Содержание
- Ликвидация казенного учреждения в 2020 году
- Ликвидация муниципального учреждения в 2020 году
- Ликвидация бюджетного учреждения в 2020 году
- Ликвидация государственного учреждения в 2020 году
- Ликвидация учреждения − пошаговая инструкция в 2020 году
- Постановление о ликвидации учреждения
- Сроки ликвидации учреждения в 2020 году
- Порядок ликвидации учреждения в 2020 году
- Пошаговая инструкция к ликвидации учреждения в 2020 году
- Законные основы реорганизации и ликвидации образовательного учреждения
- Порядок ликвидации предприятия муниципального уровня
- Добровольная ликвидация организации
- Возможные способы ликвидации муниципального учреждения
- Этапы, входящие в процедуру ликвидации
- Алгоритм быстрой ликвидации компании
Ликвидация казенного учреждения в 2020 году
Государственные или частные учреждения могут быть закрыты в соответствии со статьями 61, 65 Гражданского Кодекса, ФЗ «Об образовании», ФЗ «О некоммерческих организациях», а также другими законодательными актами РФ. Решение о закрытии принимает учредитель или орган организации, который имеет на то полномочия.
Федеральным законом «О некоммерческих организациях» статьей 19.1 регламентируется процесс закрытия казенного учреждения. Так, принятие решения об этой процедуре и ее проведении выполняется в порядке, установленном:
- правительством РФ − в отношении федеральных казенных структур;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ − в отношении таких организаций субъекта РФ;
- местной администрацией муниципальных образований − в отношении муниципальных казенных организаций.
Ликвидация муниципального учреждения в 2020 году
После принятия решения учредителем или органом, имеющей право на закрытие, начинается процесс упразднения структуры. Он состоит из таких этапов:
- создание комиссии, уполномоченной на проведение процедуры;
- подготовка ликвидационного баланса;
- отправка документов в налоговую инспекцию;
- уведомление фондовых структур;
- выплаты.
Ликвидация бюджетного учреждения в 2020 году
Процедура закрытия НКО регулируется законодательством РФ. Так, в конкретных случаях процесс ликвидации может варьироваться вследствие правого статуса структуры, а также иных аспектов.
Получить консультацию
Ликвидация государственного учреждения в 2020 году
- Принимается решения о закрытии, вследствие чего издается правовой акт органа власти, который как раз и выступает учредителем.
- Созывается специальная комиссия.
- Определяется время, в течение которого кредиторы могут обратиться о возмещении долгов.
- Публичное обнародование решения о закрытии и сроках предъявления претензий.
- Выплаты задолженностей.
- Формирование ликвидационного баланса.
- Подача необходимой документации в регистрирующий орган.
- Ревизии и выплаты сотрудникам при увольнении.
Ликвидация учреждения − пошаговая инструкция в 2020 году
Решение о закрытии федерального учреждения согласно законодательству РФ принимается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции, а также полномочия относительно нормативно-правового регулирования организации и выработки государственной политики.
- Принятие решения об упразднении учреждения федеральным органом исполнительной власти.
- Составление проекта правового акта о ликвидации, а также необходимо приложить пояснительную записку, в которой будут содержаться обоснования целесообразности ликвидации структуры.
- Составление постановления о закрытии.
- В течение 3 дней уведомить регистрирующий орган, для того чтобы в ЕГРЮЛ были внесены сведения об упразднении.
- В течение 2 недель утверждается состав ликвидационной комиссии.
- В органах печати ликвидационная комиссия помещает сведения о закрытии организации, а также извещает контрагентов о порядке и сроках заявления требований (не менее 2 месяцев).
- В течение 10 дней с даты истечения периода (предъявления требований контрагентами), составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс.
- В течение 10 дней с даты завершения расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс.
- Предоставление в регистрирующий орган документов для регистрации ликвидации.
Постановление о ликвидации учреждения
Скачать постановление о закрытии государственного учреждения
Сроки ликвидации учреждения в 2020 году
Длительность процедуры зависит от ситуации и существующих в организации проблем. Так, при упразднении организации с долгами процедура может длиться 1 год и более. При добровольной ликвидации учреждения без финансовых проблем − в течение 5-6 месяцев.
Порядок ликвидации учреждения в 2020 году
Процедура осуществляется в несколько этапов:
- проведение собрания;
- принятие решения;
- уведомление кредиторов;
- составление ликвидационного баланса;
- предоставление документов в регистрирующий орган;
- закрытие банковского счета.
Кроме того, происходит увольнение персонала, сдача отчетов, уничтожение печати и прочее.
Пошаговая инструкция к ликвидации учреждения в 2020 году
Согласно действующему законодательству РФ процесс ликвидации состоит из таких шагов:
- принятие решения о закрытии;
- создание ликвидационной комиссии;
- размещение публичного уведомления о закрытии в специализированном журнале;
- оповещение кредиторов учреждения о прекращении ее деятельности;
- формирование промежуточного ликвидационного баланса и утверждение его;
- расчеты с контрагентами;
- формирование ликвидационного баланса;
- государственная регистрация некоммерческой организации в связи с упразднением.
Стоимость услуг по ликвидации НКО можете узнать у нас, позвонив по телефону, который указан на сайте юридической компании, а также, обратившись к нам в чат. У вас есть вопросы? Напишите нам
Автономное учреждение как юридическое лицо может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. О ликвидации автономного учреждения мы расскажем в этой статье.
Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ) изменения внесены в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Сразу же оговоримся, что впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, пока не изменены.
Итак, в целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.
Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.
Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
— потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
— общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
— ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
— товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);
— казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
— общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
— фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
— учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
— автономных некоммерческих организаций;
— религиозных организаций;
— публично-правовых компаний.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (смотрите пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).
К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
Изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.
В силу статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
Учреждения представляют собой разнообразные виды некоммерческих организаций: органы государственного и муниципального управления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты, — основанных на государственной и муниципальной собственности, а также частные учреждения, созданные и финансируемые юридическими или физическими лицами — собственниками.
Статья 123.21 ГК РФ закрепляет, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
При этом обратите внимание, что учреждение, созданное до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в определенных случаях несет собственник соответствующего имущества (смотрите пункты 4 — 6 статьи 123.22, пункт 2 статьи 123.23 ГК РФ).
Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.
Согласно статье 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.
Данное положение в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 года.
Деятельность автономных учреждений также регулируется Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).
Согласно этому специальному Закону автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (пункт 1 статьи 2 Закона N 174-ФЗ).
Это означает, что автономные учреждения создаются для реализации полномочий органов государственной власти, и следовательно, на их деятельность это оказывает существенное влияние. Это является определяющим и приоритетным направлением их деятельности при оказании услуг и выполнении ими работ в рамках их основной деятельности.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 174-ФЗ руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет его годовую бухгалтерскую отчетность наблюдательному совету для утверждения, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в статье 2 Закона N 174-ФЗ. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано (пункт 1 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, причем отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания автономное учреждение не вправе (пункты 2, 2.1 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения, предусмотренной его уставом, а также выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (пункт 4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
— Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
— местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Отметим, что помимо государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы (оказывать услуги), относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (пункт 6 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Иные виды деятельности автономное учреждение также вправе осуществлять, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям деятельность, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (пункт 7 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Итак, как мы отметили в начале статьи, автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ (пункт 1 статьи 19 Закона N 174-ФЗ).
В силу статьи 61 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
— по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
— по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
— по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
— по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
— по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
— в иных случаях, предусмотренных законом.
С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации автономного учреждения согласно пункту 1.1 статьи 19 Закона N 174-ФЗ осуществляется в порядке, установленном:
— Правительством Российской Федерации в отношении федеральных автономных учреждений;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений субъекта Российской Федерации;
— местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных автономных учреждений.
Таким образом, ликвидация федерального автономного учреждения будет осуществляться в соответствии с Порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» (далее — Порядок N 539).
Решение о ликвидации федерального учреждения принимает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данного учреждения (раздел V Порядка N 539). В решении указывается следующая информация:
— наименование учреждения с указанием типа;
— наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
— наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за осуществление ликвидационных процедур.
Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подведомственных указанному федеральному органу, подготавливается соответствующей службой или агентством. Проект предоставляется учредителем в федеральный орган исполнительной власти одновременно с пояснительной запиской, содержащей обоснование целесообразности ликвидации учреждения и информацию о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной). Если на ликвидируемое федеральное учреждение возложены полномочия федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, то в пояснительной записке необходимо также отразить информацию о том, кому указанные полномочия будут переданы после завершения процесса ликвидации учреждения.
Обратите внимание!
Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, о ликвидации федерального учреждения, находящегося в его ведении, подготавливается указанным федеральным органом самостоятельно (пункт 27 Порядка N 539).
После издания правового акта о ликвидации федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данного учреждения:
1) в трехдневный срок — доводит его до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;
2) в двухнедельный срок:
— утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующего учреждения;
— устанавливает порядок и сроки ликвидации указанного учреждения в соответствии с ГК РФ и правовым актом о ликвидации федерального учреждения.
Статьей 63 ГК РФ определено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Ликвидационная комиссия, в свою очередь, руководствуясь пунктом 29 Порядка N 539:
1) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;
2) представляет для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя ликвидируемого учреждения:
— промежуточный ликвидационный баланс — в десятидневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами;
— ликвидационный баланс — в десятидневный срок после завершения расчетов с кредиторами;
3) осуществляет иные предусмотренные ГК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации федерального учреждения.
Требования кредиторов ликвидируемого федерального автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание.
Напомним, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (пункт 4 статьи 2 Закона N 174-ФЗ).
Не следует забывать о том, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5 статьи 63 ГК РФ):
— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого федерального учреждения, ликвидационная комиссия передает (пункт 31 Порядка N 539):
— недвижимое имущество — федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом;
— движимое имущество — федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Организационная форма образованного предприятия подразумевает возможность или невозможность их собственников управлять вверенной собственностью. Согласно этому, к организационно-правовой форме, позволяющей собственнику пользоваться и управлять имуществом, за ним закрепленным, относятся и все муниципальные образования Российской Федерации. В качестве собственников в этом случае выступают непосредственно муниципальные образования, такие как районы, города, поселения и государственные органы.
Структура образовательного учреждения и система управления.
Среди разнообразия существующих муниципальных организаций особое место занимают государственные бюджетные предприятия областного, краевого, городского или районного значения плюс государственные учреждения образования, культуры и спорта, здравоохранения, и т.д. Стало быть, каждое из них подразумевает прохождение нескольких этапов своего функционирования. Это организация, управление и ликвидация муниципального образования.
Как и все другие организации, администрация муниципального уровня имеет право на прекращение своей деятельности 2-мя способами. Первый предполагает путь полной ликвидации организации или его своевременной реорганизации.
Второй случай делает возможным слияние данной компании с другим предприятием: присоединение ее к существующему и успешно функционирующему государственному холдингу или разделение данной компании на несколько специализированных и т.д. При реорганизации муниципального образования поддерживается тенденция, предусматривающая сохранение имеющегося до данного процесса, его правового статуса.
Законные основы реорганизации и ликвидации образовательного учреждения
Прекратить свою работу муниципальное предприятие может согласно установленному для юридических лиц закону. Как и все другие организации, муниципальное образование ликвидироваться может 2-мя принятыми решениями. В первом случае это происходит согласно решению его учредителей или собственников.
Второй случай предполагает вмешательство суда, который и выносит, опираясь на имеющиеся основания, свое решение. В список тех оснований, которых достаточно для ликвидации предприятия, согласно статьи 61.2.3. Гражданского кодекса Российской Федерации, включают грубые, неустранимые никаким способом нарушения законодательства, которые имели место в период создания или функционирования предприятия.
А также в случае, если администрация организации осуществляет деятельность без разрешающих документов либо она противоречит целям, указанным в главном документе – уставе данного предприятия.
Если вдруг какое-то из вышеуказанных условий приводит к необходимости пойти на ликвидацию муниципального образования, то нужно приступить к действиям, которые законодательно установлены.
Порядок ликвидации предприятия муниципального уровня
Статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывающая «Порядок ликвидации юридического лица», совместно с Федеральным законом и прикрепленными к нему иными нормативными правовыми актами позволяет администрации официальным образом справиться с поставленной задачей.
После того как решение о прекращении существования образования уже принято, в силу вступает законная процедура. Для ее осуществления собственнику необходимо создать ликвидационную комиссию. В состав данной группы входят учредители и все непосредственные участники предприятия. Данная группа берет на себя существующие обязанности и права, связанные с функционированием и управлением делами муниципальной компании.
Далее ликвидационная комиссия должна разместить в СМИ, в печатном виде, данные о ликвидации образования, об утвержденном порядке и сроках принятия требований к должнику, которые имеют кредиторы ликвидируемой фирмы.
В срок за 2 месяца после данной публикации ликвидационная комиссия должна приступить к выявлению кредиторов, имеющихся у администрации образования, и к сбору дебиторской задолженности, если она имеется. Более того, к обязанностям данной комиссии относят и необходимость в письменном виде извещать кредиторов о процессе ликвидации муниципального образования.
Когда же этот этап завершен, в порядке ликвидации муниципального предприятия происходит составление ликвидационного баланса. В нем указывается информация об имуществе администрации ликвидируемого предприятия, перечень долговых требований, которые предъявляются кредиторами, и итоги проведенной работы. Этот ликвидационный промежуточный баланс зачитывается на собрании кредиторов и принимается уполномоченным органом в государственном порядке.
В той ситуации, когда у ликвидируемого образования нет достаточно средств на то, чтобы в полном объеме рассчитаться с кредиторами, ликвидационной комиссией принимаются меры по самостоятельной реализации имущества. Для этого комиссия организует аукцион, на что указывает Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 3, статьи 63.
Администрации многих муниципальных организаций сталкиваются с такими ситуациями, когда дальнейшее существование их невозможно, по крайней мере, в их прежнем виде. Дела становятся настолько плохими, что единственным решением является его непременное закрытие.
Хотя сегодняшний день предоставляет возможность прекратить деятельность образования многими другими способами. И выбрать самый подходящий из них можно будет в зависимости от тех обстоятельств, которые сложились в организации. Не менее важно и обратить внимание на преимущества, которыми обладают данные виды, предполагающие организацию процедуры ликвидации.
Добровольная ликвидация организации
Добровольной ликвидацией называют официальную деятельность, направленную на прекращение деятельности предприятия, при которой данное решение принимает сам учредитель, администрация или же все участники муниципального учреждения. Этот процесс длится очень долго и предусматривает определенный порядок действий, который установлен законодательно.
Сперва в единый государственный реестр юридических лиц необходимо внести информацию о том, что предприятие вошло в стадию ликвидации.
Затем организуется ликвидационная комиссия, с помощью которой публикуются сведения о прекращении деятельности организации в специализированном печатном издании. После этого в течение 2-х месяцев кредиторы предъявляют свои претензии. Затем комиссией организуется работа по получению дебиторской задолженности и определению всех требований по задолженности предприятия, после чего сводится баланс.
Если необходимо, комиссия организует аукционную распродажу имущества муниципального образования. Одновременно с этим, свою проверку проводит и налоговая служба, цель которой определить, имеет ли предприятие задолженности государству. Если все эти этапы проходят без чрезвычайных ситуаций, то официально организация будет ликвидирована в течение полугода.
Такой способ может гарантировать, что с закрытым предприятием в будущем, не возникнет никаких проблем, так как оно пройдет все необходимые проверки, что докажет отсутствие у муниципального предприятия долговых обязательств.
Возможные способы ликвидации муниципального учреждения
Многими юридическими фирмами предлагается несколько способов ликвидировать муниципальное образование.
Ликвидировать путем постановления о смене администрации – директора и главного бухгалтера компании
Данный способ занимает самое малое количество времени – всего 1,5-2 недели, да и стоимость его много дешевле, нежели всех остальных. Он будет приемлем для тех, кому необходимо в максимально сжатые сроки избавиться от имеющегося предприятия.
Для этого необходимо быть уверенным в том, что это предприятие не имеет никаких долгов и обязательств перед кредиторами. Но этот случай абсолютно не застрахован от того, что организацию и ее новую администрацию не настигнет налоговая проверка. Это обусловлено тем, что запись о ликвидации организации будет внесена в Единый Государственный Реестр, что автоматически вносит все сведения о муниципальном образовании в базу данных налоговой службы.
Реорганизация предприятия путем слияния или присоединения к другой компании
В этом случае обеспечивается передача прав и обязанностей от бывшей администрации учреждения к его правопреемникам. Таким образом, предприятие фактически остается и функционирует в дальнейшем, но уже в новом для него виде. Данный способ занимает приблизительно 3-4 месяца.
При всем при этом он считается самым сложным из всех остальных видов ликвидации муниципального учреждения, что сказывается и на цене данной процедуры, которая дороже всех остальных. Более того, подобным способом, администрация ликвидируемого учреждения может избежать лишних проблем с налоговыми структурами, что особенно привлекательно для муниципального предприятия с государственными долгами.
Этапы, входящие в процедуру ликвидации
Ликвидации может пройти по 2-м сценариям: полное и официальное прекращение всех действий учреждения или же обыкновенная перерегистрация, смысл которой заключается в получении постановления о выводе предприятия из государственного реестра. Во втором случае администрации компании предстоит пройти процедуру, содержащую полную проверку ИФНС и другими государственными учреждениями. Производится аннулирование всех документов учреждения, в том числе и его устава, удаление печатных документов или сдача их в государственный архив.
Для достижения успешного результата придется пройти несколько этапов. На первом из них участники собрания должны принять решение о ликвидации учреждения, создании соответствующей комиссии, которая станет заниматься делами, при помощи которых обеспечивается порядок ликвидации и обеспечивается контроль сроков осуществления работы.
На следующем этапе в течение 3-х дней происходит оповещение официальных государственных органов о решении прекратить деятельность администрации и всего учреждения. После чего процедура ликвидации отмечается в государственном реестре. Организованной комиссией публикуется объявление о принятом решении, где указывается информация о сроках подачи претензий со стороны кредиторов и адресе, по которому это можно сделать.
Установленный срок не должен превышать 2-х месяцев от момента публикации в прессе. Затем ликвидационная комиссия должна подать заявление в те органы, которые контролируют данное учреждение, о снятии его с налогового учета.
Дальнейшая работа связана с описью обязательств и имущества муниципального предприятия. В этот процесс может быть вовлечена и администрация учреждения. Более того, в этот же момент происходит поиск всех, если таковые имеются, кредиторов. Их необходимо письменно известить о предстоящем закрытии компании.
Итоговые этапы процедуры
В итоге периода, отведенного для того, чтобы кредиторы выразили претензии, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждает администрация учреждения. Это означает начало конечного этапа по ликвидации муниципального образования.
Далее имеющийся промежуточный баланс по ликвидации отправляется в инспекцию, согласно которому все счета учреждения закрываются. Если у него есть долги, то их необходимо погасить. Вспомогательным моментом тут может стать распродажа имущества и оплата долгов вырученными средствами. Происходит это в установленном Гражданским кодексом порядке.
Когда все процедуры уже окончены, ликвидационная комиссия должна собрать все документы и отправить их в органы регистрации, там решается вопрос о том, снимут данное муниципальное учреждение с реестра или нет. Срок ликвидации предприятия по общей схеме может продлиться от 6 месяцев до 1 года. Если администрация решает перерегистрировать муниципальное образование посредством изменения его руководителей, то измениться, по желанию новой администрации, может только устав и договор учреждения.
Алгоритм быстрой ликвидации компании
Для того чтобы процесс ликвидации муниципального образования прошел успешно и не затянулся на долгие годы, необходимо грамотно подойти к его организации. Для этого был разработан пошаговый алгоритм действий администрации по прекращению деятельности организации.
Первое действие: сразу же при образовании необходимости ликвидировать предприятие поставьте в известность Федеральную налоговую службу, которая должна будет на основании вашего заявления внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации. Если в течение 3-х дней вы сделать это не успеете, то штрафа в размере 5 тысяч рублей не избежать.
Второе действие – создайте ликвидационную комиссию.
Третье действие предполагает работу комиссии по публикации сведений о прекращении работы муниципального учреждения. В статье необходимо сообщить срок, в который кредиторы смогут предъявить требования, касающиеся платежных обязательств администрации предприятия. Этот срок должен равняться примерно 2-м месяцам.
Следующее действие предполагает проведение инвентаризации имущества и оповещение кредиторов об официальном закрытии предприятия.
Пятое действие состоит в необходимости составления промежуточного ликвидационного баланса, в который входит информация об имуществе муниципального образования, список требований, предъявленных кредиторами и результаты по их рассмотрению. После того как администрация и учредители образования утвердят данный документ, он отправляется в налоговую инспекцию.
Следующее действие предполагает распределение материальных средств, собранных с продажи имущества по кредиторам. Параллельно производиться деятельность ликвидационной комиссии по получению дебиторской задолженности с полным погашением долговых обязательств. После чего предприятие считается практически готовым к официальному закрытию. Ликвидационной комиссии нужно будет снова составить баланс, который администрация должна подписать.
Если вдруг после погашения долгов учреждения остаются какие-нибудь средства, то распределяться они будут между учредителями или участниками закрывающегося предприятия. Когда данные действия полностью завершатся, все его банковские счета будут закрыты.
Последним действием станет подача в налоговую службу заявления по особой форме № Р16001, согласно которому производится государственная регистрация юридического лица, связанная с его ликвидацией. Заявление должно быть подписано руководителем ликвидационной комиссии и заверено нотариусом. Более того, необходимо будет заплатить и государственную пошлину, после чего выйдет постановление о ликвидации.
Успешное решение проблемы по ликвидации муниципального образования будет возможным при грамотном подходе администрации данного предприятия, с обращением к опытным юристам.