Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит положения, которые обязывают образовательные учреждения заботиться о здоровье обучаемых и проводить работу по расследованию и учету несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации и профилактике несчастных случаев.

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся.

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Заведующий ДОУ должен утвердить приказом положение о расследовании и учете несчастных случаев с воспитанниками. Все сотрудники ДОУ обязаны руководствоваться этим положением.

Расследование и учет несчастных случаев в ДОУ

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность»:

1. О каждом несчастном случае, происшедшем с учащимся или воспитанником, пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно извещает непосредственного руководителя учебно-воспитательного процесса, который обязан:

  • срочно организовать первую доврачебную помощь пострадавшему и его доставку в здравпункт (медсанчасть) или другое лечебное учреждение, самостоятельно не предпринимать никаких действий по оказанию медицинской помощи при серьезных травмах, не давать никаких лекарственных препаратов из своих мини-аптечек, выполняются действия только в рамках оказания первой доврачебной помощи (при условии обязательного ежегодного обучения и прохождения инструктажа по оказанию первой доврачебной помощи);
  • сообщить о происшедшем заведующему ДОУ (или лицу, его замещающему), в отдел охраны труда (при наличии такового);
  • сохранить до расследования обстановку места происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии).

2. Заведующий ДОУ обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, сообщить о происшедшем несчастном случае в вышестоящий орган управления образованием, родителям пострадавшего или лицам, представляющим его интересы, и запросить заключение из медицинского учреждения о характере и тяжести повреждения у пострадавшего.

3. Заведующий ДОУ должен немедленно издать приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая в составе: председатель комиссии — руководитель учреждения, члены комиссии — представители администрации, отдела охраны труда, педагогического коллектива. Число членов комиссии должно быть не менее трех. Лица, непосредственно проводившие учебные занятия (мероприятия) и (или) осуществлявшие руководство за безопасным проведением данных учебных занятий (мероприятий), во время которых произошел несчастный случай с воспитанниками, в состав комиссии не включаются.

4. Комиссия образовательного учреждения по расследованию несчастного случая обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение о пострадавшего.
Сроки расследования групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев составляют 15 календарных дней с момента происшествия. При определенных обстоятельствах срок расследования группового, тяжелого и смертельного случая с обучающимися в образовательной организации может быть продлен до 30 календарных дней.

Объяснительные записки прикладываются в папку с материалами по расследованию несчастного случая. Опрос детей до 14 лет проводится с разрешения родителей, в присутствии психолога.

Порядок работы комиссий при расследовании несчастного случая с воспитанниками

Комиссия по расследованию несчастного случая обязана:
а) получить письменное объяснение должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие), во время которого произошел несчастный случай, лица, на которое было возложено обеспечение соблюдения безопасных условий проведения учебного занятия или мероприятия;
б) составить протокол опроса очевидцев несчастного случая, должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие) в ДОУ (см. Приложение 2);
в) запросить в медицинской организации медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая и степени их тяжести или заключение о причине смерти;
г) составить протокол осмотра места несчастного случая (см. Приложение 3), схему места несчастного случая, произвести по возможности фотографирование или видеосъемку;
д) изучить документы, характеризующие условия осуществления образовательной деятельности, проводимого учебного занятия (мероприятия);
е) ознакомиться с инструкциями, положениями, приказами и другими актами, устанавливающими меры, обеспечивающие безопасные условия проведения образовательной деятельности, и ответственных за это лиц;
ж) составить акт о расследовании несчастного случая с воспитанниками (см. Приложение 4).

Акт о расследовании несчастного случая с воспитанниками составляется в трех экземплярах и не позднее трех рабочих дней после завершения расследования утверждается заведующим ДОУ и заверяется печатью данной организации.
Первый экземпляр акта о расследовании несчастного случая с воспитанником выдается родителям (законному представителю) несовершеннолетнего пострадавшего.
Второй экземпляр акта о расследовании несчастного случая с воспитанником вместе с материалами расследования хранится в ДОУ, в течение сорока пяти лет.
Третий экземпляр акта о расследовании несчастного случая с воспитанником вместе с копиями материалов расследования направляется в управление образования.
Информация о несчастном случае регистрируется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в журнале регистрации несчастных случаев с воспитанниками.

Акт о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом с воспитанниками составляется в двух экземплярах (см. Приложение 5).
Первый экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом с обучающимся вместе с материалами расследования хранится в управлении образования.
Второй экземпляр акта о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом с воспитанником с копиями материалов расследования хранится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой произошел групповой несчастный случай либо несчастный случай со смертельным исходом, в течение сорока пяти лет.
Информация о групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом регистрируется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в журнале регистрации.
Копии акта о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом с обучающимся в течение трех рабочих дней после его регистрации направляются:
— пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу);
— органам местного самоуправления;
— Минобрнауки России (по запросу);
— в территориальный орган МВД России.

Рекомендации по составлению и заполнению акта о несчастном случае

Ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, составление акта о несчастном случае, разработку и выполнение мероприятий по устранению причин несчастного случая несет руководитель образовательного учреждения, где произошел несчастный случай.

При заполнении пункта «Учреждение, класс (группа), где обучается (воспитывается) пострадавший» необходимо указывать возрастную группу, а не только ее номер или название.

В сведениях о проведенных мероприятиях в плане воспитательно-образовательной работы воспитателя также должно быть отражено, что с детьми проводилась, например, беседа о правилах поведения на прогулке или оговаривались правила подвижной игры.

При подробном описании обстоятельств происшедшего несчастного случая необходимо указывать на события, предшествующие ему, а также подробно останавливаться на вопросах оказания доврачебной помощи.

Причиной несчастного случая чаще всего является недостаточный контроль со стороны воспитателя. Мероприятия по устранению причин в обязательном порядке включает в себя внеплановый инструктаж с педагогами. Если педагогу объявлено административное взыскание, это тоже необходимо отразить в акте.

При заполнении пункта о последствиях несчастного случая указывается предварительный диагноз, параллельно делается запрос в медицинское учреждение, где ребенок проходит лечение. В акте отмечается, что ребенок освобожден от занятий с момента получения травмы по настоящее время, так как акт должен быть составлен в течение трех дней и в это время ребенок еще находится на лечении.

После того как воспитанника учреждения выпишут, а родители принесут справку из больницы с указанием поставленного врачом диагноза, необходимо направить в управление образования сообщение о последствиях несчастного случая и принятых мерах (форма 8 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.02 № 73), копию справки. Сообщение готовится в трех экземплярах, так как подшивается к каждому экземпляру акта.

Приложение N 4
к Порядку расследования и учета
несчастных случаев с обучающимися
во время пребывания в организации,
осуществляющей образовательную
деятельность, утвержденному приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации
от 27 июня 2017 г. N 602

УТВЕРЖДАЮ

(подпись, ФИО руководителя организации,

осуществляющей образовательную деятельность

МП __________________________________

(дата)

АКТ N ___________

о расследовании несчастного случая с обучающимся

1. Дата и время несчастного случая________________________________________________

(час, число, месяц, год)

2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность: _____________________

(наименование, адрес (место нахождения), фамилия, имя, отчество учредителя

3. Комиссия по расследованию несчастного случая с обучающимся в организации, осуществляющей образовательную деятельность в составе:

Председателя комиссии:

_____________________________________________________________________________,

(ФИО руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность)

/членов/_____________________________________________________________________,

(ФИО занимаемая должность, место работы

4. Сведения о пострадавшем:

фамилия, имя, отчество (при наличии)_____________________________________________

пол (мужской, женский)_________________________________________________________

дата рождения _________________________________________________________________

класс, группа, курс _____________________________________________________________

5. Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица, проводившего учебное занятие или мероприятие или ответственного за проведение мероприятия, во время которого произошел несчастный случай

6. Сведения о проведенных мероприятиях по предупреждению травматизма с

пострадавшим_________________________________________________________________

7. Место несчастного случая _____________________________________________________

(краткое описание места несчастного случая (аудитория, лаборатория, класс, прочее) с указанием опасных и (или) вредных факторов со ссылкой на сведения, содержащиеся в акте смотра места несчастного случая, оборудования, использование которого привело к несчастному случаю (наименование, тип, марка, год выпуска, организация — изготовитель) (при наличии)

8. Обстоятельства несчастного случая _____________________________________________

краткое изложение обстоятельств, предшествовавших несчастному случаю, описание событий и действий пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, и другие сведения, установленные в ходе расследования)

9. Характер полученных повреждений здоровья ____________________________________

(на основании медицинского заключения)

10. Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или

токсического опьянения_________________________________________________________

(нет, да — указать состояние и степень опьянения в соответствии с результатом освидетельствования, если не проводилось — указать)

11. Очевидцы несчастного случая_________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

12. Причины несчастного случая__________________________________________________

(указать основную и сопутствующие причины несчастного случая)

13. Несчастный случай ____________________________с образовательной деятельностью.

(связан/не связан — указывается соответствующее)

14. Лица, допустившие нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных актов, явившихся причинами несчастного случая:

(ФИО должности (профессии) с указанием статей, пунктов законодательных, иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, предусматривающих их ответственность за нарушения, явившиеся причинами несчастного случая, указаннымив пункте 12 настоящего акта)

15. Мероприятия по устранению причин несчастного случая

N п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Исполнитель

Отметка о выполнении

Председатель комиссии ______________________________ _____________

(подпись, расшифровка подписи) (дата)

Члены комиссии: _____________________________ _______________

(подпись, расшифровка подписи) (дата)

Добрый день. Если ребенок получил травму в детском саду, то медсестра оказывает доврачебную помощь, при её отсутствии – воспитатель, заведующая, иные сотрудники сада;

— о случившемся немедленно сообщается
родителям с их одновременным вызовом в сад, а также вызывается скорая
помощь. Без разрешения родителей сотрудники не вправе везти ребёнка в
травмпункт. Если родители самостоятельно везут ребёнка в травмпункт, они
решают, необходимо ли присутствие работников сада;

— в травмпункте ребёнку оказывается
медицинская помощь, даётся направление к участковому хирургу, а дальше
стандартная процедура прохождения лечения и медицинского наблюдения.
Кроме этого, в травмпункте должны предложить родителям подписать отказ от
претензий к детскому саду. Если вы отказываетесь подписывать отказ, то
медучреждение обязано направить сведения о несчастном случае в полицию,
которая, в свою очередь, должна провести проверку и решить вопрос о
возбуждении уголовного или административного дела.

Детский сад, также должен провести проверку несчастного случая, для этого:

— виноватый воспитатель/нянечка пишет объяснительную;

— создаётся комиссия для внутреннего расследования причин травмы и составляется акт о несчастном случае;

— заведующая ставит в известность отдел
образования о несчастном случае,

— издаётся приказ о привлечении
воспитателя к дисциплинарной ответственности, которая может выразиться и
в увольнении, в зависимости от серьёзности происшедшего.

Если же первая медицинская помощь не
была оказана ребёнку, факт травмы был скрыт от родителей и сад отказывается проводитьпроверку несчастного случая, родителям необходимо обратиться с заявлением в
прокуратуру, которая проверит действия сотрудников сада на наличие
халатности по отношению к ребёнку или оставление его в опасности.

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний.

В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности.

При анализе многочисленных случаев детского травматизма можно заметить его зависимость от пола (мальчики подвергаются воздействию различных травмирующих агентов чаще, чем девочки. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек) и возраста: здесь подразумевается качественный состав всех случаев травматизации.

Так, установлено, что у детей первого полугодия жизни значительно чаще, чем у детей других возрастов, отмечаются случаи попадания в дыхательные пути инородных тел и ранения тканей ротовой полости; это объясняется тем, что в этот период рецепторный аппарат слизистой оболочки ротовой полости является доминирующим, и ребенок тянет в рот все, что ему попадается под руку. В годовалом возрасте большинство детей начинает самостоятельно ходить, что создает предпосылки для падений с невысоких предметов и на ровном месте. В более позднем дошкольном возрасте с развитием некоторой самостоятельности и повышением уровня любопытства значительно возрастает и вероятность не только механических травм, но и электрических, термических, химических ожогов, а также ранений.

Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35 %), травмы при падении (22-20 %), повреждения острыми предметами (18-20 %), термическое воздействие (15-17 %). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.

К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях.

Причины детского бытового травматизма:

— неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

— отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, не огражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);

— недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;

— дефекты воспитания дома, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Причины детского травматизма в ДОУ:

1) На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным песком;

2) На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

3) На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

4) на четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП.

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В работе по профилактике детского травматизма в детском садунеобходимо придерживается следующей системы:

1. Четко выполнять требования безопасности к оснащению территории детского сада:

— оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) должны осматриваться на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Ежедневно должна вестись проверка состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены; игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весенне-осенний период проводить мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.

3. В зимний период проводить мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком.

4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма должен вестись контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводиться проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек).

5. Должны проводиться с детьми беседы по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах.

6. должна вестись работа с родителями т.к. круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 7111;

Несчастный случай в детском саду

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *