Вопросы функционирования мест захоронения включают в себя и проблему землепользования в связи с созданием и эксплуатацией кладбищ. В этой связи необходимо упомянуть Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 99 Земельного Кодекса Российской Федерации, земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения. Последние входят, в свою очередь, в соответствии с их целевым назначением в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов (пп. 4 п. 1 ст. 7 СК РФ). Земли историко-культурного назначения могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения данной категории земель и, соответственно, земель, отведенных под военные и гражданские захоронения, и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (п. 2 ст. 99 СК РФ).

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит зоны, занятые кладбищами и крематориями, к зонам специального назначения (п. 13 ст. 35).

Еще один нормативный документ, который необходимо учитывать при рассмотрении вопросов регулирования похоронного дела, — постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 города Москвы «Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». В соответствии с п. 3.1 рекомендуется размещать места захоронений различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, на обособленных специализированных участках кладбищ.

Документ содержит требование производить рекультивацию территорий и участков (п. 4.1). Использование территории места погребения допускается по истечении двадцати лет с момента его переноса. В этом случае разрешается использование территории места погребения под зеленые насаждения. Устанавливается запрет на строительство зданий и сооружений на территории перенесенного места погребения (п. 4.2).

Производить захоронения на закрытых кладбищах запрещается (п. 4.3).

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 о введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га должны иметь санитарно-защитную зону 500 м, при этом размещение кладбищ площадью более 40 га не допускается.

В письме Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2009 года № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» устанавливается в соответствии со ст. 18 Закона о погребении и похоронном деле, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Отмечается, что Закон о погребении и похоронном деле не предусматривает возможности передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение. Системное толкование норм законодательства позволило Федеральной антимонопольной службе сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 12027/07 от 23 сентября 2008 года передача в ведение муниципального предприятия общественных кладбищ и наделение его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, установления режима работы кладбищ создают преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг, и являются нарушением ст. 7 Закона о конкуренции.

К какой категории относятся?

В определении категории земельного массива для размещения кладбища имеются разновидности. Дело в том, что места захоронения делятся на ритуальные пространства мест общего назначения и историко-культурное наследие. Из этих особенностей вытекает законодательство, источники которого регулируют земельные и гражданские отношения в данной сфере.

В частности Федеральным законом № 8-ФЗ от 12.01.96 г. «О погребении и похоронном деле», изложенными в п.4 ст.16 положениями, указано, что такие территории выделяются местным муниципалитетом, посредством зонирования, из земель категории населённых пунктов. Земли под кладбище могут принадлежать:

  1. Согласно нормам п.1 ст. 99 ЗК РФ, к местам культурно-исторических зон населённого пункта. В основном, когда речь идёт о мемориалах.
  2. Согласно п. 13 ст. 35 ГрК РФ – к специальным зонам, выделенным из числа земель населённых пунктов.

ВАЖНО: Общая площадь, предоставленная для захоронений, не должна превышать 40 га.

В классификаторе видов разрешённого использования кладбища выделяются из земель общего назначения и определяются как «ритуальные зоны» с кодом – 12.1.

Рекомендуем ознакомиться со статьями о существующих категория земель:

  • Лесного фонда.
  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Рекреационного назначения.
  • Специального назначения.
  • Особо охраняемых территорий и объектов.
  • Запаса.
  • Водного фонда.

Возможно ли расширение ритуальных зон?

Государство предусматривает, что зоны захоронения требуют расширения или новой локализации. Поэтому, безусловно, действия по охвату дополнительных территорий вполне правоспособны и юридически корректны.

Однако данная процедура обусловлена рядом резолюций, которые требуют от муниципалитета строгой отчётности и взвешенности таких действий. То есть, согласно ФЗ № 8-ФЗ, расширение ритуальных участков или формирование новых требует нижеследующего:

  1. Разработки и предоставления плана развития указанной зоны.
  2. Межевого проекта ритуальной зоны.
  3. Специального разрешения с положительным заключением экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Это, естественно, с учётом того, что обозначенные территории граничат с жилыми домами граждан. Защитная зона удалённости от городского кладбища должна быть не менее 500 м.

Можно ли изменить назначение участков?

Вопросы изменения категории и видов разрешённого использования регулируются Федеральными законами:

  • № 172-ФЗ от 21.12.04 г.
  • № 191-ФЗ от 29.12.04 г.

В них нет непосредственных указаний о запрете перевода земель из одной категории в другую. В действие в данном случае вступают другие законодательные акты. Главная опора делается на нормативы санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и экологических положений.

Соответственно им, после того как действующее кладбище переносится в новое место, рекультивация старого допустима только по истечении двадцатилетнего срока. На основании актов, представленных местным муниципалитетом, и полученных заключений уполномоченных санитарных Служб, категория земель или вид разрешённого использования могут изменяться.

Но возможности перевода территории кладбища в другие категории ограничены. По преимуществу здесь могут располагаться зелёные зоны, но ни в коем случае – жилые кварталы.

СПРАВКА: Зоны культурного наследия подлежат охране законом и не допускают реконструкции, сноса или иного вмешательства.

Возможные сложности

Главная сложность проистекает из особенностей ритуальных мест. Они всегда относились к сакральным территориям, хранящим память об ушедших близких людях жителей населённого пункта. Поэтому имеют особенную моральную ценность.

Кроме этого в процедуру эксплуатации кладбищенской земли вмешивается Закон № 125-ФЗ от 26.09.97 г. – о свободе совести и деятельности религиозных организаций. Согласно таковому, кладбища требуют разделения на сектора, в которых могут происходить служения согласно вере усопших.

Целесообразная в моральном смысле традиция затрудняет общий учёт земель, так как захоронения в данном случае проводятся не планово, а с учётом выделения мест в соответствующем секторе на вероисповедальном кладбище.

Соответственно, данный факт привлекает к вопросам управления и эксплуатации религиозные конфессии и организации, которые выносят свои требования местным властям. Нередко требования заключаются в организации каждого сектора в соответствии с вероисповедальным обрядом.

Следующий важный момент связан с повсеместной коммерциализацией похорон. Эта проблема отражается не только на родственниках усопших, но и на должностных лицах, отвечающих за обслуживание ритуальной территории.

СПРАВКА! Не секрет, что в нарушение регламента, многие граждане стремятся выкупить под захоронение большую площадь, чем установлено регламентом. Или стремятся выбрать более подходящее место, выходя за рамки текущего плана проведения захоронений.

Всё это не случайно, так как многие региональные и поселковые власти халатно относятся к нуждам кладбищ. Нередко под них выделяются массивы, которые больше ни на что не пригодны. Например, подлежащие затоплению в весенний сезон территории. К сожалению, они не задумываются о том, что проникновение останков в водоёмы может обернуться серьёзной проблемой.

Кладбищенские земли располагаются на прилегающих к населённому пункту массивах. Их возникновение, перенос и закрытие опираются на нормы законодательства. Кроме Земельного и Градостроительного кодексов здесь вступают в силу дополнительные нормы, регулирующие санитарное, экологическое содержание деятельности, а так же – вмешательство охранных культурных мероприятий, и требования религиозных конфессий и организаций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кладбища относятся к землям категории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *