Выбор указанной темы для научной статьи обусловлена рядом причин. Во-первых, с самого момента зарождения определенных консульских функций произошло довольно большое число изменений, которые обусловлены как уровнем развития самих межгосударственных отношений, кодификацией и соответствующим прогрессивным развитием норм международного права, так и определенными изменениями в нормах национального законодательства стран.

Во вторых, нам видится обоснованным установление, за счет каких источников правового регулирования выдвинутых на международный и национальный уровень следует руководствоваться установленным консульским учреждениям в процессе осуществления консульских функций современности.

Содержание Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года содержит в себе положения, в соответствии с которыми основными из ведущих функций консульских учреждений выступает функция защиты в государстве пребывания непосредственных интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в установленных пределах, которые допускаются нормами международного права .

В соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, подобная функция имеется и у самого дипломатического представительства. Аналогичны в своем содержании положения двух конвенций 1961 и 1963 годов, которые касаются функции содействия развития определенных торговых, экономических, культурных и научных связей, как между представляемым государством и государством пребывания, так и непосредственное развитие дружественных отношений между ними.

В свою очередь тот факт, что вышеперечисленные функции между собой совпадают, не дает каких-либо оснований сделать выводы об отсутствии определенных различий исключительно между самой деятельностью дипломатического представительства и функционированием консульского учреждения расположенного на территории государства пребывания.

В свою очередь в отличии от дипломатического представительства само консульское учреждение не обладает определенной функцией общеполитического представительства для своего государства. Так в сами полномочия консульских учреждений не входят функции по ведению переговоров с правительством определенного государства пребывания, какого либо подписания международных договоров. Кроме того консульская деятельность может ограничиваться консульским округом.

Под консульскими функциями довольно часто понимаются полномочия самих консульских учреждений и соответствующих консульских отделов расположенных в дипломатических представительствах по ведению защиты прав и интересов представляемого ими государства, а также его граждан и юридических лиц. находящихся за пределами представляемого интересы государства.

В свою очередь основные функции консульских учреждений закреплены в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. Также они же фактически воспроизводятся в текстах двусторонних международных соглашений и, кроме того, во внутреннем законодательстве стран. Наиболее целесообразным представляется само подразделение консульских функций на определенные виды, а именно:

Представительные функции.

Функции административного характера работы.

Функции по ведению защиты прав и интересов граждан (как физических, так и юридических лиц).

Торгово — экономические функции, которые включают информационно — консультационные услуги.

Функции по ведению наследственных дел.

Функции по решению вопросов гражданства населения.

Функции по организации и выдаче паспортов и виз.

Функции по ведению регистрации актов гражданского состояния.

Функции по организации и решению вопросов нотариата.

Функции в отношении деятельности судов, воздушных судов, военных кораблей, средств подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта и членов их экипажей .

Сама представительная функция консульских учреждений вытекает из норм публичного характера указанного учреждения, что подтверждается как самими нормами международного консульского права, так и нормами внутреннего законодательства стран.

В свою очередь консульское учреждение является непосредственным органом государства за представленным рубежом, что подтверждает содержания самого положения преамбулы Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, где указывается о том, что «определенные привилегии и иммунитеты предоставляются не для каких-либо выгод для отдельных лиц, а для более эффективного осуществления консульских учреждений».

Согласно ст. 6 Консульского устава Российской Федерации 2010 года «консульские учреждения является государственными органами внешних сношений России, выполняющие в пределах консульского округа исключительно на территории государства пребывания консульских функций от имени России». Об этом указывается и в Положении о консульском учреждении в Российской Федерации от 5 ноября 1998 года .

Непосредственно функции административного характера сам консул осуществляет в отношении определенных граждан, юридического лица, суда, воздушного судна и военного корабля, а также средства подвижного состава автомобильного или железнодорожного транспорта и их членов экипажа. В рамках указанных функций консул самостоятельно ведет учет граждан, которые временно находятся или постоянно проживают в его округе, а также информирует граждан и юридических лиц и представляемого ими государства о нормах законодательства и обычаи государства непосредственного пребывания, особенностях имеющегося правового положения иностранных граждан, о порядке ведения регистрации, пребывания и передвижения по самой территории иностранного государства и др.

Кроме того, в соответствии с рядом международных договоров и внутреннего законодательства консул предоставляет интересы граждан именно своего государства перед лицом местных властей. Только он имеет право на беспрепятственное и свободное сношение с самими гражданами представляемого государства, чему не может препятствовать само государство пребывания. Также к самим административным функциям относятся передачи судебных и несудебных документов или их исполнение в соответствии с нормами действующего международного соглашения или, при отсутствии таковых соглашений, в любом ином порядке, который не противоречит законам и правилам государства непосредственного пребывания.

К указанному виду функций следует относить, в том числе, непосредственное осуществление предусматриваемых законом и правилом представляемого государства прав по ведению надзора и осуществлению инспекции в отношении самих судов, которые имеют национальность представляемого государства, а также самолетов, которые зарегистрированы в данном государстве, а также в отношении их экипажей.

Сами вопросы юридической гарантии прав и интересов самих граждан проживающих за границей остаются наиболее значимыми и актуальными в реалиях современного мира. Помимо проведения общих функций по защите в государстве пребывания самих интересов граждан, то есть именно физических и юридических лиц, в нормах Венской конвенции о консульских сношениях, а также в двусторонних консульских конвенциях и включая законодательство многих государств содержатся специальные положения, посвященные оказанию правовой помощи и содействие гражданам самого представляемого государства.

Так к функциям консульских учреждений в данной связи относятся:

Принятие определенных мер по охране самих прав и законных интересов граждан, которые находятся под арестом, заключены в тюрьму, взятые под стражу либо, задержаны.

Принятие мер по организации розыска пропавших без вести лиц на территории самого консульского округа граждан.

Принятие мер по организации и ведению охраны в рамках, установленные законом и правилами государств пребывания, самих интересов несовершеннолетних лиц и иных, не обладающих своей полной дееспособностью, которые являются гражданами самого представляемого государства. Особенно это касается, когда требуется установление непосредственно над такими лицами какого – либо вида опеки или попечительства.

Принятие мер по соблюдению практики и порядка, которые приняты в государстве непосредственного пребывания, представительства или обеспечения надлежащего представительства для граждан представляемого государства в самих судебных и иных учреждениях государств пребывания с основной целью получить распоряжение о предварительной мере, которая ограждает права и интересы данных граждан.

Сами торгово — экономические функции, включая и информационно-консультационные услуги, выступают одним из наиболее приоритетных направлений самой деятельности консулов. Поэтому консульские учреждения внимательно анализируют происходящие изменения в непосредственной экономической и торговой деятельности в рамках консульского округа. В их обязанности должно входить процедура информирования органов власти представляемых государств об уровне состояния местных рынков и их изменений, предоставление самих ответов на множественные запросы как государственных органов, частных компаний, банков, так и заинтересованных в данном деле лиц .

Согласно ст.5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, к непосредственным функциям самих консульских учреждений в торгово-экономической области можно отнести деятельность оп «содействию в развитии множественных торговых, экономических, культурных и, научных связей как между представляемыми государствами и самим государством пребывания, так и содействие непосредственному развитию множественных дружественных отношений возникающих между ними иными путями проводимые в соответствии с положениями настоящей Конвенции».

Множественные положения аналогичного характера, как правило, имеют свое содержание и во всех имеющихся двусторонних консульских конвенциях. Непосредственно функции по наследственным делам могут предоставляться чрезвычайно важными именно в сфере защиты определенными консулами самих интересов граждан представляемых государств. В нормах Венской конвенции о консульских сношениях данная функция отражена в следующем порядке: «ведение охраны интересов граждан (как физических, так и юридических лиц) представляемых государств в случае своего преемства «mortis causa» непосредственно на территории самого государства пребывания в соответствии с нормами закона и правилами государств пребывания».

Сам порядок принятия необходимых мер в указанном случае нашел свое закрепление практически во всех имеющихся консульских конвенциях, которые были заключены СССР и в дальнейшем Россией с рядом иностранных государств. Однако в тексте Консульского устава России 2010 года не содержится определенного соответствующего положения. Так в п.1 ст.26 Консульского устава предусмотрено только право консульского должностного лица на организацию и принятие определенных мер по ведению охраны наследственного имущества, проводимого в рамках совершения определенных нотариальных действий. Непосредственно консульские функции по различным вопросам гражданства предусмотрены как на уровне международных договоров, так и в национальном законодательстве государств.

Сама ст.21 Консульского устава Российской Федерации была посвящена данному направлению непосредственной консульской деятельности, что в частности, в ней содержатся следующие положения, а именно: «Консульское должностное лицо, которое в пределах своих полномочий может принять, рассмотреть и оформить документы по спорным вопросам гражданства России в порядке, который предусмотрен законодательством России. При этом консульское должностное лицо уполномочено проверять сведения, которые изложены в заявлении по вопросам гражданства России, а также рассматривает непосредственно представленные документы. В случае возникновения необходимости запрашивает определенные дополнительные сведения» .

Довольно широкими полномочиями в решении вопросов гражданства консульских учреждений России наделены законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, по которому они относятся к числу государственных органов, где осуществляется работа с делами о гражданстве .

Также функции по вопросам паспортов, а также виз и иных необходимых проездных документов, входит в сферу компетенций консульского учреждения. Об этом прямо указывается в ст.5 Венской конвенции о консульских сношениях. В соответствии с указанной нормой консульская функция заключается в выдаче паспортов и проездных документов гражданину представляемых государств и виз, а также соответствующих документов лицу, желающему поехать в представляемое государство.

В нормах консульского устава России также предусмотрена указанная функция (ст.ст.22, 23 Устава). Непосредственное исполнение обязанностей нотариусов, регистраторов актов гражданского состояния, как это нашло свое закрепление в нормах Венской конвенции о консульских сношениях, относится к непосредственным консульским функциям. Сами российские консулы могут исполнять нотариальные функции, а также функции по осуществлению регистрации самих актов гражданского состояния, проводимого на основе имеющихся международных соглашений России с иными государствами, а также положениями консульского устава России.

Сама консульская легализация непосредственных иностранных официальных документов — это процедуры, предусматривающие удостоверение самой подлинности подписи, полномочий лиц, подписавших документы, а также подлинности печатей или штампов, которые скрепили представленные на легализацию документы.

Согласно нормам консульского устава России, консульские должностные лица легализуют составленные с участием множественных должностных лиц компетентных органов государств пребываний или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории России, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Россия и государство пребывания.

В заключение нужно отметить, что нормы Венской конвенция о консульских сношениях 1963 года содержат положения, в соответствии с которыми одной из основных функций самих консульских учреждений является организация защиты в государствах пребывания интересов представляемых государств и их граждан (физических и юридических лиц) в пределах, которые допускаются нормами международного права. При этом закрепленные в нормах Венской конвенции о консульских сношениях функции самих консульских учреждений находят свою детализацию в ряде региональных конвенций, а также в нормах двусторонних консульских конвенций заключенные между конкретными государствами.

Необходимо также особо подчеркнуть, что нормы сами заключены в рамки двусторонних международных соглашений по вопросам, касающиеся осуществления непосредственных консульских функций. Это происходит с учетом современных потребностей предъявляемые самими консульскими службами, которые вносят значительный вклад не только в развитие консульской практики государств, но и в их прогрессивное развитие в разрезе консульского права в целом.

Список литературы

1. Венская конвенция о консульских сношениях от 1963 г. // СПС «Консультант плюс».

2. Каракасская конвенция о консульских функциях от 1911 г. // СПС «Консультант плюс».

3. Консульского устава Российской Федерации от 2010 г. // СПС «Консультант плюс».

4. Положение о консульском учреждении Российской Федерации от 05.11.1998 // СПС «Консультант плюс».

5. Бобылев Г. В. Консульское право: Учебник. М., 2017. 246 с.

6. Цветова С.Б. Европейский суд по правам человека в российских СМИ // СПС «Консультант плюс».

7. Федеральный закон от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

Ваш комментарий о книге

КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО

из книги Энциклопедия юриста

КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО — совокупность внутригосударственных и международных норм права, регулирующих порядок создания и режим деятельности консульских учреждений, порядок

назначения консулов и других должностных лиц, определения перечня их функций, объема привилегий, льгот и им-мунитетов, которыми они наделяются. К.п. устанавливает, помимо этого, права и обязанности государств, представленных консульскими учреждениями, по управлению ими, а также права и обязанности юридических и физических лиц, имеющих гражданство соответствующих государств, во взаимоотношениях с такими учреждениями. Основными источниками К.п. являются Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г., а также имеющая универсальное значение Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., вступившая в силу 19 марта 1967 г. (ратифицирована СССР 16 февраля 1989г.). Именно с учетом положений последней заключается и действует большинство двусторонних соглашений в этой области — консульских конвенций, общее количество которых к настоящему времени достигло нескольких тысяч. Так, только РФ связана почти с 80 государствами.

ОтдельныеОтправные положения многосторонних международных договоров о консульских сношениях детализируются и конкретизируются также во внутригосударственных нормативных актах. Основными из них являются утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 мая 1966 г. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР и Консульский устав СССР, принятый 25 июня 1976 г.

Волосов М.Е.

В настоящее время консульские функции определены в международных соглашениях (Венская конвенция о консульс­ких сношениях 1963 г., Европейская конвенция о консульских функциях 1967 г.), двусторонних консульских конвенциях, договорах о торговле и мореплавании, а также во внутригосу­дарственном законодательстве (консульские уставы и другие нормативные акты государства) .

Согласно Венской конвенции 1963 г. (ст. 5), основная задача консулов заключается в том, чтобы защищать в государстве пребывания интересы своего государства, его граждан и юри­дических лиц. Консул должен стремиться также к развитию торговых, экономических, культурных и научных связей меж­ду представляемым государством и государством пребывания, оказывая всемерное содействие установлению между ними дружественных отношений.

Консульские функции могут быть сведены к следующим специфическим областям.

1. Функции по защите интересов представляемого госу­дарства и его граждан. Консул следит за тем, чтобы представ­ляемое государство и его граждане пользовались всеми права­ми, которые им принадлежат согласно законам государства пребывания и действующим международным конвенциям. В случае необходимости он ходатайствует об учреждении опеки или попечительства над гражданами своего государства, выс­тупает без доверенности в качестве представителя наследни­ков, отказополучателей и их правопреемников по всем наслед­ственным делам. Если требуется, консул подает в соответству­ющие служебные учреждения ходатайства о рассмотрении спо­ров и претензий, касающихся наследственного имущества умерших граждан представляемого государства.

2. Функции в области торговли и судоходства. Консул осу- ществляет охрану и защиту экономических и правовых инте- ресов представляемого государства, его юридических лиц и граждан. Он следит за исполнением торговых договоров, дого- воров о судоходстве, воздушной навигации, об оказании право- вой помощи и т.д., участниками которых являются страна, назначившая консула, и страна пребывания.

Консул интересуется торговой, экономической, культурной и научной жизнью государства пребывания, готовит сообще­ния о них своему правительству и предоставляет полученную информацию заинтересованным лицам. Консул информирует свое правительство о законах и правилах государства пребыва­ния в области судоходства, воздушной навигации, таможен­ных установлений и т.д. Одной из традиционных функций консула является наблюдение за гражданскими воздушными судами, автомобильным и железнодорожным транспортом, су­дами речного и морского флота своего государства на террито­рии государства пребывания.

  1. Административные функции. В отношении граждан сво­его государства консул регистрирует акты гражданского состоя­ния: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена фамилии, имени и отчества, смерть. Он принимает ходатайства соотечественников, постоян­но проживающих за границей, о внесении изменений, исправ­лений и дополнений в записи актов гражданского состояния, о восстановлении утраченных записей, о перемене фамилии, име­ни и отчества и направляет их на рассмотрение компетентным органам.

  2. Нотариальные функции. Консул составляет, свидетельс­твует или принимает на хранение завещательные распоряже­ния и все односторонние акты граждан представляемого госу­дарства, а также оформляет двусторонние юридические сделки.

На консулов возлагается функция по легализации докумен­тов и актов, составленных при участии местных властей кон­сульского округа или исходящих от них. Консульская легали­зация (от лат. legalis — законный) — это установление и засви­детельствование консулом личной подписью и печатью кон­сульского учреждения подлинности подписей на документах, удостоверенных властями консульского округа или исходя­щих от них, а также соответствия документов законам госу­дарства пребывания. Тем самым подтверждается пра­вомерность этих документов в международном общении. Кон­сульская легализация производится как для граждан своей страны, так и для иностранцев. Ее целью является обеспечение органам страны, где документ предназначен действовать, га­рантии того, что документ является подлинным и оформлен должным образом.

Консул принимает на хранение от соотечественников де­нежные суммы, документы и предметы всякого рода.

5. Информационная функция. Консул собирает информа­цию о различных сторонах хозяйственной, коммерческой и культурной жизни своего округа, готовит доклады своему пра­вительству и сообщает необходимые сведения заинтересован­ным лицам и организациям представляемого государства.

Консул Республики Беларусь исполняет функции, предус­мотренные Консульским уставом РБ: следит за тем, чтобы граждане Беларуси в полном объеме пользовались правами, предоставленными им законодательством своей страны и стра­ны пребывания. Консул обязан принимать меры по восстанов­лению нарушенных прав юридических и физических лиц республики; принимать письменные и устные заявления от юридических лиц и граждан Беларуси, а также от иностран­ных юридических лиц и граждан по вопросам, которые отно­сятся к его компетенции.

Консул ведет учет граждан Республики Беларусь, которые постоянно или временно, но не менее 6 месяцев, проживают на территории консульского округа; оказывает содействие пред­ставителям своего государства, если они находятся в пределах его консульского округа, в выполнении служебных обязаннос­тей. Консул имеет право без доверенности представлять в уч­реждениях государства пребывания интересы соотечественни­ков, если они отсутствуют и не поручили ведение дел другому лицу, либо не в состоянии защищать собственные интересы по другим причинам; ведет воинский учет граждан Республики Беларусь; исполняет поручения (полученные через МИД РБ) следственных органов и судов относительно граждан Белару­си, если это не запрещено законом государства пребывания.

Консул выполняет также функции в отношении усыновле­ния (удочерения), установления отцовства, изменения фами­лии несовершеннолетнего, установления опеки и попечительст­ва; регистрации актов гражданского состояния; распоряжения имуществом граждан РБ, которые находятся под арестом, за­держаны, лишены свободы в иной форме, отбывают наказание; выдачи паспортов и виз, получения гражданства и оформления на постоянное жительство. Консул имеет право на нотариаль­ные действия, легализацию, выполнение функций в области торговли и судоходства, санитарной, фитосанитарной и вете­ринарной защиты, на взимание консульских сборов (в соответ­ствии с тарифом консульских сборов РВ). Консул может испол­нять и другие функции, если они не противоречат законода­тельству Республики Беларусь и законодательству государства пребывания.

Исполнение консулом своих функций за пределами кон­сульского округа, в третьем государстве или от имени другого государства может иметь место только по решению МИДа РБ и с согласия государства пребывания. Консул с согласия государ­ства пребывания может быть уполномочен на исполнение дип­ломатических актов. После уведомления государства пребыва­ния консул Республики Беларусь может исполнять функции представителя при международной организации.

Конвенция о консульских сношениях 1963

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *