ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2013 г. № 1034

МОСКВА

О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.09.2017 № 1089, от 13.02.2019 № 137)

В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

2. Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить в 2-недельный срок методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034

ПРАВИЛА коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе:

a) требования к приборам учета;

б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения;

в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем);

г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

2. Методология осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяется методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — методика).

3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«ввод в эксплуатацию узла учета» — процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии;

«водосчетчик» — измерительный прибор, предназначенный для измерения объема (массы) воды (жидкости), протекающей в трубопроводе через сечение, перпендикулярное направлению скорости потока;

«время работы приборов учета» — интервал времени, в течение которого на основе показаний приборов учета ведется учет тепловой энергии, а также измерение и регистрация массы (объема) и температуры теплоносителя;

«вывод тепловой сети» — выход тепловых сетей от источника тепловой энергии в определенном направлении;

«вычислитель» — составной элемент теплосчетчика, принимающий сигналы от датчиков и обеспечивающий расчет и накопление данных о количестве тепловой энергии и параметрах теплоносителя;

«зависимая схема подключения теплопотребляющей установки» — схема подключения теплопотребляющей установки к тепловой сети, при которой теплоноситель из тепловой сети поступает непосредственно в теплопотребляющую установку;

«закрытая водяная система теплоснабжения» — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения без отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети;

«измерительная система учета» — многоканальное средство измерений, включающее каналы измерения тепловой энергии с измерительными компонентами — теплосчетчиками, а также дополнительные измерительные каналы массы (объема) теплоносителя и его параметров — температуры и давления;

«индивидуальный тепловой пункт» — комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения;

«качество тепловой энергии» — совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением;

«насыщенный пар» — водяной пар, находящийся в термодинамическом равновесии с соприкасающейся с ним водой;

«независимая схема подключения теплопотребляющей установки» — схема подключения теплопотребляющей установки к тепловой сети, при которой теплоноситель, поступающий из тепловой сети, проходит через теплообменник, установленный на тепловом пункте, где нагревает вторичный теплоноситель, используемый в дальнейшем в теплопотребляющей установке;

«неисправность средств измерений узла учета» — состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях);

«открытая водяная система теплоснабжения» — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения путем отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети или отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения;

«перегретый пар» — водяной пар, имеющий температуру более высокую, чем температура насыщения при определенном давлении;

«подпитка» — теплоноситель, дополнительно подаваемый в систему теплоснабжения для восполнения его технологического расхода и потерь при передаче тепловой энергии;

«прибор учета» — средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов;

«расход теплоносителя» — масса (объем) теплоносителя, прошедшего через поперечное сечение трубопровода за единицу времени;

«расходомер» — прибор, предназначенный для измерения расхода теплоносителя;

«расчетный метод» — совокупность организационных процедур и математических действий по определению количества тепловой энергии, теплоносителя при отсутствии приборов учета или их неработоспособности, применяемых в случаях, установленных настоящими Правилами;

«срезка температурного графика» — поддержание постоянной температуры теплоносителя в тепловой сети независимо от температуры наружного воздуха;

«теплосчетчик» — прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию либо состоящий из составных элементов — преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков температуры (давления) и вычислителя;

«техническая эксплуатация узла учета» — совокупность операций по обслуживанию и ремонту элементов узла учета тепловой энергии, обеспечивающих достоверность результатов измерений;

«узел учета» — техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя;

«утечка теплоносителя» — потери воды (пара) через неплотности технологического оборудования, трубопроводов и теплопотребляющих установок;

«формуляр измерительной системы учета» — документ, составляемый в отношении измерительной системы узла учета и отражающий в том числе состав узла учета и изменения в его составе;

«функциональный отказ» — неисправность в системе узла учета или его элементов, при которой учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя прекращается или становится недостоверным;

«центральный тепловой пункт» — комплекс устройств для присоединения теплопотребляющих установок нескольких зданий, строений или сооружений к тепловой сети, а также для преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки.

4. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях:

a) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;

б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок;

в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя;

г) документирования параметров теплоносителя — массы (объема), температуры и давления.

5. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее — договор) не определена иная точка учета.

6. Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.

7. По истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.

8. Теплоснабжающие организации или иные лица не вправе требовать от потребителя тепловой энергии установки на узле учета приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных настоящими Правилами.

9. Теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений.

10. В случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором.

11. В случае если к тепловой сети, отходящей от источника тепловой энергии, подключен единственный потребитель тепловой энергии и эта тепловая сеть принадлежит указанному потребителю тепловой энергии на праве собственности или ином законном основании, по соглашению сторон договора допускается ведение учета потребляемой тепловой энергии по показаниям прибора учета, установленного на узле учета источника тепловой энергии.

12. В случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору.

13. В случае если обеими сторонами договора установлен прибор учета, для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по договору применяются показания того прибора учета, который установлен на границе балансовой принадлежности.

При наличии 2 равнозначных узлов учета по разные стороны границы балансовой принадлежности для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя принимаются показания узла учета, обеспечивающего учет с минимальной погрешностью. Погрешность в этом случае складывается из величины неизмеряемых тепловых потерь от границы балансовой принадлежности до узла учета и приведенной погрешности измерений.

14. Используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.

15. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.

16. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.

17. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

a) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

18. Выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы.

19. Узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.

20. На источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети.

21. Отбор тепловой энергии, теплоносителя на собственные и хозяйственные нужды источника тепловой энергии организуется до узлов учета на выводах. В иных случаях отбор тепловой энергии, теплоносителя должен осуществляться через отдельные узлы учета.

Отбор теплоносителя на подпитку систем теплоснабжения с установкой отдельного счетчика осуществляется из обратного трубопровода после датчика расхода по ходу потока теплоносителя. Датчики давления могут быть установлены как до датчика расхода, так и после него. Датчики температуры устанавливаются после датчика расхода по ходу потока теплоносителя.

22. В случае если участки тепловой сети принадлежат на праве собственности или ином законном основании различным лицам или если существуют перемычки между тепловыми сетями, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании различным лицам, на границе балансовой принадлежности должны быть установлены узлы учета.

23. Сбор сведений о показаниях приборов учета, о количестве поставленной (полученной, транспортируемой) тепловой энергии, теплоносителя, количестве тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета (в том числе с использованием телеметрических систем — систем дистанционного снятия показаний) осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией.

24. Потребитель или теплосетевая организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации, а также сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений от теплоснабжающей организации. Такая информация направляется теплоснабжающей организации любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, телефонограмма, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), позволяющим подтвердить получение теплоснабжающей организацией указанной информации.

В случае если технические характеристики используемых приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем.

25. Потребитель или теплосетевая организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей организации или по указанию теплоснабжающей организации представителей иной организации к узлам учета и приборам учета для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов узла учета.

26. В случае если в процессе сверки обнаружено расхождение сведений о показаниях приборов учета потребителя или теплосетевой организации в отношении объема поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя со сведениями, представленными потребителем или теплосетевой организацией, теплоснабжающая организация составляет акт сверки показаний приборов учета, подписываемый представителями потребителя или теплосетевой организации и теплоснабжающей организации.

При несогласии представителя потребителя или теплосетевой организации с содержанием акта сверки показаний приборов учета представитель потребителя или теплосетевой организации на акте делает отметку «ознакомлен» и проставляет подпись. Возражения потребителя или теплосетевой организации указываются в акте либо направляются теплоснабжающей организации в письменной форме любым способом, позволяющим подтвердить получение документа потребителем или теплосетевой организацией. В случае отказа представителя потребителя или теплосетевой организации от подписания акта сверки показаний приборов учета такой акт подписывается представителем теплоснабжающей организации с отметкой «представитель потребителя или теплосетевой организации от подписи отказался».

Акт сверки показаний приборов учета является основанием для осуществления перерасчета объема поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя со дня подписания акта сверки показаний приборов учета до дня подписания следующего акта.

27. В целях контроля объемов поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация либо потребитель или теплосетевая организация вправе использовать контрольные (параллельные) приборы учета при условии уведомления одной из сторон договора другой стороны договора об использовании таких приборов учета.

Контрольные (параллельные) приборы учета устанавливаются на сетях теплоснабжающей организации, теплосетевой организации или потребителя в местах, позволяющих обеспечить коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставленной потребителю, теплосетевой организации.

В случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета и основных приборов учета более чем на погрешность измерения таких приборов учета за период, составляющий не менее одного расчетного месяца, лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, может потребовать у другой стороны проведения учета внеочередной поверки эксплуатируемого этой стороной прибора учета.

28. Показания контрольного (параллельного) прибора учета используются в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя на период неисправности, поверки основного прибора учета, а также в случае нарушения сроков представления показаний приборов учета.

29. Установка, замена, эксплуатация и поверка контрольных (параллельных) приборов учета осуществляются в соответствии с процедурами, предусмотренными для установки, замены, экс

А.М. Криницын, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС», г. Москва, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru).

18 ноября 2013 г. Правительством РФ было издано Постановление № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее по тексту — Правила коммерческого учета, Правила), в рамках которого были закреплены основные требования и подходы к порядку организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту — энергоресурсы) в целях осуществления расчетов за потребляемые энергоресурсы, контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребления, а также за рациональным использованием энергоресурсов при реализации договорных отношений в сфере теплоснабжения.

1) общие требования к коммерческому учету энергоресурсов с использованием приборов учета;

2) порядок организации коммерческого учета энергоресурсов с использованием приборов учета;

3) порядок определения количества поставленных энергоресурсов в целях коммерческого учета.

В качестве основных новелл правового регулирования отношений в сфере теплоснабжения, обусловленных изданием Постановления, можно отметить следующие:

Общие требования к коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении, Закон) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

При этом в статье 2 Закон определяет под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту — коммерческий учет) установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

Утвержденные Правила применительно к реализации коммерческого учета предусматривают:

1. Расширение понятийного содержания отношений в сфере теплоснабжения (пункт 2 Правил).

В данной связи обращают на себя внимание, например, закрепление следующих понятий:

■ «качество тепловой энергии» — совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением;

■ «прибор учета» и «узел учета». В частности, под прибором учета понимается средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов;

■ «индивидуальный тепловой пункт» и «центральный тепловой пункт».

2. Возможность установки на узле учета дополнительных приборов контроля режима подачи и потребления энергоресурсов, в т.ч. для дистанционного снятия показаний (пункт 9-10 Правил).

Реализация такой возможности допустима в случаях, если использование дополнительных приборов не будет препятствовать осуществлению коммерческого учета, а также влиять на точность и качество измерений.

Справочно: Для целей реализации дистанционного способа снятий показаний приборов учета Правила дополнительно предусматривают:

■ включение в содержание технических условий на установку приборов учета, выдаваемых теплоснабжающими организациями по запросу потребителей, специальных требований в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов (за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация планирует использовать такие средства) (пп. д пункта 40 Правил);

■ приоритет применения данных, считанных непосредственно с теплосчетчика, для случаев, если определенные дистанционно и считанные непосредственно с теплосчетчика данные не совпадают (пункт 34 Правил).

3. Допустимость организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителю, как силами теплоснабжающей (теплосетевой) организации, так и силами потребителя (пункт 16 Правил).

При этом согласно пункту 12 Правил в случае, если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством РФ, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору.

Проблема: Согласно части 5 статьи 19 Закона о теплоснабжении владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Учитывая указанное, обязанность по установке приборов учета требованиями закона возложена на владельцев источников тепловой энергии (теплоснабжающих организаций), тепловых сетей (теплосетевых организаций) и потребителей.

Тем самым, при буквальном толкованием пункта 12 Правил, к примеру, можно сделать вывод, что в случае, если в рамках отношений по договору теплоснабжения между теплоснабжающей организацией, владеющей источником тепловой энергии, и потребителем, запитанным через сети теплосетевой организации, отсутствует прибор учета тепловой энергии потребителя, теплоснабжающая организация обязана установить прибор учета на объекте потребителя безотносительно наличия/отсутствия непосредственного присоединения тепловых сетей между ними.

Между тем, в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности обязанность по принудительной установке приборов учета возлагается на организации, которые (в совокупности):

■ осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу;

■ сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Тем самым, согласно требованиям законодательства об энергосбережении обязанность по принудительной установке приборов учета возложена только на теплоснабжающие или теплосетевые организации, имеющие непосредственное присоединение к объектам, потребляющим тепловую энергию, теплоноситель.

Таким образом, возможность закрепления обязанности по установке прибора учета за каждой из сторон договора «в случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность» может быть не подтверждена требованиями законов, иметь неоднозначное толкование, в силу чего требование пункта 12 Правил может иметь существенные проблемы по реализации в правоприменительной практике.

4. Право сторон договора теплоснабжения (передачи тепловой энергии) использовать контрольные (параллельные) приборы учета (пункты 27-30 Правил).

Контрольные приборы учета:

■ применяются в целях контроля объемов поставленных (полученных)энергоресурсов;

■ используются при условии уведомления другой стороны договора об использовании таких приборов;

■ устанавливаются на сетях теплоснабжающей организации, теплосетевой организации или потребителя в местах, позволяющих обеспечить коммерческий учет;

■ заменяются, эксплуатируются и поверяются в соответствии с процедурами, предусмотренными для установки, замены, эксплуатации и поверки основных приборов учета.

Важно: показания контрольного (параллельного) прибора учета используются в целях коммерческого учета на период неисправности, поверки основного прибора учета, а также в случае нарушения сроков представления показаний приборов учета (пункт 28 Правил).

5. Требования к приборам учета (пункты 14, 33-37 Правил).

Узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (пункт 33 Правил).

При этом используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета (пункт 14 Правил).

Справочно: Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, могут быть использованы для коммерческого учета до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета. По истечении 3 лет со дня вступления в силу Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета (пункты 6, 7 Правил).

6. Характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения (раздел III Правил).

Коммерческому учету в соответствии с требованиями Правил подлежат количество тепловой энергии, используемой в том числе в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении (пункт 94 Правил).

При этом в целях коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение (пункт 95 Правил):

а) времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах;

б) давления в подающем и обратном трубопроводах;

в) температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком);

г) расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах;

д) расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода;

е) расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.

Справочно: В соответствии с пунктом 98 Правил в открытых и закрытых системах тепло- потребления, суммарная тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, на узле учета с помощью приборов определяется только время работы приборов узла учета, масса (объем) полученного и возвращенного теплоносителя, а также масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитку.

7. Требования к контролю качества теплоснабжения (пункты 105-109 Правил).

Контроль качества теплоснабжения при поставке и потреблении тепловой энергии производится на границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей, теплосетевой организацией и потребителем. Качество теплоснабжения определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами РФ и (или) договором теплоснабжения характеристик тепловой энергии, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.

Справочно: Параметры тепловых и гидравлических режимов системы теплоснабжения, подлежащие контролю качества, определяются в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 107-109 Правил.

Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя

Согласно части 6 статьи 19 Закона о теплоснабжении организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:

■ установку приборов учета;

■ эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

Порядок организации коммерческого учета в соответствии с требованиями Правил предусматривает последовательное прохождение следующих этапов:

1) Получение технических условий на проектирование узла учета (далее по тексту — ТУ) (пункты 40-43 Правил).

Теплоснабжающая организация обязана выдать ТУ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения запроса потребителя. В случае, если в указанный срок ТУ не будут выданы или теплоснабжающая организация выдаст ТУ, не отвечающие требованиям Правилам, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию.

Справочно: Требования к содержанию выдаваемых ТУ определены пунктом 40 Правил и предусматривают среди прочего включения в них рекомендаций, касающихся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (при этом специально оговаривается, что теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации).

Между тем, к примеру, ранее применяемые Правила учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г № Вк-4936) в пункте 5.1.4 закрепляли, что выбор приборов учета для использования на узле учета потребителя д.б. осуществлять потребитель по согласованию с теплоснабжающей организацией.

2) Проектирование и установка прибора учета (пункты 44-51 Правил).

Проект узла учета (измерительной системы источника тепловой энергии) разрабатывается:

■ для источника тепловой энергии — на основании технического задания, подготовленного владельцем источника и согласованного со смежной теплоснабжающей организацией (пункт 38 Правил);

■ для иных объектов — на основании ТУ выданных теплоснабжающей организацией по запросу потребителя, и технической документации на приборы учета и средства измерений (пункт 39 Правил).

Справочно: Узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте. На источниках тепловой энергии узлы учета устанавливаются на каждом выводе тепловой сети (пункты 19-20 Правил).

Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета (пункт 49 Правил).

Проблема: Правила содержат неоднозначные требования о необходимости согласования проекта на установку прибора учета потребителя с теплосетевой организацией.

В частности, с одной стороны, пункт 49 Правил буквально предусматривает следующее: «Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей ТУ на установку приборов учета».

С другой стороны, из пунктов 39 и 41 Правил не следует, что обязанность по выдаче ТУ м.б. возложена на какого-либо иного участника отношений по теплоснабжению, нежели на теплоснабжающую организацию.

В указанных обстоятельствах и до формирования единообразного подхода к названному вопросу в правоприменительной практике сделать однозначный вывод о необходимости/отсутствии необходимости согласования проекта на установку прибора учета с теплосетевой организации представляется проблематичным.

3) Ввод в эксплуатацию узла учета (пункты 52-73 Правил).

Согласно требованиям Правил ввод в эксплуатацию узла учета представляет собой процедуру проверки соответствия узла учета требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (пункт 2 Правил).

Так, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию, который осуществляется комиссией, создаваемой владельцем узла учета, в составе представителей теплоснабжающей организации, потребителя и организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Справочно: В соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. № Вк-4936) допуск осуществлялся теплоснабжающей организацией в присутствии представителя потребителя, т.е. без участия монтажной организации.

Ввод в эксплуатацию узла учета осуществляется посредством проверки соответствия смонтированного узла учета требованиям Правил (см. пункты 56, 66 Правил) и завершается:

■ составлением и подписанием членами комиссии Акта ввода в эксплуатацию узла учета, который служит основанием для ведения коммерческого учета по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации, с момента подписания такого Акта;

■ пломбированием узла учета представителями теплоснабжающей организации (в случае, если узел учета принадлежит потребителю) и потребителя.

Важно: выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы (пункт 18 Правил)!

4) Эксплуатация узла учета (пункты 74-93 Правил).

Сбор сведений о показаниях приборов учета, продолжительности нарушений, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, а также снятие показаний приборов учета должны осуществляться потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией (пункт 23 Правил).

При этом информация о показаниях приборов учета предоставляется потребителем (теплосетевой организацией) в следующие сроки (пункт 24 Правил):

■ информация по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем, — предоставляется в срок до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем (если иные сроки не установлены законодательством РФ);

Проблема: Пункт 24 Правил предусматривает, что «потребитель или теплосетевая организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации».

Тем самым, буквальное толкование названного положения свидетельствует о применении названных сроков в случаях предоставления информации в адрес организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, в связи с чем возможность распространения названного требования на предоставление информации в адрес теплоснабжающих организаций вызывает обоснованные сомнения.

■ информация о текущих показаниях приборов учета — предоставляется в течение 2 (двух) рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений от теплоснабжающей организации.

При наличии сомнений в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора теплоснабжения вправе инициировать проверку функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются Актом проверки функционирования узла учета (пункт 83 Правил).

Важно: потребитель (теплосетевая организация) обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей организации к узлам учета и приборам учета для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов узла учета. В случае, если в процессе сверки обнаружено расхождение сведений о показаниях приборов учета со сведениями, представленными потребителем (теплосетевой организацией), теплоснабжающая организация составляет Акт сверки показаний приборов учета, подписываемый представителями потребителя (теплосетевой организации) и теплоснабжающей организации, который является основанием для осуществления перерасчета (пункт 26 Правил).

Справочно: Не реже 1 (одного) раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а именно:

а) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации;

б) срок действия поверки;

в) работоспособность каждого канала измерений;

г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров;

д) соответствие характеристик тепловычис- лителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных.

Результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя (пункты 91-92 Правил).

Порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета

Согласно частям 2, 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

1) отсутствие в точках учета приборов учета;

2) неисправность приборов учета;

3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с требованиями Правил предусматривает:

1. Условие об определении количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее по тексту — Методика) (пункт 114 Правил).

В соответствии с Методикой должны осуществляться:

а) организация коммерческого учета на источнике тепловой энергии, теплоносителя и в тепловых сетях;

б) определение количества энергоресурсов в целях их коммерческого учета, в том числе отпущенных источником тепловой энергии, полученных потребителем и израсходованных потребителем во время отсутствия коммерческого учета по приборам учета;

в) определение количества энергоресурсов расчетным путем для подключения через центральный тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт, от источников тепловой энергии, теплоносителя, а также для иных способов подключения;

г) определение расчетным путем количества энергоресурсов при бездоговорном потреблении тепловой энергии;

Справочно: В соответствии с пунктом 32 Правил при бездоговорном потреблении тепловой энергии, теплоносителя определение количества тепловой энергии, теплоносителя, использованных потребителем, производится расчетным путем.

д) определение распределения потерь энергоресурсов;

е) при работе приборов учета в течение неполного расчетного периода корректировка расхода тепловой энергии расчетным путем за время отсутствия показаний в соответствии с Методикой.

Важно: Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя подлежит утверждению Министерством строительства и ЖКХ РФ утвердить в 2-недельный срок с момента вступления в силу Правил учета (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 г № 1034) (к моменту публикации статьи информация об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя отсутствует — Прим. авт.).

Проблема: В виду отсутствия утвержденной Методики в деятельности теплоснабжающих организаций могут возникать трудности, связанные с обеспечением соблюдения требований Правил к порядку определения количества тепловой энергии, теплоносителя, поставленных потребителю.

В частности, наличие требования о применении Методики обуславливает необходимость осуществления расчетов объемов потребления в соответствие с ее требованиями, что в отсутствие утвержденной Методики гипотетически может явиться потенциальным основанием для претензий потребителей к осуществляемым теплоснабжающими организациями расчетам.

2. Конкретизацию требований к порядку осуществления коммерческого учета с использованием приборов учета.

Так, Правилами установлено, что в случае, если для определения количества поставленной (потребленной) тепловой энергии, теплоносителя требуется измерение температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, допускается введение указанной температуры в вычислитель в виде константы с периодическим пересчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды. Допускается введение нулевого значения температуры холодной воды в течение всего года (пункт 112 Правил).

Справочно: Величина фактической температуры определяется (пункт 113 Правил):

а) для теплоносителя — единой теплоснабжающей организацией на основе данных о фактических среднемесячных значениях величины температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, предоставляемых владельцами источников тепловой энергии, которые являются одинаковыми для всех потребителей тепловой энергии в границах системы теплоснабжения. Периодичность перерасчета определяется в договоре;

б) для горячей воды — организацией, эксплуатирующей центральный тепловой пункт, на основе замеров фактической температуры холодной воды перед нагревателями горячего водоснабжения. Периодичность перерасчета определяется в договоре.

Проблема: Для целей корректного применения названных положений на практике Правила не предусматривают конкретный перечень случаев, когда для определения количества поставленной (потребленной) тепловой энергии, теплоносителя требуется соответствующий пересчет, в результате чего определение оснований осуществления периодического пересчета количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды представляется проблематичным.

3. Общие требования к определению количества потребляемой тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем (пункты 115-127 Правил).

Так, согласно Правилам под расчетным методом понимается совокупность организационных процедур и математических действий по определению количества тепловой энергии, теплоносителя при отсутствии приборов учета или их неработоспособности, применяемых в случаях, установленных Правилами (пункт 2 Правил).

Правилами предусмотрены отдельные требования о порядке применения расчетного метода применительно к случаям:

■ отсутствия в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 (пятнадцати) суток (пункты 115-117 Правил);

■ неисправности приборов учета, истечении срока их поверки, включая вывод из работы для ремонта или поверки на срок до 15 (пятнадцати) суток (пункт 118 Правил);

Справочно: «Неисправность средств измерений узла учета» — состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях) (пункт 2 Правил).

■ нарушения сроков представления показаний приборов учета (пункт 119 Правил);

■ необходимости определения количества тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, при наличии отдельного учета и временной неисправности приборов (пункты 120-121 Правил);

■ определения количества тепловой энергии, теплоносителя, потерянных в связи с утечкой (пункты 125-127 Правил).

4. Порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей (раздел V Правил).

Коммерческий учет тепловой энергии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *