В иерархии правоохранительных и контрольно-надзорных органов суть положения прокуратуры в том, что она осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов и этими органами. Более того, прокуратура в своей деятельности на основании положений Закона о прокуратуре может поручать проверку по поступившим материалам и обращениям руководителям или другим должностным лицам контрольно-надзорных органов или привлекать к проверке их специалистов.

При этом надзор за исполнением законов всеми контрольнонадзорными органами должен иметь приоритетный характер и осуществляться независимо от наличия конкретных материалов и данных о нарушениях закона в деятельности этих органов. Это связано с тем, что многие контрольно-надзорные органы не соблюдают существующий порядок наложения санкций, допускают иногда произвол по отношению к хозяйствующим субъектам. Существующая система отчетности не позволяет порой судить о результатах деятельности органов государственного контроля (надзора), не отражает истинного положения о наложении штрафных и иных санкций и фактическом их исполнении.

Эти обстоятельства позволяют выделить следующие формы взаимодействия органов прокуратуры с органами надзора и контроля: 1) взаимный обмен информацией по вопросам выявления, пресечения и устранения нарушений законов; 2) участие представителей органов контроля (надзора) в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний; 3) привлечение специалистов из контрольно-надзорных органов для участия в прокурорских проверках; 4) участие прокуроров в рассмотрении органами контроля протестов и представлений. Практикой нарабатываются и иные формы взаимодействия.

Органы государственного контроля и надзора (прежде всего органы исполнительной власти) сегодня лишь условно могут быть определены в качестве элементов единой контрольно-надзорной системы. Их объединяют чисто формальные признаки причастности к решению вопросов контроля (надзора) за исполнением законодательства. Связи между ними довольно слабые.

Поэтому создание действенной системы государственного контроля (надзора), отвечающей потребностям общества на современном этапе, предполагает реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование ее нормативной правовой базы и организации.

Прокуратура и институты гражданского общества

Взаимодействие органов прокуратуры с общественностью в современных условиях следует рассматривать как один из обязательных элементов механизма обеспечения законности и правопорядка в России. Приказом Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» органам прокуратуры предписано активно взаимодействовать с общественными объединениями путем оказания им содействия в защите прав граждан. Можно предположить, что при взаимодействии с ними органов прокуратуры в качестве объединяющего в их совместной деятельности критерия выступают единые для этих субъектов цели – защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, обеспечение законности.

Но при этом если для прокуратуры эта деятельность обязательна (ст. 1 Закона о прокуратуре) и рассматривается как одно из важнейших направлений работы, то для различного рода правозащитных организаций главным мотивационным критерием является их заинтересованность в необходимости подобного взаимодействия. При этом предметом взаимодействия прокуроров как с органами государственной власти и местного самоуправления, так и с общественными объединениями является обеспечение соблюдения Конституции, исполнения законов государства и норм международного права, совершенствование правового регулирования общественных отношений.

При организации взаимодействия органов прокуратуры с общественностью прокуроры должны быть ориентированы на решение следующих основных задач: получение информации о состоянии законности в различных сферах общественных отношений; информирование общества о работе прокуратуры; правовое воспитание и просвещение граждан; обеспечение открытости органов прокуратуры для гражданского общества; обеспечение в установленных законом пределах общественного контроля за деятельностью прокуратуры.

Основным институтом, связывающим общество и государство, являющиеся демократическими, выступают политические партии. В настоящий период отношения между прокуратурой и партиями, которых в России довольно много и численность их с учетом законодательных новелл будет расти, складываются непросто. Во-первых, после вступления в силу Федерального закона от 17.11.1995 № 168-ФЗ из предмета прокурорского надзора исключен надзор за исполнением законов общественными, политическими организациями и движениями. Полагаем, что такая постановка вопроса является вполне закономерной уже потому, что в условиях постоянного численного роста и перерегистрации общественных политических организаций и движений прокуроры будут не в состоянии осуществлять надзор за исполнением ими законов. Во-вторых, в названном Законе закреплена недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора и определено, что воздействие в какой-либо форме со стороны общественных объединений и их представителей на прокуроров с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствовать в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

По партии не единственное звено между государством и гражданским обществом. Сходные функции выполняют и другие институты, которые в отличие от партий и общественных объединений, преследующих политические цели, не являются исключительно политическими. По прямому своему назначению они принадлежат главным образом гражданскому обществу, и лишь в некоторых ситуациях, чаще всего когда власть не обеспечивает условий для их нормального функционирования, эти институты «входят» в политическую систему и включаются в политический процесс. Как правило, к ним относят СМИ, профсоюзы, другие общественные объединения, трудовые коллективы, различного рода неправительственные правозащитные организации. В связи с этим, учитывая, что при осуществлении защиты прав и основных свобод человека и гражданина все более возрастающая роль принадлежит отмеченным структурам, взаимодействие с ними органов прокуратуры необходимо рассматривать как непременную составляющую успешной реализации надзорной и иной, прежде всего, правозащитной деятельности прокуратуры.

Деятельность органов прокуратуры по осуществлению взаимодействия с институтами гражданского общества должна строиться на определенных принципах. К ним относятся: планомерность, комплексность, оперативность, непрерывность, объективность, законность, эффективность.

Наиболее характерными чертами взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества являются: наличие внешней по отношению к взаимодействующим сторонам цели, достижение которой предполагает объединение усилий; организация совместных согласованных действий, позволяющая участникам взаимодействия эффективно реализовать общее для них направление деятельности; взаимный обмен информацией, а также обоюдное влияние друг на друга, вызывающие изменения представлений о предмете взаимодействия, деятельности участников, а в отдельных случаях – совершенствование организационной структуры органов, участвующих в совместной работе.

Однако взаимодействие с общественными организациями должно быть основано на неуклонном соблюдении действующего законодательства. Прокурорам следует помнить, что цель взаимодействия с общественными организациями – оказание ими помощи органам прокуратуры в обеспечении законности в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также роста авторитета прокуратуры в глазах населения.

Считая принципиально важными вопросы поддержания более тесных связей с общественными организациями, Генпрокурор РФ предложил прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам осуществить меры по совершенствованию общественных связей в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты нрав и свобод человека и гражданина и рассматривать эту деятельность как одну из важнейших служебных обязанностей.

Необходимо также строго соблюдать один из основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры, закрепленный в ст. 4 Закона о прокуратуре: органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан. Во взаимоотношениях с общественными организациями прокурорам следует исходить из требований федерального законодательства, запрещающего как необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в осуществление прокурорского надзора и расследование преступлений.

Прокурорам необходимо использовать в работе наиболее эффективные и отвечающие их целям и задачам формы сотрудничества с общественностью, как сложившиеся в системе прокуратуры, так и наработанные иными государственными органами. В последние годы основными формами взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества являются: участие на постоянной основе в разработке и реализации совместных комплексных программ; согласование планов работы; взаимный обмен информацией; участие в предупредительных мероприятиях; проведение совместной учебы работников прокуратуры и членов правозащитных организаций; совместная подготовка проектов нормативных актов; проведение совместных мероприятий; информационный обмен; методическая, консультативная, организационная помощь; иные формы взаимодействия.

То есть прокурорам нужно постоянно совершенствовать формы и методы работы с общественными организациями, активно использовать как уже зарекомендовавшие себя на практике, так и новые формы, появившиеся в последние годы: регулярно проводить личные встречи руководителей прокуратур с творческой интеллигенцией, устраивать «круглые столы» с представителями общественных организаций, пресс-конференции по актуальным вопросам прокурорской деятельности. Одновременно необходимо организовать обучение прокурорских работников специфике поддержания общественных связей в форме стажировок, семинаров, обмена опытом и т.д.

С участием общественных объединений прокуратура может решать следующие задачи: информирование широких слоев населения о деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности; организацию правового просвещения и пропаганды федерального законодательства; содействие воспитанию у населения законопослушной гражданской позиции; формирование положительного образа прокуратуры и ее сотрудников в общественном сознании.

Как видим, в последние годы проявляется тенденция укрепления взаимосвязей и взаимозависимости органов и организаций прокуратуры с институтами гражданского общества, требующая всемерного усиления в ее деятельности законности и начал демократизации, уважения прав и свобод человека и гражданина, активного участия в формировании (строительстве) правового государства. Это настоятельно требует законодательной разработки правовой базы гражданского контроля общества за деятельностью силовых структур государства, правоохранительных органов и органов прокуратуры. Но в переходный период, в котором находится сейчас российское общество, активная роль государства также должна увеличиваться. Государство не может быть сторонним наблюдателем того, что делается в обществе, а должно направлять происходящие процессы в нужное для общества направление и полезное для его развития русло. Другое дело, что необходимо заставить государство служить обществу, поставить все его органы под контроль последнего, сделать методы функционирования государства исключительно правовыми.

В приказе Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 упоминается также совместное с заинтересованными институтами гражданского общества исследование проблем правосознания граждан. Результатом этой работы должна стать разработка программ, методических пособий и других материалов по правовому воспитанию различных групп населения.

Для качественного решения стоящих перед субъектами взаимодействия задач прокурору необходимо учитывать условия этого взаимодействия, под которыми понимаются различные правила, обстоятельства. К их числу относится четкое определение правового статуса, последовательное разделение функций взаимодействующих сторон, взаимная ответственность друг перед другом. Главный вектор в организации взаимодействия с институтами гражданского общества – эффективное сотрудничество с ними для реализации прокуратурой целей и задач в соответствии с Законом о прокуратуре.

Важным условием организации эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества является ее планирование, которое должно основываться на системном, глубоком анализе состояния законности и правопорядка, приоритетных направлениях деятельности органов прокуратуры в рассматриваемый период. Планы должны быть комплексными, конкретными но предмету, месту, лицам и срокам исполнения. Мероприятия следует называть четко и ясно, с указанием конкретных субъектов взаимодействия. В отдельных случаях целесообразно готовить планы проведения разовых мероприятий, обращая внимание на их подготовку, исполнителей и сроки. При формировании в прокуратуре плана мероприятий необходимо учитывать инициативы институтов гражданского общества, органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, а также предложения самих прокуроров. Также при составлении планов целесообразно принимать во внимание планы командования, военных следственных органов и военных судов.

Важное значение для дальнейшего совершенствования форм и методов сотрудничества, повышения эффективности взаимодействия в целом имеет организация контроля за выполнением проводимых мероприятий. Немаловажный вопрос организации рассматриваемой деятельности – учет проведенных мероприятий. Организация системного учета в данном направлении позволяет обеспечить анализ проделанной работы за отчетный период, качество мероприятий, избежать недостатков в их подготовке и проведении.

Основополагающим принципом деятельности прокуратуры РФ в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина является принцип гласности, означающий открытость органов прокуратуры, их доступность для населения и СМИ. Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также государственной и иной специально охраняемой законом тайне, что отражает предписание ст. 23, 24, 29, ч. 3 ст. 55 Конституции.

Ведущим способом реализации принципа гласности в деятельности прокуратуры является ее взаимодействие со СМИ. Используя потенциал СМИ, прокуратура во многом способствует решению таких задач, как правовое воспитание граждан, утверждение их равенства перед законом, предупреждение преступности и в конечном итоге – укрепление законности.

СМИ являются одним из основных источников информации о жизни государства, действующих законах у подавляющего большинства населения России. Они оказывают значительное влияние на формирование и распространение общественного мнения, являются своего рода «проводниками» мировоззрения, идеологии, социальных ценностей, способны в известной степени «конструировать» действительность. В этих условиях эффективность взаимодействия органов прокуратуры со СМИ во многом определяется тем, как и прокуроры, и журналисты подходят к организации такого взаимодействия, каким они его представляют. Проблемы и взаимные недопонимания, как правило, связаны с широкой распространенностью ложных стереотипов, касающихся сущности этого явления. Взаимодействие органов прокуратуры со СМИ – это форма их совместного сотрудничества ради достижения общих целей, в первую очередь защиты прав и свобод человека и гражданина, а также пропаганды права, разъяснения законодательства, правового воспитания населения.

Для того чтобы такое взаимодействие развивалось конструктивно и эффективно, оно должно основываться на следующих принципах: общности целей и задач, которые стороны стремятся достичь в процессе указанного взаимодействия, открытого декларирования этих целей и задач; безусловного признания сторонами равенства каждого из участников взаимодействия; учета презумпции добропорядочности партнера по взаимодействию и др. Реализация перечисленных принципов в практике повседневного общения представителей прокуратуры и СМИ способствует повышению эффективности их взаимодействия, формированию реальной совместной деятельности по реализации идей законности и правопорядка.

Для правильного понимания процесса взаимодействия прокуратуры со СМИ важными являются сведения об организационно-структурном обеспечении работы органов прокуратуры в рассматриваемой сфере.

Для проведения единой информационной политики органов прокуратуры, осуществления содействия защите прав и свобод граждан в информационной среде и взаимодействия Генпрокуратуры РФ, ее структурных подразделений со СМИ создано и функционирует самостоятельное структурное подразделение – Управление взаимодействия со СМИ. В целях решения возложенных задач Управление реализует следующие функциональные мероприятия: собирает и анализирует информационные материалы СМИ о деятельности органов прокуратуры; оперативно информирует руководителей Генпрокуратуры РФ о материалах, публикуемых в СМИ, о работе органов прокуратуры, в том числе по вопросам наличия сведений о возможных нарушениях закона; устанавливает и развивает деловое сотрудничество со СМИ в целях укрепления законности и правопорядка; оказывает содействие СМИ в подготовке материалов о работе Генпрокуратуры РФ, ее структурных подразделений, а также органов прокуратуры субъектов РФ; обеспечивает поддержание и совершенствование связей органов прокуратуры со СМИ в целях максимального информирования населения о работе прокуратуры по укреплению законности, защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, участию в правотворческой деятельности, международно-правовому сотрудничеству, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, восстановлению законных прав и интересов граждан; осуществляет методическое руководство деятельностью прокуратур субъектов РФ и иных приравненных к ним прокуратур по взаимодействию со СМИ и ее координацию; обеспечивает информационное сопровождение официального интернет-представительства Генпрокуратуры РФ в сети Интернет.

Прокурорам субъектов РФ и иным приравненным к ним прокурорам в соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» и в определяемом им порядке также предписано осуществлять взаимодействие со СМИ. На региональном уровне взаимодействие со СМИ осуществляется силами соответствующих подразделений и должностных лиц указанных прокуратур, а также в определенной мере руководителями иных структурных подразделений. Причем возложение на этих лиц и подразделения иных функций может производиться только с согласия начальника Управления взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры РФ.

В настоящее время во всех прокуратурах регионального уровня определены конкретные лица, ответственные за взаимодействие со СМИ, что призвано способствовать повышению эффективности этой работы, проведению единой информационной политики по освещению правоохранительной деятельности ведомства.

Приказом Генпрокурора РФ от 15.12.2006 № 141-ш в штатных расписаниях прокуратур субъектов РФ введено единообразное наименование этих должностей – старший помощник (помощник) прокурора по взаимодействию со СМИ и общественностью (далее – ответственный за связь со СМИ). Реализацию своих полномочий они осуществляют под непосредственным контролем руководителя прокуратуры и (или) одного из его заместителей, курирующего данное направление деятельности.

Ответственный за связь со СМИ призван действовать в контакте с пресс-службами представительных и исполнительных органов власти, правоохранительных и других структур, обеспечивающих верховенство закона на территории региона, и взаимодействовать с отраслевыми подразделениями прокуратуры субъекта РФ, с городскими, районными и иными приравненными к ним прокуратурами. Работа ответственного за связь со СМИ строится в соответствии с планами работы соответствующей прокуратуры субъекта РФ. При этом делопроизводство ведется согласно утверждаемой на каждой год номенклатуре дел, согласованной с отделом, ведущим делопроизводство.

Взаимодействие со СМИ осуществляется также на уровне городских, районных и приравненных к ним специализированных прокуратур, которые составляют самое многочисленное и основное звено прокуратуры в этой работе. В данном случае организация взаимодействия со СМИ закрепляется прокурорами субъектов РФ за руководителями этих прокуратур, назначаются и иные конкретные лица, ответственные за данный участок работы (в соответствии с приказом о распределении обязанностей – одни из заместителей прокурора, старшие помощники и помощники прокуроров), а участие в ней обеспечивается всеми работниками прокуратуры города или района.

Строго централизованное и иерархичное построение системы органов прокуратуры позволяет всем прокурорам четко действовать в едином направлении, согласованно решать возникающие проблемы укрепления законности и защиты прав граждан, что в полной мере относится и к работе органов прокуратуры по взаимодействию со СМИ.

Как видим, на современном этапе становления российской государственности, которое сопровождается новыми явлениями в социально-правовой жизни, обусловленных курсом на демократизацию общества и всех государственных институтов, приоритетным направлением реформирования и развития прокуратуры является ее открытость гражданскому обществу, прозрачность ее политики и практических действий. Общественный контроль за деятельностью прокуратуры обогащает прокурорский надзор, а именно: осуществляемый гласно, под контролем общества, он теряет свой архаичный признак ненужной келейности и чрезмерной корпоративности, становится более эффективным, востребованным и воспринимаемым населением. А общественный контроль, в свою очередь, становится более значимым и результативным.

Любой государственный орган, включая прокуратуру РФ, осуществляет свою деятельность в интересах граждан. Система прокуратуры создана для осуществления надзорных функций, причем ее сотрудники осуществляют собственные полномочия в различных сферах. При возникновении каких-либо вопросов или претензий к их деятельности неизбежно возникает проблема определения органа, осуществляющего надзор за прокуратурой. Следует учесть, что внешней системы такого надзора просто не существует, поскольку это противоречило бы принципам деятельности прокуратуры. Тем не менее, структура органов прокуратуры предполагает наличие определенных надзорных полномочий у вышестоящих прокуратур и их должностных лиц по отношению к нижестоящим.

Надзорные полномочия Генерального прокурора РФ

На вершине системы надзора за деятельностью прокуратуры РФ находится Генеральный прокурор РФ. Он подотчетен только Президенту РФ, назначается на собственную должность верхней палатой российского парламента по его представлению. Исключительным полномочием Генерального прокурора РФ является назначение на должности, освобождение от должностей прокуроров регионального, районного и муниципального уровней. При этом прокуроры субъектов страны подотчетны только самому Генеральному прокурору (одновременно они считаются его заместителями), а районные, городские и специализированные прокуроры подотчетны также вышестоящим прокурорам. В результате реализуется система вертикального надзора, которую возглавляет Генеральный прокурор РФ.

Куда направлять жалобы на действия прокурора?

Если какой-либо гражданин или организация считают, что действия районного, городского прокурора, его помощника являются незаконными, нарушают их права, то обращаться с жалобами следует именно в вышестоящие органы прокуратуры. Так, при обнаружении неправомерных действий районного или городского прокурора следует подавать письменную жалобу на имя прокурора соответствующего субъекта РФ, а также дублировать ее в Генеральную прокуратуру. По результатам рассмотрения такого обращения в обязательном порядке проводится проверка, заявителю сообщается о ее результатах. Если информация о неправомерных действиях подтвердится, то виновный прокурор может быть привлечен к дисциплинарной (вплоть до освобождения от должности) или иной ответственности.

Государственные надзорно-контрольные органы выполняют свои задачи самостоятельно и независимо. Деятельность этих структур осуществляется в соответствии с принципами законности, профессионализма, гласности, общественной ориентированности и справедливости. Рассмотрим далее, какие существуют надзорные органы РФ, каковы их полномочия и задачи.

Общие сведения

В России становление системы надзора и контроля происходило совместно с другими институтами. Она обеспечивала подстраховочное и определенное дублирующее влияние на жизнедеятельность общества. Между тем, вполне очевидно, что контрольно-надзорная функция имеет свою специфику. Она выражена в специальных принципах работы уполномоченных институтов. В частности, в своей деятельности надзорные органы РФ руководствуются следующими особыми положениями:

  1. Своевременность реагирования.
  2. Приоритет созидательного (корректирующего) контроля/надзора.
  3. Беспристрастность при выполнении своих задач.

Права надзорных органов регламентируются федеральным законодательством, а также отраслевыми нормативными актами.

Сферы общественных отношений

Контрольно-надзорные органы представлены структурами:

  • госуправления;
  • здравоохранения и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • труда и соцзащиты;
  • страхования и финансово-кредитных операций;
  • торговли, сельского хозяйства, промышленности, экономики;
  • культуры и образования;
  • информации и связи.

Такое разделение по сферам влияния дает ряд преимуществ. С одной стороны, оно позволяет обозначить категории, в которые входят однородные и близкие по направленности контрольно-надзорные органы, а с другой – лучше понять сущность и компетенцию каждого института в отдельности.

Обследование эффективности использования энергоресурсов

Его осуществляет специально уполномоченный президентом надзорный орган. Указом главы страны данная задача возложена на министерство энергетики и топлива. Обязательная проверка осуществляется в отношении предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет больше 6 тыс. т условного или более 1 тыс. т моторного топлива. При этом не будет иметь значения организационно-правовая форма этих компаний. Энергетическое обследование иных предприятий, годовое потребление ресурсов в которых составляет менее указанных показателей, осуществляется по решению исполнительных органов субъекта, в котором оно работает. К уполномоченным региональным структурам относят департаменты энергетики, топлива и регулирования тарифов.

Связь и информатизация

Ревизию в этой сфере осуществляет Минсвязи. В субъектах страны надзор осуществляется управлениями. Они выступают в качестве госучреждений и подчинены министерству. За соблюдение требований, нормативов, правил сертификации отвечает Госстандарт. Этот надзорный орган также координирует оборот сертифицированной продукции, работ и услуг.

ФСФБН

Основной задачей подразделений Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору выступает проверка эффективного и целевого использования госсредств. До 2004 г. (года создания ФСФНБ) эта деятельность осуществлялась территориальными ревизионными управлениями при Минфине. После реформирования структуры министерства новый надзорный орган отвечает за исполнение бюджетного законодательства:

  1. Юрлицами.
  2. Гражданами.
  3. Местными и госструктурами, а также их должностными лицами.

Главное управление при президенте

Этот надзорный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом №383. В основные задачи этого института входят:

  1. Организация надзора и проверки работы региональных и федеральных исполнительных структур и их руководителей.
  2. Взаимодействие с указанными институтами при осуществлении ими их деятельности.
  3. Подготовка предложений по совершенствованию работы подведомственных институтов власти.
  4. Координация деятельности, которую ведут государственные надзорные органы.
  5. Методическое руководство аппаратом полномочного представительства Президента в ФО по указанным вопросам.

Счетная палата

Она выступает фактически высшим институтом финансового контроля в государстве. По ст. 101 конституции, Счетная палата формируется Госдумой и СФ. Задачами этого института являются:

  1. Организация и проведение контроля за своевременным исполнением расходно-доходных статей бюджетов всех уровней.
  2. Установление эффективности/целесообразности затрат из федеральных фондов, использования госсобственности.
  3. Финансовая экспертиза законопроектов, нормативных актов федеральных структур, касающихся бюджетной сферы.
  4. Оценка обоснованности экономических планов.
  5. Анализ обнаруженных отклонений от плановых показателей в процессе исполнения бюджета, подготовка предложений по их ликвидации.
  6. Контроль законности и своевременности движения бюджетных и внебюджетных средств в ЦБ и прочих уполномоченных финансовых структурах.

В основе всех мероприятий, проводимых Счетной палатой, лежат ревизии. Проверка надзорным органом осуществляется по месту нахождения объектов.

Минэкономразвития

Этот институт осуществляет разработку и реализацию госполитики в социально-экономической сфере. Министерство обладает надзорными полномочиями в областях:

  • Регулирования процессов лицензирования определенных видов деятельности.
  • Ценообразования.
  • Совершенствования государственного хозяйственного сектора.
  • Внешнеэкономического сотрудничества и пр.

На министерство возложены функции госрегулирования внутренней торговли. В этой связи институт призван вести мониторинг цен, контролировать соблюдение правил и норм торговой деятельности, проверять качество и безопасность товаров массового потребления, проводить ревизии на предприятиях и в учреждениях, находящихся в его ведении.

Минфин

Это министерство выступает в качестве исполнительного органа, обеспечивающего реализацию единой налоговой, финансовой и валютной политики. Институт также координирует работу в данной сфере и других уполномоченных структур. На Минфин возложены следующие функции:

  1. Контроль использования бюджетных и внебюджетных государственных средств.
  2. Участие в разработке правил и организация мониторинга поступления доходов от имущества, отнесенного к федеральной собственности.
  3. Контроль обеспечения платежеспособности страховых компаний и надзор за их работой.
  4. Участие в разработке и реализации единой аудиторской политики.
  5. Пробный контроль и надзор за осуществлением операций с драгметаллами и драгоценными камнями.
  6. Проведение ревизий.

ФНС

Федеральную налоговую службу формирует независимая и централизованная система инспекционных органов. В задачи института входят:

  1. Контроль за соблюдением налогового законодательства.
  2. Анализ правильности отчисления, своевременности и полноты внесения обязательных платежей в соответствующий бюджет.

Таможенная служба

На этот институт возлагаются следующие задачи:

  1. Таможенное оформление и контроль объектов, перемещаемых через госграницу для ускорения трансграничного товарооборота.
  2. Взимание пошлин, сборов, налогов.
  3. Проверка правильности начисления, своевременности и полноты уплаты установленных сумм.
  4. Принятие мер для принудительного взимания сборов, пошлин, налогов.
  5. Борьба с контрабандой и административными и уголовными нарушениями.
  6. Ведение таможенного учета и статистики.

ЦБ

Центробанк реализует свои контрольные функции независимо от прочих госорганов. В своей деятельности этот институт руководствуется Конституцией и ФЗ №86. Основной задачей Центробанка считается защита и обеспечение устойчивости нацвалюты (рубля) в стране. В этой связи денежная эмиссия выступает как исключительная прерогатива ЦБ. Среди контрольных функций института следует отметить:

  1. Лицензирование, госрегистрацию и анализ деятельности кредитных компаний.
  2. Валютный контроль и регулирование.
  3. Проведение ревизий подведомственных учреждений.

Судебные и правоохранительные инстанции

К ним относят:

  1. Верховный, Высший арбитражный суды.
  2. Минюст.
  3. Прокуратуру.
  4. МВД.

Их деятельность направлена на обеспечение систематического контроля за соблюдением в стране положений действующего законодательства. Их полномочия распространяются на всех граждан, предприятия, учреждения. Прокуратура – надзорный орган, осуществляющий деятельность в нескольких направлениях. В первую очередь ему подведомственны представительные, исполнительные региональные и муниципальные структуры, военное управление. Прокуратура – надзорный орган, который следит за соблюдением свобод и прав граждан указанными институтами, их руководителями и должностными лицами. Ее полномочия распространяются и на коммерческие и некоммерческие предприятия. Прокуратура также следит за исполнением законодательства подразделениями, осуществляющими предварительное следствие, дознание, розыскную деятельность.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Под проверкой прокуратуры понимается проверка исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, которую проводят органы прокуратуры. Предмет надзора, осуществляемый прокуратурой, и имеющиеся полномочия закреплены в Разделе III Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Сюда относятся: надзор за исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Необходимо учитывать, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применимы к проверкам, проводимым прокуратурой, хотя прокуратура присутствует при проведении таких проверок.
В связи с чем в судебной практике, к сожалению, не редки случаи, когда суды делают вывод об отсутствии необходимости соблюдать органом, чьи сотрудники были привлечены прокуратурой, которая инициировала проведение проверки, в качестве специалистов при проведении такой проверки, положений указанного Федерального закона. Это, на наш взгляд, серьезное упущение, поскольку указанный Федеральный закон предоставляет значительные права и возможности предпринимателям при проведении проверок, в отличие от проверок прокуратуры.

Когда проводится проверка?
Проверка может быть плановой (и тогда вы можете найти вашу компанию в списке проверяемых лиц на сайте Генеральной прокуратуры) и внеплановой. Такая внеплановая проверка проводится, в случае получения информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурорского реагирования, прокуратура проводит проверку. Такая информация может быть получена из обращения гражданина, организации, СМИ и т.д.
Проверка проводится в соответствии с Федеральным законом о прокуратуре и соответствующими Приказами Генеральной прокуратуры РФ. Например, принят Приказ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», Приказ от 05.09.2011 №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» и иные.
СРОКИ. Срок на проведение проверки органами прокуратуры не установлен.

Какие есть полномочия у прокуратуры при проведении проверки?
В соответствии со ст. 22 Федерального закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Полезные советы при проведении у вас проверки
Когда к вам пришли работники прокуратуры с проверкой, обязательно попросите предъявить удостоверение работника прокуратуры. И если все равно сомневаетесь, что перед вами работники прокуратуры, позвоните в эту прокуратуру и уточните про проверку. Если прокурор требует предоставить ему какие-либо документы, которые вы не можете предоставить в связи с отсутствием вашего работника на рабочем месте, советуем письменно изложить невозможность исполнения указанного требования по объективным причинам, и попросить прокурору расписаться на вашем экземпляре (чтобы позже вы не были привлечены к административной ответственности за неисполнение требований прокуратуры).
Перед дачей каких-либо объяснений, советуем позвонить вашему юристу и спросить, стоит ли давать объяснения и если да, то что конкретно указывать. Это важно, поскольку эти объяснения будут в материалах проверки, и если вы будете обжаловать в суд эти результаты, а в объяснениях должностное лицо признает вину, то суд, естественно, откажет в признании результатов проверки незаконными.

Как оформляется результат проверки прокуратуры?
По итогам проведения проверки прокурор выносит любой следующий акт:
— предостережение о недопустимости нарушения закона
Порядок вынесения предостережения выносится в соответствии с Указанием Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона».
Предостережение выносится только должностному лицу (например, директору организации) и только в тех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

— выносит представление об устранении нарушений закона
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

— постановление о возбуждении производства об административном правонарушении
Указанное постановление направляется лицу, уполномоченному в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях рассматривать дела о таких правонарушениях.

— протест
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке. Например, такой протест может быть вынесен на приказ работодателя.

Как обжаловать результаты проверки?
Результаты проверки могут быть обжалованы в административном порядке (т.е. вышестоящему прокурору) или судебном.

Надзорные органы над прокуратурой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *