По новому Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государствен­ных и муниципальных нужд» в организациях должна быть создана служба по закупкам. Бюджетное учреждение планирует осуществлять закупки за счет средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (на основании ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). Обязательно ли наличие специ­ального отдела при осуществлении закупок в соот­ветствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ?

Поскольку Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государ­ственных и муниципальных нужд» уже вступил в силу с 1 января 2014 года, то бюджетные учрежде­ния обязаны руководствоваться этим законом. Но применять Закон № 44-ФЗ указанные организа­ции должны с учетом особенностей, установлен­ных ст. 15 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 ФЗ-44).

В соответствии с ч.

Необходимо ли автономному муниципальному учреждению назначать контрактного управляющего

1 ст. 38 ФЗ-44 заказчи­ки, совокупный годовой объем закупок которых, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создание специального структурного под­разделения не является обязательным). Если же совокупный годовой объем закупок не превы­шает 100 млн руб., по смыслу положений ч. 2ст. 38 ФЗ-44, заказчик обязан по своему выбору или сформировать контрактную службу, или назна­чить контрактного управляющего. Каких-либо исключений ФЗ-44 не предусмотрено. Иными словами, формирование контрактной службы или назначение контрактного управляющего является для заказчика обязательным. И эта обязанность не зависит от того, принималось ли заказчиком допу­скаемое ч. 2 ст. 15 ФЗ-44 решение об осуществле­нии закупок в предусмотренных этой нормой пре­делах в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и предусмотренным им положением о закупках.

К сожалению, из положений ч. 4 ст. 38 ФЗ-44, в которой перечислены функции и полномочия контрактной службы, не ясно, обязана она осу­ществлять эти полномочия в отношении только закупок, осуществляемых в соответствии с требо­ваниями этого закона, либо в любом случае всех закупок заказчика.

Законом же № 223-ФЗ вопрос об организации закупок внутри организаций-заказчиков не регу­лируется в принципе, то есть заказчик, руковод­ствующийся по общему правилу этим законом, вправе организовывать процесс закупок лично, сформировать соответствующее структурное под­разделение, назначить ответственным за осущест­вление закупок любого работника или не центра­лизовывать организацию закупок вовсе.

Поэтому вопрос об исполнении контрактной службой или контрактным управляющим пред­усмотренных ФЗ-44 полномочий в отношении закупок, осуществляемых заказчиком в соответ­ствии с ФЗ-223, на настоящий момент остается открытым. Хотя нам представляется логичным, что коль скоро создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего все равно является обязательным для всех заказчиков, включая и тех, которые при осуществлении части закупок руководствуются Законом № 223-ФЗ, то таким службе или управляющему следует поручить и организацию закупок в соответствии с указан­ным законом.

Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъ­яснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Надежда Верхова и Аркадий Серков,

эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Сфера госзакупок — одна из самых динамичных в современном законодательстве. При этом санкции (в том числе и персональные) за несоблюдение законодательства в этой сфере достаточно велики.

Требования к специалисту и эксперту в сфере закупок.

Однако количество людей, желающих получить должность специалиста по госзакупкам, не уменьшается — видимо, потому что молодые люди часто не до конца представляют себе, что именно должен знать и уметь специалист по госзакупкам и что входит в его непосредственные обязанности.

Попробуем кратко рассказать о том, что должен знать и уметь начинающий специалист по госзакупкам

Какое образование должен иметь специалист по госзакупкам

Осенью 2015 года в этой области наконец был наведен порядок. Если раньше понятия «контрактный управляющий» или «специалист по госзакупкам» были только общими фразами, а люди, которые занимались госзакупками, занимали должности юристов, экономистов или бухгалтеров, то теперь существует целый ряд должностей с требованиями к их соискателям.

Общими требованиями являются: наличие высшего или среднего профессионального образования (в зависимости от должности), повышение квалификации или прохождение программы переподготовки, а также наличие опыта работы. Подробно эти требования изложены в профессиональных стандартах.

Как правило, чаще всего специалистами по госзакупкам становятся люди с юридическим, экономическим или бухгалтерским образованием. Причем в небольших организациях работа с закупками им достается в придачу к их основным обязанностям. И только крупные организации (как заказчиков, так и поставщиков) могут себе позволить отдельного сотрудника или даже целую контрактную службу.

Какими знаниями должен обладать специалист по госзакупкам

Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Для начала будущий специалист по госзакупкам должен обладать хотя бы поверхностными знаниями в таких сферах, как юриспруденция, бухгалтерия и договорная работа. Если этих знаний нет, работа может оказаться не по силам, особенно если человеку предстоит стать единственным специалистом по госзакупкам в организации. Также важно хотя бы немного разбираться в специфике деятельности организации.

Эти требования обусловлены тем, что люди, занимающиеся закупками со стороны заказчика, должны планировать необходимые закупки, осуществлять их, заключать договоры, а затем принимать работы, товары, услуги и оформлять соответствующие документы. А специалисты, работающие на стороне поставщиков, должны заниматься поиском интересующих их организацию закупок, подготовкой предложений, заключением договоров и т. д., поэтому, чтобы найти подходящую закупку, нужно понимать, что именно ваша организация предлагает.

Следующий этап — прохождение курсов повышения квалификации по госзакупкам. Для специалистов, работающих со стороны заказчика, этот этап обязателен (если посмотреть предлагаемые вакансии, наличие удостоверения о повышении квалификации является чуть ли не единственным обязательным требованием к соискателям этой должности). Для специалистов, которые хотят работать в сфере госзакупок со стороны поставщика, этот этап желателен, т. к. без него разобраться во всех хитросплетениях ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и других смежных законодательных актах крайне сложно.

При этом следует понимать, что прохождение курсов не сделает вас настоящим специалистом. Курсы дадут вам теоретические и, возможно, немного практических знаний, которые вам предстоит дополнять самостоятельно. А потому — пара слов о личностных характеристиках.

Какими качествами должен обладать специалист по госзакупкам

Банально, но специалист по госзакупкам должен быть очень внимательным человеком. Это та самая сфера, где ошибка в дате может привести к огромным штрафам как на организацию, так и лично на человека, допустившего ошибку. Невнимательное прочтение документации со стороны поставщика может привести к тому, что его организацию не допустят к участию в очень выгодном тендере или, что еще хуже — к тому, что организация не сможет выполнить взятые на себя обязательства и попадет в реестр недобросовестных поставщиков, лишившись возможности принимать участие в госзакупках.

Так как законодательство о госзакупках имеет привычку регулярно меняться, человек, работающий в этой сфере, должен обладать хорошей обучаемостью. Постоянное повышение квалификации (речь не только о курсах, но и о самообразовании) — неотъемлемая часть работы специалиста по госзакупкам.

Еще одно важное качество специалиста по госзакупкам — высокая работоспособность. Как уже упоминалось выше, в небольших организациях специалист по госзакупкам обычно выполняет еще функции бухгалтера, юриста или экономиста. Поэтому небольшой объем закупок в таких организациях будет сопровождаться дополнительной нагрузкой. А в больших организациях, где объем закупок велик, специалисту по госзакупкам придется работать за троих. Если вы не готовы к постоянной нагрузке и периодическим авралам — эта работа не для вас.

Как назначить контрактного управляющего или организовать контрактную службу

Основные понятия

Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).

Должностные обязанности должны быть закреплены в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.

Контрактным управляющим должен быть только штатный сотрудник организации (письмо Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996).

Регламентирующие документы

В своей работе должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок, руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон № 44-ФЗ;
  • гражданское и бюджетное законодательство;
  • нормативно-правовые акты, которые регламентируют сферу госзакупок в России;
  • должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения или положение о контрактном управляющем 2018 года.

Приказ о назначении

Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма также не разработана, поэтому можно составить его в свободной форме на бланке организации.

В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.

Должностные обязанности

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ заключаются в следующем:

  • осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
  • проведение закупочных процедур (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
  • заключение контракта, его расторжение, а также внесение в него изменений;
  • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
  • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
  • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
  • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

Пример должностной инструкции

При назначении контрактного управляющего должностные обязанности можно закрепить с помощью должностной инструкции.

Судебная практика в области менеджмента позволяет специалистам разработать в себе определённые навыки. Проблема заключается в том, что начинающие аудиторы сталкиваются со сложностями.

ШКОЛА ЗАКУПОК

Все заказы и проекты не могут быть однотипными и каждый из них требует отдельного решения. Поэтому обучение участию в госзакупках и тендерах должно помочь вам более оптимально освоить все нюансы представленной деятельности. В дальнейшем вы будете одним из профессиональных аудиторов своей компании. На официальной странице fcaudit.ru представлена более подробная информация касаемо данных аспектов.

Многие пользователи задаются вопросом, а нужно ли обучение по 223 ФЗ и что оно дает. После получения высшего образования вы не владеете практическими знаниями, не знаете о новшествах, поэтому и работать вы не сможете. Пройдя курсы, вы получаете некоторые практические умения, которые уже можно будет применять. Поэтому найти высокооплачиваемую работу становится намного проще.

Таким образом, обучение участию в госзакупках и тендерах станет для любого человека возможностью двигаться по карьерной лестнице. Это довольно серьезное решение, которое вы должны принимать только подумав. Образовательный центр fcaudit.ru предлагает пользователям возможность пройти обучение по всем существующим направлениям и получить достойный диплом. В дальнейшем устроиться на работу для вас будет намного проще. По всем вопросам всегда можно обратиться к менеджерам. Специалисты проводят консультации в круглосуточном режиме.

Задаваться вопросом, а нужно ли обучение по 223 ФЗ не стоит, так как вы все равно придете к положительному решению. На сегодняшний день существует невероятно большое количество методов образовательных достижений, которые позволят вам максимально эффективно пользоваться знаниями. Конечно же, отрасль государственных и муниципальных закупок должна быть вам и изучена в полном объеме. Проводится обучение участию в госзакупках и тендерах не первый год и подготовлено невероятно большое количество квалифицированных специалистов.

Касаясь таких вопросов, конечно же, нельзя упускать из виду большое количество факторов. В первую очередь без требуемой квалификации никто не возьмет человека на работу. Поэтому вам нужен диплом, свидетельствующий об узкой специализации, в которой вы будете работать. Только в таком случае вы имеете шанс устроиться, а если за плечами будет практика, то вы станете востребованным специалистом. Поэтому спешите обучаться.

Виртуальный сервис fcaudit.ru вмещает в себя всю информацию, которую должны знать профессионалы своего дела. Если вы до сих пор не разобрались в основах вашей работы, то лучше всего посетить повышение квалификации. Там вы убедитесь в том нужно ли обучение по 223 ФЗ в настоящее время. Любая крупная компания нанимает менеджеров не с высшим образованием, а имеющих опыт и дипломы о повышении квалификации и прохождении профильных курсов. Только в таком случае вы сможете получить требуемое место.

Автор:

Контрактный управляющий по 223 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *