Содержание
Григорий Андреевич ШАМИН, председатель Совета муниципальных образований Томской области, мэр ЗАТО Северск — председатель Думы ЗАТО Северск: федеральный законодатель, задавая рамки функционирования местного самоуправления в России, попытался совместить несовместимое. В регионах должны быть созданы объединения муниципальных образований, но на основе добровольного участия в них. Вот такая дружба по принуждению. Однако по истечении семи лет работы Ассоциации «Совет муниципальных образований Томской области» мы можем смело сказать: это не про нас.
Нерушимые правила
С первых дней существования Совета муниципальных образований Томской области (далее — Совет) были определены главные принципы, которых все его члены неукоснительно придерживаются и по сегодняшний день:
• Совет муниципальных образований — это объединение равных, независимых и самостоятельных муниципалитетов, каждый из которых имеет равное право влиять на принятие Советом решений и предлагать на рассмотрение свои инициативы;
• Совет муниципальных образований не влияет на решения вопросов местного значения на конкретных территориях. Мы выстраиваем современные, эффективные системы коммуникаций органов МСУ области между собой, с коллегами из соседних регионов, органами государственной власти. Наша цель — создание механизмов для быстрого поиска решений;
• участие в Совете — дело сугубо добровольное, но оно выгодно для каждого муниципалитета. Здесь создается пространство для реализации ряда возможностей: обучения, получения профессиональной правовой, методической, информационной поддержки, формирования положительного имиджа территории, продвижения законодательных инициатив.
Ранее
Региональные бюджеты-2014 борются с дефицитами и долгами
Поступления от налога на прибыль в регионах упали в среднем на 17,2%
Что обещает консервативный диагноз для экономики России?
Направления работы возникают из потребностей каждого дня. Например, в 2006 году важным было сформировать нормативную базу поселений. Затем мы отстаивали право муниципалитетов на адекватное финансовое наполнение бюджетов при наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями. Сегодня на повестке дня — повышение профессиональной подготовки муниципальных управленцев и укрепление стабильности муниципальной службы. Три кита, на которых стоит наша ассоциация, планируя свою ежегодную деятельность, — востребованность, своевременность и новизна.
Один в поле не воин
Современный институт российского местного самоуправления еще очень молод. Только что, 6 октября текущего года, исполнилось десять лет со дня принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Еще меньше срок его реализации на всей территории России — всего пять лет.
Томская область одной из первых начала строить систему местного самоуправление по новым правилам. Форматов взаимодействия объединений муниципалитетов с органами государственной власти задано не было. Все приходилось отлаживать, как сегодня говорят, в ручном режиме. В 2007 году регламентом работы администрации Томской области было установлено, что все законопроекты, затрагивающие интересы муниципальных образований или органов местного самоуправления, должны проходить экспертизу в Совете муниципальных образований субъекта. В 2009 году принят специальный Закон «О взаимодействии органов государственной власти Томской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области»». В этом году нашей ассоциации предоставлено право законодательной инициативы в областном парламенте. Мы заняли прочное место в региональном законотворческом процессе. За девять месяцев текущего года в Совете прошли экспертизу 45 областных законопроектов. Проведено исследование практики и проблем правоприменения по 23 направлениям.
И всегда итоговое заключение Совета выражает консолидированное мнение муниципального сообщества региона. На наш взгляд, это очень важно. Именно консолидация мнений, выявление и защита общего интереса — отправная точка любой нашей работы.
Например, обеспечение единой методики и регламента предоставления органами МСУ услуг по переданным государственным полномочиям. Ведь государственные полномочия на всей территории субъекта должны осуществляться по одним правилам. Об этом мы заявили на VIII съезде Совета муниципальных образований Томской области. Первый результат уже получен — в региональном законодательстве обязанность разрабатывать такие административные регламенты закреплена за органами государственной власти Томской области.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Менеджер-управленец — для МСУ сегодня фигура ключевая. Вместо простого исполнителя распоряжений, спускаемых «сверху», руководству муниципального образования нужен стратег, человек, способный думать комплексно и на перспективу. В течение нескольких лет Совет муниципальных образований Томской области реализует проект «Муниципальный менеджер. Новый опыт — новые возможности». Его задача — научить лидеров местного самоуправления находить актуальные на настоящий момент методы и подходы к решению проблем, подниматься над рутиной ежедневных забот. 2013 год стал годом интенсивного обучения и обмена опытом руководителей и специалистов органов МСУ. В качестве ведущих семинаров, модераторов тренингов и круглых столов в Совет приглашаются представители различных сфер и профессий: муниципальные служащие, сотрудники контролирующих органов, преподаватели вузов, бизнесмены. Так, например, муниципалы, которые успешно прошли государственную проверку по защите персональных данных, помогали своим коллегам к ней подготовиться. О правилах и тонкостях делового общения и публичных выступлений рассказал доцент университета и практикующий психолог, о формировании имиджа руководителя через средства массовой информации — журналисты областных СМИ. Вот только некоторые темы обучающих семинаров и круглых столов, которые были организованы ассоциацией в этом году:
• «Практика реализации законодательства об административных правонарушениях в Томской области»;
• «Организация муниципального земельного контроля»;
• «Публичные услуги Федеральной кадастровой палаты»;
• «Организация и проведение капитального ремонта многоквартирных домов»;
• «Организация деятельности представительных органов сельских поселений»;
• «Проектная деятельность в сфере культуры и туризма»;
• «Размещение муниципального заказа на капитальный ремонт, реконструкцию и проектирование»;
• «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
• «Контроль за деятельностью органов МСУ в соответствии с антимонопольным законодательством».
Всего в обучающих мероприятиях, организованных Советом в 2013 году, приняло участие более 1200 специалистов органов МСУ Томской области. Стоит отметить, что самой действенной и востребованной формой обмена знаниями и опытом продолжает оставаться формат выездных семинаров и стажировок, организуемых Советом муниципальных образований Томской области.
Члены ассоциации заняли позицию «открытости для соседа». В основе этой работы простой принцип «лучше один раз увидеть». А еще лучше при этом задать все вопросы, даже самые неудобные. Секретов нет, только советы. С другой стороны, кто точнее коллег по-доброму укажет на недоработки?
Особо стоит рассказать о новых подходах, которые мы используем в нашей работе. Совет получил большой положительный эффект от применения форм, свойственных скорее бизнесу, нежели консервативной чиновничьей сфере. Нами были апробированы технологии командообразования, наглядно показавшие, что некоторым главам муниципальных образований нужно учиться доверять своей команде. На психологических тренингах муниципалы приобретали навыки публичных выступлений, учились гасить агрессивные выпады аудитории, отвечать на каверзные вопросы на собраниях.
Еще одна важная задача, которую решает томский Совет, — помощь территориям в формировании их положительного имиджа. Информационное поле существует само по себе, и в наших силах наполнить его хорошими новостями. А это прежде всего повседневная работа — покупка нового трактора, ремонт дороги, создание новых мест в детском саду, победа жителей в различных конкурсах. Тем более что в распоряжении каждого муниципалитета такой замечательный инструмент, как официальный сайт.
Тому, как сделать сайты муниципальных образований полезными и интересными, а новости хорошими, была посвящена целая серия семинаров и тренингов. Дополнительным стимулом к повышению качества официальных интернет-ресурсов местной власти стал конкурс на лучший сайт, который Совет проводит уже четвертый год. И стоит отметить, что из года в год качество официальных сайтов органов МСУ повышается. В свою очередь мы стараемся сделать сайт Совета муниципальных образований Томской области оперативным и полезным для всех муниципалов региона. На нашем ресурсе создана Лента муниципальных новостей. Теперь можно узнать, чем живет не только ассоциация, но и каждое муниципальное образование нашего региона.
Инновации в муниципальном управлении
Если кто-то думает, что на селе и в органах власти не может быть инноваций, он глубоко ошибается. Ведь инновация в мировой практике — это прогресс не только технический, но и в первую очередь идейный. Для того чтобы нацелить органы МСУ региона, глав муниципальных образований на поиск новых управленческих решений, наш Совет организовал конкурс «Инновации в муниципальном управлении», который проводился уже дважды. Одним из существенных условий в оценке конкурсных работ было обязательное наличие социально-экономического эффекта от реализации проекта.
В своих заявках участники описали самые разные управленческие решения. Реализованный проект по организации видеотрансляции открытых заседаний представительного органа был направлен на конкурс Думой города Томска. Администрация Кожевниковского района вынесла на суд коллег управленческое решение по организации взаимопроверок среди жителей поселений района как дополнительную мотивацию к организации благоустройства территории.
Молчановскому сельскому поселению было присуждено первое место за проект по развитию системы самоуправления многоквартирными жилыми домами.
Внедрение электронных технологий в практику муниципального управления продемонстрировали администрация городского округа ЗАТО Северск, где был создан электронный архив технической и проектно-исполнительной документации, и администрация Кожевниковского сельского поселения, где для информирования населения использовались современные средства визуализации (плазменные панели и ЖК-мониторы).
Оценку конкурсных материалов проводили независимые эксперты, в роли которых выступали коллеги из тех муниципальных образований, которые не участвовали в конкурсах. Победа в этом конкурсе особо ценна, поскольку лучшим тебя признали твои же товарищи.
Понятие и назначение совета муниципальных образований
В соответствии с требованиями статьи 66 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждый субъект федерации обязан образовывать совет муниципальных образований, входящих в его состав.
Основы функционирования советов муниципальных образований составляют требования Федерального закона «О некоммерческих организациях», установленные по отношению к ассоциациям.
В отношении совета муниципальных образований установлено ограничение на вмешательство в деятельность муниципальных образований. Совет муниципальных образований не имеет право ограничивать деятельность муниципальных образований.
Порядок взаимодействия органов государственного управления и советов муниципальных образований устанавливается региональным законодательством в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Советы муниципальных образований создаются с целью организации межмуниципального сотрудничества.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Совет муниципального образования 440 руб.
- Реферат Совет муниципального образования 230 руб.
- Контрольная работа Совет муниципального образования 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Организационной формой совета муниципальных образований является некоммерческая организация в виде ассоциации.
Определение 1
Совет муниципальных образований представляет собой ассоциацию некоммерческого характера, создаваемую муниципальными образованиями в рамках определенного субъекта Российской Федерации для обеспечения защиты прав его членов, представления их интересов общего характера, а также координационной деятельности в отношении организационный, территориальный, правовой, финансово-экономической основ муниципального управления.
Совет муниципальных образований оформляет следующий учредительные документы:
- во-первых, заключенный всеми его членами учредительный договор;
- во-вторых, устав, утверждаемый всеми его членами.
Совет муниципальных образований признается юридическим лицом, что позволяет ему обладать обособленным имуществом, иметь самостоятельный баланс, открывать счета в кредитно-банковских учреждениях, разрабатывать собственную символику, эмблему и бланки.
Замечание 1
За членами совета муниципальных образований сохраняется их самостоятельность.
Совет муниципальных образований не несет ответственности по обязательствам муниципальных образований, являющихся его членами. При этом муниципальные образования, являющиеся членами совета, несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Финансовую основу деятельности совета муниципальных образований составляют вступительные и ежегодные взносы участников, а также целевые взносы. Размер указанных взносов определяется собранием или съездом совета муниципальных образований.
На совет муниципальных образований налагается обязанность ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности.
В состав совета могут включаться муниципальные образования, осуществившие подписание учредительного договора, и муниципальные образования, которые вступили в совет уже после его учреждения.
По итогам окончания финансового года член совета по желанию может покинуть его состав при предоставлении заявления за три месяца до этого момента.
Деятельность совета муниципальных образований осуществляется в форме съездов или собрания членов. Первый съезд членов совета осуществляется решение следующих организационных вопросов относительно совета муниципальных образований:
- во-первых, утверждение устава совета муниципальных образований;
- во-вторых, определение размеров и порядка уплаты членских взносов, направляемых на финансирование деятельности совета муниципальных образований, а также содержание его органов;
- в-третьих, избрание органов управления советом муниципальных образований;
- в-четвертых, осуществление иных полномочий, определяемых уставом совета муниципальных образований.
Управление советом муниципальных образований
Управление советом муниципальных образований осуществляет общее собрание. Собрание совета муниципальных образований исполняет следующие функции:
- во-первых, определяет приоритетные направления деятельности совета, порядок формирования и использование его имущества;
- во-вторых, изменяет и дополняет устав совета муниципальных образований;
- в-третьих, избирает Правление совета, его Председателя и исполнительного директора;
- в-четвертых, избирает ревизионную комиссию;
- в-пятых, решает вопросы реорганизации и ликвидации совета;
- в-шестых, принимает решения по вопросу приема в совет новых членов;
- в-седьмых, утверждает размер различных взносов в бюджет совета.
Деятельность собрания осуществляется периодически, как минимум один раз в год. Работа собрания осуществляется в форме пленарного заседания. Принятие решений собранием осуществляется путем открытого голосования.
Текущее управление деятельностью совета муниципальных образований возложено на Правление совета.
Коммерческая деятельность совета муниципальных образований
Поскольку совет муниципальных образований является некоммерческой организацией, основной целью его деятельности не может быть извлечение прибыли. Осуществление предпринимательской деятельности совета возможно только при ее служении достижению цели, ради которой совет создан.
Для осуществления предпринимательской деятельности совет муниципальных образований может создавать общества или участвовать в них. Совет муниципальных образований имеет право на создание некоммерческих организаций и участие в них, а также создание филиалов и представительств, не являющихся юридическими лицами и действующих на основе положения, утвержденного советом.
В качестве имущества совета выступают финансовые ресурсы и материальные ценности, имеющиеся на его балансе и являющийся его собственностью.
В собственности совета могут находиться здания, оборудование, сооружения, хозяйственный инвентарь, денежные средства, ценные бумаги, иное имущество.