Добрый день, уважаемые коллеги.

В начале 2019 года интернет был взорван многочисленными роликами, где люди, называющие себя специалистами и консультантами в области налогообложения, торжественно объявили, что в Российской Федерации отменяются все налоги и сборы! И при этом с воодушевлением и восторгом зачитывали п. 5 ст. 12 НК РФ:

«федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом».

И, прочитав это, они пришли к выводу, что налоги в РФ отменены и их платить не надо. Но никто из них не удосужился почитать статьи, которые написаны раньше или посмотреть пункты, которые написаны в ст. 12 НК РФ до п.5 или после него. И никто из них не удосужился понять, что речь здесь идет о том, что и федеральные, и региональные налоги и сборы могут быть как установлены только настоящим Кодексом, путем внесения изменений в НК РФ, так и отменены только Кодексом. То есть ни правительство, ни президент, ни Конституционный суд, ни какой другой орган не может ни установить дополнительные налоги, ни отменить их , они устанавливаются и отменяются только законами РФ после внесения изменений в настоящий Кодекс. Это и вызвало бурю непониманий.

Также я неоднократно замечал, что в комментариях под моими статьями и роликами кто-то пишет, что налоги вообще платить не надо! Типа РФ является акционерным обществом, либо ООО, либо другой коммерческой организацией. И что это коммерческая организация, зарегистрирована в США и т.д. Полный трэш.

Новость, которая «взорвала» интернет

А еще в конце декабря 2019 года был ролик, после которого даже мои знакомые просили пояснить, правду ли говорит мужик из интернета… Этот товарищ прочитал из НК РФ статью, где написано, что с 1 января 2020 года отменяются имущественные налоги. И что налог на имущество, на землю, на транспорт физлица могут не платить. Все это должно происходить в добровольном порядке.

Этот замечательный человек, который называет себя налоговым консультантом, процитировал ст. 45.1 НК РФ. Она вступила в силу 29 октября 2019 года. По сути дела, с 2020 года только заработала. И он нам процитировал следующее:

«Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц».

Процитировав это, он говорит: «Ну, гляньте, теперь транспортный налог, налог на имущество и налог на землю физлица могут платить, а могут не платить. Они должны сделать это добровольно». И никому в голову не пришло прояснить, что такое единый налоговый платеж.

Поставим точку в этом вопросе

Неужели кто-то из вас в здравом уме и в трезвой памяти считает, что наше государство вот так возьмет и освободит вас от всех налогов по п. 5 ст. 12 НК РФ? Или всех граждан России возьмут и освободят от налога на имущество, от налога на транспорт? Короче, вы поняли… Скорее Земля сойдет со своей оси, а Солнце улетит в соседнюю галактику, чем кто-то из вас дождется, чтобы какое-то государство освободило своих граждан от налогов. Да сейчас, разбежались!

В этом году расскажу, как увеличат налоги в следующем году. Вы же мало платите! Вам их увеличат. Но снижать? Да вы чего, обалдели?

Как правильно понимать заявление, что единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему? О чем идет речь? Каждый из нас платит налог на квартиру, на дом, на землю, на машину и т.д. И мы как платили эти налоги, так и продолжаем платить. Есть ст. 45 НК РФ, где все написано, есть целая глава по имущественным налогам, по транспортному налогу. Ничего в этом отношении не меняется. Налоговики как присылали бумажные уведомления о том, что ты должен заплатить имущественные налоги, так и будут присылать. Если у вас есть личный кабинет, через него вам пришлют уведомление об уплате имущественного налога. И вы будете платить.

Но теперь государство решило сделать себе хорошо. Государство разрешило физлицам взять пачечку денег и отдать их федеральному казначейству. И эти деньги будут лежать у федерального казначейства, пока не кончатся. Денег может хватить на уплату имущественных налогов на ближайшую пятилетку. И вот эти деньги лежат 5 лет, а государство каждый год берет и погашает ваши налоги.

То есть вы посчитали, что вам на ближайшие 5 лет надо положить 400 тыс. рублей на имущественные налоги и отнесли эти деньги государству. Они лежат на счету федерального казначейства. Срок уплаты налогов уже наступил — осенью государство с этого вашего счета выдергивает 40 тыс. рублей налогов и погашает. Все. У вас осталось 360 тыс. Проходит еще год, государство еще берет и еще погашает ваши имущественные налоги. И так далее, год за годом. То есть единый налоговый платеж — это деньги, которые вы добровольно отдали федеральному казначейству в счет уплаты ваших будущих налогов. И государство оттуда эти деньги будет брать для того, чтобы ваши налоги за вас платить:

«Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика — физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам.

Решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица принимается налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту пребывания — при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика — физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации — налоговым органом по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества».

Про медвежью услугу

Если вы последуете совету того «налогового консультанта», который сказал, что в РФ теперь имущественные налоги платятся добровольно, то к вам придут. И у вас эти налоги все равно заберут, арестовав и очистив все ваши банковские счета. А если этого не хватит, ваше имущество будет описано по остаточной балансовой стоимости. Поэтому, кто хочет последовать «мудрому совету» этого налогового консультанта — следуйте. Не думаю, что этот налоговый консультант захочет понести потом какую-то материальную ответственность за тот совет, который он дал.

Наш министр после Нового года заявил, что в РФ какой бы кризис ни был, даже если совсем цена на нефть упадет ниже плинтуса, государство сможет выполнять свои обязательства в течение 3 лет. То есть подушка безопасности и копилка у государства создана мама не горюй какая. Но, по всей видимости, наши чиновники считают, что этого мало. Поэтому ожидаем в 2020 году дальнейших экспериментов над гражданами в части, касающейся взыскания дополнительных налогов.

Удачи, и не слушайте фейковые новости.

Юристы бьют тревогу: Россия ставит рекорды по числу налоговых законов. На протяжении целого десятилетия фискальной тематике посвящалась практически каждая десятая законодательная инициатива. Закономерный результат – путаница. Можно ли упорядочить российский налоговый хаос?

Наперегонки с кодексом

«Налоговая чехарда» в России – одна из главных проблем для бизнеса. Законы в этой сфере меняются так часто, что уследить за ними становится довольно сложно, – для этого эксперты ежегодно готовят обзор поправок. В конце прошлого года, например, они насчитали 98 существенных изменений, на которые стоит обратить внимание налогоплательщикам. Подготовиться к переменам заранее многие бизнесмены не успевают – чиновники буквально на ходу меняют основные положения законопроектов, и новые требования вводятся за два-три месяца до начала финансового года.

Вопрос, насколько эффективна и понятна российская налоговая система с точки зрения удобства предпринимателей, поднимался и на одной из недавних бизнес-конференций. Ее участники сошлись во мнении, что число налоговых законов в стране неизменно растет, а правила игры при этом усложняются. Причин тому было найдено несколько. Как и путей решения нарастающей, как снежный ком, проблемы.

За последние 15 лет в России было принято 336 законов, которые внесли в НК просто неисчислимое количество поправок, указывает управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», к.ю.н. Сергей Пепеляев. В среднем это 22 закона в год. Рекордным стал 2011 год, когда законодатели выпускали ли ежемесячно по 3-4 изменяющих НК акта. К концу года их набралось аж 39! Локальным рекордом отметился прошлый год – по числу законов, вносящих правки в Часть I НК. За 12 месяцев набралось 14 документов. В результате нынешний вариант Кодекса и изначальный документ, вступивший в силу 1 января 1999 года, выглядят как дальние родственники.

«По общему числу ежегодно принимаемых законов наша Дума, пожалуй, чемпион среди парламентов мира, – говорит юрист. – Ее наивысшее достижение было показано в 2013 году: 452 федеральных закона. За последние 10 лет в общем думском продукте налоговые акты составили 8,7 процента. И это без учета законодательства, касающегося налогов и иных фискальных платежей, не учтенных в НК: налога на имущество физических лиц, социальных взносов, таможенных пошлин и многого другого. И без точного подсчета можно смело предположить, что в целом фискальной тематике посвящено свыше 10 процентов всех принимаемых федеральных законов».

Как свидетельствует законотворческая статистика, если в 1999 году на фискальную сферу приходилось 0,4 процента всех изданных в России законов, то всего 5 лет спустя показатель достиг 12,8 процентов. В последующие годы доля не превышала это значение, но и не опускалась ниже 6,4 процентов

Цифры просто пугающие, считает Сергей Пепеляев. По его мнению, «плодовитость» законотворцев продолжает набирать темп, и для стабилизации налогообложения вскоре потребуется проводить конституционную реформу.

Действительно, как свидетельствует законотворческая статистика, если в 1999 году на фискальную сферу приходилось 0,4 процента всех изданных в России законов, то всего 5 лет спустя показатель достиг 12,8 процентов. В последующие годы доля не превышала это значение, но и не опускалась ниже 6,4 процентов. Общее же число новых актов продолжает увеличиваться.

Смешанная инициатива

Одна из причин неконтролируемого роста объемов налогового законотворчества – смешанная инициатива. Российская Конституция позволяет инициировать налоговые законопроекты и Правительству, и депутатам. Даже если предположить, что народные избранники не проявляют излишней инициативы и заранее неформально согласовывают с Кабмином все вносимые изменения, это не решает проблему, считает Сергей Пепеляев: «Если, например, Минфин договаривается с кем-то из депутатов о внесении поправок, то это часто означает, что другие заинтересованные ведомства оказываются обделенными. Для предотвращения практики «протаскивания» поправок ведомствами через парламентариев правительственную налоговую инициативу необходимо канализировать. Для этого нужно отменить смешанную инициативу».

Такая конструкция вовсе не означает, что налоговые изменения могут исходить исключительно от Правительства. Она предполагает также существование лоббистских институтов в сфере налогообложения. К примеру, при Правительстве может постоянно действовать комиссия по фискальным инициативам, рассуждает юрист: «Ее статус должен быть четко определен и закреплен.

Помимо постоянных представителей ключевых министерств и ведомств, в ее состав должны входить представители предпринимательских и прочих объединений. Заключение комиссии должно прилагаться ко всем передаваемым в Правительство документам Минфина, содержащим предложение налоговых реформ. У комиссии должно быть право содоклада на заседании Правительства».

Другая вытекающая из смешанной инициативы проблема – появление депутатских правок, выходящих за рамки предложенного Правительством текста. При этом документы проходят несколько стадий чтения, на каждой из которых текст может видоизменяться. «Пределы модификации законопроекта должны быть определены нормативно, – говорит Сергей Пепеляев. – Сейчас же мы наблюдаем, что в любой текст в рамках второго чтения законопроекта искусственно вставляются положения, совершенно не имеющие отношения к первооснове. По этой технологии в НК появилось множество сиюминутных, технически не выверенных, казуистичных норм».

Проблема единого акта

Упрекнуть Россию в пренебрежении зарубежным опытом нельзя – основные задумки у наших депутатов и чиновников вписываются в мировые тренды. А вот процесс принятия законопроектов вызывает у экспертов нарекания.

Усугубляет проблему нескольких инициаторов поправок и отсутствие единого обобщающего акта для налоговых норм. Как отмечалось выше, часть актов, касающихся налогов и иных фискальных платежей, оказывается не учтенной в НК. Накопление же всех поправок в едином акте позволило бы избежать рассогласованности норм, дезинформирования плательщиков и неразберихи со вступлением норм в действие, считает Сергей Пепеляев.

Смежная проблема кроется в возможности внесения поправок в НК через нефискальные законы, говорит юрист: «Есть случаи, когда налоговые новеллы прячутся в текст законов, не привлекающих к себе внимания. Неналоговый паровозик тащит налоговую тележку».

При этом фискальных нововведений может быть множество, и все они могут быть проработанными и необходимыми. Но необходимо исключить практику принятия поправок 30-тью и более законами ежегодно, считает Сергей Пепеляев: «Какими разумными доводами можно оправдать, например, принятие в 2013 году 14-ти законов, вносящих поправки в относительно компактную Часть I НК, вместо одного сводного закона?»

Закономерный результат – создание путаницы в виде не до конца ясных правил игры для бизнеса и сложности с организацией и ведением налогового учета. В конечном счете, как бы высокопарно это ни звучало, ситуация отрицательно сказывается и на всем российском бизнес-климате.

Принцип баланса

Притормозить разрастание объемов налогового законотворчества возможно, считают в Минэкономразвития. На встрече с представителями 20 крупнейших американских компаний в феврале 2014 года глава ведомства Алексей Улюкаев заявил, что в России планируется вводить правило, согласно которому каждая новая мера регулирования бизнеса будет отменять одну из уже существующих. Сегодня регулятивная нагрузка на коммерсантов в России постоянно усиливается, а само регулирование становится более изощренным, что повышает издержки для компаний, новый же подход должен избавить предпринимателей от этой проблемы, объяснял чиновник.

Применить упомянутый Алексеем Улюкаевым принцип непосредственно к налоговой сфере позже предложил и глава Минфина Антон Силуанов. Правда, говорит он пока лишь о внедрении такой системы исключительно для отмены неэффективных фискальных преференций. «Если мы предоставляем новую льготу, тогда надо говорить об отмене ранее предоставленных действующих льгот, которые не служат для стимулирования развития бизнеса», – заявлял министр.

Между тем соблюдение принципа баланса в налоговом законотворчестве позволило бы естественным образом не плодить избыточное число актов, вместо каждого нового закона отменяя один из существующих. Но применение правила неизменно потребует четкой координации между всеми лицами, которые обладают правом налоговой инициативы. Поэтому, чтобы не заменять путаницу на бюрократию, потребуется, опять же, минимизировать число таких лиц. Взглянем на опыт других государств.

Законов много не бывает?

Еще недавно изменения, связанные с налогами и сборами, можно было вносить любым федеральным законом, даже непрофильным. В такой обстановке следить за новациями становилось фактически невоможно. В прошлом году мы сделали большой шаг вперед: с мая 2013 года изменения в налоговое законодательство не могут быть включены в текст непрофильных законов.

На самом деле стран с простым и понятным налоговым законодательством в мире практически нет. Редкий оазис спокойствия – Швеция, которая упростила свой Налоговый Кодекс и провела модернизацию порядка работы чиновников так, что теперь две трети граждан оказались избавлены от забот о декларировании, – документы составляют сами налоговики, а данные шведам достаточно подтвердить по телефону.

Во Франции все законы, касающиеся введения новых или упразднения старых налогов, ежегодно утверждаются парламентом при принятии государственного бюджета. Так что обращать внимание на изменения нормативно-правовой базы в этой сфере можно всего раз в год.

В Германии насчитывается более 50 видов налогов, что не добавляет системе прозрачности и простоты. При этом в стране есть Налоговый Кодекс, но некоторые налоги в нем не прописаны – принимались они отдельными нормами.

А в США конгрессмены, судя по всему, много лет придерживались принципа «законов много не бывает». В результате американский Налоговый Кодекс содержит более 70 000 страниц. Теперь и Конгресс, и Сенат регулярно предпринимают попытки его реформировать, но пока не слишком успешно. Эксперты, впрочем, не торопятся ругать такую систему и объясняют большой объем возрастом документа – кодекс был принят в США еще в 1913 году. «Да, он большой и толстый, но он, по крайней мере, последователен, не меняется из года в год, – подчеркивает генеральный директор «2К Аудит-Деловые консультации/ Морисон Интернешнл» Тамара Касьянова. – Нашей российской системе налогообложения совсем немного лет, но все-таки не надо прыгать из одной крайности в другую: то мы платим этот налог, то мы его отменяем, то изменяем, то меняем базу налогообложения – это как раз те сложности, которые вредят и бизнесу, и самой налоговой системе».

Как «проводят» непопулярные меры

Упрекнуть Россию в пренебрежении зарубежным опытом нельзя – основные задумки у наших депутатов и чиновников вписываются в мировые тренды. А вот процесс принятия законопроектов вызывает у экспертов нарекания: в силу упоминавшейся ранее специфики отечественного законотворчества слишком сильно отличается документ, представленный авторами к первому чтению, от закона, который в итоге направляется в Совет Федерации и на подпись Президенту. «Вносится законопроект в Госдуму любым субъектом законодательной инициативы в одной редакции, а ко второму чтению она претерпевает кардинальные изменения, – рассказывает партнер КПМГ Михаил Орлов. – Фактически во втором чтении принимается совсем другой закон, который не был предметом обсуждения с широкой общественностью. Закон настолько изменяется, что уже и не многие помнят, ради чего он вносился в первом чтении».

На самом деле стран с простым и понятным налоговым законодательством в мире практически нет. Редкий оазис спокойствия – Швеция, которая упростила свой Налоговый Кодекс и провела модернизацию порядка работы чиновников так, что теперь две трети граждан оказались избавлены от забот о декларировании.

Не помогает разобраться в сути документа и пояснительная записка, которая обязательно есть в пакете документов каждого вносимого в Госдуму законопроекта. Руководитель налоговой практики Taxadvisor Алексей Яковлев подчеркивает, что сегодня это зачастую формальная бумага «ни о чем» на одну страницу, из которой невозможно понять суть вносимых поправок. «Нужно чтобы инициаторы объясняли, зачем закон вносится, какие цели преследуются, какая главная идея, какой эффект получается», – считает Яковлев. Кроме того, по словам Тамары Касьяновой, авторы законов зачастую так торопятся провести их через Госдуму, что не просчитывают всех последствий: «Все быстро поспешили, приняли новый закон, а потом понимают, что его и администрировать сложно, и считать сложно, и для бизнеса неудобно, а расходы на его администрирование иногда превышают доходы, которые от него получат». Порой депутаты спохватываются только тогда, когда малый бизнес начинает бастовать или и вовсе закрываться, но остановить этот процесс в одно мгновение невозможно.

Такая ситуация бьет, в первую очередь, по деловому климату – предприниматели не знают, чего ожидать от парламентариев, и даже самые невинные законы встречают «в штыки». «Налогоплательщики упрекают нашу фискальную систему не за высокое налоговое бремя, не за сложность применения, а за непрогнозируемость, – утверждает Орлов. – Осенью коммерсант может узнать, как он будет выплачивать налоги через три месяца с нового финансового года. Это лишает возможности планировать свою деятельность». «Когда у нас в стране говорится, мы здесь повысим ставку, а здесь – снизим, народ спокойно относится, – продолжает Касьянова, – а потом, когда норма вводится, оказывается, что мы и там повысили, и там не снизили. И в этой ситуации бизнес уже не очень доверяет государству, и безусловно пытается найти лазейки, чтобы заплатить не все налоги и не в полной мере».

Правда переживания экспертов относительно планирования и возможной неготовности к новому финансовому году кажутся несколько избыточными. Согласно Налоговому Кодексу законы, устанавливающие новые сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. При этом у коммерсантов остается как минимум месяц, чтобы морально и финансово подготовиться к новым платежам, а то и больше полугода. Другие законодательные акты, связанные с налогами, вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода, тут все зависит от конкретного сбора, и тоже дается не меньше месяца на подготовку. Для долгосрочного планирования, это, конечно, неприятная деталь, но все-таки успеть перестроиться под новые налоги должны практически все.

Косметические меры

Снять напряжение, а заодно повысить эффективность законотворческой работы в налоговой сфере, как считают эксперты, можно безо всяких радикальных мер – достаточно жестко придерживаться процедуры принятия законов в Госдуме и не забывать привлекать к обсуждению депутатских инициатив тех, кому предстоит непосредственно работать по этой норме: «Законы пишут чиновники Минфина, но они не всегда могут представить, насколько новшество реализуемо на практике, – считает Алексей Яковлев. – Очень часто предлагаемые изменения предусматривают некие идеальные ситуации, совершенно простые, а жизнь гораздо сложнее».

Государству упрощение законодательства тоже пошло бы на пользу: если не будет возможностей для двоякого толкования правил расчета налогов, не будет и попыток обойти закон по незнанию или со скрытым умыслом.

Правда далеко не все в налоговой сфере определяется законами. Все больше решений по конкретным нормам депутаты оставляют исполнительным органам власти и, прежде всего, Федеральной налоговой службе. Михаил Орлов считает такую ситуацию недопустимой: «В четвертой статье Налогового Кодекса сделана ссылка, что в отдельных случаях законодатель может делегировать права исполнительной власти, предполагая, что эти отдельные случаи не должны стать массовым явлением. Сейчас это не соблюдается».

В результате коммерсант лишается последней возможности подготовится к изменениям и спрогнозировать, какой будет норма: «В отличие от закона подзаконный акт принимается в тиши кабинета, без какой-либо широкой экспертизы, и ставит налогоплательщика перед фактом, – поясняет Орлов. – Нам нужно, чтобы вопрос налогообложения регламентировался исключительно законами и в редких исключениях это право передавалось исполнительным органам власти».

Тем не менее прогресс в части упорядочивания фискального законодательства есть. Еще недавно изменения, связанные с налогами и сборами, можно было вносить любым федеральным законом, даже непрофильным. В такой обстановке следить за новациями становилось фактически невозможно. В прошлом году мы сделали большой шаг вперед: с мая 2013 года изменения в налоговое законодательство не могут быть включены в текст непрофильных законов. Их можно принять только отдельно, о чем регулярно напоминает депутатам бюджетный комитет. «Независимо тот того, кто вносит законопроект и чему он посвящен, – поясняет Михаил Орлов, – как только в нем появляется хоть одна строчка, вносящая поправки в Налоговый Кодекс, эта норма должна проходить экспертизу бюджетного комитета по вопросам правовой регламентации налоговых отношений. Если эта практика увенчается успехом, тогда мы многие проблемы сможем решить».

Хаос вносят регионы

А вот в чем немудрено запутаться предпринимателям – так это в налоговых законах, которые принимают депутаты субъектов Федерации. Сейчас в России восемь федеральных, три региональных и два местных налога, все они регулируются на соответствующем уровне.

Региональные налоги – головная боль многих государств, но именно они обеспечивают относительную финансовую независимость территорий от дотаций из центра. Есть две основные правовые модели разделения сборов между центром и регионами. В первом случае, как это происходит, например, в Швейцарии, местные власти имеют неограниченное право устанавливать и собирать налоги в пределах своей юрисдикции. А центру приходится согласовывать каждый новый налог на покрытие общегосударственных расходов. В других странах, таких как США, центр и штаты имеют независимое друг от друга право назначать и взимать сборы.

А вот в чем немудрено запутаться предпринимателям – так это в налоговых законах, которые принимают депутаты субъектов Федерации. Сейчас в России восемь федеральных, три региональных и два местных налога, все они регулируются на соответствующем уровне.

Российский Кодекс прописывает только общие принципы взимания налогов: «Регионы имеют определенную компетенцию: например, ставку понижать, либо предоставлять отдельные льготы, потому что это их источник , – поясняет Алексей Яковлев. – На уровне федерального законодательства все собрано в Налоговом Кодексе. А в субъектах Федерации нет другого выхода, кроме как какими-то отдельными актами все это принимать или прописать в одном законе». Чаще всего депутаты на местах регулярно редактируют налоговое законодательство и не торопятся собирать все нормы в один документ. Что, в свою очередь, добавляет головной боли бизнесменам.

Но драматизировать ситуацию не стоит, считает доцент Высшей школы экономики Ирина Петрикова: «Все прописано в Налоговом Кодексе, и региональные, и местные налоги в том числе. В федеральных тоже есть свобода для регионов. Например, налог на прибыль 20 процентов (2% поступает в федеральный бюджет и 18% в региональный). Субъекту федерации дано право снизить его до 13,5 процентов. Налог на имущество организаций – до 2,2 процентов. И так далее по другим сборам. Решение принимается на финансовый год».

Но предприниматели так устали от постоянных поправок и новых законов, что готовы пожертвовать частью налоговых льгот и преференций – лишь бы законодательство стало более простым и понятным. «Лучше делать единую систему налогообложения и льготы крайне редко применять, выбрать оптимальную, нормальную налоговую систему, которая понятна, прозрачна всем, которая читается и исполняется легко», – считает Тамара Касьянова.

Государству упрощение законодательства тоже пошло бы на пользу: если не будет возможностей для двоякого толкования правил расчета налогов, не будет и попыток обойти закон по незнанию или со скрытым умыслом. Осталось только сесть и разобраться со всем по порядку. Пока у нас, как у американцев, не накопилось 70 000 страниц, которые никто еще долго не сможет толком систематизировать.

Дата публикации: 16 Мая 2014, 12:20 — + 0

Мы живем в сложное время. Впервые за нашу жизнь мы столкнулись с таким понятием как пандемия. Многие люди остались без работы. Многие виды бизнесов пострадали настолько, что находятся на грани банкротства. Государство день за днем анонсирует новые меры поддержки для бизнеса. Среди них:

— Приостановка проверок

— Продление сроков сдачи отчетности

— Кредитные каникулы

— Продление сроков лицензий

— Субсидии на выплату зарплаты

— Освобождение от арендных платежей по договорам аренды федерального имущества и другие.

Но одна из самых действенных мер, на мой взгляд, это — отмена налогов, сборов и страховых взносов за 2 квартал 2020 года. Давайте же разберемся с этим вопросом поподробнее.

Пострадали все — пострадавших единицы

Отмена налогов за 2 квартал 2020 года распространяется не на всех. Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей и страховых взносов установлен Федеральным законом от 08.06.2020 № 172. Прежде всего, организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации.

Кстати, некоторые мои знакомые были уверены, что они относятся к малому бизнесу. Оборот был меньше трех миллионов в год, а сотрудников всего двое. Но, увы, при проверке в реестре оказалось, что это не так. Причина в том, что для работы они выбрали форму акционерного общества. А это уже не малый бизнес.

📌 Реклама

Других исключили из данного реестра по ошибке. Пришлось писать письма. Поэтому хотя бы раз в год рекомендую вам заходить по ссылке https://ofd.nalog.ru/ и проверять этот факт. Там всё достаточно просто. Если вы относитесь к СМСП, то сможете скачать выписку, подтверждающую, что ваша организация или ИП внесены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации.

Но не спешите радоваться даже, если вы нашли себя в этом перечне. Право на неуплату налогов за 2 квартал 2020 года имеют только:

1. Субъекты, относятся к пострадавшим отраслям. Этот перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434. Это авиаперевозчики, санатории, турагентства, гостиничный бизнес. Полный перечень вы найдете в конце данной статьи.

2. Социально ориентированные организации. При условии, что они являются:

  • получателями грантов Президента Российской;
  • получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти;
  • получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ и т.п.

3. Централизованные религиозные организации в соответствии с подпунктом 19.6 пункта 1 статьи 265 Налогового Кодекса Российской Федерации.

4. Некоммерческие юридические лица, которые есть в реестре некоммерческих организаций, пострадавших из-за коронавируса.

Разобраться во всех этих списках и критериях сложно. Поэтому налоговая запустила специальный сервис, с помощью которого можно проверить освобождается ли организация от уплаты налогов, сборов и страховых взносов во втором квартале 2020 года или нет.

Для того, чтобы воспользоваться этим сервисом нужно :

1. Перейти по ссылке: https://service.nalog.ru/covid4/.

2. Ввести ИНН.

3. Указать свою систему налогообложения.

Сервис очень прост и выглядит вот так:

Какие налоги можно не платить?

Наименование

Период и условия отмены

Налог на прибыль организаций

Ежемесячные авансовые платежи

за апрель, май, июнь

Авансовые платежи за 6 мес.

за вычетом начисленных платежей за 1 кв.

ЕСХН

Авансовый платёж за отч.полугодие 2020

Налог, уплачиваемый при УСН (Упрощенной системе налогообложения)

Авансовый платёж за 6 мес. 2020,

уменьшенный на сумму аванс.платежа

за первый квартал

ЕНВД (Единый налог на вмененный доход)

Не платится налог за 2 квартал 2020

НДФЛ за себя для ИП, нотариусов, адвокатов и других специалистов частной практики

Не нужно платить за первое полуг. 2020

(1 квартал вычитается)

ПСН (Патентная система налогообложения)

Если патент приобретён на этот период,

то налоговая сделает перерасчет

и вернет деньги.

Исключат все календарные дни,

выпавшие на апрель, май и июнь 2020

Акцизы

Не платим акцизы за апрель, май, июнь 2020

Водный налог

Не платим за II квартал 2020

НДПИ

Не платим за апрель, май, июнь 2020

Торговый сбор

Не платим за II квартал 2020

Налог на имущество организаций

Для всех объектов не платится

за 2 квартал 2020

Транспортный и земельный налоги

Для транспортных средств

и земельных участков,

которые используются или предназначены

для использования в предпринимательской

или уставной деятельности

Налог на имущество физлиц

Для недвижимости,

используемой или предназначенной

для использования

в предпринимательской деятельности

Налоги отменяются

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *