и погребении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *