Статья 12.1. Невостребованные земельные доли

(введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см.

Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность

текст в предыдущей )

2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи — список невостребованных земельных долей).

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Правовое регулирование оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность

Порядок оформления невостребованных земельных долей в собственность органов местного самоуправления

Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей ими не распорядились

Органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка обязаны составлять список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. В большей степени речь идет о земельных долях “не нашедших” своих наследников.

После опубликования списка невостребованных земельных долей, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников земельного участка, в границах которого определяются невостребованные земельные доли, для утверждения этого списка.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно.

С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации. И не забываем что в соответствии со ст.8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации.

После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления обязан в течение месяца опубликовать извещение о возможности приобретения в собственность земельных долей по цене 15% от кадастровой стоимости.

Извещение о возможности приобрести невостребованные земельные доли должно быть опубликовано в СМИ, определенных субъектом РФ как официальный источник информации и размещено на официальном сайте органа местного самоуправления в сети “Интернет”, а также на информационных щитах на территории муниципального образования по местоположению земельного участка.

Преимущественным правом покупки невостребованных земельных долей, перешедших в собственность органа местного самоуправления на основании решения суда, по цене 15% кадастровой собственности обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли.

Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

2.1 Выявление и оформление невостребованных земельных долей в муниципальную собственность

Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон о регистрации), не могут быть признаны невостребованными земельными долями.

     Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона о регистрации решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
     В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте) орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 ст. 12.1 Закона об обороте (далее — список невостребованных земельных долей).
     В целях составления списка невостребованных земельных долей орган местного самоуправления получает сведения о гражданах, наделенных земельными долями в результате приватизации сельскохозяйственных угодий. Данные сведения могут быть получены в областном или районном архиве, в государственном фонде данных, в государственном кадастре недвижимости органом местного самоуправления путем направления соответствующего запроса.
     После составления списка граждан, наделенных земельными долями, орган местного самоуправления составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
     Для составления списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, орган местного самоуправления исключает из общего списка граждан, наделенных земельными долями, собственников, которые распорядились принадлежащими им земельными долями, установленными законом способами, то есть:
     — передали земельные доли в аренду в соответствии с действующим на момент заключения договора аренды законодательством;
     — распорядились земельными долями иным способом, то есть завещали свою земельную долю, отказались от права собственности на земельную долю, внесли ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передали свою земельную долю в доверительное управление либо продали или подарили ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности;
      — зарегистрировали свои права на земельные доли в соответствии Законом о регистрации).
      Информацию о гражданах, распорядившихся своими земельными долями, орган местного самоуправления может получить:
      1) в органе осуществляющем государственную регистрацию прав, запросив:
       — выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о зарегистрированных правах на земельный участок, о переходе прав на земельный участок;
       — сведения государственного фонда данных в виде информации о собственниках земельных долей, распорядившихся своими земельными долями до 31.01.1998.
      2) в сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок.
      Исключив из списка граждан, наделенных земельными долями, собственников земельных долей, распорядившихся своими земельными долями, орган местного самоуправления составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
      В целях дальнейшего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли орган местного самоуправления осуществляет по указанным лицам сбор следующих сведений:
      — о последнем известном месте жительства собственника земельной доли;
      — о наследниках и дате смерти умерших собственников земельных долей.
     Одновременно с составлением списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, орган местного самоуправления составляет список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
      В список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, включаются земельные доли:
       — собственники которых умерли и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию.
       — сведения о собственниках которых не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона о регистрации решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий.
       На основании списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, орган местного самоуправления готовит к публикации список невостребованных земельных долей.
       Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
        Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности.
        Следует отметить, что наследники умерших собственников земельных долей, не оформившие своих прав на земельные доли в установленном законом порядке, не могут направлять указанные возражения.
         Указанные возражения являются основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
         Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления на утверждение общему собранию участников долевой собственности по истечении трех месяцев с момента публикации указанного списка.
         Следует отметить, что органы местного самоуправления, по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, не наделен полномочиями по созыву общего собрания участников долевой собственности, но в праве обратиться в сельскохозяйственные организации, использующие этот земельный участок, с предложением о созыве общего собрания.
         С момента утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли сведения, о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
         В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях (в том числе если общее собрание не созывалось), орган местного самоуправления вправе утвердить такой список самостоятельно. Указанный список утверждается решением органа местного самоуправления поселения или городского округа в соответствии с его компетенцией.
         Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
         При признании судом права муниципальной собственности поселения или городского округа на невостребованные земельные доли права собственников указанных земельных долей прекращаются. Право муниципальной собственности поселения или городского округа подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
          В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.
          Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав.
          Государственная регистрация прав муниципального образования на муниципальное недвижимое имущество проводится без взимания государственной пошлины.
          Государственная регистрация проводится в срок не более 10 рабочих  дней.
          К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно:
          1. Документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя (доверенность).
          2.  Правоустанавливающие документы.
          В рассматриваемом случае основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество является вступивший в законную силу судебный акт.

 

Главная / Администрация / Комитеты и отделы / Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами / Новости / Новости

Невостребованные земельные доли

Невостребованные земельные доли

С 01.07.2011г вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2010г № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее настоящий Федеральный закон), данный Федеральный закон затрагивает Федеральные законы № 101-ФЗ от 24.07.2002г «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»., «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Земельный кодекс РФ и ряд других законодательных актов, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Принятый настоящий Федеральный закон изменяет процедуру выдела земельных участков в счет земельных долей, порядок предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, принудительного изъятия участков земель сельскохозяйственного, назначения, расширяет полномочия общего собрания участников долевой собственности, устанавливает особенности государственной регистрации прав на земельную долю.

Невостребованные земельные доли

Закон также содержит принципиально новое правило регулирования в отношении невостребованных земельных долей. Органы местного самоуправления поселения согласно закону получили дополнительные полномочия и, отныне являются заинтересованной стороной по оформлению и дальнейшей продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Настоящим Федеральным законом введена ст.12.1 по невостребованным земельным долям, согласно которой орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и опубликовывают его в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещают на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее, чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список также размещается на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности, с даты утверждения списка, земельные доли сведения о которых включены в указанный список признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течении четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить список самостоятельно и обратиться в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в  установленном ст.12.1 Закона порядке невостребованными.

Согласно ст.13 настоящего Федерального закона, земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки  и земельные участки худшего качества.

Образование земельного участка согласно настоящего Федерального закона осуществляется на основании соответствующего решения общего собрания участников долевой собственности.

В соответствии с п.3 ст.14 настоящего Федерального закона участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:
• о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;
• об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;
• об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;
• об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;
• об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;
• о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности (подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности на основании п.4 ст.14 Закона) действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее — уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;
• об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;
• об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;
• об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.

Порядок проведения общего собрания участников долевой собственности определен ст.

14.1. настоящего Федерального закона.

Расширены полномочия органов местного самоуправления поселения  или городского округа по отношению к общему собранию собрания участников долевой собственности. Они организуют проведение общего собрания и подтверждают полномочия представителя собственников, действующего без доверенности. Уточнено количество участников, необходимых для кворума и принятия решений, и определен порядок оценки долей для подсчета голосов участников долевой собственности при принятии решений общим собранием.

В соответствии с п.3 ст.19.1 настоящего Федерального закона если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан:
1) провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
2) обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков;
3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
4) Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обязан предоставлять бесплатно сведения, необходимые для подготовки проекта межевания земельных участков, в том числе сведения, запрошенные им из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, при наличии следующих условий:
1) принятие общим собранием решения о подготовке проекта межевания земельных участков;
2) принятие общим собранием решения о лице, указанном в подпункте 6 пункта 3 статьи 14 настоящего Федерального закона;
3) заключение договора на подготовку проекта межевания земельных участков.

Таким образом, законодатель значительно конкретизировал многие положения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Внесенные изменения преследуют две цели.
Первая — увеличить оборот земель через передачу земель из муниципальной собственности пользователям и приобрести невостребованные земельные доли в муниципальную собственность органов местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения   земельного участка, снять ограничения на использование выделяемого земельного участка.
Вторая — упорядочить управление долевой собственностью общим собранием собственников, значительно урегулировав саму процедуру и передав ее под контроль органам местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения  земельного участка.

Возврат к списку

Невостребованные земельные доли

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *