Содержание

Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (в дальнейшем по тексту – Закон N 2-ФЗ), в числе которых:

Категории граждан, на которых распространяются законодательно установленные меры социальной поддержки в связи проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определены статьями 1, 2, 4 Закона N 175-ФЗ:

  • граждане, которые проживали в 1949 — 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенные в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей;
  • граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр);
  • один из родителей либо бабушка, дедушка, опекун (попечитель) детей в возрасте до 18-ти лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой» утверждены:

  • Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 862.

Действующая система мер социальной поддержки призвана обеспечить социальные гарантии указанным категориям граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Смотрите также другие меры социальной поддержки

Последние федеральные новости по соцподдержке

все новости по соцподдержке

Книги по социальной поддержке

Сегодня в продаже:

  • Право социального обеспечения: учебное пособие

    Издательство: Кнорус.

    Семипалатинский полигон льготы

    Год: 2016. Серия: Бакалавриат.

    Содержит основные вопросы учебной программы курса «Право социального обеспечения». На основе новейшего законодательства раскрываются проблемы общей и особенной частей этой отрасли права. В приложении содержатся основные нормативные акты по институтам, что делает изучение дисциплины более удобным. Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения. Для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры высших учебных заведени1, обучающихся по специальности…

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ

    Издательство: Проспект. Год: 2018. Серия: Законы и Кодексы.

    Текст Закона подготовлен с использованием профессиональной юридической системы «Кодекс», сверен с официальным источником…

смотреть все книги

Последствия ядерных испытаний и аварий в СССР

Последствия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

Испытания военно-промышленным комплексам атомного оружия уже в начале 1960-х гг. привели к устойчивому радиоактивному загрязнению большой территории страны. По данным станций наблюдения, после испытаний ядерных устройства на полигоне Новая Земля уровни радиоактивности осадков в северных регионах страны выросли на 2 – 3 порядка.

Масштаб радиационного заражения в результатах всех ядерных взрывов в так называемых мирных целях до конца не известен. Однако их пагубные последствия очевидны. В частности, в районах Алтайского края, где происходили испытания ядерного оружия до 1963 г., на Семипалатинском полигоне, в Челябинской области в настоящее время наблюдается повышенный уровень онкологических заболеваний, в том числе легочной системы, лимфы, крови.

На полигоне Семипалатинска, расположенном на северо-востоке Казахстана, 29 августа 1949 г. была взорвана первая советская атомная бомба. Мощность бомбы составила 22 килотонны. Создание полигона было частью атомного проекта, и выбор был сделан, как оказалось впоследствии, весьма удачно — рельеф местности позволил проводить подземные ядерные взрывы и в штольнях, и в скважинах.

Недостатком было присутствие в Семипалатинске китайского консульства, но позже его удалили. Постановлением Совета Министров № 2939-955 от 21 августа 1947 г. уже начатое ГУЛАГом строительство передали военному ведомству, и полигон получил новое название — «Учебный полигон № 2 Министерства Вооруженных Сил СССР (войсковая часть 52605)». Первым начальником «Учебного полигона № 2» был участник Великой Отечественной войны, фронтовой артиллерист генерал-лейтенант артиллерии П. М. Рожанович, научным руководителем — заместитель директора Института химической физики Академии наук СССР М. А. Садовский, впоследствии академик.

12 августа 1953 г. на полигоне был испытан термоядерный заряд РДС-6с мощностью 400 килотонн. Взрыв был низкий воздушный, заряд размещался на башне на высоте 30 м. над землёй. В результате этого испытания часть полигона была очень сильно заражена радиоактивными продуктами взрыва и до сих пор в некоторых местах сохраняется небольшой фон.

22 ноября 1955 г. было проведено испытание термоядерной бомбы РДС-37 на высоте около 2 км сбрасыванием с самолёта.

После вступления в силу Международного договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (в воздухе, космосе и под водой), подписанного 10 октября 1963 г. в Москве между СССР, США и Великобританией, на полигоне стали проводиться только подземные взрывы.

Из 714 ядерных испытаний, проведенных в СССР в 1949 — 1989 гг., 468 прошли в Семипалатинске. Было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах). Были проведены также десятки гидроядерных и гидродинамических испытаний (так называемых «НЦР» — неполные цепные реакции). Суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных в период с 1949 по 1963 гг. на Семипалатинском полигоне, в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. За пределы полигона вышли радиоактивные облака 55 воздушных и наземных взрывов и газовая фракция 169 подземных испытаний. Именно эти 224 взрыва обусловили радиационное загрязнение всей восточной части территории Казахстана.

Последний ядерный взрыв в казахских степях прогремел в 1989 г. (интересно, что в 1989 г. известным казахстанским общественным деятелем Олжасом Сулейменовым было создано движение Невада — Семипалатинск, объединившее жертв ядерных испытаний по всему миру). Однако для официальной истории полигон закрылся 29 августа 1991 г. в соответствии с символическим указом Нурсултана Назарбаева, в то время главы Казахской ССР.

По своим размерам (18 500 квадратных километров) Семипалатинск сопоставим с маленьким государством. Город Курчатов, «мозг» полигона, расположен на берегу реки Иртыш и в прошлом играл роль «подъемного моста», который вел в Семипалатинскую крепость. На советских картах город фигурировал под именем станции «Конечная», поскольку там заканчивалась железнодорожная ветка. Он также имел название Семипалатинск-21, поскольку был одним из самых секретных объектов Министерства среднего машиностроения, влиятельного учреждения, занимавшегося вопросами развития атомной энергетики в СССР.

Город Курчатов во времена СССР насчитывал от 30.000 до 50.000 жителей. Это были военные и ученые из лучших вузов страны, которые приезжали в поисках интересной работы и хороших условий жизни.

В обмен на это им запрещалось рассказывать о своем местопребывании и роде деятельности.

В 70 километрах от Курчатова находится Опытное поле, полигон диаметром 20 километров, оборудованный укрепленными башнями, предназначенными для измерения мощности ядерных взрывов в атмосфере. Чуть дальше находятся полигоны Балапан и Сары-Узен, где ядерные заряды подрывались в вертикальных шахтах. Атомкол представляет собой красивейшее радиоактивное озеро диаметром 400 и глубиной 100 метров, появившееся в результате в результате мирного взрыва в месте слияния рек Асчи и Шаган.

Полигон жил в соответствии с логикой холодной войны, пока к власти не пришел Михаил Горбачев, который провозгласил курс гласности и стал добиваться соглашений о разоружении с США. Горбачев объявил мораторий на испытания ядерного оружия, а природоохранное движение Невада-Семипалатинск, основанное казахским писателем Олжасом Сулейменовым, объединило вокруг себя граждан, возмущенных тем, что их подвергали радиоактивному облучению, которое образовывалось в результате взрывов. По данным правительства Казахстана, атмосфера за период 1945 – 1989 гг. подвергалась заражению радиоактивными газами в 13 случаях, что сказалось на здоровье 1,2 миллионов человек.

В селе Майское проживают 700 обитателей. Оно находится в зоне с максимально допустимым уровнем радиации. Там есть несколько семей, в которых жертвами радиации стали дети. Учительница пенсионерка Нурбиба Жанакова проживает со своей умственно отсталой дочерью Альмагуль 1970 года рождения. Пастухи Айгуль и Бейсенбек Жолдаспековы живут со своей дочерью Бахыткуль, 24-х лет, тоже умственно отсталой.

Ядерные испытания в атмосфере, запрещенные в 1963 г., были видны за десятки километров. Поэтому у крестьян, проживающих к Востоку и Западу от Семипалатинска, воспоминания совпадают. Приезжали военные и просили их покинуть дома. Местные жители раскатывали ковры на улицах, ожидали, пока произойдут огромная вспышка, оглушительный взрыв, а на небе появится облако в форме огромного гриба. Дрожали дома, и звенела посуда. На следующий день солдаты ремонтировали двери и вставляли на место оконные рамы.

Итак, среди всех территорий, входивших в СССР, бывший испытательный полигон Семипалатинск, расположенный на северо-востоке Казахстана, по всей видимости, наилучшим образом отражает одновременно мощь и крушение советской империи.

Катастрофа на комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 года

Первая крупная радиационная катастрофа произошла в Челябинской области на ядерном комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 г. Выброс радиации при этой аварии оценивается в 20 миллионов Кюри (для сравнения — выброс Чернобыля — 50 миллионов Кюри). Источники радиации были разные: в Чернобыле — ядерный энергетический реактор, на Маяке — емкость с радиоактивными отходами. Но последствия этих двух катастроф схожи — сотни тысяч людей, подвергшихся воздействию радиации, десятки тысяч квадратных километров зараженной территории, страдания экологических беженцев, героизм ликвидаторов.

Место, где произошла эта первая крупная ядерная катастрофа, долгое время было засекречено, у него не было официального названия. Поэтому многим она известна как «Кыштымская авария», по названию небольшого старинного уральского городка Кыштым, расположенного недалеко от секретного города Челябинск-65 (сегодня — г. Озерск), где на ядерном заводе Маяк и произошла эта страшная радиационная катастрофа.

Задолго до того, как было решено применять атомную энергию для производства электроэнергии, ее ужасающая разрушительная сила была использована, чтобы делать ядерное оружие. И прежде чем Советский Союз сделал свою первую атомную бомбу, на Урале был построен завод, чтобы сделать для нее начинку. Этот завод назвали «Маяк». В процессе изготовления материалов для атомной бомбы не заботились об окружающей среде и здоровье людей. Важно было выполнить задание государства. Чтобы получить заряд для атомной бомбы, пришлось не только запустить военные ядерные реакторы, но и создать сложное химическое производство, в результате работы которого получали не только уран и плутоний, но и огромное количество твердых и жидких радиоактивных отходов. В этих отходах содержалось большое количество остатков урана, стронция, цезия и плутония, а также других радиоактивных элементов.

Сначала радиоактивные отходы сливали прямо в реку Теча, на которой стоит завод. Потом, когда в деревнях на берегах реки стали болеть и умирать люди, решили выливать в реку только низко-активные отходы. Средне-активные отходы стали сливать в озеро Карачай. Высокоактивные отходы стали хранить в специальных емкостях из нержавеющей стали — «банках», которые стояли в подземных бетонных хранилищах. Эти «банки» сильно разогревались из-за активности содержащихся в них радиоактивных материалов. В конце сентября 1957 г. на одной из «банок» произошла серьезная поломка в системе охлаждения и одновременный сбой в системе контроля. «Банка» взорвалась. Взрыв был страшен и привел к тому, что почти все содержимое емкости с отходами оказалось выброшено в окружающую среду. Около 90% радиации осело прямо на территории комбината Маяк. Радиоактивные вещества были подняты взрывом на высоту 1-2 км и образовали радиоактивное облако, состоящее из жидких и твердых аэрозолей. Юго-западный ветер, который дул в тот день со скоростью около 10 м/с, разнес аэрозоли. Через 4 часа после взрыва радиоактивное облако проделало путь в 100 км, а через 10-11 часов радиоактивный след полностью оформился. 2 миллиона кюри, осевшие на землю, образовали загрязненную территорию, которая примерно на 300-350 км протянулась в северо-восточном направлении от комбината «Маяк». Граница зоны загрязнения была проведена по изолинии с плотностью загрязнения 0,1 Ки/кв.км и охватила территорию, площадью 23 тыс. кв.км. Со временем происходило размывание этих границ за счет переноса радионуклидов ветром. Впоследствии эта территория получила название Восточно-уральский радиоактивный след (см. рисунок в приложении 2). Ширина следа местами достигает 30 — 50 км.

В зоне радиационного загрязнения оказалась территория трех областей — Челябинской, Свердловской и Тюменской. В результате аварии 23 сельских населенных пункта были выселены и уничтожены, фактически стерты с лица земли. Скот убивали, одежду сжигали, продукты и разрушенные строения закапывали в землю. Десятки тысяч людей, в одночасье лишившиеся всего, были оставлены в чистом поле и стали экологическими беженцами.

Для того чтобы ликвидировать последствия аварии — фактически отмыть водой территорию промышленной площадки Маяка и прекратить любую хозяйственную деятельность в зоне загрязнения, потребовались сотни тысяч человек. Из ближайших городов Челябинска и Екатеринбурга на ликвидацию мобилизовывали юношей, не предупреждая их об опасности. Привозили целые воинские части, чтобы оцеплять зараженную местность. Потом солдатам запрещали говорить, где они были. Малолетних детей 7-13 лет из деревень посылали закапывать радиоактивный урожай (на дворе была осень). Комбинат «Маяк» использовал для работ по ликвидации даже беременных женщин. В Челябинской области и городе атомщиков после аварии смертность возросла — люди умирали прямо на работе, рождались дети с выраженными физическими и умственными отклонениями, вымирали целые семьи.

Одна из жительниц вспоминает: «Мне было 9 лет, и мы учились в школе. Однажды нас собрали и сказали, что мы будем убирать урожай. Нам было странно, что вместо того, чтобы собирать урожай, нас заставляли его закапывать. А вокруг стояли милиционеры, они сторожили нас, чтобы никто не убежал. В нашем классе большинство учеников потом умерли от рака, а те, что остались, очень больны».

Итак, это была страшная катастрофа. Сейчас об аварии 1957 г. говорят меньше и реже, чем о Чернобыльской катастрофе. Долгое время авария была засекречена, да и произошла она более 50-ти лет назад. Но забывать о ней нельзя. Болеют и гибнут ликвидаторы, последствия той аварии и теперь сказываются на здоровье их детей и внуков. Все еще опасен Восточно-уральский радиоактивный след (см. рисунок в приложении 2). Еще не все жители переселены с зараженных территорий. И главное — комбинат «Маяк» продолжает работать, продолжает принимать отходы с атомных электростанций, продолжает сбрасывать отходы в окружающую среду.

Авария на Чернобыльской АЭС

Более 25 лет прошло после страшного события, повергшего в шок весь мир. Отголоски этой катастрофы еще долго не утихнут. Но до сих пор нет однозначного мнения о том, что послужило причиной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одни утверждают, что причина в бракованном оборудовании и грубейших ошибках при строительстве АЭС. Другие видят причину взрыва в сбое работы циркуляционной системы водоснабжения, которая обеспечивала охлаждение реактора. Третьи убеждены, что всему виной оказались проводимые на станции в ту ночь эксперименты по допустимой нагрузке, во время которых произошло грубое нарушение правил эксплуатации. Четвертые уверены, что если бы над реактором находился защитный бетонный колпак, построением которого пренебрегли, такого распространения радиации, случившегося в результате взрыва, не было бы. Как представляется, событие произошло из-за совокупности перечисленных факторов – ведь каждый из них имел место быть. Человеческая безответственность, действие «на авось» и намеренное сокрытие информации о произошедшем со стороны советских властей привело к последствиям, результаты которых будут сказываться еще на нескольких поколениях людей во всем мире.

Взрыв на Чернобыльской АЭС произошел глубокой ночью 26 апреля 1986 г. На место происшествия была вызвана команда пожарных. Смелые и отважные люди, они бросилась на борьбу с бедствием. Из защитной одежды на них были только обычные каски и сапоги, что не могло уберечь пожарных от огромных доз радиации. Этих людей уже давно нет в живых, все они в разное время умерли от онкологических заболеваний. К утру пламя потушили. Однако по всей территории атомной станции были разбросаны излучающие радиацию куски урана и графита. Самое страшное, что советские люди не сразу узнали о катастрофе, произошедшей на Чернобыльской АЭС. Это позволило сохранять спокойствие и предотвратить панику – именно этого и добивались власти, закрыв глаза на то, какой ценой обернется для людей их неведение. Ничего не ведающее население еще целых два дня после взрыва спокойно отдыхало на территории, которая стала смертельно опасной, выезжало на природу, к речке, теплым весенним днем подолгу находились на улице дети. И все впитывали в себя огромные дозы радиации.

Только 28 апреля была объявлена полная эвакуация. 1100 автобусов колонной вывозили население Чернобыля, Припяти и других близлежащих населенных пунктов. Люди бросили свои дома и все, что в них находилось – с собой им разрешили взять только удостоверения личности и еду на пару дней. Зона радиусом в 30 км была признана зоной отчуждения, не пригодной для жизни человека. Вода, скот и растительность на этой территории были признаны непригодными к употреблению и несущими опасность для здоровья. Над АЭС висело радиоактивное облако, которое трижды обогнуло Землю. Чтобы прибить его к земле, реактор бомбили с вертолетов песком и поливали водой, однако эффект от этих действий был мизерный. В воздухе оказалось 77 кг радиации – будто сто атомных бомб одновременно было сброшено на Чернобыль.

Возле ЧАЭС был выкопан огромный ров. Его заполнили остатками реактора, кусками бетонных стен, одеждой рабочих-ликвидаторов катастрофы. В течение полутора месяцев реактор был полностью запечатан бетоном (т.н. саркофаг) во избежание утечки радиации. Но только в 2000 г. Чернобыльская АЭС была закрыта. До сих пор ведутся работы над проектом «Укрытие». Чернобыль стал печальным «наследством» от СССР для Украины.

Последствия Чернобыльской катастрофы дали знать о себе в первые же месяцы после взрыва. Люди, проживавшие на территориях, прилежащих к месту трагедии, умирали от кровоизлияний и апоплексических ударов. Пострадали ликвидаторы последствий аварии: из общего числа ликвидаторов в 600 000 около 100 000 человек уже нет в живых – они умерли от злокачественных опухолей и разрушения системы кроветворения. Существование других ликвидаторов не назовешь безоблачным – они страдают от многочисленных заболеваний, в том числе онкологических, расстройств нервной и эндокринной системы. Эти же проблемы со здоровьем имеют многие эвакуированные, пострадавшее население прилегающих территорий.

Ужасны последствия Чернобыльской катастрофы для детей. Задержка в развитии, рак щитовидной железы, психические расстройства и снижение сопротивляемости организма ко всем видам болезней – вот что нередко характерно для детей, подвергшихся облучению.

Истинные причины аварии были впервые сформулированы Правительственной комиссией по расследованию причин аварии на Чернобыльской АЭС и ликвидации ее последствий. Действительно, Правительственная комиссия ответственными за аварию назвала руководителей Чернобыльской АЭС, которые «допустили грубые ошибки в эксплуатации станции и не обеспечили ее безопасность». Однако населению СССР и широкой мировой общественности стали известны только эти выводы — акт комиссии был засекречен.

На самом деле, Правительственная комиссия ответственными за аварию также назвала: Министерство энергетики и электрификации, допустившее порочную практику проведения различных испытаний и нерегламентных работ в ночное время, и отсутствие контроля над этими работами; терпимо относившееся к физико-техническим недостаткам реакторов РБМК-1000; не добившееся от Главного конструктора и Научного руководителя реализации мер для повышения надежности этих реакторов; не обеспечившее надлежащей подготовки эксплуатационных кадров; Министерство среднего машиностроения, не принявшее своевременных мер по повышению надежности реакторов типа РБМК в полном соответствии с требованиями «Общих положений обеспечения безопасности атомных станций при проектировании, сооружении и эксплуатации»; не предусмотревшее достаточных технических решений обеспечения безопасности реактора; Госатомэнергонадзор, не обеспечивший надлежащего контроля соблюдения правил и норм по ядерной и технической безопасности; не в полной мере использовавший предоставленные ему права; действовавший нерешительно, не пресекавший нарушения норм и правил безопасности работниками министерств и ведомств, атомных станций, предприятий, поставляющих оборудование и приборы.

Правительственная комиссия остановилась и на инженерно-технических аспектах аварии. В частности, Комиссия отметила, что система аварийной зашиты реактора не выполнила своих функций, и что авария произошла из-за недостатков реактора, в частности: наличия положительного парового коэффициента реактивности; проявления положительного общего мощностного коэффициента реактивности, который должен быть отрицательным при всех нормальных и аварийных режимах; неудовлетворительной конструкции стержней системы управления и защиты реактора, которые вводили положительную реактивность при начальном движении их в активную зону; отсутствия в проекте реакторной установки устройства, показывающего значение оперативного запаса реактивности и предупреждающего о подходе к опасному пределу.

Льготы пострадавшим от семипалатинского полигона

По существу, Правительственная комиссия еще в мае 1986 г. признала, что реактор РБМК-1000 обладал серьезными конструктивными недостатками, которые и послужили причиной его взрыва с катастрофическими последствиями.

Горькое и безнадежно запоздалое признание причин аварии, политическую оценку произошедшему дал последний съезд КПСС (газета «Правда» от 14.07.1990 г.): «В условиях административно-командной системы бывшим руководством страны допущены крупные просчеты в выработке научно-технической политики в области атомной энергетики и защиты населения в экстремальных условиях. Минэнерго, Минсредмаш, Минздрав, Госкомгидромет, Госатомэнергонадзор, Академия наук, Гражданская оборона проявили неспособность обезопасить жизнь и здоровье населения, оказались неподготовленными к принятию необходимых первоочередных мер. Самонадеянность и безответственность ряда ведущих ученых, руководителей министерств и ведомств, причастных к разработке, строительству и эксплуатации АЭС, их утверждения об абсолютной безопасности атомных электростанций привели к фактическому отсутствию государственной системы работ в чрезвычайных ситуациях».

Подтверждением справедливости акта Правительственной комиссии и резолюции последнего съезда КПСС является решение комиссии Минсредмаша (май 1976 г.), созданной после аварии на Ленинградской АЭС в 1975 г. Комиссия тогда пришла к выводу, что не решена проблема положительного парового эффекта реактивности, нет средств экстренного гашения цепной реакции деления, которые были бы способны компенсировать положительную реактивность, выделяющуюся при быстром росте паросодержания в активной зоне. Там же зафиксирована позиция Курчатовского института о необходимости внедрения дополнительной, более быстрой аварийной защиты.

Таким образом, принципиальные причины, предопределившие Чернобыльскую аварию, были названы за десять лет до катастрофы. Но меры по их устранению реализованы не были и конструкторы не предупредили эксплуатационников о последствиях реализации просчетов, допущенных при создании реактора, и не дали рекомендации персоналу, как надо действовать в критических ситуациях, пока не будут реализованы меры, исключающие проявление проектных недостатков реактора.

Итак, политизация ядерной науки и техники СССР, создаваемый годами имидж их исключительности и непогрешимости, отсутствие независимого ядерного регулирования и эффективного государственного контроля безопасности ядерной энергетики являются коренными причинами Чернобыльской трагедии. Чернобыльскую катастрофу общественное мнение стран СНГ да и всего мира воспринимает как апофеоз безответственности советских атомщиков и первую ступень к краху СССР.



Постановление Правительства 378 06.04.2011 О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года № 110

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести впостановление Правительства Республики Казахстан от 20 февраля 2006 года № 110 «О некоторых вопросах выплаты единовременной денежной компенсации гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 6, ст. 49) следующие дополнения и изменения:

заголовок дополнить словами «, и выдачи им удостоверений»;

 пункт 1 после слова «компенсации» дополнить словами «и выдачи удостоверений, подтверждающих право на льготы и компенсации»;

в пункте 5:

 подпункт 1) после слова «полигоне» дополнить словами «, и выдаче им удостоверений, подтверждающих право на льготы и компенсации;»;

дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

«1-1) с учетом потребности ежегодно предусматривать средства на изготовление удостоверений, подтверждающих право на льготы и компенсации пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне;»;

в Правилах регистрации граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, выплаты им единовременной государственной денежной компенсации, утвержденных указанным постановлением:

заголовок дополнить словами «и выдачи удостоверений, подтверждающих право на льготы и компенсации»;

преамбулу дополнить словами «, и выдачи удостоверений, подтверждающих право на льготы и компенсации (далее — удостоверение)»;

 подпункт 5) пункта 1 дополнить словами «, и выдачи им удостоверений»;

заголовок раздела 2 дополнить словами «и выдачи им удостоверений»;

абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:

«4.

Документами, подтверждающими факт и период проживания в соответствующих зонах радиационного риска, наряду с ранее выданным удостоверением и удостоверением, выданным в порядке, установленном настоящими Правилами, могут являться:»;

 пункт 12 дополнить частью второй следующего содержания:

«Специальная комиссия в соответствии со списком, заверенным председателем комиссии, в течение пяти рабочих дней выдает гражданину удостоверение по форме согласно приложению 6-1 к настоящим Правилам.»;

в пункте 17 слово «Законом» заменить словами «Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»;

дополнить пунктами 24, 25, 26 следующего содержания:

«24. Граждане, ранее не получавшие удостоверение, имеют право на его получение путем подачи заявления по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам в специальную комиссию с приложением документов, подтверждающих факт и период проживания в соответствующих зонах радиационного риска.

При подтверждении факта и периода проживания граждан в соответствующих зонах радиационного риска специальная комиссия в течение пяти рабочих дней выдает гражданину удостоверение с отметкой о реализации права на получение компенсации.

25.

Семипалатинский полигон льготы в россии 2018 году

В случае утери удостоверения его владелец обращается в специальную комиссию с заявлением об утере и предоставлении дубликата по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт и период проживания в соответствующих зонах радиационного риска. Специальная комиссия не позднее пяти рабочих дней со дня подачи заявления выдает гражданину дубликат удостоверения, в котором ставится штамп «Дубликат».

26. Выдача удостоверения, в том числе его дубликата, осуществляется специальной комиссией и фиксируется в журнале учета выдачи удостоверений гражданам по форме согласно приложению 9 к настоящим Правилам.»;

дополнить приложениями 6-1, 8, 9 согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вводится в действие со дня первого официального опубликования.

Премьер-Министр

Республики Казахстан
К. Масимов

Приложение 1

к постановлению Правительства
Республики Казахстан

от 6 апреля 2011 года № 378 

Приложение 6-1

к Правилам регистрации граждан, 
пострадавших вследствие ядерных  
испытаний на Семипалатинском

испытательном ядерном полигоне,  
выплаты им единовременной

государственной денежной компенсации

 УДОСТОВЕРЕНИЕ,подтверждающее право на льготы и компенсациипострадавшему (-ей) вследствие ядерных испытанийна Семипалатинском испытательном ядерном полигоне

серия _________________________ № ___________________________
Фамилия _____________________________________________________
Имя _________________________________________________________
Отчество ____________________________________________________
Год рождения ________________________________________________
с ___ 19 ___ г. по ______ г. проживал (а) в _________________
____________________________, расположенном в зоне __________
________________________ риска, с 19___ г. по _______________
________ 19__ г. в ___________________________________________
__________________________, расположенном в зоне ____________
_______________________________________________________ риска
_____________________________________________________________

(учреждение, выдавшее удостоверение)

Дата выдачи
М.П.
Подпись

Удостоверение бессрочно и действительно на всей территории
Республики Казахстан.

Краткие сведения о льготах гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний (из Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»)

Гражданам, проживавшим и проживающим в зонах, указанных в статьях 5 — 9 Закона, гарантируется дифференцированная единовременная денежная компенсация.

Кроме того, эти граждане имеют право в установленных Законом рамках на:

пенсию на льготных условиях;

льготы по исчислению стажа;

дополнительную оплату труда, выплату пенсий, стипендий и пособий;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Дети и подростки до 18 лет, проживающие на территориях, пострадавших вследствие ядерных испытаний, имеют право на бесплатное оздоровление (по медицинским показаниям) в санаторно-оздоровительных учреждениях.

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Выплата единовременной компенсации в
сумме ______________________________________________________________
произведена ________________________________________________________

(наименование организации, дата, печать)

Личная подпись получателя ____________________________________

Приложение 2

к постановлению Правительства
Республики Казахстан

от 6 апреля 2011 года № 378

Приложение 8

к Правилам регистрации граждан,

пострадавших вследствие ядерных

испытаний на Семипалатинском испытательном
ядерном полигоне, выплаты им единовременной
государственной денежной компенсации   

Председателю специальной комиссии

по регистрации и учету граждан,

пострадавших вследствие ядерных

испытаний на Семипалатинском испытательном
ядерном полигоне, и выдачи им удостоверений,
подтверждающих право на льготы,

от проживающего (проживающей) по адресу  
_________________________________   
_________________________________   
документ, удостоверяющий личность   
_________________________________   

Заявление

Прошу выдать мне удостоверение (дубликат удостоверения),
подтверждающее (подтверждающий) право на льготы пострадавшему (ей)
вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном
полигоне.

Проживал (проживала) с _________ по _________ на территории
зоны радиационного воздействия.

К заявлению прилагаю следующие документы, подтверждающие факт
проживания на вышеуказанных территориях: _________________________

Несу полную ответственность за предоставленные документы.

Дата __________
Подпись ___________

_________________________________________________________________

(линия отреза)

Заявление гр. ______ с прилагаемыми документами в количестве __ штук
принято «__» _____ 20__ г.

___________ ________________________________________________
  подпись
должность, ФИО лица, принявшего документы

Приложение 3

к постановлению Правительства
Республики Казахстан

от 6 апреля 2011 года № 378 

Приложение 9

к Правилам регистрации граждан,
пострадавших вследствие ядерных
испытаний на Семипалатинском  
испытательном ядерном

полигоне, выплаты им

единовременной государственной 
денежной компенсации

 Журнал учетавыдачи удостоверений (дубликата удостоверения) гражданам,пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне

_______________________________________________

наименование органа, выдавшего удостоверение
 


п/п
 
Фамилия, имя,
отчество
 
Адрес
 
Дата выдачи
 
Подпись
получателя
удостоверения
(дубликата
удостоверения)
 
Подпись липа,
выдавшего
удостоверение
(дубликат
удостоверения)
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
           
           
           

 

Задать вопрос на юридическом форуме

Добавить комментарий к Постановление Правительства №378 от 06.04.2011

Меры социальной поддержки граждан, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (в дальнейшем по тексту – Закон N 2-ФЗ), в числе которых:

Категории граждан, на которых распространяются законодательно установленные меры социальной поддержки в связи проведением ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определены статьями 1, 2, 4 Закона N 175-ФЗ:

  • граждане, которые проживали в 1949 — 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенные в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей;
  • граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр);
  • один из родителей либо бабушка, дедушка, опекун (попечитель) детей в возрасте до 18-ти лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой» утверждены:

  • Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 862.

Действующая система мер социальной поддержки призвана обеспечить социальные гарантии указанным категориям граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Смотрите также другие меры социальной поддержки

Последние федеральные новости по соцподдержке

все новости по соцподдержке

Книги по социальной поддержке

Сегодня в продаже:

  • Право социального обеспечения. Шпаргалка.

    Как оформить льготы по семипалатинскому полигону

    Учебное пособие

    Издательство: РГ-Пресс. Год: 2016.

    Издание содержит вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» и создано с учетом нового Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (вопросы 28 — 30). Данное пособие не является альтернативой учебнику, но является незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена…

  • Право социального обеспечения. Учебник

    Издательство: Кнорус. Год: 2018. Серия: Среднее профессиональное образование.

    Рассматриваются вопросы социального обеспечения в виде государственных пенсий, социальных пособий и компенсационных выплат, социальной медицинской помощи и лекарственного обеспечения, государственной социальной помощи, льгот и преимуществ. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального…

смотреть все книги

БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

Москва +74999384765, Санкт-Петербург: +78124256482, Общий: +78003332987

Образец заявления на экологический отпуск

На сайтах достаточно много различных шаблонов и примеров. Наши специалисты попытались отыскать для Вашей необходимости самые достойные на наш взгляд. Все из них использовался в жизни. Все образцы отличаются в зависимости от организации, куда они подаются. Все понимают, что документ в прокуратуру отличается от заявления в детский сад.

Определены нормы регламентирующие что конкретно должно быть изложено в конкретном заявлении. К чрезвычайным заявлениям устанавливаются особые нормы по форме их изложения. Используйте шаблон, приведенный дальше и внесите в нем соответствующие данные. Правильно будет если Вы посмотрите и другие примеры с других вебресурсов, указания на которые найдете под примером.

Просмотрев много бланков будет легко получить документ соответствующее правилам.

Предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого экологического отпуска » налоговая учетная политика, учетная политика, бухгалтерские услуги, бухгалтерский учет, налоговая, налоги, аудит, управление, планирование, стоимость, акция, собственность, цена, стоимость, предприятие, рынок, доход

Работник был принят в организацию 25.08.2011 г., 2 декабря этого же года он написал заявление на предоставление ему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по зонам («экологического отпуска») продолжительностью 7 календарных дней (зона минимального радиационного риска), поскольку слышал, что данный вид отпуска «сгорает», если его не взять до конца текущего рабочего года.

Специалист отдела кадров работнику отказала в предоставлении : экологического отпуска, мотивируя это тем, что работник фактически отработал в организации 3 месяца, а 7 календарных дней экологического отпуска должны предоставляться за 12 отработанных месяцев.

А также пояснила, что нет законных оснований для так называемого «сгорания» экологического отпуска по окончании рабочего года.

Какими законодательными нормативными актами регламентируется порядок предоставления работнику экологического отпуска? Как разъяснить работнику, что его права не будут нарушены?

В соответствии со ст. 154 Трудового кодекса РК гарантии для работника, осуществляющего трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска, устанавливаются законами РК.

По Семипалатинскому полигону это Закон РК от 18.12.1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». Согласно ст.

13 данного Закона ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работающим гражданам, проживающим в зонах радиационного риска, за фактически отработанный на данном предприятии период или пропорционально отработанному периоду времени согласно условиям трудового договора независимо от графика работы. Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работнику ежегодно вне зависимости от того, предоставлен или нет очередной трудовой отпуск, не переносится и не заменяется компенсацией.

Исключением в данном случае является увольнение работника. В этом случае компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая работнику при увольнении, включает компенсацию за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск, т.к.

Кому положены семипалатинские льготы? Отвечаем на вопросы наших читателей

при исчислении средней заработной платы для оплаты трудового отпуска дополнительная оплата труда учитывается и включается в сумму средней заработной платы.

Работник, которому предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск по зонам в соответствии со ст. 13 Закона, не Может быть отозван до истечения его срока. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск по просьбе работника может быть присоединен к очередному трудовому отпуску или предоставлен в другое время.

Поэтому работник прав: дополнительный отпуск работающим гражданам, проживающим в зонах радиационного риска, работодатель должен предоставлять ежегодно.

Должностные лица и граждане несут ответственность за невыполнение требований данного Закона в соответствии с законами РК (ст. 24 Закона).

Приказ об отпуске. образец приказа о предоставлении отпуска

Приказ об отпуске издает руководитель организации, а распоряжение о предоставлении отпуска – уполномоченные должностные лица. На основании приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска делаются отметки в личной карточке (форма N Т-2 или N Т-2ГС), лицевом счете (форма N Т-54 или N Т-54а) и производится расчет заработной платы, причитающейся за отпуск, по форме N Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику».

Образец приказа о предоставлении отпуска можно скачать по ссылке:

Скачать Образец приказа о предоставлении отпуска в MS Excel!

Скриншот из программы. Меню Кадры — далее Кадровые данные

Ниже представлена программа для автоматизированного заполнения приказа об отпуске.

 

СКАЧАТЬ Зарплата, Табель, Кадры 2014

В программах все бухгалтерские документы (в том числе Зарплата, Табель, Кадры) формируются в MS Excel БЕСПЛАТНО! Бухгалтерские программы (также работают в сетевом режиме) Размер Скачать

Зарплата + Табель + Кадры 2014(в т.ч. НДФЛ, Перс. учет)

(для ОБЩЕГО режима и ЕНВД, для расчета Зарплаты на УСН надо скачивать программу Упрощенная система)

11 Мб

 

Экологический отпуск

Не облагается налогами и нет ОПВ И СО, при наличии экологического удостоверения и заявления на применение льготы по ИПН для экологических выплат.

Министерство труда и соц…дали хорошее разъяснение по этому вопросу:
В соответствии со ст. 13 Закона РК от 30 июня 1992 г. № 1468 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» (далее — Закон) населению, проживающему в зоне экологического бедствия, устанавливается оплата труда за проживание в экологически неблагополучных условиях с примененим коэффициентов в зависимости от категории зон проживания.

Наряду с этим, им предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (сверх отпуска, представляемого за работу с вредными условиями труда) по зонам: экологической катастрофы — 12 календарных дней; экологического кризиса — 9 календарных дней; экологического предкризисного состояния 7 календарных дней. Одновременно с предоставлением трудового отпуска ежегодно оказывается материальная помощь на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада сверх действующих выплат.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Конституционного Совета РК от 29 апреля 2005 года №3 «О проверке конституционности статьи 13 Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», пострадавшими вследствие экологического бедствия Закон признает как проживающих, так и ранее проживавших на данной територии граждан (статьи 6-8). Вместе с тем, компенсации и льготы, предусмотренные статьей 13 Закона, являются социальной поддержкой всего населения, проживающего в зоне экологического бедствия, независимо от наличия у гражданина статуса пострадавшего.

В данном случае законодатель исходит от негативного воздействия среды пребывания на человека. Таким образом, интересы граждан, проживающих в зонах экологической катастрофы и экологического кризиса, защищаются статьями 13, 15 и 16, а интересы граждан обладающих статусом пострадавших и выехавших из этих зон, — статьями 15, 16 и 17 Закона.

Постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики. В период осуществления трудовой деятельности за работником признается фактическое место жительства в данном регионе.

Согласно статье 7 Трудового кодекса РК, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав в зависимости от места жительства и т.д. Таким образом, для получения доплаты и дополнительного трудового отпуска по зонам согласно статье 13 Закона, достаточно проживать и осуществлять трудовую деятельность в данной зоне.

Касательно вопроса удержания налогов с экологических выплат сообщаем, что согласно ст. 144 Налогового кодееккса РК не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц: — адресная социальная помощь, пособия и компенсации, выплачиваемые за счет средств госбюджета, в размерах установленных законодательством Республики Казахстан.
Исп.Г. Ергалиева, эксперт

lcg.kz, www.pravkons.ru, my.mail.ru

Другие заявления:

Льготы по семипалатинскому полигону

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *