Содержание

Прекращение сервитута земельного участка может быть произведено по требованию владельца земли, в связи с исчезновением оснований для его появления. Кроме этого, если в результате ограничений земельное имущество невозможно использовать по назначению, его собственник может обратить в суд с требованием его прекратить.

Что такое сервитут и его виды

Он представляет собой особую форму пользования недвижимостью, которая устанавливается с целью обеспечения нормализации условий жизни человека, владеющего площадями, место расположения которых значительно хуже смежных наделов. Ограничение действует на части площади для возможности пользования заинтересованным субъектом. Такие действия предусмотрены ст. 23 ЗК РФ. Ограничение может устанавливаться:

  1. По договоренности участников – когда обе стороны удовлетворены устанавливаемыми условиями пользования землей;
  2. По решению суда – определяется при обращении кого-либо из участников из-за возникших возражений по предлагаемым условиям;
  3. В определяемом нормативными актами порядке – необходимость использовать территорию муниципалитетом и другими госорганами и учреждениями.

Фактически это означает принятие хозяином участка ограничений в пользовании частью своего личного имущества в пользу иного землевладельца. Он может пойти на это добровольно при наличии следующих причин:

  • Другого субъекта вынуждают использовать его угодья внешние причины;
  • Ущерб от устанавливаемых ограничений незначителен для хозяина;
  • Владельцу в счет оплаты обязательств перечисляется определенная денежная сумма.

С подписанием договора или вручения соответствующего судебного постановления претендент является обладателем сервитута. При этом он получает возможность пользоваться частью чужого владения, какие-либо другие имущественные притязания рассматриваться не могут.

Сервитуты устанавливаются двух разновидностей:

  1. Частные. Ограничения применяются при заинтересованности смежных землевладельцев для нормального использования земельной недвижимости;
  2. Публичные. Устанавливаются государством с целью нормализации условий жизни населения муниципального образования.

Законодательное регулирование

Основными законами, регламентирующими прекращение сервитутов, являются Гражданский и Земельный кодексы России. Они содержат исчерпывающие основания для проведения процедуры, правила отмены обременения, добровольный и судебный порядок снятия ограничений.

ГПК РФ регулируется процесс отмены сервитута, если он происходит через судебные разбирательства. Им устанавливается обязательность подачи иска и представление дополнительной документации в качестве доказательств, необходимых для полноценного разрешения конфликта.

Учитывая, что наложение обременений и их отмена должны регистрироваться в установленном законодательно порядке, такая процедура регламентирована ФЗ «О регистрации недвижимости».

Основания для отмены сервитута

Кроме снятия ограничений по причинам естественного характера, они могут отменяться и в связи с возникновением других условий. Такие правомочия возникают у владельца обремененного объекта при несоблюдении его имущественных прав. Это касается:

  • Порча плодородного слоя земли;
  • Разрушение окружающей природной среды;
  • Несоблюдение санитарных и экологических нормативов;
  • Осуществление неразрешенных работ;
  • Нарушение граничащих линий, переданного для использование земельного объекта;
  • Невнесение оплаты за обременение.

Руководствуясь ст.12 ГК РФ и ст. 60 ЗК РФ, владелец может потребовать выплаты компенсации нанесенного имущественного урона, причиненного недобросовестным хозяином, в пользу которого установлены ограничения.

Помимо этого, причиной снятия обременения может быть исчезновение изначальных требований, ставших основанием его установления. Это могут быть случаи появления возможностей для решения поставленных задач, не требующих продолжения ограничения в использовании земли.

Прекращение сервитута на землю

Фактически это прекращение существующего обременения на земельное имущество, которое было установлено для обеспечения нормальной эксплуатации смежных площадей земли. Если отменяется публичный сервитут, предполагается прекращение использования чужих угодий для целей, преследующих улучшение качества жизни жителей конкретного административного образования либо нескольких.

Статьей 276 ГК РФ и ст. 48 ЗК РФ определяются основания, при возникновении которых отменяется сервитут.

Отмена сервитута на земельный участок может осуществляться, когда появляются соответствующие причины. Его инициатором могут выступать и владелец земельного объекта с ограничениями в использовании и лица, выступившие основоположниками установленного сервитута.

Порядок прекращения разного вида сервитутов отличаются не только осуществляемыми действиями, но и доказательственной базой, используемой в качестве оснований.

  1. Частный может отменяться в связи с:
  • Утратой актуальности оснований, в связи с которыми он появился (когда без использования надела получилось достигнуть результатов, для которых обременения были установлены, и необходимость в нем отпала);
  • Использовать обремененный объект невозможно по его прямому назначению.

Отмена частного обязательства по согласию участников является наиболее простым способом снятия ограничений. При проведении процедуры, необходимость подтверждать свои правомочия, сведены к нулю, а расторгнутое соглашение остается только зарегистрировать.

Невозможность достижения обоюдного решения сторон влечет расторжение договора об установлении обременений в одностороннем порядке. При этом инициатору необходимо обращаться в суд для обоснования своих правомочий на полноценное пользование земельного имущества. Но основания, по которым могут быть расторгнуты договорные правоотношения, должны сохраняться и соответствовать требованиям законодательства.

  1. Публичный сервитут может отменяться только в одностороннем порядке, так как решение о наложении обременения принимается государственными органами. Оно также должно быть зарегистрировано в соответствующей службе.

Независимо от разновидности сервитута, в случае несогласия одной из сторон с его отменой, процесс может быть совершен при проведении судебных заседаний. Основания для его прекращения не меняются в любом случае.

Способы отмены сервитута

Возможность снятия обременений может производиться двумя путями:

  1. По взаимной согласованности. Процесс проходит в несколько этапов и заключается в следующем:
  • Определение обстоятельств, влекущих возможность отмены действующего обременения. Это может сделать сторона, заинтересованная в его снятии, и оба участника;
  • Заключение отдельного соглашения о расторжении сервитута. Документ должен содержать сведения о собственнике и держателе сервитута, причины установления обременения, данные об участке, основания для отмены сервитута, и подписываться обеими сторонами. Он станет определяющим фактором, послужившим основанием для регистрации юридически значимого факта;
  • Обращение в уполномоченный орган с заявлением о снятии ограничений. Ими являются Департаменты и Комитеты земельных и имущественных отношений администраций муниципалитетов либо субъектов страны. Кроме заявки представляется документация, удостоверяющая правомерность заявляемых требований. Ими могут стать план эксплуатации обремененного объекта, подтверждающего невозможность его использования по прямому назначению, или доказательства того, что использование территории более не нужно. После их подачи, в течение 10 дней сотрудниками учреждения проводится проверка представленных бумаг и рассмотрение их руководителем. В срок не более тридцати дней должно быть вынесено соответствующее решение и подготовлено постановление;
  • Проведение регистрационных действий по отмене установленных ограничений с получением соответствующей выписки из ЕГРП. Производятся они в Росреестре не позже 10 суток после подписания договорных обязательств или получения постановления, в реестр прав вносится соответствующая запись. Выданная по окончании процедуры выписка может использоваться в качестве доказательства, свидетельствующего о ничтожности претензий третьих лиц на действия по применению сервитута.
  1. Расторжение соглашения в суде. При невозможности согласовать снятие обременений по договоренности, придется пройти следующие стадии решения вопроса:
  • Досудебное урегулирование возникших разногласий. Для этого потребуется составить письменное уведомление второй стороне об исчезновении причин, по которым устанавливались обременения. Документ направляется средствами почтовой связи с уведомлением о его получении;
  • Подготовка заявления, определяющего возможность прекращения ограничений. Его составляет лицо, выступающее инициатором отмены обременения;
  • Подача иска в судебные инстанции с приложением документации, являющейся доказательственной базой, подтверждающей возможность отмены сервитута;
  • Рассмотрение дела по существу, в ходе которого изучается и анализируется представленная информация. Вынесение судебного решения;
  • Заключение дополнительного документа о расторжении договора об установлении обременений либо использование судебного постановления для прекращения договорных отношений;
  • Процедура регистрации снятия ограничений на основании подписанного соглашения или принятого решения судебного органа.

Осуществление расходов при снятии ограниченных правомочий использования

Следствием прекращения обременения становятся определенные расходы, так как такой процесс относится к совершению юридически значимой деятельности. Основными расходами при этом станет внесение госпошлины за совершение процесса регистрации. В зависимости от владеющего субъекта – гражданина или организации — размер суммы может составлять от 500 до 2000 рублей.

Если подготовка заявления и необходимых документов потребует обращения к специалистам соответствующей подготовки, либо к нотариусу, возможны траты в размере от 2000 до 15000 рублей в зависимости от вида ограничений.

Образец искового заявления

Если одна из сторон отказывается добровольно заключить соглашение о снятии обременения, спорный вопрос передается на рассмотрение районного суда, расположенного в месте нахождения земельной территории.

Форма иска должна соответствовать требованиям ГПК РФ и включать следующие разделы:

  • Преамбулы, содержащей наименование суда, информация об истце и ответчике, информацию о дате и месте подготовки документа;
  • Главной части, включающей описание обстановки, повлекшей возникновение ограничений, когда и на какой срок они установлены, развитие ситуации, повлиявшей на возможную его отмену;
  • Заключения, определяющего требования заявителя, включая возмещение причиненного вреда.

В конце указывается список приложений, направляемых совместно с заявлением. Это может быть документация, содержащая факты, на основании которых требуется прекращение ограничений в использовании объекта недвижимости. Помимо этого, потребуется представить доказательства осуществления попытки решения спора о снятии ограничений в досудебном порядке. Если же взыскивается компенсация, нужно установить точную сумму ущерба и представить акты независимого эксперта о нанесенном вреде и справки об оценке понесенного ущерба. Также, нужно представить в суд при подаче заявления платежный документ, свидетельствующий об уплате госпошлины. Её величина для граждан составляет триста рублей.

Скачать исковое заявление о расторжении сервитута (образец)

Судебный процесс может занять до полугода, в зависимости от количества слушаний, необходимых для определения позиций участников правоотношений.

Решением суда владелец земли может избавиться от недобросовестного пользователя. При этом имущественные правомочия владельца защищаются законодательством России. При недостойном обращении с земельными объектами, он может потребовать отмены частного или публичного сервитута и снять ограничения по использованию своей собственности.

Пра­во на соб­ствен­ность после реги­стра­ции прав соб­ствен­ни­ка в Госу­дар­ствен­ном Реест­ре счи­та­ет­ся неоспо­ри­мым фак­том, если сдел­ка меж­ду сто­ро­на­ми про­шла без нару­ше­ний зако­но­да­тель­ства. Купив квар­ти­ру или заго­род­ный дом вме­сте с земель­ным участ­ком, чело­век обыч­но уве­рен, что его покой соб­ствен­ни­ка оста­нет­ся незыб­ле­мым. Но суще­ству­ют сюр­при­зы земель­но­го зако­но­да­тель­ства, одним из кото­рых явля­ет­ся серви­тут на земель­ный уча­сток.

Сервитут на земельный участок — что это такое?

В сдел­ках с недви­жи­мо­стью обыч­но при­ни­ма­ют две сто­ро­ны, кото­рые юри­ди­че­ски оформ­ля­ют пере­ход прав соб­ствен­но­сти от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му.

Но к соб­ствен­но­сти земель­ной ино­гда име­ют при­ча­стие и тре­тьи лица, для кото­рых граж­дан­ский и земель­ный кодек­сы уста­нав­ли­ва­ют пра­во огра­ни­чен­но­го вла­де­ния на зем­лю в виде серви­ту­та.

Дадим опре­де­ле­ние про­стым язы­ком, что такое серви­тут, и когда его могут нало­жить.

Земля ваша — недра и коровы наши

Про­стой при­мер. Вы купи­ли зем­лю и постро­и­ли дом, но неожи­дан­но выяс­ни­лось, что на вашем ого­ро­де, воз­мож­но, есть нефть или обна­ру­же­ны древ­ние скиф­ские захо­ро­не­ния. А так как нед­ра и исто­ри­че­ские объ­ек­ты — это госу­дар­ствен­ное народ­ное досто­я­ние, на уча­сток будет немед­лен­но нало­жен серви­тут, при­едут архео­ло­ги и гео­ло­ги. Нет, дом и уча­сток никто не отни­мет, но жить при­дет­ся дол­го в атмо­сфе­ре гром­кой и сует­ной.

Рас­смот­рен­ный слу­чай, конеч­но, ред­кость, но вот более про­за­и­че­ские при­ме­ры.

  • Купи­ли дом с зем­лёй, ого­ро­ди­ли уча­сток, но ока­зы­ва­ет­ся, селяне искон­но про­во­ди­ли через него коров на паст­би­ще и про­сят сохра­нить для них это пра­во.
  • При раз­де­ле участ­ка неча­ян­но «заеха­ли” на чужую зем­лю, и сосе­ди тре­бу­ют про­ве­сти раз­ме­же­ва­ние.
  • Через вашу зем­лю реши­ли про­ве­сти газо­про­вод, уча­сток доро­ги, кана­ли­за­цию и т.д.
  • Кто-то захо­тел поохо­тить­ся в вашем лесу или поло­вить рыб­ку в вашем пру­ду.

При появ­ле­нии осно­ва­ний заин­те­ре­со­ван­ная сто­ро­на, в роли кото­рой может высту­пить как госу­дар­ство, так и част­ные лица, име­ет пра­во ини­ци­и­ро­вать своё пра­во на серви­тут в судеб­ном поряд­ке.

Сервитут как форма обременения

С тер­ми­ном обре­ме­не­ния мы уже стал­ки­ва­лись: напри­мер, при покуп­ке ипо­те­ки вла­де­лец вхо­дит в пол­ное пра­во соб­ствен­ни­ка после сня­тия обре­ме­не­ния, в роли кото­ро­го высту­па­ет непо­га­шен­ный кре­дит. Такое же обре­ме­не­ние для хозя­и­на земель­но­го накла­ды­ва­ет серви­тут, давая тре­тьим лицам пра­во про­во­дить на земель­ном участ­ке какие-то рабо­ты, про­ез­жать в транс­пор­те, про­го­нять скот и т.д.

  • Обла­да­тель серви­ту­та — это лицо, име­ю­щее пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния зем­лей.
  • Соб­ствен­ник не утра­чи­ва­ет сво­е­го пра­ва на зем­лю и по-преж­не­му может её про­дать, пода­рить, арен­до­вать, но толь­ко с суще­ству­ю­щим обре­ме­не­ни­ем.
  • Но фак­ти­че­ски вла­де­лец участ­ка тоже огра­ни­чи­ва­ет­ся, так как может полу­чить убыт­ки из-за обре­ме­не­ния в виде пря­мых потерь или недо­по­лу­чен­ной при­бы­ли, а так­же в виде физи­че­ских и мораль­ных стра­да­ний.
  • За нане­сён­ный ущерб земель­ный соб­ствен­ник име­ет пра­во потре­бо­вать ком­пен­са­цию.
  • Раз­мер потерь обыч­но опре­де­ля­ет­ся зара­нее и вхо­дит в оцен­ку серви­ту­та.
  • Серви­тут, как и зем­лю, реги­стри­ру­ют в Росре­ест­ре, с обя­за­тель­ным ука­за­ни­ем гра­ниц на кадаст­ро­вом тех­ни­че­ском плане.

Законодательная основа

Нало­же­ние серви­ту­та регу­ли­ру­ет­ся ста­тья­ми земель­но­го, граж­дан­ско­го и нало­го­во­го кодек­сов:

  • Ст. 23 ЗК вво­дит поня­тия и цели серви­ту­та:
    • част­но­го и пуб­лич­но­го;
    • город­ско­го и сель­ско­го;
    • вод­но­го /лесного;
    • сроч­но­го и посто­ян­но­го.
  • Ст. 274 ГК опре­де­ля­ет, в каких слу­ча­ях уста­нав­ли­ва­ет­ся серви­тут, поря­док уста­нов­ки и опла­ту земель­но­го обре­ме­не­ния.
  • Ст. 333.33, п. 31, НК — раз­мер госу­дар­ствен­ной пошли­ны.

Вни­ма­ние: пра­во на серви­тут, в осо­бен­но­сти, част­ный — не бес­плат­ное.

Виды и цели сервитута

  • Част­ный серви­тут земель­но­го участ­ка заклю­ча­ет­ся как доб­ро­воль­ное согла­ше­ние меж­ду част­ны­ми лица­ми или в судеб­ном поряд­ке.
  • Пуб­лич­ный серви­тут накла­ды­ва­ет­ся зако­но­да­тель­ным путём: напри­мер, пра­ви­тель­ство реши­ло стро­ить новую вет­ку мет­ро через част­ные земель­ные участ­ки, дей­ствуя в инте­ре­сах насе­ле­ния и при­няв реше­ние после пуб­лич­ных деба­тов, обсуж­де­ний и слу­ша­ний.
  • Город­ской серви­тут даёт раз­ре­ше­ние или запрет: напри­мер, запре­ща­ет­ся воз­во­дить построй­ку во дво­ре, так как она загро­мож­да­ет тер­ри­то­рию; даёт­ся раз­ре­ше­ние на при­строй­ку ман­сар­ды навер­ху, соеди­не­ние двух зда­ний и т.д.
  • Сель­ский — на исполь­зо­ва­ние части тер­ри­то­рии для стро­и­тель­ства колод­цев, водо­про­во­дов, кана­ли­за­ций и др. с/х ком­му­ни­ка­ций, в каче­стве доро­ги для про­ез­да транс­пор­та или про­го­на ско­та, пере­не­се­ния гра­ни­цы земель­ных участ­ков и т.д.
  • Вод­ный и лес­ной раз­ре­ша­ет поль­зо­ва­ние ресур­са­ми (напри­мер, раз­ре­ша­ет­ся рыба­чить, поить скот, охо­тить­ся).
  • Сроч­ный серви­тут накла­ды­ва­ет­ся на опре­де­лен­ное вре­мя, по исте­че­нию кото­ро­го бре­мя сни­ма­ет­ся.
  • Посто­ян­ный серви­тут — этот вид обре­ме­не­ния накла­ды­ва­ет­ся навсе­гда (напри­мер, про­ло­жи­ли дорогу/газопровод).

Цели обре­ме­не­ния:

  • стро­и­тель­ство линей­ных объ­ек­тов (газо­про­во­ды, доро­ги, линии свя­зи, дорож­ные зна­ки);
  • гео­де­зи­че­ские, ирри­га­ци­он­ные рабо­ты;
  • раз­ра­бот­ка недр, рас­коп­ки, иссле­до­ва­ния;
  • устрой­ство про­хо­дов живот­ных к водо­пою и про­ез­дов для транс­пор­та в сель­ской мест­но­сти;
  • раз­ме­же­ва­ние сосед­ских участ­ков;
  • раз­ре­ше­ние на охо­ту и рыбал­ку в част­ных лес­ных уго­дьях и водо­ё­мах.

Как оформить сервитут

Ини­ци­а­тив­ной сто­ро­ной все­гда высту­па­ют те, кто хочет уста­но­вить серви­тут. Пер­во­на­чаль­но этим лицам (как част­ным, так и госу­дар­ствен­ным орга­нам) необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к вла­дель­цу земель­но­го участ­ка.

Есть три спо­со­ба оформ­ле­ния земель­но­го обре­ме­не­ния:

  • Пер­вый (самый про­стой) — на осно­ве доб­ро­воль­но­го согла­ше­ния: в этом слу­чае мож­но сра­зу (само­сто­я­тель­но или при помо­щи про­фес­си­о­наль­ных юри­стов) соста­вить дого­вор на серви­тут и заре­ги­стри­ро­вать его в Росре­ест­ре.
  • Вто­рой спо­соб кон­фликт­ный — через суд:
    • заин­те­ре­со­ван­ное лицо, полу­чив отказ от соб­ствен­ни­ка, обра­ща­ет­ся с пре­тен­зи­ей в орга­ны муни­ци­паль­ной вла­сти;
    • рас­смот­рев жало­бу, адми­ни­стра­ция со сво­ей резо­лю­ци­ей пере­на­прав­ля­ет дело в суд;
    • судеб­ные орга­ны выно­сят поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное реше­ние;
    • если на серви­тут дано доб­ро, он реги­стри­ру­ет­ся в Росре­ест­ра и с это­го момен­та счи­та­ет­ся уста­нов­лен­ным.
  • Тре­тий спо­соб зако­но­да­тель­ный: госу­дар­ство ска­за­ло «надо”, про­ве­ло опро­сы насе­ле­ния, под­го­то­ви­ло зако­но­да­тель­ные акты и нор­ма­ти­вы — и серви­тут на зем­лю нало­жен, толь­ко и в этом слу­чае долж­ны быть оформ­ле­ны реги­стра­ция и подроб­ный кадаст­ро­вый план, демон­стри­ру­ю­щий гра­ни­цы участ­ка с обре­ме­не­ни­ем.

Документы для регистрации сервитута

Обре­ме­не­ние реги­стри­ру­ет­ся на осно­ва­нии сле­ду­ю­щих доку­мен­тов:

  • пас­пор­та сто­рон;
  • заяв­ле­ние лица-ини­ци­а­то­ра;
  • сви­де­тель­ство пра­ва соб­ствен­но­сти на уча­сток;
  • доб­ро­воль­ное согла­ше­ние сто­рон или при­ну­ди­тель­ное поста­нов­ле­ние суда: в них ука­зы­ва­ет­ся осно­ва­ние и цели обре­ме­не­ния, сро­ки, оцен­ка серви­ту­та;
  • кадаст­ро­вый пас­порт с гра­ни­ца­ми участ­ка огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния;
  • доку­мент, под­твер­жда­ю­щий упла­ту пошли­ны.

Материальная сторона: оценка, пошлина и компенсация

Так как вла­де­лец участ­ка неиз­беж­но тер­пит обре­ме­не­ние, свои воз­мож­ные поте­ри от невоз­мож­но­сти поль­зо­вать­ся зем­лёй в пол­ной мере, он зара­нее оце­ни­ва­ет и ука­зы­ва­ет в дого­во­ре.

В оцен­ку вхо­дят:

  • издерж­ки, поне­сен­ные от обре­ме­не­ния (напри­мер, поте­ря части стро­е­ний или обо­ру­до­ва­ния);
  • умень­ше­ние ожи­да­е­мой при­бы­ли (раз­мер участ­ка умень­шил­ся, а зна­чит мень­шей будет выго­да);
  • убы­ток в сдел­ке из-за обре­ме­не­ния (вла­де­лец вынуж­ден про­дать зем­лю дешев­ле).

Пол­но­цен­ная оцен­ка воз­мож­на при част­ном серви­ту­те — при пуб­лич­ном серви­ту­те вопрос оста­ет­ся слож­ным: напри­мер, если дело госу­дар­ствен­ной важ­но­сти, вла­дель­цу участ­ка вряд ли запла­тят день­ги, но могут предо­ста­вить дру­гой земель­ный уча­сток.

Раз­ме­ры госу­дар­ствен­ной пошли­ны уста­нав­ли­ва­ют­ся:

  • 3000 руб. для физи­че­ских лиц;
  • 6000 — юри­ди­че­ских лиц и орга­ни­за­ций.

Ком­пен­са­ция за мате­ри­аль­ный и мораль­ный ущерб выпла­чи­ва­ет­ся соб­ствен­ни­ку, кото­рый сумел дока­зать, что усло­вия серви­ту­та были нару­ше­ны, и поте­ри от обре­ме­не­ния ока­за­лись боль­ше.

А можно ли без сервитута, и как снять эту кабалу?

Огра­ни­чи­ва­ет пра­во соб­ствен­ни­ка воз­мож­ность нало­же­ния серви­ту­та по реше­нию суда на его земель­ный уча­сток по ини­ци­а­ти­ве дру­гих лиц или госу­дар­ства.

По зако­ну серви­тут мож­но уста­но­вить на любой земель­ный уча­сток (при нали­чии осно­ва­ний), так как зем­ля по сути — госу­дар­ствен­ное досто­я­ние, и пра­во соб­ствен­но­сти на ней доста­точ­но услов­но.

Спа­са­ет то, что в боль­шин­стве слу­ча­ев людям ред­ко при­хо­дит­ся стал­ки­вать­ся с земель­ным бре­ме­нем в тече­ние всей сво­ей жиз­ни в сво­ём заго­род­ном доме.

Но что делать, если соб­ствен­ник не согла­сен с реше­ни­ем суда уста­но­вить серви­тут или понёс убыт­ки, пре­вы­ша­ю­щие сум­му, ука­зан­ную в оцен­ке?

Что делать обиженному владельцу участка

Вла­де­лец земель­но­го участ­ка име­ет пра­во:

  • обжа­ло­вать реше­ние суда (но если резуль­тат обжа­ло­ва­ния оста­нет­ся отри­ца­тель­ным для соб­ствен­ни­ка, серви­тут все рав­но будет нало­жен);
  • потре­бо­вать снять серви­тут, обра­тив­шись в госу­дар­ствен­ные орга­ны, если у него появи­лись не преду­смот­рен­ные огра­ни­че­ния поль­зо­ва­ния зем­лёй;
  • предъ­явить иск, в кото­ром ука­зы­ва­ет­ся цена реаль­ных мате­ри­аль­ных и мораль­ных издер­жек;
  • потре­бо­вать заме­ны земель­но­го участ­ка на рав­но­цен­ный.

Сервитут не так уж страшен

Серви­тут на земель­ный уча­сток — ред­кое, хоть и не все­гда при­ят­ное явле­ние для соб­ствен­ни­ка. Но в боль­шин­стве слу­ча­ев, осо­бен­но в сёлах, согла­ше­ния заклю­ча­ют­ся доб­ро­воль­но, и дело обхо­дит­ся без суда. Неред­ко соб­ствен­ни­кам зем­ли серви­тут выго­ден: они могут, напри­мер, поль­зо­вать­ся водо­про­во­дом, кана­ли­за­ци­ей, теле­фон­ной лини­ей сами, плюс полу­ча­ют день­ги за оформ­ле­ние обре­ме­не­ния. Так­же соб­ствен­ник, про­да­вая серви­тут на сво­ей зем­ле, напри­мер, на про­гон ско­та, может в свою оче­редь купить для себя пра­во огра­ни­чен­но­го поль­зо­ва­ния на чужих участ­ках: допу­стим, сбор фрук­тов в чужом саду или лов­лю рыб­ки в чьем-то пру­ду.

Сервитут устанавливается на земельный участок в тех случаях, когда это является единственным вариантом для нормального функционирования того участка, который находится в худшем положении.

Как именно происходит процедура установления сервитута и каких проблем стоит опасаться?

Говоря о законодательном регулировании процедуры установления земельного сервитута, необходимо отметить, что такое регулирование осуществляется всего двумя нормативными актами – Гражданским и Земельным Кодексами.

Если говорить более конкретно, то в рамках Гражданского Кодекса, в статьях 274-277, указывается, что подразумевается под сервитутом, в каких целях и каким образом происходит его установление.

Кроме того, в рамках этого нормативного акта происходит регламентация основных направлений, по которым должна вестись работа в случае установления сервитута.

Гражданский Кодекс Российской Федерации осуществляет регулирование вопросов установления частного сервитута.

Земельный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы установления сервитута, носящего публичный характер.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются те цели, для осуществления которых может потребоваться установление публичного сервитута. Кроме того, в статьях данного Кодекса происходит установление основных параметров, по которым должно происходить формирование такого обременения.

Также Земельный Кодекс Российской Федерации устанавливает порядок действий, в соответствии с которым должен устанавливаться публичный сервитут, а также порядок издания тех нормативных актов, которые регулируют обязательность таких действий.

Так как сервитут устанавливается путем заключения соответствующего соглашения, носящего характер договора пользования с установлением частичного либо полного обременение на земельный участок, регулирование такого договора осуществляется также Гражданским Кодексом Российской Федерации.

В том случае, если речь идет об установлении публичного сервитута, он устанавливается соответствующим нормативным актом.

Этот вопрос рассматривается как в Гражданском, так и в Земельном Кодексе.

Что такое — установление сервитута на земельный участок

Под установлением сервитута на земельный участок в действующем законодательстве подразумевается установление такого обременения, которое позволит собственникам или пользователям других наделов получить возможность обеспечить свободное функционирование своих земельных участков.

Сервитут на земельный участок устанавливается только в тех случаях, когда избежать подобного обременения не представляется возможным.

Установить сервитут можно только в том случае, если цели его использования на обремененном участке будут соответствовать всем требованиям действующего законодательства, которые на данный момент могут быть удовлетворены.

Независимо от того, является ли установленный сервитут публичным или частным, порядок его установления должен пройти полную проверку на соответствие действующему законодательству, так как такое обременение существенно ограничивает возможности использования участка его владельцем.

В рамках такого согласования будет установлено, было ли возможно избежать установления обременения на конкретный земельный участок, каков размер максимально допустимого обременения, а также та сумма, которую инициатор обременения земельного участка, должен будет заплатить владельцу.

При каких условиях возможно установление сервитута на земельный участок

Установление сервитута на земельный участок может быть осуществлено только в том случае, если никакие другие варианты не могут быть использованы.

В том случае, если лицо, выступающие инициатором установления сервитута, специально пытается наложить обременение на чужой участок, преследуя только цели личной выгоды, ему придется ответить перед законом за мошеннические действия в отношении чужого имущества.

В действующем законодательстве содержится исчерпывающий перечень оснований, по которому может происходить установление сервитута на земельный надел.

Этот перечень не может редактироваться никак, кроме как по инициативе государства в лице его законодательных органов.

Это обусловлено тем, что при установлении сервитута владелец обремененного земельного участка не сможет полностью пользоваться своим имуществом.

К таким цели будут относиться:

  • Использование территории соседнего участка или его части для обеспечения беспрепятственного доступа владельцев участков, находящихся в худшем территориальном положение, нежели обремененный участок;
  • Невозможность иными способами, кроме как через территорию обремененного участка, провести необходимые инженерные коммуникации, которые будут использоваться для полноценного функционирования других земельных участков;
  • Использование территории обремененного участка или части такой территории для осуществления прохода людей и животных к водным объектам, с помощью которых осуществляется полноценное функционирование соседних участков, либо существующих животноводческих хозяйств;
  • В случае, если речь идёт о публичном сервитуте, к целям использования добавляется также установление средств связи или станций-вышек, которые смогут обеспечить достаточный уровень качества связи;
  • Еще одним направлением, для которого может быть установлен публичный сервитут, становится строительство транспортных узлов и развязок. В том случае, если такой сервитут был установлен, и владелец обремененного участка не может пользоватся и в полном объеме, такой участок подлежит выкупу за счёт средств государства.

Публичный сервитут может быть установлен также и для строительства в прилегающей к обремененному участку зоне объектов, чье назначение сводится к охране безопасности государства.

В этом случае, если степень обременения будет максимальной, участок подлежит выкупу государством.

Иных условий, для которых может быть установлен сервитут публичного и частного характера, в действующем законодательстве не предусмотрено. В том случае, если лицо, инициировавшие установление сервитута, пытается осуществить такое обременение по каким-либо другим основаниям, его действия могут быть обжалованы в суде.

Какие документы необходимы для установления сервитута

Так как установление сервитута является достаточно сложным юридически значимым

действием, для его установление может понадобится определенный перечень документов, которые необходимо заранее подготовить.

Если речь идёт о сервитуте публичного характера, то его наступление происходит независимо от воли владельца земельного участка, а для фиксации факта его установления достаточно издания нормативного акта, носящего федеральный или региональный характер, в тексте которого будет содержаться прямое указание на установление обременения конкретных земельных участков.

В случае внесения такого нормативного акта к нему должно быть оформлено приложение, в тексте которого будут представлены все кадастровые характеристики обремененных участков.

Если речь идёт о частном сервитуте, то здесь необходимо будет подготовить перечень документов, которые понадобится для дальнейшей регистрации установленного права обременения в органах Росреестра.

К таким документам будут относиться:

  • Кадастровый паспорт на участок с приложенным планом налагаемого обременения. Этот документ необходим, для того чтобы в полной мере осуществить оценку стоимости налагаемого сервитута, а также аргументировать при возникновении споров размер обремененной территории.
  • Еще одним документом, который обязательно понадобится при установлении сервитута, будет считаться справка, полученная в уполномоченных органах, которая сможет подтвердить отсутствие других обременений на конкретном участке. Этот документ позволит грамотно рассчитать стоимость налагаемого обременения для того, чтобы исключить возможность установления стоимости сервитута выше, чем она может быть.
  • Обоснование целей установления сервитута. Этот документ готовит заинтересованное в обременении лицо, так как с помощью него можно будет доказать необходимость установления сервитута именно в том виде, в каком просит это сделать инициатор обременения.
  • Отчет о расчете стоимости сервитута или соразмерной платы за обременение. На основании этого документа в тексте договора будет зафиксирована та сумма, которая подлежит выплате владельцу обремененного участка инициатором сервитута.

После того, как подготовлены все необходимые документы, можно приступать непосредственно к процедуре установления сервитута.

Порядок действий

Порядок установления сервитута для такого обременения, носящего публичное и частное характер, будет различным.

Это обусловлено тем, что установление таких сервитутов также будет иметь определенную разницу в своих целях.

Для сервитута, носящего публичный характер, порядок установления будет состоять всего из трех этапов:

  1. На первом этапе будет происходить издание специального документа, в котором будут обозначены цели установления сервитута, а также тот период времени, на который планируется установить обременение.
  2. В качестве второго этапа установления сервитута в данном случае следует рассмотреть объявление и проведение публичных слушаний, на которых будет рассмотрен вопрос не только об установлении такого обременения на один или несколько земельных участков, но также и рассмотрен вопрос целесообразности тех затрат, которые ожидаются в связи с наложением такого обременения. По результатам таких слушай будет издан соответствующий нормативный акт, в рамках которого будет полностью отражен весь вопрос, касающийся установления такого сервитута.
  3. Третий этап включает в себя непосредственно издание нормативного акта, регламентирующего установление сервитута на один или несколько земельных участков, а также подготовку всех необходимых документов, в том случае, если установление такого обременения существенно затрудняет эксплуатацию участков, попавших в список обремененных. На основании такого перечня и порядка действий будет осуществляться либо выплата компенсации владельцу обремененного участка, либо производиться выкуп обремененных участков за государственный счёт.

Ключевым документом в данном случае будет считаться постановление об установлении сервитута.

В рамках этого документа, издаваемого органами государственной власти субъекта федерации или непосредственно Российской Федерации, будет указано то, для каких целей устанавливается сервитут, а также срок установления его и порядок действий относительно определённых участков.

Подписывается этот документ либо руководителем соответствующего органа государственной власти, либо должностным лицом, ответственным за принятия таких решений.

Установление частного сервитута проходит несколько более сложным порядком, так как подразумевает под собой обязательное осуществление договоренности сторон, участвующих в соглашении.И частного сервитута состоит из четырех этапов:

  1. На первом этапе осуществляется первичная договоренность сторон, участвующих в таком соглашении, о тех условиях, которые являются существенными для установленного сервитута.
  2. На втором этапе сторона, заинтересованная в установлении сервитута, должна обосновать цели своих действий, а также доказать необходимость установления обременения и невозможность достижения своих целей какими-либо иными способами.
  3. На третьем этапе установления сервитута происходит подписание итогового документа, выступающего в качестве соглашения или договора об установлении обременения. Кроме договора подписывается также и документ, доказывающий грамотность и верность установленной стоимости обременения.
  4. Четвертый этап является заключительным в установлении сервитута и характеризуется государственной регистрацией установленного обременения, а также получения соответствующего свидетельства, которое в дальнейшем может быть использование в качестве доказательства законности своих прав и претензий при использовании обремененного участка.

Однако указанные действия предпринимаются только в том случае, если удалось достигнуть договоренности по заключаемому соглашению.

Если таких договоренностей достигнуть не удалось, сторона, в целях которой будет устанавливаться сервитут, может обратиться в суд.

В том случае, если заключение соглашения об установлении сервитута, необходимого для использования других земельных участков, будет происходить в судебном порядке, в перечень необходимых документов должны быть внесены изменения.

К необходимым документам, которые понадобится для регистрации

установления сервитута, прибавится ещё судебное решение об установлении соответствующего применения на земельный участок, а также документы, подтверждающие факт использования всех существующих процедур досудебного урегулирования возникшего конфликта.

В том случае, если установления сервитута происходит в судебном порядке, в подписываемом сторонами соглашении обязательно должно содержаться приложение, в котором будет находиться копия судебного решения с отметкой о вступлении в силу, либо иной документ, подтверждающий факт судебного разрешения конфликта.

Независимо от того, происходит ли заключение договора об установлении сервитута во внесудебном порядке или по решению суда, финальная регистрация установленного обременения должна быть осуществлена в строгом соответствии с действующим законодательством.

Подробная инструкция о том как взять землю в аренду в наше материале!
Кому в первую очередь предоставляется освободившаяся комната в коммунальной квартире? Узнайте об этом .
Ищите образец договора мены квартиры? Его можно скачать по .

Какие трудности могут возникнуть и как их избежать

Так как установление сервитута относится к юридически значимым действиям, так как в результате такого обременения существенно уменьшается возможность полноценного использования обремененного участка его владельцем, с установлением сервитута могут возникнуть определённые трудности.

В целом, их можно разделить на две большие группы:

  • Сложности в установлении сервитута;
  • Проблемы с регистрацией такого обременения.

К первой группе сложностей, которые могут возникнуть, будут относиться именно сложности, которые характерны для формирования права обременения, а также для заключения договора об установлении сервитута.

Это такие сложности, как:

  • Невозможность прийти к общим договоренностям по вопросу заключения соглашения из-за несогласия владельца обремененного участка заключить такой договор;
  • Неадекватная оценка стоимости установления сервитута ввиду желания владельца участка получить как можно большую прибыль от заключаемого соглашения.

Единственным вариантом в этом случае будет обращение в суд, где вынесенное решение обяжет владельца участка, на которое должно быть наложено обременение, заключить соглашение с лицом, инициирующим установление сервитута.

В том случае, если дело касается неоправданно завышенной стоимости, по решению суда может быть проведена независимая оценка установленного сервитута, и на основе итогового отчёта уже будет устанавливаться плата за пользование участком в его обремененной части, сведения о которой будут отражены в тексте договора.

Если речь идёт о трудностях в регистрации установленного сервитута, то причины возникновения такой ситуации, как правило, носят классический характер и бывают связаны с:

  • Неправильным или неполным оформлением документов. В этом случае специалисты Росреестра возвращают весь пакет заявителю для исправления ошибок в оформлении представленных материалов.
  • Незаконностью требований о регистрации сервитута. Установить это можно только при детальной правовой экспертизе всех представленных документов. В этом случае ожидается отказ, а также в случаях, предусмотренных законодательством, может последовать возбуждение административного или уголовного дела. В целях избежания такого развития событий необходимо тщательно проверить при подаче в Росреестр наличие всех документов, подтверждающих законность установления сервитута.

Установление сервитута должно происходить в соответствии с действующим законодательством.

Устанавливаться он может только в том случае, если иное достижение целей полноценного функционирования других земельных участков невозможно. Для того, чтобы регистрация такого права обременения прошла без каких-либо трудностей, должен быть соблюден в полном объеме весь порядок установления сервитута, а также подготовлены в полном объеме все необходимые для этого документы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Как заключить сервитут с собственником земельного участка?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *