По «народной» статистике только 10% выпускников найдут свое место в жизни: устроятся на работу, создадут нормальную семью, станут ответственными родителями. Бродяжничество, пьянство, наркотики ждут остальных. Елена Любовина, заместитель директора БФ «Абсолют-помощь» рассказывает о том, как повлиять на эту статистику.
Вместе с летней погодой наступает пора выпускных вечеров и праздников. Государственные структуры, благотворительные фонды, волонтеры из коммерческих компаний массово приглашаются на последние звонки и торжественные чаепития.
Несколько дней назад благотворительный фонд «Абсолют-помощь» награждал лучших выпускников коррекционных школ-интернатов Московской области. Современный актовый зал, воздушные шары, приятная музыка, продуманный сценарий, правильные слова, полезные подарки, красиво одетые дети. Так обычно провожают выпускников школы во взрослую жизнь — жизнь, в которой есть планы и мечты.
Награждают каждого, называют фамилию, приглашают на сцену, пожимают руку, говорят что-то важное, смотрят в глаза. Сердце стучит от волнения и важности момента. Ты — лучший, ты — нужен, ты — молодец! Ты — один из двухсот отличников и хорошистов из 64 коррекционных учреждений Московской области (55 школ для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью), где живут и учатся еще 8,5 тысячи детей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных, неблагополучных и приемных семей.
На примере определенной категории детей из отдельной области России мы хотим показать ситуацию изнутри, факты и цифры, интервью детей и педагогов, комментарии экспертов. Познакомить читателей с результатами промежуточного мониторинга постинтернатного проживания выпускников коррекционных-школ Московской области.
По «народной» статистике только 10% выпускников найдут свое место в жизни: устроятся на работу, создадут нормальную семью, станут ответственными родителями. Их одноклассники пойдут другой дорогой: бродяжничество, пьянство, наркотики, проблемы с полицией, рождение никому не нужных детей, а через годы неминуемая гибель. Так ли это на самом деле, можно ли повлиять на ситуации и есть ли выход?
За несколько недель до выпускного вечера мы с видеографом Михаилом Левчуком записали интервью учеников Новопетровской коррекционной школы-интерната для детей с умственной отсталостью.
Жизнь после школы-интерната для детей с умственной отсталостью
Выпускники коррекционных учреждений VIII вида (с умственной отсталостью) получают свидетельство об окончании школы-интерната и вместо государственной итоговой аттестации (ГИА) сдают выпускной экзамен по труду. Официально ребенок заканчивает 9 классов, но фактически он осваивает программу 5-6 класса общеобразовательной школы.
Общаясь с педагогами, дефектологами, социальными работниками и детьми становится очевидным, что 1/3 часть воспитанников имеет умеренную степень умственной отсталости, 2/3 детей — легкую.
В ближайшие 2-3 года после выпуска большинство ребят пойдут учиться и жить в общежитие в лицее (профессиональном училище). Выбор профессий невелик: швея, штукатур-маляр, слесарь, озеленитель, хотя перечень профессий, рекомендованных Министерством труда РФ для детей с умственной отсталостью гораздо шире (более 100 наименований). Теперь только от самих ребят зависит смогут ли они получить более востребованную профессию: для этого нужно самостоятельно закончить вечернюю школу и сдать ГИА, а потом поступить на другую специальность или в колледж.
К этому времени повзрослевший выпускник по-настоящему вступает в самостоятельную жизнь. Кому-то поставят инвалидность и выделят пособие, кто-то вернется к родителям (кровным или приемным), кто-то получит от государства отдельное жилье.
Постинтернатное проживание выпускников
Благотворительный фонд «Абсолют-помощь» в мае провел мониторинг коррекционных учреждений по постинтернатному проживанию выпускников 2011-2015 годов. Эти данные необходимы для выстраивания системы поддержки и дальнейшего сопровождения детей с умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей. Опросили более 60 коррекционных учреждений по следующим критериям: социальный статус, место дальнейшей учебы, место работы, семейное положение/дети, наличие судимости, смертность. Данные за 2011-2015 годы предоставили 39 школ. За 2012-2014 гг. из коррекционных школ-интернатов вышли 1802 человека, из них поступили в профессиональные училища 1584 человека, дальнейшее обучение не проходят 218 человек (по инвалидности и личному выбору). В данное время практически все поступившие в училища ребята продолжают обучение, проживая в общежитиях при лицеях и находясь на попечении государства. Для выявления проблем, которые возникают при самостоятельном проживании выпускников необходим срез данных за более ранние периоды (2000-2011 годы).
В 2011 году выпускниками стали 433 детей, в том числе: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (132), дети из приемных семей и находящиеся под опекой (25), дети из кровных семей (276). Имеют инвалидность — 89 человек. 328 детей получили начальное профессиональное образование в лицеях и профессиональных училищах по месту распределения. 144 человека имеют/имели постоянное/временное место работы по специальностям: грузчик, разнорабочий, дворник, оператор АЗС, рабочий строительной бригады, продавец магазина, озеленитель, швея, распространитель рекламы, санитарка. Перечень компаний, в которых работают/работали выпускники: РЖД, Макдональдс, Нестле, АШАН, ЖКХ, автозаправочные станции, строительные магазины, швейные мастерские, частные фермы. 2 человека прошли службу в Российской Армии.
Сведения о личной жизни, рождении детей, наличии судимости и смертности указали 14 учреждений, которые активно сотрудничают с фондом «Абсолют-помощь». 44 человека находятся в официальном или гражданском браке, 5 детей погибли, 6 человек имеют судимость, 25 детей, рождены в официальном и гражданском браке, 16 детей вне брака, воспитываются матерями-одиночками.
В ответах встречаются фразы: «временно не работающий», «находится в декретном отпуске по уходу за ребенком», «живет в гражданском браке», «трудоустроен, отбывая срок заключения», «убыл по месту прописки в другой регион».
Эти данные не раскрывает реальной картины, она формальна и зачастую обезличена. Но первый шаг сделан и проведенный опрос нуждается в доработке и проверке сведений.
Личное мнение
Основная часть воспитанников коррекционных учреждений — это так называемые «социальные сироты» из неблагополучных семей. Родители сидят в тюрьмах, принимают наркотики, пьют. Когда речь идет о таких детях, наши представления и ощущения работают шаблонно. Перед глазами встает неадекватный грязный ребенок, изъятый из семьи алкоголиков, маленький преступник, уже представляющий угрозу обществу. Чем дальше его упекут и чем строже с ним будут обращаться, тем будет лучше.
Когда мне было 10 лет у меня погибла мама и мой папа, человек с двумя высшими образованиями, подполковник Советской Армии, начальник УНР (формирование в вооруженных силах) начал пить. Сильно. И я буквально за пару месяцев превратилась из благополучной амбициозной отличницы в испуганную няньку для своего отца. Мы жили далеко в Алма-Ате, и родственники не знали о всей чудовищности сложившейся ситуации. К нам не приходила опека и речь о детском доме не шла, но я в полной мере окунулась в реальную жизнь — никому не нужных детей-сирот, сирот при живых родителях.
Я не буду рассказывать, что такое пьющий близкий человек, которого ты пытаешься всеми способами оградить от бед и разрушений. Я не хочу вспоминать сколько тревожных мыслей и стыда было тогда в моей жизни. Но я хочу сказать, что несмотря на разруху, которая вдруг настала и бесконечную смену места жительства (практически бегства из города в город), я как-то сумела сохранить веру в добро и людей. Нашла силы и поддержку, чтобы пойти дальше: простить папу, хорошо отучиться в школе, поступить в университет, найти интересную работу.
О диагнозе
В нашей стране, диагноз «умственная отсталость» получить легче, чем нам кажется. Будучи мамой приемного сына, который во втором классе не очень хорошо учился, я с лихвой испытала на себе давление отдельных представителей системы образования. Классный руководитель, не найдя контакт с ребенком, направила нас «проверить голову», потому что «гены непонятные» и «ребенок — еще детсадовец, не способный учиться в школе». Вполне возможно, что по указанному адресу моему сыну могли поставить диагноз, который на долгие годы осложнил бы нашу жизнь. Этого не произошло, мы сменили школу и учебный год сын закончил на четверки.
По словам специалистов Министерства социальной защиты Москвы и Министерства образования Московской области диагностика детей в России проводится точно и тщательно. По опыту взаимодействия с коррекционными школами-интернатами и специальными училищами, определенные дети нуждаются в пересмотре и снятии диагноза «умственная отсталость».
Зачастую сами педагоги не верят в способности учеников. Учитель одной из коррекционных школ удивляется, показывая мне данные о выпускниках. Оказывается, Маша Н. учится в училище по профессии — ветеринар. «У девочки «олигофрения» — это точный диагноз, а для техникума нужно получить диплом о неполном среднем образовании, какая молодец, наверно бабушка родственники с ней занимались», — радостно говорит педагог.
О возможностях
В Центре равных возможностей «Вверх» на стенах развешаны дипломы, бывших выпускников коррекционных учреждений. Личные старания (годы занятий) и невероятный педагогический профессионализм и терпение помогли ребятам получить профессиональное или высшее образование.
Невозможное — возможно. Менеджер по специальности «Государственное и муниципальное управление», педагог по физической культуре, бакалавр педагогиги, экономист-менеджер и т.д. Это успехи детей, которые выпускаясь из школы-интерната, фактически освоили материал 5-6 класса общеобразовательной школы.
«Преподавание детям из коррекционных детских учреждений научило меня многим важным вещам, — говорит Дарья Тараян, педагог центра «Вверх». — Это очень амбициозная задача научить практически взрослого человека, тому что по разным причинам упущено в детском возрасте. Нам приходится придумывать миры, создавать концепции, сочинять ассоциации, чтобы позволить ученикам сохранить чувство собственного достоинства».
Чувство собственного достоинства
Часто ли в закрытых учреждениях услышишь такие формулировки, как «чувство собственного достоинства», «личные качества», «индивидуальность», «самодостаточность»? Нет, только один из десяти директоров сиротских учреждений задумывается об этом.
Научить ответственности, трудолюбию, самостоятельности и сознательности. По сути сформировать ответственное поведение — главная задача учреждений, в которых по официальной статистике некоторое время назад жили сотни тысяч детей.
«Дети должны уметь обслуживать себя, соблюдать порядок, трудиться и уважать труд других, — комментирует Игорь Егорев, директор Новопетровской коррекционной школы-интерната. — Привитое и культивированное годами иждивенчество — это гибель для ребенка в будущем».
О будущем
«Ребенок выезжает из сытого обеспеченного детства в новое пространство, но в его голове продолжает жить прежний управленческий механизм — государство всем обеспечит, — говорит Александр Гезалов, общественный деятель. — Они привыкли годами решать вопросы лишь внутри замкнутого коллектива и с помощью ограниченного набора инструментов: обида, бойкот, драка, игнорирование, что не работает вне стен учреждения».
Все выпускники школ-интернатов хотят иметь работу, создать семью, быть счастливыми. Но они остаются один на один со своими страхами и проблемами… Не имеют навыков самостоятельной жизни, не умеют организовать свой быт… Испытывают трудности с поиском работы… Не могут обеспечить себя прожиточным минимумом… Сталкиваются с проблемами получения собственного жилья… Не знают, как создать и сохранить семью…
Безусловно, это задача общая: самого ребенка и специалистов образования (в Московской области) и социальной защиты (в Москве), педагогов, психологов, представителей опеки, патронажных воспитателей, сотрудников благотворительных и общественных организаций, волонтеров коммерческих компаний и просто неравнодушных людей.
Как можно помочь, не навредив?
- «Разумная благотворительность». Не развлекать, одаривать, кормить плюшками и шашлыками, а учить, мотивировать и просвещать.
- Дополнительное обучение, профессиональная ориентация и содействие в трудоустройстве в коммерческие и государственные компании.
- Пожертвования на развитие эффективных программ наставничества.
- Патронат и гостевая форма общения с ребенком.
Организации, для которых каждый день — день защиты детей:
- Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- Центр «Вверх»
- Старшие Братья Старшие Сестры России
- Центр комплексного сопровождения семьи «ПРО-МАМА»
- Благотворительный фонд «Большая перемена»
- Сайт Александра Гезалова
Любовина Елена
Источник: РиаНовости
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ:
(примерный перечень)
-
заявление о приеме,
-
документ государственного образца об уровне образовании (подлинник),
-
документ, удостоверяющий личность (копия стр. 2-3 и стр. с регистрацией о прописке),
-
паспорт родителя (если ребенок несовершеннолетний)
-
справка о регистрации (ф-9),
-
6 фотографий (3х4),
-
медицинская справка (ф № 086-У),
-
медицинская карта из школы,
-
копия медицинского страхового полиса,
-
сертификат о прививках,
-
справка из тубдиспансера и психоневрологического диспансера,
-
СНИЛС,
-
копия приписного удостоверения (для юношей старше 17 лет),
-
санитарная книжка (для поступающих на профессию «Повар»).
СВЕДЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ ГОРОДА
СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» (профессиональное училище № 70)
Адрес:
Площадка 1: Санкт-Петербург, ул. Учительская, д. 21,
метро «Гражданский Проспект»;
Площадка 2: Санкт-Петербург, ул. Пионерская, д. 22, метро «Чкаловская»
Телефоны: (812) 559-75-46 (приемная комиссия).
Сайт: http://lsit70.ru/
Специальности:
— столяр строительный,
— слесарь по ремонту подвижного состава,
— портной,
— повар (при условии наличия санитарной книжки).
Срок обучения: 1 год 10 мес.
Условия приема: на базе 9 классов коррекционной общеобразовательной школы VIII вида, без экзаменов, по результатам собеседования. Обучение бесплатное.
При необходимости учащимся может быть предоставлено общежитие.
СПб ГБПОУ «Колледж «ПетроСтройСервис»
(профессиональный лицей № 50)
Адрес: Площадка 1: пр. Сизова, д.17,
Телефон: (812) 393-41-88 (приемная комиссия).
Транспорт: ст. метро «Пионерская», «Комендантский пр.», тролл.: 25, 50, трам.: 47,55, авт.: 127
Площадка 2: пр. Непокорённых, д.13, корп.7
Телефон: (812) 534-17-49; (812) 534-17-53, (812) 534-17-34
Транспорт: ст. метро «Площадь Мужества», автобусы 40, 80,123,
тролл.: 4, 6, 31.
Сайт: http://collegepss.ru/
Специальности:
Для выпускников коррекционных школ I – II вида
• Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
• Повар
• Кондитер
Срок обучения: 2 года 10 мес.
Условия приема: без экзаменов и собеседований. Обучение бесплатное.
СПб ГБПОУ «Охтинский колледж»
(профессиональное училище № 35)
Адрес: Санкт-Петербург
Площадка 1: ул. Республиканская, д. 39
Транспорт: ст. метро «Ладожская», «Новочеркасская». Авт.: 27, 24, 174,187. Трол.: 1,22. Тр.: 7,10,23
Площадка 2: пр. Большевиков, д. 38 корп.1, ст. метро «Ул. Дыбенко»
Телефоны: (812) 528-57-62, (812) 586-07-90 (приемная комиссия)
Сайт: http://oxtakol.ru/
Специальности:
— оператор швейного оборудования;
— изготовитель художественных изделий из лозы.
Срок обучения: 1 год 10 мес.
Условия приема: на базе 9 классов коррекционной общеобразовательной школы VIII вида.
Без экзаменов, по результатам собеседования.
Обучение бесплатное. Все учащиеся обеспечиваются бесплатным питанием, льготным проездом на транспорте, стипендией.
День открытых дверей: каждая третья среда месяца с 13.00 до 17.00
СПб ГБПОУ «Садово-архитектурный колледж»
(№113)
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Лабораторная, д. 15
Транспорт: от м. Пл. Ленина авт.: 107, тролл.: 38, 43
Телефон: (812) 540-09-84 (приемная комиссия)
Сайт: http://sapl113.edu.ru/index.php/glavnaya
Специальности:
— повар
— садовник
Срок обучения: 1 год 10 мес.
Условия приема: на базе 9-11 классов коррекционной общеобразовательной школы VIII вида, без экзаменов и собеседований. Обучение в лицее бесплатное. Получение государственной стипендии. Льготный проезд в общественном транспорте. Получение диплома государственного образца. Все выпускники трудоустраиваются.
День открытых дверей: каждый второй четверг месяца в 15.00. Четвертая суббота месяца в 12.00
СПб ГБПОУ «Колледж Петербургской Моды»
Адрес: Площадка 1: ул. Софийская, д. 19, корп. 1. Тел. (812) 241-38-54 Транспорт: от метро «Международная» А 31. 95,12,116.
Площадка 2: Дунайский пр., д. 49/126. Тел. (812) 241-35-91
Транспорт: ст. метро «Ломоносовская», А 56; От метро «Купчино» А 56
Площадка 3: Манчестерская, дом 8, корп. 2. Тел. (812) 241-27-86
Сайт: http://spbmoda.ru/
Специальности:
— портной (2-й разряд)
Срок обучения: 1 год 10 мес.
Условия приема: на базе 9 классов коррекционной общеобразовательной школы VIII вида, без экзаменов и собеседований.
ОУ во всех корпусах имеет:
театрально — концертные залы; библиотеки; выставочные залы; фитнесс-центры с современным оборудованием; спортивные и тренажерные залы, компьютерные классы.
СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительный лицей»
(№ 116)
Адрес: Санкт-Петербург, Народного Ополчения, 155
Телефон: (812) 755-83-77 (приемная комиссия), +79215665797
Сайт: http://is-licey.ru/
Специальности:
— слесарь механосборочных работ;
— облицовщик-плиточник;
— плотник
— штукатур
— печник
— оператор швейного оборудования
Срок обучения: 1 год 10 мес.
Условия приема: на базе 9-11 классов коррекционной общеобразовательной школы VIII вида, без экзаменов и собеседований.
Обучение в лицее бесплатное.
День открытых дверей: каждая последняя суббота с 10-14 часов
СПб ГБУ «Профессиональный реабилитационный центр» (ПРЛ)
1 ПЛОЩАДКА:
Адрес: Санкт-Петербург, Волковский пр., д. 4. Транспорт: ст. метро «Волковская», Авт. 74, 91 (остановка ул.Салова)
Телефон: (812) 766-23-35 (приемная комиссия)
Специальности:
Программы по подготовке квалифицированных рабочих, служащих на базе среднего общего образования
09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»
- квалификация выпускника – оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин,
- срок обучения – 1 год 4 месяца
09.01.02 «Наладчик компьютерных сетей»
- квалификация выпускника – наладчик технологического оборудования;
- срок обучения 1 год 4 месяца
46.01.03 «Делопроизводитель»
- квалификация выпускника – делопроизводитель;
- срок обучения 1 год 4 месяца
29.01.07 «Портной»
- квалификация выпускника – портной;
- срок обучения 1 год 4 месяца
35.01.10 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
- квалификация выпускника – цветовод, садовод;
- срок обучения 1 год 4 месяца
39.01.01 «Социальный работник»
- квалификация выпускника – социальный работник;
- срок обучения 1 год 4 месяца
Обучение бесплатное. Форма обучения — очная. Учащимся выплачивается стипендия. Общежитие не предоставляется.
Дополнительные общеразвивающие программы (от 16 до 60 лет)
Вы можете самостоятельно записаться на обучение по дополнительным общеразвиваюшим программам, заполнив форму на сайте Предварительная запись
Срок обучения — 320 часов:
- Обувщик по ремонту обуви
- Лоскутное шитье
- Лозоплетение
- Переплетчик
Срок обучения – 72 часа:
- «Пользователь ПК
- «Пользователь ПК с основами делопроизводства» (180 часов)
- «Пользователь ПК со знанием специализированной программы 1С
2 ПЛОЩАДКА:
Адрес: Санкт-Петербург, 26 линия В.О., д. 9
Телефон: (812) 322-77-51 (приемная комиссия)
на базе среднего общего образования
Программы подготовки специалистов среднего звена:
38.02.04 «Коммерция»
- квалификация выпускника – менеджер по продажам;
- срок обучения — 1 год 10 месяцев
31.02.03 «Лабораторная диагностика»
- квалификация выпускника — медицинский лабораторный техник;
- срок обучения — 2 года 10 месяцев
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
- квалификация выпускника — бухгалтер;
- срок обучения — 1 год 10 месяцев
Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:
09,01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»
- квалификация выпускника – оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин;
- срок обучения – 10 месяцев
46.01.03 «Делопроизводитель»
- квалификация выпускника – делопроизводитель;
- срок обучения 10 месяцев
54.01.10 «Художник росписи по дереву»
- квалификация выпускника – художник росписи по дереву;
- срок обучения 10 месяцев
54.01.07 «Изготовитель художественных изделий из керамики»
- квалификация выпускника – изготовитель художественных изделий из керамики;
- срок обучения 10 месяцев
29.01.07. «Портной»
- квалификация выпускника –портной;
- срок обучения 10 месяцев
42.01.01. «Агент рекламный»
- квалификация выпускника – агент рекламный;
- срок обучения 10 месяцев.
29.01.05 «Закройщик»
- квалификация выпускника – закройщик, портной;
- срок обучения 1 год 10 месяцев
Обучение бесплатное. Форма обучения — очная. Учащимся выплачивается стипендия. Общежитие не предоставляется.
Дополнительные общеразвивающие программы:
Вы можете самостоятельно записаться на обучение по дополнительным общеразвиваюшим программам, заполнив форму на сайте Предварительная запись
- «Роспись по дереву» (360 часов)
- «Пользователь ПК со знанием программы 1С: Предприятие (180 часов)
- «Основы компьютерной грамотности» для людей пенсионного возраста (80 час)
- «Пользователь ПК с основами делопроизводства» (180 часов)
Условия приема: на базе 9-11 классов корр. общеобразовательной школы VIII вида, в возрасте от 16 лет, без экзаменов, по результатам психологического тестирования и собеседования. Обучение бесплатное.
— Прием осуществляется по рекомендации Бюро МСЭ. Есть стипендия. После окончания обучения Лицей способствует в поисках работы.
Срок обучения: 1 год 10 мес.
Условия приема: на базе 9-11 классов коррекционной общеобразовательной школы VIII вида, после личного собеседования и теста на профпригодность.
ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»
Адрес: Санкт-Петербург, ул.Бухарестская. д.136
Транспорт: м. Купчино, трамвай № 62,45 ост., детская больница
м. Международная, трамвай № 49, 45 ост., детская больница
Телефон: (812) 531-44-27, (812) 776-96-04
Сайт: http://krasnder.ru/
Специальность: столяр.
Срок обучения: 1 год 10 мес.
Условия приема: на базе 9-11 классов коррекционной общеобразовательной школы VIII вида, без экзаменов и собеседований.
Обучение в колледже бесплатное.
ГБПОУ «Автодорожный колледж»
(профессиональное училище № 80)
Адреса: Санкт-Петербург, Придорожная аллея, дом 7, лит. А
Транспорт: м. «Проспект Просвещения», трамвай № 55,100
тролл. № 4, 1 3, автобусы № 121, 69, 178
Ириновский пр., 29, корп. 2, телефон: 526-40-53.
Учительская ул., 3, тел.: 558-73-65
Телефон: (812) 517- 26- 97, (812) 517-26-81
Сайт: http://adk80.ru/o-kolledzhe/
Специальности:
Для выпускников коррекционных школ I – II вида, а также на базе 10 класса коррекционной общеобразовательной школы VIII вида, без экзаменов и собеседований.
Специальное отделение для профессионального образования слабослышащих и глухих.
Специальности: слесарь по ремонту автомобилей, мастер столярного и мебельного производства (специальности: сборщик изделий из древесины, столяр), портной. Срок обучения: 2 года на базе образования не ниже 10 классов специальных (коррекционных) школ.
Принимаются инвалиды по слуху. Имеется возможность получения общего среднего (полного) образования в вечерней школе на базе училища.
Иногородние обучаются на платной основе, общежитие не предоставляется.
Срок обучения: 2 года 10 мес.
Обучение в колледже бесплатное.
Сиверский техникум-интернат бухгалтеров Минздрава России
Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)
Адрес: 196620, г. Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Березовая, 18.
Телефон/факс: (812) 452-14-13 (приемная).
Электронная почта: im.krilov@mail.ru
Cайт: mcr.spb.ru
Специальности:
дизайн (по отраслям) (квалификация: дизайнер; срок обучения: 3 года 10 месяцев на базе 9 классов; форма обучения: очная), социально-культурная деятельность (по видам) (квалификация: организатор социально-культурной деятельности; срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе 9 классов; форма обучения: очная), право и организация социального обеспечения (квалификация: юрист; срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе 11 классов; форма обучения: заочная), организация сурдокоммуникации (квалификация: сурдопереводчик; срок обучения: 2 года 10 месяцев на базе 11 классов; форма обучения: заочная).
Зачисленным на дневное отделение предоставляется питание, общежитие; выплачивается стипендия.
Невский политехнический колледж им. А.Г.Неболсина
Адрес: 2-й Муринский пр., д. 43, д. 12
Телефон: 8 (812) 552-11-88, 8 (812) 550-12-58
Сайт: http://nppl.su/
E-mail: nplspb@yandex.ru
Специальности:
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху
• Мастер по обработке цифровой информации
• Мастер жилищно-коммунального хозяйства
Медицинский техникум № 2
Адрес: Волковский пр., д. 106
Обучение в коррекционных группах колледжа.
Реформация российского образования характеризуется новыми, повышенными требованиями к выпускникам профессиональных образовательных учреждений, которые должны овладеть навыками и умениями, и быть подготовленными к рыночным отношениям, к встрече с трудностями конкурентной деятельности.
А если мы обучаем детей с ограниченными возможностями здоровья? Задача усложняется. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья сложна и несет инклюзивную направленность, контингент группы составляют дети, как с нормальным ходом развития, так и с различными нарушениями развития психики в целом или её отдельных составляющих . Каждый ребенок в группе, а их, как правило, 12 человек, имеет специфические особенности развития, которые необходимо учитывать при планировании учебной деятельности. Период обучения таких ребят в колледже составляет 1 год и 10 месяцев.
Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ получается специфичным, так как не отличается устойчивостью. Основная цель преподавателя – создание равных условий во время теоретических или практических занятий каждому обучающемуся, но в то же время необходимо проявлять индивидуальный подход в условиях коллективной работы. При разработке методик нужно учитывать формы и способы подачи информации, часто приходится импровизировать во время урока, так как не все обучающиеся готовы ее воспринимать. Среди форм и способов подачи информации можно выделить следующее: а) реальное взаимодействие преподавателя и обучающегося в пределах подачи информации; б) простое присутствие обучающегося на уроке.
Становится очевидным тот факт, что если один обучающийся активно работает во время урока, то он начинает обладать авторитетом в глазах другого ученика. К «сильному» начинаю тянуться слабые ученики, формируется устойчивый интерес к дисциплине и положительное отношение к новым для него знаниям.
Известно, что не все дети с ОВЗ могут самостоятельно успешно интегрироваться в среде сверстников. Многие обучающиеся поступившие в колледж имеют группу инвалидности и по этой причине получили надомное обучение, хотя, по закону, надомное обучение не является формой получения образования . Теоретически ребенок на надомном обучении остается в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдает экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность – учиться с применением дистанционных образовательных технологий. По факту – ребенок учится дома, в учебный план включаются только основные дисциплины, практически полное отсутствие социализации.
Школа выпустила ученика, теперь очередь его обучать у профессионального образовательного учреждения. Ребенок с ОВЗ должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и приобрести практические умения по выбранной им профессии. Здесь особое значение приобретает педагогический такт. В свое время К.Д. Ушинский безоговорочно относил это понятие к области психологии. «Так называемый педагогический такт, писал он, — без которого воспитатель, как бы он ни изучал теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический» .
В нашем случае процесс социальной адаптации проходит параллельно с образовательным процессом, который характеризуется практикоориентированной направленностью. Во время выполнения практических работ по профессии, обучающиеся начинают воспринимать товарищей по группе, а главное, себя самого, таким, какой есть на самом деле. Формируется чувство симпатии к сверстникам, чувство отзывчивости. Исчезает стеснение и скованность движений, страх сделать что-то не так, как того требовалось при постановке задачи и выглядеть при этом смешным.
Преподаватели и мастера производственного обучения, работающие в таких группах, стараются с первых дней учебного процесса воспитать эмоциональную отзывчивость, т.е. учат проявлять заботу о товарище, сочувствовать и сопереживать. В тоже время необходимо сформировать у контингента уверенность в том, что в образовательном учреждении его любят, о нем заботятся, уважают его мнение, готовы выслушать и помочь в трудную минуту.
По окончании обучения все ребята без исключения достигают определенного уровня профессиональных компетенций, овладевают навыками и умениями.
Хочется верить, что временной отрезок сложного процесса обучения, когда преподавательский состав старался достичь поставленных педагогических и воспитательных целей, используя классические и современные методы и средства, не проходит для ребят напрасно.
Список литературы:
Любовь, добрый день!
После коррекционной школы продолжить обучение можно в двух вариантах:
1. Обучение с целью получения аттестата об основном среднем общем образовании – это может быть вечерняя школа, экстернат, возможно, есть еще какие-то варианты. В итоге сдать экзамены независимой комиссии, как это делают ученики по окончании 9 класса общеобразовательных школ. С полученным аттестатом можно продолжать образование практически в любом колледже.
2. Обучение в системе профессионального образования (колледж). По окончании коррекционной школы ученики получают не Аттестат, а Свидетельство об образовании. С этим документом продолжить обучение можно только в том колледже, в котором есть коррекционная группа (КРО), дающая начальное профессиональное образование (НПО). Обучение будет только профессиональным, с некоторым количеством общих предметов (физкультура, ОБЖ и т.п.). В результате выдается только свидетельство о профессии, но не о среднем образовании. При желании и возможности получение профессии можно совмещать с обучением в вечерней школе.
Список колледжей и специальностей, на которые принимают выпускников коррекционных школ, не очень велик. Департамент образования города Москвы предложил всего 4 колледжа: