Содержание

Мы живем в современном мире, где каждый борется за свои права. За право слова, за право свободы. Кто-то отстаивает сам свои права, за кого-то это делают другие лица. Так, сегодня идет активная борьба за защиту авторских прав, о которой многие авторы и не подозревают, а другие (представители бизнеса) – вынуждены платить немалые деньги.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Поэтому вопросы, связанные с усилением ее защиты, в последние годы являются предметом повышенного внимания со стороны руководства страны.

Для того чтобы защитить имущественные права авторов и помочь пользователям правомерно использовать произведения, и была создана система коллективного управления правами. Суть ее заключается в том, что авторы, наследники и их иные правопреемники создают общественную организацию, заключают с ней договоры о передаче права управления правами на коллективной основе, в соответствии с которыми организация получает право выдавать разрешения пользователям, собирать за использование вознаграждение и выплачивать его правообладателям.

За авторами и исполнителями произведения законом закрепляются имущественные и неимущественные права. Стоит отметить, что отсутствие запрета на использование произведения не считается разрешением на использование результата интеллектуальной собственности (ст. 1229 ГК РФ). Публичное исполнение охраняемых объектов авторского и смежных прав в Российской Федерации допускается только с согласия правообладателей в письменном виде. Публичное же исполнение передач требует разрешения правообладателя только в местах с платным входом.

При этом под прослушиванием музыкальных произведений понимается исполнение в присутствии посторонних лиц, а само волеизъявление этих лиц, находящихся в месте исполнения произведения, направленное или ненаправленное на прослушивание во внимание не принимается.

Так же стоит отметить, что законодатель не различает коммерческое и публичное прослушивание музыки. Не определена и разница между воспроизведением и исполнением. Далее под «прослушиванием» мы будем иметь в виду публичное воспроизведение музыкальных произведений.

Право на публичное исполнение входит в состав исключительного права автора, исполнителя, производителя фонограмм и вещательных организаций. Публичным исполнением записи исполнения является любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (п.п. 8, п. 2 ст. 1317 ГК РФ).

Для того, чтобы можно было воспроизводить музыкальные произведения бесплатно, необходимо: 1) получить разрешение на публичное исполнение либо 2) воспроизводить произведения, на которые не распространяется авторское право.

Стоит отметить, что использование радио в качестве фона в общественных местах (кафе, парикмахерские и др.) возможно только при заключении договоров с авторами музыкальных произведений или получении лицензионного соглашения. В противном случае за незаконное использование произведений или объекта смежных прав лицу грозит гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность, а обладатели исключительных прав могут требовать возмещение убытков или выплату компенсации до пяти миллионов рублей (ст. 1301 ГК РФ).

Интересно то, что есть судебные прецеденты, в соответствии с которыми судами было разрешено использовать радио бесплатно исключительно для персонала вне присутствия третьих лиц, что исключает, по мнению суда, публичность прослушивания.

Публичное исполнение без предварительно полученного разрешения защищенных авторским правом произведений запрещено во всем мире. Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться лично к правообладателю или обладателю имущественных авторских прав либо заключить лицензионный договор с Российским авторским обществом (РАО). Данный договор является платным, в чем, собственного говоря, и состоит основная проблема для бизнеса, так как население нашей страны не привыкло платить за музыку, да и редко достаточно уважительно относится к чужой интеллектуальной собственности, не брезгуя плагиатом.

На настоящее время нет еще ни одного судебного дела, которое бы проиграло РАО по поводу понуждению к заключению платного лицензионного договора, в том числе и по использованию радио в публичных местах. Стоит отметить, что российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности должно соответствовать требованиям ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) и ВТО (Всемирная торговая организация), а также иным международным актам, а судебная практика свидетельствует о том, что «интеллектуальное законодательство» в нашей стране работает.

<1> Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) произвела оценку состояния правовой базы России применительно к вопросам интеллектуальной собственности и пришла к выводу о том, что в целом она соответствует положениям ТРИПС. Российская правовая база в сфере защиты прав ИС вполне обширна и включает в себя свыше 100 правовых актов. Кроме того, Россия подписала целый ряд более ранних международных конвенций в области прав на интеллектуальную собственность (Евразийская Патентная Конвенция, Всемирный договор об авторском праве, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, и Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева), которые предшествовали заключению Соглашения ТРИПС.

<2> Например, Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2007 №42-В07-4. Дело по иску о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений транслируемых радиостанций без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с истцом в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является неправомерным.

Предъявляя отказ к заключению договора с РАО, лицо мотивирует это тем, что, во-первых, радиостанции или телевидение само заключает лицензионные договоры, вследствие чего, по их мнению, РАО незаконно дважды требует денежную выплату за один и тот же предмет, а, во-вторых, телевидение, как правило, является платным (спутниковое, кабельное).

Однако не все знают, что на сегодняшний день существует альтернатива платной интеллектуальной собственности, которая позволяет бесплатно использовать музыку в различных заведениях, – лицензии Creative Commons. Чтобы ими воспользоваться, необходимо скачивать музыку с тех интернет-сайтов, на которые закачивают свои произведения непосредственно сами авторы произведений, например, www.jamendo.com, www.creativecommons.org и др., но предварительно необходимо настроить фильтры для исключения коммерческих произведений. При скачивании произведений открывается доступ к информации, содержащей имя автора, а также сведения о лицензии. При первом же использовании скаченных файлов в публичном месте Вы автоматически присоединяетесь к безвозмездному, письменному двустороннему договору с правообладателем произведения. Тут на защиту приходит п. 2 ст. 1243 ГК РФ, устанавливающий что, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором. Стоит отметить, что данные интернет-сайты были созданы специально для того, чтобы поклонники различных исполнителей могли бесплатно слушать их произведения и распространять их среди неопределенного круга лиц, тем самым правообладатели «несут себя в массы», достаточно зарабатывая исключительно на своих концертах и шоу.

Есть и платная альтернатива, но сравнительно дешевая по сравнению с лицензиями РАО, – интернет-радиостанции Jamendo PRO, стоимость в год составляет от 58$ США, 50% из которых передается авторам. В плей-листы попадают лишь музыканты, прошедшие проверку на членство в организациях подобных РАО. При заключении договора с Jamendo PRO выдается сертификат о том, что исполнители не участвуют в системах коллективного правления авторскими правами, прав на получение вознаграждения таким организациям не передавали.

Еще одной альтернативой является использование произведений народного творчества (фольклора) не имеющих конкретных авторов, за которое РАО не имеет право требовать взносы.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить законодательно закрепленной презумпции платности использования объектов интеллектуальной собственности. Полученные денежные средства от использования авторских произведений должны отчисляться их правообладателям, что преследует материальную поддержку авторов, развитие культуры. Однако на сегодняшний день острой проблемой является платность без отчислением самим же РАО средств авторам, в связи с чем бизнес-сообщество пытается отстаивать право на бесплатное использование произведений, при этом нивелируя зачатки общественного уважения к интеллектуальной собственности, что для абсолютного большинства зарубежных стран является неприемлемым.

Сегодня редкий магазин или кафе оставит посетителей без музыкального фона. Удачно подобранная музыка улучшает настроение, располагает к комфортному времяпровождению и этим помогает владельцам сделать их место популярнее. Нередко в заведении играет та или иная радиостанция, близкая к его атмосфере. Однако владельцам заведений следует иметь в виду, что организация радиовещания в публичном месте, в отличие от индивидуального прослушивания, требует соблюдения законодательных требований в части защиты интеллектуальных прав на воспроизводимые музыку и передачи.

Использовать произведения, транслируемые в радиоэфире, можно различными способами. Так, прослушивание радио в личных целях дома или в автомобиле с точки зрения закона не создает обязательств перед создателями музыкальных произведений. Однако если в заведении играет радио для посетителей, то, по смыслу действующего законодательства и его судебного толкования, владелец такого заведения (далее — пользователь) выступает лицом, организующим публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, что недопустимо без выплаты вознаграждения правообладателям (см., например, п. 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утв. Президиумом ВС РФ 23.09.2015, Определение ВАС РФ от 23.05.2013 № ВАС-6122/13 по делу № А65-8562/2012).

Незаконное публичное исполнение музыкальных произведений влечет как гражданскую, так и административную, а в некоторых случаях — уголовную ответственность.

В связи с этим владельцам заведений, намеревающимся использовать радио в качестве музыкального фона, важно понимать, как организовать легальное радиовещание в публичном месте. Для этого необходимо определить:

  • признаки публичного исполнения произведения;

  • роль организаций по коллективному управлению правами;

  • способы узаконить радиоэфир в заведении.

В настоящей статье отметим также те тонкости, на которые необходимо обратить внимание при заключении лицензионного договора.

Когда исполнение произведения считается публичным?

«Публичность» определяется по месту исполнения — оно должно быть открытым для свободного посещения или в нем должно присутствовать значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Цитируем документ

Публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Подпункт 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ

Как представляется, любое заведение вправе проигрывать музыкальные произведения (в том числе по радио) для своего персонала в служебных помещениях, предназначенных исключительно для работников заведения, куда посетители не имеют доступа. Из положений подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ можно сделать вывод о том, что такое использование произведений не будет считаться публичным исполнением.

Между тем из положений закона следует, что звучание радио в автобусе или в такси может рассматриваться как публичное исполнение произведений.

Цитируем документ

Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Пункт 1 ст. 1326 ГК РФ

При этом ответственным за выплату вознаграждения в данном случае будет юридическое или физическое лицо, которое организует публичное исполнение с помощью технических средств (п. 2 Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988, далее — Правила сбора и выплаты вознаграждения).

Таким образом, у владельца заведения, в котором осуществляется радиовещание, возникает обязанность по уплате вознаграждения за каждое прозвучавшее музыкальное произведение двум группам лиц:

  • авторам текстов и композиторам произведений;

  • исполнителям и изготовителям фонограмм.

Использование радио в заведении является законным, если владелец выплачивает вознаграждение вышеназванным обладателям авторских и смежных прав либо осуществляет с их согласия бесплатное использование. При этом есть несколько способов для перечисления вознаграждения.

Какие функции выполняют организации по коллективному управлению правами?

Принимая во внимание многочисленность обладателей авторских и смежных прав на звучащие по радио произведения, а также многочисленность потенциальных пользователей, законодатель предусмотрел механизм реализации права на получение вознаграждения через организации, осуществляющие управление правами на коллективной основе. Последние от своего имени в интересах правообладателей заключают лицензионные договоры о публичном исполнении и собирают вознаграждение для правообладателей. Такой порядок не является обязательным, однако он может быть наиболее удобным для пользователей, с одной стороны, и позволяет противодействовать незаконному (без выплаты компенсации) использованию произведений — с другой.

Цитируем документ

Авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.

Пункт 1 ст. 1242 ГК РФ

Для удобства изложения под независимой организацией в настоящей статье мы будем понимать любую компанию, составляющую альтернативу аккредитованной организации, с которой можно заключить лицензионный договор на исполнение произведений, то есть как основанные на членстве некоммерческие организации, указанные в п. 1 ст. 1242 ГК РФ, так и коммерческие организации (отечественные и зарубежные), которые приобретают права по лицензионным договорам с правообладателями для последующего сублицензирования пользователей.

Существуют два типа организаций по управлению правами на коллективной основе: аккредитованные и неаккредитованные (ст. 1244 ГК РФ). Главное отличие состоит в том, что организация по управлению правами, аккредитованная при уполномоченном органе, имеет право заключать договоры и собирать вознаграждение (а также требовать компенсацию с нарушителей) в пользу всех обладателей авторских и смежных прав, за исключением тех, кто сам направил организации отказ от услуг по управлению правами.

Цитируем документ

Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры о передаче полномочий по управлению правами, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Пункт 3 ст. 1244 ГК РФ

Согласно п. 21 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» аккредитованная организация может действовать без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя (или неопределенного круга лиц в случае, предусмотренном абз. 2 п. 5 ст. 1242 ГК РФ) свидетельством о государственной аккредитации.

Эти особенности правового статуса аккредитованных организаций по управлению правами на практике могут приводить к противоречивой ситуации, когда они предъявляют требование об уплате компенсации за нарушение исключительных прав на фонограммы к лицу, которое уже заключило лицензионный договор на эти произведения с независимой организацией или непосредственно с правообладателем. О таких случаях будет рассказано далее.

Как и с кем нужно договориться, чтобы проигрывать радио в заведении законно?

В настоящее время аккредитованных организаций по управлению правами в России две: Российское авторское общество (РАО), которое собирает вознаграждение в пользу авторов и композиторов, и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая осуществляет те же действия в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм. Аккредитацию предоставляет Министерство культуры РФ как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере авторского права и смежных прав (п. 1 Положения о Министерстве культуры РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590).

Между тем наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе в тех же сферах прав. Такие организации могут заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, заключивших с ними договоры о передаче полномочий по управлению правами (п. 3 ст. 1244 ГК РФ).

Что касается размера и порядка определения выплат по лицензионным соглашениям, то они установлены, например, в положениях РАО и ВОИС. Плата зависит от типа заведения, числа посадочных мест и площади, от проводимых мероприятий и некоторых других нюансов (ставки РАО и ВОИС опубликованы на официальных сайтах: http://rao.ru/for-users/ и http://rosvois.ru/rates/).

Свои ставки за использование произведений есть и у независимых организаций.

Перечень музыкальных произведений независимых организаций уже, чем тот, который можно увидеть в открытых реестрах РАО и ВОИС. С другой стороны, независимые организации, как правило, предлагают заключить лицензионный договор с более низкими ставками за использование музыки, что позволяет, например, владельцам крупных сетей заведений оптимизировать свои расходы на использование музыкального фона1.

Следует помнить, что РАО и ВОИС вправе собирать вознаграждение в пользу неограниченного круга правообладателей, как российских, так и зарубежных (в отношении охраняемых в России произведений) на основании аккредитации и п. 1 ст. 1326 ГК РФ. Поэтому отсутствие произведения в их реестрах не исключает возможность предъявления требования о выплате вознаграждения.

В ситуации, когда в заведении играет популярная радиостанция, нельзя выбирать определенную музыку по принципу того, управляют правами на нее РАО и ВОИС или же независимые организации. Поэтому при решении вопроса о том, с кем заключать договор, необходимо учитывать репертуар радиостанции.

Права на наиболее популярные в России и за рубежом музыкальные произведения содержатся в реестрах РАО и ВОИС, и их использование неминуемо создаст повод для претензий. Открытые реестры РАО и ВОИС размещены на их официальных сайтах (реестр РАО доступен по ссылке: http://rao.ru/information/reestry/, реестр ВОИС — по ссылке: http://rosvois.ru/reestr/). Между тем из положений закона и выводов судебной практики следует, что факт нахождения произведений в реестре этих организаций не исключает возможность уплаты вознаграждения напрямую правообладателям.

Цитируем документ

Если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором.

Пункт 2 ст. 1243 ГК РФ

Согласно п. 3 Правил сбора и выплаты вознаграждения получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 1321 и 1328 ГК РФ.

Закон исключает возможность повторного взыскания аккредитованной организацией вознаграждения с пользователя, выплатившего его по договору на спорные произведения с иной, независимой организацией, если вознаграждение, таким образом, было получено правообладателями (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.06.2013 по делу № А58-2549/2012, Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 № 09АП-1500/2013ГК по делу № А40-71924/12-27-664).

Суды в такой ситуации приходят к выводу о том, что заключение лицензионного договора пользователем с непосредственным правообладателем влечет прекращение права организации по управлению правами на коллективной основе по сбору вознаграждений в отношении соответствующих объектов авторских и смежных прав.

Следовательно, есть еще один способ узаконить радиоэфир в заведении — заключить договор с правообладателем или его лицензиатом.

Альтернативой популярным радиостанциям могут стать интернет-радиостанции, которые содержат подборку музыки специально для общественных мест и состоят из произведений, лицензию на которые предлагают напрямую правообладатели. Доступ к таким радиостанциям предлагают независимые организации по управлению правами.

Кроме того, владельцы заведений могут обратиться к компании, создающей корпоративные онлайн-радиостанции под заказ. Эфир таких радиостанций может подбираться индивидуально и состоять из фоновой музыки, лицензия на которую передается на основании прямых договоров с правообладателями, что исключает взыскание компенсации со стороны РАО и ВОИС. Такое решение пользуется определенной популярностью и, помимо прочего, позволяет по своему усмотрению заполнять рекламное пространство в эфире, записывая и размещая собственную рекламу при необходимости.

На что обратить внимание, заключая лицензионный договор?

При заключении лицензионного договора как с аккредитованной, так и с независимой организацией необходимо проверить, находятся ли интересующие произведения в управлении этой организации:

  • в случае с РАО и ВОИС достаточно найти интересующие произведения в их реестрах;

  • у независимой организации должны быть заключены договоры с правообладателями, что обязательно стоит проверить.

При этом такие правообладатели должны направить в аккредитованные организации отказ от услуг по управлению их правами. В отношении РАО проверить это обстоятельство можно, изучив реестр произведений и прав, исключенных из его управления. У ВОИС, к сожалению, подобного реестра нет, и каких-либо изъятий из круга фонограмм, по которым могут быть предъявлены претензии, заранее не установлено, что потенциально повышает риск судебных разбирательств.

Второй важный аспект относится к заключению договора с независимой организацией: на случай спора пользователь должен быть готов документально подтвердить выплату вознаграждения правообладателям.

Хотя организация по коллективному управлению правами, зарегистрировавшая нарушение, обычно предлагает пользователю заключить лицензионный договор и урегулировать конфликт в досудебном порядке, узаконить исполнение музыки следует до начала использования радиоэфира в заведении. Это поможет избежать возможных требований об уплате компенсации, размер которой может многократно превысить любое вознаграждение за легальное использование, поскольку будет рассчитываться за каждое прозвучавшее в эфире произведение.

Пунктом 1 ст. 1301 ГК РФ в случае нарушения исключительного права на произведение автору или иному правообладателю предоставлено право требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 000 до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.

Таким образом, у лица, желающего организовать радиоэфир в заведении, есть выбор: возможность, сравнив круг доступных музыкальных произведений и размер платы, заключить договор с аккредитованной организацией по управлению правами, обратиться к независимым организациям или напрямую к правообладателям.

При этом необходимо учитывать наличие у аккредитованной организации ряда преимуществ перед независимыми игроками — таких, например, как размер каталога, широкие возможности по представительству интересов зарубежных правообладателей и, наконец, наличие того факта, что аккредитованная организация, очевидно, не ликвидируется, не пропадет, так как является публичным, фактически государственным, институтом управления правами.

Подводя итог, заметим, что уважение к творческому труду создателей произведений и соблюдение их права на вознаграждение — это важный элемент правовой культуры, от проявления которой и гражданское общество, и бизнес в конечном счете только выигрывают.

1 McDonald’s и «Кофе-хаус» отказались платить сборщикам «музыкальных» денег, подробнее по ссылке: http://www.rbc.ru/society/24/06/2014/57041e9d9a794760d3d3f899

В наше время появилось очень много певцов и певиц, поющих на сценах, в ночных клубах и в местах сбора молодёжи. Но мало кто знает, что пошлое песнопение Ислам запрещает.

Музыка запрещена из-за того, что она отвлекает сердца от Аллаха, заполняет лицемерием и наносит огромный вред вере человека.

Существует множество доказательств из Корана и Сунны о запретности таких форм развлечений. Мы рассмотрим лишь несколько:

1) Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, кто покупает ложь, чтобы сбить (людей) с пути Аллаха, и насмехается над религией. Им уготовано унизительное наказание» (сура «Лукман», аят 6).

Великий сподвижник Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) поясняет, что означает в этом аяте слово «ложь»: «Клянусь Аллахом, здесь речь идёт о музыке» (аль-Байхаки, «Сунан», том 1, стр. 223; имам Хаким подтвердил его достоверность).

Имам Ибн Аби Шайба передаёт свою версию хадиса, согласно которой он (Ибн Масуд) сказал: «Клянусь Тем, помимо Кого нет другого Господа, что здесь говорится о пении» («Мусаннаф», том 5, стр. 132).

Великий сподвижник и толкователь Корана Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это слово означает музыку, пение и тому подобное» (Байхаки, «Сунан», том 1, стр. 122; Ибн Аби Шайба).

Он также сказал: «Музыка и покупка певиц» (Ибн Аби Шайба, «Мусаннаф», том 5, стр. 132).

Хасан аль-Басри сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении пения и музыкальных инструментов» (Ибн Касир, «Тафсир»).

Такое же толкование передают Муджахид, Икрима, Ибрахим Нахаи, Макхульи и другие (да будет доволен ими Аллах).

Приведённый выше аят Корана, принимая во внимание его толкование, служит явным указанием на запретность музыки.

Также он является строгим предупреждением для тех, кто так или иначе занимается торговлей в сфере музыки, ведь Аллах предупреждает, что такие люди получат «унизительное наказание».

Что касается тех, кто говорит, что в этом аяте речь идёт о вещах, которые отвлекают человека от мыслей об Аллахе, а не о музыке, то это мнение не противоречит приведённому выше комментарию. Толкование этого аята со смыслом – «вещи, которые препятствуют поминанию Аллаха» – это более общее толкование, в котором, среди прочего, подразумеваются музыка и песни (с музыкой), ведь музыка входит в число вещей, которые больше других отвлекают людей от поминания Аллаха. Вот почему большинство толкователей Корана, разъясняя этот аят, сказали либо только о музыке, либо обо всех делах, отдаляющих от истины, среди которых музыка занимает одно из главных мест.

2) Описывая качества рабов Всемилостивого (ибад ар-Рахман), Всевышний Аллах говорит: «Те, кто не свидетельствуют ложно, а когда слышат пустословие или видят пустодеяния, не участвуют в этом, а проходят мимо с достоинством» (сура «аль-Фуркан», аят 72).

Имам Абу Бакр аль-Джассас передаёт от нашего сайида имама Абу Ханифы (да будет доволен ими Аллах), что «ложь» в этом аяте означает «музыку и песни» («Ахкамуль Коран», том 3, стр. 428).

3) Всевышний Аллах сказал шайтану: «Побуждай тех из людей, кого сможешь, не повиноваться Аллаху своим голосом (искусителя)» (сура «аль-Исра», аят 64).

Один из великих толкователей Муджахид (да будет милостив к нему Аллах) сказал, что слово «голос» в этом аяте означает музыку, пение, танцы и бесполезные занятия («Рух аль-Маан», том 15, стр. 111).

Имам Суюти (да будет доволен им Аллах) цитирует слова Муджахида: «Голос (в этом аяте) – это пение и звук флейты».

Ещё один толкователь Даххак (да будет доволен им Аллах) также говорил о флейте, разъясняя слово «савт» – голос, который был упомянут в аяте (Куртуби, «аль-Джами ли Ахкамиль Коран», том 10, стр. 288).

Эти аяты также можно истолковать в общем смысле, как сделали некоторые толкователи Корана, но такое толкование, как уже было сказано, не противоречит смыслам, которые передаются от Муджахида и Даххака, потому что они являются частью более общего и широкого значения аятов.

Изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение)

Существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), запрещающих музыку и использование музыкальных инструментов. Их так много, что учёные смогли собрать около сорока хадисов с достоверной цепочкой передатчиков (сахих), несколько хороших хадисов (хасан) и несколько слабых (даиф). Мы рассмотрим здесь только некоторые из них.

1) Наш сайид Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передаёт, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В моей умме появятся люди, которые станут дозволять прелюбодеяние, ношение шёлка, алкоголь и музыкальные инструменты» («Сахих», аль-Бухари).

2) Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) рассказывает похожий хадис, но с другой формулировкой. Он передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Скоро в моей умме появятся люди, которые будут употреблять алкоголь, они станут называть его иначе (считая его дозволенным), а над их головами будут играть музыкальные инструменты и исполняться песни. Аллах сделает так, что земля поглотит их, и он превратит их в обезьян и свиней» («Сахих», Ибн Хаббана; «Сунан», Ибн Маджа).

В приведённом выше хадисе использовано слово «маазиф». Знатоки арабского языка единогласны в том, что это слово обозначает музыкальные инструменты (Ибн Манзур, «Лисан аль-Араб», том 9, стр. 189).

Запретность музыки становится очевидной из двух хадисов. В первом из них (который приводится в «Сахих» аль-Бухари) говорится, что в умме Посланника Аллаха (мир ему и благословение) будут люди, которые станут отстаивать дозволенность музыкальных инструментов наряду с прелюбодеянием, шёлком и алкоголем, несмотря на то, что все эти вещи запрещены (харам) по Шариату. Здесь идёт речь о «музыкальных инструментах», а не о песнях.

Более того, тот факт, что музыка упоминается в одном ряду с прелюбодеянием и алкоголем, подчёркивает, насколько это серьёзный грех. Тот, кто пытается разрешить музыку, подобен тому, кто дозволяет алкоголь и прелюбодеяние.

Во втором хадисе описывается судьба таких людей: «Земле будет приказано поглотить их, и они превратятся в обезьян и свиней (пусть Аллах сохранит нас от этого)». Это предостережение касается тех, кто называет музыку, алкоголь, шёлк и прелюбодеяние дозволенными. Тем, кто пытается узаконить любую из этих вещей, следует принять это во внимание.

Кроме того, утверждать, что музыка запретна только в сочетании с алкоголем, прелюбодеянием и ношением шёлка, неправильно. Если бы это было так, почему исключение из этих четырёх вещей делается только для музыки? В таком случае можно то же самое отнести к прелюбодеянию, алкоголю и ношению шёлка. Тогда можно будет утверждать, что даже алкоголь и прелюбодеяние дозволены, если они не сопровождаются оставшимися двумя грехами!

Итак, приведённые выше два хадиса любимца Аллаха (мир ему и благословение) являются явным доказательством запретности музыки и музыкальных инструментов.

3) Имран ибн Хусейн передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Эта умма увидит, как некоторых людей поглотит земля, как некоторые превратятся в животных и попадут под дождь из камней». Один из мусульман спросил: «О Посланник Аллаха! Когда это произойдёт?». Он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а распитие алкоголя станет повсеместным» («Сунан», Тирмизи).

4) Наш сайид Али ибн Абу Талиб передаёт, что благословенный Посланник Аллаха сказал: «Когда моя умма начнёт совершать пятнадцать вещей, её станут постигать несчастья», и (среди 15 вещей он упомянул): «Когда обычным явлением станут певицы и музыкальные инструменты» («Сунан», Тирмизи).

5) Нафи рассказывает, что однажды Абдулла ибн Умар услышал звук флейты пастуха. «Он закрыл руками уши, отвёл своего мула в сторону от дороги и сказал: ”О Нафи! Ты слышишь это?” Я (Нафия) ответил утвердительно. Он продолжал идти (закрыв уши руками), пока я не сказал: «Звук стих». Тогда он отнял руки от ушей, вернулся на дорогу и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) делал то же самое, когда слышал флейту пастуха”» (имам Ахма, ибн Маджах, Абу Давуд).

6) Абдулла ибн Умар передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Аллах запретил алкоголь, азартные игры, барабан, гитару и всё опьяняющее – харам» (имам Ахмад, Абу Давуд).

7) Абу Умама передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Могущественный и Величайший Аллах направил меня как наставление и милость для верующих и приказал мне покончить с музыкальными инструментами, флейтами, струнами, распятиями и практиками доисламского периода невежества» (имам Ахмад, Абу Давуд).

8) Абдулла ибн Масуд передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Песня способствует росту лицемерия в сердце, как вода росту травы» (Байхаки в «Сунан»).

9) Анас передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В день Воскрешения Аллах зальёт расплавленный свинец в уши тех, кто сидел и слушал певиц» (Ибн Асакир, Ибн аль-Мисри).

10) Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Колокол – это флейта шайтана» (Муслим в «Сахих»; Абу Давуд в «Сунан»).

Существует ещё много высказываний Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о запрете музыки, музыкальных инструментов и запрещённых видах пения. Я упомянул в качестве примера лишь несколько.

Имам шафиитского мазхаба Ибн Хаджараль-Хайтами собрал все эти хадисы, которых в общей сложности примерно сорок, в своей прекрасной работе «Кафф ар-Раа ан Мухаррамат аль-Ляхвва ас-Сама» и сказал: «Все эти тексты являются явным и неоспоримым доказательством того, что музыкальные инструменты запретны» (том 2, стр. 270).

Высказывания учёных Ислама

Великий учёный ханафитского мазхаба аль-Касани говорит: «Если певец собирает людей вокруг себя с целью развлечь их своим голосом, его нельзя считать благочестивым человеком (адиль), даже если он не употребляет алкоголь, потому что он будет считаться предводителем грешников. Но если человек напевает что-то наедине с собою, чтобы спастись от одиночества, в этом нет ничего дурного.

Что касается тех, кто использует музыкальные инструменты, следует сказать: если инструменты не входят в число запрещённых, например, бубен, тогда в их использовании нет ничего плохого, и такой человек будет считаться благочестивым. Но если речь идёт о запрещённых инструментах, таких как лютня и так далее, то человек, использующий их, не может считаться благочестивым (чтобы свидетельствовать в суде), потому что эти инструменты являются запрещёнными при любых обстоятельствах» (Бадаи ас-Санаи).

В «Хуласат аль-Фатава» сказано: «Слушать звучание музыкальных инструментов запрещено (харам), потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Слушать музыку – грех» (том 4, стр. 345).

Ибн Хумам, великий муджтахид ханафитского мазхаба, решительно высказывается по этому вопросу в своей знаменитой книге «Фатх аль-Кадир»: «Пение считается запретным (харам), когда в песне поётся о запрещённых вещах, например, описывается красота или качества реального человека, восхваляется вино, что побуждает к винопитию, или приводятся детали чьей-то семейной жизни либо издевательства и насмешки в чей-то адрес».

Что касается песен, в которых нет упоминания о запретных вещах, например, песни, описывающие природу, цветы, реки и тому подобное, то они дозволены. Но если песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов, то они будут запретными, даже если они полны мудрых наставлений, но не из-за своего смысла, а из-за музыкального сопровождения.

Ибн Кудама (ханбалитский мазхаб) в «Аль-Мугни» сказал, что музыкальные инструменты бывают двух видов:

1) Запрещённые. К ним относятся инструменты, изготовленные специально для развлечения и пения под них, например, флейта, мандолина и т. д.

Дуфф (бубуен) – это барабан без дна, т.е. одна сторона открытая.

Примерно то же самое сказано в других работах по ханафитскому фикху, таких как «Аль-Ихтияр», «Аль-Бахр ар-Раик», «Аль-Фатава аль-Хиндийя» и других.

Имам ан-Навави, великий мухаддис и учёный шафиитского мазхаба, сказал: «Запрещено использовать и слушать музыкальные инструменты, которые обычно ассоциируются с пьянством, например, мандолина, лютня, тарелки и флейта. Дозволено играть на бубне (дуфф) на свадьбах, по случаю совершения обрезания и в других ситуациях, даже если к бубну приделаны колокольчики. Играть на кубе (широкий барабан с узкой средней частью) тоже запрещено» («Мугни аль-Мухтадж», том 4, стр. 429).

Однако великий учёный шафиитского мазхаба имам аль-Газали сказал:

«Знай, что слова о том, что слушать песнь – это запрет означают, что Аллах наказывает за слушание, а это не возможно представить, потому что познание Шариата основывается на цитатах из Корана и Сунны или на их киясе (сопоставлении Корана и Сунны)… но не указывают прямо на запрет ни цитаты из Корана, ни хадисы, ни сопоставления (кияс)… Музыкальные инструменты дозволяются, если они хорошо влияют на сердце, т.е. радуют его, призывают к джихаду на пути Аллаха, побуждают к совершению благих дел…» («Ихъя», раздел «Дозволенность слушания песни», 3/339–349).

Существует ещё много высказываний учёных, например, аль-Куртуби и факихов всех четырёх мазхабов, но для краткости этой статьи я ограничусь тем, что уже было приведено выше.

Некоторые заявляют, что музыка дозволена, основываясь на хадисе, который приведён в «Сахих» аль-Бухари, где рассказывается, что две девочки пели в присутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сайиды Айши (да будет доволен ею Аллах).

Однако этот хадис не является доказательством дозволенности музыки. Знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни опровергает данное утверждение в «Фатх аль-Бари» (том 2, стр. 345).

Во-первых, эти девочки пели без сопровождения каких-либо запрещённых музыкальных инструментов, а во-вторых, в песне пелось о любви к Пророку (мир ему и благословение),а эта тема, без сомнения, является дозволенной. Кроме того, из текста хадиса ясно, что они не были профессиональными певицами.

Некоторые пытаются доказать дозволенность музыки с помощью хадиса, где говорится о дозволенности игры на бубне (даф).

Но в работах факихов по данной теме говорится, что игра на бубне дозволяется именно по случаю свадьбы, а бубен используется не для развлечения, а, скорее, чтобы оповестить людей о каком-либо радостном событии.

Заключение

В свете приведённых выше доказательств из Корана, высказываний любимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и слов различных учёных, шариатское решение относительно музыки выглядит так.

Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения, запрещены, сопровождаются они пением или нет. Хотя играть на бубне (даф) на свадьбе (и, по мнению некоторых факихов, по случаю других радостных событий) дозволено.

Что касается песен, то песни с недозволенным содержанием или отвлекающие от исполнения обязательных предписаний запрещены. Но если они не обладают упомянутыми выше качествами (и исполняются без сопровождения музыкальных инструментов), петь их дозволено.

Так же стихи, если они восхваляют Пророка (мир ему и благословение), праведников, учёных, призывают к Исламу, то они (стихи), несомненно, дозволены, а если же стихи содержат разврат и сквернословие и другие мерзкие вещи, то такие стихи запретны.

  • #лицензионная музыка

Многие владельцы бизнеса и руководители задаются вопросом: «Как я могу проигрывать музыку в своем бизнесе на законных основаниях»? Но большинству из них не хватает времени, сил и источников информации, чтобы разобраться с вопросом лицензирования музыки.

Мы нашли время, чтобы ответить на 7 наиболее распространенных вопросов, которые владельцы бизнеса задают о легальности проигрывания музыки.

Могу ли я законно воспроизводить музыку с сервисов Вконтакте, Apple Music, Яндекс.музыка, Youtube или подобных в качестве фоновой музыки в моем бизнесе?

Все эти вопросы мы слышим постоянно:

  • могу ли я проигрывать Youtube-каналы в своем бизнесе?

  • является ли законным прослушивать музыку из Вконтакте в бизнесе?

  • возможно ли легальное проигрывание Яндекс.музыки в моем бизнесе?

Ответ прост: НЕТ!

С точки зрения бизнеса, потоковые услуги для воспроизведения музыки представлены в двух формах: B2C (бизнес для потребителя) и B2B (бизнес для бизнеса). Основные возможности для воспроизведения музыки, предлагаемые такими сервисами как Яндекс.музыка, Apple Music, Вконтакте, Youtube и пр. построены в формате B2C — для потребителей, а не для бизнеса.

Это означает, что они лицензированы для частного, некоммерческого использования (идеально подходят для использования дома с друзьями и семьей). Для воспроизведения музыки в общественных местах, включая Ваших клиентов и сотрудников, Вам необходимо платить отчисления сразу в две контролирующие организации — РАО и ВОИС.

Но это не единственная возможность проигрывать лицензионную музыку законно. В этой статье мы научим Вас, как самым легким способом получить полностью легальный лицензионный и самый качественный контент, без выплат в РАО и ВОИС. Наконец-то Ваши отчисления достанутся исполнителям и музыкантам.

Является ли законным играть приобретенную музыку, например, в iTunes на моем iPod / iPad / iPhone, CD, MP3 или цифровых файлах для фоновой музыки в бизнесе?

В наше цифровое время имеются недопонимания насчет того, владеем ли мы нашим цифровым контентом или нет.

Когда Вы платите за скачивание музыки или даже фильмов, в этом случае Вы по существу приобретаете лицензию, однако, Вы можете воспроизводить контент только в некоммерческих целях. Вы можете слушать песни для себя любимого столько, сколько хотите, но не можете воспроизводить их публично.

Воспроизведение загруженной музыки для нужд Вашего бизнеса нарушает закон об авторском праве, поскольку это считается публичным воспроизведением, то есть для извлечения коммерческой выгоды — повышения лояльности покупателей, ассоциации определенных музыкальных композиций с Вашим брендом, уменьшения напряженности или наоборот возбуждения Ваших клиентов.

Как я могу получить лицензию на воспроизведение музыки публично в моем бизнесе? Каковы лицензионные сборы?

Существуют две основные организации по защите прав авторов песен, композиторов и издателей — РАО и ВОИС, однако, это не означает,что все авторы обязаны пользоваться их «защитой». Малоизвестные исполнители зачастую не получают никаких отчислений от данных организаций, вследствие чего отказываются от их защиты и заключают контракты с такими компаниями, как «Волна Медиа», от которых получают ежемесячные выплаты на постоянной основе.

Вы спросите: а законно ли это? Безусловно — ДА!

Несмотря на то, что представители РАО и ВОИС могут запугивать Вас и утверждать, что заключать лицензионные договоры можно только с ними, Гражданский кодекс Российской Федерации говорит об обратном.

Согласно пункту 2 статьи 1243 ГК РФ, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором.

Это означает, что заключение лицензионного договора пользователем с непосредственным правообладателем влечет за собой прекращение права организации по управлению правами на коллективной основе (РАО и ВОИС) по сбору вознаграждений в отношении соответствующих объектов авторских и смежных прав.

Таким образом, мы получаем ответы на такие вопросы: нужно ли платить отчисления в РАО? Должен ли я платить лицензионные сборы ВОИС?

При заключении договора с «Волна Медиа» — НЕТ!

У нашей компании имеются прямые договоры с лейблами и исполнителями, которым мы выплачиваем отчисления. Когда Вы, как владелец бизнеса, подписываете договор, Вы можете законно использовать музыку из нашего каталога для своего бизнеса. На данный момент — это более 20 000 треков и композиций с профессионально подобранными плейлистами для любого типа бизнеса. Количество и качество треков в нашем каталоге постоянно растет.

Заключение аналогичного договора с РАО и ВОИС может быть дорогостоящим и зависит от множества дополнительных факторов — площадь помещения, количество посадочных мест, количество персонала и прочее. При этом Вы просто получаете право транслировать музыку. Составлять плей-листы Вам никто из РАО и ВОИС не будет. Компания «Волна Медиа» производит расчет стоимости исключительно исходя из полезной площади помещений, в которых проигрывается музыка.

Если мой бизнес имеет договор с вашей организацией, нужно ли мне платить кому-то еще?

Нет, если Вы планируете использовать музыку только из нашего каталога. Если же Вы хотите использовать популярную музыку для своего бизнеса, то — да. Однако, использование популярной музыки в качестве фоновой для бизнеса — очень сомнительная идея. Это может оттолкнуть существенную часть клиентов. Наш девиз — только качественная и адаптированная для бизнеса фоновая музыка.

Договор с организацией, предоставляющей лицензионный контент, позволяет Вам транслировать музыку, защищенную авторскими правами, и избежать выплат в РАО и ВОИС.

Существуют ли какие-либо исключения, когда мне не нужно платить за публичное проигрывание музыки?

Если Ваш бизнес транслирует живую музыку, онлайн музыку, караоке, компакт-диски, цифровые файлы или DVD-диски, Вам обычно приходится платить за использование музыки в своем бизнесе. Исключение может быть одно — Вы пригласили музыкантов, которые исполняют исключительно свои собственные композиции, и заранее в письменном виде отказались от защиты РАО и ВОИС.

Что произойдет, если я буду проигрывать музыку в своем магазине (или любом другом виде бизнеса), не заплатив никому?

Нам все время задают вопросы: нужно ли платить в РАО? Должен ли я платить ВОИС? Что будет, если я включу музыку в своем заведении без договора?

Чтобы публично проигрывать музыку, защищенную авторскими правами, в Вашем бизнес-учреждении, Вам необходимо получить разрешение от владельца или представителя авторского права — это регулируется законом об авторском праве РФ.

Если Вы не получили надлежащего разрешения и транслируете музыку без договора, будьте готовы, что сначала в Вашем заведении сделают аудио-видео фиксацию данного факта, а затем привлекут к ответственности и предъявят иск на сумму от 20 000 руб за каждый зафиксированный трек. Наша компания предоставляет музыкальный контент от 25 руб/день за более чем 20 000 треков, собранных в подборки для различных видов бизнеса, с регулярными обновлениями. И мы настоятельно рекомендуем не рисковать и подключиться к нашему сервису на законных основаниях. Это дешевле, качественнее и удобнее.

Какое наиболее доступное легальное музыкальное решение для моего бизнеса?

Музыка имеет жизненно важное значение для привлечения клиентов и получения дохода, но мы признаем тот факт, что большинство предприятий работают с ограниченным бюджетом.

«Волна Медиа» — это законный бизнес-потоковый сервис, начинающийся от 799 рублей в месяц с доступом ко всей нашей музыкальной библиотеке. У нас работают профессиональные музыканты и диджеи, чтобы у Вас всегда был качественный и актуальный для Вашего бизнеса контент.

Закажите бесплатный тестовый период на 7 дней прямо сейчас, прослушайте плейлисты и посмотрите насколько сильный эффект может дать правильная музыка для Вашего бизнеса!

Читать ещё по теме: Что такое «роялти фри» музыка и музыка со свободной лицензией?

Читать ещё по теме: Музыка для кафе

Читать ещё по теме: Музыка для салонов красоты

Все новости

Музыка в общественных местах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *