Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования.
Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237
Текст Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, опубликован в «Российской газете» от 21 января 2009 г. N 7, в «Парламентской газете» от 23 января 2009 г. N 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445
Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 9 ст. 851
Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Республику Крым и город федерального значения Севастополь, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 11 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1691
Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2020 г., в «Российской газете» от 4 июля 2020 г. N 144
Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2014 г. образуются новые субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения — Севастополь
Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с 1 марта 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Забайкальский край
Согласно Федеральному конституционному закону от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Иркутская область
Согласно Федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Камчатский край
Согласно Федеральному конституционному закону от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Красноярский край
Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Пермский край
Указом Президента РФ от 27 марта 2019 г. N 130 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Кемеровская область — Кузбасс вместо наименования Кемеровская область
Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ
Указом Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Чувашская Республика — Чувашия вместо наименования Чувашская Республика — Чаваш республики
Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 173 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия — Хальмг Тангч
Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 в часть первую статьи 65 Конституции включены новые наименования субъектов Российской Федерации — Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия — Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ
Изменения вступают в силу с 4 июля 2020 г.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ и применяются в отношении Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после вступления в силу названного Закона
Открытая форма
К началу 1991 года первый вариант проекта был готов, но рабочая группа разделилась примерно пополам по вопросу о форме правления в России. Одни поддерживали вариант с президентской республикой по образцу США, где все правительство формировал бы президент — глава исполнительной власти и где исключались бы вотумы недоверия правительству со стороны парламента. Другие были за то, чтобы главную роль при назначении правительства играло парламентское большинство. Эксперты склонялись к первому варианту, а часть депутатов из рабочей группы поддерживала второй. Когда проект был впервые опубликован многомиллионным тиражом в «Аргументах и фактах», он предусматривал выбор из этих двух моделей. Председатель комиссии Борис Ельцин не считал нужным принимать какие-то решения, очевидно полагая, что оптимальный вариант специалисты найдут сами.
В течение года рабочей группе действительно удалось выработать компромисс. Президент получал статус главы государства, но назначать председателя правительства он мог только с согласия Государственной думы. При этом палата получала право отправлять в отставку отдельных министров двумя третями голосов.
И внутри комиссии, и вне ее были те, кто критиковал нашу работу с леворадикальных позиций. Член комиссии коммунист Юрий Слободкин постоянно упрекал нас в создании правовой базы капитализма. Дискуссии внутри комиссии проходили напряженно, но все же мирно, и находили отражение на страницах «Конституционного вестника», официального издания Верховного Совета. Весьма острые споры шли вокруг автономных республик, боровшихся за статус «суверенных государств», что вызывало серьезные опасения. Спорили и о статусе обеих палат. Помню, Руслан Хасбулатов однажды предложил назвать верхнюю палату не Советом Федерации, а Сенатом. Но идея поддержки не получила.
Одновременно в 1990–1992 годах шел процесс внесения поправок в действующую Конституцию РСФСР 1978 года. Работой над этими поправками руководили Михаил Митюков и Сергей Шахрай — тоже члены Конституционной комиссии.
Важны ли сейчас все эти детали? Думаю, все же важны, поскольку, как показала жизнь, именно детали незаметно и исподволь влияют на характер реального политического режима.
Два проекта
В апреле 1992 года Съезд народных депутатов одобрил основные положения проекта новой Конституции. Но потом дело застопорилось. Экономическая реформа шла тяжело, доходы бюджета были крайне низкими. Программа президента и его команды — создание новой экономики и новой Конституции — стала вызывать острое раздражение, и это можно было понять. Но консервативное депутатское большинство, в сущности, не предлагало никакой внятной альтернативы реформам. По-хорошему представителям двух соперничающих лагерей следовало бы сесть за стол переговоров и прийти к общему решению, скажем, договориться о досрочных выборах — и парламентских, и президентских.
После этого Борис Ельцин решил дорабатывать новую Конституцию без съезда. До осени 1993 года он сохранил за собой место председателя Конституционной комиссии, но пленарные заседания проводил Хасбулатов — как заместитель председателя комиссии.
В мае 1993 года президент опубликовал свой проект Основного закона — довольно скороспелый, хотя и сохранявший основное содержание и структуру нашего проекта. А в июне 1993 года Борис Ельцин созвал Конституционное совещание, главную роль в работе которого играл активный сторонник президента Сергей Шахрай. Конституционная комиссия была включена в состав участников совещания. Но раскол уже проник и в депутатский корпус, и в комиссию, и даже в ее аппарат. Часть депутатов — Сергей Ковалев, Виктор Шейнис, Федор Шелов-Коведяев, Леонид Волков и другие — высказали готовность работать в рамках Конституционного совещания. Другие были категорически против. Помню, со мною советовался редактор «Конституционного вестника» Илья Шаблинский: сообщив, что его зовут на совещание в качестве представителя президента, он спросил, нужно ли в этом случае увольняться из редакции и аппарата Верховного Совета. Я ответил, что скорее да. Впрочем, большинство экспертов комиссии приняли участие в работе Конституционного совещания. В ходе заседаний, по сути дела, шло совмещение и уточнение положений двух проектов Конституции — комиссии и президента.
Труднее всех, думаю, было в этой ситуации Олегу Румянцеву, который отдал столько сил проекту комиссии. Из него в окончательный вариант почти целиком перешли две первые главы — «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека», а также глава «Федеративное устройство» — к тому времени усилиями Конституционной комиссии эта часть уже вошла в текст Федеративного договора, подписанного в марте 1992 года главами субъектов Федерации. Форму правления Конституционное совещание сформулировало иначе. Впрочем, и главы 4–9 проекта, определявшие устройство органов власти и порядок внесения изменений в Конституцию, во многом основывались на предложениях Конституционной комиссии, уже прошедших к тому времени через горнило обсуждений в Верховном Совете.
Окончательная версия
А что же большинство депутатов? Думаю, они могли бы на очередном съезде в ноябре 1993 года принять новую Конституцию, поскольку проект, над которым почти три года работала Конституционная комиссия, был вполне готов. Но вместо этого консервативное большинство решило вносить в действовавшую Конституцию 1978 года новую порцию поправок — на сей раз лишающих президента основных полномочий. Думаю, это была и тактическая, и стратегическая ошибка.
Новое обострение политического кризиса привело к трагической кровавой развязке в сентябре—октябре 1993 года, когда президент своим указом распустил парламент. Невозможно забыть стреляющий с моста по зданию парламента прямой наводкой танк. Я считаю, что ответственность за такое развитие событий лежит на обеих сторонах конфликта.
После событий 3–4 октября 1993 года проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием, еще несколько раз подправили и подчистили. В частности, установили, что президент не обязан получать согласие Государственной думы на отставку правительства (ранее в проекте такое согласие требовалось). Еще записали, что Совет Федерации не избирается, а формируется органами власти регионов. Этот вариант Конституции и был вынесен на референдум, где получил поддержку граждан.
Так появилась наша сегодняшняя Конституция. Конечно, ее нельзя назвать результатом компромисса, устраивающего всех. Но все же это первая российская Конституция, над которой совместно работали представители различных политических и общественных сил, опиравшиеся на мировой конституционный опыт. Надо ли ее менять? Наверное, она не должна оставаться в неизменном состоянии — просто в силу развития общества и становления государства. Но изменения не должны затрагивать основные институты демократического государства, такие как разделение властей, права и свободы человека и пр.
Да, Конституция несовершенна: скажем, роль парламента при формировании правительства могла бы быть и более значительной. Но я крайне настороженно отношусь к идеям институциональных поправок к ней и тем более к идее замены действующего Основного закона новым. Пороки и нелепости нашей нынешней общественной жизни обусловлены вовсе не конституционными нормами.
Сейчас много говорят о том, что Конституция России в большей степени ориентирована на западные образцы и не отражает российских традиций. Мне кажется, что это лукавство. Те, кто так утверждает, вряд ли согласятся с нарушением своих основных прав и свобод, отраженных в Конституции, например права на судебную защиту или на участие в выборах органов власти. Наличие или отсутствие писаного Основного закона, как и его содержание, еще не делает государство правовым: в Великобритании и Израиле формально вообще нет Конституции. Правовым государство делают люди, которые в полной мере осознают, разделяют и принимают общечеловеческие ценности.
Так что следует помнить ту высокую цену, которая была заплачена за действующую российскую Конституцию, и относиться к ней бережно.
Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.
В апреле 1993 года был известный всероссийский референдум, который состоялся по инициативе президента Ельцина, — о доверии президенту, политике правительства, о доверии парламенту — Верховному совету. «Да, да, нет, да» — известные ответы на вопросы. После этого образовался какой-то политический тупик. Референдум стали толковать и так и сяк. И тогда возникла идея Конституционного совещания. По указу Президента с начала мая 1993 года до начала июля проект Конституции в основе своей был уже подготовлен. Он разрабатывался на основе пактов о правах человека, начиная с ООН 1948 года.
7 октября 1993 г. председатель Конституционного суда Валерий Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» уходит в отставку (сохранив полномочия судьи). Судьи были вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей Конституционного суда, однако, в последний момент, по некоторым данным — по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало).
В итоге, 12 декабря 1993 года, был принят высший нормативный правовой акт Российской Федерации — Конституция Российской Федерации. При этом за ее принятие проголосовало никак не «подавляющее большинство» граждан России — 58,43 %, тогда как против предложенного основного закона высказалось 41,57 %. За два месяца до этого, 15 октября 1993 года, президент Борис Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» — термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день ее опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
Об отношение россиян к Конституции – к 21-летию документа
— 41% россиян никогда не читал Конституцию. 39% считают, что граждане России в основном соблюдают Конституцию, 36% ответили, что отчасти. О том, что 12 декабря в стране отмечается день Конституции, знают 75% опрошенных. Таковы данные опроса «Левада-центра», проведенного накануне праздника.
— За 2014 год в Конституцию были внесены три поправки. Первая (от 5 февраля) предусматривала объединение Верховного и Высшего арбитражного судов, а также расширение полномочий президента России по кадровым назначениям в прокуратуре. Вторая (от 21 марта) закрепляла принятие Крыма в состав России. Третья (от 21 июля) дает возможность президенту вводить своих представителей в Совет Федерации; число их не должно превышать 10% общего количества членов.
— 8 декабря президент России поздравил судей Конституционного суда с предстоящей памятной датой. Говоря об изменениях в Конституции, Владимир Путин заявил, что «конституционный процесс никогда не бывает навеки завершенным», а сама жизнь требует внести в основной закон какие-то коррективы.
— В преддверии юбилея председатель Конституционного суда Валерий Зорькин заявил: «Я всегда говорил одно и то же. Первое: не вносите в Конституцию того, чего не нужно вносить. Если нельзя не вносить — только тогда вносите. А второе: Конституция — это не священная корова, и не нужно на нее молиться, не притрагиваясь, или наоборот — поскольку мы не готовы к священному — взять и все отбросить: сегодня одно, завтра — другое». Стоит отметить, что ранее Зорькин уже призывал не относиться к Основному Закону как к «священной корове».
Геннадий Бурбулис, известный деятель из команды либерал-реформаторов, который в 1992 году занимал должность руководителя группы советников Президента Российской Федерации, высказался тогда по этому поводу предельно откровенно и даже цинично: «Конституция, принятая 12 декабря, пусть через ухо, пусть через задницу принятая, – она есть и она является той правовой основой, которая необходима для продвижения вперед» (Русская мысль. 1994. 2–8 июня. С. 9). Как говорится, без комментариев…
По мнению Виктора Шейниса (член партии «Яблоко»), одного из авторов конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» конституции создавался под эгидой трёх человек — Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая (естественно, что все они, включая и некогда изгнанного из комсомола Шейниса, в советские времена были членами КПСС, т.е. официально принадлежали к авангарду строителей коммунизма и соответственно должны были учить этому других, в том числе и личным примером беззаветного служения идеалам истинной, а не буржуазно-либеральной свободы).
Они были лидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.
Что касается содержательной части, то принятая Конституция также вызывает немало справедливых нареканий. В первую очередь, обращает на себя внимание, что отличительной особенностью ельцинской конституции является ее преимущественно декларативный характер. В этом отношении она не только конкурирует, но даже выигрывает «за явным преимуществом» у своих советских предшественниц. Можно сказать, что Основной закон в редакции 1993 года фиксируют скорее предельно общие принципы и цели (списанные под копирку с аналогичного законодательства стран «цивилизованного Запада» и почти не считающиеся с тысячелетней традицией и укладом Русской цивилизации), чем существующую реальность.
Также бросается в глаза характерное для начала 1990-х годов расшаркивание российских властей перед своими западными «друзьями и партнерами». Очевидно, что ельцинский политический режим после разгона законно избранного парламента особенно нуждался в международной легитимации своих конституционных инициатив. Видимо, этим обстоятельством в значительной мере объясняется решение включить в Основной закон положение, устанавливающее приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом (если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права). При том, что конституции большинства государств, считающих себя независимыми субъектами мировой политики, предполагают приоритет отечественного законодательства перед нормами международного права.
Многие критики принятой наспех Конституции 1993 года также указывают на то, что статья 13, постулирующая, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной», как минимум противоречит самой природе государства, которое по определению не может существовать без идеологии. Также как нормальная жизнедеятельность отдельного человека не мыслима вне рамок рационального целеполагания и мысленного выстраивания образа желаемого будущего, а также определения эффективных средств его достижения (с учетом имеющихся в наличии средств и ресурсов, а также внешнего окружения).
Еще одним существенным «родовым пороком» действующей Конституции является отсутствие какого-либо упоминания о роли в формировании российского государства русского народа. Ни в качестве государствообразующего, ни даже, как составной части РФ.
Кстати говоря, это обстоятельство подчеркивает генетическую связь с большевистскими конституциями, в которых игнорировалось, а зачастую просто беспардонно вымарывалось, всякое упоминание о роли русского народа в строительстве «многонационального дома» на «одной шестой части суши». Разница состоит лишь в том, что если отцы-основатели советского государства прикрывали этот исторический подлог соображениями «пролетарского интернационализма» и планами построения в будущем «всемирного государства рабочих и крестьян», то «младореформаторы» 1990-х гг., вскормленные на западных грантах, уже явно думали о победе в глобальном масштабе сил «либерально-олигархического интернационала».
Но всё же. Конституция в стране, как ОСНОВНОЙ ЗАКОН есть. В отличие от Мелкобритании, у которой её отродясь не было. Что нам даёт этот закон?
С точки зрения юридической природы, социального содержания и назначения ныне действующая российская Конституция выделяется следующими специфическими чертами и особенностями.
Во-первых, это Конституция переходного периода, сочетающая в себе признаки Основного закона, свойственного государству с высокоцентрализованной системой управления экономической и другими сферами жизни общества, с признаками основного конституционного акта, свойственного государству с рыночной экономикой.
Переходный характер Конституции 1993 прослеживается практически во всех её главах и разделах, но наиболее ярко он проявляется в исходных положениях, касающихся различных форм собственности, природных ресурсов, земли и др. Так, если прежние российские конституции, отражая плановый и вместе с тем высокоцентрализованный характер управления экономикой со стороны государства, закрепляли приоритетное значение государственной формы собственности, то Конституция 1993, отражая переходный характер экономики от государственно-планируемой и управляемой к рыночной экономике, закрепляет одинаковый правовой статус различных форм собственности. Согласно Конституции «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8, п. 2). Действующая Конституция, закрепляя «единство экономического пространства, 431 свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» и поддерживая конкуренцию и свободную экономическую деятельность, устанавливает также положение, в соответствии с которым «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 8, п. 1; ст. 9, п. 2).
Во-вторых, действующая Конституция, так же как и Основной закон любого иного государства, обладает высшей юридической силой по сравнению с другими законами и иными нормативно-правовыми актами. Это означает, что законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, должны издаваться в строгом соответствии с Конституцией РФ, не должны ей противоречить. Это означает также, что Конституция как юридический акт имеет несомненный приоритет перед всеми иными нормативно-правовыми актами. Согласно статье 4-й она вместе с федеральными законами обладает верховенством на всей территории РФ. Определяя и закрепляя все основополагающие принципы построения и функционирования правовой системы РФ и механизма правового регулирования в стране, Конституция является фундаментом всего российского законодательства.
В-третьих, современная Конституция Российской Федерации является юридическим актом прямого действия. Данная её особенность специально выделяется и закрепляется в статье 15, где прямое действие Конституции по своей значимости ставится в один ряд с её высшей юридической силой. При этом подчёркивается, что как акт прямого действия, имеющий высшую юридическую силу, Конституция выражается в различных формах и, в частности, в том, что она напрямую, без каких-либо иных «посредствующих» звеньев определяет и закрепляет основы государственной и общественной жизни России, основные права и свободы граждан, формы и виды собственности, основы гражданского, административного, семейного, уголовного, трудового и других отраслей российского законодательства.
В-четвёртых, Конституция РФ, как свидетельствует уже её название и 432содержание, является актом федерального уровня и значения. Наряду с ней и в строгом соответствии с ней на уровне субъектов Федерации принимаются свои собственные основные законы: в республиках – конституции, а в остальных субъектах РФ – уставы. Кроме того, Конституция РФ предусматривает издание по ряду указанных в самом её тексте вопросов федеральных конституционных законов. Круг этих вопросов довольно ограничен, а их перечень является исчерпывающим, закрытым. В переводе на язык практики это означает, что по всем другим вопросам принятие федеральных конституционных законов исключается.
Среди вопросов, по которым предусматривается издание федеральных конституционных законов, выделяются вопросы, касающиеся субъектов РФ (изменение их конституционного статуса, установление порядка принятия новых субъектов и образования в составе РФ новых субъектов); государственного флага, герба и гимна Российской Федерации – их описания и порядка официального использования (ст. 70, п. 1); порядка назначения и проведения референдума (ст. 84 п.в); режима военного положения (ст. 87, п. 3); обстоятельств и порядка введения на территории РФ или отдельных её местностях чрезвычайного положения (ст. 88); порядка деятельности правительства РФ (ст. 114, п. 2); полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128, п. 3).
В-пятых, действующая Конституция России, будучи основополагающим юридическим актом, в отличие от других законов и подзаконных актов, имеет многоцелевой характер. В наиболее концентрированном виде важнейшие цели, преследуемые Конституцией, представлены и зафиксированы в её преамбуле. Это: сохранение исторически сложившегося государственного единства России; «возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости её демократических основ»; утверждение прав и свобод человека, а также гражданского мира и согласия; обеспечение благополучия и процветания России.
Данные цели пронизывают всё содержание Конституции и лежат в основе всех её глав и разделов, а также всех конституционных норм. В соответствии с этими целями определяются основные направления деятельности российского государства, формулируются его главные задачи, направленные на их реализацию.
В-шестых, Конституция России, будучи многогранным и многоаспектным документом, имеет многофункциональный характер. Это обусловлено, прежде всего, тем, что она по своей природе и назначению является не только чисто юридическим, но и политическим, идеологическим, социальным и экономическим актом. В силу этого в повседневной государственной и общественной жизнедеятельности она выполняет не только сугубо юридические функции, выступая в качестве основы правовой системы, правопорядка в стране и системы законодательства и (как правовой акт прямого действия) непосредственно регулируя общественные отношения, но и иные функции – экономические, политические, социальные, идеологические.
***
Порядок принятия федерального конституционного закона и, соответственно, поправок к главам 3–8, определяется самой Конституцией. Для их принятия требуется поддержка (одобрение) большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной 433 думы. Все поправки к главам 3–8 Конституции РФ должны оформляться и приниматься в виде особых федеральных законов. Такое требование содержится в постановлении Конституционного суда РФ от 31.10.1995 по делу, касающемуся толкования статьи 136 Конституции РФ.
Процедура одобрения поправок к главам 3–8, принятых палатами Федерального собрания и оформленных в виде особого федерального закона, на уровне субъектов РФ устанавливается их конституциями (уставами) и регламентами их законодательных (представительных) органов.
Наконец, третья часть положений главы 9 Конституции РФ относительно порядка принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции касается изменения статьи 65. Согласно статье 137 (п. 1) Конституции РФ изменения в статью 65, «определяющую состав Российской Федерации», вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта РФ, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Проблема ныне действующей Конституции в том, что мы не видим проекта развития страны. Потому что Конституция не задает желаемого образа будущего. Что, вообще-то говоря, должен делать основной закон. Конституция должна определять базовые ценности — что мы считаем добром, а что злом, и как мы будем строить государство и общество, понемногу приближаясь к идеалу. Данная Конституция принципиально уходит от этих вопросов.
Остается лишь полностью согласиться со словами президента РФ В.В.Путина, произнесенными 8 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге на встрече с судьями Конституционного Суда РФ:
«…конституционный процесс никогда не бывает навеки завершенным. Иногда сама жизнь требует внести в основной закон какие-то коррективы. Очевидно, что конституционные нормы необходимо постоянно анализировать, примерять к стремительно меняющейся реальности, изучать правоприменительную практику, уметь смотреть за горизонт…»
PPS
Действующая Конституция — это не мёртвый закон. В неё вносились, и будут вноситься поправки, продиктованные временем и изменением политики государства. Например: