Автономное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа — Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Методическая разработка урока

Дисциплина УД.01 Технология профессиональной деятельности

Тема урока Закон о защите прав потребителей как основной регулятор торговых отношений.

Дата проведения 19.04.17

Профессия 19.01.17 Повар, кондитер

Группа: 633

Должность

Фамилия/ подпись

Дата

Разработал

Преподаватель

Кривошеева Людмила Ивановна

Проверил

Руководитель МО

Ульянова Татьяна Владимировна

Согласовал

Методист колледжа

Петроченко Светлана Владимировна

Сургут 2017

Технологическая карта изучения темы

Предмет, группа

УД.01 Технология профессиональной деятельности.

Группа 633 19.01.17 Повар, кондитер

Тема урока

Закон о защите прав потребителей как основной регулятор торговых отношений

Цель урока

Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя и его основными правами по российскому законодательству

Вид учебного занятия

Лекция, с элементами беседы; практическая работа, взаимооценка результатов труда)

Тип урока

Комбинированный

Межпредметные связи

Право

Обществознание

Используемые педагогические технологии

Технология развивающего обучения

Прогнозируемый (планируемый) результат

Научиться применять Закон РФ «О защите прав потребителей»

Формы работы

Групповая

Используемые методы обучения

Словесный, проблемный, активный методы обучения, метод моделирования

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Сформировать и закрепить знания по защите прав потребителей. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Публично выступать.

Развитие навыков познавательной деятельности.

Умение работать в команде.

Коммуникативные навыки.

Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитание правовой культуры.

Умение слушать.

Воспитание толерантного отношения.

Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока

Оборудование:

ПК, проектор, демонстрационный экран,

м/м презентация, технологическая карта урока,

ситуационные задания, Закон РФ «О защите прав потребителей»

Деятельность преподавателя

1. Закрепить знания и умения по теме урока. 2. Инструктаж студентов по заполнению таблицы; расчету штрих-кода.

3. Инструктаж студентов по ТБ.

4. Ознакомление с критериями оценивания.

Деятельность учащихся

1. Проводят исследование органолептическим методом качества хлебного изделия на соответствие требованиям ГОСТа 14121-69 «Батончик к чаю». 2. Работа студентов с ГОСТом 14121-69 «Батончик к чаю». 3. Заполнение таблиц.

4. Выстраивание цепочки последовательности проведения органолептической оценки качества товара.

5. Формулирование и обсуждение выводов.

6. Определяют подлинность товаров по штрих-коду.

7. Осуществляют само- и взаимопроверку.

Формируемые компетенции

ОК.03.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ПК 1.1. ПК 2.1. ПК 4.1. ПК 5.1.

Этап 5. Рефлексия

Цель: отследить продуктивность урока.

Длительность этапа

5 мин.

Деятельность преподавателя

Организовать рефлексию усвоения новых знаний и умений

Деятельность учащихся

Оценивают деятельность преподавателя и собственную деятельность

Формируемые компетенции

ОК.01.Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Домашнее задание

Длительность этапа

2 мин.

Ход урока:

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка посещаемости и готовности студентов к уроку.

3. Мотивация: определение темы и целей урока 8 мин.

Преподаватель:

Преподаватель: ребята начать сегодняшний урок я хочу с просмотра фрагмента мультфильма «Как мужик корову продавал»

Просмотр фрагмента мультфильма «Как мужик корову продавал» (3 мин)

Все мы с вами довольно часто оказываемся в похожей ситуации: кто-то что-то покупает, кто-то продает. Скажите ребята, кем в данной ситуации является мужик, а кем бабушка с дедушкой, которые хотели купить корову?

Ответы студентов.

Преподаватель: если бы эти люди купили корову, то, спустя какое то время они бы поняли, что молока корова не дает, а их права и интересы как потребителей были нарушены.

Попробуйте определить тему нашего урока.

Ответы студентов.

Слайд 1

Записываем тему урока.

4. Объяснение нового материала 15 мин.

Преподаватель:

В Российской Федерации потребитель защищён специальным законом. Этот закон признан одним из самых совершенных в мире. Он может защитить наши кошельки, здоровье и покой, побуждает добросовестно работать продавцов и производителей. Но как бы ни был хорош Закон, если им не пользоваться, то он перестаёт работать. Поэтому каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться. Мы с Вами являемся потребителями не только при осуществлении покупок, но, даже придя домой, мы продолжаем ими оставаться, так как дома мы получаем услуги жилищно — коммунальных служб, а находясь на работе, мы должны грамотно разрешить возникшую конфликтную ситуацию с покупателями, например в Вашем кафе, столовой, ресторане.

Слайд 2

«У каждого человека есть три пути,

Чтобы поступать мудро и правильно:

Первый самый благородный — это размышление,

Второй самый легкий — это подражание,

Третий самый горький — это опыт»

(Конфуций , 5 в.до.н.э)

Преподаватель: и что бы этот опыт не стал горьким мы должны уметь пользоваться нормативной базой по регулированию отношений продавца и покупателя.

Слайд 3

Преподаватель: итак, сегодня на уроке мы рассмотрим понятия

Кто такой потребитель?

Права потребителя.

Защита прав потребителя.

Слайд 4

Преподаватель:

Под запись:

Потребителем в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» является гражданин имеющий намерение заказать или приобрести товары (услуги), заказывающий или приобретающий товары (услуги), использующий товары (услуги).

Слайд 5

Преподаватель:

Закон о защите прав потребителей не распространяется на юридических лиц, а также на физических лиц (граждан), которые приобретают товар с целью его использования в предпринимательской деятельности.

Слайд 6

Преподаватель:

Права потребителей – прокомментировать, вовлекая в беседу студентов.

Слайд 7. Рассмотреть ситуацию, ссылаясь на 8 статью п.2 Закона.

Слайд 8

Рассмотреть ситуацию, ссылаясь на 25 статью Закона.

Слайд 9

Рассмотреть ситуацию, ссылаясь на 18 статью Закона.

Сделать акцент на то, что если в наличии не окажется нужного товара, то потребитель, имеет право по своему выбору заявить требования указанные в статье 18. Как вести себя, если потерян кассовый или товарный чек. Что делать, если прошло более 15 дней со дня покупки (статья 20, имеет право на ремонт в течение 45 дней). Если продавец отказывается обменять товар, то необходимо составить претензию, в которой необходимо грамотно оформить (пояснить).

5. Первичное закрепление: решение практических ситуаций в группах. 20 мин.

Преподаватель:

Ребята! А давайте смоделируем какую-то конкретную ситуацию. Ваша задача представить себя в этой ситуации, разобраться в ней, найти из нее выход с помощью Закона РФ «О защите прав потребителей». У вас на партах лежит конкретная ситуация, у каждой группы она своя, кто-то купил крем для лица, кто то книжный шкаф, а кто-то телевизор или видеокамеру (можно попросить зачитать эти ситуации).

СИТУАЦИЯ 1

Иванова Наталья Александровна приобрела в магазине крем для лица. Вечером нанесла его на кожу, а утром обнаружила, что лицо отекло и покрылось красными пятнами. Покупательница попыталась вернуть некачественный товар в магазин, но там его не взяли, мотивируя это тем, что проданный товар обмену и возврату не подлежит, о чём имелась табличка. Правы ли в этом случае продавцы?

Ответ

В этой ситуации имеется прямое нарушение прав потребителя на безопасность товаров, предусмотренное статьёй №7 Закона РФ «О защите прав потребителей». На основании этой статьи покупательница вправе вернуть крем его изготовителю, либо продавцу, захватив с собой доказательства, подтверждающие, что вред причинён здоровью именно этим кремом (например, справку от врача) и что товар был приобретён именно у данного продавца. Табличка типа «Проданный товар обмену и возврату не подлежит» не имеет юридической силы, так как пункт 1статьи 14 Закона гласит: «Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными».

А обеспечение безопасности достигается с помощью стандартизации, сертификации и установления сроков службы, годности. Их реализация при отсутствии такового запрещена. В частности, обязательной сертификации подлежат товары для детей, продукты питания, парфюмерия и косметика, товары народного потребления и т. д. Это касается и импортных товаров.

СИТУАЦИЯ 2

Петров Илья Николаевич приобрел книжный шкаф в мебельном магази­не. Мебель в разобранном виде вместе с инструкцией по сбор­ке ему доставили на дом. Инструкция содержала картинки по сборке и была выполнена на нескольких иностранных языках, но на русском языке инструкции не было. По чертежу покупа­тель произвел сборку шкафа, но неправильно прикрепил угол­ки задней стенки. В результате шкаф упал вместе с книгами, часть из которых была порвана, разбились стеклянные двери шкафа. Какой должна быть информация, предоставляемая потребителю? Каковы права покупателя и ответственность продавца в данном случае?

ОТВЕТ

Информация о товаре должна быть надлежащей, то есть необходимой, и достоверной, представляться в наглядной и доступной форме, на русском языке.

Отсутствие информации на русском языке привело к неправильной сборке книжного шкафа. В этой ситуации покупатель не только вправе предъявить требования, перечисленные в ст. 18 — замена, возврат денег за товар, но и потребовать полного возмещения убытков — возмещения стоимости испорченных книг, а при нанесении вреда жизни или здоровью – требовать возмещение такого вреда (ст. 12 п. 2; ст. 8 п. 2; ст. 18 п. 1 ЗЗПП).

СИТУАЦИЯ 3

Захаров Сергей Иванович приобрел в магазине телевизор, получив гарантию продавца на срок 1 год, но в техническом паспорте телевизора был указан гарантийный срок изготовителя 3 года. По истечении года телевизор сломался, а в магазине отказались принимать его в гарантийный ремонт, так как гарантийный срок 1 год истек. Имеет ли покупатель право на гарантийный ремонт? В каком случае продавец вправе устанавливать гарантийный срок?

Ответ

Покупатель имеет право на гарантийный ремонт, так как гарантийным сроком для товара является срок, установленный изготовителем, то есть 3 года, поэтому покупатель вправе был заявлять любое требование из ст. 18 ЗЗПП. Продавец вправе устанавливать гарантийный срок лишь в случае, если он не установлен изготовителем (п.7. ст. 5 ЗЗПП), либо взять на себя дополнительные гарантийные обязательства сверх установленных изготовителем.

СИТУАЦИЯ 4

Сидоров Виктор Николаевич приобрел видеокамеру с гарантийным сроком 1 год. Видеокамера сломалась на 10 месяце. Из-за отсутствия запчастей видеокамеру ремонтировали 2 месяца, а когда гарантийный срок истек, потребовали платы за ремонт. Прав ли продавец, сославшись на истечение гарантийного срока? Что происходит с гарантийным сроком при устранении недостатков?

Ответ

Продавец не вправе требовать оплаты ремонта, так как товар был передан потребителем в гарантийный период. В случае ремонта гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался (п.3 ст.20 ЗЗПП).

Преподаватель:

Вы будете работать в группах. Возможно, вам понадобится лидер для регулирования работы. Выберите его, он поможет Вам распределить роли, назначит, кто будет искать нужную статью, кто записывать, кто анализировать, а кто отвечать. Руководитель группы должен оценить работу ребят в соответствии со следующими критериями:

Слайд 10 Критерии оценивания (проговорить)

Преподаватель: по завершению работы каждая группа представляет свои результаты работы. Ребята, работа в группе будет успешна только тогда, когда каждый из Вас примет в ней участие. Желаю Вам удачи при выполнении практической работы.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

6. Подведение итогов — 20 мин.

Объявление оценок за урок. Также хочу отметить (из числа других учащихся принявших участие в работе)

7. Закрепление материала – 10 мин.

Преподаватель:

Итак, ребята мы сегодня изучили новую тему, скажите мне, пожалуйста:

  1. Какой нормативный документ регламентирует взаимоотношения потребителя и продавца?

  2. Я пришла в парикмахерскую, я потребитель?

  3. Я пришла домой, я потребитель?

  4. Кто такой потребитель?

  5. На что имеет право потребитель?

  6. Что такое претензия?

  7. В каких случаях составляется претензия?

  8. Какова структура претензии?

  9. В течение какого времени, можно обменять товар надлежащего качества?

  10. Имеет ли право продавец уменьшить срок данный изготовителем?

Преподаватель: хочется отметить, что в России система взаимоотношений потребителя и продавца поставлена на нужный уровень

Слайд 11

ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

8. Рефлексия – 5 мин.

Преподаватель:

Итак, ребята давайте подведем итоги и оценим качество взаимодействия состоявшегося у нас сегодня на уроке. Давайте начнем со слов «Я сегодня на уроке научился…..

Спросить у студентов «А где бы Вы могли столкнуться с подобными ситуациями, и вообще могли бы?» «А могли бы Вы теперь оказать помощь человеку, оказавшемуся в подобной ситуации?».

9. Домашнее задание – 2 мин.

Подобрать ситуацию, разрешаемую при помощи Закона РФ «О защите прав потребителей». ОБЪЯСНИТЬ.

(Слайд 12)

Преподаватель: и в заключении мне хотелось вам напомнить, что все приобретенные знания сегодня на уроке необходимы Вам не только для будущей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Мне было с вами приятно работать. Спасибо за сотрудничество!

Разбираем наболевшие вопросы в рубрике «Права потребителя с Анной Добрюхой»

Я купил газовую панель в интернет магазине. После получения товара в транспортной компании я вскрыл коробку и обнаружил разбитую поверхность. Каковы должны быть мои действия? Магазин отказывается обменивать панель и возвращать деньги.С уважением, Александр

Для начала вам нужно точно определиться, кому предъявлять претензию. Возможны два основных варианта.

1) Если услуга по доставке входит в «комплект» заказа (говоря юридическим языком, включена в договор купли-продажи) и выполняется транспортной службой интернет-магазина, то за качество и целостность товара отвечает магазин.

2) Если перевозку выполняет самостоятельная транспортная компания, и вы оплачиваете доставку как отдельную услугу, то за сохранность привезенного товара перед вами отвечает фирма-перевозчик. Соответственно, претензию предъявляете этой компании, реквизиты которой должны быть указаны в документе, выданном вам после оплаты перевозки (квитанция, чек и т.п.).

Следующий этап – составление жестко-убедительной претензии.

В ней вам нужно указать следующие важные моменты:

— товар был приобретен дистанционным методом (путем заказа через Интернет) и принят упакованным, без осмотра. Таким образом, при доставке у вас не было возможности убедиться в качестве и целостности изделия;

— после вскрытия упаковки обнаружились повреждения. Это может быть подтверждено свидетельскими показаниями очевидцев (например, членов семьи), присутствовавших при вкрытии упаковки.

На основании вышеизложенного вы можете потребовать:

а) если претензия предъявляется интернет-магазину (при варианте 1), то – замены дефектного товара на новый в соответствии со ст. 18 и 21 Закона «О защите прав потребителей» или возврата денег в соответствии со ст. 18 и 22 закона. На замену магазину отводится до 20 дней, на возврат денег – до 10 дней. В случае нарушения сроков продавец выплачивает покупателю неустойку в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки (ст. 23 закона).

б) если претензия предъявляется компании-перевозчику (при варианте 2), то вы можете требовать возмещения убытков, причиненных некачественным оказанием услуги по доставке, ссылаясь на ст. 29 Закона «О защите прав потребителей». То есть транспортная компания должна возместить вам стоимость газовой поверхности, а также вернуть плату за доставку. Срок выплаты – 10 дней с момента предъявления претензии (ст. 31 закона). За нарушение срока исполнитель услуги выплачивает потребителю-заказчику неустойку в размере 3% от цены услуги (в вашем случае – стоимости доставки).

Укажите все это в претензии, передайте соответствующему адресату и, если не получите ответа в установленный срок, обращайтесь с жалобой на нарушение прав потребителя в Роспотребнадзор и – далее – в суд.

Мебель в разобранном виде

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *