Логопедия как область науки сосредоточена на изучении различных разновидностей дефектов речи, а также причин, их провоцирующих, симптомов и особенностей течения, сопровождающих эти дефекты. На основании комплекса перечисленных особенностей, соответственно, разрабатываются также и конкретные методики коррекции, за счет которых появляется возможность влияния на имеющиеся речевые нарушения. Следует заметить, что данная область науки тесным образом связана с отоларингологией, психолингвистикой и педагогикой.

Что делает логопед?

Логопед – это тот специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых пациентов. Он оказывает помощь в «постановке» должным образом звуков, в избавлении от неправильности в произношении, а также от заикания (логоневроза). Устранение речевых дефектов производится за счет определенного воздействия, производимого на органы речи. Этот специалист учит правильному дыханию и управлению собственной речью, им также даются разъяснения относительно формирования тех или иных вариантов звуков. Помимо прочего логопед применяет также и определенные упражнения, с помощью которых производится закрепление требуемой информации.

В обязательном порядке логопед должен иметь определенные навыки психолога, потому как работа логопеда в целом ориентирована на контакт с пациентами, которые перенесли серьезные заболевания. Дело в том, что нарушения речи представляют собой сложную психологическую травму, и именно от грамотного и правильного подхода со стороны логопеда обеспечивается возможность быстрого восстановления пациента.

Болезни, которые лечит логопед

К числу болезней, которые позволяет устранить логопед, относятся следующие их разновидности:

  • афония, дисфония (нарушения в речевой звучности);
  • дислалия (нарушение в произношении отдельно рассматриваемых звуков: шепелявость, картавость);
  • логоневроз (речевое нарушение в виде заикания);
  • тахилалия, брадилалия (нарушения, проявляющиеся в скорости произношения);
  • дислексия (речевое нарушение, проявляющееся в навыках чтения);
  • ринолалия (то есть гнусавость);
  • различные нарушения речи, возникшие у пациентов на фоне глухоты;
  • нарушения, связанные со слухом или с произношением, возникшие на фоне перенесения пациентом операции или какой-либо травмы.

Как лечит логопед

Необходимость посетить кабинет логопеда, естественно, связана с рядом вопросов, на которые пациенты хотят получить ответ непосредственно до посещения, причем один из этих вопросов связан с особенностями, которые подразумевает под собой лечение логопеда.

Так, например, корректировка речевой функции для малышей предусматривает ее произведение в ходе различных упражнений и игр. Подбор конкретных решений осуществляется в строго индивидуальном порядке, как и лечение в любой другой области.

Что касается особенностей лечения для взрослых, то здесь логопед отталкивается от причин, спровоцировавших проблемы в речи, а также от того, насколько выраженными являются повреждения голосового аппарата на фоне произведенного травмирующего воздействия. К примеру, при операции гортани логопед проводит обучение так называемой «пищеводной речи», при которой образование всех звуков происходит через пищевод. Если же проблемы голосового аппарата вызваны параличом гортани/лицевых мышц либо инсультом, то коррекция основывается на нескольких этапах при постепенном восстановлении речи.

Процесс лечения у логопеда подразумевает нередко назначение комплекса упражнений, к выполнению которых важен тщательный подход, без каких-либо перерывов. Актуальные дефекты речи устраняются исключительно при совместно прилагаемых усилиях со стороны, как врача, так и пациента, что, несомненно, требует и наличия определенного терпения и настойчивости в достижении результата.

Когда идти к логопеду с ребенком?

  • При неправильном произношении малышом тех или иных букв. Данная особенность может указывать на недоразвитость состояния речевого аппарата, однако в некоторых случаях объясняется и короткой уздечкой, расположенной под язычком.
  • При задержке речи у ребенка либо при полном ее отсутствии. В качестве причин могут выступать самые различные факторы.
  • Слишком медленный или быстрый говор малыша, спутанность в произношении звуков, их «проглатывание». Причиной подобных проявлений может служить повреждение сурдоаппарата или пороки в его развитии. Здесь может понадобиться не только лечение логопеда, но и ЛОРа.
  • Перенесение малышом хирургического лечения, направленного на устранение врожденных лицевых аномалий либо аномалий ротоглотки. Само по себе хирургическое вмешательство не вызывает ухудшений в речевых функциях, однако этот фактор предусматривает необходимость в приучении мышц в комплексе с голосовым аппаратом к работе по-новому.
  • При ДЦП у ребенка. В основном у таких детей отмечается дислексия или задержка речи. Отсутствие врачебной помощи может привести к тому, что ребенок и вовсе не начнет разговаривать либо его речь будет иметь невнятный и смазанный вид.

Когда взрослому человеку идти к логопеду?

Бывают и такие ситуации, при которых помощь логопеда требуется и взрослым, вопреки мнению многих о том, что логопед – это исключительно детский врач. Здесь выделяют следующие их варианты:

  • Нарушения речи на фоне перенесения инсульта, пареза или же паралича мышцами гортани или лицевыми мышцами. Используя специальный комплекс упражнений, логопед окажет помощь в восстановлении утраченной речевой функции. Дополнительно в случае необходимости может быть назначен массаж, иглоукалывание, физиотерапия, а также препараты, чье действие направлено на повышение мышечного тонуса.
  • Вследствие перенесения психических болезней или нервных потрясений также могут возникнуть определенные речевые нарушения в виде афонии, дисфонии, логоневроза, дислексии.
  • Удаление гортани либо голосовых связок также приводит к необходимости консультации логопеда и соответствующего лечения, им разработанного. В частности логопед поможет при использовании пищеводной щели извлекать нужные звуки, а также научит использовать голосообразующий аппарат.

Заикание, картавость, шепелявость – эти дефекты, как ошибочно предполагает большинство наших сограждан, у взрослых исправлять уже поздно. Между тем, посетить логопеда взрослому в этом случае не только можно, но и нужно, потому, как они вполне исправимы — предложенные им упражнения в комплексе с производимым лечением обеспечат возможность правильного произношения звуков и формирования требуемой дикции.

Лучшие Логопеды Москвы

Cтаж 11 лет / Врач первой категории Специализация: Логопед Первичный прием: 1600 руб. Клиника: ПреАмбула Бутово-паркCтаж 17 лет / Врач первой категории Специализация: Логопед Первичный прием: 2000 руб. Клиника: Чудо Доктор на Школьной 11Cтаж 18 лет Специализация: Логопед Первичный прием: 1700 руб. Клиника: Ниармедик на МаросейкеCтаж 44 года / Врач высшей категории Специализация: Логопед Первичный прием: 1900 руб. Клиника: Медицинский центр Семейная клиника на ПолежаевскойCтаж 23 года Специализация: Логопед Первичный прием: 2300 руб. Клиника: Детская клиника СМ-Доктор на КибальчичаCтаж 21 год / Врач высшей категории Специализация: Логопед Первичный прием: 3000 руб. Клиника: Междисциплинарный центр реабилитацииCтаж 32 года / Врач высшей категории Специализация: Логопед Первичный прием: 1600 руб. Клиника: ПреАмбула Коммунарка все врачи (31) Поделиться статьей:

Наталья Игнаткина
Организация логопедической работы в общеобразовательной школе

Введение

1. Правовые аспекты организации логопедической работы в

общеобразовательных школах

1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда

1.2. Права учителя-логопеда

1.3. Ответственность учителя-логопеда

2. Основные задачи учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной

школе

3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда

3.1. Обследование устной и письменной речи учащихся

3.2. Коррекционно-образовательная работа

3.3. Работа учителя-логопеда во время школьных каникул.

3.4. Работа учителя-логопеда в июне

Вывод

Список литературы

Введение.

В настоящее время отмечается большое увеличение количества детей с различными нарушениями речи. Особенно это хорошо наблюдается у детей дошкольного возраста, но в последнее время речевые нарушения часто стали встречаться у детей на школьном этапе обучения. В связи с этим у детей возникают трудности в овладении письменной речью, чтением, сложности в понимании заданий по другим учебным предметам. Также возникают проблемы в общении со сверстниками, даже могут появиться комплексы и снизиться самооценка, которые, в свою очередь, могут привести к замкнутости личности ребенка и вызвать явление дезадаптации к школьному обучению и социальной среде.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.

В общеобразовательных школах открываются логопедические кабинеты. В связи с этим весьма актуален вопрос организации логопедической работы в общеобразовательной школе.

1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах.

Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов,имеющих различные речевые нарушения:

«Общее недоразвитие речи» (ОНР);

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);

«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);

«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);

«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи.

Начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ и составляет 56 календарных дней (основание: Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 с изменениями от 19.03.2001 г., 01.10.2002 г.). Учитель-логопед имеет право на предоставление ему длительного отпуска, сроком до одного года (основание: Приказ Министерства образования РФ от 07.12.2000 г. № 3570). Логопедам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе либо выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении (основание: Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических и работников культуры»).

Логопедический пункт создается в образовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти — десяти классов I ступени начального общего образования и трех — восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. Предельная наполняемость логопедического пункта городского образовательного учреждения — не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения — не более 20 человек (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

Учебная нагрузка учителей-логопедов составляет 20 часов в неделю (основание: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета, технических средств обучения, освещения и т. п.,

1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Учитель-логопед логопедическогопункта обязан выполнять следующие должностные обязанности:

1. В своей профессиональной деятельности учитель-логопед стремится к выполнению задач, стоящих перед образовательным учреждением (далее — ОУ, и руководствуется Уставом образовательного учреждения и его локальными нормативными актами;

2. Учитель-логопед должен быть в курсе современных достижений логопедии, обязан применять современные, научно обоснованные методы;

3. Учитель-логопед должен знать и учитывать границы собственной компетенции. Он не должен браться за решение задач, невыполнимых при современном состоянии логопедической науки и практики и уровне его профессиональной подготовки, а также задач, находящихся в компетенции специалистов иных профессий;

4. Учитель-логопед обязан оказывать необходимую и возможную логопедическую помощь ребенку в решении логопедических проблем, учитывая его индивидуальность и конкретные обстоятельства и руководствуясь принципом «не навреди», т. е. в форме, исключающей нанесение вреда здоровью, благосостоянию, чести и достоинству как самого ребенка, так и третьих лиц;

5. Учитель-логопед обязан хранить в тайне сведения об обратившихся к нему за помощью, а также служебную и профессиональную тайны.

При работе на логопедическом пункте при ОУ учитель-логопед обязан:

— организовывать диагностические обследования и своевременно выявлять обучающихся с речевой патологией; выявление учащихся для зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая по графику, согласованному с руководителями ОУ; — проводить зачисление обучающихся на логопедический пункт, комплектовать группы;

— проводить занятия с учащимися по устранению различных нарушений речи и содействовать преодолению обусловленной ими неуспеваемости по русскому языку; занятия с обучающимися проводятся по расписанию в часы, свободные от уроков;

— осуществлять систематическую связь с заместителями директоров по учебной работе курируемых школ, классными руководителями и родителями учащихся, посещающих логопедический пункт;

— посещать уроки в целях выработки единой направленности в работе логопеда и учителя с учащимися, имеющими нарушения речи;

— осуществлять взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку);

— информировать педагогический совет школы о задачах, содержании и результатах работы логопедического пункта;

— по завершении занятий проводить выпуск (выпускное занятие, на котором оцениваются успехи детей, получивших логопедическую помощь;

— проводить среди учителей и родителей учащихся пропаганду логопедических знаний по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи;

— участвовать (выступать с сообщениями и докладами) в заседаниях методических объединений учителей, в работе педагогических советов;

— посещать и активно участвовать в методических объединениях учителей-логопедов ОУ;

— знать содержание программы по русскому языку, владеть методами и приемами обучения русскому языку, учитывать их в своей работе, использовать дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;

— регулярно проводить родительские собрания и консультации;

— заниматься оборудованием кабинета и систематически оснащать кабинет необходимым дидактическим материалом;

— поддерживать связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогической комиссии;

— систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

— выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

— немедленно сообщать администрации ОУ о несчастном случае, произошедшем с ребенком в помещениях логопедического пункта;

— вести документацию по установленной форме;

основная документация:

1. Список учащихся с недостатками речи.

2. Журнал обследования устной и письменной речи.

3. Журнал учета посещаемости (групповых и индивидуальных) занятий.

4. Речевая карта.

5. Годовой методический план работы учителя-логопеда.

6. Перспективный план работы.

7. Поурочные планы работы на каждую группу.

8. Конспекты или развернутые планы логопедических занятий.

9. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

10. Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.

11. Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедических кабинетах.

12. Годовой отчет о работе учителя-логопеда;

— в конце учебного года составлять отчет о работе логопедического пункта и предоставлять его администрации ОУ;

— составлять расписание работы логопедического пункта к началу учебного года, согласовывать его у директора школы (где расположен логопедический пункт) и утверждать у администрации ОУ.

1.2. Права учителя-логопеда

Учитель-логопед имеет право:

— на определение приоритетных направлений в работе с детьми;

— на инициативу, свободу выбора методик работы по утвержденным в ОУ программам;

— на участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;

— на участие в управлении ОУ путем обсуждения важнейших вопросов деятельности ОУ;

— на получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной преподавательской работы;

— на получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;

— на защиту своей профессиональной чести и достоинства; — на моральное и материальное стимулирование труда;

— на повышение своей профессиональной квалификации.

1.3. Ответственность учителя-логопеда Учитель-логопедОУ несет ответственность:

— за выполнение возложенных на него вышеперечисленных обязанностей;

— за исполнение Устава ОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией ОУ;

— за обязательное посещение обучающимися на логопедическом пункте занятий;

— за сохранность имущества ОУ, технических средств, логопедического инструментария, методического и информационного материала;

— за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;

— за охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

— за грамотное применение научно обоснованных методик;

— за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью ребенка;

— за соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.

2. Основные задачи учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе.

Основными задачами учителя-логопеда,являются:

• своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;

• предупреждение и профилактика речевых нарушений;

• пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пятидесяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда.

3.1. Обследование устной и письменной речи учащихся.

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту, и письменной речи учеников 2—4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2—4-х классов.

Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.

Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, оформляются на логопедический пункт списком согласно Приложению 1 (Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения») (табл. 1).

В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете или же в любом удобном помещении прикрепленной к логопункту школы в течение второй половины дня, т. е. после уроков.

Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1—3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год. Вся организационная работа учителя-логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице Журнала учета посещаемости.

3.2. Коррекционно-образовательная работа.

К 15 сентября учитель-логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы, подгруппы, определяет количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут (основание: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об орг. работы логопед. пункта ОУ»).

Между групповыми занятиями допускаются перерывы 10—15 минут, между подгрупповыми занятиями — 5—10 минут. Этот промежуток времени учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ, выполненных учениками на занятии, учета и анализа допущенных ошибок, чтобы при планировании следующего занятия предусмотреть работу по исправлению этих ошибок, а также для другой работыпо своему усмотрению: логопед может проводить группу детей и развести их по классам или, наоборот, собрать группу детей (это бывает необходимо в первые месяцы работы с первоклассниками, подготовить доску или разложить наглядный и раздаточный материал к следующему занятию и т. п.

Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от режима работы школ, прикрепленных к логопункту (одно- или двухсменный, от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т. п.

Занятия с обучающимися на логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы образовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики) (основание: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об орг. работы логоп. пункта ОУ»).

Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели этих групп направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Расписание должно быть известно воспитателям и находиться в каждой группе продленного дня.

Воспитатели групп продленного дня не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду по причине немедленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине; учитель начальных классов также не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет. Если у логопеда возникают конфликты подобного рода, он сообщает докладной запиской о неправомочных действиях воспитателя или учителя директору школы, а в случае непринятых мер — инспектору отдела образования.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

• не менее трех раз в неделю — с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи;

• не менее двух-трех раз в неделю — с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи;

• не менее одного-двух раз в неделю — с обучающимися, имеющими фонетический дефект;

• не менее трех раз в неделю — с заикающимися обучающимися. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р. Е. Левиной — дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия) (основ: Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об орг. раб. лог. пункта ОУ»). Предельная наполняемость групп регламентируется.

3.3. Работа учителя-логопеда во время школьных каникул.

Время школьных каникул всегда бывает заполнено различными мероприятиями, которые организуют и проводят учителя. Некоторые ученики уезжают на время каникул в лагеря, дома отдыха, на экскурсии, поэтому логопедические занятия в этот период не проводятся. В течение осенних каникул учитель-логопед проводит исследование состояния письменной речи учеников 2—4-х классов по письменным работам.

Это позволяет выявить детей-дисграфиков и проконтролировать учеников, ранее занимавшихся на логопедическом пункте. При наличии свободных мест в группе с нарушением письма ее пополняют новыми учениками. В период зимних каникул учитель-логопед обследует состояние письменной речи учеников 1-х классов по прописям и тетрадям.

Помимо этого, он пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает методический кабинет и коллег для обмена опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Учитель-логопед проверяет состояние устной речи детей, которые осенью придут в школу, выявляет детей с нарушениями речи и делает соответствующую запись в медицинских картах.

Если в районе школы есть другие специалисты-логопеды (в дошкольных учреждениях или детской поликлинике, то в дни весенних каникул целесообразно провести методическое объединение между логопедами школьных логопедических пунктов и логопедами дошкольных учреждений для разработки мероприятий по осуществлению преемственности в работе логопедов школьных и дошкольных медицинских учреждений.

В дни школьных каникул учитель-логопед по мере необходимости консультирует учеников, занимающихся на логопедическом пункте, у врачей-специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). При этом следует учесть, что консультация ребенка у любого врача-специалиста возможна только с согласия и в присутствии одного из родителей или лица, их заменяющего. Если родители дают свое согласие на консультацию, но присутствовать во время нее не могут, логопед должен иметь письменное заявление о том, что родители разрешают учителю-логопеду самому показать ребенка врачу-специалисту (с обязательным указанием, какому именно специалисту).

Учитель-логопед может использовать каникулярное время для проведения логопедической пропаганды среди родителей и населения района.

3.4. Работа учителя-логопеда в июне.

Июнь — самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов. Поэтому районным (городским) методическим кабинетам и Институтам усовершенствования учителей целесообразно организовывать в июне месячные курсы-семинары для обмена передовым опытом работы. Подобные семинары могут быть организованы и старшими логопедами в своих районах. Учителя-логопеды могут посещать семинары, организованные и в других районах.

В случае, если в районе школы нет логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп в массовых детских садах) и логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед может в июне организовать занятия с теми детьми, которые будут поступать в школы, но имеют нарушения звукопроизношения и прикреплены к данному логопедическому пункту. Эти занятия проводятся либо в помещении детского сада во время, согласованное с заведующей или воспитателями групп, либо в помещении логопедического пункта.

Подобные занятия по коррекции звукопроизношения учитель-логопед может проводить с детьми, уже зачисленными в первые классы школ, прикрепленных к логопедическому пункту, у которых при зачислении отмечены нарушения звукопроизношения.

Кроме того, с апреля начинается прием учеников в первый класс. Школьный логопед обязательно должен принимать участие в комплектовании первых классов, выявляя уже при поступлении детей с нарушением речевого развития и направляя их при необходимости на консультацию к врачу-специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу).

Вывод.

Работа учителя-логопеда в общеобразовательной школерегламентируется правовыми актами: постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства образования РФ, Постановлениями Минтруда РФ, Инструктивными письмами Министерства образования РФ, Федеральными законами.

Учителю-логопеду необходимо исполнять свои должностные обязанности. Так же он имеет права и несёт ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей.

Логопедические занятия в период школьных каникул не проводятся. В течение осенних каникул учитель-логопед проводит исследование состояния письменной речи учеников 2—4-х классов по письменным работам. В период зимних каникул исследует прописи первоклассников. Пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает методический кабинет и коллег для обмена опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте. Июнь — самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов

Список литературы:

1. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Ефименкова Л. Н. Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Пособие для логопеда. Рекомендовано главным учебно-методическим управлением общего среднего образования Гособразования СССР МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991

3. Поваляева М. А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с.

4. http://iemcko.ru/700.html Из книги Аманатовой М. М. «Справочник школьного логопеда»- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА.

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма. В школе осуществляется логопедическое сопровождение обучающихся, которое включает в себя:

  • Обследование обучающихся:

1.Подготовка материалов обследования.

2.Проведение экспресс-диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди обучающихся 1-х классов.

3.Проведение фронтального обследования среди обучающихся.

4.Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5.Заполнение речевых карт, оформление документации.

6.Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

  • Комплектование групп. Комплектование групп обучающихся для фронтальных занятий:

1.ОНР (III, IV уровень) – 1 класс.

2.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 2 класс.

3.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс.

4.Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс.

5.Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем.

  • Содержание логопедической работы:

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

1.Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

2.Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо — моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений.

3.Отработка артикуляционно-фонетической стороны речи.

4.Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

5.Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь. 6.Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

7.Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы. 8.Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

9.Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

10.Работа над связной устной и письменной речью.

11.Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

  • Коррекционная логопедическая работа с обучающимися 1-х классов

1.Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении

2.Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания. 3.Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда.

4.Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда. 5.Формирование действий изменения слов.

6.Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов. 7.Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. 8.Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

9.Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

10.Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

11.Работа над формированием связной речи.

12.Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

  • Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у обучающихся 2-4-х классов .

1.Коррекция на фонетическом уровне.

2.Предупреждение и исправление акустической дисграфии. 3.Фонематический анализ слов.

4.Формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

5.Коррекционная работа на лексическом уровне.

6.Выявление активного словарного запаса обучающихся.

7.Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове. 8.Безударные гласные.

9.Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).

10.Словосочетание и предложение.

11.Согласование различных частей речи в числе, в роде.

12.Управление.

13.Закрепление падежных форм.

14.Связь слов в предложении и словосочетании.

15.Предлоги.

16.Приставки.

17.Пропедевтика нарушения письменной речи.

18.Работа над связной речью.

19.Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.

20.Формирование пространственных представлений.

21.Формирование временных представлений.

22.Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

  • Советы логопеда

1. Какой диагноз может быть поставлен вашему ребенку?

Структура речи включает в себя звукопроизношение, лексику (словарь ребенка), грамматику (построение фраз и связь слов в предложении). В норме ребенок самостоятельно овладевает речью, но иногда этот процесс задерживается. Логопед детской поликлиники в этом случае может дать заключение ЗРР (задержка речевого развития). Если к 4-5 годам ребенок ошибается в построении предложений и переставляет слоги в словах – логопед дает заключение ОНР (Общее недоразвитие речи). В этом случае необходимы специальные коррекционно-развивающие занятия в условиях речевой группы детского сада. В случае их отсутствия ребенок будет испытывать значительные трудности при обучении чтению, письму и русскому языку в школе. Если ребенок неправильно произносит звуки, логопед дает заключение ФФНР фонетикофонематическое недоразвитие речи). С этими детьми занимаются логопеды в детских садах и поликлиниках. Если у ребенка заикание (логоневроз) необходимы логопедические занятия и лечение у невропатолога.

2. На что обратить внимание в первую очередь?

Проверьте, умеет ли ваш ребенок обобщать, то есть называть несколько предметов одним словом. Например: яблоко, груша, лимон – фрукты. Часто дети с нарушениями речи неправильно используют слова. Например: «шьет носок», вместо «вяжет», «лёдная дорожка», вместо «ледяная» — настораживающий признак. Понаблюдайте, как ребенок образует формы множественного числа родительного падежа. (Лев — левы — левов вместо лев — львы — львов). Обратите внимание, как ребенок употребляет предлоги. Для детей с нарушениями речи характерно неправильное их употребление. (Писать на тетради вместо в тетради. Достать из спины вместо из-за спины.). Перечисленные ошибки характерны для детей 3-4 лет. К 5-6 годам они должны резко сократиться.

3. Как помочь?

Выберите любой предмет и попросите ребенка подобрать к нему определения. Например: Яблоко может быть румяное, мягкое, сладкое, маленькое (яблочко) и т.д. При посещении с ребенком магазина можно поиграть в игру: «Что купить для щей» (компота, салата и т.д.) Обязательно говорите полными предложениями. Для щей я куплю картофель, капусту, помидоры, лук. Попросите ребенка повторить, а потом спросите, что нужно для борща. Потом спросите: Для супа нам нужен сахар или соль? Если малыш пропускает или неправильно употребляет предлоги, произнесите фразу без них, а малыша попросите вставить пропущенные слова.

При подозрении на нарушения речи не теряйте время, обращайтесь к специалистам. Помните, что плохо говорящему ребенку трудно учиться в общеобразовательной школе. И, в наиболее тяжелых случаях, ребенку могут рекомендовать речевую школу. С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев. Но из всего многообразия звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка. Говорим чисто! Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение этим навыком происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и; согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими с, з звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, — это звук ц, группа шипящих звуков ш, ж, ч, щ, звуки л, рь, р. Как дышит? Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи. Как слышит? Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, а также к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха чревато не только искажением слов, но и снижением словарного запаса, появлением в речи ошибок грамматического типа. Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, то есть умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал — мял, рак-лак, том — дом. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но, если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Помогите ребенку говорить. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, сокращение слов («апиед» или «сипед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос малышей: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно, другие — крикливо. Нужно обратить внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учить различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Как известно, дети младшего дошкольного возраста больше всего на свете любят играть, поэтому для развития речи целесообразно использовать специально разработанные логопедические игры. Они развивают у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учат соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Помните, что в большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте. Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в его письменной речи. У него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это очень непросто исправить! Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых. Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду! Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам. Давайте познакомимся с тем, как работает логопед в школе.

Организация работы логопеда в обычной школе

В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе — отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями.

Работа логопеда с детьми в школе

Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи. С первоклассниками логопед дефектолог работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. На второй неделе сентября отобранные дети пройдут расширенную диагностику. Из их числа будут выбраны те, кому в первую очередь нужны систематические коррекционные занятия. И если первичный отбор проходит во время уроков, то вторичный — во второй половине дня, часто логопед приглашает для беседы и родителей ребёнка.

Для систематических занятий отбираются 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал.

С 16 сентября по 15 мая учитель логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует учеников начальных классов, составляя предварительные списки групп на следующий учебный год.

Как распределяется рабочее время школьного логопеда

К 15 сентября формируется расписание занятий с детьми. При этом распределение по времени следующее:

  • группа первоклассников — 35 минут;

  • группа детей 2-4 классов — 45 минут;

  • подгруппа — 20-25 минут;

  • индивидуальное занятие 15-20 минут.

Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха (оптимальное время занятий — после 16 часов).

Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия три раза в неделю. В некоторых случаях, уроки логопеда могут проходить реже: два и даже один раз в неделю.

Речевая карта школьника

Такую карту логопед бесплатно заполняет на каждого школьника, занимающегося в логопункте. В ней указываются:

  • класс, фамилия, имя и возраст ученика;

  • домашний адрес и телефон родителей;

  • дата, когда зачислен на занятия в логопункт;

  • успеваемость по русскому (родному) языку;

  • жалобы родителей, учителей;

  • заключение сурдолога и психиатра;

  • данные о развитии речи и общем развитии;

  • характеристика артикуляционного аппарата и речи;

  • сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;

  • проявление заикания;

  • характеристика на ребёнка учителя и психолога;

  • заключение логопеда;

  • результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта.

Основные задачи деятельности логопеда

Логопед в школе:

  • проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;

  • корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;

  • проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;

  • логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения.

Информация для родителей

  • Если логопед не зачислил вашего ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже — очень мало. При этом вы имеете полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.

  • Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.

  • Вы можете воспользоваться услугами нашего Речевого центра, чтобы найти подходящего специалиста, работающего недалеко от вас или задать вопрос практикующим логопедам.

Положение работы учителя логопеда на логопедическом пункте в общеобразовательной школе

Нормативно-правовая база

1.1 Закон Российской Федерации «Об образовании».

1.2 Приказ Главного управления образования и науки Челябинской области № 487 от 08.12.2000 г. «Об утверждении примерных положений о логопедических пунктах общеобразовательной школы».

1.3 Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

Общие положения

2.1. Логопедический пункт создаётся в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

2.2. Логопедический пункт создаётся в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности при наличии 5-10 классов I ступени начального общего образования, и 3 — 8 классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности (Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

2.3. На учителя-логопеда школьного логопункта распространяются все льготы и преимущества, предусмотренные законодательством РФ для учителей-логопедов. Оплата труда учителя производится из расчета 20 часов в неделю. Из них 2 часа отводится на оформление документации и консультативную работу (Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребова, Т.П. Бессонова).

Основными задачами логопедического пункта являются:

3.1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

3.2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

3.3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся

Организация логопедической работы

4.1 На логопункт зачисляются обучающиеся общеобразовательных учреждений, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке:

Общее недоразвитие речи разной степени выраженности;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

Фонематическое недоразвитие речи;

Фонетический дефект;

Дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

4.2 Приоритет при зачислении на логопункт имеют обучающиеся с нарушением в развитии устной и письменной речи, препятствующие освоению общеобразовательных программ (дети с общим недоразвитием речи, фонематическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

4.3 Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая (Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова).

4.4 Предельная наполняемость логопунктов при работе с детьми из общеобразовательных классов не более 25 человек на 1 ставку в городской местности и не более 20 человек на 1 ставку в сельской местности (Письмо МО РФ от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

4.5 На каждого обучающегося, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

4.6 Выпуск обучающихся из логопункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

4.7 Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе.

4.8 Основной формой являются индивидуальные занятия.

4.9 Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся.

4.10 Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся как во внеурочной время с учетом режима образовательного учреждения, так и в урочное время (во время уроков чтения) по согласованию с администрацией.

4.11 Периодичность групповых и индивидуальных занятий определятся тяжестью речевого дефекта.

Групповые занятия проводятся:

С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи, нарушение чтения и письма, обусловленные им – не менее 3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение чтения и письма, обусловленное им – не менее 2-3 раз в неделю;

С обучающимися, имеющими фонетический дефект – не менее 1-2 раз в неделю;

Индивидуальные занятия с детьми, имеющими ТНР (ОНР 2 уровня, нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата – ринолалия, дизартрия) – проводится не менее 3 раз в неделю.

4.12 Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой из 3-6 человек – 40 минут, продолжительность индивидуального занятия с каждым ребенком – 20 минут (Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова).

4.13 Продолжительность коррекционно-развивающего обучения с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием составляет 4-9 месяцев (от одного полугодия до одного учебного года), срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушениями чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи – 2,5-2 года (Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова).

4.14 Темы групповых, индивидуальных занятий, а также учет посещаемости детей отражается в типовом классном журнале, где на каждую группу учащихся отводится необходимое количество страниц. Журнал является финансовым документом.

4.15 Ответственность за обязательное посещение занятий на логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, родители/законные представители обучающегося.

Функциональные обязанности учителя-логопеда

5.1 Учитель-логопед несет ответственность за своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, правильное комплектование групп с учетом структуры речевого дефекта, а также за организацию коррекционно-развивающего процесса обучения.

5.2 Учитель-логопед проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений письменной и устной речи. В ходе занятий осуществляет работу по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением.

5.3 Осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам усвоения обучающимися общеобразовательных программ (по русскому языку).

5.4 Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

Логопед в школе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *