Каждый день люди привыкли смотреть телевизор, готовить на электрической плите, использовать другие электроприборы, включать свет. Жизнь обычного человека немыслима без электричества. Однако за его использование надо исправно платить. В противном случае последует отключение электроэнергии за неуплату.
При какой задолженности его отключает? Предусмотрен ли штраф за самовольное подключение? На эти и другие вопросы по данной теме можно найти ответы в этой статье.

Закон об отключении электричества за неуплату

Многочисленными нормативными актами сфере ЖКХ предусматривается бесперебойное качественное предоставление собственникам (нанимателям) жилых помещений различных коммунальных услуг. Произвольный отказ от поставки необходимых для нормальной жизни человека ресурсов, в том числе, электричества, не допускается.

Однако в законодательстве определено, в каких случаях можно ограничивать (прекращать) подачу этого ресурса.

Основными нормативными актами в этой сфере являются:

  • Постановление Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • а также, Постановление № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Кто может отключать электричество

Согласно положениям указанных выше актов, при наличии законных оснований, исполнитель может ограничивать (прекращать) предоставление различных коммунальных услуг. Под исполнителем в данном случае понимается организация, предоставляющая потребителям те или иные ЖКУ.

Электричество поставляется в дома энергоснабжающими организациями.

Имеют ли право отключать свет УК

Договоры на поставку электроэнергии могут заключаться потребителями не напрямую с поставщиками этого ресурса. Фактически при управлении многоквартирными домами УК или ТСЖ, ЖСК, именно они будут заключать договоры с поставщиками.

Таким образом, исполнителем данной услуги будет выступать то лицо, с кем заключался договор на энергоснабжение.

Принимать меры к неплательщикам может и управляющая компания, главное, установить с кем заключался договор.

Основания для отключения

Законодательством не допускается самовольное отключение электрической энергии поставщиком. В Постановлениях № 354 и 442 четко прописаны все возможные основания для отключения электроэнергии.

Условно их можно объединить в три группы:

  • по соглашению сторон (потребитель и энергосбытовая компания или УК);
  • по независящим от потребителей причинам (аварийные и чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, ремонтные и профилактические работы);
  • по зависящим от потребителей причинам (имеется коммунальный долг, неудовлетворительное аварийное состояние приборов и сетей, иное нарушение обязательств потребителем).

Минимальный размер задолженности для отключения — 2 месяца

Одной из самых частых причин для отключения электричества является долг за свет. В связи с этим, у многих потребителей закономерно возникает вопрос, при какой задолженности отключают электроэнергию.

Ответ на него содержится в пункте 118 Постановления № 354.

Такая мера, как отключение света, может быть принята в отношении неплательщика, имеющего долг более, чем за два месяца платы за электричество. ⇐

Определенный законом порог отключения не может изменяться в произвольном порядке.

Как по правилам отключается электричество, предупреждения

Отключение электроэнергии за неуплату может производиться только в установленном порядке. Только при его соблюдении отключение света может считаться законным. За какой долг могут оставить без электричества мы уже выяснили. Теперь необходимо выяснить, когда происходит отключение и должны ли предупреждать об этом потребителей.

Положения Постановления № 354 гласят, что при отключении из-за неуплаты предупреждать жильцов о предстоящем отключении нужно обязательно.

Сделать это можно несколькими способами:

  • посредством личного вручения под расписку;
  • заказным письмом (с уведомлением);
  • в счете за ЖКУ;
  • по телефону;
  • по электронной почте;
  • через личный кабинет плательщика в системе в ГИС ЖКХ,

Правила отключения предусматривают, что после получения соответствующего уведомления, у должника есть двадцать дней на погашение долга. Если погашения не произошло, то может вводиться ограничение на электроэнергию для неплательщика. Когда технической возможности для ограничения нет, то сразу отключают свет. Если в течение десяти дней после ограничения оплата не поступила, то также могут произвести отключение электричества.

Процедура приостановления подачи этого ресурса не должна причинять вред остальным жильцам дома, приводить к повреждению общего имущества.

Отключать свет без предупреждения могут при угрозе аварий, стихийных бедствиях, ремонтных работах.

Составление акта при отключении электроэнергии

При непосредственном отключении электричества должен быть составлен акт об этом. Этот документ составляется в трех одинаковых экземплярах. В нем необходимо указать, адрес помещения, ФИО потребителя, какие действия произведены и когда, номер счетчика и его последние показания, а также на каком основании и на сколько отключается свет.

При наличии возражений потребитель может сделать пометки об этом прямо в акте. Документ подписывается и один из экземпляров оставляется жильцам квартиры. Ниже представлен образец акта об отключении от электроэнергии.

Скачать образец акта об отключении электроэнергии. ⇐

Отключение электроэнергии юридическим лицам

С отключением света у граждан все ясно. Но могут ли приостанавливать подачу электричества юридическим лицам. Различные организации также являются потребителями отдельных коммунальных услуг. Поэтому в Постановлении № 442 такая возможность предусмотрена.

В этом случае также не обойтись без уведомления о предстоящем ограничении электричества. Правда для организаций оно направляется за десять дней до планируемого отключения.

Самовольное подключение и ответственность за него

Как бы ни хотелось ускорить подключение электричества, не стоит прибегать к нелегальным методам. Самовольное подключение света может повлечь массу неблагоприятных последствий.

Во-первых, если самостоятельно копаться в счетчиках, щитовых, то можно получить удар током или что-нибудь испортить. От соседей тянуть провода, удлинители тоже не стоит.

Во-вторых, такие действия могут быть выявлены. А к нарушителям будет применена ответственность. В этом случае административный кодекс устанавливает штрафы в размере от полутора до двух тысяч рублей для граждан, от тридцати до сорока тысяч для лиц юридических.

Куда обращаться для подключения

Оставаться без света долго никому не хочется. Поэтому встает вопрос, куда обращаться и что делать для его подключения. Самым верным способом вернуть электричество является погашение долга. При отсутствии возможности единовременной, потребители имеют право просить о рассрочке оплаты долга на полгода. С документами, свидетельствующими об оплате или рассрочке, нужно обратиться к исполнителю коммунальных услуг для подключения электричества. Следует знать, что эта услуга является платной.

После получения заявки электрик приходит домой, снимает пломбы со счетчика и составляет акт уже о включении электричества. Постановлением № 354 указывается, через сколько дней должно произойти подключение.

Незаконное отключение электроэнергии

Не всегда порядок отключения электричества соблюдается как следует. Важно следовать установленным правилам о размере задолженности для отключения, уведомлении потребителя об отключении. Если произведено незаконное отключение, то можно подать жалобу на ЖЭУ или УК в жилищную инспекцию, антимонопольные ораны, прокуратуру, суд.

Если отключение было незаконное, то виновные в этом лица получат штраф.

В суде рассматривается большое количество таких споров. Судебная практика свидетельствует о том, что для их решения нужно установить размер долга, соблюдение порядка отключения электрической энергии.

Как видим, за неуплату счетов за электричество как юридических лиц, так и физических лиц могут оставить без электричества. Главное, чтобы при этом были соблюдены все правила отключения электричества. За незаконное отключение, самовольное подключение предусматривается ответственность.

Энергосбытовые компании не будут взимать с потребителей штрафы и пени при просрочке платежей за электроэнергию менее трех месяцев, рассказал в интервью телеканалу «Россия 24» заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак.

«Вышло постановление Правительства РФ, которое обязывает сбытовые компании не взимать дополнительные штрафы и пени с потребителей, которые имеют просрочку в платежах менее трех месяцев. Если сейчас люди уходят на вынужденный карантин, они могут немного позже заплатить за электроэнергию, никакие штрафы и пени с них взиматься не будут», — рассказал Евгений Грабчак.

Заместитель Министра также отметил, что Минэнерго не фиксирует существенных изменений в потреблении электроэнергии в стране в связи с ограничениями, принятыми предприятиями для нераспространения коронавирусной инфекции.

«В целом электропотребление осталось на том же уровне, что и было. Надо понимать, что энергосистема привыкла менять режимы потребления. В рабочие дни в основном загружены промпредприятия, офисы, в выходные дни промышленная нагрузка снижается и больше идет бытовая нагрузка. Сейчас мы видим что-то среднее пока между нагрузкой энергосистемы выходных и будних дней. В выходной она примерно на 3-4% меньше в целом по энергосистеме и в принципе по Московскому региону, чем в рабочий день. Сейчас эти колебания порядка 1,5-2%», — пояснил Евгений Грабчак.

Злостному неплательщику за коммуналку отрезали подачу электроэнергии. Он пожаловался, что его об этой неприятности не поставили в известность, и энергетикам велели возобновить подачу света. И все из-за того, что они неправильно уведомили должника. А как правильно это сделать? На этот вопрос и ответил Верховный суд РФ. Проблема долгов по ЖКХ — одна из самых тяжелых, и это признается уже на государственном уровне. По данным министерства строительства и ЖКХ, на начало этого года общий размер долга перед ресурсоснабжающими организациями составляет 1,238 триллиона рублей. Из них 750 миллиардов — это долги населения. Остальное накопили управляющие компании. И должникам, как и тем, кто поставляет услуги ЖКХ, надо четко знать свои законные не только обязанности, но и права.

Просто так, без предварительного предупреждения отключить гражданину- неплательщику коммунальную услугу не так просто, как это кажется на первый взгляд. Существует в такой ситуации некий законный алгоритм действий для организаций, которые поставляют коммунальные услуги и которым человек задолжал. Несоблюдение всех необходимых пунктов предупреждения чреваты тем, что коммунальную услугу заставят поставлять, несмотря на имеющийся долг.

Обычно должнику по почте отправляется заказным письмом предупреждение, что если он не погасит образовавшийся долг, то останется, как в нашем случае, без света. Предупреждение идет по почте и с обязательным уведомлением о вручении гражданину-должнику.

Без письменного предупреждения, отключить коммунальную услугу неплательщику не так просто, как кажется на первый взгляд

В нашем случае такое письмо «счастья» адресатом получено не было. И письмо, пролежав на почте положенный срок, было возвращено отправителю. Так вот главное — по мнению Верховного суда РФ, это «не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги».

Проще говоря, если человек такого предупреждения не получил, то и отключать ему коммунальную услугу нельзя. Подчеркнем — неполученным считается письмо независимо от причин, по которым корреспонденцию получатель не забрал.

Именно к такому выводу пришел Верховный суд РФ, рассматривая жалобу некой ресурсоснабжающей организации. Она ограничила своему должнику неоплаченную коммунальную услугу. А должник нажаловался в местный орган жилнадзора, который предписал возобновить потребителю подачу коммунальной услуги по электроснабжению, потому что свет ему выключили «без надлежащего уведомления потребителя за 20 суток».

Поставщики электроэнергии пыталась обжаловать такое, незаконное, на его взгляд, предписание в местном суде.

Там энергетики объясняли, что должнику заказным письмом было отправлено уведомление о задолженности и о возможном «ограничении режима потребления электрической энергии». Это они подтвердили, предъявив суду реестр почтовых отправлений с отметкой почтового отделения.

Судя по отчету об отслеживании отправления, письмо прибыло в место вручения. И 1 сентября была сделана неудачная попытка вручения, почтовое отправление выслано отправителю.

«Ограничение режима потребления электрической энергии» — проще говоря, отключение света — произошло12 сентября .

Районный суд признал предписание жилнадзора незаконным, так как энергетики «не обеспечили получение потребителем соответствующего предупреждения» о предстоящем ограничении подачи коммунальной услуги. Как подчеркнул местный суд, доказательства, подтверждающие факт получения потребителем предупреждения, в материалах дела отсутствуют.

А отсюда вывод — значит, ограничение потребления электрической энергии проведено без соблюдения прописанного в соответствующем законе 20-дневного срока, который начинает отсчитываться с момента получения потребителем предупреждения.

Следующая же инстанция — апелляционный суд, — напротив, сочла предписание энергетикам незаконным, так как, по данным Почты России, уведомление было доставлено 31 июля, но не было ему вручено. А в соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса РФ, уведомления или «иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю».

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило гражданину, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Следовательно, сделал вывод Верховный суд, двадцатидневный срок на отключение коммунальной услуги, надо считать именно с даты доставки почтой уведомления потребителю. А отсюда вытекает, что срок соблюден, предписание энергетикам включить свет — незаконное.

Окружной суд посчитал, что применять статью 165.1 Гражданского кодекса РФ в нашем случае нельзя, так как правоотношения по обеспечению коммунальными услугами находятся в сфере регулирования жилищного законодательства и Закона «О защите прав потребителей». А вот нормы гражданского законодательства в части защиты потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.

Еще один важный момент — пункт 119 Правил N 354 содержит специальный порядок уведомления должника и требует факта личного вручения почтового уведомления. Сам по себе факт направления в адрес потребителя предупреждения заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено, причем независимо от причин неполучения, и возвращено отправителю, не свидетельствует, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.

Значит, 20-дневный срок не соблюден, а предписание включить свет соответствует закону.

Неуплата за электроэнергию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *