Какие есть льготы для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации?

Уважемые друзья! Прежде чем ответить на этот вопрос хотелось бы отметить, что в современном законодательстве в отношении коренных малочисленных народов нет понятия «льгота», а есть ПРАВА, закрепленные Коституцией и законодательными актами.

Особые права, которыми наделены КМНС, не являются привилегиями и льготами. Это одна из форм действий, направленных на то, чтобы коренные народы могли сохранить свои особенности и традиции.
Основные меры социальной поддержки, права для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены на уровне регионов (законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ).
На федеральном уровне установлены отдельные права, которые предусмотрены следующими федеральными законами.
I. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»:
Статья 8. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:
1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;
6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.
— Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:
1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;
4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;
7) на первоочередное приобретение в собственность организаций традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;
9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.
Статья 9. Право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой
Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры
Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:
1) сохранять и развивать родные языки;
2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;
3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;
4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;
5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;
6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.
II. Лесной кодекс Российской Федерации
Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд

2. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ.
III. Налоговый кодекс Российской Федерации
1) Общины малочисленных народов освобождаются от налогообложения земельным налогом (статья 395 НК РФ).
2) Не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (статья 217 НК РФ).
3) Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не возникает при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов (квот) вне зависимости от факта предоставления в пользование рыбопромыслового участка (статья 332.2 НК РФ).
В иных случаях при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для реализации обложение сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется в общеустановленном порядке.
Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Статья 333.2. Объекты обложения

2. В целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
IV. Водный кодекс Российской Федерации
Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

2. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования.
V. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 19. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности
1. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
2. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
3. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.
VI. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Статья 25. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
1. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.
2. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.
3. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
VII. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Статья 2.1. Страхователи

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.
VIII. Земельный кодекс РФ
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
..
1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
..
Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 97. Земли природоохранного назначения

5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Гражданам из числа малочисленных народов Севера в соответствии с нормами и условиями, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставляется право на социальную пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.
С 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» изменены условия предоставления социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера. Социальная пенсия по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера будет предоставляться, во-первых, по достижении возраста 55 лет и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а, во-вторых, при условии постоянного проживания в районах проживания малочисленных народов Севера — на день назначения пенсии <2>.
———————————
<2> СЗ РФ. 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4217.
Внесение изменений было обусловлено сложившейся неоднозначной практикой применения подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которому единственным условием предоставления социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера являлось достижение возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) <3>. Вместе с тем, анализ судебной практики свидетельствует о многочисленных обращениях в суд граждан из числа малочисленных народов Севера за защитой своих нарушенных прав в связи с отказом территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации в назначении им социальной пенсии по старости. Граждане из числе малочисленных народов Севера столкнулись с необходимостью доказывать как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факт проживания на территориях, отнесенных к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
———————————
<3> См.: Подпункт 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 2 июля 2013 года) // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.
В юридической литературе неоднократно отмечалось, что российское законодательство о пенсионном обеспечении граждан относится к наиболее проблемному с точки зрения правоприменительной практики <4>. К числу основных причин нарушения прав граждан О.В. Ерофеева относит сложность пенсионного законодательства, а также дефект самой правовой нормы, своевременно не устраненный в установленном порядке <5>.
———————————
<4> См.: Арутюнян Р.Э. Судебная защита конституционного права граждан на пенсионное обеспечение // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 2. С. 62 — 64.
<5> См.: Ерофеева О.В. Анализ судебной практики по делам, связанным с защитой пенсионных прав граждан // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. С. 10 — 12.
Так, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таштаголе было отказано гражданке, являющейся по национальности шоркой и проживающей в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации — п. Карагол Таштагольского муниципального района Кемеровской области, в назначении социальной пенсии на том основании, что распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р, утвердившее Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, не содержит в своем наименовании термин «малочисленные народы Севера», что противоречит нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Для установления права на назначение социальной пенсии по данному основанию согласно заключению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Таштаголе необходимо нормативное закрепление национальностей и мест проживания к категории «малочисленные народы Севера» <6>.
———————————
<6> См.: Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 9 сентября 2014 года по делу N 33-8853 // СПС «КонсультантПлюс».
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области отказано гражданину, являющемуся по национальности вепсом, в назначении социальной пенсии по старости, проживающему в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации — на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области. В решении отмечается, что Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не содержит указания на то, какие из малочисленных народов Российской Федерации относятся к малочисленным народам Севера. Гарантии и компенсации для граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, предоставляются на основании Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в связи с чем соответствующая социальная льгота должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях <7>.
———————————
<7> См.: Определение Ленинградского областного суда от 26 марта 2014 года по делу N 33-1428/2014 // СПС «КонсультантПлюс»
Кроме того, решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области гражданам, являющимся по национальности вепсами, отказано в назначении социальной пенсии по старости по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 536-р. Данный Перечень содержит наименование народности «вепсы», но не указывает на принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, а согласно Перечню районов Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям <8>.
———————————
<8> См.: Определение Ленинградского областного суда от 19 июня 2013 года по делу N 33-2903/2013; Определение Ленинградского областного суда от 31 июля 2013 года по делу N 33-3525/2013; Определение Ленинградского областного суда от 27 ноября 2013 года по делу N 33-5366/2013; Определение Ленинградского суда от 7 августа 2014 года по делу N 33-3981/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении кассационной жалобы гражданки Б., являющейся по национальности нанайкой и проживающей в г. Хабаровске, которой Определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 сентября 2011 года было отказано в назначении социальной пенсии, отметил, что пенсионное обеспечение граждан из числа малочисленных народов Севера должно осуществляться во взаимосвязи с нормами специального законодательства <9>.
———————————
<9> См.: Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2012 года по делу N 58-КГ12-2 // СПС «КонсультантПлюс».
Вместе с тем, в действующем законодательстве отсутствует закрепленная дефиниция «малочисленные народы Севера». Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам Российской Федерации относит народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Под исконной средой обитания малочисленных народов понимается исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни <10>.
———————————
<10> См.: Статья 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.
Федеральный закон от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» содержит понятие «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока». Согласно ст. 1 указанного Закона коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока — народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями <11>. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 255 утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, включающий наименование этнических общностей, а также наименование субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации <12>, распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока <13>. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р утвержден Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации <14>.
———————————
<11> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.
<12> СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493.
<13> СЗ РФ. 2006. N 17 (Ч. II). Ст. 1905.
<14> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.
Таким образом, указанные нормативные правовые акты для правоприменителя послужили основанием для предоставления социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера при условии постоянного проживания на территориях традиционного расселения коренных малочисленных народов.
Следует отметить, что в Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации законодатель к «малочисленным народам Севера» относит коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, подчеркивая, что сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обуславливают необходимость формирования особой государственной политики <15>.
———————————
<15> См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 876.
Что касается определения понятия «север», необходимо согласиться с П.В. Гоголевым, что «юридической науке и законодательству понятие «север» является широко известным, хотя его правовое содержание достаточно неопределенно» <16>.
———————————
<16> См.: Гоголев П.В. Север России и коренные малочисленные народы как объекты государственного интереса: правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 39 — 47.
Так, в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 1996 года N 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» предлагалось рассматривать север как высокоширотную часть территории Российской Федерации, характеризующуюся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Соответственно предполагалось, что гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, должны устанавливаться дифференцированно с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» с 1 января 2005 года утратил силу, и предложенные подходы к районированию северных территорий так и не были законодательно определены <17>.
———————————
<17> СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3030; утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Согласно ст. 2 указанного Закона перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливается Правительством Российской Федерации <18>.
———————————
<18> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 551.
На сегодня Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях <19>. Впоследствии в целях устранения множественных нормативных правовых актов о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, было принято Постановление Совета Министров СССР от 3 января 1983 года N 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029» <20>.
———————————
<19> СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203.
<20> СП СССР. 1983. N 5. Ст. 21; одни из последних изменений внесены Постановлением Правительства от 3 марта 2012 года N 170 «Об отнесении Березовского и Белоярского районов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры к районам Крайнего Севера» // СЗ РФ. 2012. N 11. Ст. 1296.
Кроме того, действующее законодательство содержит определение районов Севера: согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям <21>.
———————————
<21> Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 552; указанные районы Севера определены Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 года N 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения», Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года N 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения», Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 года N 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР» и др.
Подводя итог, необходимо отметить, что при назначении социальной пенсии по старости гражданам из малочисленных народов Севера правоприменитель оказался в ситуации неопределенности, которая может, как отмечает Н.А. Власенко, «проявляться как несовершенство правового регулирования, обусловленное объективными и субъективными факторами; неточное, неполное и непоследовательное закрепление и реализация в норме права воли законодателя» <22>. Представляется, что принятие предусмотренных п. 6 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Перечня малочисленных народов Севера и Перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости <23> позволит избежать дальнейших судебных споров при предоставлении пенсионного обеспечения гражданам из числа малочисленных народов Севера.
———————————
<22> См.: Власенко Н.А. Неопределенность в праве: природа и формы выражения // Журнал российского права. 2013. N 2. С. 32 — 44.
<23> См.: Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости» // СПС «КонсультантПлюс».
Литература
1. Арутюнян Р.Э. Судебная защита конституционного права граждан на пенсионное обеспечение // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 2. С. 62 — 64.
2. Власенко Н.А. Неопределенность в праве: природа и формы выражения // Журнал российского права. 2013. N 2. С. 32 — 44.
3. Гоголев П.В. Север России и коренные малочисленные народы как объекты государственного интереса: правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 39 — 47.
4. Ерофеева О.В. Анализ судебной практики по делам, связанным с защитой пенсионных прав граждан // Социальное и пенсионное право. 2010. N 4. С. 10 — 12.

Малочисленные народы севера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *