Содержание

Новая редакция Ст. 14.16 КоАП РФ

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратила силу.

Комментарий к Статье 14.16 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, урегулированные Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон), а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.

Согласно ст. 2 Закона:

этиловый спирт — это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец;

алкогольная продукция — это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);

спиртосодержащая продукция — это пищевая или непищевая с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

В соответствии со ст. 16 Закона и Правилами продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных и медицинских организациях;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

несовершеннолетним;

без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона (см. также Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»).

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ.

Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

Субъекты РФ устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Производство, поставки и розничная продажа питьевого этилового спирта разрешаются только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий:

розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов (ч. 1 комментируемой статьи);

поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч. 2 комментируемой статьи);

нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 комментируемой статьи);

нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч. 4 комментируемой статьи).

В соответствии с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023 «О практике рассмотрения судами дел в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и отсутствующие на момент проверки налоговыми органами, впоследствии представляются в суд или в налоговые органы. При этом суды нередко освобождают нарушителей от ответственности, считая, что отсутствие указанных документов в момент проверки само по себе не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП, так как законодательством не дано толкование указанной нормы таким образом, что состав правонарушения образует отсутствие документов именно в торговой точке, где производилась реализация товара, а не у лица, его реализующего, и согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Зачастую в подобных случаях суды делают вывод, что, поскольку необходимые документы отсутствовали не в принципе, а не было обеспечено их нахождение в торговой точке, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП.

В этой связи территориальным налоговым органам целесообразно назначать административное расследование, в ходе которого выяснять, имеются ли не обнаруженные при проведении проверки документы.

Как разъяснено п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях», применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП.

3. Субъекты данного правонарушения — юридические лица и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП, имеют право, в соответствии со ст. 23.50 КоАП, налоговые органы (как органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), а также, в соответствии со статьей 23.1 КоАП, судьи, в случае если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП, арбитражному суду неподведомственны, на что указано в п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях».

Другой комментарий к Ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, является установленный Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции», Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 августа 1995 г., другими нормативными актами, государственный порядок в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ее качества, защиты экономических интересов РФ, защиты прав потребителей, охраны жизни и здоровья людей, а также государственный порядок управления.

2. Под этиловым спиртом следует понимать спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидрацией этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее.

3. Аналогичная продукция — пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива, производство и оборот которого регулируются отдельным федеральным законом);

Алкогольная продукция подразделяется на: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки, вино (за исключением пива), коньячные напитки, виноматериалы.

4. Под спиртосодержащей продукцией понимается питьевая пищевая продукция (в том числе растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной), произведенная с использованием этилового спирта, из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

Виноматериалы — сырье для изготовления вина, полученное в результате спиртового брожения виноградного сусла, виноградной мезги либо плодового сока с добавлением или без добавления этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта не более 22,5% объема готовой продукции.

Этиловый питьевой спирт — ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, разведенный умягченной водой до 95% объема готовой продукции.

5. С объективной стороны ч.1 ст.14.16 характеризуется действием; выражается в розничной продаже: этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть); спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

6. Предметом правонарушения является не любая продажа этилового спирта, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов, а только продажа в розницу.

7. Под продажей, по смыслу данной статьи, следует понимать реализацию товаров путем заключения договора розничной купли-продажи, по которому, согласно ст.492 ГК РФ, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

8. Объективная сторона правонарушения ч.2 комментируемой статьи проявляется в следующих действиях:

а) поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов (п.9 ч.1 Правил);

б) поставке или розничной продаже без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции (п.6 упомянутых выше Правил);

г) поставке или розничной продаже без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) (ч.1 п.9 Правил);

д) поставке или розничной продаже без справки в товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) (ч.1 п.9 Правил);

е) поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч.3 п.9 Правил).

9. Исходя из содержания ст. 506 ГК РФ, поставка алкогольной и спиртосодержащей продукции представляет собой договор, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им алкогольную или спиртосодержащую продукцию покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

10. Розничная продажа представляет собой договор розничной купли-продажи (см. выше п.7).

11. Диспозиция ч.2 ст.14.16 является бланкетной. Она отсылает к нормам специальных нормативных актов, которыми определяются требования к поставке или розничной продаже алкогольной продукции. Поэтому в каждом конкретном случае привлечения виновного к административной ответственности следует устанавливать, какое правило нарушено. Перечень документов, удостоверяющих легальность производства этилового спирта и алкогольной продукции и контролирующих их прохождение от организации-производителя до потребителя на территории РФ, определяется постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. и включает в себя комплект следующей сопроводительной документации: копия сертификата соответствия, выданного территориальным органом Госстандарта России, заверенная печать владельца товара; товарно-транспортная накладная установленного образца в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозку товара; справка к товарно-транспортной накладной по форме, заполняемая при каждой последующей оптовой реализации (передаче) товара последним собственником (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяемая их печатями; акт об отгрузке и приемке вина и виноматериалов; при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявлять по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара. Все документы настоящего перечня, включая копии, должны быть заверены оригиналами оттисков печатей. Справка к товарно-транспортной накладной должна быть заполнена четко и разборчиво.

12. Административная ответственность по ч.3 ст.14.16 наступает за иные нарушения правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, т.е. за исключением тех, которые сформулированы в ч.1 и 2 настоящей статьи.

Иное нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции может проявляться, например:

в отсутствии информации, содержащей сведения на русском языке о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; об объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования;

в продаже спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения), в помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, и др.

13. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица, юридические лица.

14. Субъективная сторона характеризуется виной. Лицо знает, осознает, что нарушает правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и желает этого, либо безразлично относится к их соблюдению.

В соответствии с пунктом 9 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ () от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», на всей территории нашей страны в ночное время (с 23:00 до 08:00) установлен запрет на продажу алкоголя.

Кроме того, вышеуказанный закон допускает возможность установления региональными властями более строгих ограничений. И в круглосуточных магазинах часто можно встретить граждан, которые слезно умоляют кассира в обход этой нормы продать им горячительные напитки.

Естественно, в ход идут не только уговоры, но и различные хитрости, с помощью которых ночные посетители рассчитывают совершить заветную покупку. И в Интернете уже достаточно давно гуляет информация об одном из таких способов. Он и будет рассмотрен в данной публикации.

«Способ обмануть систему»

Гражданин заходит в магазин и направляется в отдел алкогольной продукции. Найдя необходимый напиток, он берет его с полки и открывает прямо на месте (в некоторых вариациях еще и делает глоток). После идет на кассу, показывает открытую бутылку сотруднику магазина и сообщает о своей готовности приобрести напиток.

Предполагая, что кассир откажется, сославшись на то, что просканировать алкогольную продукцию сейчас невозможно, предлагает рассчитаться наличными, а товар пробить после 08:00 утра, когда касса снимет ограничение.

Кассир вынужден согласиться, поскольку поставить початую бутылку обратно он не может, а платить за напиток из своего кармана не желает. Довольный гражданин, радостно звеня покупками, отправляется к месту распития.

Что будет на самом деле

На самом деле в торговом зале любого магазина установлены камеры видеонаблюдения, которые зафиксируют процесс порчи товара. Сотрудники магазина могут вызвать полицию, и заверения, что бутылка открылась случайно, а покупатель вообще не знал о запрете продажи алкоголя в ночное время, не помогут. Воспользовавшемуся данной «хитростью» гражданину придется оплатить не только стоимость испорченного товара (который он все равно не получит), но и штраф.

Если же покупателю повезет, и администрация магазина не захочет тратить время на разбирательства, с покупателя просто возьмут деньги за открытую бутылку и попросят удалиться. Саму бутылку проведут по кассе утром, после чего выкинут или допьют.

Почему кассиры не идут на встречу покупателю?

Казалось бы, магазин заинтересован в продаже товара и получении выгоды. Но эта выгода ничтожна по сравнению с возможными финансовыми потерями: в соответствии с частью 3 статьи 14.16 () Кодекса об административных правонарушениях, за нарушение требований и правил продажи алкоголя, юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 300 000 рублей.

Более того, алкогольную продукцию начали маркировать, а это значит, что кассир не сможет пробить чек утром, поскольку у него не будет бутылки с маркой. Да и списать товар в обход кассы он тоже вряд ли согласится – за это следует строгое наказание от руководства.

Там, где продают

Есть и более плохой вариант, но он больше касается несетевых круглосуточных магазинчиков – такие есть почти в каждом районе, расположенном на окраине, и в ночное время суток возле этих торговых объектов ходит большое количество граждан в разной степени подпития. Данные магазинчики на протяжении многих лет абсолютно безбоязненно продают алкоголь в обход запрета.

И в некоторых из них как раз после 23:00 начинается активная продажа бракованного, списанного, просроченного или контрафактного алкоголя. А в покупателях недостатка нет, да и поскольку большинство из них приходит не за первой порцией, жаловаться на некачественный алкоголь никто из них не станет.

А в Вашем городе все магазины соблюдают запрет на ночную продажу горячительных напитков?

Что делать, если на кассе Вам пробили товар по стоимости, выше той, что указана в ценнике, Вы можете узнать здесь ()

Постановление Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 45-АД16-16 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 15.12, ч. 2 ст. 14.6, ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, за реализацию алкогольной продукции без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, без соответствующей лицензии и по заниженной цене. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как в действиях предпринимателя имеется состав вмененного правонарушения, наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Волкова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Красногорского судебного района Свердловской области от 08 апреля 2016 года, решение судьи Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 29 апреля 2016 года и постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 29 июля 2016 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Волкова А.В. (далее — ИП Волков А.В.) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 15.12, частью 2 статьи 14.6, частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2017 N 302-ЭС17-4085 по делу N А33-6747/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным отказа от исполнения договора на размещение временного сооружения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку заявитель, являясь владельцем павильона и сдавая его в аренду иному лицу, обязана обеспечить соблюдение требований законодательства об обороте алкогольной продукции, не допускающих розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.

Постановлениями мирового судьи судебного участка N 76 Свердловского района города Красноярска от 02.07.2015 по делу N 5-265/2015/76, от 06.08.2015 по делу N 5-404/2015/76 Алиев А.Ч. привлечен к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в связи с торговлей алкогольной продукцией в нестационарном торговом объекте.

Постановление Верховного Суда РФ от 21.10.2016 N 302-АД16-3851 по делу N А33-20656/2015 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Константа» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16.11.2015 по делу N А33-20656/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Константа» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 31.08.2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2016 N 302-АД16-3851 по делу N А33-20656/2015 О принятии жалобы к производству.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., ознакомившись с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Константа» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16.11.2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 по делу N А33-20656/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Константа» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31.08.2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, руководствуясь частями 1, 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2016 N 305-АД16-10708 по делу N А40-154528/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по заявлению о привлечении к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

по заявлению Департамента торговли и услуг города Москвы о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Крафт-М» к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 46-АД16-5 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Зениной Л.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 132 Волжского судебного района Самарской области от 16 июля 2015 г., решение судьи Волжского районного суда Самарской области от 25 августа 2015 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 27 октября 2015 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Зениной Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 310-КГ16-7166 по делу N А68-6410/2014 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании незаконными действий государственного органа. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку действия ответчиков, совершенные в ходе проведения проверки фактов незаконной реализации алкогольной продукции в магазине, соответствуют действующему законодательству и не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы истца.

Сотрудники органов внутренних дел уполномочены на применение мер обеспечения по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, на проведение осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

Постановление Верховного Суда РФ от 01.06.2016 N 303-АД16-5167 по делу N А73-16185/2015 Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Кирилловой Марины Вячеславовны на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по делу N А73-16185/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Кирилловой Марины Вячеславовны о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в городе Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Солнечном, Амурском, имени П. Осипенко и Ульчском районах от 06.11.2015 N 887 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 N 303-АД16-5167 по делу N А73-16185/2015 О принятии жалобы к производству.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., ознакомившись с жалобой индивидуального предпринимателя Кирилловой Марины Вячеславовны на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2016, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по делу N А73-16185/2015 по заявлению индивидуального предпринимателя Кирилловой Марины Вячеславовны о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Солнечном, Амурском, имени П. Осипенко и Ульчском районах от 06.11.2015 N 887 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь частями 1, 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Определение Верховного Суда РФ от 04.05.2016 N 302-ЭС16-3366 по делу N А33-25898/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения об отказе от исполнения договора на размещение временного сооружения. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку установлены факт торговли алкогольной продукцией в нестационарном павильоне и привлечение должностного лица ООО к административной ответственности за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе постановление Отдела полиции N 6 МУ МВД России «Красноярское» от 09.10.2014 N 1061406924, суд установил факт торговли алкогольной продукцией в нестационарном павильоне и привлечение Александровой О.М. к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 КоАП РФ как должностного лица общества, арендующего часть спорного павильона, в связи с чем пришел к выводу о наличии у ответчика оснований для одностороннего отказа от договора от 01.07.2014 N А/6798 на основании пунктов 3.2.3, 4.1.2 договора.

Продажа алкоголя ночью и в общественных местах

В настоящей статье мы ответим на самые распространенные вопросы, которые поступают от наших потенциальных клиентов:

  1. Можно ли продавать ночью пиво, если у организации есть лицензия на алкоголь?
  2. Какие штрафы предусмотрены для ИП и ООО за продажу алкоголя в ночное время?
  3. Может ли полиция изъять алкогольную продукцию, если выявлен факт продажи алкоголя ночью?
  4. Возможно ли продавать алкоголь ночью дистанционным способом (через сайт, в том числе как сувенирную продукцию)?
  5. Можно ли отпускать алкоголь ночью по чекам, пробитым до 22 часов («Плати сейчас-бери потом») ?
  6. Можно ли продавать алкоголь ночью в закусочных, кафе, ресторанах и пр. организациях общественного питания? Также будут рассмотрены вопросы, касающиеся законности проверочных закупок, проводимых участковыми уполномоченными, ответственности за продажу алкоголя в ночное время, порядке возбуждения и рассмотрения административного дела и прочее.

Запрет на продажу алкоголя ночью. Время продажи алкоголя. Часы продажи алкоголя в Санкт-Петербурге и Москве. Ночная продажа алкоголя. Штраф за нарушение запрета на продажу алкоголя. Общественные места, в которых розничная продажа алкоголя ночью запрещена.

Запрет на продажу алкоголя в ночное время. Продажа пива ночью. Попытки обойти запрет на ночную продажу алкоголя.

1.1.Запрет на продажу алкоголя ночью.

В России установлен запрет на продаже в ночное время алкогольной продукции. В Законе о продаже алкоголя установлен общероссийский запретдля всех организаций продавать алкогольную продукцию с 23 часов до 8 часов по местному времени. Исключение из данного правила составляют лишь организации и предприниматели, оказывающие услуги общественного питания (кафе, бары, рестораны) а также магазины беспошлинной торговли.

Помимо этого в Законе о продаже алкоголя предусмотрено, что каждый субъект РФ также вправе устанавливать более сжатые временные ограничения продажи алкоголя в ночное время на свое усмотрение. Например, в городе Санкт-Петербурге продажа алкоголя ночью запрещена с 22 часов до 11 часов, а в городе Москва – с 23 часов до 8 часов, в Ленинградской и Московской области время продажи алкогольной продукции устанавливается также на усмотрение властей этих регионов. Получить точную информацию о разрешенном времени продажи алкоголя в Вашем регионе Вы можете из текста соответствующего закона, который должен быть размещен на официальном сайте законодательного органа субъекта.

1.2.Продажа пива ночью.

Продажа пива в ночное время также запрещена, так как пиво с 1 января 2014 года приравнено к алкогольной продукции.

С недавних пор и пиво приравнено к алкогольной продукции, это следует из п.13.1 с.2 Закона о продаже алкоголя, где приведено законное определения такого термина, как «пиво». Поэтому продажа пива и пивных напитков в ночное время также запрещена.

1.3. Продажа алкоголя ночью через сайты под видом сувенирной продукции, а также по чекам, пробитым до 22 часов.

Каким только ухищрениям и уловкам не прибегают некоторые организации (предприниматели), чтобы обойти Закон и в то же время не быть в этом уличенными. Одним судом рассматривалось весьма интересное дело об административном правонарушении. Суть его такова: во время проведения проверочной закупки сотрудниками полиции был выявлен факт продажи организацией алкогольной продукции в ночное время дистанционным способом (через интернет сайт). При этом продажа алкоголя ночью была замаскирована под другую операцию (водитель-курьер доставил алкогольную продукцию и передал ее покупателю по договору проката, в соответствии с которым эта продукция передавалась покупателю как имущество, предназначенное для использования исключительно в декоративно-оформительских целях (оформление интерьера, создание художественных композиций, декораций). По условиям договора так называемый «арендатор» в процессе пользования имуществом должен был обеспечить его сохранность, не допускать его вскрытия и повреждения и возвратить его по истечению срока действия договора. Договор был заключен сроком на 1 день.

В то же время из объяснений, которые дал суду покупатель следует, что при заказе продукции по телефону он разъяснил продавцу, что хочет приобрести алкоголь для его употребления, курьер доставил алкоголь и вместе с ним передал покупателю договор проката. После того как покупатель расплатился, сотрудниками полиции было объявлено, что производилась проверочная закупка, был составлен акт и возбуждено дело об административном правонарушении по ч.3 ст.14.16 КоАП (нарушение иных правил продажи алкоголя).

В ходе судебного разбирательства судья пришел к выводу, что заключение договора проката является притворной сделкой и имеет целью прикрыть собой другую сделку — договор купли-продажи, то есть истинный умысел организации был направлен именно на продажу алкоголя, а не сдачу его в прокат. Таким образом, по мнению суда, собранными по делу доказательствами, вина организации в совершении административного правонарушения была доказана.

Продажа алкоголя ночью через сайты под видом сувенирной продукции уже перестала быть полезной инновацией, позволяющей обойти запрет на продажу алкоголя ночью. В судебной практике данные действия расценивают как торговлю алкоголем в ночное время и владельцев сайтов, а также непосредственных распространителей алкоголя наказывают штрафами. Более того, в данном случае может быть наложен штраф не только за фактическую продажу алкоголя в ночное время, но и за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), нарушение законодательства о рекламе и пр., деятельность сайта может быть также приостановлена. Тоже самое касается и продажи алкоголя после 22 часов по чекам, пробитым заранее. В данном случае контролеры также привлекут организацию к ответственности. Обойти запрет на продажу алкоголя ночью нельзя.

Продажа алкоголя в ночное время. Проверки полиции.

Теперь рассмотрим следующие вопросы: кто вправе проводить проверки соблюдения предпринимателями и организациями правил продажи алкогольной продукции, что может являться поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и как применяется к правонарушителям такой вид наказания, как конфискация алкогольной продукции (что может быть конфисковано и в каком порядке).

2.1. Кто вправе проводить проверки соблюдения правил продажи алкогольной продукции (запрета на продажу алкоголя ночью)?

Полномочиями на проведение проверки обладает прокуратура и полиция. Эти два ведомства проводят проверки на основании жалоб, поступивших от граждан и организаций и ограничения, установленные в ст.20 Закона о защите прав предпринимателей, к ним не применяются, как это бывает при проверках, проводимых, к примеру, Роспотребнадзором. При этом большинство фактов незаконной продажи алкоголя выявляют при проведении проверочной закупки (контролируемого сотрудниками полиции, имеющими право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, приобретения алкоголя у организаций в целях выявления и пресечения правонарушений). На практике достаточно часто проверочные закупки проводятся участковыми уполномоченными полиции, в связи с чем, возникает вопрос:

2.2. Вправе ли участковый уполномоченный полиции провести проверочную закупку? Может ли акт проверочной закупки являться в данном случае доказательством и основанием для привлечения организации к административной ответственности?

Как уже было сказано выше, зачастую проведение проверочной закупки при попытке выявить факт продажи алкоголя в ночное время поручают участковым уполномоченным полиции. В интернете существует много точек зрения относительно того, вправе ли участковый проводить проверочную закупку. Попробуем сами разобраться в этом.

Что такое проверочная закупка алкогольной продукции? Проверочная закупка это оперативное мероприятие, которое проводится в целях выявления правонарушений в случае поступления сведений, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Такое оперативное мероприятие, как проверочная закупка, в силу прямого указания на то в Законе об ОРД проводиться оперативными подразделениями полиции, перечень которых утвержден Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N 608. Обращаясь к тесту данного приказа, мы видим, что участковый уполномоченный не наделен правом проводить оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, анализируя текст Положения об участковом уполномоченном, мы подобных функций также не видим.

Таким образом, можно прийти к выводу, что участковый уполномоченный полиции самостоятельно проводить проверочную закупку не вправе. Соответственно, акт, составленный по результатам проверочной закупки, проведенной участковым, не может являться допустимым доказательством вины организации в совершении правонарушения (доказательство получено с нарушением закона). Таких же выводов придерживаются и многие суды, хотя судебная практика по данному вопросу не сходиться в едином мнении. Сотрудники прокуратуры, к слову, также полномочиями по осуществлению проверочной закупки не наделены.

Незаконные действия сотрудников полиции и прокуратуры, в том числе по проведению проверочной закупки, изъятию и конфискации алкогольной продукции, могут быть обжалованы в суд, административные постановления, вынесенные на основании недопустимых доказательств, могут быть отменены арбитражным судом по заявлению организации.

Ответственность за продажу алкоголя ночью. Штрафы за продажу алкоголя ночью для ИП и ООО.

3.1.Административная ответственность за продажу алкоголя ночью.

Штрафы за попытку обойти запрет на продажу алкоголя ночью. За подобную попытку организация или предприниматель может быть привлечен к административной ответственности по ст.14.11 КоАП РФ (нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). Законами субъектов также установлена ответственность за нарушение региональных временных ограничений продажи алкоголя. Размер штрафа за попытку продать хотя бы баночку пива в ночное время для организаций может достигнуть 100 000 рублей с конфискацией алкоголя.

4. Продажа алкоголя в общественных местах. Штрафы для ИП и ООО.

Законом о продаже алкоголя установлен перечень мест, в которых розничная продажа алкогольной продукции запрещена, к ним относятся:

  • детские, образовательные и медицинские организации, объекты спора и прилегающие к ним территории
  • организации культуры (за исключением продажи слабоалкогольных напитков предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания)
  • объекты военного назначения и прилегающие к ним территории
  • нестационарные торговые объекты
  • общественный транспорт (все виды)
  • оптовые рынки, здания вокзала, аэропорты, места нахождения источников повышенной опасности, иные места массового скопления граждан

За попытки обойти запрет на продажу алкоголя в общественных местах налагается штраф до 100 000 рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. За нарушение этого запрета предусмотрен штраф до 100 000 рублей. Дополнительно может быть применена конфискация алкогольной продукции.

О конфискации алкоголя и о том, как вернуть конфискованный товар мы рассказывали Вам в предыдущих статьях.

Остались вопросы? Если Вам необходима юридическая консультация или помощь адвоката – звоните по телефону (812) 98-332-98, мы будем рады Вам помочь.

Всем продавцам пива известно, что российское законодательство разрешает вести торговлю пивом и пивными напитками без лицензии. Однако, при этом законодатель предъявляет определенные требования к порядку реализации вышеуказанных напитков, несоблюдение которых может повлечь административную или даже уголовную ответственность.

В этой статье мы перечислим основные требования, предъявляемые к торговле пивом, а также штрафы, грозящие при торговле пивом с нарушениями.

Использование кассовой техники

Пункт 10 ст. 16 Закона No171-ФЗ Об обороте алкоголя в ред. No40 устанавливает обязательность использования контрольно-кассовой техники при реализации алкоголя. Указанное правило распространяет свое действие на розничную торговлю пивом и в рамках оказания услуг общепита.

Использовать контрольно-кассовую технику с 31 марта 2017 года придется также тем ИП и юр. лицам, которые применяют ЕНВД, даже несмотря на то, что указанным лицам ККТ разрешено не использовать до 1 июля 2018 года в соответствии с Законом о применении такой техники.

По вопросу применения ККТ при торговле пивом до разговора о штрафах считаем необходимым уделить внимание вопросу применения онлайн-касс.

Так, из содержания Закона о применении ККТ в новой редакции, до 1 февраля у юр. лиц и предпринимателей, торгующих пивом, еще есть возможность зарегистрировать в налоговой контрольно-кассовый аппарат по старым правилам (т.е. установить обычную ККТ, а не онлайн-кассу).

А начиная с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ может быть произведена только по новым правилам, соответственно, зарегистрировать получится в налоговой только онлайн-кассу. С 1 июля 2017 года старый порядок перестанет действовать, и использование ККТ старого образца, неспособных передавать информацию оператору фискальных данных в режиме онлайн, будет запрещено.

Таким образом, во избежание штрафов при торговле пивом в соответствии с Законом No171-ФЗ продавцы пива должны оснастить торговые точки кассовыми аппаратами к 31.03.2017 году, при этом, до 1 февраля они могут зарегистрировать в налоговой и установить, как ККТ старых моделей, так и онлайн-кассы, а с 1 февраля возможна будет только установка онлайн-касс. При этом, к 01.07.2016 г. в любом случае придется перейти на ККТ, отвечающие современным требованиям.

Ответственность за отсутствие кассовой техники в тех сферах, где ее применение обязательно, установлена ч.2 ст.14.5 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Согласно указанной статье нарушителям правила грозит:

«штраф на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не меньше 10 тысяч рублей; на юридических лиц – от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не меньше 30 тысяч рублей»

Продажа пива несовершеннолетним

Штраф при торговле пивом может грозить ИП и юр. лицам и тогда, когда такого рода напитки продаются несовершеннолетним.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.1 ст.21), совершеннолетним гражданин становится при достижении 18 лет. Соответственно, продажа пива лицам, не достигшим указанного возраста, будет являться незаконной.

Между тем, встречаются ситуации, когда законом субъекта устанавливается более высокий порог возрастного ограничения – 21 год. Однако, такие нормативные акты противоречат федеральному законодательству и ограничивают потребительские права лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, указанная позиция находит отражение в судебной практике (Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 декабря 2015 г. N 15-АПГ15-4 и др.)

Министерством промышленности и торговли РФ от 15.04.2011 No524 утвержден Перечень документов, которые продавцу следует потребовать у покупателя, если вдруг у первого возникнут сомнения о возрасте последнего.

Как все мы понимаем, на практике случаются ситуации, когда несовершеннолетний покупатель выглядит достаточно взрослым для приобретения алкоголя, а просить показать удостоверяющий личность документ у всех лиц, на вид моложе тридцати лет, довольно затруднительно.

Между тем, при привлечении предпринимателя или организации к административной ответственности довольно редко суды принимают во внимание довод обвиняемого в совершении правонарушения о том, что несовершеннолетний покупатель казался взрослым, и его совершеннолетие не вызывало сомнений, чаще все происходит наоборот (например, Постановление Нижегородского областного суда от 18 декабря 2015 г. по делу N 4А-930/2015).

Итак, торговля пивом с несовершеннолетними предусматривает следующие штрафы в соответствии с ч.2.1 ст.14.16 КоАП:

«ст.14.16 Коап часть 2.1. – за продажу несовершеннолетнему алкоголя может быть наложен штраф на граждан в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на должностных лиц – от 100 до 200 тысяч рублей; на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей»

Кроме того, торговля пивом с несовершеннолетними штрафами не ограничивается.

Так, если организация или ИП, будучи привлеченными к ответственности по ч.2.1 ст.14.16 КоАП, в течение одного года допустит аналогичное правонарушение, то за этим последует уже уголовная ответственность по ст.151.1 Уголовного кодекса.

Согласно указанной статье:

«Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового»

Отметим, что субъектом уголовно наказуемого деяния может быть только физическое лицо, т.е. человек, ответственный за продажу алкогольного напитка гражданину, не достигшему совершеннолетия, как правило, это продавец.

Нарушения при декларировании оборотов пива

Подробно порядок декларирования объемов продажи пива юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мы описывали в ОТДЕЛЬНОЙ СТАТЬЕ.

Отметим только, что декларация по пиву заполняется по Форме 12, утвержденной Постановлением Правительства No815, и подается ежеквартально, т.е. 4 раза в год не позднее 20 числа следующих месяцев: апрель, июль, октябрь, январь (следующего года).

Статьей 15.13 КоАП предусмотрено административное наказание за:

  • несоблюдение порядка подачи декларации,
  • пропуск срока сдачи декларации,
  • отражение в декларации недостоверной информации.

Указанные нарушения при торговле пивом влекут за собой:

«штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей»

Нарушения учета производства и оборота пивной продукции

Статьей 14.19 КоАП предусмотрена ответственность за ненадлежащее ведение учета алкогольной продукции при производстве или обороте.

Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2006 г. No 380

«Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции»

Штрафы грозят за ненадлежащее ведение учета как при торговле пивом, так и его производстве.

Учет объема производства алкоголя неразрывно связан с передачей информации в ЕГАИС и распространяется на производителей пива, оптовиков и розничных торговцев этим напитком.

Так, производители пива, производственная мощность которых превышает 300 тысяч декалитров за период, равный одному году, направляют в ЕГАИС отчет об объемах производства и об обороте пива.

Производители с меньшей мощностью, а также оптовики отчитываются только об обороте произведенного пива.

Владельцы заведений общепита и пунктов розничной продажи пива должны направлять в ЕГАИС данные о закупках, а также вести в электронном виде или бумажном носителе Журнал учета розничных продаж.

Ненадлежащий учет при производстве и торговле пивом грозит штрафами в соответствии со ст.14.19 КоАП

«на должностных лиц в размере от 10 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц – от 150 до 200 тысяч рублей»

В 2017 году КоАП пополнился новым составом, предусматривающим ответственность за реализацию пива и пивных напитков в пластиковой таре, превышающей по объему 1500 литров.

Что примечательно, такая ответственность с 1 января 2017 года грозит только производителям и оптовикам, и не касается ИП и юридических лиц, торгующих пивом в розницу. Более подробно об этом можно прочитать в ОТДЕЛЬНОЙ статье.

Однако, поскольку с 1 июля использовать такую тару будет запрещено и в розничной торговле, несмотря на исключение для розничных продавцов, содержащееся в п.4 ст.14.17 КоАП, следует помнить, что нарушение требований, предъявляемых к таре ИП или юридическим лицом, торгующим пивом в розницу, может быть квалифицировано по ч.3 ст.14.16 КоАП, о которой расскажем в конце статьи.

А пока вернемся к ответственности для оптовиков и производителей, в соответствии с п.4 ст.14.17 КоАП

Производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров — влечет штраф на должностных лиц в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Нарушение требований, предъявляемых к розничной продаже

Особые условия, предъявляемые к розничной продаже пива, перечислены в статье 16 Закона No171-ФЗ.

Сюда следует отнести ограничения продажи пива в некоторых местах (например, вблизи детских садов, школ, медицинских учреждений и т.п.), запрет на дистанционную торговлю, запрет на продажу пива на вынос при оказании услуг общепита и т.д. Более подробно с указанными ограничениями можно ознакомиться в статье, посвященной изменениям в законодательстве о продаже пива по .

Состав, предусматривающий ответственность и штрафы за нарушение при торговле пивом перечисленных выше и других, установленных законом, требований, установлен в ч.3 ст.14.16 КоАП.

Так, за несоблюдение особых правил розничной продажи пива полагается:

«штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией алкоголя; на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей с конфискацией или без таковой»

На этом обзор законодательства, предусматривающего ответственность за нарушения требований, предъявляемых к производству и продаже пива и пивных напитков, окончен.

В заключение хочется отметить, что законами субъектов могут быть установлены и другие виды административной ответственности, не противоречащие федеральному законодательству.

КоАП алкоголь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *