Текст Ст. 9 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Комментарий к Ст. 9 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир.

Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Отметим также, что на протяжении второй половины ХХ в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, является основным средством наполнения российского бюджета. При этом данные природные ресурсы распределены по территории России крайне неравномерно, например, 80% российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе, а 60% российской нефти — в Ханты-Мансийском автономном округе.

Что же касается земли как природного ресурса, то ее выделение в Конституции РФ среди иных природных ресурсов связано с тем, что вопрос о собственности на землю на протяжении длительного времени был одним из самых сложных в общественно-политической жизни России. До конца он не разрешен и сейчас.

Норма ч. 1 комментируемой статьи 9 Конституции РФ сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы.

Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл. Согласно положениям п. 3 ст. III Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации*(33), земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. В силу этого некоторые республики длительное время сохраняли в своих конституциях нормы о праве собственности на природные ресурсы, несмотря на то, что подобные положения не нашли отражения в действующей Конституции РФ 1993 г.

Для разрешения ситуации потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который высказал следующую позицию.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы*(34).

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Развивая правовую позицию Конституционного Суда РФ, следовало бы признать, что в отношении природных ресурсов как публичного достояния субъектом права собственности должен выступать весь народ, а не конкретное местное сообщество, на чьей территории расположены природные ресурсы. Провозглашение природных ресурсов основой жизни и деятельности народов (населения) предполагает повышенную роль государства, поскольку именно государство выражает интересы населения в целом. Иными словами, природные ресурсы в таком толковании должны находиться исключительно в государственной собственности. Заметим, однако, что формулировка конституционной нормы предполагает, что земля и другие природные ресурсы «используются и охраняются», что не означает исключительной государственной собственности на них. Этот вывод подтверждается и частью второй комментируемой статьи 9 КРФ. Следует отметить, что использование и охрана природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов обязательно предполагает наличие определенных ограничений прав собственника, направленных на наиболее рациональное использование потребляемых ресурсов с соблюдением интересов всего общества, что может выражаться, например, в повышенных налогах на использование природных ресурсов, возложении на собственника обязанностей по охране природных ресурсов и их сохранении и восстановлении, если это возможно. Однако исключительная государственная собственность на природные ресурсы непосредственно из норм Конституции РФ не вытекает.

Таким образом, норма части первой комментируемой статьи должна трактоваться как обязанность органов власти Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц по рациональному и эффективному использованию земли и других природных ресурсов, их охране от нерационального использования, порчи, заражения, восстановлению и улучшению возобновляемых природных ресурсов и экономному расходованию невозобновляемых. Все это должно осуществляться в интересах каждого землевладельца и природопользователя, а также многонационального народа России и каждого из входящих в его состав народов, с учетом обеспечения прав будущих поколений. При этом в определенных законом случаях необходимы некоторые ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов требованиями их эффективного и рационального использования, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологическими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения *(36).

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля над указанной деятельностью.

2. Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Вопрос о собственности на природные ресурсы довольно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не могут выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Норма части второй комментируемой статьи сформулирована таким образом, что, с одной стороны, в ней провозглашена возможность нахождения природных ресурсов в любой форме собственности, а с другой — формулировка «могут находиться», как отметил Конституционный Суд РФ, означает, что, допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция Российской Федерации не обязывает к тому, чтобы все природные ресурсы находились в этих различных формах собственности*(37).

Согласно положениям действующего законодательства России большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 18 июля 2008 г.) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности*(38).

Согласно Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу*(39). Такие водные объекты принадлежат собственнику земельного участка. Все иные водные объекты не являются объектами гражданских прав.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом*(40).

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»*(41) исходит из того, что животный мир (совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью (Российской Федерации или ее субъектов).

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Таким образом, из действующего законодательства следует, что природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и ее субъектов.

Эта позиция законодателя наиболее полно соответствует части первой комментируемой статьи в предложенной Конституционным Судом России трактовке. При этом в последние годы наблюдается тенденция к передаче данных объектов в исключительную федеральную собственность.

Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю*(42). Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр.

Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.

Решения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.

**

Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны, а также использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа и других специфических минеральных ресурсов.

Континентальный шельф РФ включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Российская Федерация осуществляет свои суверенные права в пределах исключительной экономической зоны, равной 200 морским милям от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (если иное не предусмотрено международными договорами РФ) в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов.

Горные отношения урегулированы Законом о недрах, Законом о соглашениях о разделе продукции, Федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» , а также международными договорами РФ и нормами международного права в той части, в какой устанавливается правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Недра в пределах государственной границы Российской Федерации составляют государственный фонд недр. При приватизации земли порядок использования недр осуществляется в соответствии с Законом о недрах, исключающим негосударственную собственность на недра. Распоряжение государственным фондом осуществляется централизованно, в основном в соответствии с федеральным законом, принимаемым Федеральным Собранием РФ по каждому конкретному участку недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях раздела продукции либо по решению Правительства РФ, либо по совместному решению федерального органа управления недрами (его территориального органа) и органа исполнительной власти субъекта РФ, либо только субъекта РФ.

Утверждение государственной монополии на недра и строго централизованное распределение горных отводов продиктовано интересами экономической безопасности страны. Ограничение прав граждан и их объединений допустимо в силу нормы ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Интересы национальной безопасности и другие цели, названные в ст. 55 Конституции РФ, служат основанием для введения ограничений или запрещений в пользовании недрами или на приобретение права собственности на добываемые драгоценные металлы, природные драгоценные камни, радиоактивное сырье и другие металлы и продукты. Монополия в этой сфере обусловливает подчинение горных правоотношений антимонопольному законодательству.

Права применительно к континентальному шельфу закон называет исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы, никто не может делать это без ее согласия, а также разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей, сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

Регулирование рассматриваемых отношений и прежде всего отношений собственности и недропользования, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в особом централизованном порядке, а рынок продукции минерального сырья ограничен, поскольку в результате формируется Золотой запас государства, Алмазный фонд Российской Федерации, другие государственные фонды и запасы драгоценных металлов и драгоценных камней, а также государственный бюджет. Все это требует особого учета, отчетности, государственного контроля и ответственности за нарушение установленного порядка изучения, разведки и добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

В состав государственного фонда входит Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, формирующийся для регулирования объемов добычи и обеспечения в перспективе потребностей, состоящий из резервных месторождений.

Недра предоставляются в пользование для геологического поиска, разведки, добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей (строительство и эксплуатация подземных сооружений), либо для использования природных лечебных ресурсов курорта (питьевые воды и лечебные грязи). Объект пользования — в границах лицензионного участка в виде горного отвода. Для определения границ учитываются размеры участка недр, зоны подхода и эксплуатации горных выработок и другие факторы.

Пользователи недр — субъекты предпринимательской деятельности, в том числе и иностранцы, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователям, т.е. получившие или переоформившие лицензию на пользование участками недр в установленном порядке (в отдельных случаях недропользователям, право которых досрочно прекращено, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр может быть предоставлено право краткосрочного (до одного года) пользования прежним участком недр с оформлением соответствующей лицензии).

Работы по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивного сырья и радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов разрешено вести исключительно юридическим лицам, имеющим лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти на эти цели. Лечебно-профилактическая деятельность с использованием природных лечебных ресурсов разрешена только санаторно-курортным организациям, имеющим статус лечебно-профилактических организаций, функционирующим на основании выданных лицензий.

Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться исключительно юридическими лицами. При этом закон предусматривает, что Российской Федерации, субъектам РФ, а также организациям, созданным без участия иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должно принадлежать большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организаций, осуществляющих деятельность по добыче алмазов. Разрешена старательская добыча как способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе артелями старателей, кроме добычи алмазов. Аффинаж драгоценных металлов (их очистка от примесей) могут осуществлять только организации по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Поскольку недропользователями могут быть иностранные физические и юридические лица, законом (ст. 23 Закона о соглашениях о разделе продукции) в соответствии со ст. 127 ГК предусмотрена возможность отказа государства в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и юридическими лицами, от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и(или) судебно-арбитражного решения.

Деятельность, связанная с пользованием недрами, лицензируется в установленном порядке. Права и обязанности недропользователей возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции — с момента вступления такого соглашения в силу. В последнем случае не допускается передача участниками соглашений прав и обязанностей третьим лицам без согласия государства.

Орган, выдающий лицензию, принимает решение, проводить конкурс или аукцион на право пользования участками недр. Правительством РФ рекомендовано использовать преимущественно аукционную систему предоставления лицензий, предусматривать в условиях конкурсов (аукционов) требования, препятствующие участию в них юридических и физических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджеты разных уровней, принимать меры по досрочному прекращению права пользования недрами, если недропользователи, допускающие нерациональное использование ресурсов недр, отказываются от включения в лицензии и соглашения дополнительных условий, необходимых для выполнения требований законодательства по пользованию недрами.

Лицензия — это специальное разрешение, удостоверяющее право ее владельца на пользование участком недр в соответствии с указанными в ней целью и видом деятельности. Так, для целей геологического изучения и добычи подземных питьевых вод или вод промышленного использования наделение правом пользования осуществляется по совместному решению федерального органа управления государственным фондом недр (его территориальным органом) и органом исполнительной власти субъекта РФ.

Таков же порядок принятия решений для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, а также для размещения промышленных и бытовых отходов.

Порядок получения права пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий) или участками недр местного значения, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предусматривается органом представительной власти субъекта РФ. Как правило, выдача соответствующих разрешений поручается органам местного самоуправления.

Участки недр предоставляются на срок или без определенного срока. Для геологического изучения — на срок до пяти лет, добычи полезных ископаемых — на неопределенный срок (время отработки месторождения).

Драгоценные металлы и драгоценные камни, добытые из недр, а равно другая продукция и доходы, правомерно полученные при добыче, являются собственностью субъектов добычи, если иное не установлено лицензиями, договорами поставок (договорами поставок для федеральных нужд), заключенных с участием этих субъектов, а также международными договорами РФ. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является государство.

Аффинированные (очищенные от примесей) драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или регулированные (извлеченные из отработанных или выведенных из эксплуатации изделий технического назначения) драгоценные камни при продаже субъектами их добычи и производства предлагаются в приоритетном порядке:

1) для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней и Золотого запаса Российской Федерации;

2) субъектам РФ, на территории которых они были добыты, для пополнения их государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней.

Российская Федерация и ее субъекты наделены преимущественным правом на заключение договоров купли-продажи добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения указанных фондов. Эти ограничения не применяются при исполнении соглашений о разделе продукции относительно участников соглашений.

Соглашение о поиске, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции формируется только начиная со дня вступления в силу федерального закона о конкретном участке недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Проекты этих законов (изменений, дополнений) вносятся в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются ею при наличии заключений Правительства РФ и решений представительных органов субъектов РФ, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.

На условиях раздела продукции разрешается предоставление не более трети разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

Если участки недр находятся на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, требуется решение органа местного самоуправления, а решение субъекта РФ должно учитывать интересы этих народов.

Правительством РФ могут быть установлены случаи и порядок выплаты компенсаций коренным малочисленным народам, если не будут приняты меры по защите исконной среды их обитания и традиционного образа жизни в процессе выполнения работ по соглашению на объектах, расположенных на их территориях, и хозяйственной деятельности.

Переговоры и заключение соглашений об этом поручаются исключительно Правительству РФ и органу исполнительной власти субъекта РФ. Субъект РФ законодательно регулирует свое участие в соглашениях.

В отдельных случаях перечни участков недр, право пользования которыми осуществляется на условиях раздела продукции, могут быть предоставлены на основании решения Правительства РФ и решения органа государственной власти субъекта РФ, но только при определенных нормативах месторождений нефти, газа, золота и иных стратегических видов полезных ископаемых, установленных законом. В этих случаях инвестор является пользователем недр для разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных федеральным законодательством условиях, отличных от условий соглашения.

Правительство РФ обязано организовать конкурс или аукцион для выявления инвестора. Только по решению Государственной Думы Федерального Собрания РФ разрешается бесконкурсное предоставление участков недр. Условия конкурса или аукциона должны включать предусмотренные законом условия и порядок раздела продукции. В случае же заключения соглашения без проведения конкурса или аукциона порядок раздела продукции устанавливается решением Правительства РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах ее исключительной экономической зоны, также утверждаются отдельными федеральными законами.

Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а также направляет доклад в Счетную палату РФ. Государственная Дума рассматривает доклад только по представлении заключения Счетной палаты РФ.

Предмет соглашения — поиск, разведка и добыча минерального сырья, раздел произведенной продукции, а также ее транспортировка, обработка, хранение, переработка, использование, реализация или распоряжение иным образом (кроме алмазов).

Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции установлены Законом о соглашениях о разделе продукции, правила которого имеют приоритет перед правилами, установленными иным законодательством, в том числе гражданским.

Права и обязанности сторон соглашения, имеющие гражданско-правовой характер, определяются и названным законом, и гражданским законодательством с учетом отмеченного выше соотношения.

Сторона, противостоящая по соглашению (договору) государству, субъект предпринимательской деятельности, именуемый в соглашении инвестором, обязуется осуществить за свой счет те действия, которые предусмотрены предметом договора.

Произведенная инвестором продукция подлежит разделу между государством и инвестором, как это обусловлено соглашением. Часть, остающаяся в собственности инвестора, состоит из так называемой компенсационной продукции (возмещающая инвестору его затраты на выполнение работ) и части прибыльной продукции, являющейся долей инвестора. Полученная государством другая часть прибыльной продукции в соответствии с соглашением подлежит распределению с субъектом РФ, на территории которого расположен предоставленный инвестору в пользование участок недр, уже на основе другого договора, заключенного между органами исполнительной власти РФ и ее субъекта.

Договор определяет условия и порядок поступления этой продукции или ее стоимостного эквивалента в согласованных пропорциях в федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Порядок использования федеральной собственности устанавливается Правительством РФ, выручка от ее реализации зачисляется в федеральный бюджет. Порядок использования части продукции, поступающей в собственность субъекта РФ, определяется его законодательством. Имущество инвестора, приобретенное для производства работ, является его собственностью, если иное не установлено соглашением. Право собственности на это имущество может перейти к государству, если стоимость этого имущества полностью возмещена.

Вся первичная геологическая, геофизическая и иная информация, производные данные, а также образцы горных пород, выявленных в результате работ по соглашению, принадлежит государству. Инвестор вправе безвозмездно пользоваться информацией на условиях конфиденциальности.

Инвестор уплачивает государству за пользование недрами:

— разовые платежи (бонусы) при заключении соглашения и (или) по достижении определенного результата;

— ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), установленные за единицу площади использованного участка недр;

— регулярные платежи (роялти) в процентах от объема добычи минерального сырья между РФ и ее субъектом, территория которого используется для проведения работ по заключенному соглашению; распределение указанной продукции, полученной государством, осуществляется на основе отдельных договоров, заключаемых органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта РФ.

Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а также сопровождающая иная продукция и доходы, правомерно полученные, становятся собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней. Иное может быть установлено лицензиями на их добычу или договорами поставок (в том числе для федеральных нужд). Те из них, которые оказались непригодными для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Уникальные самородки драгоценных металлов и уникальные драгоценные камни подлежат продаже по договорной цене (не ниже мировых цен) субъектами их добычи, в приоритетном порядке сначала специально уполномоченному федерального органа исполнительной власти, а затем — субъекта РФ.

Правило о приоритетной продаже Государственным фондам драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и субъектам РФ не распространяется на исполнение соглашений о разделе продукции при осуществлении поиска, разведки и добычи драгоценных металлов и драгоценных камней (кроме алмазов) *(501) в отношении участников соглашений.

Виновные в нарушении установленного порядка изучения, разведки и добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней привлекаются к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.

Не приобретенные в приоритетном порядке в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ самородки возвращаются субъектам их добычи или реализуются по их поручениям, в том числе с аукциона, равно как и другие драгоценные металлы и драгоценные камни, не выкупленные соответственно Государственными фондами РФ и субъектов РФ. Они реализуются субъектами их добычи и производства на свободном рынке любым физическим и юридическим лицам, в том числе через биржу драгоценных металлов и драгоценных камней, могут быть использованы также в собственном производстве либо в качестве залога, а также вывезены с территории страны для реализации на внешнем рынке в порядке, установленном Президентом РФ.

Не востребованная и не оплаченная по обязательствам часть драгоценных металлов используется их собственниками по своему усмотрению на внутреннем и внешнем рынках. Оплаченная, но не востребованная в течение 3 месяцев часть драгоценных металлов и драгоценных камней поступает в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ на ответственное хранение: она может быть востребована по предъявлении прав собственника.

Отпуск ценностей из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ строго централизован: Правительство РФ утверждает ежегодный план их использования с указанием конкретных целей отпуска, а отпуск золота и сверх плана других ценностей для целей, не предусмотренных планом или сверх запланированного объема, производится только по представлению Председателя Правительства РФ и решению Президента РФ с внесением соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Пользователи недр не могут приобретать слитки у других субъектов и друг у друга, передавать полученное минеральное сырье его участникам (акционерам), а также не допускается его передача между участниками (акционерами) пользователями недр.

Природа права пользования недрами: дискуссионный аспект

Чтобы лучше понять как сложилась современная экономика, как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем: 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм). Основу этой системы составляют:

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки. В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства, когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в ХIХ в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса. Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.

Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки. Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

В таких странах, как США и Япония, господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее. Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

Вернуться к командной системе было бы гибелью: уже первую попытку создания такой системы на протяжении 1917—1991 гг. страна пережила с трудом. Спасли лишь огромные природные богатства, терпеливость народа и некоторый потенциал, который существовал в сельском хозяйстве (после столыпинских реформ), а также в сфере науки и культуры. Вторую аналогичную попытку страна уже не выдержит: запаса прочности больше нет.

Значит, России в ближайшем будущем неизбежно придется воссоздавать рыночные механизмы и строить на их основе смешанную экономическую систему. Другое дело, что нашей стране надо выбрать для себя конкретную национальную модель такой системы. Именно вокруг этого и идут сейчас споры ученых и политиков.

Возможные варианты развития очень условно описывают стрелки А и Б.

Стрелка А соответствует варианту развития страны, который отстаивают сторонники минимального вмешательства государства в экономическую жизнь.

Стрелка Б соответствует варианту развития страны, предполагающему сохранение достаточно большого вмешательства государства в экономическую жизнь.

< Предыдущая

По Конституции СССР всё было четко и ясно.

Конституция СССР (1936 г. Сталинская редакция)

Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

Конституция СССР (1977 г. Брежневская редакция).

Недра из всенародного достояния перешли только в государственную собственность. А уже гос. собственность как бы достояние народа.

Но гос. собственность и гос. власть всё ещё являются собственностью народа. Но уже не является собственностью трудящихся. Заметили жонглирование формулировками? С этого момента пролетариат больше не является правящим классом.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Конституция РФ (1993 г. Ельцинская редакция).

Тут гос. власть и гос. собственность перестают принадлежать и народу и трудящимся. Народ остается просто источником власти. Народом по факту является каждый, кто является гражданином. А гражданином может стать любой человек. А Государство взамен теперь обязуется действовать в интересах человека и гражданина. Но не их всех вместе, как народа.

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Оставили лишь одну статью при этом с крайне обтекаемой формулировкой :

Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Недра используются как основа жизни народов? Оказывается это формулировка относится к коренным народам, живущим промыслом. А так же к охране окружающей среды и права собственности на объекты этой среды. К тому что недра должны использоваться в целях обеспечения всего народа достойной жизнью это не относится. Это не про то. Читайте комментарии.

Вывод: любой гражданин или группа граждан сейчас могут быть источником власти и действовать через государство в своих интересах, как граждан. По мнению К. Маркса это чаще всего это та группа, у которой больше денег. И вот она действует в своих интересах. Это называется «Демократия» (при соц. коммунизме источником власти могли быть только трудящиеся пролетарии»). Хорошо это или плохо, решать Вам.А «недра как собственность трудящегося народа» существуют только в умах бывших граждан СССР. Нет тут ничего вашего. Забудьте уже про это и живите новой жизнью.

Кому принадлежат природные ресурсы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *