С 11 июля 2016 года при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяются новые коды ОКВЭД-2. Это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, который используется для определения кодов основного и дополнительных видов деятельности, указываемых при регистрации организаций и ИП. В формах заявлений, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при заполнении кодов видов экономической деятельности указывается не менее 4 цифровых знаков.

Теперь поясняем – надо выбрать и заявить как минимум основной вид деятельности, но лучше также сразу заявить дополнительными все виды деятельности, которыми предполагает заниматься индивидуальный предприниматель. Сложность состоит в том, что психологических услуг ни в каком виде в ОКВЭДе нет. Однако юристы Центра сертификации, изучив законодательство, нормативные документы и сложившуюся практику, подобрали коды, которые можно использовать для описания деятельности психологов и различных психологических услуг (в том числе: психологическое консультирование, коучинг, проведение психологических групп, тренингов, мастер-классов, семинаров, супервизия, а также работа психолога с организациями). Соответствующие коды ОКВЭД-2 с расшифровками представлены ниже на этой странице сайта.

Рекомендации юристов Центра сертификации профессиональных психологов и психотерапевтов для выбора основного кода ОКВЭД (остальные коды можно заявить дополнительными):

  • Если Вы работаете с частными клиентами, и Вашим главным видом деятельности является индивидуальное психологическое консультирование – основной код ОКВЭД 96.09.
  • Если Вы работаете с частными клиентами, и Вашим главным видом деятельности является семейное психологическое консультирование и/или работа с детьми и подростками, детско-родительскими отношениями и/или с лицами с физическими или умственными недостатками или лицами с ограниченным обучением – основной код ОКВЭД 88.99.
  • Если Вы больше работаете с организациями, чем с физическими лицами, лучше выбрать основным код ОКВЭД 70.22.
  • Тренеры, коучи, супервизоры, а также другие специалисты, прежде всего ведущие обучающую деятельность (в том числе любые курсы для специалистов-психологов, мастер-классы, а также курсы личностного роста для клиентов), выбирают основным код ОКВЭД 85.41.9.
  • Если Вы преимущественно ведете какие-либо специальные курсы для клиентов, не относящиеся к личностному росту – Ваш основной код ОКВЭД 85.42.9.

Есть много других вариантов кодов ОКВЭД, которые могут быть основными либо дополнительными для определенных психологических и смежных с ними услуг (в частности: научные изыскания и разработки в области психологии, деятельность писателей и журналистов в области психологии, подбор персонала, исследования конъюнктуры рынка, рекламная деятельность, изучение общественного мнения, деятельность по письменному и устному переводу и т.д.), но мы не можем здесь описать все возможные случаи. При возникновении такой необходимости по Вашему запросу мы можем помочь подобрать основной и дополнительные коды ОКВЭД в каждой конкретной ситуации.

Консультация директора Центра сертификации по всем вопросам деятельности ИП и юридических лиц в сфере оказания психологических услуг и психотерапии стоит 7500 руб./час. Запись на консультацию производится по будним дням с 12-00 до 16-00 по телефонам Центра сертификации.

Расшифровка вышеперечисленных кодов (ОКВЭД-2):

  • 70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

Эта группировка включает:

— предоставление консультационных услуг;

— выдачу рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.

Предоставление этих услуг компаниям или иным организациям может включать консультирование, выдачу рекомендаций или оказание помощи по следующим направлениям:

— разработка процедур и методов бухгалтерского учета, программ учета затрат, бюджетирования;

— консультирование и оказание помощи компаниям и иным организациям в сфере планирования, организации, эффективности и контроля управленческой информации и т.п.

Эта группировка не включает:

— разработку систем бухгалтерского программного обеспечения, см. 62.01;

— юридические консультации и посредничество, см. 69.10;

— бухгалтерский учет и аудит, консультирование по вопросам налогообложения, см. 69.20;

— консультирование по строительству и архитектуре, см. 71.11, 71.12;

— консультирование в области экологии, агрономии, безопасности и прочую подобную деятельность по консультированию, см. 74.90;

— консультирование по размещению или найму персонала, см. 78.10;

— консультирование по вопросам образования, см. 85.60.

  • 85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

Эта группировка включает:

— образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы.

Эта группировка также включает:

— дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста.

Эта группировка также включает:

— лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение.

Эта группировка не включает:

— обучение религии, см. 94.91.

  • 85.42.9 Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки

Эта группировка включает:

— курсы по подготовке охранников;

— курсы выживания;

— ораторские курсы;

— курсы скорочтения.

Эта группировка также включает:

— обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.

  • 88.99 Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки

Эта группировка включает:

— предоставление услуг социального характера, консультаций, материальной помощи;

эти услуги могут предоставляться государственными службами или частными организациями, оказывающими помощь при стихийных бедствиях, а также национальными и местными организациями взаимопомощи, специалистами по: предоставлению социальной помощи детям и подросткам и руководства их воспитанием; усыновлению (удочерению), деятельность по предотвращению жестокого обращения с детьми и другими лицами; консультированию по домашнему бюджету, по вопросам брака и семьи, кредитам и займам; предоставлению социальных услуг на муниципальном уровне; оказанию помощи жертвам стихийных бедствий, беженцам, мигрантам и т.п., в том числе предоставление им места для временного проживания или жилья на длительный срок; профессиональной реабилитации для безработных при условии, что объем образовательных услуг ограничен; определению права на получение социальной помощи, доплаты за аренду жилья (жилищных субсидий) или продовольственных талонов; подготовке к определенному виду деятельности лиц с физическими или умственными недостатками, с ограниченным обучением; сбору средств или иной благотворительной деятельности по оказанию помощи, связанной с предоставлением социальных услуг.

Эта группировка не включает:

— финансирование и управление обязательными программами социального обеспечения, см. 84.30;

— предоставление услуг социального характера, подобных описанным в этой группировке, с обеспечением проживания, см. 87.90.

  • 96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки

Эта группировка включает:

— деятельность астрологов и медиумов;

— социальные услуги, такие как услуги эскорта, бюро знакомств и брачных агентств;

— услуги по уходу за домашними животными, такие как содержание и дрессировка;

— деятельность генеалогических организаций;

— деятельность салонов татуажа и пирсинга;

— услуги чистильщиков обуви, швейцаров, парковщиков автомобилей и т.д.;

— деятельность, связанную с эксплуатацией автоматов личного обслуживания (фотокабинок, аппаратов для взвешивания, измерения кровяного давления, автоматических камер хранения и т.д.).

Эта группировка не включает:

— предоставление ветеринарных услуг, см. 75.00;

— эксплуатацию монетных игровых автоматов, действующих при опускании монет (жетонов), см. 92.00;

— эксплуатацию стиральных машин, действующих при опускании монет (жетонов), см. 96.01.

Порой психически здоровые люди могут утратить душевное равновесие. Не всегда удается самостоятельно справиться с нахлынувшими проблемами.

Для таких ситуаций существует профессиональная помощь – психологическое консультирование.

Что такое психологическое консультирование

Среди распространенных практик в области психологии можно выделить: тренинг, терапию, коррекцию, диагностику, профилактику, консультирование.

О консультировании впервые стали говорить в 1951 году на конференции в США. Ему отвели область психологических проблем людей, у которых отсутствуют соматические и психические заболевания.

Цели и задачи психологического консультирования отличаются от психотерапии и психокоррекции:

  1. Оно применяется более широко, чем клинические практики. С его помощью решают вопросы личности и семьи. Консультационные методики используют в менеджменте на производстве и в образовании.
  2. В отличие от психотерапевтических методов, основанных на воздействии на глубинные уровни бессознательного, психолог в основном имеет дело с ситуационными проблемами, которые решаются клиентом сознательно.
  3. Субъект находится в состоянии нести полную ответственность за свою жизнь, и консультант работает с ним через диалог. Специалист ориентируется на активизацию внутренних ресурсов личности, добиваясь от нее более вариативного поведения, способствуя выработке новых подходов и навыков.

Консультант более свободен, чем терапевт, в выборе профессиональных моделей.

Основы консультирования

Психологическая консультация основана на принципах гуманистической философии и интегральном восприятии личности.

Законы и правила, цели и ценности индивидуальной системы координат клиента, его убеждения и картина мира являются тем материалом, с которым работает консультант-психолог.

Результатом, подтверждающим истинность выбранной методики, считают: отсутствие эмоциональных симптомов напряжения и дискомфорта, исчезновение психологических трудностей в межличностных отношениях и деятельности субъекта, который обратился за помощью.

Отношения с окружающими, особенности поведения личности в недалеком прошлом и сейчас, ее непосредственное психическое состояние служат источниками данных для психодиагностики.

Работая с человеком, психолог:

  • чаще всего проводит с клиентом небольшое время – 5-6 встреч;
  • влияет на поведение субъекта прежде всего через изменение его установок на других людей, характер и формы взаимоотношений с ними;
  • целью консультаций является устранение укоренившихся в мышлении вредных стереотипов обработки информации, восприятия и реагирования;
  • отношения клиент-консультант представляют собой осознанное взаимодействие, когда субъектом принимаются самостоятельные решения, чтобы изменить собственную личность;
  • для осуществления своих функций по исследованию проблемной сферы человека психологу требуется атмосфера доверия.

Виды консультирования

Чаще всего, оказавшись на приеме, человек не представляет действительных причин своих трудностей. Психолог-консультант помогает ему прояснить ситуацию, осознать положение во всех взаимосвязях.

В зависимости от характера трудностей и особенностей клиента, консультирование возможно в разных формах:

  1. Производственное. Направлено на мотивацию персонала, повышение эффективности управления, устранение конфликтов и улучшение взаимодействий в трудовом коллективе.
  2. Профессиональное. Относится к вопросам профориентации. Оценки предрасположенности субъекта к тому или другому роду деятельности, наличие у него необходимых качеств.
  3. Семейное. Сюда входят вопросы отношений в добрачный период, работа с парами во время совместной жизни, помощь в ситуации развода. К специалисту могут обратиться родители по проблемам с детьми, супруги, не нашедшие взаимопонимания с родственниками жены или мужа.
  4. Личностное. Индивидуальные интимные вопросы – сложности во взаимодействии с окружающими, межличностные конфликты, повышенная тревожность, потеря смысла жизни.

По другим признакам можно дополнительно выделить следующие типы консультирования:

  • заочное (дистанционное) и контактное (очное);
  • групповое и индивидуальное;
  • психолого-педагогическое и деловое;
  • проблемное и кризисное.

Этапы психологического консультирования

В ходе интервью межличностное взаимодействие разделяется на отдельные фазы – в зависимости от механизма и закономерностей развития динамики диалога.

Консультативная психология разработала несколько моделей проведения беседы специалиста с клиентом, но основная структура общения в них сохраняется.

Подготовительный

Перед началом работы с человеком психолог изучает имеющиеся о нем сведения. Информация берется из журнала регистрации, учитывается мнение того, кто принимал заявку.

Кроме этого, могут иметься данные о прошлых посещениях клиентом консультации, записи специалистов, которые беседовали с ним ранее.

Некоторые сведения можно почерпнуть из социальных сетей, от общих знакомых. Если встреча проводится в организации, то дополнительную информацию собирают от руководства и партнеров по трудовой деятельности.

На первом этапе специалист обобщает имеющиеся данные, разрабатывает план беседы.

Настроечный

Индивидуальное консультирование – процесс, требующий установления доверительных, располагающих к сотрудничеству и взаимопониманию отношений.

Специалист должен уметь создать атмосферу, в которой клиент чувствует себя в безопасности. С этой целью психолог знакомит субъекта с общим планом разговора, выстраивает рациональную основу взаимодействия.

Обратившемуся за помощью человеку разъясняют психологические механизмы, структуру и цели консультирования. Это создает дополнительную мотивацию к изменениям, вовлекает субъекта в осознанную работу.

Диагностический

Требующие разрешения проблемы и конфликты, психологические трудности часто не ограничиваются вопросами, которые поставил себе клиент.

Выбирая направления диагностики, консультант должен уметь отличать проекции субъекта от имеющихся в действительности фактов, но вместе с тем не вносить свои необоснованные догадки в ситуацию.

На этом этапе выделяется структура затруднений личности, определяются проблемы, которые она может решить самостоятельно, а также наиболее уязвимые стороны внутреннего мира клиента, которые порождают драматичные последствия для человека. Выявление связей такого рода – основная задача диагностики.

Разработчики методики выделяют 3 приоритетных цели отведенного для диагностирования времени:

  1. Создать нужную атмосферу и внимательно выслушать «исповедь” человека.
  2. Выделить наиболее важную проблему и помочь клиенту ее осознать.
  3. Сформулировать ясную и точную задачу, которую будут решать психолог и субъект в процессе встреч.

Профессиональный подход предполагает, что в процессе беседы будет выведен в сферу сознания субъекта часто нечеткий и неопределенный образ желаемого будущего, прояснены жизненные цели и ценности личности консультируемого.

Важно, чтобы оценки, взгляды, жизненные представления и действительные намерения нуждающегося в помощи человека были им осмыслены и вербализированы. Клиент должен четко представлять, что будет, когда проблемы разрешатся.

Такое переструктурирование внутреннего пространства субъекта станет первым шагом к улучшению ситуации, позволит ему многие трудности психологического плана разрешать самостоятельно. От психолога требуется стимулировать компенсаторные, адаптивные и творческие способности личности, а также оказывать эмоциональную поддержку.

Рекомендательный

Психологический консалтинг ставит своей задачей поиск и выработку совместно с клиентом альтернативных подходов к жизненным трудностям. На первый план могут выйти решения, которым человек всегда предпочитал другие варианты поведения.

При обращении к специалисту субъект находится в тупиковой, по его мнению, ситуации. Доверительный разговор с психологом помогает изменить точку зрения на проблемы, отступить от жестко заданных схем мышления и восприятия.

После визита к консультанту люди часто меняют свое отношение к происходящему, пересматривают диапазон приемлемых способов эффективного и конструктивного взаимодействия с окружающими.

Когда человек начинает руководствоваться более прогрессивными установками, его поведение становится более вариативным, пластичным и гибким. Он приобретает возможность в меняющихся обстоятельствах использовать наиболее адекватные способы реагирования.

Исследования поведенческо-когнитивной психологии показали, что для социально-психологической адаптации в современном европейском городе в репертуаре человека должно быть около 600 образцов и алгоритмов поведения.

Люди, в условиях быстро меняющейся реальности с постоянно усложняющимися коммуникативными связями, вынуждены в течении всей жизни вырабатывать новые способы совладения со стрессом, формы переживания, варианты реагирования и поведения.

Рекомендации психолога должны:

  • содержать детальный план самостоятельные работы клиента;
  • предлагать действенные способы разрушения болезненных стереотипов восприятия и мышления;
  • вовлекать субъекта в деятельность по созданию творческого и гибкого подхода к взаимоотношениям с окружением.

Контрольный

Заключительный этап работы консультанта состоит в создании обратной связи с клиентом с целью получения достоверной информации о результатах процесса изменений.

Для этого теория дает следующие рекомендации:

  1. Психолог должен проанализировать полученные данные и оценить, насколько его рекомендации способствовали изменению жизненной ситуации обратившегося за помощью человека.
  2. На основе собранной информации принимается решение о коррекции выбранных способов действий, вырабатываются дополнительные указания и советы.
  3. Консультанту следует мотивировать клиента на самостоятельную активность, усиливать и стимулировать ее.
  4. Необходимо включить выводы и знания, которые получены субъектом через совместную с психологом деятельность, в постоянную структуру повседневного существования, чтобы закрепить результаты и не допустить их утраты в дальнейшем.

После того, как результаты предыдущих достижений закреплены, даже простое планирование очередного шага может являться большим стимулом к дальнейшим положительным преобразованием.

Методы консультирования

Отдельные теории личности и соответствующие им методологии выработали свои подходы к работе с клиентами. Но существует базовый набор методов, который включает: активное и эмпатическое слушание, наблюдение, интервью и беседу.

Когда инициатором разговора выступает сам клиент, чтобы ему было легче делиться своими переживаниями, психолог может использовать эмпатическое слушание. Оно характеризуется следующими особенностями:

  1. Отсутствие каких-либо оценок со стороны специалиста. Он не позволяет себе истолковывать вслух скрытые мотивы и намерения собеседника, упрекать в ошибках или сбивать того с мысли.
  2. Психолог показывает принятие и понимание эмоций и чувств субъекта, отражая его переживания при помощи специальных приемов общения.
  3. Методика позволяет профессионалу испытывать те же мысли и чувства, что и клиент, отождествиться с ним на какое-то время, встать на его место, вникнуть в ситуацию.
  4. Приемы подстройки к дыханию, позе и движениям, использование одинаковых с собеседником репрезентативных систем при разговоре, делают возможным создать обстановку доверия, и вызвать дополнительную искренность субъекта.

Для получения более детальной информации о затруднениях человека, слушание может иметь несколько другую форму. Например, методика активного слушания предполагает, что психолог задает наводящие и уточняющие вопросы с целью задать направление разговора или уточнить детали.

Кроме того, чтобы слушать активно, нужно:

  • демонстрировать направленным на собеседника доброжелательным взглядом, позой и жестикуляцией свою заинтересованность в том, что тот говорит;
  • задавая вопрос, повторять часть фразы собеседника теми же словами, или несколько переформулировав ее;
  • постоянно поддерживать беседу своими реакциями – подтверждающими внимательность кивками, словами «да-да”, «я понял”, «это интересно”, «продолжайте”.

Данная методика слушания является одним из важнейших методов работы, которым психолог должен владеть обязательно, какой бы специализации он не придерживался – организационные вопросы, семейные отношения или деловое консультирование.

Наблюдение за невербальным поведением клиента, владение языком жестов и поз может помочь консультанту получить много дополнительной информации. Наблюдательность тренируется подобно другим навыкам.

Чтобы метод приносил пользу, наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и преднамеренным.

Еще одним методом сбора необходимых сведений является интервью. В зависимости от ситуации оно бывает:

  • свободным – когда в рамках общего плана вопросы варьируются относительно особенностей клиента;
  • стандартизированным частично – четкая стратегия и гибкая тактика;
  • стандартизированным – когда вопросы и порядок проведения однозначно указаны.

Все предыдущие методы являются вспомогательными или входят в качестве элемента в основной метод проведения консультации – беседу.

Беседа необходима для установления контакта с клиентом, сбора и систематизации информации о нем, выработки рекомендаций по изменению ситуации.

Диалог с субъектом сам по себе выполняет терапевтические функции. По ходу разговора в него вплетаются различные приемы психологического воздействия, оценивается состояние человека, корректируется программа взаимодействий.

Беседа чаще всего имеет четкую структуру и включает ряд моментов:

  1. План вопросов, с помощью которых детализируются имеющиеся сведения и осуществляется побуждение личности к дальнейшему углубленному самоанализу.
  2. Техники успокаивания и ободрения, они нужны для создания доверительной атмосферы.
  3. Обобщения и перефразирования – дают клиенту лучше осознать свои мысли, установки и убеждения.
  4. Отражение чувств – сообщают субъекту, что консультант заинтересован в познании его внутреннего мира.
  5. Молчаливые паузы – помогают обратившемуся за помощью человеку глубже погрузиться в себя, увидеть собственные проблемы с разных точек зрения, оценить свои ценности, установки, чувства и реакции.
  6. Сообщение информации и интерпретаций – нужно для улучшения понимания клиентом ситуации, провоцирования его на вопросы. Они требуются, чтобы выводить в сознание субъекта все новые детали и уровни проблем.
  7. Порой психолог прибегает к умышленной конфронтации – с целью определения привычных приемов психологической защиты клиента и демонстрации ему их положительных и отрицательных сторон.

Чтобы показать субъекту искренность своих намерений и продемонстрировать новые способы поведения, психолог раскрывается перед ним, сообщает личную информацию, приводит примеры из собственной жизни.

Техники психологического консультирования

Существуют подходящие техники для любых этапов взаимоотношений специалиста и нуждающегося в помощи субъекта. С виду незначительные вариации поведения консультанта способствуют более быстрому установлению подходящих связей:

  1. Когда профессионал проводит клиента к предназначенному месту, он сначала следует впереди, а перед дверью пропускает того первым.
  2. Чтобы настроить человека положительно, специалист по общению устанавливает раппорт – специальным образом производит благоприятное впечатление, используя для этого выражение лица, позу, жестикуляцию, управляя зоной общения.
  3. Ненавязчивая спокойная музыка, возможность некоторое время побыть одному и привыкнуть к обстановке раскрепощают клиентов, снимают психологические барьеры.
  4. При формулировании рекомендаций консультант старается не использовать директивную манеру общения, заменяя ее разъяснениями, убеждением, предоставлением клиенту информации и советами.

Особенности консультирования детей у психолога

Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.

Отличия при работе с детьми:

  1. Отклонения в развитии, которые служат причиной обращения к психологу, замечаются педагогами или родителями, а не самими детьми. Инициатива обращения за помощью, соответственно, тоже исходит не от них.
  2. Детская психика изменяется быстро, поэтому важно, чтобы коррекционное воздействие имело скорый эффект. Задержка может привести к накоплению отрицательных последствий.
  3. Ответственность за результаты не может быть возложена на субъект, так как его самосознание и мыслительная активность не сформированы в полной мере, и близкое окружение имеет большое влияние.

Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.

Нередко работа с ребенком превращается в семейную терапию, т. к. семья играет существенную роль в обучении и воспитании.

Условия результативности консультаций у психолога

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно становится действенным, если сочетаются ряд факторов:

  1. Специалисты рассматривают проблему всесторонне, не делают акцент на решении сиюминутных задач, которое чаще всего имеет временный эффект. Психолог должен ориентироваться на разрешение глубоких внутренних конфликтов.
  2. Квалификация консультантов позволяет создать атмосферу доверия и установить отношения, которые позволяют получить всю требуемую информацию о проблемах и внутреннем мире клиента, использовать методы воздействия, которые требуются для достижения нужного результата.
  3. Обратившийся за помощью человек ведет себя благоразумно и дисциплинированно: посещает все встречи, выполняет самостоятельную работу в нужном объеме, выдает достоверную информацию о своих состояниях.
  4. Методики воздействия и структура консультации построены в расчете на индивидуальные особенности личности клиента.
  5. Психолог не в состоянии выполнить работу за клиента. Поэтому мотивировочная часть остается наиболее важной для всей консультационной работы.

Этика в психологическом консультировании

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование невозможно без атмосферы доброжелательности и безопасности для клиента.

Опыт работы терапевтов и психологов содержит рекомендации по этической стороне вопроса:

  1. Разделение профессионального и личного. Нежелательным явлением считаются производственные, родственные или дружеские отношения между клиентом и консультантом.
  2. Специалист не должен действовать вместо клиента. Готовые решения в текущих ситуациях, прямые советы о том, что делать в каждом данном случае, выходят за рамки профессиональной этики консультантов.
  3. Психолог не должен ставить общественные ценности выше интересов человека, который обратился к нему за помощью. Оценка действий субъекта с уровня общей морали не позволит тому быть открытым и раскрепощенным.
  4. Недопустимы также оценки со стороны самого специалиста. Этика профессии предполагает, что клиента воспринимают таким, какой он есть.
  5. Строгая конфиденциальность встреч. Никакая информация не должна выйти за рамки отношений клиента и психолога.

Можно ли консультировать друзей и родных

Личностное консультирование специалистом в области психологии своих друзей, родных и близких не считается правильным по ряду причин:

  1. Переживание за состояние знакомых людей мешает психологу воспринимать ситуацию объективно, эмоции – плохой советчик.
  2. В случае если проблема усугубится, не исключено, что виноватым в исходе дела посчитают человека, который опрометчиво давал рекомендации. Причем это может случиться вне зависимости от того, следовал ли консультируемый советам, или нет.
  3. Возможно, что специалист совершит ошибку. Последствия ему будет трудно воспринять профессионально – сделать выводы и продолжать работать.

Нельзя не учитывать и вопрос материальный. На оказание помощи будет затрачено большое количество времени, переработан немалый объем информации, но потребовать оплату с близкого человека способен не каждый. Кроме того, люди не склонны относиться должным образом к тому, что им досталось бесплатно.

Здравствуйте,

уважаемые читатели и гости моего блога!

Эта статья для тех, кто уже решился пойти к психологу, но плохо представляет, как выглядит разговор с ним. Поэтому в этой статье рассказывается о процессе прохождения психологической консультации.

Что представляет собой эта разновидность консалтинга, я уже рассмотрел в другой статье. В этой статье будут затронуты следующие вопросы:

Из каких частей состоит консультационная сессия?

И в чем суть каждой из них?

На самом деле психологи и психотерапевты всего мира консультируют по-разному. Поэтому здесь я расскажу о своем опыте психологического консультирования.
Встреча психолога и пришедшего к нему за помощью клиента делиться на три основных фазы: начало, основная часть и завершение.

Между ними нет четкой границы, консультирование – это слабоструктурированный, сугубо индивидуальный и спонтанный процесс. Тем не менее, давайте рассмотрим его согласно данному делению. Итак,…

Психологическая консультация

Начало

Встреча психолога с клиентом происходит в психологическом кабинете. В целом в нем нет чего-то особенного.

В принципе, все, что нужно для консультации – это два удобных стула, стоящих напротив друг друга и настроенность на диалог.

Встреча психолога и клиента – это встреча «тет-а-тет», сугубо частная встреча, ВСТРЕЧА двух личностей. Существует достаточно жестко соблюдаемое правило: «За стены кабинета не выходит ничего, все остается между клиентом и терапевтом».

Это очень важное правило, от его соблюдения во многом зависит эффективность психологической работы.

Кроме того, это правило есть отражение требований конфиденциальности и морально-этических оснований консультирования.

Часто бывает так, что клиент хочет, чтобы его посещения психолога остались не известными окружающим.

Многие даже страшатся приходить в психологический кабинет (об этом можно прочитать ) поскольку не хотят быть замеченными случайно попавшимися на пути к нему знакомыми.

В этом случае помогут online-консультации, когда даже не придётся выходить из дома. Но пока речь идет об offline-консультациях, т.е. очных консультационных сессиях.

Итак, после того, как вы пришли в кабинет, удобно расположились в кресле или на стуле, после приветственных слов и знакомства, происходит обсуждение основных условий консультирования и заключается так называемый «психотерапевтический контракт».

Не нужно пугаться. Здесь нет никаких юридических «фишек» и «заковыристостей», это устная договоренность об условиях консультирования: длительность сессий-встреч, время проведения, условия оплаты работы психолога, правила конфиденциальности и т.п.

Позже я рассмотрю эту тему в отдельной статье.

Далее, психолог задает стандартную фразу: «Что Вас ко мне привело?». Как правило, очень сложно начать рассказывать.

Многие теряются и не знают с чего начать. Начинайте с того, что первое приходит в голову. Можно даже о погоде.

Постепенно разговор подойдет к самому главному.

Одной из ключевых задач этой части диалога является хотя бы предварительная формулировка клиентского запроса, т.е. того, с чем вы пришли. Если очень схематично, то запрос выглядит следующим образом:

«Проблема (или несколько, но ключевых 1-2) → запрос на помощь → возможное решение», или несколько по-другому:

«Нынешнее состояние (т.е. до консультирования) → желаемое состояние (т.е. после консультирования)».

Как правило, ответ на вопрос психолога: «Что вы хотели бы получить от работы со мной?», хорошо проясняет ситуацию с запросом.

Часто бывает, что запрос сформулировать очень не просто. Мешают нахлынувшие эмоции и чувства, которые возможно копились в вас долгие годы.

Не нужно стесняться, здесь слезу вполне уместны, лучше их отпустить, слезы – это крик души, а ей лучше выкричаться, стать свободнее, расчистить место для конструктивной работы.

Слезы, в большинстве случаев, – это хороший признак, т.к. отреагирование (выплеск) эмоций, является одним из добрых оснований для успешного консультирования.

Но бывает так, что клиент желает практически немедленного решения его проблемы. «Вы же специалист, вас этому учили, помогите мне сейчас, что, я зря к вам пришел!».

В этом случае клиент перекладывает ответственность на психолога, ждет решения проблемы от него.

Но суть психологического консультирования как раз в том, чтобы клиент сам нашел в себе ответственность и силы для решения своих проблем, на этом пути психолог играет лишь роль спутника и помощника, но ни как не руководителя.

К тому же стоит помнить, что первая психологическая консультация, как правило, позволяет лишь чуть-чуть разобраться в запросе клиента и самое главное понять его.

Важно понимать, что очень многое зависит от сложности проблемы – разрешить то, что формировалось годами за 1,5 часа психотерапевтической сессии очень сложно.

Впрочем, конечно же, многие клиенты остаются удовлетворенными и одной консультацией, получив на ней необходимые ресурсы для решения проблемы.

Тут не просто что-либо предсказать, все зависит от сложности проблемы и готовности клиента к работе и изменениям, нужно пробовать и экспериментировать.

Тем не менее, всякий раз, приходя на новую консультацию, я стараюсь оставить надежду на скорую помощь.

Все-таки, мы – психологи не волшебники, а душа очень тонко настраиваемый инструмент, не терпящий спешки.

Поэтому, я осторожно рассчитываю на положительный результат, усилия для достижения которого слагаются как минимум из 3-4 встреч с клиентом.

Хотя, это всё сухие прогнозы, повторюсь еще раз, все зависит от множества индивидуальных факторов, и психологическая работа, состоящая из одной сессии, также может быть довольно эффективной.

Тем более, что в практической психологии существует целое направление – «Краткосрочная позитивная психотерапия», некоторые методы которой я активно использую.

Основная часть

Итак, запрос прояснен, Вы уже присмотрелись к психологу, а он к вам, быть может, даже что-то уже удалось понять, и консультация переходит в основную часть.

На самом деле эта фаза консультирования внешне мало отличается от предыдущей. Рассказ клиента, уточняющие вопросы для психолога, анализ ситуаций, прояснение чувств.

Основная задача, стоящая здесь перед клиентом и психологом, это как можно глубже понять проблему, ее причины и выработать наиболее эффективную модель ее решения.

Если клиент нацелен на длительную работу, то он при помощи психолога формулирует цели психологической работы над собой и проблемой, при этом могут даваться некоторые домашние задания, например, ведение дневника чувств, записывание сновидений, фантазий, анализ конфликтных ситуаций и т.п.

Завершение

По окончанию сессии психолог, как правило, просит клиента поделиться своими чувствами и мыслями по поводу состоявшегося разговора о проблеме.

Следует помнить, что самое важное и ценное может быть высказанным в самом конце.

Если клиент готов работать дальше, то в самом общем виде обсуждаются цели и задачи следующей сессии.

И клиент, и психолог, могут высказаться относительно результатов консультационной сессии, отметить ее положительные и отрицательные стороны.

На самом деле, следует быть честным, и если вы не удовлетворены работой психолога или какими-то отдельными ее аспектами, лучше сказать об этом и обсудить это вместе с ним.

(Кстати, о том, как выбрать подходящего психолога, вы можете .

После краткого подведения итогов, клиент расплачивается, и они расстаются до следующей сессии, либо навсегда.

А что же после?

Как правило, клиент, покидая психологический кабинет, чувствует себя несколько лучше, чем до его посещения, даже если проблема, звучащая в запросе, не получила должного разрешения.

Это, прежде всего, связано с тем, что он выговорился, хоть немного выплеснул (отреагировал) свои чувства, а самое главное, то, что его по-настоящему выслушали, быть может, впервые за многие-многие годы.

Очень хорошо, если клиенту при помощи психолога удалось выработать общую модель дальнейшей работы с проблемой.

Это необязательно что-то, описываемое словами, это вполне может быть лишь интуитивное понимание решения проблемы, но часто его оказывается достаточным, чтобы человек начал действовать изменять ситуацию к лучшему.

В заключении отмечу, что зачастую положительные результаты психологической консультации проявляют себя лишь через несколько дней, недель и даже месяцев, при этом клиент может даже не осознавать этого.

На этом пока все, до встречи в следующей статье.

Берегите себя

Собираюсь регистрировать ИП для предоставления услуг психолога. Возник вопрос, какой(-ие) ОКВЭД выбрать. Склоняюсь к двум вариантам: 88.99 Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки 96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки 1) С точки зрения соответствия могу ли я поставить код 88.99, если провожу платные индивидуальные психологические консультации? И если нет, то каким образом можно под этот код попасть? 2) Есть ли смысл ставить два кода: один основным, другой — дополнительным? Если ставить два, какой код выгоднее ставить основным? 3) С точки зрения налогообложения какой код выгоднее в Воронежской области?

Здравствуйте! В вашем случае оптимально использовать следующий код по Общероссийскому классификатору кодов экономической деятельности: 96.09 Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки, поскольку самостоятельного кода по услугам психолога в классификаторе не содержится. Направления хозяйственной деятельности слишком многоранны чтобы учесть все, классификатор ОКВЭД является универсальным на все случаи.

Что касается, ОКВЭДа 88.99 Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки (предоставление услуг социального характера, консультаций, материальной помощи), если Вы действительно оказываете такую помощь, есть смысл включить этот оквед, однако основным в Вашем случае будет 96.09.

Выбирая систему налогообложения, учитывая ваш вид деятельности, лучше остановиться на Упрощенной системе налогообложения (УСН), с объектом налогообложения — доходы, ставка налога — 6 %.

Консультирование психологическое

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *