Кто обязан работать по 44-ФЗ, а кто по 223-ФЗ

Вопрос:

Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, кто ОБЯЗАН работать по 44-ФЗ, а кто по 223-ФЗ? какие организации? и почему? в Законе искал, но там все описано непонятно, хочется понять на доступном языке. Спасибо!

Ответ:

На доступном языке можно объяснить так: по Закону №44-ФЗ проводятся закупки за счет бюджетных средств, а по Закону №223-ФЗ – за счет внебюджетных денежных средств (например, доходы заказчика от законной платной деятельности, которые остаются в его собственности и которыми он может распоряжаться самостоятельно).
Закупки по Закону №223-ФЗ проводят организации, в которых государство имеет долю участия более 50 %. Чтобы проводить Закупки по Закону №223-ФЗ необходимо утвердить специальное Положение о закупках, которым будут регулироваться все основные вопросы, связанные с проведением закупок.
Сам по себе Закон №223-ФЗ является рамочным (общим) и содержит общие положения, не регулируя содержание действий заказчика. Если же Положение о закупках у заказчика не утверждено, то закупки за счет внебюджетных средств указанных организаций должны проводится по Закону №44-ФЗ, который более детально регулирует действия заказчика и считается менее «выгодным» для заказчика с точки зрения свободы действий при проведении закупки.
Таким образом, заказчик обязан работать в соответствии с Законом №44-ФЗ, если он проводит закупки за счет бюджетных средств, либо также внебюджетных средств при условии отсутствия у него Положения о закупках.

Государственный заказчик по 44 ФЗ — это юридическое лицо, которое обязано руководствоваться положениями закона о контрактной системе, чтобы закупить товары, работы или услуги.

Как определяет 44-ФЗ госзаказчиков

Федеральный закон № 44-ФЗ содержит три термина, обозначающие лиц, которые применяют в своей закупочной деятельности этот закон:

  • госзаказчик;
  • муниципальный заказчик;
  • заказчик.

В п. 5 ст. 3 44-ФЗ прописано понятие «госзаказчик». В эту категорию входят:

  • государственные органы;
  • госкорпорация «Росатом»;
  • госкорпорация «Роскосмос»;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • казенные учреждения.

Эти организации роднит то, что все они действуют от имени Российской Федерации или отдельного субъекта Российской Федерации и в своих контрактах расходуют средства бюджетов государственного или регионального уровней. Заказчик — обобщающее понятие, заказчиком по закону №44-ФЗ, по общему правилу, являются как госзаказчики, так и муниципальные, бюджетные учреждения, унитарные предприятия и прочие юридические лица, которые на временной или постоянной основе расходуют бюджетные средства. Муниципальный заказчик — это орган муниципальной власти или муниципальное казенное учреждение. Эти организации выступают от имени отдельных муниципалитетов и расходуют муниципальные бюджеты.

Что делают госзаказчики

Контрактная система нацелена на то, чтобы бюджетные деньги расходовались максимально прозрачно и эффективно. Госзаказчики по 44-ФЗ:

  • заранее планируют закупочную деятельность, для этого законом предусмотрены планы-графики, составление которых является обязательным;
  • работают открыто и прозрачно: информация об организации и ходе тендеров публикуется в открытом доступе в ЕИС. Это правило не касается только закрытых процедур, где сохранение секретности необходимо в интересах государственной безопасности;
  • следуют ограничениям, которые установлены законом: соблюдать национальный режим закупок, проводить определенное количество закупок у СМП и СОНО, придерживаться правил нормирования закупок;
  • обязаны добросовестно относиться к исполнению контрактов, не только выполнять все установленные условия, но и мотивировать к этому контрагентов: своевременно выставлять штрафы и пени в случае нарушений, профессионально принимать результаты исполнения.

Особые случаи

По общему правилу, к госзаказчикам не относят организации, которые не получают деньги из бюджета. Существуют юридические лица, кто не относится к государственным заказчикам по 44 ФЗ, но обязаны проводить закупки по их правилам:

  • автономные учреждения, если они являются получателями средств из бюджетов любого уровня, направленных на капиталовложения в объекты госсобственности;
  • юридические лица, которым из бюджета предоставили субсидию;
  • юридические лица, которым предоставлена бюджетная инвестиция;
  • юридические лица, в том числе автономные, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, которым государственные или муниципальные заказчики на основании безвозмездного соглашения передали часть полномочий. Полномочия передаются в рамках деятельности по бюджетному инвестированию в объекты капитального строительства государственной собственности или покупке объектов недвижимости.

Эти юрлица руководствуются законом о контрактной системе только в той части деятельности, которая направлена на расходование бюджетных средств или осуществляется в рамках переданных полномочий. Тратят собственные, внебюджетные, средства и работают вне полномочий они не по правилам 44-ФЗ.

По какому закону о закупках обязан работать заказчик? Чем отличается закон № 44-ФЗ от закона № 223-ФЗ? На что влияет источник финансирования закупки? На эти и другие вопросы отвечают эксперты B2B-Center в сфере регулируемых закупок.

Дмитрий Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center:

— Законы № 223-ФЗ и № 44-ФЗ являются двумя специальными законами, посвящёнными регулированию закупок в России. Важно не запутаться в их соотношении в сферах действия каждого из них.

Начать нужно с того, что закупки в России могут проходить и вовсе без учета этих законов. Чисто коммерческая организация может проводить полноценную современную закупку, опираясь лишь на требования Гражданского кодекса и Закона «О защите конкуренции». И Закон № 223-ФЗ, и Закон «О контрактной системе» описывают лишь отдельные, частные случаи проведения закупок.

Наталья Патрунина, эксперт по регулируемым закупкам:

— Эти частные случаи касаются ситуаций, когда статус заказчика диктует повышенный государственный или общественный интерес к его закупкам. Например, специальное регулирование касается закупок органов государственной власти, компаний в госсобственности, субъектов естественных монополий и организаций коммунального хозяйства. Ключевое отличие их закупок заключается в том, что информация о таких закупках должна публиковаться в Единой информационной системе.

При этом заказчики, работающие по Закону «О контактной системе», ограничены в выборе способа закупки. В большинстве случаев они как и раньше выбирают открытый электронный аукцион. Кроме того, каждый шаг их закупочной работы описан в законе и подзаконных актах. Их работа ориентирована прежде всего на правильное заполнение форм отчётности о планировании, объявлении закупок, сборе заявок, выборе победителя, акта выполненных работ и т.п. Эффективность их работы сводится к правильно высчитанной разнице между начальной ценой и ценой контракта.

Дмитрий Казанцев:

— Закон № 223-ФЗ ориентирован на более сложные методы работы и позволяет уделять внимание не только экономии от закупки, но и качеству поставленной продукции. Отчётность заказчиков, работающих по этому Закону, облегчена, а инструменты закупочной работы заказчики могут определить для себя самостоятельно в корпоративном положении о закупках. При этом с них не снимается ни обязанность по соблюдению конкуренции, ни обязанность по проведению своих закупок в публичном режиме.

По Закону «О контрактной системе» работают

  1. Федеральные органы власти;
  2. Региональные органы власти;
  3. Органы местного самоуправления;
  4. Казённые учреждения;
  5. Бюджетные учреждения;
  6. Внебюджетные фонды;
  7. Госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  8. В 2017 году к субъектам этого Закона были отнесены также государственные и муниципальные предприятия. Однако ещё за несколько часов до наступления нового года наиболее важные федеральные государственные унитарные предприятия получили подарок: им разрешили проводить закупки по правилам Закона № 223-ФЗ. В настоящее время возвращение унитарных предприятий в сферу действия Закона № 223-ФЗ продолжается.

По Закону № 223-ФЗ также работают:

  1. Государственные корпорации, государственные и публично-правовые компании – их можно определить по официальному наименованию, в котором указана организационно-правовая форма.
  2. Естественные монополии – все они включены в реестр субъектов естественных монополий, который ведёт Антимонопольная служба России.
  3. Организации в государственной и муниципальной собственности – структура собственности видна, например, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
  4. Организации коммунального хозяйства. Если такая деятельность записана в качестве уставной, то они по умолчанию считаются субъектами Закона № 223-ФЗ. Если от такой деятельности в предыдущем году они получили менее 10% выручки, то они могут опубликовать соответствующий отчёт в Единой информационной системе. После этого до конца года такие организации могут проводить закупки без учёта требований Законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ. Аналогичное право есть и у субъектов естественных монополий.
  5. Автономные и бюджетные учреждения также являются субъектами Закона № 223-ФЗ. Их легко определить по организационно-правовой форме, отражённой в полном официальном названии. Однако бюджетные учреждения могут тратить по Закону № 223-ФЗ лишь самостоятельно заработанные средства и лишь при условии, что они опубликовали на год вперёд корпоративное положение о закупках.

Дмитрий Казанцев:

— На концептуальном уровне границей между двумя специальными законами служит источник финансирования закупок. Если деньги на закупки поступают заказчику из государственного или муниципального бюджета, то и тратить их он обязан по правилам Закона «О контрактной системе». Заработанные собственной коммерческой деятельностью деньги до изменений, связанных с ГУПами и МУПами, этот Закон не затрагивал. Однако если деятельность заказчика имеет особое социальное значение и затрагивает обеспечение инфраструктуры для неопределённого круга лиц, то даже самостоятельно заработанные деньги заказчик должен тратить в публичном режиме по правилам Закона № 223-ФЗ.

Наталья Патрунина:

— Большинство заказчиков, знакомых с обоими законами, стремится работать по Закону № 223-ФЗ. Однако даже у субъектов этого Закона есть легальная возможность при желании работать и по правилам контрактной системы. Для этого достаточно просто не публиковать корпоративное положение о закупках в Единой информационной системе. Если положение не опубликовано, то заказчик обязан работать по Закону № 44-ФЗ, который фактически и будет заменять ему положение о закупках. Кроме того, если субъект Закона № 223-ФЗ, обязанный оказывать поддержку малому бизнесу, не оказал в прошлом году такую поддержку или неправильно о ней отчитался, то 11 месяцев этого года он обязан проводить закупки по правилам Закона № 44-ФЗ.

С даты перехода одного закона на другой заказчик обязан выбирать поставщиков по правилам нового закона. Однако договоры, подписанные до этой даты, продолжают действовать и исполняться по старым правилам.

В любом случае важно помнить, что нормы Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ не смешиваются и не применяются по аналогии. В отдельных экзотических случаях возможно использование обоих законов в деятельности одной компании. Но никогда нормы двух законов не применяются одновременно при регулировании одной закупки.

По любым вопросам, связанным с проведением закупок или участием в них, вы можете обратиться к специалистам по сопровождению торгов.

Кто должен работать по 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *