Конец учебного года в образовательных учреждениях – это не только радость в предвкушении предстоящего отпуска, но и возможные конфликты вследствие распределения учебной нагрузки на следующий учебный год. Как правило, вопросы у педагогов возникают в случае изменения количества педагогических часов. Попробуем разобраться, на что может рассчитывать педагогический работник при тарификации на следующий учебный год.

Согласно ст. 333 Трудового Кодекса РФ, порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, а также основания ее изменения, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данного требования трудового законодательства был издан Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

При тарификации на новый учебный год необходимо помнить о следующих базовых принципах:

  • любые изменения педагогической нагрузки оформляются письменно дополнительными соглашениями к трудовому договору;
  • уменьшение педагогической нагрузки без согласия педагога допускается только: а) при изменении учебных программ и б) при уменьшении количества обучающихся или классов;
  • во всех остальных случаях изменение педагогической нагрузки допускается только по соглашению сторон трудового договора;
  • преподавателям, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы и для которых установлена норма 18 часов в неделю на ставку, сохраняется объем нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных дисциплин.

Рассмотрим типовые ситуации, которые могут возникнуть при распределении нагрузки на новый учебный год.

Увеличение нагрузки

Увеличение учебной нагрузки возможно только по соглашению между учителем и администрацией. Ситуаций, когда возможно увеличить педагогическую нагрузку без согласия учителя по инициативе администрации, в Приказе №1601 не предусмотрено. Оформляться оно должно в письменной форме в виде дополнительного соглашения к трудовому договору. При этом надо трезво оценивать свои силы, потому что в случае необходимости уменьшить нагрузку потребуется согласие работодателя, так как соглашение сторон подразумевает согласие обеих сторон трудового договора.

В то же время недопустимо произвольное увеличение нагрузки без согласия учителя, например, в случае увольнения другого педагога и необходимости перераспределения освободившихся часов.

Уменьшение нагрузки

По общему правилу уменьшение нагрузки на новый учебный год возможно только по соглашению сторон. Для учителей, нормируемая часть нагрузки которых составляет 18 часов в неделю и для которых данная школа является основным местом работы, действует дополнительная гарантия сохранения объема нагрузки и преемственности преподавания предметов.

Есть две ситуации, когда уменьшение нагрузки возможно без согласия учителя:

  • уменьшение часов по учебной программе;
  • уменьшение количества обучающихся или учебных классов.

Учитель должен быть уведомлен о предстоящем уменьшении учебной нагрузки не менее чем за 2 месяца до предстоящих изменений в письменном виде с указанием причин, повлекших данные изменения. Как уже было сказано выше, причин может быть две: изменение учебных программ или уменьшение количества классов. То, что администрация взяла на работу нового учителя, которому нужно дать педагогическую нагрузку, к причинам, по которым допускается уменьшение нагрузки данного преподавателя без его согласия, не относится.

Возможна ситуация, когда уменьшение нагрузки учителя-специалиста обосновывается тем, что часть нагрузки выделена ему не по профилю преподаваемых дисциплин и на данные предметы был взят учитель с профильным образованием. Например, учитель, закончивший педагогический ВУЗ по специальности «учитель биологии» ведет биологию и географию. Администрация принимает на работу нового учителя географии и передает ему часы географии под предлогом того, что первый учитель является по диплому учителем биологии, а не географии. Данная ситуация является нарушением трудового законодательства.

Во-первых, согласно требованиям Приказа Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» к должности учитель предъявляются следующие квалификационные требования: «высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы». То есть наличие высшего педагогического образования дает право на ведение любого учебного предмета. То, что «по диплому» педагог учился на учителя биологии не означает, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к учителю географии, так как обязательным для учителя является либо наличие педагогического образования (любого профиля), либо наличие профильного образования (по предмету), либо любого высшего образования с дополнительной подготовкой по профилю преподаваемого предмета.

Во-вторых, как было сказано выше, уменьшение учебной нагрузки без согласия учителя недопустимо. Данные действия работодателя являются нарушением Закона и могут быть оспорены.

Особо следует обратить внимание на количество часов педагогической нагрузки, которое получит учитель после ее уменьшения. Если количество часов будет меньше, чем предусмотрено нормой на ставку, например, 17 часов в неделю вместо 18 часов, то в этом случае работа в текущем учебном году не войдет в стаж, дающий право на получение пенсии по выслуге лет.

Учителям 1-4 классов при передаче преподавания иностранного языка, рисования физкультуры или музыки учителю-специалисту должна быть обеспечена догрузка до ставки другими видами педагогической работы (преподаванием в группе продленного дня, ведением кружков или факультативов и т.д.). Другие предметы, например, уроки труда можно передать другим учителям-специалистам только с согласия учителя.

Если же все-таки принято решение об уменьшении количества нормируемой части нагрузки учителя вследствие изменения учебных программ или количества классов, то администрация школы должна полностью следовать правилам статьи 74 Трудового Кодекса РФ. Помимо заблаговременного за 2 месяца письменного уведомления учителя о предстоящем уменьшении учебной нагрузки необходимо получить письменное согласие учителя на продолжение работы в новых условиях, а в случае отказа предложить другую имеющуюся в школе нагрузку. Нарушение администрацией школы данной процедуры может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в суд.

Несоблюдение двухмесячного срока уведомления об уменьшении нагрузки

В данном случае администрация в течение двух месяцев будет обязана оплачивать работу учителя по ставке, действовавшей на момент до уведомления. Например, учителю сообщили в письменном виде об уменьшении нагрузки с 20 до 18 часов в неделю 28 августа. Таким образом, оплата работы педагога до 28 октября будет осуществляться из расчета 20 часов в неделю (хотя фактически он будет работать 18 часов в неделю). И только с 29 октября возможно осуществить оплату труда по новой ставке.

Распределение нагрузки учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком

Согласно Приказу №1601 нагрузка учителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, определяется по общим правилам, а затем распределяется между другими педагогическими работниками. Следовательно, когда учитель выходит из отпуска по уходу за ребенком, за ним должна быть сохранена нагрузка в том объеме, в котором она была на момент его ухода в отпуск.

Таким образом, действующее законодательство защищает учителей от произвольного изменения учебной нагрузки на новый учебный год со стороны администрации образовательного учреждения. Любые изменения должны осуществляться с согласия учителя. Ситуации, когда изменения нагрузки допустимы по инициативе администрации ограничены и порядок их применения строго регламентирован.

Опубликовано в 2017, Выпуск № 4(58) Апрель 2017, ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Буканин В.А.1, Парфенова А.М.2

2Ученица, Средняя общеобразовательная школа № 376, г. Санкт-Петербург

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА И РАБОЧЕГО МЕСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация

Рассмотрены проблемы организации рабочих пространств и рабочих мест в университетах и школах, определённых в ГОСТ Р 56906-2016. Показано, что метод, основанный на рассмотрении пяти критериях оценки 5S, может быть рекомендован для учителей и преподавателей, если решение об их использовании будет принято руководством учреждений. Показаны некоторые виды таких мест, зоны нахождения людей и необходимые для работы предметы до наведения порядка на рабочих столах. Предложены адаптированные критерии оценки эффективности применения этого метода для снижения потерь рабочего времени, улучшения условий деятельности и безопасности. Приведен образцовый вид рабочего места преподавателя.

Ключевые слова: условия труда; безопасность; метод 5S; рабочие пространство и место.

Bukanin V.A.1, Parfenova A.M.2

2Student, Secondary School No. 376, Saint-Petersburg

WORKING SPACE AND WORKING PLACE ORGANIZATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract

Keywords: working conditions; security; Method 5S; working space and place.

Такие организации, как школы, готовят выпускников к поступлению в высшие учебные заведения, а университеты – к различным видам их профессиональной деятельности. При этом в большинстве случаев вопросам бережливого производства, в частности организации рабочих мест, не уделяется достаточного внимания как в процессе обучения, так и при выполнении самой работы учителей и преподавателей, являющихся примером для многих учеников и студентов. Для любой организации, в том числе и образовательной, критериями улучшения деятельности являются «качество процессов, продукции и услуг, стоимость и время их выполнения” . Одним из эффективных методов, позволяющих добиться этих показателей, является метод 5S, позволяющий шаг за шагом сначала добиться определённого порядка на рабочем месте, находя источники имеющегося беспорядка и исключая их, обеспечения необходимого порядка, поддержания его на хорошем уровне, проверке состояния и его совершенствования.

Данный метод призван повысить эффективность деятельности работника, уменьшить время на выполнение лишней работы, увеличить производительность некоторых технологических процессов, содержать окружающее пространство в чистоте, обеспечить безопасность и требуемое состояние охраны труда. Рабочим местом называется часть рабочего пространства, где должен находиться работник под контролем работодателя. Каждый учитель школы и преподаватель вуза имеют такие места, поэтому вопросы их правильной организации следует учитывать и контролировать.

Основными проблемами организации рабочего места являются сложность в нахождении необходимого в данный момент предмета или документа, большими затратами времени на лишнюю работу, нервными перегрузками, отсутствием пространства для хранения ненужной бумаги, а также многими другими.

В связи с выходом ГОСТ Р 56906-2016 появилась возможность решить многие проблемы даже в образовательных учреждениях . Этот документ разработан для применения в любых организациях, которые могут принять решение улучшить свою деятельности с помощью пяти взаимосвязанных принципов организации рабочих пространств и рабочих мест. При этом приоритетной ценностью является не только обеспечение большего удобства при выполнении работы, снижение потерь при подборе необходимых материалов, поиске различных компонентов и документов, но и уменьшение риска воздействия опасных факторов, а также сохранение здоровья человека в процессе труда.

Проблем организации рабочего пространства и рабочего места в образовательных учреждениях много. Достаточно сказать, что практически ни одно учреждение ещё не приняло решения улучшить эффективность своей деятельности с помощью метода 5S. Нет ни положений, ни приказов руководства учреждений, в которых этот метод должен быть использован. Согласно ГОСТ Р 56906-2016, «организация должна регламентирующим или организационно-распорядительным документом определить объекты применения этого метода” .

Чаще всего учитель или преподаватель имеет в своём распоряжении компьютер, выполняя большой объём работ по оформления многочисленных документов, написанию учебных пособий, подготовке презентаций к урокам, лекциям или конференциям и так далее. Работник накапливает огромное количество бумажных документов, которые складываются в определённом порядке, предполагая о том, что они скоро ему понадобятся и должны лежать на виду, чтобы не забыть о делах. Накопившиеся бумаги негде хранить. Из-за отсутствия необходимого пространства документы, инструменты и материалы могут размещаться под столом, создавая неудобства в работе. Рядом с бумагами могут находиться устройства для зарядки аккумуляторов или другие электротехнические приборы, которые создают повышенный риск возгорания и пожароопасную ситуацию. Примеры таких рабочих мест в университете и в школе приведены на рис. 1 и 2. Иногда имеются случаи, когда площадь на одно рабочее место, особенно оснащённое персональной ЭВМ, меньше нормативных требований по СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, а именно 4,5 или 6 м2 в зависимости от используемого монитора . Всё это ухудшает условия труда и создаёт повышенную опасность.

Рис. 1 – Рабочее пространство и место преподавателя до применения 5S

Рис. 2 – Рабочее место учителя до применения 5S

Применив положения метода 5S, можно значительно улучшить состояние пожарной безопасности, снизить время поиска необходимых материалов и сделать работу более удобной и продуктивной. Из проведённого анализа и опыта работы преподавателей по рациональному распределению используемых ресурсов и времени установлено, что только на поиск необходимых документов ежедневно тратится около 15 минут или иногда даже больше.

Для того чтобы этого избежать, ГОСТ Р 56906-2016 предлагает установить ответственность как со стороны высшего руководства, который должен назначить ответственных за использование данного метода, так и со стороны работников . Необходимые ресурсы на решение этих вопросов следует предусматривать и выделять самой организацией.

Требуется выполнить пять последовательно проводимых шагов: сортировка (определить, какие из находящихся предметов являются нужными, разделить все предметы на нужные и ненужные, необходимые оставить работнику, а лишние удалить); самоорганизация (соблюдение порядка, то есть распределение предметов таким образом, чтобы максимально снизить потери на их поиск и последующую работу); систематическая уборка (поддержание чистоты и постоянной готовности к использованию); стандартизация (разработка стандартов рабочего места, его содержания и других необходимых документов) и совершенствование (улучшения этой работы, проверки полученных результатов, выработке новых предложений и т. д.).

Попробуем сделать первый шаг применительно к рабочему пространству и месту учителя и преподавателя. Скорее всего, перечень необходимого для их работы в образовательных учреждениях поручить организации проблематично, и этот вопрос должен решить сам работник, возможно с участием непосредственного руководителя. К таким нужным предметам можно было бы отнести персональную ЭВМ, расписание занятий, календарь, учебники, учебные пособия, домашние задания, отчёты по лабораторным работам, инструкции по пожарной безопасности и другие. Некоторые предметы необходимы постоянно (к примеру, ежечасно), некоторые непостоянно (один раз в день, в неделю, в месяц, в год или не используются никогда).

При сортировке необходимые предметы могут быть перемещены на новое и более удобное место, редко используемые – на место, где могут временно размещены, а никогда больше не используемые – утилизированы при условии решения об их избавлении. Они могут быть зарегистрированы в специальных журналах и обозначены соответствующим образом. Вопросы о месте и сроках удаления решаются, как правило, руководством подразделения. К примеру, на случай восстановления студентов после отчисления и решения возможных конфликтных ситуаций, которые иногда ещё происходят, их работы должны храниться не менее 2 лет. Проблемным вопросами в данном случае являются способ и место хранения, связанными с недостатком рабочего пространства и пожарной безопасностью (нередко удельная пожарная нагрузка помещения может превышать 300 МДж/м2, что требует присвоения категории помещения В3, хотя помещение учителей и преподавателей согласно Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности разделению на категории не подлежат).

Второй шаг предполагает размещение нужных предметов на рабочем месте для снижения их потерь и времени поиска работником. При выполнении этого шага желательно также учитывать антропометрические, физиологические и психологические требования по ГОСТ 12.2.032-78 . Каждый предмет, включая личные вещи, следует размещать с учётом трёх основных зон моторного поля, частотой выполнения операций (очень часто – две и более операции в одну минуту, часто – менее двух операций в минуту, но не менее двух операций в час, редко – не более двух операций в час). Основными объектами и средствами, с которыми приходится работать учителю и преподавателю, являются информационные потоки, аналитические данные, документация и др. Отображение мест их хранения (визуализация) затруднительно, хотя и возможно.

Шаг третий – уборка и поддержание рабочего места в чистоте, скорее всего, не требует пояснений и больших затрат рабочего времени.

Сложнее выполнить четвёртый шаг, то есть разработать стандарт рабочего места, который должен включать в себя набор требуемых предметов, схемы их расположения, фотографию образцового состояния рабочего пространства и рабочего места, ответственных за их состояние, а также стандарт содержания рабочего места, к которому относятся документы, регламентирующие сортировку предметов, их расположение, проведение уборки на рабочем месте, а также контроль выполнения этого стандарта. Пример образцового состояния рабочего места с мебелью, заимствованной у фирмы Motorola, приведён на рис. 3. Ненужные документы и предметы удалены в специальный стеллаж, а необходимые – в органайзер.

Рис. 3 – Фотография образцового рабочего места преподавателя

Лепестковые диаграммы текущего состояния организации рабочих мест преподавателя и учителя, построенные по результатам внутреннего аудита 5S, приведены на рис. 4. Как видно итоговые баллы по многим шагам 5S далеки от максимально возможных 20 баллов, а многие близки к нулю, в первую очередь из-за того, что практически отсутствуют стандартизация и процесс совершенствования.

Рис. 4 – Примеры оформления результатов аудита 5S рабочих мест преподавателя университета (а) и учителя школы (б)

Некоторые рекомендуемые ГОСТ Р 56907-2016 параметры, которые могут контролироваться в результате аудита рабочих мест образовательных учреждений, следует скорректировать с учётом специфики работы. Такие контролируемые параметры, адаптированные к условиям работы школ и университетов, приведены в табл. 1.

Таблица 1 – Рекомендуемый контрольный лист в образовательном учреждении и предварительная оценка в баллах

Контролируемые параметры Оценка, балл Замечания
Шаг 1 – Сортировка
Предметы разобраны на нужные и ненужные 0
Предметы и материалы на рабочем месте находятся в порядке 1
Ненужные предметы на рабочем месте отсутствуют 1
На рабочем месте находится только нужное оборудование и необходимые предметы 2
На рабочем месте и стендах нет устаревших инструкций, правил и другой информации 2
Итого: 6
Шаг 2 – Самоорганизация (соблюдение порядка)
Ненужные предметы из рабочего пространства удалены 0
Нужные предметы расположены с учётом частоты их использования 1
Объекты, оборудование, материальные потоки идентифицируемы и отслеживаются 1
Зоны расположения предметов, стеллажи и другие места для хранения материалов идентифицированы и размечены 2
Необходимые для работы документы хорошо организованы и доступны 1
Итого: 5
Шаг 3 – Систематическая уборка (содержание в чистоте)
Для проведения уборки имеется персонал и оборудование 4
Рабочая зона, оборудование содержатся в чистоте, источники загрязнения определены и устраняются 3
Оборудование и предметы исправны и чисты 2
Порядок и график уборки определены 1
Работник на своём рабочем месте наводит порядок ежедневно 1
Итого: 11
Шаг 4 – Стандартизация
Стандарт содержания рабочего места разработан и вывешен на рабочем месте 0
Стандарт расположения оборудования, предметов с учётом зон моторного поля имеется и вывешен 0
Стандарт по уборке помещения и рабочего места разработан и вывешен 0
Инструкции по охране труда имеются, все опасные и вредные факторы знакомы работнику 2
Стандарт содержания рабочего места работником соблюдается 0
Итого: 2
Шаг 5 – Совершенствование
Все работники прошли обучение по методу 5S, делятся опытом его применения 0
Внутренний аудит содержания рабочего места проводится 0
Предложения по совершенствованию структурируются и вывешиваются для общего обозрения 0
Работники учреждения знают о прошлых и сегодняшних показателях результативности рабочего места 0
Механизмы вовлечения работников реализуются 0
Итого: 0
Всего: 34
Максимальное количество баллов: 100

Примечание (рекомендуемые для оценки баллы): нигде не применяется – 0; есть несколько примеров применения – 1; применяется на 50 % объектов – 2; применяется практически везде – 3; применяется повсеместно – 4.

Таким образом, в результате исследований выявлены возможные проблемы внедрения ГОСТ Р 56907-2016 и метода 5S для улучшения организации рабочих пространств и рабочих мест в образовательных учреждениях: отсутствие решения высшего руководства образовательных учреждений об его использовании, сложности в разработке стандартов рабочих мест и их содержания, не полная проработка вопросов оценки применимости метода. Проведённый анализ некоторых рабочих мест преподавателя и учителя показал, что при его применении можно повысить удобство в работе и общую культуру её выполнения, сэкономить рабочее время на поиск нужных предметов, улучшить условия труда и его безопасность. Предложены адаптированные применительно к образовательным учреждениям параметры шагов метода 5S, которые могут контролироваться в результате аудита, и примеры заполнения лепестковых диаграмм.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

«Нагрузка — объем работы, который приходится на одного работника и который необходимо выполнить за определенный период времени» Современный экономический словарь

Основные виды педагогической нагрузки преподавателя НИУ ВШЭ:

  • Учебная (аудиторная и внеаудиторная);
  • Учебно-методическая;
  • Научно-исследовательская;
  • Организационно-методическая.

Индивидуальная учебная нагрузка:

  • Планируется в индивидуальном плане учебно-методической работы преподавателя;
  • Рассчитывается заведующим кафедрой/руководителем департамента;
  • Согласовывается с главным экспертом Управления организации учебного процесса;
  • Составляет (для штатного преподавателя) от 900 (максимум) до 375 часов (минимум) в год;
  • Является обязательным документом при оформлении на работу и прохождении конкурса.

Пошаговое оформление индивидуального плана учебной работы преподавателя в системе АСАВ:

Шаг первый «Расчет учебной нагрузки»

Менеджер кафедры/департамента совместно с заведующим кафедрой/руководителем департамента или его заместителем рассчитывает учебную нагрузку кафедры (факультета, департамента), менеджер кафедры/департамента формирует в АСАВ индивидуальную нагрузку каждого преподавателя кафедры/департамента, используя нормы времени по видам контактной работы, установленные ежегодно издаваемым приказом «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников НИУ ВШЭ»; утвержденные рабочие учебные планы (РУП).

Количество часов планируемой нагрузки должно соответствовать занимаемой должности претендента. В отдельных случаях учебная нагрузка конкретного преподавателя может быть установлена ниже указанного минимума приказом ректора по представлению учёного совета вуза.

Учебная нагрузка штатного преподавателя университета может составлять до 900 часов в учебный год (в пределах должностного оклада).

Индивидуальные планы преподавателей хранятся в АСАВ, распечатываются только при устройстве на работу, после прохождения конкурса и в иных случаях, предусмотренных локальными нормативными актами НИУ ВШЭ.

Для профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ устанавливается следующий объем учебной нагрузки:

Должность ППС

Категория объема учебной нагрузки

Все департаменты кроме кафедры физвоспитания

Кафедра физвоспитания

Средний объем

Верхний предел

Средний объем

Верхний предел

Декан

Пониженная

Профессор

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Доцент

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Старший преподаватель

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Преподаватель, ассистент

Стандартная

Повышенная

Пониженная

Шаг второй «Подписание индивидуального учебного плана»

Претендент на должность подписывает индивидуальный учебный план, указывает дату подписания и визирует его у заведующего кафедрой/руководителя департамента.

Шаг третий «Проверка индивидуального учебного плана»

Претендент на должность или менеджер кафедры/департамента представляет подписанный индивидуальный учебный план, заявление о приеме на работу, резюме и список трудов для проверки главному эксперту Управления организации учебного процесса Чекмаревой Татьяне Алексеевне (тел. внутр. 27850 с 10.00 до 17.00 в будние дни, адрес: Покровский бульвар, 11, к.L — 406).

Полный комплект документов представляется в Управление персонала при оформлении на работу в первый раз http://www.hse.ru/org/hse/handbook/new_job.

КАФЕДРАЛЬНАЯ НАГРУЗКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Сроки подготовки расчетов планируемой учебной нагрузки ППС кафедр (факультетов, департаментов, школ) на 2019-2020 учебный год в АСАВ до 30 мая 2020 г.

Расчет планируемой нагрузки делается в системе АСАВ на основании утвержденных рабочих учебных планов и нормативов для расчета учебной нагрузки по видам учебной работы, утвержденных ежегодно издаваемым приказом «Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников НИУ ВШЭ».

Для формирования планируемой учебной нагрузки ознакомьтесь с руководством: http://techmill.ru/current/documentation/university/index.html
После окончания формирования расчета нагрузки ознакомьтесь с инструкцией, как согласовать расчет: Согласование планов нагрузки

Нормативные локальные акты НИУ ВШЭ, регламентирующие объем учебной нагрузки НПР на ставку по определенной должности, об установлении норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося, прочее:
На 2020-2021 учебный год:
Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогичеких работников на ставку по определенной должности в НИУ ВШЭ на 2020/2021 учбный год — Приложение 1 к приказу от 12.05.2020 № 6-18.1-01/1205-10 Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2020/2021 учебный год.

Порядок установления норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2020/2021 учебный год — Приложение 2 к Приказу.
Регламент подтверждения выполнения учебной нагрузки научными работниками Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2020/2021 учебный год- Приложение 3 к Приказу.
Нормативы для расчета дополнительной учебной нагрузки, выполняемой научными работниками, не являющимися одновременно работниками профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», на 2020/2021 учебный год — Приложение 4 к Приказу.
На 2019-2020 учебный год
Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогических работников на ставку по определенной должности в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год — Приложение 1 к приказу от 30.09.2019 № 6.18.1-01/3009-13 Об утверждении локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год (с изменениями, приказ от 18.12.2019 г. № 6.18.1-01/1812-09 О внесении изменений в Правила планирования и регламентации объема учебной нагрузки научно-педагогических работников на ставку по определенной должности в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год) (далее — Пиказ).
Порядок установления норм времени по видам контактной работы на одного обучающегося Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год — Приложение 2 к Приказу.
Регламент подтверждения выполнения учебной нагрузки научными работниками НИУ ВШЭ на 2019/2020 учебный год — Приложение 3 к Приказу.
Нормативы для расчета дополнительной учебной нагрузки, выполняемой научными работниками, не являющимися одновременно работниками профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», на 2019/2020 учебный год — Приложение 4 к Приказу.

Приказ об организации присутственных часов 2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июня 2003 года N 14-55-784ин/15

Направляем для практического использования Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждении высшего и дополнительного профессионального образования, разработанные и соответствии с планом мероприятий по реализации Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2001-2003 годы.
Примерные нормы обсуждались на совещании проректоров по учебной работе, которое проводилось в январе 2003 года на базе МИСиС.

Министр
В.М.Филиппов

Приложение
к письму Минобразования России
от 26 июня 2003 года N 14-55-784ин/15

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ
времени для расчета объема учебной работы и основные
виды учебно-методической, научно-исследовательской и других
работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом
в образовательных учреждениях высшего и дополнительного
профессионального образования

Исходные положения

1.1. Для работников образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

1.2. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам высшего профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

1.3. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам дополнительного профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 800 часов в учебном году.

1.4. Данные примерные нормы разработаны для традиционной лекционно-семинарской технологии обучения и предназначены для всех форм обучения, включая экстернат.

1.5. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает нормы времени для расчета учебной и других видов работ с учетом особенностей применяемых технологий обучения, организации учебного процесса и специфики образовательных программ.

Учебная работа

NN
п/п

Виды работ

Норма времени в часах

Примечания

Аудиторные занятия

Чтение лекций (студенты и аспиранты)

1 час за 1 акад. час

Проведение практических занятий, семинаров (студенты и аспиранты)

1 час на группу за 1 акад. час

В дисплейных классах, по медицинским, лингвистическим и художественным дисциплинам группа может делиться на 2-3 подгруппы с учетом специфики подготовки

Проведение лабораторных работ

1 час на группу (подгруппу) за 1 акад. час

Подгруппа не менее 8 чел.
По медицинским дисциплинам подгруппа может быть уменьшена до 6 человек

Проведение тематических дискуссий, научно-практических конференций, деловых игр, анализа конкретных ситуаций, решения производственных задач и т.д.

1 час за 1 академ. час каждому преподавателю, участвующему в проведении

Количество преподавателей определяет руководство образовательного учреждения

Проведение выездных тематических занятий на предприятиях и в организациях

1 час за 1 акад. час на группу (подгруппу)

Консультации

Проведение консультаций по учебным дисциплинам:

От общего числа лекционных часов на изучение каждой дисциплины по учебному плану на 1 группу: 5% — по очной форме обучения; 10% — по очно-заочной (вечерней) форме обучения; 15% — по заочной форме обучения и экстернату

Проведение консультаций перед экзаменами

Перед вступительным испытанием — 2 часа на поток, перед промежуточной аттестацией — 2 часа на группу, перед итоговой аттестацией студентов и аспирантов — 2 часа на группу

Индивидуальные консультации по программам дополнительного профессионального образования

При сроке обучения от 4 до 6 месяцев — 40 часов и при сроке обучения от 1 до 3 месяцев — 20 часов на каждого слушателя

Контроль

Прием устных и письменных вступительных экзаменов в вузы и выпускных экзаменов на подготовительных отделениях

4 часа на проведение экзамена на поток поступающих; 0,3 часа на проверку каждой письменной работы; 0,25 часа каждому из экзаменаторов на каждого экзаменующегося на устном экзамене

Работу проверяет один преподаватель

Перепроверка работ на вступительных экзаменах

0,2 часа на каждую работу

Выборочная проверка до 10% от общего числа работ

Проведение собеседования с поступающими на программы дополнительного профессионального образования

0,25 часа каждому члену комиссии на каждого поступающего

Прием устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ

0,35-0,50 часа на студента при устном экзамене; при междисциплинарном экзамене — до 1 часа на каждого студента; при письменном экзамене — 2 часа на поток; 0,3 часа на проверку каждой письменной работы

Прием зачетов по дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом, прием переаттестаций у студентов, поступивших на обучение в сокращенные сроки

0,25-0,35 часа на одного студента в зависимости от особенности дисциплины; до 0,5 часа по дисциплинам искусства и культуры

Проверка, консультации и прием контрольных, расчетно-графических работ, расчетных заданий, домашних заданий и рефератов, историй болезней, протоколов, актов и других работ, а также отчетов по практике

До 0,4 часа на одно задание, но не более 1 часа на одного студента на дисциплину в семестр; для медицинских дисциплин — проверка уч. историй болезни — до 1 часа

Подготовка студенческих работ в области изобразительных, декоративно-
прикладных искусств и дизайна на просмотры — до 12 часов на 1 мероприятие каждому преподавателю; участие в просмотрах студенческих работ — до 6 часов каждому преподавателю на 1 мероприятие

Рецензирование и консультирование рефератов по дисциплинам основной образовательной программы высшего профессионального образования

До 1 часа на реферат по программам подготовки бакалавров и специалистов; до 3 часов на реферат по программам подготовки магистров

Рецензирование контрольных работ студентов-заочников

До 1 часа на одну работу

Государственные экзамены

0,5 часа на одного экзаменующегося каждому члену экзаменационной комиссии;

Состав комиссии не более 8 человек

до 1 часа на одного экзаменующегося по медицинским специальностям и специальностям искусства и культуры каждому члену комиссии

Рецензирование выпускных работ и рефератов по программам дополнительного профессионального образования

До 3 часов на работу

Участие в работе комиссии по приему защиты выпускных работ и рефератов, по проведению выпускного экзамена по программам дополнительного профессионального образования

0,5 часа на одного слушателя каждому члену комиссии

не более 6 часов в день; состав комиссии не более 5 человек

Рецензирование реферата в аспирантуре и материалов диссертационного исследования докторантов

3 часа за 1 печатный лист

Прием вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов

До 1 часа па одного поступающего или аспиранта (соискателя) по каждой дисциплине каждому экзаменатору

Экспертиза диссертационных исследований на соискание ученой степени

Кандидатская работа — 3 часа
Докторская работа — 5 часов

Практика

Руководство учебной, производственной, в том числе преддипломной, научно-педагогической, педагогической практиками (включая проверку отчетов и прием зачета) студентов и аспирантов

От 3 до 6 часов за рабочий день на группу (подгруппу);
до 8 часов за рабочий день на группу (подгруппу) при проведении полевых практик

С учетом специфики практики, выезда в другие населенные пункты и деления группы на подгруппы

Руководство практикой, проводимой по индивидуальным планам студентов

До 1 часа в неделю на каждого студента

Руководство стажировкой по программам дополнительного профессионального образования на предприятиях и в организациях с проверкой отчетов

До 5 часов на каждого слушателя в неделю

Не более 6 слушателей на одного преподавателя

Руководство

Руководство факультетом (в т.ч. разработка рабочих учебных планов, контроль учебной нагрузки, посещение занятий и т.п.)

до 300 часов

Руководство кафедрами (в т.ч. разработка рабочих учебных планов и программ дисциплин, планирование и контроль учебной нагрузки, посещение занятий профессоров и доцентов кафедры)

Заведующему кафедрой 60-100 часов в год при числе сотрудников 50 и более; 50-80 часов в год при числе сотрудников от 31 до 49; 40-60 часов в год при числе сотрудников 30 и менее

При условии, если заведующий кафедрой работает на общественных началах без оплаты, часть этих часов может быть выделена одному из преподавателей-членов кафедры

Руководство научно-
исследовательской работой студентов (подготовка бакалавров и специалистов)

До 1 часа в неделю на студента

Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых работ

От 1 до 3 часов на работу, в том числе 0,3 часа на прием каждому преподавателю

Число курсовых работ не более 5 в семестр

Руководство, консультации, рецензирование и прием защиты курсовых проектов

До 4 часов на один проект по всем видам работ; в том числе до 0,5 часа на рецензирование и 0,3 часа на прием каждому преподавателю

Число курсовых проектов не более 2 в семестр

Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров

До 25 часов на каждого студента-выпускника, в т.ч.: руководство и консультирование — 20 час.; допуск к защите до 1 часа; председателю — 1 час; членам экзаменационной комиссии — до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 6 чел.

Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ специалистов

До 35 часов на каждого студента-выпускника, в т.ч.: руководство и консультирование — 25 часов; допуск к защите до 1 часа; рецензирование — 4 часа; председателю экзаменационной комиссии — 1 час; членам экзаменационной комиссии — до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 8 чел.

Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ магистров

До 40 часов на каждого студента-выпускника в т.ч.: руководство и консультирование — 30 часов; рецензирование — 4 часа; допуск к защите — 1 час; председателю экзаменационной комиссии — 1 час; членам экзаменационной комиссии — до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов государственной экзаменационной комиссии не более 8 чел.

Руководство выпускными работами по программам дополнительного профессионального образования

До 10 часов на работу, включая консультации и рецензирование

Руководство подготовкой студента в магистратуре

До 30 часов на каждого магистранта ежегодно

Руководство программой специализированной подготовки в магистратуре

До 30 часов на специализацию в учебном году (независимо от числа магистрантов)

Руководство аспирантом, ординатором, интерном

50 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.98 N 814

Руководство соискателем или стажером

25 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.98 N 814

Научные консультации докторанта

50 часов в год

Утверждено приказом Минобразования России от 27.03.98 N 814

Примечания:

1. Лекционные часы рассчитываются на поток. Разделение студентов на потоки определяется особенностями основных образовательных программ.

2. Под термином «группа» подразумевается «академическая» группа численностью 25 человек.

3. Учет объема учебной работы штатных преподавателей, а также оплаты труда преподавателей-почасовиков производится из расчета фактически затраченного времени, но не свыше установленных норм.

4. Распределение общего числа часов, выделяемых на каждого дипломника, между отдельными кафедрами производится решением руководства образовательного учреждения высшего и дополнительного профессионального образования.

5. Курсовые работы и проекты рассматриваются как форма отчетности.

Учебно-методическая работа

К видам учебно-методических работ относятся:

3.1. Подготовка к изданию конспектов лекций, сборников для практических и лабораторных занятий, раздаточного материала для лекционных и практических занятий, видеозаписей, телелекций, других учебно-методических материалов, включая методические материалы по выполнению курсовых и дипломных проектов и работ, выпускных работ.

3.2. Составление рабочих учебных планов по специальностям и направлениям.

3.3. Составление учебных программ по вновь вводимым дисциплинам.

3.4. Переработка учебных программ по действующим учебным дисциплинам.

3.5. Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.

3.6. Работы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе (разработка задач, отладка программ и т.п.).

3.7. Работа в научно-методических советах Минобразования России, президиумах и советах учебно-методического объединения и других постоянных или временных советах, рабочих группах, создаваемых Минобразованием России или учредителями.

3.8. Работа в редколлегиях научных журналов и т.п. органах.

3.9. Работа в методическом совете.

Организационно-методическая работа

К видам организационно-методических работ относятся:

4.1. Работа в системе управления институтом (ректор, проректор, заместитель проректора, начальник отдела, декан и др.).

4.2. Работа в системе управления кафедрой (заведующий кафедрой, ученый секретарь и др.).

4.3. Работа в приемной комиссии (ответственный секретарь, член отборочной комиссии).

4.4. Работа в Ученом совете вуза, факультета, диссертационном совете.

4.5. Руководство студенческими группами (курсами).

Планирование работы

5.1. Преподаватель обязан обеспечить соответствующей учебно-методической документацией все виды работ, перечисленных в разделе 2 «Учебная работа».

5.2. Администрация вуза планирует преподавателю учебную, учебно-методическую, организационно-методическую и другие виды работ исходя из установленного рабочего времени — 36 часов в неделю.

Текст документа сверен по:
рассылка

Нагрузка преподавателей вузов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *