План.

1.

Основные понятия………………………………..1

2. Порядок получения лицензии……………………7

3. Порядок лицензирования розничной торговли.11

4. Ответственность за нарушение правил лицензирования.

5. Библиография.

1. Основные понятия.

Гражданским Кодексом предусмотрено, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Эти же положения нашли отражение в Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации": «перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом (часть третья пункта 1 статьи 49).

Как получить лицензию на торговлю

В связи с этим судам следует иметь в виду, что после введения в действие Кодекса виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом».

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность по лицензированию и перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, является Федеральный закон Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Под лицензией понимается разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Перечень видов деятельность для осуществления которых требуется лицензия определяется Федеральным законом. Для получения лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо выполнить установленные нормативными правовыми актами требования и условия. В этом случае лицензирующиеорганы — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации, проводят мероприятия по выдаче лицензии. В целях учета выданных лицензий уполномоченными органами ведется реестрлицензий — совокупность содержащих сведения о выданных, приостановленных, возобновленных и об аннулированных лицензиях на осуществление лицензиатами конкретных видов деятельности баз данных лицензирующих органов.

Лицензирование осуществляется в соответствии с основными принципами, установленными статьей 3 вышеуказанного закона.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

гласность и открытость лицензирования;

соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не установлено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами.

За осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

2. Порядок получения лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы :

заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, — для индивидуального предпринимателя;

лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридических лиц;

копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуальных предпринимателей;

справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.

Требование от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании…», иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.

Лицензирование торговой деятельности.

Лицензирование – это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма контроля государства за деятельностью субъекта. Лицензирование проводится государственными органами.

Для получения лицензии на осуществление торговой деятельности необходимо предоставить в лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места нахождения, наименования банка, расчетного счета, банковского идентификационного счета, корреспондентского счета, ИНН;

2) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) справку о постановке на учет в налоговом органе;

4) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем документа об уплате лицензионного сбора. В случае преобразования предприятия, изменения его наименования или места нахождения, следует подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Переоформление осуществляется в течение 5 дней со дня подачи соответствующего заявления.

Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии в случае:

— выявления нарушений лицензионных требований, ведущих к ущербу прав, интересов, нравственности и здоровья отдельных граждан и РФ в целом;

— невыполнения фабрикой решения лицензионных органов, обязующих его устранить выявленные нарушения.

Законом № 158-ФЗ предусмотрено несколько видов платежей, связанных с получением и переоформлением лицензий на торговлю кондитерскими изделиями:

1) за рассмотрение лицензионным органом заявления соискателя взимается плата в размере 2 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

2) в случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу указанного документа и внесения в него изменений взимается плата 0,07 МРОТ;

3) за выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 7 МРОТ.

Срок действия лицензии на торговлю кондитерскими изделиями составляет не более трех лет.

Лицензия на алкоголь 2018: виды, цены, процедура оформления

В продлении лицензии может быть отказано по следующим основаниям:

— за время действия лицензии были зафиксированы нарушения лицензионных условий;

— изменились в худшую сторону условия осуществления деятельности;

— за время, прошедшее со времени получения предыдущей лицензии, изменились лицензионные условия.

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1) установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) антимонопольного регулирования;

3) лицензирования торговой деятельности по продаже отдельных видов товаров;

4) технического регулирования;

5) применения мер экономического и административного характера, способствующих развитию торговой деятельности;

6) учета хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в целях информационно-аналитического обеспечения в области торговой деятельности;

7) государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере торговли.

Целями государственного регулирования в сфере торговли являются:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации путем установления единого порядка организации и осуществления торговой деятельности на всей территории Российской Федерации;

2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли;

3) развитие торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе посредством государственной поддержки торговой деятельности и развития конкуренции, необходимых для повышения качества торговли и доступности товаров в местах проживания граждан;

4) разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

На малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Рекомендации. В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов, малые предприятия чаще всего не используют счета для обобщения информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (счет 07), отложенных налогах ( счета 09, 77).

Материальные счета на малых предприятия представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.

Учет денежных средств согласно плану счетов малых предприятий осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов и расходов будущих периодов, а также резервов предстоящих расходов отсутствуют.

Это связано с тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ и услуг), а учет приобретенных или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно.

Пунктом 3 статьи 4 Закона № 129-ФЗ установлено, что организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Но в реальности это освобождение от ведения бухгалтерского учета по сути является формальным.

Во-первых, бухгалтерский учет необходимо вести с целью контроля финансового положения вашей фирмы и для того, чтоб можно было ценить результаты ее деятельности.

Во-вторых, в большинстве случаев у организаций, применяющих УСН, возникает необходимость вести бухучет в силу законодательства.

К примеру, бухгалтерский учет должны вести акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Это следует Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ) и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ).

Конституционный Суд РФ в Определении от 13.06.2006 № 319-О установил отсутствие противоречия между нормами Законов №№ 129-ФЗ и 208-ФЗ.

Он указал, что, несмотря на освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет, акционерным обществам необходимо составлять бухгалтерскую отчетность по данным об имущественном и финансовом положении, а также по результатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивает права акционеров на получение информации о деятельности акционерного общества.

Конституционный Суд РФ своим Определением подтвердил необходимость ведения бухгалтерского учета акционерными обществами.

До появления этого Определения некоторые федеральные арбитражные суды придерживались противоположной точки зрения. Они считали, что организации, применяющие УСН, не должны вести бухгалтерский учет, даже если такая необходимость предусмотрена законом.

Необходимость вести бухгалтерский учет может возникнуть также в следующих случаях:

  • при выплате дивидендов для определения размера чистой прибыли и стоимости чистых активов;
  • когда необходимо определить, является ли сделка организации крупной;
  • для опубликования годового отчета и бухгалтерского баланса в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
  • когда организация совмещает УСН и ЕНВД.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом № 129-ФЗ.

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Отчетность малых предприятий по УСН. Налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговые декларации по истечении налогового (отчетного) периода.

Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщиками — индивидуальными предпринимателями – по не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть срок подачи декларации по итогам года для предпринимателей, по сравнению с организациями, продлен на месяц.

В статье 346.23 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения, а налогоплательщики — индивидуальные предприниматели — по месту жительства.

Коротко: Получение лицензии на реализацию алкогольной продукции актуально для всех компаний, решивших заняться торговлей спиртосодержащими напитками вне зависимости от характера торговой точки – оптовой, розничной или пункта общественного питания.

Подробно

Кто выдает лицензии на продажу алкоголя?

Выдачей лицензий на алкоголь занимается Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка – Росалкогольрегулирование. В каждом регионе функционирует Управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ведающее выдачей алкогольных лицензий на местах. Именно в это ведомство и подается заявление вместе с прилагаемым пакетом документов.

Порядок получения лицензии

Все переданные в лицензирующий орган документы обязательно регистрируются и проверяются экспертами. Решение о выдаче лицензии или об отказе принимается в течение 30 дней с момента регистрации заявления. Этот срок может быть продлен на 30 дней при необходимости проведения дополнительной экспертизы.

Порядок получения лицензии и перечень документов для торговых организаций и объектов общепита одинаковы. Разница лишь в размере уставного капитала и требованиях к торговым и складским помещениям.

Пакет документов 

Пакет документов на получение лицензии для розничной продажи алкоголя утвержден п. 3.2. ст. 19 Федерального закона 171-ФЗ от 22 ноября 1995г. и включает в себя следующие позиции.

  • Заявление на выдачу лицензии. В этом документе отражаются все реквизиты юридического лица, претендующего на получение лицензии.

    Как и где получить разрешение на торговлю?

    В случае реализации пищевой алкогольной продукции в нескольких точках, в заявлении указываются все эти точки. Можно получить одну лицензию с приложением для каждого магазина или точки общепита либо отдельную лицензию для каждого пункта продаж.

  • Нотариально заверенные копии учредительных документов соискателя лицензии.
  • Копия свидетельства о гос. регистрации юридического лица.
  • Копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе.
  • Копия платежного документа об оплате государственной пошлины на получение лицензии.
  • Документы, подтверждающие наличие оплаченного уставного капитала в размере, установленном ст. 16 Федерального закона 171-ФЗ – не более 1000 000,00 рублей для точек розничной продажи алкоголя.
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или в аренде сроком более одного года стационарных торговых и складских помещений.

В соответствии с п. 3.3 ст. 19 Федерального закона 171-ФЗ требовать документы, не входящие в вышеприведенный перечень от соискателя лицензии на реализацию алкоголя в розницу никто не вправе.

 Размер уставного капитала

Конкретный размер уставного капитала для точек торговли алкогольными напитками устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно и может отличаться в зависимости от региона, размера населенного пункта и его удаленности от центра.
Для московских компаний  эта сумма составляет

  • для юрлиц — 1 000 000,00 рублей,
  • для организаций, числящихся в Реестре субъектов малого предпринимательства, —  300 000,00 рублей,
  • для организаций общественного питания — 10 000,00 рублей.

Эти суммы утверждены Законом города Москвы от 20.12.2006 № 64 «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции».

В Брянске, например, сумма уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу алкоголя, вне зависимости от их статуса, установлена в размере 50 000,00 рублей (закон Брянской области от 18.11.2003 N 76-З (ред. от 06.11.2007) "О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории брянской области" (принят Брянской областной Думой 30.10.2003).

Требования к точкам розничной продажи алкогольных напитков

Прежде чем, собирать пакет документов для получения алкогольной лицензии, необходимо ознакомиться с требованиями к организациям, а также торговым точкам и помещениям, в которых разрешается торговать спиртосодержащими напитками. Эти требования отражены в статье 16 главы II  Федерального закона 171-ФЗ от 22 ноября 1995г.

Продавать спиртосодержащие в соответствии с вышеуказанным нормативным актом напитки запрещено:

  • На территории детских, медицинских, образовательных и спортивных учреждений.
  • В учреждениях культуры за исключением реализации алкоголя в рамках организации общественного питания.
  • На общественном транспорте и автозаправочных комплексах.
  • На рынках и в местах массового скопления людей, вблизи источников повышенной опасности.
  • На военных объектах.
  • В не стационарных торговых точках.
  • Не совершеннолетним.

Кроме того, торговая точка, претендующая на получение лицензии, должна иметь соответствующее оснащение.
Компании, осуществляющие торговлю алкоголем в городской черте, обязаны иметь в собственности или аренде стационарное торговое и складское помещение общей площадью не менее 50м2 и организовать работу контрольно-кассовой техники.

Это требование справедливо как для торговых компаний, так и для объектов общественного питания. Требования к помещениям для компании, предлагающей алкоголь в сельском поселении, более демократичны – 25 м2 суммарно для торгового зала и склада плюс непременное наличие ККМ.

Для торговли пивом и  пивными напитками наличие стационарного и складского помещения, а также ККМ обязательно, но строгих требований по площади законом не предусмотрено. При реализации пива и пивных напитков в рамках организации общественного питания требования пункт в отношении обязательного наличия в собственности или в аренде стационарного торгового и складского помещения не актуален.

Основной нормативный акт, регулирующий  лицензирование в этой области  Федеральный  закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г.

Дополнение 

Если вам необходима консультация профессионального юриста по получению лицензии на торговлю алкоголем, задайте интересующий вас вопрос через онлайн-сервис "Правовед" (партнер Фабрики  Манимейкеров).

Петр Столыпин, 2013-07-21



Сохраните статью в социальные сети:

Лицензия на торговлю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *