Содержание
У читателя «Газеты.Ru» Дмитрия Ситникова угнали его Infiniti FX37 2013 года в ночь на 28 июля 2016 года с одного из дворов подмосковного Фрязино. Пропажа обнаружилась на следующий день с утра — вместо автомобиля на парковке его ждали куски разбитого стекла водительской двери. Автовладелец сразу же вызвал на место сотрудников полиции, которые собрали осколки, сделали снимки и взяли показания. Ключи и документы на автомобиль Ситников также передал стражам порядка. В машине осталась сервисная книжка и полис ОСАГО. Они, соответственно, пропали вместе с другими ценными вещами, которые находились в салоне.
Однако уже через пять дней автомобиль нашелся, причем полицейские удивились этому не меньше, чем сам автовладелец.
Реклама
Как нашли
«Мой Infiniti обнаружили уже с другими номерами во дворе в московском районе Дорогомилово, — рассказал Ситников «Газете.Ru». — С тем же разбитым окном. Оказалось, машина была припаркована как-то странно — кто-то из жильцов проявил бдительность, позвонил участковому, а там уже по ориентировкам сработали и полицейские.
Но машину сразу они не забрали — устроили засаду, чтобы дождаться угонщиков, которые вернутся за автомобилем». Так в итоге и случилось».
По словам Ситникова, вскоре на место прибыли двое. Один из них уроженец Чечни. Второй, как выяснилось позже, был покупателем. «Их задержали с поличным, — рассказывает автовладелец. — Продавец сразу в отказ — мол, дождик шел на улице, увидел открытый автомобиль, решил переждать в нем.
Приехали эксперты, измазали специальным порошком весь салон, сняли отпечатки пальцев. Автомобиль погрузили на эвакуатор и отвезли в ОВД — кстати, за мой счет.
Там следственные действия продолжались почти до трех часов ночи. Сначала разбирали вещи в автомобиле — часть была моя, некоторые уже чужие. Пропал, к примеру, сотовый телефон. Тем временем сделали дактилоскопическую экспертизу, которая показала, что «продавец» оставил отпечатки по всему салону и под крышкой капота. Так что, видимо, он «пережидал дождик» в моей машине весьма основательно. Однако сдавать подельников не стал — молчал как рыба, что и усложняло дело. А их ведь минимум трое в цепочке — один взламывает, второй угоняет, третий продает. Перебить VIN (идентификационный номер транспортного средства. — «Газета.Ru) угонщики, к счастью, не успели. В итоге следователи провели официальное расследование, завершили уголовное дело и отправили материалы на утверждение в прокуратуру.
Кстати, в полиции сказали, что раскрываемость таких случаев просто нулевая. За последнее время это первый найденный Infiniti, так что мне повезло, спасибо бдительным людям».
Почему нельзя забрать сразу и каковы потери
Однако на этом злоключения автовладельца не закончились — пока получить свой автомобиль он не может. Полицейские разрешили ему только забрать ключи от гаража, и с 2 августа машина до сих пор находится на спецстоянке ОВД в качестве вещдока.
«Для меня важно, чтобы дело передали в суд, — рассказывает автовладелец. — Только после этого я смогу забрать машину под ответственное хранение. Процедура такова: автомобиль отдают мне, снимают с угона, я оплачиваю госпошлину и восстанавливаю свидетельство о регистрации (показывать машину при этом не нужно). С этим свидетельством я восстанавливаю ОСАГО и делаю новые госномера. После я везу машину к дилеру, там мне прописывают ключи и меняют стекло в двери. Расходы в итоге следующие: по каско машина застрахована, но есть франшиза 30 тыс. руб. Поэтому ремонтирую сам. Заказал стекло за 19 тыс. руб., 5 тыс. руб. будет стоить восстановление ключей, 500 руб. — стоимость нового полиса ОСАГО.
Еще обязательно потрачусь на дополнительную защиту автомобиля от угона, преступники ведь обошли штатную сигнализацию и дополнительную охранную систему. Поставлю что-нибудь подороже.
И конечно, потерянные вещи и полная мойка салона, чтобы отмыть ее не только после угонщиков, но и от порошка для дактилоскопии. Есть и проблема с пропавшей сервисной книжкой — теперь продать машину будет сложнее».
Кроме того, Ситников будет обязан явиться в суд в качестве свидетеля. В целом водителя это не беспокоит, он надеется помочь стороне обвинения.
Что касается вопросов о том, не жалеет ли он, что машину нашли, автовладелец уверенно отвечает, что лучше так, чем несколько месяцев без колес в полной неопределенности.
«Чтобы получить страховку, на практике должно пройти три-четыре месяца, — говорит Ситников. – Так, с момента заведения дела об угоне у страховых компаний действует двухмесячный мораторий на оперативные мероприятия: вдруг найдут. Дальше страховая месяц рассматривает все документы, потом принимает решение и в течение 30 дней после этого должна заплатить. Это означает четыре месяца без машины. Плюс еще вопрос в том, сколько будет стоить новая. У меня машина застрахована на 2 млн руб., но по прошествии года страховая сумма снижается на 10%. С франшизой 30 тыс. руб. я отдаю за страховку 120 тыс. руб. в год. В целом, если бы автомобиль не нашли, потерял бы больше денег. Так что я рад, несмотря на то что живу месяц без колес. Опыт неприятный, но полезный. Жалко, в машине сейчас находиться странно, поэтому, скорее всего, буду продавать».
Что делать, если процесс возврата затянулся
Юрист Коллегии правой защиты автовладельцев Марат Бикбов пояснил «Газете.Ru», что в целом сроки возврата автомобиля владельцу четко в законодательстве не оговорены, поэтому этот вопрос зависит от позиции следователя.
«В самом худшем случае машину могут вернуть уже после того, как суд рассмотрит дело, — говорит Бикбов «Газете.Ru».
— А могут выдать под ответственное хранение и до того, как суд рассмотрит дело, то есть сразу по завершении следственных действий. Так что какой следователь вам попадется, так и будет.
В целом, конечно, это неправильно, что нет конкретных сроков. Но если процесс затягивается, можно смело жаловаться в прокуратуру. Если у следователя нет мотивов для удержания автомобиля, его вам обязаны вернуть».
Взаимоотношения со страховой компанией
Страхователь обязан передать в страховую компанию полный комплект оригинальных ключей от замков транспортного средства (ТС), полный комплект брелоков от сигнализации, полный комплект ключей от иных противоугонных систем, установленных на застрахованном ТС. «Исключение составляют случаи, когда они приобщены к материалам уголовного дела или похищены вместе с ТС путем совершения преступлений, — говорит «Газете.Ru» официальный представитель компании «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук. — В случае если ключи, брелоки, метки приобщены к материалам уголовного дела, страхователь обязан предоставить заверенные копии процессуальных документов, которые это подтверждают».
В свою очередь заместитель гендиректора по страховой телематике Meta System Тимур Кузеев обращает внимание «Газеты.Ru», что ранее были случаи, когда страховые компании отказывали в выплате, если отсутствовали документы или комплект ключей был неполным. Но Верховный суд исключил эту практику.
«Что касается размера выплаты, то он зависит от страховой суммы по полису и фактической стоимости автомобиля, также есть износ выплаты, которая рассчитывается пропорционально от срока действия договора и до угона, — говорит Кузеев «Газете.Ru».
— При нахождении ТС сотрудники полиции должны зафиксировать все полученные повреждения. В этом случае заявление об угоне переквалифицируется в противоправные действия третьих лиц и убыток урегулируется по риску «ущерб», если он был застрахован.
Если автомобиль попал в ДТП, это также фиксируется сотрудниками полиции и отдельно в ГИБДД, если имелись вторые участники дорожного происшествия. Эти страховые события должны покрываться в полном объеме».
Если автомобиль нашли после получения выплаты
Если автовладелец получил выплату по угону, но автомобиль впоследствии нашли, то в дальнейшем урегулирование будет зависеть от решения страховой компании.
«Если был подписан так называемый абандон и права на ТС перешли в страховую после осуществления выплаты, это уже решение страховщика: снять машину с учета, зарегистрировать на себя, реализовать по своему усмотрению, — говорит Кузеев. — Если в процессе урегулирования страховщика фиксировались иные условия, такие как обязательства возврата выплаты, то, возможно, деньги придется вернуть.
В «АльфаСтраховании» «Газете.Ru» однозначно заявили, что деньги подлежат возврату. «Иначе это будет считаться необоснованной выгодой либо в крайних случаях может трактоваться как попытка страхового мошенничества», — отметил Нехайчук.
По словам экспертов, список лакомых автомобилей для угонщиков зависит от региона. В целом по стране наиболее угоняемые автомобили — это продукция «АвтоВАЗа», Mazda, Toyota, Lexus, Infiniti, BMW, Mercedes-Benz.
Все более популярными у угонщиков становятся корейские марки, в частности Kia Rio и Hyundai Solaris, которые угоняют с целью разбора на запчасти и дальнейшей распродажи по частям.
Эксперты отмечают, что для наиболее эффективной защиты автомобиля следует использовать профессиональные системы спутниковой охраны, которые невозможно просканировать.
Если у Вас угнали автомобиль, Вы можете разместить на сайте объявление и указать приметы вашего автомобиля и детали угона. Можно объявить вознаграждение за информацию об угоне. Как правило после назначения вознаграждения, шансы найти угнанный автомобиль или мотоцикл сильно увеличиваются. Добавить объявление об угоне | Статистика угонов
По статистике, в среднем по России правоохранительные органы находят всего 8 % угнанных автомобилей. И если в Москве и Санкт-Петербурге, где количество камер на дорогах огромное, шансов вернуть авто больше, то в небольших городах они практически сводятся к нулю. Однако положиться можно не только на полицию и ГИБДД. Для начала ознакомьтесь, как подать машину в розыск. Автомобилисты привыкли оказывать друг другу помощь в любых ситуациях. Наша база данных угнанных автомобилей создана для эффективного обмена информацией между водителями. На нашем сайте вы сможете:
- Сообщить об угоне. Заполните анкету для розыска машины, указав ее модель, цвет, год выпуска, характерные приметы, место, откуда был совершен угон и другую информацию.
- Проверить автомобиль на розыск. Если вы заметили подозрительную машину, например, при покупке или ДТП, то можете проверить ее на нашем сайте. Наша база автомобилей в розыске включает более 600 машин и постоянно расширяется.
- Сообщить информацию. Любые сведения о злоумышленниках очень помогут при поиске угнанных автомобилей.
Шансы найти машину возрастают более чем в два раза, если подключить других автомобилистов и предпринять самостоятельные шаги по ее возврату.
Как наша база угнанных авто вам поможет?
- Наш сайт посещают автомобилисты из разных городов России. Даже если ваше авто перегнали через полстраны, есть вероятность, что объявление увидит именно житель нужной области и сообщит вам о нем.
- Вы имеете возможность установить вознаграждение. Назначьте достойную компенсацию — и больше людей будут заинтересованы в том, чтобы найти автомобиль.
- Вы можете найти свидетелей угона. Правоохранительные органы редко тратят время на поиск очевидцев. Благодаря нашему сайту вы сможете отыскать свидетелей, которые опишут злоумышленников и их характерные приметы.
Чтобы добавить ваше авто в базу машин в розыске, понадобится всего несколько минут. Наш сайт создан энтузиастами и абсолютно бесплатный. Используйте все способы для поиска авто — заполните анкету на сайте Ясвидетель.ру!
Пять тысяч угнанных машин за восемь месяцев 2015 года. Это статистика по Петербургу. За 2014 год преступники выкрали 6250 авто. В этом преступники ускорились чуть ли не в два раза. А в полиции — кадровый голод. К примеру, в лидирующем по угонам Выборгском районе в отделе работают двадцать следователей. И только три человека расследуют угоны.
— Нет гарантии, что они будут искать именно ваш автомобиль, — справедливо отмечает эксперт МВД Алексей Трофимов. — В прошлом году помогли вернуть только 174 машины. Уровень раскрываемости таких преступлений — 3,6 процента.
Цифры не обнадеживают, как и правоохранители, которые (что уж скрывать) лениво принимают заявления о пропаже.
Эксперты предлагают не ждать милости от силовиков, а самостоятельно заняться поисками авто. На фоне этих событий в городе появились файндеры. Так называют активистов, которые помогают в поиске автомобилей. «Комсомолка» узнала, какие они дают советы.
НАЙТИ ЗА СЕМЬ ДНЕЙ
Как показывает практика, на поиск машины у вас есть всего неделя. Случаи, когда авто находят через месяц-два, — это, скорее, исключения.
Так что лучше не медлить. Следует понимать, что счет идет на часы. Вспомните, как угнанный с Крестовского острова «лексус» уже через пять часов оказался во дворе ресторана в Дагестане.
Но сначала убедитесь, что автомобиль не эвакуировали. По телефону 004 вам скажут, числится ли он на штрафстоянках города.
Потом звоните стражам порядка. А пока ждете их, внимательно осмотрите место преступления в радиусе трех километров.
— Важны все детали: перчатки, окурки, — рекомендует эксперт МВД Алексей Трофимов. — Я как-то нашел угонщика по чеку оплаты мобильного телефона.
Проверьте, имеется ли поблизости видеокамера. Если она есть, то преступники наверняка ее тоже заметили и двигались в противоположном направлении.
ВНИМАТЕЛЬНЕЕ К МЕЛОЧАМ
Кстати, проверьте, под каким номером зарегистрировали ваш угон. Не секрет, что правоохранительные органы неохотно расследуют подобные кражи.
— В моей практике был курьезный случай двухлетней давности, — вспоминает Алексей Трофимов. — В Приморском районе полиция приняла заявление об угоне, присвоила ему номер. А потом, когда проверили номер регистрации, выяснилось, что под ним записали кражу колбасы из «Дикси».
ПИШИТЕ АКТИВИСТАМ
Зовите на помощь файндеров. Можно написать в популярное ныне сообщество ВКонтакте «ДТП и ЧП Санкт-Петербург». Стоит обратиться в сообщество поиска угнанных машин. Его телефон 8 (800) 333-32-92. Как только вы оставите заявку, начнется массовое SMS-оповещение всех активистов. Также информация попадет на специальные форумы. Можно позвать людей в помощь на место осмотра. Но главное, у файндеров будет информация. А вдруг кто-то увидит ваш автомобиль в своем дворе? Бывает и такое.
— Проверяйте соседние дворы. Логика угона такова, что машины бросают отстаиваться на день-два в соседних дворах, — советует эксперт Трофимов.
ОБЩАЙТЕСЬ С УГОНЩИКАМИ
Зачастую на объявления в соцсетях слетаются мошенники. За определенную сумму они предложат вам выкупить автомобиль. Проверить их несложно. Нужно задавать уточняющие вопросы вроде: «А что вы видите в бардачке? Есть ли на машине вмятины?» и так далее.
Но бывает, что на переговоры выходят реальные угонщики.
Эксперт советует узнать номер их банковского счета.
— Похититель попросит перевести деньги на электронный кошелек. Соглашайтесь, говорите, что уже перечисляете, но система выдает ошибку, — делится опытом Алексей Трофимов. — Вор не отпустит вас просто так. Это же как будто деньги у него из кармана вытащить. Тогда он даст вам другой номер. И рано или поздно угонщик даст вам свои банковские реквизиты. Передайте их в полицию.
КАК ОПОЗНАТЬ УГНАННОЕ АВТО
— Грязный автомобиль.
— Идеально чистые номерные знаки.
— Гнутые личинки замка двери и зажигания.
— На рамках под номерным знаком — реклама иногороднего дилера.
Еще на заметку: если в вашем дворе появилась неизвестная вам машина и ею, очевидно, долго никто не пользуется, заявите о ней на тех же форумах. Можно скинуть информацию на сайт угонам.нет. Благодаря такой бдительности горожан с середины августа нашли девять угнанных иномарок.
ТОП-10 УГОНЯЕМЫХ АВТО
В России вновь фиксируется рост числа угонов. До разгула банд автоворов в 90-е еще далеко, но тенденция, однако, на лицо. Сегодня «тачки» воруют нагло и неприкрыто: под покровом ночи со дворов, охраняемых стоянок и гаражей, в разгар рабочего дня на глазах у безразличной публики, в выходные и праздничные дни со стоянок торговых и развлекательных центров. И все благодаря пассивному потворству правоохранительной и законодательной систем, стимулирующих, по сути, развитие криминального «бизнеса».
Но всю безнадежность сложившегося положения вещей ты осознаешь лишь когда сам становишься жертвой угонщиков, а до этого момента живет вера во вездесущие камеры, спутники, биллинги и прочие штучки-дрючки, призванные помочь в раскрытии любых преступлений. И подогревают эту веру «письма счастья» от ГИБДД. Открываешь конверт и понимаешь, что «Большой брат» знает не только на каком участке и с какой скоростью ты ехал, но и то, на какой заправке заливал бензин, в какой придорожной забегаловке перекусывал и под каким кустом справлял нужду.
БЕЗНАДЕГА.РУ
И вот те на: как только дело касается розыска похищенного транспорта выясняется, что половина камер — муляжи, а другая половина либо смотрит не в ту сторону, либо на профилактике…
И это не досужие рассуждения журналиста. Это свидетельство человека, у которого в конце рабочей недели в 11 часов утра со двора дома умыкнули пусть и бэушную, но очень любимую иномарку. При звонке в службу 112 минут десять ушло на то, чтобы растолковать барышне на том конце провода, что я не маразматик, позабывший в каком дворе припарковал авто, что нахожусь в трезвом уме и полон уверенности, что пропажа транспортного средства не происки столичной службы эвакуации…
СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ… СЕКРЕТАРИ
Вскоре, видимо для охраны места преступления, подоспел наряд ППС. Ну а минут через сорок прибыл следователь со свитой. Фотографии, расспросы, бесконечная писанина заявлений, объяснений, опрос околоподъездных бабушек. В общем, где-то к 16.00 бюрократия закончилась. А вот какие-либо другие действия, реально нацеленные на розыск похищенного имущества, увы, не начались. Что в моем понимании должны были предпринять сыскари?
Ну, хотя бы поднять записи с камер, установленных на подъездах и крышах домов и по этим камерам проследить в каком направлении уехала машина… Но нет. Во-первых, пятница, ав этот день недели, как известно, нет таких дел, которые нельзя было бы перенести на понедельник. Во-вторых, кроме угнанной машины на следователе только в этот день повисли воровство зеркал с Митсубиши Паджеро, отжатые по беспределу у подростка и женщины мобильники, две квартирные кражи… Стало очевидно, что работа следователя и его коллег сводится не к практическим действиям, а лишь к написанию бумажек и взятию объяснений с «терпил». То есть по сути — к секретарской работе.
Все выходные мы с друзьями без устали объезжали соседние дворы и районы, в надежде наткнуться на похищенное авто, ведь злоумышленники нередко на несколько дней бросают машину на отстой неподалеку от места преступления. Увы, все тщетно. Но хочу снять шляпу перед служивыми из ППС, с автомобилями которых наша «поисковая группа» то и дело встречалась во дворах. Самое забавное, что после оптимизации правоохрантительной системы, на огромный район мудрые генералы оставили всего два полицейских патруля. Это ничтожно мало, но ребята работают так, что возникает ощущение их присутствия буквально в каждом квартале. Правда, на розыске угнанных авто эта активность никак не сказывается.
ГАИШНИКИ БЕЗ «ГЛАЗ»
После общения со следователем в понедельник стало очевидно, что максимум, на что он способен в рамках системы, в которой трудится, это отправить какой-нибудь абстрактный запрос в ГИБДД. Стал подключать имеющиеся связи, благодаря которым удалось в этот же день посмотреть записи с видеокамер, установленных на крышах домов и понять, что угонщик, не боясь реакции прохожих, разбил заднее окно, меньше чем за минуту обезвредил сигнализацию со штатным иммобилайзером, завел машину и неспешно уехал на ней по Рязанскому проспекту в область. По линии ГАИ выяснил, что через гаишные камеры ни Москвы, ни Московской области данное авто не проходило в этот день ни разу, хотя к госномерам угонщик не прикасался.
Замечу здесь, что все эти действия я совершил практически незаконно, потому что по правилам МВД для просмотра запией с каждой камеры сотрудник полиции, а никак не гражданское лицо, должен составлять специальный запрос, визировать его у руководящих товарищей и только после этого начинать действовать. Однако на эту процедуру может уйти до трех-пяти дней, когда машина будет уже разобрана или уйдет в ближнее зарубежье, или обретен новую жизнь под чужими документами.
При этом в процессе своего собственного расследования я выяснил, что, оказывается, работающих гаишных камер, способных считывать номера и прогонять их по базе данным (так называемая система «Поток»), можно пересчитать по пальцам одной руки. Да чего уж там — достаточно одного пальца! Если ехать по дублеру Рязанки, то там нет ни одной камеры, вылетной пост ДПС, который раньше был на пересечении со МКАД стерт с лица земли, а вместе с ним убрали от туда и «Поток». На Лермонтовском проспекте нет ни одной гаишной камеры, а на весь Октябрьский проспект (это Люберцы) — камера всего одна, да и та, в виду большого трафика, технически не способна обработать и 70% попавших в ее объектив номеров. Остальные же «электронные глаза», направленные на дорогу, либо муляжи, либо по техническим причинам не работают.
КАК ВОСКРЕСАЮТ МАШИНЫ
Полученной информацией поделился со следователем, который был немало удивлен, что за столь короткий срок гражданскому лицу удалось добыть такие сведения. У него же, повторимся, дело зависло на этапе согласования с вышестоящим руководством получения доступа к данным с камер. В этот самый момент надежда, что автомобиль найдут, полностью пропала.
И я точно знаю, что машину никогда бы не нашли. У автоворов схема отработана: после угона авто на неделю прячутв отстойник, дабы убедиться в отсутствии установленных на ней «жучков». Затем за ней приезжает барыга, который перегоняет машину на «дольний кардон», где ее «перекошмаривают» под имеющиеся документы от похожего т/с, попавшего в ДТП (обычно с аварийного авто вырезается часть кузова, где набит номер и вваривается на угнанную машину). Таким образом и воскресают сгоревшие или «тотальные» машины.
ИЩЕЙКИ ВЫХОДЯТ НА СЛЕД
Но один знакомый свел с бывшими операми (впрочем, не сложно найти этих помощников через интернет), которых «выплюнула» из своих рядов реформированная правоохранительная система. Их рекомендовали как сыщиков от Бога: дай им точные приметы муровья, и они приведут его в наручниках через пару дней. Верилось в это с трудом, но знакомый настаивал, что эти ребята находят 99% машин, по розыску которых к ним обратились. Главное, чтобы с момента угона прошло не более трех дней. За свои услуги следопыты берут вознаграждение в размере половины цены похищенного транспорта, но не менее 300 000 рублей. То есть, сами понимаете, владельцу подержанных «Жигулей» обращаться к ним за помощью экономически бессмысленно, а вот если вы до недавнего времени были хозяином приличного незастрахованного по КАСКО авто, то игра стоит свеч.
Не буду долго рассусоливать: они подняли записи с городских камер, по которым отследили машину до границы с Московской областью. Затем подключились благодаря связям с бывшими коллегами к областным комплексам фиксации и выясняли, что машина уехала в Лыткарино, где возле одного из продуктовых магазинов злодеи стали менять номера. Поехали на место и просмотрели записи с магазинных камер благодаря чему выяснили, на каких номерах авто поехало дальше. Но на одной из Лыткаринских улиц она окончательно потерялась — явно встала на отстой где-то в этом квартале.
В течении дня, методично обходя двор за двором, частные сыскари обнаружили «трофей», фотографии которого прислали мне на телефон. Номера висят другие (спереди волгоградский номер, сзади — подмосковный), но свою-то «ласточку» по характерным приметам узнаешь из тысячи. Чтобы получить адрес нахождения авто, нужно перечислить на карточку оговоренную сумму. Когда я выполнил условия нашей устной договоренности, они сообщили точный адрес и до моего приезда присматривали за «найденышем». Затем объяснили, куда нужно звонить, что говорить и как действовать дальше.
ПАССИВНЫЙ РОЗЫСК
Фантастика? Нет. Просто пример хорошей работы, которую не в состоянии делать полиция. За эти пять дней, что прошли с момента пропажи машины до момента ее обнаружения, официальные органы успели лишь приобщить к делу пару бумажек и 30-секундное видео, снятое камерой с крыши дома, где видно, как кто-то разбивает стекло, садится в авто и уезжает на нем в неизвестном направлении. Теперь я точно знаю, что отечественная полиция если и способна найти угнанный автомобиль, то он будет либо впечатанный злодеями в столб, либо сгорит дотла. То есть найдут тогда, когда он найдется сам.
Прошу понять правильно, я вовсе не глумлюсь над сотрудниками полиции за их профессиональную недееспособность. Нюанс в том, что они работают в системе, которая от них требует не возврата собственности гражданам, а совершенно иного. Что видно по моему делу. Машина найдена и я чертовски доволен. Но вот служивым от этого ни горячо, ни холодно, ведь преступление не раскрыто, а значит для них это «висяк». А вот если задержать подростка, попавшегося по дурке на угоне машины и навесить на него все автокражи района, случившиеся в этом году, то благодарственные грамоты, материальные поощрения и новые звезды на погонах гарантированны. И плевать, что 30 автовладельцев (с приставкой экс) так и остались ни с чем. Очевидно, что заниматься розыскам угнанного автомобиля, украденного мобильного телефона или имущества из обнесенной форточником квартиры, полицейские никогда и не будут, потому как от них этого не требует система.
ДЕЛА БУМАЖНЫЕ
Более того, если руководство узнает, что опер занимается не поимкой автовора, а розыском похищенной машины, его подвергнут дисциплинарному взысканию, а то и вовсе обвинят в коррупции и с треском вытурят из органов. А то, насколько хорошо работает оперативник, руководство оценивает исключительно по бумажкам, подшитых к делу. Вот потому вместо реальных дел сотрудники полиции строчат лишь рапорты (а называя вещи своими именами — пишут сочинения) про то, какие следственные мероприятия они проводят в рамках того или иного дела. И не беда, что к реальному положению вещей это не имеет никакого отношения. Но окончательно добила и полностью разочаровала в полиции ситуация со снятием машины с розыска и вызволением ее со стоянки ОВД.
Перво-наперво нужно пройти экспертизу, чтобы криминалист задокументировал, перебивались номера или нет. Запись на сие мероприятие аж на две недели вперед. Еще неделя у правоохранителей ушла на то, чтобы забрать готовое заключение. Еще несколько дней длилась эпопея с подачей какой-то бумаги в главк на снятие машины с розыска. Самое смешное (хотя чего тут смешного?), что зачастую волокита случалась из-за… отсутствия бумаги для принтера или внезапно закончившегося тонера. А чтобы получить такие банальные расходники, рядовым служивым надо пройти через все круги бюрократического ада. Чтобы ускорить процесс, пришлось подарить им пачку бумаги.
ЗАКОНЫ ПИШУТ ДЛЯ БАНДИТОВ
Помощь и всяческое содействие автоворам, похоже, является государственным курсом. Ведь со стороны властей делается абсолютно все, чтобы превратить жизнь бандитов в малину. Начать хотя бы с того, что автомобильный двигатель стал обыкновенной запчастью, а потому идентификационный номер мотора при регистрационных действиях не проверяется. И чтобы легализовать краденную машину, достаточно перебить VIN-номер, что для асов своего дела — плевое мероприятие.
Под благовидным предлогом (дескать, слабая эффективность) ликвидированы стационарные посты ДПС, каждый из которых был оснащен системой «Поток», которая худо-бедно, но вносила свою лепту в борьбу с угонами. Да и проверка машин на таких постах была вдумчивой и всесторонней.
В свое время была идея напылять на детали автомобиля микроскопические метки с уникальными номерами, благодаря которым можно идентифицировать не только автомобиль, но и отдельные его запчасти. Данный проект по каким-то причинам свернули.
Система ЭРА-ГЛОНАСС имеет большой потенциал по части борьбы с автоворовством. По сути, каждый автомобиль, оснащенный ею, имеет «жучок», с помощью которого компетентные органы могут в любое время дня и ночи определить местоположение машины, прослушивать и записывать разговоры людей, находящихся в салоне. Однако ориентировать систему ГЛОНАСС на борьбу с угонами никто не спешит.
Автовзгляд.ру
Машина во владении уже пять лет, на ней обычно ездит мама.
В четверг 25 июля вечером она как обычно припарковала ее во дворе у подъезда своего дома на Ленинском проспекте. В семь утра пятницы машины на месте уже не было.
Машина не была застрахована. Примерно полгода назад отказались от услуг GPS метки
Мы столкнулись с такой ситуацией впервые. Сразу решили заявить в полицию, позвонили в 112, где нам объяснили, что нужно лично ехать в районный отдел полиции и там писать заявление об угоне. Поехали в отдел, в 8 утра отдали заявление, в котором указали: место угона, время парковки машины, время обнаружения пропажи, особые приметы автомобиля. Нам выдали талон и сказали ожидать следственно-оперативную группу на месте угона в 10:30. Мама и моя жена уехали на работу.
Важная деталь: собственником автомобиля по документам является отец, и на момент угона он находился в командировке. Заявление об угоне писала мама.
Следственная группа прибыла примерно в 13:00, по пути у них где-то образовался труп, и приоритеты в работе были расставлены соответственно. Газелька с водителем, дежурным следователем и его помощницей (?). Сфотографировали меня, указывающим пальцем на место угона и еще раз опросили по тому же шаблону, где стояла, когда угнали, какой адрес и т.д.
Пока ждал СОГ, я проверил камеры подъезда, и оказалось, что есть камеры, которые смотрели на парковку, т.е. можно было определить точное время угона и направление куда уехала машина.
Я указал на это следователю, он камеры смотреть отказался. На этом их работа была закончена, на самом деле.
Как мне объяснил на месте дежурный следователь, машину объявят в розыск прямо сейчас, но заниматься ее поиском, пока уголовное дело не открыто, никто не будет. Уголовное дело будут открывать только когда заявление об угоне напишет собственник автомобиля, которого как бы нет в стране на текущий момент. И то, по закону, после подачи заявления от владельца, у полиции есть 10 дней на возбуждение УД. Понимаете, да?
По статистике, найти угнанную машину есть реальный шанс в первые трое суток после угона максимум. После этого шансы ничтожно малы, она уже либо распилена, либо продана куда-нибудь в другой регион, если угоняли на заказ.
Мы понимали, что Ниссан на заказ никто угонять не будет, даже несмотря на полную комплектацию. Поэтому, машина вряд ли уехала куда-то далеко и наверняка стоит в каком-нибудь отстойнике или гараже, и скоро ее оттуда заберут.
Я предложил следаку на месте «материально простимулировать следствие», чтобы ускорить процесс поиска, на что он ответил: «Кому вы хотите предложить стимулирование? Следствию? Забудьте о том, что вы сейчас сказали.» и они уехали.
Стало понятно, что им, в принципе, похер.
Дальше мы просмотрели камеры подъезда и выяснили, что машину угнал чувак, который пришел пешком в 4:15 утра. Машину открыл сразу, сел, завел. Посидел в ней минуты три и уехал. Значит сигналку просто считали где-то заранее. Мама вспомнила, что за ней один день таскался серый Рено, до парковки «О’кей», все понятно.
Записали на флешку эту съемку (отдельно договаривались об этом с управдомом, он звонил в обслуживающую системы видеонаблюдения компанию и давал свое согласие). С этой флешкой снова поехали в полицию.
Также, собственник автомобиля имеет паспорт моряка. Это значит, что по закону, капитан его корабля может выписывать доверенности от его имени. Ближе к вечеру мы получили доверенность на имя мамы, чтобы она могла подавать от имени отца заявление в полицию. Таким образом мы надеялись, что уголовное дело откроют быстро, ведь теперь заявление от собственника лично не требуется. Но нам все равно отказали 🙂 Это незаконно, но полиции вот настолько похер, к сожалению.
Все, чего мы добились от них — это просмотр камер городского видеонаблюдения дежурным следователем. Он посмотрел их три штуки и выяснил, что машина доехала до ленинского проспекта, а дальше на этом их полномочия как бы эт самое все, окончены.
Получилась такая картинка:
— Заявление об угоне принято, машина объявлена в розыск.
— Дежурный следователь собирает материалы и передает их следователю из отдела угонов, который будет назначен только по факту возбуждения уголовного дела.
— УД будет возбуждено только после подачи заявления собственником машины, то есть хер пойми когда.
— Дежурный следователь одним глазом просмотрел камеры, и пообещал, что составит заявку в отдел розыска на отслеживание машины через сеть «Паутина» — это федеральная сеть камер наблюдения, которая запускалась еще в 2013 году как раз для борьбы с угонами.
То есть, в этом случае, помощи от полиции ждать бесполезно. Даже при условии, если вы — собственник машины и сами написали заявление, нужно учитывать, что Питер — город с одним из самых больших показателей угона авто. В день крадут порядка 20 машин, и естественно, вообще не факт, что займутся именно вашим делом в первую очередь.
При этом, все инструменты для розыска у полиции есть, но их использование сопряжено с большим количеством бумажной/бюрократической волокиты, занимает много времени, что вкупе с пофигизмом и загруженностью сотрудников дает никакой результат.
Вы можете рассчитывать на помощь полиции, только если у вас есть знакомые в органах, если вы из системы, вы «свой».
У нас никаких знакомств в органах не было. Параллельно, в пятницу днем и до темноты мы с женой отправились на велосипедах шерстить Кировский и Красносельский районы. Все дворы, парковки, карманы. Таких машин мы нашли всего штук шесть, но все были не нашей.
Также, мы вступили во все группы типа «Угоны СПб», «ДТП и происшествия СПб» и разместили там пост о пропаже. Инстаргамм, репосты друзей, вот это вот все. Сильно на это не рассчитывали, но в такой ситуации старались использовать все шансы. Хотя, забегая вперед, скажу, что это ничего не дало, кроме пары десятков сообщений жене типа «Эй детка, я не знаю где твоя машина, но знаю как скрасить твой вечер сегодня». Лол.
Тем не менее, есть опыт знакомых, которым помогла такая шумиха в соцсетях, и внимательные граждане заметили их угнанную машину в одном из дворов.
Вернувшись домой, мы решили, что если у нас нет «друзей» в полиции, то нужно их завести. В моем понятии обывателя, бывших сотрудников не бывает. А куда уходят работать из милиции? В службы безопасности гражданских компаний, в охранные агентства и в частные детективы.
В гугл «частный детектив угон авто спб», отобрали пять агентств, которые не вызывали отторжения и начали звонить. В первом предложили посмотреть камеры по «Паутине», 30 тысяч рублей, но только в понедельник. Второе заявило, что без проблем займемся, но 15 тысяч вперед на расходы и при успешном розыске примерно 50% от стоимости машины. Третье не берет телефоны (вечер пятницы), четвертое не занимается угонами, в пятом сказали, что скиньте данные и посмотрим, что можно сделать — отправили все что было.
Утро воскресенья не было добрым, т.к. из пятого агентства пришла смс, что нашу машину уже продали кому-то и найти ее в таком случае не могут. Что делать дальше было непонятно, только продолжать долбать полицию и надеяться, что кто-то займется нашим делом.
Но потом пришла еще смс, от того же детектива, что машину нашли, 99,9%. Созвонились, он сказал что услуга будет стоить 450 тысяч. Подписываем договор у него в офисе, деньги наличкой вперед, машина вечером-ночью сегодня. Уточнил что лежит в багажнике: «ведра, тряпки, бутсы». На просьбу уточнить, что лежит в подлокотнике ответил отказом, мол никто смотреть ничего не будет и связь с угонщиками «очень тонкая» и может прерваться в любой момент.
Я решил, что стоит рискнуть. Подкупало наличие постоянного офиса, наличие лицензии на частную сыскную деятельность, договор, а также записи с телика с интервью с этим детективом и куча наград от МВД за помощь в разных делах. Выглядело неплохо, но отдавать 450к вперед в любом случае было стремно, и до последнего было непонятно развод это или нет. Утешало то, что офис на месте, в нем не только стол и стул, и всегда можно будет сжечь его к херам например (шутка).
Короче, мы согласились, и в договор внесли корректировки, что если машину не находят в срок 48 часов, то деньги возвращаются в полном объеме. Уже в офисе детектив сообщил, что в подлокотнике лежал пропуск на мамину работу. Сомнений не осталось, машина наша.
Дальше потянулось томительное ожидание. С деньгами я заранее попрощался, уже был готов, что потеряю их за просто так, но все равно было очень стремно. Деньги мы отдали в 17:00, а в 22:00 я взял трубку и услышал адрес, улицу и номер дома. Мы рванули туда и нашли её 🙂
Чужие номера, только что отпечатанные, прям с иголочки, что впоследствии подтвердил эксперт-криминалист. Угонщики работали в перчатках, пальцев нет, да их и не нашли бы, потому что мы ее всю излазили, оценивая состояние. Ничего не сломано, все целое. В багажнике валялся старый скомканный номер. Передний не нашли. Сперли домкрат и видеорегистратор. Вскрыт блок мозгов, перепрошит. В салоне лежит самодельный ключ (в машине бесключевой доступ). Заводится с него, с наших ключей не работает.
Детектив уехал, мы звоним в наше отделение полиции, говорим что нашли машину. Дура на том конце провода говорит, что у них нет в розыске такой машины, и что не знает что мы от нее хотим и спрашивает НАС что делать в такой ситуации. Звоним в 112, там отправляют ППС к нам. Приезжают через 7 минут, проверяют документы, звонят в свой отдел полиции (машина на территории другого района), вызывают СОГ.
Пока ждем СОГ прибегает зеленый, как девственная листва, опер из нашего отделения (2 года как из универа). Несет с собой папку документов по нашей машине и с порога заявляет, что подпишите расписку, что мы (полиция) передаем вам ваш автомобиль. Чего вообще?
Оказывается, что теперь машина будет вещдок, и чтобы на ней ездить они как бы «найдя» эту машину нам ее передают. Если не пишем, то штрафстоянка на период следствия.
15 минут пререкаемся на повышенных тонах, пытаемся объяснить, что нам их следствие нахрен не нужно, что заявление собственник писать не будет, и что дела тоже не будет, скорее всего. А он говорит «Ну вы что, не хотите получить моральную компенсацию от того, что злодеи будут пойманы?». Он такой Бетмен, я ржу)) Подписали ему его бумажку, приехала СОГ. Такая же зеленая мисс следователь и нормальный мужик-эксперт. Все те же вопросы «когда угнали, где стояла, кем приходитесь?» и т.д. Все пишется от руки на папке, все очень долго, никого не из жильцов дома не опрашивала, ничего короче не делала толком, только строчила в папку где мы все находимся. Эксперт забрал номера, подтвердил, что пальцев нет, посмотрел подкапотное, вокруг которого мы все сгрудились (я, следователь, опер и эксперт) и рассуждали заведется с нашего ключа и можно ли его куда-нибудь вставить, чтобы на нем поехала. Господа полицейские наперебой советовали, а мне хотелось вставить им ключ куда-нибудь поглубже. На этом, в целом и закончили.
В итоге, мы отогнали машину на платную крытую стоянку. Требуется сервис официалов, ждем записи, мозги у машины кривые, ездить на ней опасно. После этого поедем в ГИБДД получать новые номера. Потом страховка от угона обязательно и блокиратор рулевой колонки.
Лучшее средство от угона, конечно, страховка. Все остальное просто замедлители угонщика.
Заявление писать не будем, искать никого не собираемся. Мой принцип жизни в России (всегда и теперь особенно) — чем меньше взаимодействия с государством в любых его проявлениях, тем лучше.
Такие дела, ребята. Вот вам фото игрушки-муравья из машины, который, как и мы, пережил некоторое дерьмо. Берегите себя.