Содержание

Если солдат мечтает стать генералом, то, наверное, и среди молодых учителей кто-то нет-нет да и задумается не только о повышении квалификационной категории, но и о том, как становятся директорами школ. В самом деле, почему нет? Этот путь открыт для всех. Подробно о том, что нужно, чтобы стать директором школы, рассказываем в нашей статье.

Быстрый переход по разделам:

  1. Образование и опыт директора школы.
  2. Как стать директором школы в регионах и столице.
  3. Аттестация на директора школы.

Образование и опыт директора школы

В любой стране руководить образовательным учреждением – работа сложная и ответственная, однако престижная, и конкуренция за эту должность высока. Как становятся директорами школ в других государствах и какие на этот счет там существуют тонкости, мы расскажем как-нибудь в другой раз. А сегодня поговорим о том, как стать директором школы в России (что, в общем, логично).

На эту должность человека назначает учредитель учебного заведения:

  • муниципальное или региональное управление образования, если школа государственная;
  • физическое либо юридическое лицо, если школа частная.

Отметим, что возглавить учебное заведение может либо действующий сотрудник (учитель, завуч), либо приглашенный со стороны специалист.

Для назначения отбирают кандидатов, которые соответствуют заявленным в законодательстве требованиям. Вариантов здесь лишь два:

  1. Учитель со стажем работы по специальности не менее пяти лет, с высшим педагогическим образованием, окончивший при этом курсы управленческого профиля или менеджера (это могут быть дипломы по направлениям «экономика», «государственное и муниципальное управление» либо «менеджмент»). Заметим, что нужный объем стажа учитель может набрать и на административной должности (скажем, в роли завуча), а не только в процессе преподавания.
  2. Управленец с дипломом в сфере образования. Опыт преподавания менеджер может получить, например, работая в образовательной организации.

То есть либо кадровый учитель получает диплом менеджера в образовании и при этом имеет определенный опыт управления, либо кадровый управленец получает диплом менеджера в образовании. Такое решение вполне оправданно. Все понимают, что работа директора школы сочетает в себе оба направления: и педагогическое, и административное. А уж какое из них будет доминировать, зависит от личности конкретного директора.

Как стать директором школы в регионах и столице

Итак, допустим, что управление образования выдвинуло вашу кандидатуру на пост «капитана» школы, и вы готовы это предложение принять. Значит, завтра можно занимать директорский кабинет? Увы, нет. Сначала вам предстоит пройти аттестацию на должность школьного руководителя. Лишь после этого с успешным кандидатом учредитель учебного заведения заключит договор сроком на пять лет. Договор может быть расторгнут и раньше, если директор не справится с обязанностями.

Конечно, есть общие требования ко всем кандидатам, задумавшимся о том, как стать директором школы в России, но все же при этом существуют различия в процедуре выбора руководителя образовательного учреждения в столице и на периферии.

В региональных школах перед аттестацией кандидат должен подготовить портфолио, где собраны все его профессиональные достижения: грамоты и дипломы за участие в педагогических конкурсах и конференциях, свидетельства об окончании курсов дополнительного образования и повышения квалификации, благодарственные письма и т. д.

В Москве конкурсные испытания максимально переведены в режим онлайн, поэтому кандидату не приходится тратить время и силы на подготовку документов и поездки по различным инстанциям. Заявка на аттестацию и запись на прохождение тестирования оформляются в электронном виде, как и аттестационная справка – замена портфолио.

Аттестация, которую предстоит пройти будущему руководителю столичной школы, считается образцовым вариантом. О ней мы и расскажем подробно чуть ниже. Тем более что с 2020 года ожидается введение системы аттестации для школьных директоров по всей России, традиционно с опорой на систему, уже действующую в столице.

Аттестация на директора школы

Давайте теперь посмотрим, что нужно, чтобы стать директором школы, на примере московской аттестации. Сперва вам необходимо, скажем так, выиграть тендер. Он состоит из двух этапов, причем оба они весьма непростые.

Во-первых, это тестирование на компьютере. Кандидатам следует ответить на 40 вопросов, потратив на это не более одного часа. Каждый из вопросов представляет собой описание некой гипотетической ситуации, которая запросто может подстерегать школьного директора на его посту. Вопросы разделены на блоки (приводим примеры для каждого раздела):

  1. Управление кадрами. «Директор требует обязательного вступления в профсоюз всего педколлектива. Взносы пойдут на гранты лучшим учителям. Тех, кто не вступит в профсоюз, лишат стимулирующих выплат или уволят. Насколько законны требования директора?»
  2. Управление ресурсами. «В какие сроки должен быть заключен контракт по результатам запроса котировок?»
  3. Управление процессами. «Насколько правомерно во время сильных снегопадов привлекать к уборке школьной территории учителей, учеников и их родителей?»
  4. Управление результатами. «Перечислите параметры, по которым четвероклассники могут повысить рейтинг школы».
  5. Управление информацией. «Вы встречаете человека при выходе из образовательной организации. Он представился журналистом и попросил об экспресс-интервью. Следует ли попросить у него редакционное удостоверение?»

Чтобы правильно ответить на все вопросы, нужно как свои пять пальцев знать законодательство в области образования, госзакупок и трудового права. Все задания являются тестовыми, поэтому для каждого вопроса даны от двух до девяти вариантов ответа. Пробную версию испытания можно пройти на сайте МИОО (Московского института открытого образования) по . Уточним, что теперь эта организация называется МЦРКПО (Московский центр развития кадрового потенциала образования). На ее веб-странице размещены все необходимые для подготовки материалы и нормативные документы, регулирующие порядок прохождения аттестации. После подачи заявления на аттестацию в МЦРКПО потенциальные директора могут записаться на бесплатное занятие с психологом. Ориентировано оно на развитие стрессоустойчивости будущих руководителей. Кстати, если тестирование не поддалось вам с первого раза, существует вторая попытка. Результат засчитан, если вы дали не менее 70 % правильных ответов в целом и не менее 50 % – в каждом из блоков.

Во-вторых, в случае успешного прохождения теста кандидата ждет очное собеседование. Аттестационная комиссия, состоящая из директоров образовательных учреждений, представителей профсоюзов и общественных организаций, проводит интервью, а затем закрытое голосование в электронной форме. Департамент образования размещает у себя на сайте видеозапись собеседования. Аттестация считается пройденной, если за кандидата проголосовало более 50 % членов комиссии.

Важно, что подача заявки на прохождение аттестации на должность директора московской школы доступна любому кандидату, в том числе и из других регионов России. Получается, что возглавить столичное образовательное учреждение может и достойный специалист с периферии. Это заманчивое расширение профессиональных возможностей для региональных педагогов.

Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, — разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов. — Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Опубликовано на портале: 13-08-2004 Директор школы. 1994. № 4. С. 31-38.
Тематический раздел:
Для начала позвольте несколько слов о себе. Мне 52 года, ровно половину из них, вот уже 26 лет, директорствую — сначала в небольшой, затем в более крупной школах. Школа, которой я руковожу сейчас находится в районном центре Бишбуляк Башкортостана. В ней 630 учащихся 45 учителей. Буду рад, если мои советы пригодятся начинающим школьным администраторам. По своему положению директор школы — лицо особое. Многое из того, что могут позволить себе руководители других учреждений или предприятий, ему категорически противопоказано. По роду своей работы он входит во множество отношений и взаимоотношений. Из них бы я особенно выделил следующие: директор и учителя; директор и техперсонал; директор и учащиеся; директор и родители.

Для начала позвольте несколько слов о себе. Мне 52 года, ровно половину из них, вот уже 26 лет, директорствую — сначала в небольшой, затем в более крупной школах. Школа, которой я руковожу сейчас находится в районном центре Бишбуляк Башкортостана. В ней 630 учащихся 45 учителей. Буду рад, если мои советы пригодятся начинающим школьным администраторам.

По своему положению директор школы — лицо особое. Многое из того, что могут позволить себе руководители других учреждений или предприятий, ему категорически противопоказано. По роду своей работы он входит во множество отношений и взаимоотношений. Из них бы я особенно выделил следующие: директор и учителя; директор и техперсонал; директор и учащиеся; директор и родители.

Сколько людей, столько характеров

Самое трудное — это установление хороших, дружеских, деловых отношений с учителями. Как правило, еще вчера ты сам был рядовым учителем и тебе далеко небезразлично было отношение руководителя. Не забывай об этом.

Конечно, добиться одинакового отношения ко всем невозможно, тем более зная, что есть несколько групп учителей: добросовестные и не очень. Инициативные и те, кто только и ждет указаний, желающие прийти к тебе на помощь в любую минуту и наблюдающие со стороны с ухмылкой. А есть просто «плохие», от которых надо бы избавиться, да это не очень легко.

Короче, сколько людей, столько характеров и отношений. А ты один, и ты должен уметь находить общий язык со всеми. Каким бы ни был учитель, ты не имеешь права забывать, что должен относиться к нему как к человеку. Такое, разумеется, непросто, но если не получится, значит, надо задуматься: а способен ли ты быть руководителем?

Конечно, ошибок, особенно на первых порах, не избежать. Выход только один: научиться признавать их. Уверяю : если ты в состоянии извиниться перед учителем за свои оплошности, это только поднимет твой авторитет в глазах подчиненных. И еще: даже в небольшом коллективе наверняка найдется хотя бы один педагог, который начитаннее, умнее, мудрее тебя. Мой совет не — пренебрегать возможностями этого человека, постараться сделать его своей опорой, союзником. А если их несколько, они смогут составить костяк коллектива, и ты должен постараться объединить их вокруг себя, сплотив коллектив единомышленников, и через них работать с остальными. Но при этом по всем проблемам надо иметь и твердо отстаивать свое мнение, иначе этот мини-коллектив будет управлять тобой до поры до времени и потом откажется, когда ему надоест принимать решения за тебя. Какие бы хорошие люди тебя ни окружали, нужна определенная дистанция в отношениях с подчиненными.

Конечно, уважение коллектива, и даже его части, приходит с годами, но если люди, работающие под твоим началом, сразу не увидели в тебе своего вожака, то оно вряд ли уже придет, и тут самое честное — уступить место другому. Лучше остаться работать в этом же коллективе рядовым учителем, со временем люди тебя поймут. Это тяжело, но умение руководить дано, увы, не каждому.

Много черпает для себя директор, посещая уроки. Дело это далеко не простое, требующее такта, разумности. Лучше всего планировать посещение уроков в зависимости от способностей учителя, но ни в коем случае на основе лишь одного урока, плохого или хорошего, не делай поспешного анализа. Помни, что каждый урок проходит по-своему, и даже у учителя-новатора могут быть срывы, а у посредственного педагога — взлеты.

К анализу уроков надо подготовиться так, чтобы все учителя, и хорошие и слабые, уходили от тебя с легким сердцем. Если на первых порах не получается, бери с собой наиболее опытного учителя, посоветуйся с ним, и только затем берись за анализ. Учитель такой же живой человек, со своими достоинствами и слабостями, которые надо понимать и щадить. Директор просто обязан знать как можно больше об учителе, постоянно общаться с ним. Уверяю, это очень поможет вам в работе. Конечно, директор тоже обычный человек, он поставлен руководить коллективом, преимущественно женским. Я опять возвращаюсь к мысли о том, что в коллективе есть разные люди: приятные и не очень приятные. Вот как быть с последними? Как строить отношения с ними? Исходя из своих ошибок, я бы хотел дать некоторые советы:
1. Будь с ними уравновешен.
2. Никогда не давай повода подозревать тебя в предвзятом отношении к кому-либо.
3. Не показывай своим видом, поведением, что тот или иной человек тебе неприятен.
4. Будь тактичен со всеми.
5. Не отвечай на провокационные действия и выходки, будь трезв и хладнокровен.
6. Не вызывай неприятного тебе человека на откровенную беседу о ваших взаимоотношениях, постарайся узнать, почему он недоволен ими, задумайся, а нет ли в этом и твоей вины.
7. Не стремись обязательно выставить на всеобщее обсуждение в коллективе твои взаимоотношения с кем-то. Иди на такой шаг только тогда, когда все другие меры исчерпаны, не дают эффекта и ты абсолютно уверен в своей правоте.
8. Если поведение учителя отрицательно сказывается на учениках, ты обязан проявить принципиальность и убедить учителя в том, что он не прав.
9. Не работай в одиночку. У тебя есть завуч, хорошие учителя, профком.
10. К крайним мерам прибегай только в тяжелых, неисправимых случаях.

Директор не должен выглядеть развязано, быть неопрятно одетым. Хорошо, если природа наградила его чувством юмора, но ни в коем случае не старайся возместить его отсутствие плоскими шуточками. И вообще не нужно стараться показывать себя более умным, всезнающим, чем ты есть на самом деле. Будь скромен во всем, умей слушать, прислушиваться, анализировать и делать выводы из услышанного.

Многие учителя видят в директоре старшего товарища, а некоторые — чистого администратора, которого просто боятся. Это — беда, от нее надо избавляться, ведь отношения, построенные на страхе подчиненных перед руководством, никогда не будут плодотворными. Приступая к директорским обязанностям, составь себе план, как ты будешь работать с людьми, посоветуйся со старшими по опыту коллегами, читай больше специальной литературы. Да и вообще тебе придется очень много анализировать прочитанное с карандашом в руках. Тот директор, который каждый день не анализирует свою работу, повторяет одни и те же ошибки, не стремится к творчеству, не пополняет свой багаж знаний, не заботится о своем коллективе учителей и учащихся, никогда не станет сильным, уважаемым руководителем. Это тяжкая работа, но без нее не обойтись. Надо помнить, что без хорошего директора нет и хорошего педагогического коллектива. Говоря о том, что все в школе зависит от директора, я, наверное, не учел одного обстоятельства — какой именно коллектив принял этот директор, ибо работа с кадрами дело не одного года. Как быть, когда по тем или иным обстоятельствам и в самом деле тебе достался коллектив инертный, безынициативный? Тем более что в условиях села выбор небольшой. Что же тогда? Выход только один: всю инициативу брать на себя. Я не верю тому, что не найдется человек, который не загорится от такого директора. Найдутся, непременно найдутся люди, которые поддержат тебя. Другое дело, насколько сам выдержишь и не сломаешься, не остынешь. Для начала можно что-то интересное, занимательное провести с учителями, либо с учениками, либо с родителями. Это может быть очень содержательный педсовет, концерт художественной самодеятельности, совместный поход семьями в лес, хорошее внеклассное мероприятие. Главное начать, сдвинуть с места инертную массу.

Я пишу обо всем этом, и перед моими глазами сидишь ты, молодой директор, и скептически улыбаешься. Мне бы ваши заботы! У меня вон не полностью завезено топливо, течет крыша, нет кочегаров, нет желающих работать техничкой за мизерную заработную плату, нет краски для ремонта, нет денег в бюджете на покупку леса, не с кем его заготовлять. Я понимаю, много хлопот у директора, и время ныне тяжелое, но тем не менее учебно-воспитательная работа с педагогическим коллективом не должна заслоняться хозяйственными делами, иначе к тебе будут относиться как к незадачливому завхозу. Если в течение учебного года ты не нашел времени посетить и проанализировать хотя бы 5-6 уроков каждого учителя, то какой же ты директор? Искусство руководить заключается в том, чтобы успеть сделать все — хозяйственную и учебно-воспитательную работу. Согласен, что труд директора, увы, не оценивается у нас в полном объеме, но разве ты не знал этом раньше? И если уж взялся, то тяни!

Еще раз повторю, главным лицом школы является директор. И конечно, особым должно быть и качество уроков, которые ведет человек, поставленный руководить опытными учителями, он просто не имеет права давать плохие уроки. Об этом станет известно буквально через короткое время, и уж тогда ничем ты не завоюешь авторитета. Разумеется, образцовых уроков для всех учителей ты не можешь дать, но готовиться к каждому обязан. Желательно приглашать на свои уроки и других молодых, чтобы научить чему-то, и талантливых и опытных — чтобы, наконец, учиться самому. Приглашая последних, сразу предупреди, что тебе нужна беспристрастная оценка, иначе просто-напросто отстанешь от своих подчиненных в методическом плане.

Одним из решающих факторов становления взаимоотношений руководителя и коллектива является его умение сдержать свое слово. Человек, однажды не выполнивший обещанное, порождает сомнение в его обязательности, дважды повторивший это, уже не внушает доверия. Директор должен дорожить доверием коллектива в целом и каждого в отдельности. Тут нет места мелочам. Если не уверен в выполнении своего обещания, не нужно воображать из себя всесильного, всезнающего (а это случается с некоторыми), честно признайся, что не сможешь, но уж если ты что-либо обещал, то обязан выполнить. Например, ты договорился с учителем, что придешь к нему на урок, и вдруг звонок, вызов куда-то. Извинись и обязательно приди на урок к учителю. Это важнее всех вызовов, встреч.

Все обещания, обязательства не запомнить, поэтому у директора обязательно должна быть рабочая тетрадь. Если не сумеешь выполнить то или иное обещание — попроси прощения, объяснись. Являясь обязательным человеком сам, приучай к этому и коллектив.

Знать детей, уметь разговаривать с родителями

По роду своей деятельности директору не очень много приходится общаться непосредственно с учащимися, кроме некоторых классов, где он ведет уроки. Но знать учащихся, конечно, необходимо. В небольших школах это не проблема, знать в более крупных сложнее. Прежде всего надо знать детей из группы риска, из неблагополучных семей. И знать достаточно близко, ибо в основном директору приходится заниматься этими учащимися. Он должен разбираться в психологии таких детей, тогда много сумеет сделать для них, сумеет оградить их от вступления на путь правонарушений. Такая работа должна носить регулярный характер, но без навязчивого надзора. Если директор сумеет поставить себя в глазах такого ученика в положение равной собеседника, умного советчика, доброжелательного старшего товарища, уверен, детей с преступным будущим будет меньше.

Не секрет, что часто учителя используют тебя как пугал

Имидж школы, мне кажется, во многом создают родители. Не секрет, что учителя, и директор в особенности, являются объектом обсуждения почти в каждой семье. Часть сведений о них родители получают от своих детей, часть сами, и вот потихоньку помаленьку складывается впечатление о школе. Если это небольшая школа, директор непосредственно имеет дело почти с каждым родителем, тогда ему легче построить с ним работу. А если крупная, то они в основном встречаются на собраниях и на редких встречах с родителями некоторых учащихся. Здесь важно, как ты, молодой директор, построишь свое поведение. Первое и, возможно, окончательное мнение о тебе может сложиться на общем родительском собрании, поэтому очень важно тщательно подготовить свое выступление. Оно должно исходить от сердца, из реалий школьной и общей жизни.

Если встречаешься с родителем наедине, от тебя он должен уйти уверенным, что его ребенок в надежных руках. Твоя беседа должна быть аргументированной, убедительной, такой, чтобы родитель почувствовал, что ты не меньше заинтересован в беседе с ним, чем он.

Теперь коснусь и такого деликатного вопроса. Чего греха таить, ныне некоторые директора относятся к родителям избирательно: к тем из них, кто занимает солидное положение, с полным, как говорится, почтением, к иным — попроще. Плохо это, очень плохо, и губительно для авторитета! Ваша беседа с родителями должна носить плавный, объективный характер, не ущемляя и не восхваляя вашего собеседника. Для того чтобы правильно ее построить, ты должен хорошо изучить предмет беседы и качества ученика. Если же это повторная беседа, то начинай ее хотя бы с небольшого положительного изменения после прошедшей. Никогда не заставляй ожидать родителей возле закрытой двери. Если занят, выйди, объясни причину задержки.

Одним из больных вопросов для директора является работа с техперсоналом. Мало того, что в небольших школах нет нужных штатов, еще и зарплата мизерная.

Как заставить их работать добросовестно? Помогут ли в данном случае приказы, окрики, устрашения? Нет, конечно. Тут необходим особый, доброжелательный и убедительный тон разговора с ними. Правда, в больших школах есть заместитель директора по АХЧ, но нередко на этом месте оказываются случайные люди. И часто директор, особенно молодой, сам ездит и решает хозяйственные вопросы. У него действительно очень мало времени остается на учебно-воспитательную работу. Впрочем, иные считают, что этим в основном должен заниматься завуч. Заблуждение. К тому же давайте помнить, что завучами в большинстве случаев работают женщины и у них кроме школы есть семья, дети.

Директор школы — фигура очень заметная в среде учителей, учащихся, родителей, поэтому на эту должность следует назначать уважаемых, авторитетных людей. Его изучают со всех сторон все, с кем ему приходится работать. И все, что делает директор, должно внушать доверие.

* * *

У меня нет никаких оснований считать эти советы истиной в последней инстанции. Ведь руководитель — человек. А люди, как известно, разные. Мои мысли, мои методы руководства, возможно, неприемлемы для другого. Но одно бесспорно: руководитель должен быть беспристрастным, непредвзятым, твердым, взвешенным, но очень добрым и тактичным, воспитанным человеком. Моральное право быть руководителем, первым лицом в коллективе не дается автоматически вместе с должностью. Его надо завоевать, и это, увы, не всегда и не всем удается.

С первого сентября в моей трудовой биографии добавился ещё один пункт — «заместитель директора по информатизации и инновационной деятельности». Мне досталось полставки в лицее, который я сама же окончила 16 лет тому назад и с которым никогда профессионально не расставалась, меняя свои официальные должности и неофициальные статусы от старшей вожатой до координатора проектов, от редактора сайта до педагога-организатора.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По сути дела, всё это время я приходила в школу делать конкретные, строго ограниченные по времени проекты — фильмы, презентации, юбилеи, конференции, сценарии и всякое вокруг — и уходила, когда работа была закончена, до какого-нибудь нового «вызова современности». Изменилось ли что-нибудь в моей жизни с переходом в высшую школьную административную лигу? О да, ребята. О да.

1. Никто не даст вам времени на адаптацию. Работа начинается здесь и сейчас. Нет, не сейчас, а вообще вчера

Даже если ты до этого десять лет отработал в университетской административной структуре, школа, которая, казалось бы, должна находиться где-то в смежной управленческой реальности, на деле оказывается отдельной бюрократической галактикой, законы которой придётся изучать в режиме реального времени.

Особенно, если повезёт, как мне, в первые же месяцы работы сразу же столкнуться с плановой проверкой Роспотребнадзора. Или ответить за одни рабочие сутки на 13 входящих запросов от вышестоящих административных инстанций. Или подготовить за три дня пакет рабочих документов с осмысленным текстом на 354 страницы.

Разумеется, ты не будешь беспросветно одинок в этой бодрящей работе. Но навсегда перестанешь верить экспертным HR-статьям от «специалистов кадрового менеджмента», утверждающим что «окончательное «вливание» человека в рабочий ритм организации происходит на 10-12 месяц».

2. Свой авторитет в глазах коллег-учителей придётся выстраивать с нуля. Даже если вы прекрасно общались и работали вместе последние 20 лет. Даже если вы у них учились. Хм, особенно, если вы у них учились!

Около четверти моих сегодняшних школьных коллег помнят меня с 13-летнего возраста (сейчас мне 32). И это феерическая обманка — если вы когда-нибудь работали со своими родственниками в структуре с формально-вертикальным подчинением, вы поймете, о чём я. Потому что с одной стороны тут мощный фидбэк из миллиона совместно распитых чашек кофе, общих побед, преодолённых гор и разговоров по душам, а с другой — необходимость порой напоминать этим прекрасным и действительно крепко любимым людям о некоторых их должностных обязанностях, из рамок которых они, бывает, иногда выпадают.

Но если вам повезёт так же, как мне, те самые дорогие-любимые коллеги с огромным пониманием отнесутся к двойственности вашего чуть изменившегося статуса. А некоторые из них снова возьмутся вас незаметно учить — тактичными советами, лёгкими намеками, точечными подсказками, что вы, правда, вообще не сразу осознаете — просто почувствуете через 3-4 месяца, как вдруг внезапно качественно поумнели.

Но вообще мне кажется, что у хорошего администратора в образовании есть только одна разумная профессиональная позиция.

Зам — это, в первую очередь, обслуживающий персонал для преподавателей, а не наоборот

Со всеми вытекающими отсюда профессиональными обязанностями, которые не прописаны ни в одной должностной инструкции, но создаются правдой сегодняшней школьной жизни. Например, оберегать, насколько это вообще возможно, учителей от формальной отчётной писанины. Например, не решать важные для них вопросы без их участия. Например, позволять им просто быть уставшими людьми, которым хочется просто молча посидеть в учительской с тобой рядом, потягивая свой давно остывший нескафе.

3. Большинство учителей понятия не имеют, каковы на самом деле объём и содержание вашей административной работы

Не скажу за всех остальных завучей, но 85% моего рабочего времени занимает написание текстов, которые, скорее всего, не увидит ни один наш учитель-предметник. В этом увлекательно разнообразном жанровом ряду — официальные ответы на самые разные запросы к школе, от статистических данных до развёрнутых объяснительных; заявки на гранты и конкурсы; презентационные тексты; локальные нормативные акты; реестры и списки; всяческие программы развития; поздравительные адреса к юбилеям наших партнёров и чёрт знает что ещё. Пожалуй, единственное, что так или иначе удостаивается широкого общественного прочтения — это тексты нашей внутрикорпоративной рассылки (а её ещё сверстать надо нормально) и публикации в печатной прессе о школе (которые даже не всегда подписаны моим именем).

Это я всё к тому, что для большинства коллег моя работа выглядит так: я сижу за компом и что-то быстро пишу. При этом совершенно не понятно, делает ли вот эта моя работа жизнь конкретного педагога хоть как-то лучше. Тут можно было бы вставить затёртую в интернетах цитату («Каждый человек, которого ты встречаешь, сражается в битве, о которой ты не знаешь ничего» etс.), но я, собственно, о другом. Завучи тоже далеко не всегда знают, с чем и как бьются каждый день учителя. Но, как ни крути, на фронтире образования, с детьми и родителями, стоят именно они, а мы — что ж, по мере сил и собственных возможностей прикрываем их с тыла.

4. Вам придётся как будто выучить новый иностранный язык — тот уникальный, на котором говорит именно ваша школа. Зато потом вы научитесь читать мысли

Без усложнённых отсылок к понятиям ноосферы и общей апперцепционной базы, сформулирую лично пережитое ощущение: каждая школа имеет свой собственный, внутренний смысловой код общения, формируемый поколениями профессионалов, работавших и работающих в ней. И это не только и столько профессиональные термины, которые ты либо знаешь, либо нет. Это про твоё знание и понимание конкретных традиций, историй, имён, фраз, ситуаций, текстов, связанных с этой конкретной школой, которые возникают постоянно в разговорах твоих коллег и которые ты с лёту понимаешь и расшифровываешь, как общеизвестные цитаты из классических книг или фильмов.

Я не знаю точно, как именно передаётся внутри школы это знание (полагаю, надо много спрашивать и ещё больше — слушать), но определяется оно очень просто — любую недоговоренную на бегу собеседником мысль ты можешь быстро подхватить, доформулировать, развить, проиллюстрировать и расписать на три абзаца поясняющего текста.

И, честно сказать, без этого единого профессионального мироощущения фиг вы справитесь с очередным конкурсным дедлайном, когда за один вечер вам нужно подготовить с коллегами какой-нибудь очередной потрясающий воображение мастер-класс или открытый урок. Потому что в ситуации жёсткого лимита времени (то есть всегда) спасает исключительно вот эта профессиональная эмпатия-телепатия: «Так, а тут надо…» — «Я уже так и написала».

5. Вы переживаете самое счастливое время в своей жизни. Переживаете так быстро, как никогда раньше

Счастливое, потому что вокруг вас — удивительно талантливые профессионалы (часто уставшие, порой не в настроении, постоянно забывающие свои чашки в учительской и вот это вот всё).

Счастливое, потому что перед вами — удивительно талантливые дети (плюющие на авторитеты, сидящие в гаджетах, амбициозные и ленивые одновременно, в целом — не дающие интеллектуально расслабиться ни на секунду).

Как стать завучем школы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *