Ст. 238 УК РФ запрещает потенциально опасные для здоровья и жизни людей коммерческую и некоммерческую деятельность, связанную с реализацией товаров массового потребления; производство работ для широкого круга лиц и их обслуживание в различных сферах; незаконное оформление и выдачу разрешительных документов на реализацию товаров и услуг, а также использование таких документов.

Уголовно-правовое регулирование в потребительской сфере имеет важное значение для безопасности населения, так как нарушение запретов здесь может повлечь причинение вреда или даже смерти большого числа людей. Такие преступления почти всегда вызывают широкий общественный резонанс.

Основной состав

Анализ структуры и содержания статьи 238 УК РФ позволяет отнести её к числу отсылочных.

Для понимания мысли законодателя, точного толкования и применения нормы необходимо обращаться к Закону РФ «О защите прав потребителей» (с поправками и изменениями, действующими на момент проступка), Гражданскому кодексу РФ, другим законам и подзаконным нормативным актам (постановлениям Правительства РФ, ведомственным правилам и указам и др.).

Объекты посягательств можно условно разделить на:

  1. Основной – отношения по созданию и поддержанию необходимого уровня безопасности для здоровья и жизни человека.
  2. Дополнительный – отношения, возникающие в ходе производственных процессов по созданию товаров массового потребления, их упорядоченному и законному сбыту, качественному выполнению работ и предоставлению услуг населению.

Реализацию небезопасной продукции и оказание услуг ненадлежащего качества УК РФ признаёт опасными потому, что их результатами могут стать эпидемии, эпизоотии, фатальный исход, существенный имущественный ущерб, негативные последствия для репутации добросовестных производителей (подрядчиков) и др.

Статьёй 238 Уголовного кодекса РФ к предметам преступления отнесены:

  • товары и продукция –любые движимые материальные объекты, являющиеся предметами сделок, заключаемых между продавцом и не персонифицированным кругом лиц;
  • работы –деятельность по созданию какого-либо нового предмета (объекта) или качественному изменению его свойств (выполняется, как правило, на возмездной основе по договору подряда – строительство, монтаж и сборка, ремонт квартиры, прокладка и ремонт дорожного покрытия и другое);
  • услуги – деятельность по выполнению заказов и запросов потребителя, не имеющая конечного овеществлённого результата (перевозка пассажиров и грузов, ремонт техники, оказание медицинских услуг врачом и т.д.);
  • официальные документы – свидетельства компетентного государственного органа, выданные с соблюдением установленного порядка и содержащие достоверные сведения о безопасности реализуемых объектов (проводимых работах, оказываемых услугах).

Рассмотренные предметы необязательно должны неизбежно повлечь причинение какого-либо ущерба уголовно охраняемым интересам. Для закона достаточно их несоответствия предъявляемым требованиям безопасности.

Основное разграничение со смежной по содержанию ст. 14.4 КоАП РФ проводится именно по признаку несоблюдения требований безопасности для жизни или здоровья людей. Если нарушаются иные требования, то ответственность будет административной.

Объективная сторона может выражаться в следующем:

  1. В производстве – технологическом процессе изготовления запрещённых веществ.
  2. В перевозке – организации транспортировки.
  3. В хранении – обеспечении продолжительного размещения продукта на какой-либо территории с условиями, подходящими для поддержания необходимого товарного вида и других факторов, влияющих на покупательский интерес.
  4. В сбыте – компенсированной или безвозмездной реализации.
  5. В выдаче документа – оформлении письменного разрешения представителем государства и передачи его для дальнейшего использования по назначению.
  6. В использовании документа – его применении при заключении договоров, предъявлении заказчику (покупателю).

Выдача документа будет считаться неправомерной как при соучастии соответствующего представителя государственного контрольного (надзорного) органа, так ив случаях введения его в заблуждение относительно качественных характеристик товара (работы, услуги) в процессе сертификации.

Признание правонарушения оконченным по основному составу законодатель не ставит в зависимость от факта наступления деструктивных последствий (формальный состав). Криминальный проступок считается свершившимся с момента осуществления перечисленных действий: перевозки, изготовления продукции, приёмки её на хранение, передачи потребителю при реализации, выполнении мероприятий по оговорённым работам или обслуживанию.

Субъектами преступления являются:

  • общие категории – дееспособные возрастом от шестнадцати лет физические лица, которые по роду деятельности или условиям договора обязаны обеспечивать соответствие качества и безопасности товаров (работ, услуг) предъявляемым требованиям;
  • специальные категории – представители государственных органов (учреждений), правомочные выдавать соответствующие официальные разрешения.

Если правонарушителем является лицо, наделённое по роду деятельности властными полномочиями,то представляется целесообразным рассмотреть вопрос о наличии в его действиях признаков других составов – преступлений, посягающих на установленный порядок прохождения государственной службы.

С субъективной стороны рассматриваемое криминальное деяние характеризуется умыслом на совершение действий, перечисленных в диспозиции статьи. При этом обязательно чёткое понимание субъектом, что предназначенный для сбыта продукт (выполняемая работа или оказываемая услуга) представляют потенциальную опасность для жизни или здоровья посторонних.

Цель последующего сбыта влияет на оценку содеянного и является обязательным предметом доказывания при производстве, перевозке или хранении.

Деликты, квалифицирующиеся по ч. 1 ст. 238 УК РФ, отнесены законом к преступлениям небольшой тяжести. За их совершение злоумышленникам может грозить до 2 лет лишения свободы.

Особенности квалифицированных составов

Ст. 238 (ч.2) УК РФ в качестве квалифицирующих предусматривает следующие обстоятельства:

  1. Групповое участие.
  2. Целевое назначение предметов преступления – категория малолетних в возрасте до 6 лет.
  3. Результатом сбыта и других действий стало причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Нюансы участия нескольких лиц в совершении преступных посягательств раскрываются в ст. 35 Общей части УК РФ.

Обособление детских товаров и услуг в качестве отягчающего обстоятельства вызвано как общей политикой государства в сфере охраны институтов семьи и детства, так и уязвимостью детской физиологии – такие деяния способны причинить маленьким детям больший вред.

Тяжкий вред здоровью или смерть человека, ставшие итогом потребления небезопасных товаров (результатов работ, услуг) образуют материальный состав.При такой конструкции обязательно устанавливается и последовательно доказывается взаимосвязь между наступившим последствием и фактом потребления некачественного продукта.

Последняя часть статьи 238 УК РФ предусматривает ещё более строгое наказание в случае смерти двух и более людей. С субъективной стороны отношение к последствиям, как и в предыдущем случае, будет неосторожным (преступник не хотел такого результата,но допускал его возможность либо безрассудно рассчитывал на его предотвращение).

Вторая и третья части рассматриваемой нормы включают санкции за преступления, являющиеся тяжкими,–до шести и до десяти лет изоляции соответственно.

Примеры судебной практики

Б., являясь продавцом розничной продукции ООО и заступив на рабочее место в торговом павильоне, располагая достоверными сведениями о том, что реализуемая неопределённому кругу лиц скумбрия холодного копчения не соответствует требуемому качеству и представляет опасность для здоровья потребителей ввиду истечения сроков хранения, необходимых мер для исключения фактов продажи не приняла.

В нарушение своей должностной инструкции Б. умышленно, с целью дальнейшего сбыта, продолжала хранить на одном из прилавков своего рабочего места скумбрию холодного копчения, признанную заключением ветеринарно-санитарной экспертизы не соответствующей требованиям безопасности жизни и здоровья.

Б. была осуждена по ч. 1 ст. 238 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа.

Г., в рамках осуществляемой им коммерческой деятельности:

  • действовал без получения обязательного специального разрешения;
  • действовал умышленно;
  • с целью дальнейшего сбыта производил систематические закупки у неустановленных лиц нелегальной спиртосодержащей продукции (водки, коньячных изделий), допуская возможную их опасность для здоровья и жизни потребителя.

Приобретаемый фальсификат, признанный согласно заключению экспертизы не соответствующим требованиям безопасности для жизни и здоровья, складировали в принадлежащем Г.ангарном помещении. Вопросами обеспечения сохранности спиртосодержащих жидкостей занимался Ж., с которым Г. вступил в преступный сговор, заблаговременно заручившись его согласием и поддержкой. Впоследствии опасная продукция сбывалась широкому кругу покупателей.

Г. и Ж. осуждены по ч. 2 ст. 238 УК РФ с назначением наказания в виде 3 и 2 лет условного лишения свободы соответственно.

Д., являясь руководителем ООО, спецификой деятельности которого были монтаж и техническое обслуживание систем пожарной безопасности, допуская возможность наступления последствий в виде смерти двух и более лиц в результате некачественных работ, нарушая условия договора с ООО, произвёл в помещении спортивного комплекса не соответствующие требованиям безопасности жизни и здоровью работы по монтажу неисправной системы пожарной безопасности.

Впоследствии в ходе пожара, по причине неисправностей системы дымоудаления, ставших следствием преступного поведения Д., в спортивном комплексе погибли З., М и Р., причиной смерти которых, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, стало острое отравление продуктами горения.

Д. осуждён по ч. 3 ст. 238 УК РФ к 2 годам лишения свободы.

Жилищно-коммунальное хозяйство является важной областью социальной и экономической структур общества. Качество ее работы на основе существования в этой сфере всех форм собственности дает возможность организовать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ.

При этом, качество услуг, предоставляемых гражданам организациями ЖКХ, как управляющими компаниями, так и ресурсоснабжающими организациями далеко не всегда отвечают требованиям качества, которые устанавливает закон, и которые ожидает потребитель.

Потребитель услуг ЖКХ имеет право на получение услуг надлежащего качества.

По сути, жилищно-коммунальные услуги – это такой же сервис, как и любой другой: мы получаем их от поставщика, платим при этом деньги в соответствии с установленными тарифами, а, следовательно, вправе рассчитывать на то, что услуги будут качественным.

Можно ли не платить за некачественные коммунальные услуги?

Некоторые собственники жилья отказываются оплачивать ЖКХ, если услуги ЖКХ оказываются некачественно. Однако подобная практика может привести лишь к худшему: качество услуг таким образом не повысить, а долг за просрочку будет только возрастать. При этом действующее законодательство защищает потребителя, и даёт ему возможность снизить затраты на некачественные услуги. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Жилищное право и закон о защите прав потребителя гарантирует потребителю право на снижение стоимости услуг ЖКХ в тех случаях, когда они предоставляются не в полном объеме или не соответствуют существующим нормам.

Таким образом, если вам предоставляют некачественные жилищно-коммунальные услуги – вы имеете право потребовать перерасчета оплаты.

Какие требования к качеству услуг ЖКХ устанавливает закон

Отопление

Подача тепла должна осуществляться круглосуточно бесперебойно в течение отопительного периода. Отопление должно обеспечивать надлежащую температуру в помещениях. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы.

Аналогичные последствия предусмотрены в случае превышения допустимой продолжительности перерыва в предоставлении отопления. Допустимая продолжительность перерыва отопления составляет не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры.

Отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается. В противном случае потребитель освобождается от оплаты коммунальной услуги по отоплению за весь расчетный период предоставления последней с отклонениями в давления.

Отключать отопление представители управляющей компании могут, придерживаясь следующих норм:

  • если температура воздуха в квартирах выше +12 °C, то отключение отопления не должно превышать 16 часов;
  • когда температура воздуха в квартире колеблется в промежутке +10 – +12 °C, отключение отопления не должно превышать 8 часов;
  • если температурный диапазон в квартире составляет +8 – +10 °C, то отопление должно быть отключено не более, чем на 4 часа.

Электричество

Электроснабжение потребителей должно осуществляться бесперебойно круглосуточно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа – при наличии 1 источника питания. В случае превышения допустимой продолжительности перерыва в электроснабжении плата снижается на 0,15% за каждый час. Такое же последствие предусмотрено в случае предоставления электрической энергии с отклонением напряжения и частоты электрического тока (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92).

Газ

Газоснабжение должно осуществляться бесперебойно, круглогодично. Допустимая продолжительность перерыва газоснабжения – не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца. В случае перерыва газоснабжения большей продолжительности, чем это установлено правилами, размер оплаты подлежит снижению на 0,15 % в час.

Подаваемый газ должен по своим свойствам соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 5542-87). При несоответствии свойств подаваемого газа требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании потребитель освобождается от оплаты данной услуги за весь период предоставления газа с отклонениями по свойствам.

Еще один важный для газоснабжения показатель это давление предоставляемого газа, которое должно составлять в норме от 0,0012 МПа до 0,003 МПа. Отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается. При давлении, отличающемся от установленного не более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,1 %. При давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 % потребитель освобождается от внесения платы за весь расчетный период предоставления услуги ненадлежащего качества.

Водоснабжение и водоотведение

Холодное водоснабжение

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, определены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. № 24 и введенными в действие с 1 января 2002 г., а также санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10; санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1116-02», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 марта 2002 г. № 12.

Холодное водоснабжение должно быть доступно собственникам помещений многоквартирного дома круглогодично. При этом, общая продолжительность перерывов в подаче холодной воды в течение месяца не должна превышать 8 часов, а единовременное отключение от холодного водоснабжения не должно превышать 4 часа подряд. Оба случая допустимы только при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения. В случае перерыва предоставления холодной воды большей продолжительности, чем это установлено правилами, размер оплаты подлежит снижению на 0,15 % в час.

Также холодная вода должна предоставляться надлежащего качества по составу (соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01) и давлению подачи. В случае, если холодная вода предоставляется ненадлежащего качества по составу, потребитель освобождается от оплаты такой коммунальной услуги за весь период предоставления последней ненадлежащего качества по составу. В случае если холодное водоснабжение имеет отклонения по давлению подачи, то уменьшение платы осуществляется в зависимости от степени отклонения. Отклонение давления подачи до 25 % влечет уменьшение оплаты на 0,1% за весь период подачи холодной воды с отклонением давления, а отклонение давления подачи холодной воды более чем на 25 % влечет за собой освобождение потребителя от уплаты за данную коммунальную услугу.

Горячее водоснабжение

Нормативы качества воды подаваемой населению по присоединенной сети установлены СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 года № 20.

Санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на:

  1. предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila;
  2. минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась;
  3. предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.

Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Поскольку при нагревании воды увеличивается вероятность накипи на внутренней поверхности трубопроводов, а также скорость коррозионных процессов, вода для горячего централизованного водоснабжения должна отвечать следующим требованиям:

  • Содержание кислорода, растворённого в жидкости, должно быть в пределах 0,1 мг/л.
  • Концентрация взвешенных примесей допускается не более 5 мг/л жидкости.
  • Временная жёсткость воды должна быть в норме 1,5 мг/л.
  • Общее водородное число допускается в пределах 8,3-8,5 рН.
  • Концентрация железистых соединений может быть не более 0,3 мг/л.
  • Окисляемость водной среды допускается равной 6 мг/л.
  • Не должны обнаруживаться свободные частицы углекислого газа.

Горячее водоснабжение должно осуществляться круглогодично. Допустимая продолжительность перерывов такая же как и для холодного водоснабжения, но в случае если авария произошла на тупиковой магистрали перерыв может составлять до 24 часов. Кроме того, допустим перерыв в подаче коммунальной услуги в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения. В случае сверхдопустимого перерыва в предоставлении данной коммунальной услуги уменьшение оплаты осуществляется на 0,15% в час.

Горячая вода, как и холодная, должна предоставляться надлежащего качества по составу (СанПиН 2.1.4.2496-09) и давлению подачи. Последствия предоставления горячей воды ненадлежащего состава и свойств, а также подачи горячей воды с отклонениями давления аналогичны тем, что предусмотрены для холодного водоснабжения в таких случаях. Давление в системах холодного или горячего водоснабжения измеряется в часы утреннего максимума (с 7.00 до 9.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00).

Водоотведение

Допустимая продолжительность перерыва водоотведения составляет не более 8 часов суммарно в течение 1 месяца или 4 часа единовременно (в том числе при аварии). За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва водоотведения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 %.

Вывоз мусора

Вывоз должен осуществляться:

  1. в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток,
  2. в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Отклонения от такого графика могут составить:

  • не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
  • не более 48 часов единовременно — при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже;
  • не более 24 часов единовременно — при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.

За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение от графика вывоза, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 %.

Как защитить права потребителя ЖКУ

Какие права есть у потребителя ЖКУ

В соответствии с пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах потребитель услуг ЖКХ имеет право на:

  1. получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества;
  2. снижение платы за жилищные и коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленный срок;
  3. получение от исполнителя сведений о правильности начисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги;
  4. требовать от исполнителя возмещение убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае неудовлетворения исполнителем законных требований потребитель вправе обратиться в суд Такие вопросы могут быть рассмотрены только судом по правилам гражданского судопроизводства, установленным ч. 1 ст. 11 Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» для защиты своих прав и взыскания с исполнителя понесенных расходов и убытков потребители вправе обратиться в суд по своему выбору по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя на оказанные услуги (работы) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, получение информации об услугах (работах), об их исполнителе.

В соответствии со статьёй 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан потребителю оказать услугу, качество которой соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Что делать в случае некачественных услуг

Для начала необходимо обязательно зафиксировать факт некачественного предоставления услуги, поэтому если Вы обнаружили, что какая-либо услуга не соответствует установленному качеству – Вы должны сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя услуг (УК, ТСЖ, ЖСК).

Зачастую организации управляющие домом ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязательства по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома либо ненадлежащим образом оказывают жилищно-коммунальные услуги и при этом игнорируют жалобы потребителей (отказываются составлять акты на недопоставку услуг).

В таких случаях важно знать, что:

  1. Оставление заявки (обращения) потребителя без рассмотрения является доказательством нарушения исполнителем прав потребителя;
  2. Потребитель может составить акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ и заверить данный акт подписями членов совета многоквартирного дома, соседями.

Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги является акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества.

При этом последовательность действий следующая:

  • потребитель, обнаружив факт нарушения качества коммунальной услуги, уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя (при этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги);
  • сотрудник аварийно-диспетчерской службы, если ему известны причины нарушения качества коммунальной услуги, обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. Если причины нарушения качества коммунальной услуги ему неизвестны, то он согласовывает с потребителем точное время и дату проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги, и уведомляет ресурсоснабжающую организацию, у которой приобретается коммунальный ресурс, о дате и времени проведения проверки;
  • проводится проверка факта нарушения качества коммунальной услуги;
  • по окончании проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг, предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Типовая форма такого акта законодательством не установлена.

Если в ходе проверки установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются:

  1. дата и время проведения проверки;
  2. выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги;
  3. использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений;
  4. выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

Далее необходимо обратиться в УК с претензией:

Запишитесь на приём и лично расскажите руководителю или представителю управляющей компании, что Вас не устраивает. Предъявите акт, подтверждающий наличие неисправности, отсутствие услуги, составленный жильцами с участием члена совета многоквартирного дома, приложите к акту при необходимости фотографии.

Если руководство управляющей компании отказывается идти на диалог и всячески избегает встреч, пишите письменную претензию. Претензию желательно составить в двух экземплярах, один из которых направляется в управляющую компанию, а второй экземпляр с отметкой о принятии официальным лицом УК остаётся у заявителя. Если представители исполнителя отказываются принять претензию или подтвердить отметкой на втором экземпляре факт и дату его получения, необходимо отправить её в адрес исполнителя по почте заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении. Уведомление о вручении будет впоследствии служить доказательством получения адресатом требований потребителя.

Если после подачи претензии ответ потребителем не получен, либо ответ не устраивает (считаете, что он необоснован), так как имеющиеся нарушения не устранены, то потребитель вправе обратиться в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан с просьбой об устранении имеющихся нарушений, привлечении виновных лиц к административной ответственности. При этом к заявлению необходимо приложить акт, подтверждающий наличие нарушений и копию обжалуемого ответа управляющей компании (при наличии).

В случае нарушения сроков выполнения работ по устранению неисправностей общедомового имущества, нарушения качества предоставляемых коммунальных услуг потребитель вправе потребовать проведения перерасчёта платы за не предоставленные жилищно-коммунальные услуги или нарушение их качества.

Если заявление потребителя о проведении перерасчёта за непредоставленные или некачественно предоставленные услуги исполнителем не будет удовлетворено в добровольном порядке, то потребитель вправе обратиться с ответствующим заявлением в суд. В суде потребителю предстоит доказать, что управляющая компания обязана была выполнить ту или иную услугу (к исковому заявлению прикладывается договор управления многоквартирным домом), но не сделала этого, либо сделала, но с нарушением установленных законом требований к качеству этой услуги, либо сроков её исполнения (акты комиссий, экспертизы, фотографии и т. п.). К заявлению прикладываются обращения (претензии) в управляющую компанию в которых содержалась просьба об устранении допущенных исполнителем нарушений. Если были обращения в надзорные органы (Роспотребнадзор, жилищную инспекцию, прокуратуру) необходимо эти обращения также приложить к заявлению.

При этом следует помнить, что заявления потребителей о перерасчёте (возврате излишне уплаченных сумм) за жилищно-коммунальные услуги подлежат рассмотрению в судебном порядке, так как рассмотрение спорных вопросов имущественного (денежного) характера не входят в полномочия органов жилищной инспекции. Перерасчёт (возврат излишне уплаченных сумм) возможен только при наличии акта, в котором отражён факт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнения работ.

Качество коммунальных услуг, оказываемых жителям многоквартирных домов, должно соответствовать федеральным стандартам. Получение услуг ненадлежащего качества является основанием для подачи жалобы в УК и уменьшения платы за квартиру.

Когда можно уменьшить плату за некачественные услуги

Основные требования к качеству услуг ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, отопление и т. д.) приведены в Приложении 1 к Постановлению Правительства №354. Данные требования содержат максимально допустимые отклонения параметров услуги ЖКХ от стандартов, а также максимальную длительность перерывов в предоставлении услуг.

Требовать уменьшения квартплаты можно в следующих случаях:

  • при слабом напоре воды;
  • при отключении подачи воды более 4 часов подряд и 8 часов в месяц;
  • при отключении газа более, чем на 4 часа в месяц;
  • при падении давления газа более, чем на 0,0005 Па;
  • при отключении электричества более, чем на 2 часа подряд;
  • при падении давления в системе отопления более, чем на 25%;
  • при падении температуры воздуха в помещении ниже +18 из-за отключения отопления.

Если отключение услуг произошло по причине аварии, то сроки допустимого перерыва могут увеличиваться. Например, отключение горячей воды допустимо на сутки при аварии на теплотрассе, а электричество может быть отключено на 4 часа, если отсутствует резервная система питания при аварии.

Фиксация факта оказания услуг низкого качества может осуществляться:

  • с помощью видеосъемки;
  • путем привлечения свидетелей;
  • путем измерения контрольных показателей услуги.

В большинстве случаев потребитель может самостоятельно зафиксировать только температуру воздуха и отсутствие подачи воды или газа. Фиксация изменения напора воды, падения напряжения в сети или давления в газопроводе производится сотрудниками аварийно-коммунальной службы.

Выявленные факты должны быть зафиксированы в акте об оказании услуг ненадлежащего качества – данный документ является основанием для уменьшения платы за такие услуги.

Процедура перерасчета платы за услуги

Уменьшение суммы оплаты за некачественно оказанные услуги производится в следующем порядке:

  1. Собственник помещения вызывает аварийную службу УК или ТСЖ.
  2. Аварийная служба производит контрольные измерения и составляет акт.
  3. Собственник получает копию акта и подает в УК заявление-жалобу о перерасчете платы за услуги в течение полугода после составления акта.
  4. Бухгалтерия УК уменьшает суммы в квитанции или возвращает часть платы потребителю указанным им способом.

Сообщить о проблеме с качеством услуг можно с помощью личного заявления, через сайт УК или по телефону, причем все звонки от потребителей должны фиксироваться диспетчером компании в специальном журнале (п. 106 Постановления №354).

Если ухудшение качества услуги или ее отключение производится с ведома УК по причине аварии, то диспетчер должен сообщить потребителю, когда подача услуги будет возобновлена. В таком случае заявление о перерасчете платы происходит с учетом времени отключения или ухудшения качества услуги, зафиксированными в журнале диспетчера.

Если сотрудники диспетчерской службы не имеют сведений о причинах ухудшения качества услуг, то они обязаны направить своего работника к заявителю в течение 2 часов. Работник УК проверяет наличие факта ухудшения качества коммунальной услуги, после чего составляется акт, в котором приводятся следующие данные:

  • ФИО и адрес собственника или жильца;
  • перечень услуг, качество которых было нарушено;
  • виды нарушений;
  • причины ухудшения качества услуг;
  • способы проверки качества услуги;
  • дата и время составления акта;
  • подписи собственника и представителя УК.

Образец акта можно посмотретьздесь. Копия акта выдается представителю УК, заявителю, а также всем заинтересованным лицам.

Причины ухудшения качества услуг указываются сотрудником УК. Если их нельзя установить на месте, то компания обязана провести дополнительную экспертизу для выявления и устранения таких причин.

Возможные трудности при составлении акта

Если представитель УК не признает факта ухудшения качества услуги, то собственник вправе требовать проведения дополнительной проверки с приглашением независимого эксперта (п. 110 Постановления №354). Дата и время такой проверки определяются сторонами на месте и фиксируются в акте.

Независимая экспертиза проводится за счет лица, предоставившего коммунальную услугу (ТСЖ, УК или поставщика ресурсов), а результат должен быть предоставлен собственнику и другим заинтересованным лицам в течение 3 рабочих дней.

Если представитель УК отказывается подписывать составленный акт или не прибыл в установленные законом 2 часа после звонка диспетчеру, то акт нужно заверить подписями двух незаинтересованных лиц, не прописанных в квартире собственника (например, соседей). Такой акт будет обладать полноценной юридической силой.

Подача жалобы в УК

После подтверждения факта ухудшения качества коммунальной услуги или прекращения ее подачи собственник подает в заявление о перерасчете исполнителю услуги. В заявлении нужно указать:

  • ФИО и адрес проживания заявителя;
  • требования заявителя;
  • основания для перерасчета;
  • перечень услуг, плату за которые требуется снизить;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата и подпись заявителя.

Образец заявления можно скачатьздесь. В тексте нужно изложить просьбу о перерасчете платы за некачественно предоставленные услуги на основании п. 98-103 Постановления №354.

К заявлению прикладываются:

  • копия акта проверки;
  • результаты независимой экспертизы (при наличии);
  • документ, на основании которого заявитель проживает в помещении;
  • копия паспорта заявителя.

Если заявление было подано после оплаты за некачественно оказанную услугу, то нужно приложить квитанции об оплате.

В качестве требований указывается проведение перерасчета, а также возмещение убытков, причиненных ухудшением качества поставляемых ресурсов (например, если в результате перепадов напряжения в сети вышли из строя электроприборы).

Обычно бухгалтерия УК производит перерасчет путем уменьшения размера будущих платежей, но заявитель вправе требовать возврата уплаченных денег наличными или переводом на банковский счет, реквизиты которого нужно указать в заявлении.

Заявление нужно составить в 2 экземплярах, на одном из которых сотрудник УК должен поставить отметку с датой принятия жалобы к рассмотрению. Максимальный срок рассмотрения – 30 дней. При отказе в составлении акта, принятии заявления и проведении перерасчета необходимо обращаться в жилищную инспекцию.

Для уменьшения платы за некачественно оказанные услуги ЖКХ нужно вызывать сотрудника аварийной службы, составить акт и подать заявление о перерасчете. Чтобы избежать трудностей, нужно фиксировать нарушение на камеру и привлекать к составлению акта свидетелей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Ненадлежащее предоставление коммунальных услуг

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *