Долгожданные, наверное, всеми управляющими организациями (УО) изменения в жилищное законодательство по вопросу права собственников принять решение о переходе на «прямые» договоры на предоставление коммунальных услуг между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и собственниками случились в апреле 2018 года.

С 03 апреля 2018 года Федеральным Законом № 59-ФЗ (далее – закон 59) введена в действие ст. 157.2 Жилищного кодекса (далее – ЖК РФ) и изменения в другие нормы ЖК РФ, связанных с введением «прямых» договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО), в том числе и с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – РО ТКО).

Прямые договоры существовали и ранее, но у собственников не было права голосовать за такой переход. Инициатива должна была исходить от РСО, которая могла расторгнуть договор с УО в связи с наличием задолженности, либо такие договоры существовали из ранее сложившихся отношений между РСО и собственниками.

Но, как всегда, возникло немало спорных моментов, досконально не урегулированных нормами закона. Хотя нормы закона-то есть, но РСО хотят толковать их в свою пользу: чтобы больше прав у РСО, а больше обязанностей — у УО и, желательно, бесплатно.

Одним из таких спорных вопросов является вопрос о том, кто должен снимать и контролировать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ) в помещениях многоквартирных домов (МКД).

Есть у нас в стране такие РСО, которые пишут письма в УО (при наличии прямых договоров с собственниками), настаивая о внесении изменений в договоры на поставку КРСОИ (коммунальный ресурс на содержание общего имущества), в связи с которыми обязательства по снятию показаний ИПУ должны быть возложены на УО. В этой статье мы и разберем насколько правомерны такие требования и имеются ли правовые основания у РСО для понуждения к этому управляющую организацию.

В соответствии с пунктом 11 ст. 161 ЖК РФ (норма введена с 03.04.2018 года) в случае, предусмотренном статьей 157.2 ЖК РФ, управляющая организация, ТСЖ либо ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством РФ, обязаны, в том числе и:

  • предоставлять РСО и РО по ТКО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях ИПУ (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, ТСЖ либо ЖК или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета (ОДПУ), установленных в МКД.

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила 354), Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг (КУ) собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД), собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности… (далее — по тексту Правил 354).

В силу вышеуказанной нормы Правил 354 они применяются при начислении платежей за коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в МКД, а к отношениям управляющей организации (УО) и ресурсоснабжающей организации (РСО) применяются в случаях, не урегулированных иными прямыми нормами на основании аналогии закона (п. 1 ст. 7 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 2 Правил 354 «исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. То есть, в случае прямых договоров на предоставление коммунальных услуг собственникам, исполнителем КУ является РСО.

Согласно пункту 31 Правил 354 в обязанности исполнителя входит также:

е) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;

ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;

В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

В соответствии с пунктом 31(1) Правил 354 обязанности исполнителя, предусмотренные подпунктами «е», «ж», «и» и «к» пункта 31 настоящих Правил, в случаях, предусмотренных подпунктами «г» — «ж» пункта 17 настоящих Правил, могут выполняться лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, на основании договора ресурсоснабжения, заключенного между таким лицом и ресурсоснабжающей организацией.

Как указано в ст. 421 Гражданского кодекса (далее — ГК РФ) граждане и юридические лица…

Полная версия доступна только подсписчикам

В некоторых случаях возникает необходимость подсчёта ресурсов в целом по многоквартирному дому. Для этого используются ОДПУ. Рассмотрим расшифровку данной аббревиатуры, требования законодательства о необходимости применения данных приборов и правила их установки, прочие сопутствующие вопросы.

Расшифровка аббревиатуры ОДПУ

ОДПУ называют общедомовые приборы учёта, такое оборудование размещается в многоквартирных домах и позволяет учитывать расход энергетических ресурсов жильцами всего МКД(многоквартирного дома).

У каждого владельца жилья установлены индивидуальные счётчики. Но их наличия недостаточно для полного определения расхода энергоносителей. Наиболее эффективно применение комбинации общедомовых счётчиков с индивидуальными, позволяющей кроме ресурсов, потреблённых жильцами, определить расход, приходящийся на содержание общедомового имущества.

Разновидности приборов учёта общедомовых ресурсов

В многоквартирных домах потребляются различные энергоресурсы, поэтому требуется соответственное использование счётчиков для каждого из видов по-отдельности.

Необходимость применения ОДПУ может быть связана с потреблением:

  • тепла;
  • электрической энергии;
  • бытового газа для отопления, подогрева воды или приготовления пищи;
  • холодного и горячего водоснабжения.

В дополнение к счётчикам может устанавливаться аппаратура, позволяющая отслеживать качество поставляемых ресурсов или устанавливать режимы их использования. К примеру, тепловой счётчик может дополнительно комплектоваться устройствами, регистрирующими температуру теплоносителя и регулирующими его поставку, учитывая температурный режим в помещениях.

Но использование дополнительной аппаратуры не входит в обязательные условия, регламентируемые законодательством. Жильцы вправе самостоятельно определять необходимость установки такого оборудования, учитывая масштабы предстоящих затрат на их приобретение и монтаж.

Требования законодательства по поводу обязательности установки

Обязательность ввода в эксплуатацию счётчиков общедомового расхода энергоресурсов регламентируется Федеральным законом № 261-ФЗ, принятым в 2009 году. Данная мера призвана обеспечить выполнение мероприятий, направленных на экономию энергоресурсов. Читать ФЗ № 261.

Особенности установки ОДПУ

Приобретением и монтажом ОДПУ занимается управляющая компания. Но решение об установке данных устройств должно принимать общее собрание жильцов. Представители управляющей компании не вправе принуждать владельцев жилья к выполнению такой меры, но в их обязанности входит мотивация потребителей с детальным объяснением последствий невыполнения указанного шага.

Государство прибегает к назначению повышенных тарифов за энергоресурсы, если жильцы МКД не приняли решения о необходимости установки общедомовых приборов учёта. В этом случае величина счетов может возрасти на величину от 20 до 60 процентов за счёт применения повышающих коэффициентов в расчёте стоимости предоставленных услуг.

Указанные счётчики причисляются к собственности, принадлежащей всем жильцам в качестве общедомового имущества, поэтому расходы на их приобретение и монтаж относятся на владельцев квартир МКД.

Узел учёта тепловой энергии

Стоимость оборудования определяется следующими факторами:

  • масштабами потребления и прочими техническими характеристиками, предъявляемыми к приборам;
  • характеристиками площади МКД и количеством квартир;
  • параметрами оборудования;
  • моделью и местом изготовления аппарата;
  • особенностями размещения и сложностью монтажа.

Разработка документов на монтаж приборов и подбор подходящей модели устройства возлагается на управляющую компанию.

Обычно данные устройства располагают в подвальном помещении дома, в условиях, обеспечивающих исправную и безопасную эксплуатацию оборудования, что удобно, учитывая нахождение там основных энергокоммуникаций. Исключение распространяется на электросчётчики, которые размещаются в щитовых помещениях, которые оборудуются для данных целей, при их наличии в доме.

Как рассчитываются тарифы по ОДПУ

Кроме расхода ресурсов, потреблённых непосредственно для обеспечения квартир и учтённых индивидуальными счётчиками, в любых домах имеются места, используемые всеми жильцами – помещений для хранения инвентаря, колясок, коридоров, лестничных клеток и других.

Общедомовые аппараты по контролю использованных ресурсов позволяют рассчитать показатели расхода на содержание таких помещений и размер необходимой оплаты.

Для расчёта таких затрат применяется следующая формула:

Ро = (Р – Ринд)×Т,

в которой:

  • Ро – расчётная величина оплаты за содержание мест общего пользования;
  • Р – общий расход, определённый ОДПУ;
  • Ринд – суммарный расход энергоресурсов по итогам показаний индивидуальных приборов учёта;
  • Т – размер тарифа за соответствующие ресурсы.

Чтобы заинтересовать жильцов в приобретении и применении ОДПУ, государством в дополнение к тарифам предусмотрено использование повышающих коэффициентов, назначаемых для жителей домов, в которых не установлены общедомовые счётчики.

Как проверяются и обслуживаются счётные устройства

Эксплуатация любых счётчиков связана с необходимостью ухода и контроля за техническим состоянием. Если техническое состояние прибора не позволяет его использовать, следует произвести замену аппарата. Данное условие касается и общедомовых счётчиков.

Расходы за выполнение указанных работ распределяются между жильцами МКД, а организационные действия – на управляющую компанию. Установка, обслуживание и замена ОДПУ требует от исполнителя наличия разрешительной документации. Управляющая компания подбирает организацию, обладающую соответствующими лицензиями, и оформляет договора на выполнение указанных работ.

Выполненные работы оформляются соответствующими актами, фиксирующими закрытые исполнителю объёмы. При проведении проверки в акте отмечаются выявленные неисправности, требующие устранения. Акт подписывает уполномоченный представитель организации-исполнителя и с другой стороны – должностное лицо управляющей компании.

Необходимость установки общедомовых приборов учёта не вызывает сомнений. Жильцы должны ответственно подойти к принятию решения о необходимости применения ОДПУ, что позволит фиксировать объём ресурсов, затраченных на содержание общедомового имущества и минимизировать расходы на их оплату.

Здравствуйте, Валерий Юрьевич.

УК обязана по вашему требованию в тот же день ознакомить вас с журналом учета показаний общедомовых приборов учета, а в течение 3 дней подготовить письменный ответ на аналогичный письменный запрос. Обратитесь письменно, составьте обращение в двух экземплярах, чтобы в случае отказа вы могли обратиться в жилищную инспекцию или прокуратуру.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг…

IV. Права и обязанности исполнителя

31. Исполнитель обязан:

е) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;

р) предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды;

V. Права и обязанности потребителя

33. Потребитель имеет право:

а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;
б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;

Удачи Вам.

Кто должен снимать показания общедомовых приборов учета?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *