1. Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
2. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
3. Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска.
4. О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом судом выносится определение.
5. На определение об отказе во вступлении в административное дело заинтересованного лица или об отказе в привлечении этого лица к участию в административном деле может быть подана частная жалоба лицом, подавшим соответствующее ходатайство.
6. В случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в административном деле после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»
Одновременно с принятием к производству административного искового заявления о досрочном прекращении административного надзора суд в письменной форме уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя. В случае заявления потерпевшего о вступлении в административное дело суд привлекает его к участию в деле в качестве заинтересованного лица (статья 47 КАС РФ, часть 2 статьи 9 Закона об административном надзоре).
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 N АПЛ17-48 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 22.12.2016 N АКПИ16-1104, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании не действующим в части пункта 3.4 Инструкции об организации проведения служебной проверки в Федеральной налоговой службе, утв. Приказом ФНС РФ от 22.08.2011 N ММВ-7-4/507@.
Привлечение Министерства финансов Российской Федерации к участию в указанном административном деле об оспаривании правового акта Федеральной налоговой службы в качестве заинтересованного лица соответствует требованиям статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляющей суду полномочия привлекать к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда.
Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2017 N 11-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40, частей 10 и 11 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктов 2 и 3 части 1 статьи 128 и части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой граждан И.Л. Трунова и М.В. Юревича»
Кроме того, отсутствие права на судебное оспаривание решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе в заверении списка кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным избирательным округам, у отдельных кандидатов не лишает их возможности — в случае обращения в суд политической партии — как по собственной инициативе, так и по ходатайству самой политической партии или по инициативе суда вступить в дело на основании статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованного лица (часть 2), пользующегося процессуальными правами и несущего процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска или заключение соглашения о примирении (часть 3).
Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 659-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бакулина Сергея Сергеевича, Балаева Анатолия Васильевича и других на нарушение их конституционных прав рядом норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Заявители также оспаривают конституционность статей 248 «Отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений» и 250 «Законная сила решения суда» ГПК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а также статей 1 «Предмет регулирования настоящего Кодекса», 2 «Законодательство об административном судопроизводстве», 3 «Задачи административного судопроизводства», 4 «Право на обращение в суд с административным исковым заявлением», 6 «Принципы административного судопроизводства», 8 «Равенство всех перед законом и судом», 14 «Состязательность и равноправие сторон», 15 «Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел», 16 «Обязательность судебных актов», 38 «Стороны», 47 «Заинтересованные лица», 64 «Основания освобождения от доказывания», 68 «Объяснения лиц, участвующих в деле», 84 «Оценка доказательств» и 135 «Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2017 N 1-АПГ16-21 Требование: О вступлении в дело в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца, вызове в суд судебного эксперта, проводившего экспертизу по делу, и назначении повторной судебной экспертизы. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заинтересованное лицо может быть привлечено к участию в деле только в суде первой инстанции; не установлено противоречий в выводах комиссии экспертов, заключение которых не содержит неясностей, требующих вызова экспертов для дачи дополнительных пояснений.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее также — КАС РФ).
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N АПЛ17-29 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N АКПИ16-1123, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим Постановления ЦИК России от 23.09.2016 N 56/541-7.
Партия полагает, что разрешение настоящего дела затрагивает права и обязанности политических партий, принимавших участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и получивших определенное количество голосов избирателей, в связи с чем эти партии следовало привлечь к участию в деле на основании статьи 47 и части 3 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Не сделав этого, суд принял решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 18.01.2017 N 59-АПГ16-13 Об оставлении без изменения решения Амурского областного суда от 14.09.2016, которым был признан недействующим пункт 9 части 1 статьи 4.7.1 Закона Амурской области от 30.03.2007 N 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области».
Доводы апелляционных жалоб о непривлечении к участию в административном деле губернатора Амурской области в качестве заинтересованного лица являются несостоятельными, поскольку согласно части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица вправе вступить в административное дело по собственной инициативе. Исходя из этой же нормы, заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»
35. При применении части 2 статьи 141 КАС РФ следует иметь в виду, что о сложности административного дела могут свидетельствовать, в частности, такие обстоятельства, как значительное число участников судебного процесса, рассмотрение в рамках одного административного дела нескольких требований, значительный объем исследуемых судом доказательств, а также обстоятельства, влекущие необходимость подготовки административного дела к судебному разбирательству, разбирательство административного дела сначала (часть 4 статьи 28, часть 7 статьи 41, часть 6 статьи 42, часть 3 статьи 43, часть 1 статьи 46, часть 6 статьи 47, часть 7 статьи 136 КАС РФ).
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15.03.2016 N АПЛ16-42 Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 23.12.2015 N АКПИ15-1203, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца пятого пункта 229 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Довод апелляционной жалобы о том, что неразрешение судом первой инстанции ходатайства административного истца о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Ассоциации «НП Совет рынка» привело к принятию неправильного решения, ошибочен. В силу статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, привлечение заинтересованных лиц к участию в административном деле на стороне административного истца или административного ответчика возможно, если судебный акт, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон (части 1, 2). Разрешение настоящего административного дела на какие-либо права или обязанности Ассоциации «НП Совет рынка» по отношению как к ОАО «Электросервис», так и к Правительству Российской Федерации не влияет.
Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2016 N АКПИ15-1527 Требование: О вступлении в административное дело в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку решение суда не может повлиять на права и обязанности заявителя по отношению к административным истцам или административному ответчику, с которыми он не состоит в каких-либо правоотношениях, связанных с присвоением ученых степеней, предусмотренных законом оснований для привлечения его к участию в деле не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (часть 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как указывалось ранее (см. комментарий к ч. 1 ст. 38 КАС), законодатель в КАС отказался от принятой в ГПК и АПК для дел, возникающих из публичных правоотношений, терминологии («заявители» и «заинтересованные лица»). Противостоящие стороны теперь именуются «административный истец» и «административный ответчик». В то же время понятие «заинтересованные лица» в тексте КАС осталось и, что более важно, получило совершенно новое смысловое наполнение.
Анализ ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи позволяет прийти к выводу, что с точки зрения процессуальный теории заинтересованные лица — это, по сути, известные процессуальной науке третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора. Непосредственно из содержания ч. 1 рассматриваемой статьи на это указывает управомочивающая конструкция («права и обязанности могут быть затронуты»), которая традиционно используется законодателем для характеристики третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (см. ч. 1 ст. 51 АПК, ч. 1 ст. 43 ГПК).
Итак, под заинтересованными лицами в административном судопроизводстве понимаются такие участвующие в деле лица, которые вступают в дело на стороне административного истца или административного ответчика для охраны собственных интересов, поскольку судебный акт по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Соответственно, можно выделить следующие признаки заинтересованных лиц:
1) отсутствие у заинтересованных лиц самостоятельного материально-правового притязания;
2) заинтересованные лица не являются субъектами спорного публичного материального правоотношения;
3) отсутствие материально-правовых притязаний к заинтересованным лицам со стороны административного истца.
Важным следствием этого является невозможность возложения на заинтересованных лиц каких-либо материально-правовых обязанностей либо разрешения вопросов, касающихся непосредственно субъективных прав заинтересованных лиц (это недопустимо ни на основании судебного решения, ни на основании определения суда об утверждении соглашения о примирении сторон);
4) вступление заинтересованных лиц в уже возбужденное другими субъектами дело.
Однако данный признак не исключает возможности для административного истца указать заинтересованное лицо прямо в административном исковом заявлении;
5) участие заинтересованного лица в деле на стороне административного истца или административного ответчика;
6) наличие материально-правовой связи с тем лицом, на стороне которого заинтересованное лицо выступает;
7) цель участия в административном деле заинтересованного лица — отстаивание собственных материально-правовых интересов, на которые судебный акт по делу может определенным образом повлиять. Одновременно привлечение заинтересованных лиц преследует и чисто процессуальную цель — исключить вынесение противоречивых судебных актов (в случае, если в последующем возникнет спор между заинтересованным лицом и одной из сторон, факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу с участием этой стороны и заинтересованного лица, будут иметь преюдициальное значение — ч. 2 ст. 64 КАС).
В качестве примера привлечения к участию в административном деле заинтересованных лиц можно привести ситуацию, когда одной из сторон исполнительного производства (взыскателем или должником) оспаривается законность решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, — в этом случае в качестве заинтересованного лица должна привлекаться другая сторона исполнительного производства.
Стороны и заинтересованное лицо в административном процессе
Понятие сторон административного процесса приведено в ст. 38 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Так, в пп. 2 и 4 данной статьи приведены определения истца и ответчика:
- административный истец — лицо, которое непосредственно само либо через уполномоченных лиц обратилось в суд для защиты, прекращения нарушения своих прав, для защиты публичных интересов;
- административный ответчик — лицо, в отношении которого истцом предъявлено требование о прекращении нарушений прав либо иные требования, вытекающие из публичных, административных правоотношений.
В качестве истцов и ответчиков в административном судопроизводстве могут выступать как физлица, так и государственные учреждения, организации или негосударственные организации, которым доверены публичные полномочия.
Кроме сторон, в число участников дела ст. 37 КАС РФ включает заинтересованных лиц. Ст. 47 КАС РФ гласит, что в качестве заинтересованного лица в административном процессе при желании выступают все те, чьи правомочия и интересы затрагиваются текущим спором.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Важно! Когда суд признает лиц заинтересованными, они получают все процессуальные полномочия стороны процесса. Привлечение нового лица к делу согласно п. 6 ст. 47 КАС РФ является достаточным поводом для начала разбирательства в суде заново.
Прокурор в качестве заинтересованного лица в административном производстве
Обратите внимание! Правила, согласно которым прокуроры могут участвовать в рассматриваемой категории дел в судах, приведены в нормах ст. 39 КАС РФ. П. 1 ст. 39 КАС РФ устанавливает, что прокурор уполномочен выступать как административный истец в нижеследующих случаях:
- когда иск подается в интересах неопределенного круга лиц;
- если само лицо, чьи правомочия и интересы нарушены, не имеет возможности подать иск самостоятельно по состоянию здоровья, в силу недееспособности или по иным причинам, признаваемым судом уважительными.
Помимо этого, КАС РФ предусматривает случаи, когда прокурор вправе принять участие в уже имеющемся деле и дать заключение. Этот вид участия используется по делам об оспаривании нормативных актов. Когда по делу он выступает в качестве административного истца, прокурор не может давать заключения.
Важно! Участие прокурора в деле не лишает стороны их процессуальных полномочий. Так, согласно п. 6 ст. 39 КАС РФ, если прокурор отказывается от иска, то судья не прекращает производство, а оставляет заявление без рассмотрения. Прекращение дела производится только тогда, когда административный истец отказывается от иска (исключение — добровольное удовлетворение требований ответчиком, тогда отказ прокурора от административного иска влечет прекращение производства).