Содержание

Ко мне недавно обратились с вопросом о том, какова природа крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица (в дальнейшем — КФХ), причём с непраздной целью — этот вопрос обсуждался при разрешении конкретного судебного дела. Дело в том, что нормы о КФХ размещены в подпараграфе 3.1 параграфа 2 главы 4 ГК РФ. Как известно, в подпараграфе 3 того же параграфа размещены нормы о товариществе на вере. И вопрос состоял в том, не является ли КФХ разновидностью товарищества на вере с учётом норм в Законах о КФХ 1990 и 2003 года.

Вопрос о том, к какому типу юридических лиц может быть отнесено крестьянское (фермерское) хозяйство, в теории гражданского права имеет только один правильный ответ – ни к какому! КФХ – семейно-трудовое сообщество физических лиц, ведущих сельское хозяйство и основанное на общей собственности. В таком виде оно существовало сотни лет и никаких проблем не вызывало. И только когда в 90-е годы XX века в России простую конструкцию, в которой личный элемент всегда имел превалирующее значение, решили перестроить на корпоративный лад, начались проблемы.

Мотивы, которые лежали в основе такой трансформации, понятны. Участники КФХ, с одной стороны, хотели спрятаться от ответственности по долгам за маской юридического лица, а с другой стороны, получить определённые налоговые и учетно-бухгалтерские преимущества, которых не было у КФХ, не имеющего прав юридического лица. И законодатель пошёл им навстречу, вместо того чтобы создать для КФХ, не являющихся юридическими лицами, особый режим, что способствовало бы их сохранению наряду с иными формами хозяйственной деятельности. Просто так было проще…

При этом хотелось, что КФХ как юридическое лицо обладало какими-либо особенностями, позволявшими обосновать необходимость признания самостоятельности такой организационно-правовой форме. Во все времена достаточно было задать вопрос: зачем нужна особая форма юридического лица и чем она будет отличаться от общества с ограниченной ответственностью (в дальнейшем – ООО), — и авторы соответствующих идей начинали «путаться в показаниях». И сразу же в качестве квалифицирующего признака КФХ предлагалось отсутствие ограниченной ответственности по долгам, которая есть в ООО.

В Законе о КФХ 1990 года оно признавалось юридическим лицом, основанным на долевой собственности участников. Подобное совмещение было явно нелогичным, хотя и присутствовало в других законодательных актах тех лет, но на основании него можно было сделать вывод о том, что это корпорация, по долгам которой участники несут неограниченную ответственность по долгам в долевом порядке. От имени КФХ в обороте выступал его глава. В Законе о КФХ 2003 г. оно трактовалось в традиционном ключе как семейно-трудовое объединение граждан, а не как юридическое лицо. Значит, члены хозяйства тоже несли по его долгам ответственность (хотя можно было спорить, в долевом или в солидарном порядке). От имени КФХ в обороте также выступал его глава.

Теперь же в ГК есть такая организационно-правовая форма юридического лица как КФХ. Оно представляет собой корпорацию, основанную на личном участии граждан, которые также вносят имущественные вклады. По долгам КФХ отвечают в субсидиарном порядке его участники, которые не должны быть индивидуальными предпринимателями. При этом не решен вопрос о том, кто управляет КФХ как юридическим лицом и, даже, кто может действовать от его имени. Одновременно прямо не сказано, является ответственность участников долевой или солидарной. Как решить эти вопросы?

КФХ помещено в параграф 2, где помимо него урегулированы полные товарищества и товарищества на вере, однако в п. 3 ст. 66 ГК указаны только два вида товарищества — полные и на вере. КФХ среди них нет. Значит, систематическое толкование ГК помочь в решении возникших вопросов не может. Применение к КФХ по аналогии норм о полных товариществах или о товариществах на вере нуждается в дополнительном обосновании. Вроде бы, КФХ с товариществами роднит то, что все они являются так называемыми договорными юридическими лицами, т.е. действуют на основании учредительных договоров. Однако одного этого мало. Нужны более весомые аргументы.

Конечно, можно ограничиться высказыванием о том, что лицо, которое должно действовать от имени КФХ как юридического лица, должно быть указано в соглашении о создании КФХ и, скорее всего, это будет его глава. Тем более что действует Закон о КФХ 2003 г. и нормы о совместной собственности КФХ, не являющегося юридическим лицом. Но как быть, если этот вопрос в соглашении не решен или сказано, что от имени КФХ как юридического лица могут действовать все его члены или некоторые из них? Каким будет статус остальных членов, и как в связи с этим будет строиться их ответственность по долгам юридического лица?

Формально все члены КФХ несут ответственность по долгам этого юридического лица в субсидиарном порядке. Поскольку четко не сказано, что эта их ответственность – солидарная, гипотетически можно истолковать её и как долевую. В пользу данного толкования, как ни странно, – нормы ст. 322 ГК. Солидарная ответственность должна быть предусмотрена законом или договором. Несколько должников в обязательстве, связанном с предпринимательской деятельностью, несут ответственность ipso iure. Однако поскольку КФХ – юридическое лицо, именно оно участвует в подобных обязательствах, а не участники, которые связаны корпоративными отношениями. А корпоративные отношения – не всегда предпринимательские.

Но даже если ответственность будет не солидарной, а долевой, справедливо ли возлагать её на участников КФХ, которые, допустим, не принимают участие в управлении хозяйством и не действуют в обороте от своего имени? Логика норм о товариществах предполагает, что ответственность по долгам юридического лица, как правило, несёт тот, кто действует в обороте от его имени или, по крайней мере, управляет им. Поэтому вкладчики в товариществе на вере такую ответственность не несут. Полную ответственность несут лишь те, кто вступил в товарищество в качестве предпринимателя (полные товарищи): они знали или должны были знать, что делают.

Возьмём теперь ситуацию в КФХ, где глава его управляет юридическим лицом и действует в обороте от его имени, а остальные, скажем, работают на земле. Они не являются предпринимателями, да теперь, пожалуй, и глава КФХ как юридического лица не должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя, однако никакого ограничения ответственности для членов нет. Несправедливость такого положения будет постоянно подталкивать суды к тому, чтобы освобождать от ответственности тех, кто не управляет КФХ. Поэтому лучше было бы вопросы о солидарном или долевом характере ответственности участников по долгам КФХ, и о том, должны ли они отвечать одинаково, решить в законе.

К сожалению, многие поправки, вносимые в ГК в последние годы, не обладают должной системностью, а порой и вовсе не продуманы. Один из ярчайших примеров – нормы о КФХ как юридическом лице. Достаточно было провести две-три логические операции, чтобы понять, какие проблемы в правоприменении возникнут после принятия данных норм. Однако никто палец о палец не ударил… Я уже не говорю о том, что КФХ не вписывается в сложившуюся систему организационно-правовых форм юридических лиц, в ГК его регулирование находится явно не на своём месте, а также не решен вопрос о том, как соотносится КФХ как юридическое лицо и как сообщество граждан, основанное на общей собственности.

В последнее время наряду с акционерными обществами, ООО, СПК стали часто создавать крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Популярной данная форма становится из-за простоты в учете и налогообложении по сравнению с организациями, поэтому, если вы решите создать КФХ (а это не исключено при анализе дальнейшей деятельности или разделении сельхозорганизации в связи с введением НДС в следующем году), то в данной статье попробуем ряд особенностей в налогообложении КФХ.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон № 74-ФЗ)) КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Многие считают, что КФХ – это небольшие семейные фермы или полевые бригады и раньше это было действительно так, но в последнее время многие КФХ имеют огромные обороты (выручку, состав имущества и т.д.) и значительно превосходят крупные хозяйства, при этом они и не думают преобразовываться, ведь ограничений размеров для КФХ фактически нет.

КФХ могут создаваться в виде юридического лица (п. 2 ст. 50 ГК РФ), но чаще КФХ организуются в другой форме.

Как сказано в п. 5 ст. 23 ГК РФ, граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ, заключенного в соответствии с Законом № 74-ФЗ. При этом глава КФХ должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом в п. 3 ст. 1 Закона № 74-ФЗ предусмотрено, что, с одной стороны, КФХ ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а с другой стороны, по общему правилу к предпринимательской деятельности КФХ применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Такая сложная система приводит к появлению разных нюансов, в том числе и в части исчисления и уплаты НДФЛ.

Для начала, как уже сказано выше, члены КФХ (сельские жители, решившиеся создать такую форму хозяйствования) заключают между собой соглашение. Соглашение о создании КФХ должно содержать сведения о признании главой КФХ одного из членов этого хозяйства и его полномочиях (п. 3 ст. 4 Закона № 74-ФЗ). По закону глава КФХ (ст. 17 Закона № 74-ФЗ):

— организует деятельность хозяйства;

— без доверенности действует от имени хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

— выдает доверенности;

— производит прием на работу в КФХ работников и их увольнение;

— организует ведение учета и отчетности КФХ;

— осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Как и юридические лица, КФХ может выбрать систему налогообложения, и чаще всего выбор делается между общей системой и ЕСХН. По ЕСХН порядок схожий с расчетом у юридических лиц (об этом мы не раз писали), поэтому рассмотрим общий режим налогообложения. При общем режиме основной вопрос в налогообложении это начисление НДФЛ.

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (ст. 207 НК РФ):

— являющиеся налоговыми резидентами РФ;

— не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ.

В отдельную категорию плательщиков НДФЛ выделены индивидуальные предприниматели, к которым, в частности, относятся на основании п. 2 ст. 211 НК РФ главы КФХ.

Если КФХ готово уплачивать налоги по общей системе налогообложения, то ему придется платить НДФЛ.

При этом как предприниматель глава КФХ имеет право на получение профессиональных вычетов (на основании п. 1 ст. 221 НК РФ). Они формируются в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ. То есть в обычном порядке рассчитываются все доходы и расходы, понесенные КФХ, и определяется финансовый результат. Поэтому КФХ подтверждает свои расходы аналогично порядку, установленному для всех сельхозорганизаций.

Если глава КФХ не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью хозяйства, то профессиональный налоговый вычет им производится в размере 20 % общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности.

Обратите внимание на важнейший, но не вполне очевидный момент. Глава КФХ является индивидуальным предпринимателем юридически, а при этом фактически таким предпринимателем является все КФХ в целом. Его глава ведет учет доходов всего хозяйства и профессиональные налоговые вычеты применяет к доходам всего КФХ, а не только лично к своей доле, то есть на главу ложатся все доходы и расходы всего хозяйства (всех работников).

В то же время каждый член КФХ имеет право на часть доходов, полученных от деятельности КФХ в денежной или натуральной форме, плодов, продукции — личный доход каждого члена КФХ (п. 2 ст. 15 Закона № 74-ФЗ). Размер и форма выплаты каждому члену хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами КФХ, о котором мы уже говорили.

Но нужно учитывать, что доход членов КФХ по НДФЛ льготируется. Как указано в п. 14 ст. 217 НК РФ, не подлежат обложению НДФЛ доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. Эта норма применяется к доходам тех членов КФХ, в отношении которых такая норма ранее не применялась.

Обратите внимание: это твердая льгота. Чиновники рассмотрели ситуацию, когда КФХ в течение этого срока переходило на иную систему налогообложения, а потом вернулось обратно (письмо Минфина России от 12.12.2012 № 03-04-05/8-1388).

Перерегистрация КФХ не прерывает срок пятилетней льготы, хотя и не начинает его заново (Письмо МФ РФ от 29.01.2015 № 03-04-05/3270).

Но следует помнить, что по сроку данная льгота предоставляется не участникам КФХ, а самому хозяйству. Налоговые службы акцентируют внимание на то, что по истечении пяти лет после регистрации КФХ налогообложение доходов членов хозяйства должно производиться в общем порядке (Письмо ФНС России от 29.09.2005 № 04-2-02/404@), и с этим соглашаются суды (например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 08.11.2007 № Ф03-А04/07-2/2390, от 07.12.2005 № Ф03-А04/05-2/4234 и от 07.09.2005 № Ф03-А04/05-2/2664).

Таким образом, если в КФХ вступает новый участник, который указанной льготой не пользовался, но с момента создания хозяйства уже прошло пять лет, то пользоваться рассматриваемой льготой он уже не может.

Особого внимания заслуживает и тот факт, что освобождаются от обложения НДФЛ суммы, полученные главой КФХ за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, в виде (п. 14.1, 14.2 ст. 217 НК РФ):

— грантов на создание и развитие КФХ;

— единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера;

— грантов на развитие семейной животноводческой фермы;

— субсидий.

Данная льгота применяется только в отношении НДФЛ и не распространяется на доходы, полученные главой КФХ в случае применения ЕСХН или УСН. Об этом было сказано в Письме МФ РФ от 21.07.2014 № 03-04-07/35645.

Если КФХ применяет специальные налоговые режимы, то перечисленные нами выплаты из бюджета должны отражаться в порядке, предусмотренном подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ при ЕСХН, п. 1 ст. 346.17 НК РФ при УСН.

Кстати, как указано в Письме МФ РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9945 относительно этих субсидий, в соответствии с п. 4 ст. 229 НК РФ налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению или освобождаемые от налогообложения в соответствии со ст. 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 НК РФ.

Очень важный момент в понимании налогообложения КФХ состоит в следующем.

Согласно статьям 4, 14 — 16 Закона № 74-ФЗ отношения в КФХ, в том числе между главой КФХ и членами хозяйства, в частности внутренний распорядок, права и обязанности, прием новых членов, размер и форма выплаты части доходов, полученных от деятельности КФХ, определяются и регулируются самими членами КФХ.

Поэтому к этим отношениям не применимы нормы ТК РФ и ГК РФ, определяющие правоотношения по трудовым и гражданско-правовым договорам. Иными словами выплаты — это не зарплата, а, можно сказать, — доля дохода.

Кроме того, на основании п. 3 ст. 257 ГК РФ плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов хозяйства и используются по соглашению между ними.

Таким образом, глава КФХ не является работодателем по отношению к членам хозяйства, а члены КФХ не являются наемными работниками по отношению к главе КФХ.

В силу этого расходы по выплате личных доходов членам КФХ не относятся к расходам на оплату труда. Но здесь есть нюанс. Все члены КФХ признаются плательщиками НДФЛ. И в то же самое время они не включены в состав лиц, на которых ст. 227 и 228 НК РФ возложена обязанность самостоятельно исчислять подлежащие уплате в бюджет суммы НДФЛ и представлять налоговикам налоговую декларацию.

А кто должен это представлять и удерживать? Глава КФХ! Он, хоть и не является работодателем по отношению к другим членам хозяйства и не заключает с ними договоры гражданско-правового характера, но в силу ст. 226 НК РФ глава КФХ все равно признается налоговым агентом, так как именно он выплачивает доходы другим членам КФХ.

Как указано в п. 2 ст. 15 Закона № 74-ФЗ, размер и форма выплаты каждому члену КФХ личного дохода определяются по соглашению между членами хозяйства. Напомним, что согласно п. 1 ст. 1 Закона № 74-ФЗ членство граждан в КФХ подразумевает их личное участие в деятельности КФХ. Поэтому просто внести в деятельность хозяйства некие активы, а потом получать вознаграждение – недостаточно, обязательно личное трудовое участие.

Обратите внимание, что в Определении ВАС РФ от 26.10.2012 № ВАС-13582/12 по делу № А63-7580/2010 указано, что, если соглашение о распределении доходов между членами КФХ отсутствует, полученная хозяйством прибыль подлежит распределению между членами КФХ в равных частях.

Если действует пятилетняя льгота, то НДФЛ члену КФХ не начисляется, если пятилетний срок истек, то полученные членами КФХ доходы облагаются НДФЛ на общих основаниях по ставке в размере 13 %.

Учесть сумму уплаченного НДФЛ в налоговых расходах КФХ нельзя: налог должны уплачивать сами члены КФХ, а хозяйство в лице главы КФХ в данном случае выполняет функции налогового агента и не более того.

При этом доходом членов КФХ является чистый доход, полученный хозяйством. С учетом профессионального вычета для главы КФХ, но ни каждого члена КФХ.

Пример. КФХ получило в 2017 году доход в сумме 20 000 000 руб. При этом затраты, учтенные в составе профессиональных налоговых вычетов, равны 14 000 000 руб.

В состав КФХ, включая самого предпринимателя, входят его родственники в количестве 10 человек. Чистый доход КФХ составил 6 000 000 руб. (20 000 000 – 14 000 000).

В соответствии с соглашением доход хозяйства делится в равных частях между его участниками. Таким образом, каждый из членов КФХ получает доход в размере 600 000 руб. (6 000 000 руб. / 10 чел.). Именно эта сумма дохода (т.е. уже за вычетом профессиональных налоговых вычетов, фактически примененных в отношении всего хозяйства) и подлежит обложению НДФЛ.

Таким образом, по сути, все члены КФХ получают профессиональные вычеты. Ведь глава КФХ, который ведет учет, применяет указанные вычеты в отношении всех доходов хозяйства, а не только тех, которые полагаются лично ему.

И в распределяемой между всеми членами КФХ (включая и самого главу) прибыли указанные вычеты уже учтены.

В то же время возникает вопрос: полагаются ли членам КФХ стандартные налоговые вычеты? Конечно, полагаются.

Как сказано в п. 3 ст. 210 НК РФ, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 — 221 НК РФ. Исключений для предпринимателей или членов КФХ здесь нет.

И к этой ситуации не относится норма, что в отношении доходов от долевого участия в организации налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 — 221 НК РФ, не применяются, так как создание КФХ не основано на долевом участии.

Для получения стандартных налоговых вычетов главе КФХ как индивидуальному предпринимателю нужно будет подать в налоговую инспекцию форму 3-НДФЛ. При этом если личный доход главы КФХ (т.е. тот, который он сам получил после распределения чистого дохода КФХ) превысит 350 000 руб., то право на получение данных вычетов он утрачивает (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Остальные члены КФХ никаких деклараций не подают, за получением своих стандартных налоговых вычетов им нужно будет обращаться к главе КФХ, который является для них налоговым агентом и он и рассчитывает НДФЛ с учетом их вычетов.

Кстати, нет никаких причин отказывать членам КФХ и в получении социальных налоговых вычетов.

В дальнейшем, если член КФХ уходит из хозяйства с получением компенсации, то ему придется заплатить НДФЛ. На этом настаивают чиновники (Письмо МФ РФ от 07.09.2016 № 03-04-05/52393).

В ст. 41 НК РФ прописано, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для граждан в соответствии с главой 23 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона № 74-ФЗ гражданин в случае выхода его из КФХ имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество КФХ.

Перечень компенсационных выплат, освобождаемых от налогообложения, установлен в п. 3 ст. 217 НК РФ, и рассматриваемая компенсация там не упоминается. Так что данная выплата должна облагаться НДФЛ по ставке в размере 13 %.

Все, о чем сказано выше, касается главы КФХ и его членов, но КФХ имеет право нанимать работников, и при этом их численность даже не ограничена. Глава КФХ от имени хозяйства заключает с наемными работниками трудовые договоры, а при их использовании в сезонных работах (что и происходит чаще всего) — договоры подряда.

Разумеется, здесь ситуация с НДФЛ в корне отличается от ситуации с членами КФХ.

Глава КФХ выполняет функции налогового агента в отношении указанных работников. Он обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с суммы их заработной платы в обычном порядке.

Так как НДФЛ наемным работникам начисляется в обычном порядке, у главы КФХ возникает обязанность представить в налоговую инспекцию как форму 6-НДФЛ, так и форму 2-НДФЛ в отношении этих лиц – они получают обычную заработную плату.

Возникает вопрос: если у КФХ нет наемных работников, а есть только члены хозяйства, нужно ли составлять и подавать расчет по форме 6-НДФЛ?

Считаем, что да. Дело в следующем.

Форму 6-НДФЛ представляют налоговые агенты (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Налоговыми агентами для целей главы 23 НК РФ, как установлено ст. 226 НК РФ, являются в том числе индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ.

Глава КФХ регистрируется как индивидуальный предприниматель.

В п. 2 ст. 226 НК РФ прописано, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 НК РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением ряда доходов, к которым выплата доходов членам КФХ не относится).

Таким образом, начисление и выплата доходов членам КФХ должна быть отражена в форме 6-НДФЛ и представлена в налоговую инспекцию главой КФХ, который отвечает за начисление, удержание и перечисление в бюджет сумм НДФЛ со всех доходов членов КФХ.

Среди прочих форм предпринимательства существует такое понятие как крестьянско-фермерское хозяйство. Что значит ИП – глава КФХ? Может ли предприниматель оформить на себя фермерство или для этого потребуется особый порядок? Разберемся в законодательных нюансах.

Что такое КФХ

Понятие крестьянско-фермерского хозяйства обозначено в Законе № 74-ФЗ от 11.06.03 г. (далее – Закон). Согласно этому правовому документу КФХ представляет собой отдельную форму хозяйствования в виде объединения физлиц, имеющих общие активы и совместно осуществляющих деятельность в сельскохозяйственной сфере (п. 1 стат. 1). Создание такого субъекта допускается с участием одного гражданина, а регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства (п. 2, 3 стат. 1 Закона). Регистрация КФХ возможна как в виде фермерства, так и в виде ИП.

Кто может быть главой КФХ

Согласно п. 5 стат. 23 ГК главой хозяйства может являться физлицо, зарегистрированное в статусе ИП по общеустановленному порядку. Главное ограничение – наличие дееспособности. Указанная норма распространяется на граждан РФ, а также иностранных поданных и физлиц без гражданства. Прочими членами КФХ по стат. 3 закона вправе быть:

  • Ближайшие родственники главы – родители, супруги, сестры, дети, братья, бабушки, дедушки и внуки. Максимальное число ограничено тремя семьями, а минимальный возраст участников – 16 годами.

  • Другие граждане – количество таких лиц ограничено 5 членами.

Если хозяйство образуется по решению одного физлица, не требуется составление соглашения, а глава КФХ называется индивидуальным предпринимателем. Если же членов фермерства много, в обязательном порядке заключается соглашение (стат. 4 Закона). В этом документе определяется следующая информация:

  • Кто относится к членам КФХ.

  • Кто признан главой КФХ и какими полномочиями наделяется такой гражданин.

  • В каком порядке осуществляется управление.

  • Какими обязанностями и правами обладают прочие члены.

  • Как формируется и распределяется имущество КФХ.

  • По каким правилам принимаются и исключаются члены КФХ.

  • В каком порядке происходит распределение прибыли и иных доходов.

  • Другие условия.

Соглашение обязательно к единогласному подписанию всеми членами хозяйства, а степень родства подтверждается не устно, но документально. Таким образом, предприниматель – глава фермерского хозяйства по сути является руководителем (главой) такого бизнеса и непосредственно самим КФХ. Создание фермерства на базе ООО запрещено, так как внесение записей о главе КФХ выполняется налоговыми органами не в единый реестр юрлиц (ЕГРЮЛ), а в единый реестр предпринимателей (ЕГРИП). Согласно стат. 16 Закона главой хозяйства считается один из выбранных членов, если же участник – один, он автоматически считается главой, но при этом обязан узаконить свой статус, оформив ИП.

Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели

В соответствии со стат. 5 Закона горегистрация КФХ проводится по законодательным нормам РФ. Фермерское хозяйство признается открытым с даты его регистрации в контрольных органах. Следовательно, из трактовки нормативных положений можно сделать вывод, что КФХ – отдельная форма хозяйствования. Заявителем при наличии нескольких членов считается выбранный единогласно глава, при сдаче документов в ИФНС предоставляется соглашение. В случае, когда участник один, составлять соглашение не требуется, а физлицо вправе заниматься фермерством после получения статуса ИП.

Какие различия существуют между главой КФХ и ИП? Если глава выбран по решению других членов, он должен действовать в интересах хозяйства и представляет не свои личные интересы, а общие. При этом его права и обязанности четко определены в законодательных нормах и разработанном соглашении. Если же деятельность ведется ИП, предприниматель выступает от собственного имени и в своих интересах, принимая все решения единогласно. Следовательно, ИП ничем не ограничен в ведении и управлении бизнесом, а глава КФХ имеет четко определенный круг прав и обязанностей.

Вывод – КФХ – это не юрлицо, и не ИП. Это особая форма хозяйствования, на которую распространяются отдельные законодательные нормы. Регистрация КФХ происходит по алгоритму открытия ИП, не юрлица.

Индивидуальный предприниматель – глава крестьянского фермерского хозяйства

Мы выяснили, что глава крестьянского фермерского хозяйства предпринимателем может быть – стат. 23 ГК этого не запрещает. Обычный гражданин (не ИП) также вправе заниматься деятельностью в сельскохозяйственной сфере, если это участие закреплено в соглашении в связи с созданием КФХ. Какой способ выбрать для ведения подобного бизнеса – каждый решает самостоятельно с учетом имеющихся возможностей и поставленных целей.

При принятии решения продумайте, какие планируются масштабы деятельности; учитывайте, что предприниматель действует самостоятельно, а создание КФХ означает соблюдение утвержденного в хозяйстве соглашения. Кроме того, если вы соберетесь расширяться и задумаете нанять сотрудников со стороны (по трудовым договорам или в рамках ГПД), количество лиц ограничено 5 гражданами-участниками фермерства. Предприниматель же волен нанимать любое число работников. В то же время для КФХ государство предлагает большее разнообразие субсидий, льгот, ссуд и других видов поддержки.

Одним словом, как и при любом выборе, оценивая, в каком статусе зарегистрировать будущее фермерство, взвесьте все достоинства и недостатки – от процедуры открытия до используемой при ведении деятельности системы налогообложения.

Как открыть ИП КФХ

Для открытия КФХ или ИП для главы фермерства действует тот же алгоритм, что и для создания предпринимателя. Пакет необходимой документации подается в территориальное подразделение налоговой инспекции по адресу проживания главы хозяйства. Нормативные требования регулируются Законом № 74-ФЗ и Законом № 129-ФЗ от 08.08.01 г. Состав обязательных бланков включает в себя:

  • Унифицированное заявление – документ предоставляется по ф. Р21001 на регистрацию предпринимателя или ф. Р21002 – на регистрацию КФХ.

  • Соглашение членов КФХ – подается только в той ситуации, когда количество участников составляет более одного гражданина.

  • Копию удостоверяющего личность физлица (главы хозяйства) паспорта.

  • Платежная квитанция на перечисление госпошлины в объеме 800 руб.

  • Заявление на использование спецрежима – подается при решении работать на ЕСХН или УСН. Если документ не предоставить сразу, фермерство признается работающим на ОСНО (общей системе).

Документацию можно сдать в ИФНС лично или через представителя. При последнем способе предварительно оформляется нотариальная доверенность. Также разрешено отправить пакет форм по почте или через ТКС. На проведение процедуры регистрации отводится 3 дня (п. 3 стат. 22.1 Закона № 129-ФЗ). По результатам проверки и рассмотрения полученных сведений налоговики выдают свидетельство о госрегистрации главы КФХ, лист выписки о внесении данных в ЕГРИП, документ о постановке на учет в ФНС.

11 июня 2003 г. N 74-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

Принят
Государственной Думой
23 мая 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
28 мая 2003 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 446-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

2.-5. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

6.1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

8. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве

1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.

4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Статья 16. Глава фермерского хозяйства

1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

Глава фермерского хозяйства:

организует деятельность фермерского хозяйства;

без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности;

осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:

1) сырья, кормов;

2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

4) семян;

5) удобрений;

6) горюче-смазочных материалов;

7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Статья 23. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 года N 349-I «О введении в действие Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 461-I «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5);

статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР «О Еврейской автономной области», «О выборах народных депутатов РСФСР», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О государственной налоговой службе РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», «О местном самоуправлении в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «О государственной пошлине»; законы Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О товарных биржах и биржевой торговле» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);

статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР «О плате за землю» и налогового законодательства России» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748);

пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года. (в ред. Федеральных законов от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ)

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

Крестьянское фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *